Скачать 0.53 Mb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 38 г. КРАСНОДАРА УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол № _1_ от « 30 » августа 2011года Председатель педсовета _______________Дибров В.С. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо учебному предмету русский язык Ступень обучения (класс) начальное общее образование 1 – 4 классы. Количество часов 675 Составители: Елхова Е.В., Сокольская Н.А. Программа разработана на основе примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)
Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества. Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка. Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и скорректирована по материалам УМК «Начальная школа XXI века». Учебник «Русский язык»/ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Часы для проведения контрольных работ выделены из резерва. Оставшиеся резервные часы были распределены по разделам «Состав слова (морфемика)», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография и пунктуация». Таблица тематического распределения количества часов по примерной и рабочей программам.
Цели и задачи курса В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели. Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся. Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а так же навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
Структура курса. Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебных недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения развиваются речевые умения учащихся, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика. Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах Русский язык и Литературное чтение. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц. После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы. Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии). Основные содержательные линии. В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классы. Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения. Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка. Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма. Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся в условиях устного и письменного общения. Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать не только цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы. III. Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования, согласно учебному плану МОУ СОШ №38 предмет «Русский язык» изучается в 1 классе по 5 часов в неделю 33 учебных недели (165 ч. в год) и по 5 часов в неделю 34 учебных недели со 2-4 класс(170 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 675 часов. IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоения) учащимися системы ценностей. Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через работу над текстами художественных и научно-популярных произведений литературы, включенных в учебники русского языка. Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть языковых явлений, понимания закономерностей, лежащих в их основе; приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков. V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Все результаты (цели) освоения учебно-методического курса образуют целостную систему вместе с предметными средствами. 1-й класс Личностными результатами изучения курса «Русский язык» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Средством достижения этих результатов служит организация на уроке парной работы. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета. Коммуникативные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. Предметными результатами изучения русского языка в 1 классе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова; способность контролировать свои действия, проверять написанное. 2-й класс Личностными результатами изучения курса «Русский язык» во 2-м классе являются: - осознание языка как основного средства человеческого общения; - восприятие русского языка как явления национальной культуры; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию; Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; - выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения в сотрудничестве с учителем; - использовать речь для регуляции своего действия. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника. - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; Средством достижения этих результатов служит организация на уроке парно-групповой работы. Познавательные УУД:
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника. Коммуникативные УУД:
Средством достижения этих результатов служит организация на уроке парно-групповой работы. Предметными результатами изучения русского языка во 2 классе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова; способность контролировать свои действия, проверять написанное. 3-й класс Личностными результатами изучения курса «Русский язык» в 3-м классе являются:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах Познавательные УУД:
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Коммуникативные УУД:
Средством формирования этих действий служит групповая работа. Предметными результатами изучения русского языка в 3-м классе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное. 4-й класс Личностными результатами изучения курса «Русский язык» в 4-м классе являются:
Средством формирования этих действий служит групповая работа. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), групповая работа. Познавательные УУД:
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), групповая работа. Коммуникативные УУД:
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), групповая работа. Предметными результатами изучения русского языка в 3-м классе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное. VI. Содержание учебного предмета 1 класс (50ч) Фонетика и орфоэпия (4ч) Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Графика и орфография (7 ч.). Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь: 1) показатель мягкости предшествующего согласного; 2) разделительный. Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов. Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Ознакомление с правилами правописания и их применение:
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Слово и предложение. Пунктуация. (19 ч.)Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии). Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения. Развитие речи ( 20 ч). Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера. |
![]() | Решение педсовета протокол №1 от «30» августа 2011года Программа разработана на основе примерной программы по технологии федерального государственного образовательного стандарта общего... | ![]() | Решение педсовета протокол №1 от «30» августа 2011года Программа разработана на основе примерной программы по математике федерального государственного образовательного стандарта общего... |
![]() | Решение педсовета протокол №1 от «30» августа 2011года Программа разработана на основе примерной программы по физической культуре федерального государственного образовательного стандарта... | ![]() | Решение педсовета протокол №1 от «30» августа 2011года Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству федерального государственного образовательного... |
![]() | Решение педсовета протокол №1 от «30» августа 2011года Программа разработана на основе примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта... | ![]() | Решение педсовета протокол №1 от «30» августа 2011года Программа разработана на основе примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта... |
![]() | Решение педсовета протокол №1 от «31» августа Программа разработана на основе авторской программы О. С. Недельской «Введение в социологию 10-11 классы», утвержденной решением... | ![]() | Решение педсовета протокол №1 от 30 августа Краснодара составлена на основе авторской программы Т. В. Черновой «Практикум по математике 5-6 классы» |
![]() | «29» августа 2011года «29» августа 2011 года Протокол №1 Приказ №76 Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы | ![]() | Решение педсовета протокол №1 от «31» августа ... |