Основная образовательная программа Направление подготовки 100100 Сервис




НазваниеОсновная образовательная программа Направление подготовки 100100 Сервис
страница1/12
Дата24.09.2012
Размер1.57 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»





Основная образовательная программа


Направление подготовки 100100 - Сервис

Профиль подготовки: Социокультурный сервис


Разработала кафедра социально-культурного сервиса и туризма


Утверждено на заседании кафедры СКСиТ

Протокол №5 от 15.12.2010г.


Утверждено на научно-методическом совете

совет факультета ТиГХ

Протокол №4от 24.12.2010г.


Санкт-Петербург

2010 г.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАПРАВЛЕНИЯ

100100 – СЕРВИС

Профиль «Социокультурный сервис»


Общие положения

Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 100100 - Сервис, профиль «Социокукультурный сервис» разработана в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России1, требованиями ФГОС ВПО2 и Примерной основной образовательной программой по направлению подготовки 100100 Сервис.

Актуальность реализации ООП по направлению 100100 «Сервис» обусловлена тем, что в настоящее время развитие сферы услуг и, в частности социально-культурного сервиса, является одним из наиболее стабильных и перспективных направлений развития экономики Российской Федерации. В сфере услуг слово «сервис» означает систему мер, обеспечивающих высокий уровень комфорта, удовлетворяющих самые разнообразные бытовые, социальные и культурные запросы гостей. Это обуславливает необходимость подготовки бакалавров сервиса по профилю «Социокультурный сервис».

Профиль «Социокультурный сервис» по направлению подготовки 100100 «Сервис» одобрен решением совета Учебно-методического объединения по образованию в области сервиса и туризма от 5 октября 2010 года (протокол №3).

Профиль подготовки «Социокультурный сервис» характеризует направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект деятельности, удовлетворяющий требования потребителей, организацию комплексного обслуживания в организациях, ассоциациях, фондах, правительственных и неправительственных организациях культуры, образования, социальной работы, досуга и развлечений.

Главной целью СПбГИЭУ в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России и требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 100100 Сервис является качественная подготовка обучающихся с привлечением представителей работодателей, заинтересованных в подготовке выпускников по направлению подготовки 100100 Сервис, профиль «Социокультуный сервис».

Целью основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 100100 Сервис, профиль «Социокультурный сервис» в области воспитания является формирование социально-личностных качеств: нравственности, общекультурных навыков, способности к социальной адаптации, реализации творческого потенциала личности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданской позиции, коммуникативности, толерантности, понимания социального значения и социальных последствий профессиональной деятельности в соответствии с профилем «Социокультурный сервис».

Целью основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 100100 Сервис, профиль «Социокультурный сервис» в области обучения является:

  • подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественнонаучных знаний;

  • получение высшего профессионально профилированного образования, позволяющего выпускнику быть конкурентоспособным и успешно работать в сфере услуг, обладать универсальными и профессиональными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда в соответствии с профилем подготовки «Социокультурный сервис»;

  • профессиональная ориентация обучающихся на освоение основной образовательной программы бакалавриата в соответствии с профилем подготовки «Социокультурный сервис» по результатам успешной сдачи итоговой государственной аттестации выпускнику присваивается квалификация (степень) - «бакалавр».

Основная образовательная программа (ООП) подготовки бакалавров сервиса в СПбГИЭУ базируется на:

  • компетентностном подходе3 и инновационных технологиях обучения;

  • согласовании образовательной программы с профессиональными объединениями работодателей, включая Ассоциацию сферы услуг, Ассоциацию работников туристско-экскурсионных предприятий, Ассоциацию питания Санкт-Петербурга, Ассоциацию музеев Санкт-Петербурга и другие профессиональные объединения Санкт-Петербурга и Северо-Запада;

  • значительном опыте СПбГИЭУ в области подготовки профессиональных кадров в сфере социально-культурного сервиса и туризма;

  • активном использовании международного опыта подготовки и интеграции с зарубежными вузами-партнерами, осуществляющими подготовку в сфере сервиса.

В планировании и реализации содержания ООП учтены результаты работы в практической, консалтинговой, научной, методической, воспитательной и образовательной сферах кафедры социально-культурного сервиса и туризма и других кафедр факультета туризма и гостиничного хозяйства СПбГИЭУ, обеспечивающих подготовку выпускников по данному направлению. Также при разработке ООП учтены: особенности Северо-Западного федерального округа, Ленинградской области и Санкт-Петербурга, как крупных экономически развитых регионов, характеризующихся постоянным ростом сферы услуг; потребности экономики региона в специалистах в области производственно-технологической, сервисной, организационно-управленческой и проектной деятельности в основных отраслях сферы услуг.

К освоению ООП подготовки бакалавров сервиса в СПбГИЭУ допускаются абитуриенты, имеющие среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование.

Обучение по направлению 100100 «Сервис» осуществляется по очной и заочной формам обучения. Срок обучения по очной форме составляет 4 года. При обучении по иным формам (заочной, очно-заочной) продолжительность срока обучения увеличивается до года по сравнению с нормативным сроком обучения (4 года 10 месяцев).

Выпускник по направлению 100100 «Сервис» подготовлен к дальнейшему обучению в магистратуре СПбГИЭУ по профильным направлениям подготовки.

Содержательная часть

Область профессиональной деятельности бакалавра сервиса включает процессы сервиса, обеспечивающие предоставление услуг потребителю в системе согласованных условий и клиентурных отношений.

Объектами профессиональной деятельности бакалавра являются:

• потребители (индивидуальные или корпоративные клиенты), их потребности;

• процессы сервиса;

• методы диагностики, моделирования и разработки материальных и нематериальных объектов сервиса;

• материальные и нематериальные системы процессов сервиса.

Видами профессиональной деятельности бакалавра являются:

• сервисная;

• производственно-технологическая;

• организационно-управленческая;

• научно-исследовательская.

Бакалавр сервиса должен быть подготовлен к выполнению задач по видам профессиональной деятельности:

сервисная деятельность:

• проведение экспертизы и (или) диагностики объектов сервиса;

• выбор необходимых методов и средств процесса сервиса;

• обобщение необходимого варианта процесса сервиса, разработка регламента;

• предоставление услуги потребителю, в том числе с учетом социальной политики государства;

производственно-технологическая деятельность:

• выбор материалов, специального оборудования и средств с учетом процесса сервиса;

• разработка процесса сервиса и контроль выполнения регламента;

• внедрение и использование информационных систем с учетом процесса сервиса;

• мониторинг и контроль качества процесса сервиса и обслуживания;

организационно-управленческая деятельность:

• участие в планировании деятельности предприятия сервиса;

• участие в организации контактной зоны для обслуживания потребителей;

• участие в организационно-управленческой деятельности предприятия сервиса, формировании клиентурных отношений;

• выбор оптимальных процессов сервиса;

• оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение деятельности предприятия сервиса;

научно-исследовательская деятельность:

• разработка элементов оптимизации сервисной деятельности;

• участие в исследованиях потребительского спроса; мониторинг потребностей;

• участие в исследованиях психологических особенностей потребителя с учетом национально-региональных и социально-демографических факторов;

• участие в исследовании и реализации методов управления качеством, стандартизации и сертификации изделий и услуг, формировании клиентурных отношений.

Основным принципом разработки и реализации ООП в СПбГИЭУ по направлению 100100 Сервис является гармоничное сочетание дисциплин учебных циклов (гуманитарного, математического и естественнонаучного, профессионального) с учебными и производственными практиками и факультативными дисциплинами в строгой последовательности: от общеобразовательных к профессиональным с постепенным усложнением и наращиванием потенциала практического опыта и специальных знаний, что обеспечивает приобретение практических навыков и высокое качество профессиональной подготовки бакалавров.

Порядок и особенности реализации ООП

В структуре ООП СПбГИЭУ по направлению 100100 – Сервис отражены все необходимые учебные циклы и разделы в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и примерной основной образовательной программой по направлению 100100Сервис.

Дисциплины базовой части учебных циклов включают:

Гуманитарный, социальный и экономический цикл (ГСЭ) – «История России», «Философия», «Основы социального государства», «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык»;

Математический и естественнонаучный цикл (ЕН) – «Математика», «Информатика», «Экология»;

Профессиональный цикл (П) - «Сервисология», «Сервисная деятельность», «Психодиагностика», «Психологический практикум», «Профессиональная этика и этикет», «Информационные технологии в сервисе», «Менеджмент в сервисе», «Маркетинг в сервисе», «Основы предпринимательской деятельности в сервисе», «Организация и планирование деятельности предприятий сервиса», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Безопасность жизнедеятельности».

Вариативная часть учебных циклов включает дисциплины, успешное освоение которых позволяет сформировать у выпускников набор компетенций, определяющих степень подготовленности к выполнению конкретных функций на предприятии в соответствии с профилем «Социокультурный сервис». В состав вариативной части входят следующие дисциплины:

ГСЭ – «Основы речевой коммуникации», «Психология», «Экономика», «Введение в специальность»;

ЕН – «Концепции современного естествознания», «Прикладная статистика», «География сервиса», «Курортно-рекреационные ресурсы», «Основы здорового образа жизни» и др.;

П – «Социокультурные технологии и тенденции развития», «Технологические процессы в социокультурном сервисе», «Технические средства предприятий социокультурной сферы»,
«Ресурсная база социокультурного сервиса», «Социокультурное проектирование», «Межкультурные коммуникации в социокультурном сервисе», «Технологии продаж», «Правовое обеспечение социокультурной деятельности», «Психология делового общения», «Профессиональный иностранный язык» и др.

Состав дисциплин по выбору студента обусловлен требованиями работодателей, в том числе Северо-Западного региона, к всесторонней подготовке бакалавров сервиса и необходимостью формирования конкурентных преимуществ у выпускников СПбГИЭУ на рынке труда, а также углублением подготовки по отдельным предметным и функциональным областям деятельности сервисного предприятия. Перечень дисциплин по выбору ежегодно актуализируется. Выбор дисциплин студентом осуществляется в соответствии с порядком, принятым в СПбГИЭУ.

В общий перечень дисциплин по выбору входят следующие дисциплины:

ГСЭ – «Социология социально-культурной сферы», «Религиоведение», «Русский язык и культура речи», «Этническая культура народов России», «Культурология» и др.

ЕН _ «Компьютерный практикум», «Интернет- технологии», «Основы информационной культуры» и т.д.

П - «Организация рекреационной деятельности», «Современные музейные технологии», «Технологии конгрессно-выставочной деятельности», «Технология организации социокультурной анимации», «Организация деятельности культурно-спортивных комплексов», «Организация клубной деятельности», «Корпоративная культура и управление персоналом в  социокультурной сфере», «Инновационный менеджмент в социокультурной сфере», «Бизнес-планирование в социокультурной сфере» и др.

В рамках факультативных дисциплин студенты имеют возможность изучить следующие дисциплины по выбору: «Культурные объекты Северо-Запада и Санкт-Петербурга», «Этнокультурные технологии» и ряд других дисциплин (по выбору). Общий объем факультативных дисциплин не превышает 10 з.е. за весь период обучения.

Реализация компетентностного подхода в соответствии с ФГОС ВПО, целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности бакалавров туризма предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, а именно: деловых и ролевых игр; разбора конкретных ситуаций сервисной деятельности, в том числе видео-кейсов; психологических и коммуникативных тренингов; мастер-классов представителей российских и зарубежных сервисных предприятий в сочетании с различными формами внеаудиторной работы.

В целом в учебном процессе удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет более 30 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа составляют не более 40 % аудиторных занятий.

В целях закрепления практических навыков и повышения эффективности обучения в графике учебного процесса предусмотрены учебные и производственные практики, общая продолжительность которых составляет 15 недель. Учебные практики предусмотрены на 1 и 2 курсах обучения и включают: учебно-ознакомительный экскурсионный практикум, учебную практику по технологии сервисной деятельности, лабораторный практикум по информационным технологиям в сервисе. Производственные практики организуются на 2, 3 и 4 курсах обучения и позволяют изучить специфику работы сервисных предприятий Санкт-Петербурга, Северо-Западного и других регионов России, а также зарубежных сервисных предприятий – партнеров СПбГИЭУ.

Оценка качества освоения ООП осуществляется посредством текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников. Текущий контроль и промежуточная аттестация предусматривают активное использование балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов. Сформированы фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций в соответствии с профилем подготовки.

Итоговая государственная аттестация выпускников по направлению 100100 «Сервис» включает сдачу государственного междисциплинарного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы, позволяющих выявить и оценить у выпускников уровень освоения основных компетенций, установленных ФГОС ВПО. Государственный междисциплинарный экзамен включает ключевые теоретические вопросы и практические задания. Он проводится на заключительном этапе учебного процесса до разработки выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа должна отразить знания, показать умения и навыки в основных видах деятельности бакалавра сервиса. Выполнение выпускной квалификационной работы регламентируется методическими указаниями, которые регулярно перерабатываются и обновляются.

Обеспеченность выполнения ООП

Реализация основной образовательной программы подготовки выпускников по направлению по 100100 Сервис, профиль «Социокультурный сервис» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.

Требования ФГОС ВПО относительно числа преподавателей кафедры, обеспечивающих выполнение ООП, имеющих ученую степень и ученое звание, а также практический опыт управления сервисными предприятиями, выполняется полностью.

Учебно-методическое обеспечение ООП по направлению 100100 Сервис, профиль «Социокультурный сервис» включает материалы, обеспечивающие освоение дисциплин в рамках различных форм аудиторной и самостоятельной работы. Учебно-методические материалы регулярно пересматриваются и актуализируются.

В СПбГИЭУ обеспечивается полноценная работа студентов специальности с профессионально-ориентированными справочно-правовыми системами «Кодекс», «Консультант-Плюс», «Гарант», «Lexus Nexus», а также в сети Интернет. Имеется доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным системам с учетом профиля подготовки, включая специализированные базы данных, содержащие адресные данные, сведения о предприятиях сферы услуг.

Материально-техническая база обеспечивает стабильное и ритмичное проведение всех видов учебных занятий, предусмотренных учебным планом, и научно-исследовательской работы. Имеются: лаборатории по дисциплинам в области безопасности жизнедеятельности, экологии; специально оборудованные лингафонные кабинеты и аудитории для изучения иностранных языков, технологии сервисной деятельности; спортивные залы для занятия физической культурой; компьютерные классы с комплектом лицензионного программного обеспечения по дисциплинам в области информатики, информационных технологий в сервисе, а также по другим дисциплинам. На базе СПбГИЭУ функционируют тренинговый отель «Отель-ИНЖЭКОН» и тренинговая туристская фирма «ИНЖЭКОН-Трэвел», а также Сервис-Бюро.

Материально-техническое обеспечение соответствует действующим санитарно-техническим и противопожарным нормам.

Заключение

Полное освоение ООП направления подготовки бакалавров 100100 – Сервис (профиль «Социокультурный сервис») позволяет бакалавру кроме общих требований к образованности обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями (ОК):

• способностью владеть культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем мире, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);

• готовностью использовать базовые положения математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-2);

• готовностью принимать меры по сохранению и защите экосистемы в ходе общественной и профессиональной деятельности (ОК-3);

• владеть основными методами организации безопасности жизнедеятельности людей, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-4);

• способностью к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-5);

• готовностью демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-6);

• владеть письменной и устной речью на русском языке, методами создания текстов; способен использовать профессионально ориентированную риторику, осуществлять социальное взаимодействие на одном из иностранных языков (ОК-7);

• способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, социальных стандартов, готовностью демонстрировать уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовностью поддерживать партнерские отношения (ОК-8);

• способностью к работе в коллективе, в том числе применяя принципы и методы организации и управления малыми и средними коллективами (ОК-9);

• способностью осуществлять деятельность, связанную с руководством или действиями отдельных сотрудников, оказывать помощь подчиненным (ОК-10);

• способностью на научной основе организовать свой труд, оценивать с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности; владением навыками самостоятельной работы (ОК-11);

• готовностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности (ОК-12);

• владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией; уметь работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

• способностью участвовать в работе над инновационными проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности (ОК-14);

• стремлением к постоянному личностному развитию и повышению профессионального мастерства; критическому оцениванию с помощью коллег своих достоинств и недостатков, обобщению необходимых выводов (ОК-15);

• готовностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, развития социальных и профессиональных компетенций, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-16);

• обладать культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, систематизации, постановке целей и выбору путей их достижения, умением логически верно, аргументировано и ясно строить свою речь (ОК-17);

• готовностью к компромиссу с потребителем по возможному варианту и требуемому качеству обслуживания (ОК-18);

• умением владеть средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья; готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-19).

Выпускник по направлению подготовки 100100 Сервис с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

сервисная деятельность:

• способностью к диверсификации сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями (ПК-1);

• готовностью выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности (ПК-2);

• готовностью к проведению экспертизы и (или) диагностики объектов сервиса (ПК-3);

• готовностью к работе в контактной зоне с потребителем, консультированию, согласованию вида, формы и объема процесса сервиса (ПК-4);

• готовностью к разработке и реализации технологии процесса сервиса, формированию клиентурных отношений (ПК-5);

• готовностью к осуществлению сквозного контроля качества процесса сервиса, параметров технологических процессов, используемых материальных ресурсов (ПК-6);

производственно-технологическая деятельность:

• готовностью внедрять и использовать современные информационные технологии в процессе профессиональной деятельности (ПК-7);

• готовностью разрабатывать и использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации работ и услуг (ПК-8);

• готовностью к обоснованию и разработке технологии процесса сервиса, выбору ресурсов и технических средств для его реализации (ПК-9);

организационно-управленческая деятельность:

• готовностью к организации контактной зоны предприятия сервиса (ПК-10);

• готовностью к планированию производственно-хозяйственной деятельности предприятия сервиса в зависимости от изменения конъюнктуры рынка и спроса потребителей, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК-11);

• готовностью к организации технологического процесса сервиса (ПК-12);

научно-исследовательская деятельность:

• готовностью к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в сервисной деятельности (ПК-13);

• готовностью к участию в проведении исследований социально-психологических особенностей потребителя с учетом национально-региональных и демографических факторов (ПК-14);

• способностью к выполнению инновационных проектов в сфере сервиса (ПК-15).


Аннотации дисциплин
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Основная образовательная программа Направление подготовки 100100 Сервис iconОсновная образовательная программа: 100100 Сервис, п рофиль «Сервис в индустрии моды и красоты». Квалификация (степень)
Основная образовательная программа: 100100 Сервис, профиль «Сервис в индустрии моды и красоты»
Основная образовательная программа Направление подготовки 100100 Сервис iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 100100 сервис утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. №337 Профиль «Социокультурный сервис»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Основная образовательная программа Направление подготовки 100100 Сервис iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 270800 Строительство (Указывается код и направление подготовки) Профиль подготовки 270800. 62. 00. 19 «Проектирование зданий и сооружений»
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)
Основная образовательная программа Направление подготовки 100100 Сервис iconМетодические рекомендации для студентов направлений подготовки 100100 «Сервис»
...
Основная образовательная программа Направление подготовки 100100 Сервис iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент»
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)
Основная образовательная программа Направление подготовки 100100 Сервис iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 270800 «строительство»
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)
Основная образовательная программа Направление подготовки 100100 Сервис iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент»
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)
Основная образовательная программа Направление подготовки 100100 Сервис iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 270800. 62 «строительство»
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы) 5
Основная образовательная программа Направление подготовки 100100 Сервис iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 270800. 62 «строительство»
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы) 5
Основная образовательная программа Направление подготовки 100100 Сервис iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 270800 «строительство»
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница