Уроках математики




Скачать 445.37 Kb.
НазваниеУроках математики
страница1/4
Учитель математики
Дата конвертации24.09.2012
Размер445.37 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации.


Выпускная квалификационная работа:


Тема: « Развитие интеллектуальных способностей

ребёнка на уроках математики».


Выполнила:

Учитель математики

I категории

Гаркуша Светлана

Владимировна.

Г. Нариманов

Астраханской области


Астрахань. 2007 г.


План:


Введение - 3 стр.

Глава 1: Основные составляющие интеллектуальных способностей

и их диагностика. – 4 стр.

1.1. Восприятие. – 4 стр.

1.2. Диагностика уровня сформированности восприятия. – 5 стр.

1.3. Внимание. – 5 стр.

1.4. Диагностика уровня развития внимания. – 7 стр.

1.5. Память. – 9 стр.

1.6. Диагностика уровня развития памяти. – 10 стр.

1.7. Мышление. – 11 стр.

1.8. Диагностика уровня развития мыслительных процессов. – 13 стр.

Глава 2: Использование на уроках игровых тренингов и упражнений

для развития умственных способностей ребёнка. – 14 стр.

2.1. Роль и место развивающих упражнений в процессе обучения

математики. – 14 стр.


2.2. Примеры игровых тренингов на уроках математики. – 18 стр.

Заключение. – 21 стр.

Приложения. – 22 – 29 стр.

Литература. – 30 стр.


Введение:


Изучение математики требует активных умственных усилий. Очень трудно поддерживать произвольное внимание на протяжении всего урока. Напряжённая мыслительная деятельность, большое количество однотипных и, в общем – то рутинных вычислений или алгебраических преобразований быстро утомляют школьников. Учителю надо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Немаловажную роль здесь играют различные упражнения и игровые тренинги, направленные на развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Применяя такие задания на уроках, мы даём возможность учащимся передохнуть от однообразной работы, утомление компенсируется положительными эмоциями и переключением на другой вид деятельности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируясь в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием.

Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей – это возраст от 3 до 8 лет. К концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Если по каким – либо причинам с ребёнком не поводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, в дошкольном и младшем школьном возрасте, то это ещё не поздно сделать в подростковом периоде.

Занимаясь развитием интеллектуальных способностей подростков надо помнить о том, что способности развиваются в деятельности и что для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростков. Причём не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке, обязательно учителем должна создаваться ситуация успеха.

Тренинги внимания, восприятия, мышления, памяти способствуют также развитию всех личностных качеств подростков. Они получают навыки групповой работы, где также важна способность услышать другого, понять его замысел, т.е. происходит развитие коммуникативных способностей.

Конечно, к окончанию начальной школы ребёнок имеет определенный уровень развития всех интеллектуальных способностей. Уровень развития логического мышления у учащихся 5-6 классов низок, дети не внимательны, у них плохо развита смысловая память. Следовательно, с подростками необходимо заниматься. Только развитие познавательных способностей позволит подросткам более успешно осваивать материал программы средней школы.

1. Основные составляющие интеллектуальных способностей и их диагностика.

1.1.Восприятие.

Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребёнка.

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе этого познавательного процесса лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды восприятия и свойства восприятия.

Виды восприятия: простые, сложные, а так же специальные. К простым видам восприятия относятся: восприятие величины, формы предмета, их цвета. К специальным видам восприятия относятся: восприятия пространства, времени, движения.

Свойства восприятия: осмысленность, обобщённость, целостность, константность, объём. Осмысленность восприятия достигается мыслительной деятельностью в процессе восприятия. Каждое воспринимаемое явление мы осмысливаем сточки зрения уже имеющихся у нас знаний, имеющегося опыта. Это даёт возможность включить новые знания, которые мы получаем, в систему ранее сформированных. Объём восприятия показывает, сколько различных свойств предмета или сколько различных предметов может воспринимать человек одновременно. Целостность восприятия – это объединение отдельных элементов предмета в единое целое. Значение имеет не столько близость частей друг к другу, сколько принадлежность воспринимаемых элементов одному предмету.

Многие свойства восприятия зависят от опыта человека. Когда мы говорим о развитии восприятия, по существу, мы должны решать вопрос об условиях формирования опыта. Развитие восприятия должно происходить в разнообразных видах деятельности, которые выполняет подросток.

У подростка « восприятие становится думающим» (Д.Б.Элькони). В процессе обучения, сначала в начальной школе, а затем в среднем звене, восприятие ребёнка становится: а) более анализирующим, б) более дифференцирующим, в) принимает характер организованного наблюдения.

Развитие восприятия не происходит само собой. Очень велика роль педагога в этом процессе, который может специально организовать деятельность подростков по восприятию тех или иных объектов, учат выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Как показывают психологические исследования, одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Те подростки, которые в полной мере овладевают этим методом, имеют более глубокое восприятие.

В результате учебной деятельности восприятие подростков само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение. Наблюдение является осмысливающим и целенаправленным восприятием. У ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста наблюдение носит схематический характер. У школьников, обучающихся в среднем звене, восприятие превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс.

1.2.Диагностика уровня сформированности восприятия.

Объём восприятия.

Учащимся предлагается таблица, состоящая из: 10 слов, 10 трёхзначных чисел и 10 рисунков. Даётся задание6 посмотреть на таблицу в течении 30 секунд и записать на своём листе бумаги, что смогли воспринять, обязательно точно. (приложение №1)

Оценка результатов: нормальное восприятие 7±2 объекта.

Восприятие величины предмета.

На плакате изображены три линейки. Учащимся предлагается на глаз определить размер каждой линейки в сантиметрах. Затем определяют, насколько ребёнок ошибся. А, сравнив степень его ошибки со средней ошибкой по классу, мы можем определить уровень сформированности восприятия величины у учащихся.

(приложение №2)

Уровень наблюдательности.

Предварительно нужно приготовить две картины, несложные по сюжету и количеству деталей. Картины эти должны быть одинаковы, кроме заранее предусмотренных 10 отличий. Картины показывают в течении 1 минуты, потом учащиеся должны написать на листе бумаги все найденные ими отличия.

Оценка результатов: подсчитывается количество правильно отмеченных отличий, из них вычитаются отличия указанные ошибочно. Разность делится на число фактических имеющихся отличий. Чем ближе результат к 1, тем выше уровень наблюдательности.


1.3.Внимание.

Внимание – это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определённый объект – внешний или внутренний. Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности школьников(в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко и эмоционально).

С возрастом в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения, оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

В процессе обучения, работы могут возникнуть интерес, увлечённость, вдохновение, которые быстро снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – послепроизвольного.

Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием, поэтому понятно значение внимания для всех психических явлений. Для учителя особенно важно развитие свойств внимания для успешной учебной деятельности. Психологами установлена положительная связь между свойствами внимания и успехами в учении.

Наблюдая за поведением ребёнка в школе, можно узнать какие виды внимания преобладают в его учебной деятельности, но кроме того, можно определить и уровень развития свойств внимания.

По тому, сколько объектов ребёнок может сознательно удержать в своём сознании в короткий промежуток времени, судят об объёме его внимания.

Устойчивость внимания – это способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания.

Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Сосредоточенность, устойчивость, переключение, распределение - это положительные свойства внимания.

Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства.

У младших школьников лучше развито непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение.

У дошкольников и учащихся первых классов небольшая устойчивость внимания, что связанно с возрастной слабостью процесса торможения. Устойчивость внимания они могут сохранять в течении 30 – 35 минут. А вот учащиеся третьих классов могут сохранять внимание непрерывно в течении всего урока. Но важно периодически менять виды работы, чтобы не наступило утомление.

К моменту окончания начальной школы внимание детей становиться произвольным. Однако это происходит не у всех детей. Следует учитывать и то, что возможность волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Произвольное внимание развивается вместе с развитием мотивов учения, вместе сростом сознания ответственности за успех учебной деятельности.

У подростков внимание является преимущественно произвольным. Следовательно, учащиеся среднего звена школы могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидает в будущем. Однако надо помнить, что даже самая интересная лекция самый интересный материал самыми внимательными подростками непрерывно воспринимается не дольше 7-8 минут, после чего обязательно наступает кратковременное переключение внимания. Вообще избежать отключения внимания невозможно, а вот сделать их минимальными по частоте – реально.

Конечно, у подростков присутствует и непроизвольное внимание. Поскольку, непроизвольное внимание поддерживается интересом, то естественно, надо стремиться сделать свой урок интересным, даже занимаясь с учащимися подросткового возраста. Но как писал К.Д.Ушинский: « Конечно, сделав занимательным урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не всё может быть занимательным в ученье… Приучите же ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность…» Следовательно, произвольность внимания у подростков педагоги должны и дальше развивать и укреплять.


Успех учебной деятельности подростков во многом зависит от такого качества, как внимательность – это устойчивость внимания. Длительность сосредоточения его на нужном объекте: учебном тексте, рассказе учителя, на какой – либо мысли и т.д.

Очень часто от учащихся мы слышим, что если бы они на уроках были более внимательны, то их оценки были значительно лучше.


1.4.Диагностика уровня развития внимания.

Уровень устойчивости внимания.


Методика « Исправить ошибки».

Можно использовать письменные работы учащихся по математике, содержащие ещё не исправленные ошибки. Можно использовать и специально приготовленные тексты, содержащие определённое число ошибок.

Учащимся за 5 минут необходимо найти и подчеркнуть все ошибки(можно попросить, чтобы учащиеся не только подчеркнули, но и исправили ошибки).

Оценка результатов: надо найти частное от деления разности между числом правильно найденных ошибок на общее число ошибок. Которое содержало задание. Если это частное близко к 1, то уровень развития устойчивости внимания подростка достаточно высок; если оно ниже 0,5, то внимание очень неустойчиво, требуется развитие этого свойства.


Методика «Счёт».

Данная методика направлена на исследование внимания и работоспособности учащихся 5-6 классов.

Учащимся предлагается быстро и правильно складывать два однозначных числа, написанные одно под другим.

Эта работа продолжается 10 минут. За это время каждый ученик должен произвести сложение заданных чисел двумя различными способами.

Первый способ: сумму чисел ставят в верхнюю строку, а под ней в нижнюю строку ставят предыдущее верхнее число. Если сумма больше 10, то десяток отбрасывают, пишут только число единиц.

Пример: 5 4 9 3 2 5 7 2

9 5 4 9 3 2 5 7 и т.д.

Второй способ: сумму ставят в нижнюю строку, а вверх переносят предыдущее нижнее слагаемое.

Пример: 5 9 4 3 7 0 7 74

9 4 3 7 0 7 7 41 и т.д.

Надо объяснить и показать сначала эти способы. Затем сказать, что в течении 1 минуты должны действовать по первому способу, а потом по второму способу, поставив вертикальную черту, а затем, через минуту, опять перейти к первому способу и т.д.

Оценка результатов: найти среднее число сложений за 1 минуту. Если результат близок к 20, то это свидетельствует о достаточной работоспособности и хорошем уровне внимания. Если число меньше 8, работоспособность очень мала, уровень внимания очень низок.

Успешное выполнение этого задания требует то учащихся определённого развития памяти, т.к. им нужно не только понять инструкцию, но и удержать её в уме в течении некоторого времени.


Уровень произвольности внимания.

Таблицы Шульте.

Учащемуся поочерёдно предлагается 5 таблиц, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до25. Ученик должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух. Время выполнения задания регистрируется. Норма 45 – 60 секунд. (приложение №3)


Методика расстановки чисел.

В течении двух минут учащимся предлагается расставить в клетках пустого квадрата числа в возрастающем порядке, которые расположены случайно в другом квадрате. Числа надо располагать построчно. (приложение №4)


Переключение и концентрация внимания.

Цвето – цифровая таблица.

Для выполнения этой методики необходимо воспользоваться двухцветной таблицей, например чёрно-красной, содержащей 25 цифр черного 24 – красного цвета ( приложение №5)

Учащимся необходимо поочерёдно показывать и называть то чёрные, то красные цифры, причём чёрные надо показывать и называть в возрастающей последовательности от 1 до 24, а красные – в убывающей от 25 до1.

Следует определить, сколько времени потребуется учащемуся для того, чтобы безошибочно, не сбиваясь выполнить все задания с начала до конца.

Если ученик ошибается в ходе счёта, ему предоставляется возможность начать ещё раз сначала.

Время, затраченное на безошибочное выполнение задания, является показателем переключения внимания. А величина, обратная числу попыток, позволяет судить о концентрации внимания.

Если диагностика проводится у ребят класса, то можно определить средний показатель времени выполнения задания. Те ребята, которые, затратили меньше времени, имеют лучшие показатели переключения внимания.

Если же диагностика проводится индивидуально, то средний уровень 4 – 4,5 минуты (без ошибок).


Методика Мюнстберга.

Методика направлена на диагностику избирательности внимания.

Задание: среди буквенного текста имеются слова. Необходимо, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть слова, содержащие 5 букв и более. Время работы 2 минуты (приложение № 6). Например: рюклбюрадостьуфрани.

Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок.

Оценку избирательности внимания следует проводить по формуле: К=

К- избирательность внимания, N – количество найденных слов, m – количество ненайденных слов, n – количество слов, отмеченных неверно.

Оценка показателя: 0,8 – высокий уровень, 0,5- 0,7 – средний уровень, 0,4 и ниже – низкий уровень.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках математики iconУроках математики посредством применения алгоритмов решения на уроках математики
Повышение качества знаний учащихся на уроках математики посредством применения алгоритмов решения на уроках математики

Уроках математики iconУроках математики. Условия возникновения проблемы
Формирование логической структуры мышления учащихся 5-6 классов с помощью системы развивающих заданий на уроках математики

Уроках математики iconЗадачи проектной работы. Исследование познавательной деятельности учащихся на уроках математики. Роль дидактических игр в развитии познавательной активности на уроках математики
Актуальность проблемы развития познавательной активности учащихся начальных классов

Уроках математики iconУроках математики
Последнее время вопросу совершенствования преподавания математики уделяется большое внимание. Разрабатываются новые, более эффективные...

Уроках математики iconУроках математики
Участник: Абросимова Лидия Фёдоровна, учитель математики, моу гимназия №33 г. Ульяновска

Уроках математики iconУроках математики
Волкова Оксана Викториновна, учитель математики моу «Средняя общеобразовательная школа №45» г. Калуги

Уроках математики iconУроках математики основное условие успешного обучения
Развитие интереса и внимания на уроках математики основное условие успешного обучения

Уроках математики iconУроках математики как условие для развития личности учащегося
Тема опыта: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики как условие для развития личности учащегося»

Уроках математики iconУроках математики при изучении понятия «Время», а также на уроках природоведения по теме: «Ориентирование на местности»
Кинофрагмент из серии «Геометрия для малышей». Равные фигуры, определения квадрата и ромба. Использование некоторых свойств этих...

Уроках математики iconУроках математики в 7 9 классах как средство активизации познавательной деятельности учащихся
...

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница