Е. В. Афонасин Ответственный секретарь




НазваниеЕ. В. Афонасин Ответственный секретарь
страница1/22
Дата18.04.2013
Размер2.74 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


Σ Χ Ο Λ Η


Философское антиковедение

и классическая традиция


Том II


Выпуск 2


2008


ΣΧΟΛΗ

Философское антиковедение

и классическая традиция


Издается «Центром изучения древней философии

и классической традиции»


Главный редактор

Е. В. Афонасин

Ответственный секретарь

А. С. Афонасина

Редакционная коллегия

Леонидас Баргелиотис (Афины–Олимпия), И. В. Берестов (Новосибирск),

М. Н. Вольф (Новосибирск), В. П. Горан (Новосибирск), Джон Диллон (Дублин), С. В. Месяц (Москва), Е. В. Орлов (Новосибирск), В. Б. Прозоров (Москва), А. В. Цыб (Санкт-Петербург), А. И. Щетников (Новосибирск)

Редакционный совет

С. С. Аванесов (Томск), Леван Гигинейшвили (Тбилиси), Люк Бриссон (Париж), В. С. Диев (Новосибирск), Джон Рист (Кембридж), Теун Тилеман (Утрехт),

В. В. Целищев (Новосибирск), С. П. Шевцов (Одесса)

Учредители журнала

Новосибирский государственный университет,

Институт философии и права СО РАН

Основан в марте 2007 г. Периодичность – два раза в год

Данный выпуск подготовлен и опубликован благодаря поддержке

Института “Открытое общество» (Будапешт)

Адрес редакции

Новосибирск-90, а/я 127, 630090, Россия


Тексты принимаются в электронном виде

по адресу: afonasin@gmail.com


Адрес в сети Интернет: www.nsu.ru/classics/schole/


ISSN 1995-4328 (Print)

ISSN 1995-4336 (Online)


© Центр изучения древней философии

и классической традиции, 2008



Σ Χ Ο Λ Η


Ancient Philosophy and

the Classical Tradition


Volume II


Issue 2


2008


ΣΧΟΛΗ

A Journal of the Centre for Ancient Philosophy

and the Classical Tradition


Editor-in-Chief

Eugene V. Afonasin


Executive Secretary

Anna S. Afonasina


Editorial Board

Leonidas Bargeliotes (Athens–Ancient Olympia), Igor V. Berestov (Novosibirsk),

Vasily P. Goran (Novosibirsk), John Dillon (Dublin), Svetlana V. Mesyats (Moscow), Eugene V. Orlov (Novosibirsk), Vadim B. Prozorov (Moscow), Andrei I. Schetnikov (Novosibirsk), Alexey V. Tzyb (St. Petersburg), Marina N. Wolf (Novosibirsk)

Advisory Committee

Sergey S. Avanesov (Tomsk), Luc Brisson (Paris), Levan Gigineishvili

(Tbilisi), Vladimir S. Diev (Novosibirsk), John Rist (Cambridge), Sergey P. Shevtsov (Odessa), Teun Tieleman (Utrecht), Vitaly V. Tselitschev (Novosibirsk)

Established at

Novosibirsk State University

Institute of Philosophy and Law (Novosibirsk, Russia)


The journal is published twice a year since March 2007


Preparation of this volume is supported by

The “Open Society Institute” (Budapest)


The address for correspondence

Novosibirsk-90, P. Box 127, 630090, Russia


E-mail address: afonasin@gmail.com


On-line version: www.nsu.ru/classics/schole/



ISSN 1995-4328 (Print)

ISSN 1995-4336 (Online)

© The Center for Ancient Philosophy and

the Classical Tradition, 2008


ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА


Во втором выпуске второго тома журнала «Центра изучения древней философии и классической традиции» мы публикуем восемь статей и три новых перевода с древнегреческого, подготовленных участниками международного семинара «Преподавая античность. Фундаментальные ценности в изменяющемся мире», который проходит в Новосибирском Академгородке при поддержке Программы повышения качества образования Института «Открытое общество» (Будапешт) 1.

В статье С. С. Аванесова (Томск) «“Горгий” Платона: опыт аксиологического комментария» показано, каким образом Платон развивает темы «промежуточного» бытия, предпочтения и иерархии ценностей. Комментарий к «Горгию» позволяет сделать шаг в направлении реконструкции античной философской аксиологии в целом.

В работе А. В. Тихонова (Ростов-на-Дону) «Ранние диалоги Платона и феномен “невежества”: вопрос об онтологии» предпринимается попытка описания и анализа философского содержания, возникающего при изучении некоторых случаев употребления Платоном слова «невежество» (диалоги «Хармид», «Кратил», «Пир», «Софист» и «Государство»). Отвечая на вопрос, возможно ли предположить наличие именно онтологических смыслов в данном слове, автор обозначает проблему определения самой природы философского высказывания, затрагивает вопрос о темах и характере ранних диалогов Платона, фиксирует неоднозначность предполагаемых смыслов слова «невежество». Также подчеркивается тот факт, что в поздних диалогах Платона бытийный характер интересующего слова более очевиден.

Дэвид Констан (Университет Брауна, Провиденс, США) представляет небольшую работу, озаглавленную «Аристотель о любви и дружбе», в которой он показывает, что, вопреки мнению многих исследователей античности, термин philia у Аристотеля означает избирательные и действенные отношения между людьми, а не связи вроде родства, обусловленные обоюдными обязательствами и не предполагающие действенного элемента в качестве существенной своей характеристики. Кроме того, автор разрешает проблему неоднозначности слова philia, которое может означать как «любовь», так и обоюдную привязанность, характерную для дружбы.

В статье Д. С. Бирюкова (Санкт-Петербург) «Рационализм и его пределы в арианском учении» на примере нескольких сквозных тем прослеживается развитие рационалистических тенденций в арианском учении. Показывается, что доктрина Ария подразумевает учение о Премудрости и Божественном Слове, свойственном для Бога, так же как апофатические тенденции. Учение Астерия можно считать переходным между учением Ария и неоариан в плане рационалистических тенденций. Неоариане развивали собственно рационалистическое богословие, настаивая на познаваемости сущностей Бога и Сына; в отличие от доктрины Ария, неоарианство не учит о внутренней жизни Божества и, соответственно, для него не характерна апофатика.

П. А. Моисеев (Пермь) представляет работу «Один аспект методологии познания у Платона и Дионисия Ареопагита», в которой предполагает рассмотреть судьбу одной теоретико-познавательной концепции, сформулированной впервые Платоном и значительно переосмысленной много веков спустя, которую он предлагает назвать концепцией возведения, подразумевая под этим описание тех способов, которые предлагаются познающему субъекту для достижения истины. В статье показано, что Платон относит свою концепцию возведения исключительно к познанию мира идей, а Ареопагит – к богопознанию. Создавая свою концепцию возведения, Дионисий синтезирует платоновскую мысль о созерцании чувственного мира как «трамплине» для познания мира сверхчувственного с пифагорейско-платонической концепцией символа. Как следствие, у первого результатом возведения оказывается знание сути этого мира (поскольку мир идей дает нам подлинное знание о космосе), у второго человек возводится к такому знанию, которое как бы отменяет знание о мире.

Е. В. Родин (Тула) в статье «Восточноарамейское происхождение гностицизма в свете западноарамейской христианской традиции» проводит сравнительный анализ арамейских изречений Иисуса и теонимов в иудео-христианских и гностических текстах с целью проведения демаркационной линии между гностической и христианской традициями. Наряду с выявленными лексическими и синтаксическими отличиями гностических и христианских текстов, в статье приводятся определенные лингвисти­ческие доказательства сирийского происхождения гностицизма и даются уточненные этимологии гностических имен.

Теун  Тилеман (Утрехт) в очерке «Искусство жизни: современный облик древнего идеала» прослеживает эволюцию этого понятия со времен Сократа и его античных преемников вплоть до современности. Кроме Сократа особое внимание уделяется стоикам, Ницше и Фуко. То, как это понятие переопределялось и функционировало на протяжении европейской истории философии, являет собой исключительно интересный пример взаимодействия традиционности и оригинальности.

Леонидас Баргелиотис (Афины) представляет эссе «Неофит Кафсокаливит (1713–1784 ?) и “движение колливадов”». Как известно, это движение возникло в среде афонских монахов, которые встали на защиту церковных обычаев и против тех членов «братии», которые желали подзаработать продажей своих товаров на субботнем рынке и увеличением количества поминальных служб, оплачиваемых прихожанами, согласившись проводить их по воскресным и праздничным дням. Неофит был одним из протагонистов этого движения, и для оценки его роли автор данной статьи (1) дает очерк философско-богословских конфликтов того времени, (2) исследует религиозную риторику, сопровождающую осуждение монаха Неофита и его упорную самозащиту, и (3) показывает важность постоянных переездов Неофита для широкого распространения дискуссии на Балканах и за их пределами.

Раздел «Переводы» включает в себя три новых публикации.

А. И. Щетников (Новосибирск) представляет фрагмент нового перевода «Комментария к первой книге Начал Евклида» Прокла Диадоха. Для публикации выбран относительно самостоятельный раздел комментария «Постулаты и аксиомы». Однако автором подготовлен и полный перевод трактата, который ожидает своего издателя. Данная публикация содержательно связана со ста­тьей того же автора «Сочинения Платона и Аристотеля как свидетельства о становлении системы математических определений и аксиом», опубликованной во 2 выпуске I тома журнала.

«Подступы к умопостигаемому», или «Сентенции» Порфирия, впервые переведенные С. В. Месяц (Москва) на русский язык, дополнены вступительной статьей и детальным комментарием. 44 сентенции, некоторые из которых представляют собой краткие дискурсы на различные темы, основаны на трактатах учителя Порфирия Плотина. Выдержки из Эннеад, пересказываемые Порфирием, показывают его этические предпочтения, в то время как оригинальные разделы «Сентенций» позволяют по-новому взглянуть на некоторые элементы собственной философии Порфирия, не нашедшие достаточного отражения в его сохранившихся произведениях.

Е. В. Афонасин (Новосибирск) подготовил перевод знаменитого Папируса из Дервени – анонимного комментария на орфическую теогонию, обнаруженного в 1962 г. среди остатков погребального костра в античном захоронении близ узкого горного ущелья, Дервени, через которое проходит дорога, ведущая из Фессалоники в восточную Македонию и Фракию, и ныне, наряду с другими находками из Дервени, хранящегося в Архе­ологическом музее Фессалоники. Содержание папируса представляет большой интерес для историков религии и философии конца IV – начала III вв. до н. э. (или даже ранее). Перевод выполнен по новому авторитетному изданию папируса (Th. Koureme­nos, G. M. Parássoglou and K. Tsantsanoglou, Firenze 2006), с учетом последних публикаций по этой теме, и дополнен краткими текстологическими и концептуальными примечаниями к отдельным колонкам.


Е. А.

15 января 2009 г.

Афины

afonasin@gmail.com

EDITORIAL


The second issue of this volume contains eight original articles and three translations of classical texts. These materials are prepared by the participants of the international interdisciplinary seminar “Teaching Classics. Fundamental Values in the Changing World”, organized by the Centre for Ancient Philosophy and the Classical Tradition (Akademgorodok, Novosibirsk region, Russia) and supported by the Open Society Institute, Budapest.2

In his new paper “Plato’s Gorgius: an attempt to an axiological commentary” Sergey S. Avanesov (Tomsk State University) analyses the concepts of ‘intermediate’ being, ‘preference’ and the hierarchy of values developed in Plato’s dialogue against the background of Classical moral philosophy. This study of Ancient axiology continues a previous article by the same author, also published in this journal (vol. I, issue 2).

Andrey V. Tikhonov (South Federal University, Rostov-on-Don) in his study “Earlier dialogues of Plato and the phenomenon of ignorance” analyses the term amathia in various contexts, mainly, of the earlier dialogues of Plato. Tracing the evolution of this notion in Plato works he notes how the concept gradually becomes ontologically charged.

David Konstan (Brown University, Providence) in his paper, entitled “Aristotle on Love and Friendship”, argues that the term philia, in Aristotle, represents an elective, affective relationship, and not, as many scholars have maintained, a relation of mutual obligation, like that of kinship, with no necessary affective element; in addition, he disambiguates two senses of philia, one corresponding to “love”, the other designating the reciprocal affection characteristic of friendship.

Dmitry S. Birjukov (Russian Christian Academy, St. Petersburg) in his “Rationality and its limits in Arianism”, on the basis of certain recurrent issues, such as the idea of comprehensibility of God and apopahtic theology, looks at the rational tendencies in Arianism and, on the basis of available data, shows how from Arius and Asterius to the Neo-Arians the rationalist tendencies in theology gradually increase while apophatic element virtually disappears.

Petr A. Moiseev (Perm State Institute of Arts and Culture) in his short essay “One aspect of the methodology of cognition in Plato and Dionysius the Areopagite” shows how the concept of ascension to truth, first formulated by Plato, was later reworked and reevaluated in new cognitive context by such later thinkers, as Plutarch, Iamblichus and, finally, Pseudo-Dionysius the Areopagite. Special attention is given to the concept of knowledge beyond human cognition and the role symbolism played in the process of its development.

In a comparative study “East-Aramaic origin of Gnosticism in the light of West-Aramaic Christian tradition” Eugene V. Rodin (Tula State Pedagogical University) tries to develop an objective (linguistic) approach to analysis of the Gnostic tradition in the light of Christianity. He highlights some lexical and syntactic differences between the Gnostic and Christian texts. Certain demonstrations of the Syriac origin of Gnosticism and the amplified etymologies of Gnostic names also become visible. In doing so he tries to draw a line of demarcation between the Gnostic and Christian traditions.

An essay “The Art of Life: An Ancient Idea and Its Survival” by Teun Tieleman (UCLA / Utrecht University) surveys the history of the philosophical notion of the ‘art of life’, starting from its originator Socrates and his ancient successors down to its role among present-day philosophers. Apart from Socrates, special attention is given to the Stoics, Nietzsche and Foucault. The way in which the notion was (re)defined and functioned throughout the history of philosophy reveals an exceptionally fruitful interplay between continuity and originality.

Leonidas Bargeliotes (Olympic Centre of Philosophy and Culture, Athens-Ancient Olympia) presents an essay “Neophytos the Kaphsokalyvites (1713–1784 ?) and the Movement of Kollyvadon” In his efforts to defend the Ekklesiastical customs and regulations against those (monks) who wanted to raise money by selling their articles of commerce and perform their vigilances and memorial services on Sundays and important holydays Neophytos Kaphsokalyvites became a protagonist of the “Movement of Kollyvadon”. For the evaluation of his protagonistic role he examines: a) the existing philosophico-theological conditions and conflicts of the 18th century, b) the religious rhetoric, convictions and obstinate defense by the monk Neophytos, and c) his continuous movements, and wanderings from place to place and the transference, consequently, of the conflicts to the wide area of the Balkan countries.

In the section of translations (which is very reach and prominent this time) we publish three new translation, the first of them being a Russian translation of an extract from Proclus’ Commentary on the first book of Euclid’s Elements, entitled “Definitions and Axioms” and prepared by Andrej I. Schetnikov (ΣΙΓΜΑ: The Centre for Educational Projects, Novosibirsk). On the one hand, the present publication supplements an article by this author on the ideal numbers in Plato, published in the previous issue of the journal, while, on the other hand, it anticipates the future publication of the complete treatise in a new Russian translation, since only the Introduction of Proclus to his Commentary has previously been published in the Russian by Yu. A. Shitchalin (Moscow), but the entire work also deserves translation due to its exceptional importance for the history of mathematics.

The Sententiae ad intelligilia ducentes by Porphyry, masterly translated and commented by Svetlana V. Mesyats (Institute of philosophy, Moscow), constitute the first attempt to introduce this difficult and fascinating peace of Neoplatonic philosophy to the Russian reader. The Sentences – 44 paragraphs of uneven size, in few cases, amounting to short ‘treatises’ – are based on the Enneads by Porphyry’s master Plotinus. The selection of the texts demonstrates a clear ethical inclination on part of the epitomizer, while the original elements of the Sentences contribute to our understanding of some elements of Porphyry’s own philosophy, otherwise underrepresented in his other works.

The first complete translation of the Derveni Papyrus into Russian is prepared by Eugene V. Afonasin (Novosibirsk State University). The remains of carbonized upper part of a papyrus roll with a Greek prose text written in columns, found in the debris of a funeral fire of a Macedonian grave around Derveni (near Thessaloniki), is now ranked among the most important literary finds ever made and is admittedly the oldest papyrus found in Greece. The papyrus contains a very curious commentary to an Orphic theogony and in this capacity is of great interest for understanding religious and philosophical developments at the end of the fourth – the beginning of the third century B. C. E. (or even earlier). The author considers the enterprise quite timely, since we now possess an authoritative edition of the text with commentaries and the photographs of the papyrus – a collective effort the Greek team (Th. Kouremenos, G. M. Parássoglou and K. Tsantsanoglou, Firenze 2006), as well as a series of new studies, provoked by this long-awaited event. The present publication contains a Russian translation of the papyrus, supplied with short textual and bibliographic notes, occasionally supplemented by longer remarks of conceptual nature.

These and other relevant publications are available on-line at the address: www.nsu.ru/classics/schole/.


Е. А.

January 15, 2009

Athens

СТАТЬИ


«ГОРГИЙ» ПЛАТОНА:

ОПЫТ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО КОММЕНТАРИЯ


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconЕ. В. Афонасин Ответственный секретарь
М. Н. Вольф (Новосибирск), В. П. Горан (Новосибирск), Джон Диллон (Дублин), С. В. Месяц (Москва), Е. В. Орлов (Новосибирск), В. Б....
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconЕ. В. Афонасин Ответственный секретарь
М. Н. Вольф (Новосибирск), В. П. Горан (Новосибирск), Джон Диллон (Дублин), С. В. Месяц (Москва), Е. В. Орлов (Новосибирск), В. Б....
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconЕ. В. Афонасин Ответственный секретарь
М. Н. Вольф (Новосибирск), В. П. Горан (Новосибирск), Джон Диллон (Дублин), С. В. Месяц (Москва), Е. В. Орлов (Новосибирск), В. Б....
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconЕ. В. Афонасин Ответственный секретарь
М. Н. Вольф (Новосибирск), В. П. Горан (Новосибирск), Джон Диллон (Дублин), С. В. Месяц (Москва), Е. В. Орлов (Новосибирск), В. Б....
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconЗам ответственного редактора), И. Д. Ковальченко, И. И. Минц (ответственный редактор), В, А. Муравьев (ответственный секретарь), В. П. Наумов Рецензе н т ы
А. И. 'Зевелев, jj В. Е. Идлерицкий| (зам ответственного редактора), И. Д. Ковальченко, И. И. Минц (ответственный редактор), В, А....
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconКонкурса подготовила: Чазова Светлана Анатольевна ответственный секретарь цкк, кандидат педагогических наук
Чазова Светлана Анатольевна – ответственный секретарь цкк, кандидат педагогических наук
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconМ. Ю. Ледванов Ответственный секретарь
Кожокару А. Ф., Юров С. С
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconИсследование психологической готов­
Ответственный за выпуск проф. Ю. А. Гагин Секретарь В. И. Дворецкая Компьютерный набор и верстка А. В. Малинин
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconДемографические исследования выпуск четырнадцатый историческая демография москва
И. А. Данилова, М. Б. Денисенко, В. В. Елизаров, И. А. Троицкая (ответственный секретарь)
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconФгоу спо «кхмт» положение
Состав приемной комиссии, ее председатель, ответственный секретарь назначаются директором техникума
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница