Нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53




НазваниеНлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53
страница1/61
Дата24.09.2012
Размер6.38 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61
Robert B. Dilts

with Gino Bonissone

SKILLS

for the FUTURE

Managing Creativity and Innovation

Meta Publications


Роберт Дилтс

при участии Джино Бониссоне

НЛП:

управление креативностью

Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара

Киев ■ Харьков • Минск

2003

ББК 88.53 УДК 159.9.018 Д46

Д46 НЛП: управление креативностью / Р. Дилтс. — СПб.: Питер, 2003. — 416 с: ил. — (Серия «Эффективный тренинг»).

ISBN 5-318-00382-6

Основная цель данной книги — представить когнитивные и поведенческие подхо­ды нейролингвистического программирования, применяемые для развития персонала в рамках организационного обучения. Последнее предполагает овладение навыками лидер­ства, необходимыми для управления креативными и инновационными процессами. Книга адресована руководящим работникам, специалистам в области развития и обучения пер­сонала, психологам и всем, кто интересуется практикой нейролингвистического програм­мирования.

ББК 88.53 УДК 159.9.018

ISBN 0-916990-27-3 (англ.) © Copyright 1993 by Meta Publication

© Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2003

ISBN 5-318-00382-6 © Издание на русском языке, оформление

ЗАО Издательский дом «Питер», 2003

Оглавление

Благодарности 9

Введение 10

Предисловие 12

Часть I. Личная креативность

Обзор части I 26

Глава 1. Определение области действия креативности 28

Обзор главы 1 28

Раздел 1.1. Основы креативности 29

Раздел 1.2. Определение нейролингвистического

программирования 43

Раздел 1.3. Предположения НЛП 51

Раздел 1.4. Исследование личной креативности 61

Раздел 1.5. Макроструктура переживания и креативность.

Модель ТОТЕ 70

Раздел 1.6. Влияние различных уровней опыта

на креативность 76

Глава 2. Структура креативного процесса 82

Обзор главы 2 82

Раздел 2.1. Моделирование и креативность 83

Раздел 2.2. Определение структуры эффективного в прошлом

креативного опыта 89

Раздел 2.3. Структура когнитивных процессов в креативности.

Модель ROLE 95

Раздел 2.4. Типы креативности 108

Раздел 2.5. Повышение креативности 115

Глава 3. Физиология и креативность 117

Обзор главы 3 117

Раздел 3.1. Креативность и индивидуальные состояния 118

Раздел 3.2. Влияние микроповедения на креативность.

Модель BAGEL 123

Раздел 3.3. Исследование микро- и макросигналов

креативности 130

Раздел 3.4. Повышение креативности за счет управления

физиологией 140

Оглавление

Глава 4. Реализация личной креативности 147

Обзор главы 4 147

Раздел 4.1. Уолт Дисней и три фазы креативности 148

Раздел 4.2. Определение личного креативного стиля.

Стратегия Диснея 161

Раздел 4.3. Условия формальной правильности для оценки

новых идей 177

Раздел 4.4. Резюме: принципы креативности 184

Часть П. Совместная креативность

Обзор части II 194

Глава 5. Креативность и решение проблем 196

Обзор главы 5 196

Раздел 5.1. Определение проблемного пространства и

пространства решения 197

Раздел 5.2. Пунктуация ключевых элементов проблемного

пространства. Модель SCORE 202

Раздел 5.3. Креативность и расширение восприятия

проблемного пространства 208

Раздел 5.4. Креативные навыки как совместный тренинг 216

Раздел 5.5. Перенос эффективной стратегии креативности

из контекста в контекст 229

Раздел 5.6. Оценка прогресса в креативности 248

Глава 6. Развитие множественных точек зрения 253

Обзор главы 6 253

Раздел 6.1. Репрезентация проблемного пространства 254

Раздел 6.2. Выявление допущений относительно

проблемного пространства 258

Стратегии поиска неосознанных допущений 259

Раздел 6.3. Множественные точки зрения на проблемное

.-пространство 264

Раздел 6.4. Влияние допущений и типа репрезентаций

на решение проблем 269

Глава 7. Развитие латерального мышления 274

Обзор главы 7 274

Раздел 7.1. Раскрытие пространства решения 275

Раздел 7.2. Процессы, способствующие креативности 280

Раздел 7.3. Упражнение: исследование различных

допущений и режимов репрезентации 284

Оглавление

Раздел 7.4. Заключение: определяем состояния и маршрут

внутри проблемного пространства. Модель SOAR 290

Раздел 7.5. Заключение: определяем маршрут 295

Часть III. Управление групповой креативностью

Обзор части III 300

Глава 8. Динамика креативности при решении проблем

в организациях 302

Обзор главы 8 302

Раздел 8.1. Типы проблем в группах и организациях 303

Раздел 8.2. Определение и согласование стилей мышления

окружающих 310

Раздел 8.3. Базовые установки и фильтры опыта: паттерны

метапрограмм 314

Раздел 8.4. Согласование целей, доказательств и действий

в групповой креативности 324

Раздел 8.5. Управление креативным циклом группы 329

Раздел 8.6. Достижение консенсуса в группе 336

Глава 9. Стимуляция и управление инновационным

мышлением в группах и командах 341

Обзор главы 9 341

Раздел 9.1. Динамика групповой креативности 342

Раздел 9.2. Типы коммуникативных стратегий 348

Раздел 9.3. Управление креативностью в комплементарных

и симметричных ролях 362

Раздел 9.4. Сообщения и метасообщения 366

Раздел 9.5. Стимуляция и обогащение карт окружающих 371

Раздел 9.6. Роли в группе и креативный цикл 377

Раздел 9.7. Осуществление наблюдений в группе 383

Глава 10. Заключение и выводы 403

Приложение 411

Матрица коммуникации 411

Библиография 414

С глубочайшей признательностью и уважением мы посвящаем эту книгу Джанфранко Гамбилья-ни: его видение мира и дружеские чувства легли в основу этой работы. Увлеченность инновациями, мастерство менеджера и мудрость Джанфранко стали для нас настоящим источником постоянно­го вдохновения.

Роберт Дилтс, Джино Бониссоне

Благодарности

Мы хотели бы выразить глубочайшую признательность Иване Гас-перини (Ivana Gasperini), нашему научному соратнику по проектам, послужившим практической основой для этой книги, и товарищу по Миссии «продвижения НЛП в массы». Ее проницательность н поддерж­ка оказались поистине неоценимыми.

Кроме того, мы хотели бы поблагодарить Джованни Теста (Gio­vanni Testa): его вера в нас и НЛП, а также готовность к риску обеспе­чили этому проекту «зеленую улицу» и позволили мечте воплотиться в реальность.

Мы весьма признательны Тодду Эпштэйну (Todd Epstein), соав­тору модели SCORE и книги Tools for Dreamers, а также постоянному источнику творческих идей. Благодарим также Или Роута (Eli Rota) за посредничество между языками, без которого наши идеи не смогли бы воплотиться.

Введение

«Навыки будущего» — это те навыки и умения, которые позволяют нам эффективно и «экологично» определять будущее, управлять им, двигаться по направлению к нему в условиях неопределенности и пе­ремен. Навыки будущего следует развивать по двум основным причи­нам: чтобы повысить эффективность собственных действий и чтобы научиться управлять процессом изменений.

Достижение этих целей требует от человека компетентности в таких областях, как обучение, лидерство и особенно — в области креативно­сти. Эта книга рассказывает о том, какую роль играют когнитивные и поведенческие технологии нейролингвистического программирова­ния в развитии и применении личных и организационных стратегий обучения, коммуникативных навыков и навыков руководства, кото­рые, в свою очередь, позволяют управлять процессами креативности и инноваций.

Основная задача данной книги — представить модели и инструмен­ты, служащие для определения и управления творческим процессом как на микро-, так и на макроуровне. Микроаспекты креативности свя­заны с размышлениями и субъективным опытом человека, лежащими в основе его личной креативной деятельности. Макроаспекты креа­тивности имеют отношение к а) методам укрепления творческого вза­имодействия между двумя людьми или внутри группы и б) к тому значению, которое приобретает креативный процесс в контексте орга­низации и организационного решения проблем.

Книга состоит из трех основных частей.

Часть I. Личная креативность

В центре внимания первой части книги — личные, или индивидуаль­ные, аспекты креативности и инноваций. Здесь перед читателем ста­вятся следующие вопросы: «Каковы ваши личные стратегии креатив­ности?» и «Как вы определяете и развиваете свои креативные способ­ности?» Часть первая показывает, как с помощью базовых моделей и определений НЛП можно развить больший контроль над внутренним состоянием и усовершенствовать стратегии креативного мышления за счет согласованной работы внутреннего «мечтателя», «реалиста» и «критика».

Часть П. Совместная креативность

Вторая часть исследует процессы, связанные с со-креативностыо. Здесь можно найти ответы на следующие вопросы: «Как усилить креативное

Введение

аимодействие?» и «Какие методы позволяют стимулировать креа-Ц^гивный процесс в окружающих или помогают им стать более креатив-лми людьми?» Часть вторая описывает навыки, позволяющие по-чь другим людям повысить собственную креативность и проник-"Йуть в суть бессознательных креативных процессов посредством ^построения ментальных карт и латеральных стратегий мышления.

Часть III. Управление групповой креативностью

В третьей части описывается использование принципов и методов НЛП для стимулирования и управления креативностью в группах и организациях — в частности, в условиях межфункциональных взаимо-1 действий. Здесь рассматриваются следующие вопросы: «Как скоорди­нировать креативные процессы у разных людей?» и «Какие методы позволяют определять и интегрировать различные виды креативных процессов, необходимых для создания успешной команды или орга­низации?» Часть третья описывает навыки, связанные с определени­ем и направлением различных стилей мышления и развитием эффек­тивных стратегий коммуникации и способностей творческого руко­водства.

Предисловие

Мы постарались максимально тщательно продумать построение этой книги. Как вы увидите, структура книги обладает рядом уникальных черт (это представляется вполне уместным, коль скоро книга посвя­щена креативности и инновациям). Причиной подобных новаций стал тот факт, что обучение методам управления творческим процессом предъявляет ряд уникальных требований.

Прежде всего креативные и инновационные процессы требуют при­нятия и поощрения разнообразия, озарений, спонтанности (и других динамических процессов, связанных с неосознаваемыми психически­ми процессами). В то же время расширение творческого потенциала влечет за собой увеличение потребности в свободе выбора и система­тическом осознании.

Второй особенностью, которую необходимо было учесть в струк­туре данной книги, является то, что, даже если рассматривать креатив­ность преимущественно как когнитивный процесс, приобретение на­выков для управления креативным процессом требует уделять особое внимание интерактивному и эмпирическому обучению. Фактически материал данной книги был составлен специально для топ-менедже­ров итальянской компании Fiat, и на его основе был построен курс эмпирического обучения навыкам управления творчеством и иннова­циями.

Новаторским является также то, что эта книга построена на прин­ципах и технологиях нейролингвистического программирования, ко­торое в высокой степени интерактивно, индивидуализировано и эм­пирично по своей природе.

Базовые предположения об обучении

Для того чтобы эффективно удовлетворить всем описанным требова­ниям, структура этой книги построена на нескольких важных базовых предположениях.

Для эффективного овладения той или иной частью навыка необ­
ходимо, чтобы учебные материалы широко охватывали данную
область, позволяя учитывать потребности читателей, производ­
ственные контексты и стили обучения.

Обучение навыкам высшего уровня (таким, как креативность и
управление креативным процессом) требует от обучающегося по-

Предисловие

вышенной вовлеченности в процесс. Таким образом, данная книга призвана стимулировать и продвигать самомотивированное и са­моуправляемое обучение.

3. Множественные репрезентации того или иного содержания созда­ют базу для богатого учебного опыта и с большей вероятностью удовлетворяют всему разнообразию стилей обучения.

Модель НЛП основана на том предположении, что обучение про­исходит посредством создания особых «нейролингвистических» про­грамм. Под влиянием языка и других репрезентаций у обучающегося формируются внутренние когнитивные карты, связанные с внешни­ми наблюдениями и поведенческими реакциями.

Внутренние когнитивные карты

Внешние наблюдения и поведение

Общая структура книги

В рамках НЛП сущность акта обучения рассматривается как а) фор­мирование внутренней когнитивной карты и б) соединение этой кар­ты с соответствующим референтным опытом (эпизодами личного опы­та), которые наделяют эту карту практическим значением в условиях внешних наблюдений и поведенческих результатов. Общая структура книги построена вокруг этих двух базовых компонентов.

Когнитивные комплексы — определяют, какое именно перцепцион­
ное пространство будет создано или открыто. Специфический ког­
нитивный комплекс — это вербальное или визуальное воплощение
или проявление того или иного когнитивного или восприятност-
ного пространства.

Обучающие действия — определяют референтный опыт, необходи­
мый для того, чтобы наделить когнитивный комплекс практиче­
ским значением. Вербальные ярлыки и примеры, а также визуаль­
ные символы, которые и составляют когнитивные комплексы, при­
обретают практическое значение для читателя только за счет того,

Предисловие

что связаны с его личными референтным опытом. Референтным опытом называется а) личное воспоминание, б) доступное наблю­дению поведенческое проявление, которое осуществляется в дан­ный момент, или в) сконструированный (воображаемый, приду­манный) опыт читателя. Цель подобных переживаний заключается в том, чтобы активировать либо существующую бессознательную компетентность, либо другие уже наличествующие эпизоды вос­приятия или способности.



Таким образом, различные материалы данной книги призваны слу­жить одной из четырех целей:

Сообщить читателю когнитивные комплексы.

Помочь ему расширить карты восприятия.

Активировать референтный опыт для когнитивных комплексов.

Связать референтный опыт с когнитивными картами.

Достижение этих целей позволяет помочь читателям расширить карты восприятия материала, который охвачен стимулирующими (sti­mulating) ассоциациями между когнитивным материалом и основной или производственной реальностью читателя. Таким образом, читате­ли постоянно вовлечены в циклическое движение от мышления к дей­ствию, от карты к территории.

В общем и целом, мы попытались положить в основу каждой гла­вы базовый цикл когнитивного развития, который состоит из:

Подсева определений, образов и карт в исходных когнитивных
комплексах для каждой главы.

Раскрытия бессознательной компетентности и референтного опы­
та, связанных с определениями, восприятиями и картами через
обучающие упражнения и деятельность.

Предисловие

3
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61

Похожие:

Нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53 iconМосква • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара • Новосибирск Киев • Харьков • Минск 2006 ббк
Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || ||
Нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53 iconТонкая настройка
...
Нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53 iconИ систем допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве
...
Нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53 iconПитер москва Санкт-Петарбург -нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев- харьков • Минск 2003 ббк 88. 1(0)
Л65 История современной психологии / Т. Лихи. — 3-е изд. — Спб.: Питер, 2003. — 448 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
Нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53 iconПитер москва Санкт-Петарбург -нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев- харьков • Минск 2003 ббк 88. 1(0)
Л65 История современной психологии / Т. Лихи. — 3-е изд. — Спб.: Питер, 2003. — 448 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
Нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53 iconВерстка Е. Строганова И. Андреева Е. Базанов Е. Маспова С. Жильцов, А. Калабин Е. Базанов Р. Яцко Е. Одинокова, М. Одинокова Н. Воробьева ббк 65. 290-59
Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара • Новосибирск Киев • Харьков • Минск
Нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53 iconМосква • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж Новосибирск • Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев • Харьков • Минск 2004 ббк32. 973. 23я20
Г93 Аппаратные средства ibm pc. Энциклопедия, 2-е изд. — Спб.: Питер, 2004. — 923 с.: ил
Нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53 iconМосква • Санкт Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на Дону Екатеринбург Самара Новосибирск Киев • Харьков Минск 2004 ббк 88. 6
Книга предназначена для широкого круга читателей, которых волнуют проблемы и достижения современной психологии. Материалы этой работы...
Нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53 iconМинистерства образования РФ москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону ■ Екатеринбург • Самара ■ Новосибирск Киев ■ Харьков ■ Минск ббк 88. 84я7
Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов и институтов, слушателей факультетов и курсов повышения...
Нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53 icon-
Сокращения: К. – Киев, М. – Москва, Мн. – Минск, Н. Н. – Нижний Новгород, спб – С. Петербург
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница