Программа составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования»




Скачать 175.62 Kb.
НазваниеПрограмма составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования»
Дата30.08.2012
Размер175.62 Kb.
ТипПрограмма
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»


Институт естественных наук и математики





Программа

вступительных испытаний

по биологии

для лиц, поступающих на базе среднего (полного) общего образования


Абакан 2012

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» от 30.06.99 № 56) с учетом Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (утвержден приказом Минобразования России от 5 марта 2004г. № 1089).

Целью вступительного испытания является выявление знаний программного содержания теоретических разделов дисциплины


Порядок проведения вступительного испытания

Вступительные испытания проводятся на базе ХГУ по мере комплектования групп в соответствии с графиком вступительных испытаний ХГУ им. Н.Ф. Катанова.


Результаты вступительных испытаний, подтверждающие успешное прохождение вступительных испытаний по биологии не должны быть ниже установленных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки минимального количества баллов по результатам ЕГЭ по биологии.

Требования к профессиональной подготовленности абитуриента.

Поступающий должен: на экзамене по биологии показать:

  1. Знания основных понятий, законов и закономерностей, раскры­вающих строение растительного, животного, человеческого орга­низмов, возникновение и развитие жизни на Земле, многообразие органического мира.

  2. Знания живых систем: клетка, организм, виды, биоценоз и био­сфера, их эволюция и классификация.

  3. Знания признаков живых систем: обмен веществ и энергии; целостность; взаимосвязь строения, структуры и функций; связь со средой обитания; саморегуляция..

  4. Знания уровней организации живой природы: молекулярный, кле­точный, организменный, популяционно-видовой биоценотический, биосферный.

  5. Знания местной флоры и фауны, в том числе представителей ред­ких и краснокнижных видов.

  6. Умения обосновать выводы, оперировать понятиями при объяс­нении взаимосвязей строения и функции организма, биоразнообразия видов, явлений природы (примеры из практики сельскохозяйственного и промышленного производства, здравоохранения,
    программ охраны природы и др.); узнавать объекты и процессы.
    Этим умениям придается особое значение, так как они свидетельствуют об осмысленности знаний, понимании излагаемого материала.


II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИЗНИ

Общая биология - раздел биологии, изучающий основные законы и закономерности жизненных явлений.

Значение биологической науки для сельского хозяйства, про­мышленности, медицины, гигиены, охраны, природы. Живые системы: клетка, организм, вид, биоценоз, биосфера, их эволюция. Признаки живых систем: обмен веществ, энергии, целостность, взаимосвязь структуры и функций, связь со средой, саморегуляция.

Вклад биологической науки в формирование научной картины мира, общей культуры личности.

Общие биологические закономерности. Уровни организации жи­вой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

Науки, изучающие общие свойства живых организмов: ботаника,
зоология, генетика, биохимия, экология, цитология, гистология, физиология и др.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Клетка как биологическая система

Клеточная теория. Методы изучения клетки. Значение открытий Р. Гука, В. Левенгука, М. Шлейдена, Т. Шванна, Р. Вирхова, К. Бэра в создании клеточной теории. Современное состояние клеточной тео­рии. Основные ее положения.

Клетка - структурная функциональная единица живого. Химиче­ский состав клеток, их сходство у разных организмов - основа един­ства живой природы. Неорганические вещества: вода, минеральные соли. Особенности строения органических веществ: углеводов, липидов, нуклеиновых кислот, АТФ в связи с выполняемыми функциями. Ферменты, их роль в клетке. Структура АТФ. Стадии синтеза: подго­товительный; безкислородное расщепление (гликолиз), кислородное расщепление (гидролиз). Роль АТФ в энергетическом и пластическом обменах клетки.

Белки. Химический состав, структура белка (первичная, вторич­ная, третичная), свойства, функции. Биосинтез белка в клетках, роль нуклеиновых кислот (ДНК и всех видов РНК). Транскрипция. Транс­ляция.

Строение и функции частей и органоидов клетки, их взаимосвязи как основа целостности.

Оболочка клеток: наружный слой, плазматическая мембрана. Различия в структуре наружного слоя, оболочек животной (гликокаликс) и растительной клеток. Структура плазматической мембраны, ее двуслойность, химический состав и функции. Типы поступления ве­ществ в клетку: диффузия, активный транспорт, (пиноцитоз и фагоци­тоз), эндоцитоз.

Цитоплазма - внутренняя среда клетки, ее физико-химические свойства, структура, функции.

Основные органоиды цитоплазмы клетки: двумембранные (ядро, митохондрии, пластиды), одномембранные (аппарат Гольджи, лизосомы, эндоплазматическая сеть, вакуоли), безмембранные (клеточный центр, рибосомы, органоиды движения - реснички, жгутики), вклю­чения цитоплазмы и их значение.

Ядро, его строение (ядерная оболочка, кариоплазма, ядрышко, хромосомы), химический состав, функции составных частей, значение для жизнедеятельности клетки.

Митохондрии. Ультраструктурная организация: наружная, внут­ренняя мембраны, кристы. Матрикс. Синтез АТФ как основная функ­ция митохондрий.

Пластиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Ультра­структура хлоропластов: наружная мембрана, внутренняя мембрана, граны. Строма. Фотосинтез (световая и темновая фазы), синтез углеводов - основная функция хлоропластов. Роль хромопластов и лейкопластов в клетке. Строение, локализация, основные функции ЭС, аппарата Гольджи, лизосом, вакуолей, рибо­сом, клеточного центра. Взаимосвязь всех органоидов клетки.

Многообразие клеток. Вирусы - доклеточная форма, возбудители заболеваний. Профилактика ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом.

Клеточный метаболизм. Энергетический обмен. Преобразование энергии в клетке. Значение АТФ. Пластический обмен. Биосинтез белка. Ген. Генетический код. Матричный характер реакции биосинтеза. Фотосинтез. Хемосинтез. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена.


Размножение и индивидуальное развитие организмов

Клетка - генетическая единица живого. Соматические и половые клетки.

Хромосомы: аутосомы и половые. Гомологичные и негомологич­ные хромосомы. Значение постоянства числа и формы хромосом. Подготовка клетки к делению. Интерфаза. Редупликация ДНК - осно­ва удвоения хромосом. Основные типы деления клеток (амитоз, мейоз, митоз). Амитоз. Митоз, его фазы (профаза, метафаза, анафаза, телофаза), значение. Развитие половых клеток. Мейоз. Фазы первого и второго мейотического деления, их характеристика. Биоло­гическое значение митоза и мейоза.

Специализация клеток, образование тканей. Гаметогенез, сперматогенез, овогенез.

Самовоспроизведение - важнейший признак живого. Размноже­ние: половое и бесполое. Оплодотворение, его значение. Партеноге­нез. Двойное оплодотворение у высших растений.

Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие: пря­мое и непрямое.

Развитие зародыша (на примере животных). Вредное влияние ал­коголя и никотина на развитие организма человека.

Организм как биологическая система

Многообразие организмов, одноклеточные и многоклеточные, автотрофные и гетеротрофные, прокариоты и эукариоты. Структурные элементы организма: клетки, органы, системы органов.


Растения и окружающая среда

Растение - целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов. Основные процессы жизнедеятельности растительного орга­низма. Растительное сообщество. Экологические факторы неживой и живой природы, связанные с деятельностью человека. Взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы на примере растений леса луга и пр. Приспособленность растений к совместной жизни в лесу, на лугу и т. д. Роль растений в природе и жизни человека.

Влияние деятельности человека на жизнь растений. Охрана рас­тений, защита среды их обитания, законы об охране природы.

Цветковое растение и его строение

Семя, корень, побег (стебель, лист, почка). Строение семени, корня, побега. Развитие органов из зародыша семени, их многообра­зие. Взаимосвязь строения и функций органов.

Цветок и плод

Строение цветка: цветоножка, цветоложе, пестики, околоцветник, тычинки. Плоды, их образование и разнообразие.

Элементарные понятия о систематических категориях: царство, отдел, класс, семейство, род, вид.

Отделы растений. Общая характеристика

Водоросли. Строение и жизнедеятельность одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Роль водорослей в природе и народном хозяйстве, их охрана.

Мхи. Строение и размножение (на примере местных видов). Об­разование торфа, его значение. Средообразующее и ресурсное значе­ние мхов в сообществе болота.

Папоротники. Строение и размножение, роль в природе и жизни человека. Хвощи. Плауны.

Голосеменные. Строение и размножение (на примере сосны, ели
и др. хвойных). Распространение хвойных, их значение в природе,
народном хозяйстве. Регулирование численности хвойных. Восстановление хвойных лесов.

Покрытосеменные (цветковые). Особенности строения и жизне­деятельности покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений, их господство на Земле. Многообразие цветковых растений.

Класс: Двудольные растения. Семейства: крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные, мальвовые, маревые, губоцветные.

Класс: Однодольные растения. Семейства: лилейные, злаки, злаки.

Отличительные признаки растений перечисленных семейств, их биологические особенности, народнохозяйственное значение.

Влияние деятельности человека на видовое многообразие цветко­вых растений. Сохранение и восстановление численности редких ви­дов растений. Заповедник Хакасский и его значение в сохранении биоразнообразия растений. Редкие растения Хакасии.

Сельскохозяйственные растения

Важнейшие сельскохозяйственные растения (зерновые, плодово-ягодные, овощные, масличные, технические и др.), биологические основы и технологии выращивания.

Происхождение культурных растений. Понятие сорта. Достиже­ния науки и выведение новых сортов растений. НИИ аграрных про­блем Хакасии и его роль в выведении новых сортов растений. Мест­ные элитные сорта растений.

Развитие растительного мира

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства ис­торического развития растений.

Основные этапы в развитии растительного мира: возникновение одноклеточных и многоклеточных водорослей; возникновение фото­синтеза; выход растений на сушу (псилофиты, мхи, папоротники, го­лосеменные, покрытосеменные). Усложнение растений в процессе исторического развития. Филогенетические связи в растительном мире.

Господство покрытосеменных в настоящее время, их многообра­зие и распространение на земном шаре. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Сохранение биологического разнообразия растений. Заповедники, заказники, памятники природы Хакасии.

Бактерии

Строение и жизнедеятельность бактерий, их размножение. Рас­пространение в воздухе, почве, воде, живых организмах. Роль в при­роде, промышленности, медицине, сельском хозяйстве. Болезнетвор­ные бактерии и борьба с ними.

Грибы. Лишайники

Общая характеристика грибов. Роль грибов в природе и хозяйст­ве. Симбиоз гриба и водоросли. Питание. Роль лишайников в природе.

:

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Животные и окружающая среда

Многообразие животного мира. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Зоология – наука о животных. Значение животных в природе и жизни человека.

Одноклеточные как наиболее примитивные и древние животные

Обыкновенная амеба. Особенности строения клетки однокле­точного организма. Многообразие одноклеточных животных, их зна­чение в природе и жизни человека. Общая характеристика. Эвглена зеленая, инфузория-туфелька. Малярийный паразит - возбудитель маля­рии. Предупреждение инфекционных заболеваний, дизентерии, малярии.

Многоклеточные животные

Общая характеристика типов. Кишечнополостные. Плоские чер­ви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Типичные предста­вители типа. Их роль в природе и жизни человека. Черты сходства и различия у представителей различных типов беспозвоночных живот­ных. Приспособленность животных к среде обитания. Паразитические черви. Меры предупреждения заболеваний гельминтозами.

Тип: Членистоногие. Общая характеристика классов. Ракообраз­ные. Паукообразные (пауки и клещи). Насекомые. Основные отряды насекомых. Чешуекрылые. Двукрылые. Перепончатокрылые.

Многообразие насекомых, их роль в природе, практическое и эс­тетическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми - вредителями сельскохозяйственных культур и его роль в сохранении урожая. Охрана насекомых.

Тип: Хордовые. Ланцетник. Общая характеристика классов. Ры­бы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие. Отря­ды плацентарных. Общая характеристика типа.

Роль млекопитающих в природе и жизни человека. Сохранение многообразия путем регулирования их численности защиты экоси­стем как среды обитания млекопитающих.

Сельскохозяйственные животные класса млекопитающих. Круп­ный рогатый скот, овцы, свиньи, лошади. Происхождение домашних животных. Содержание, кормление, разведение. Отрасли сельского хозяйства.

Эволюция животного мира. Доказательства исторического разви­тия животного мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Происхождение многоклеточных. Усложнение строения и жиз­недеятельности позвоночных животных в процессе исторического развития животного мира. Родство человека с животными. Редкие и исчезающие виды животных.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Человек и его здоровье

Общий обзор организма человека. Значение знаний о строении, жизнедеятельности организма человека и гигиене для охраны его здо­ровья. Анатомия, физиология, гигиена, психология - науки, изучаю­щие организм человека


Органы и системы органов. Организм человека - единое целое: клетка, ткань, орган, система органов, организм.

Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной системы. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах. Строение кости. Химический состав кости. Типы соедине­ния костей. Сустав, его строение.

Мышцы, их функции. Основные группы мышц тела человека.

Кровь и кровообращение. Иммунитет. Роль И. И. Мечникова в создании учения об иммунитете. Инфекционные заболевания и борь­ба с ними. Предупредительные прививки. Профилактика ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом. Группы крови. Переливания кро­ви. Донорство.

Органы кровообращения. Сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены).

Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая по­мощь при кровотечениях. Вредное влияние курения и употребления алкоголя на сердце и сосуды.

Дыхание. Значение дыхания. Инфекционные болезни, передаю­щиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных инфекций, гигиенический режим во время болезни. Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на организм, Болезни органов дыхания, их профилактика: ОРЗ, грипп, туберкулез.

Пищеварение. Значение пищеварения. Регуляция процессов пи­щеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения. Пре­дупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пище­вых отравлений, первая доврачебная помощь при них. Влияние куре­ния и алкоголя на пищеварение. Работы И. П. Павлова по изучению деятельности желез: слюнных, желудочных.

Обмен веществ и энергии. Общая характеристика. Влияние алко­голя и токсичных веществ, наркотиков на обмен веществ. Витамины. Их роль в обмене веществ. Основные гиповитаминозы. Гипервитаминозы.

Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Нормы питания. Рациональное питание.

Выделение. Органы мочевыделительной системы, их функции, профилактика заболеваний.

Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Профилактика и первая помощь при тепловом и сол­нечном ударах, обморожении, электрошоке.

Железы в организме человека: внешней, смешанной и внутренней секреций.

Железы внутренней секреции. Значение желез внутренней секре­ции для роста, развития, регуляции функций организма. Гормоны. Роль половых желез в развитии организма. Половое созревание. Ги­гиена юноши и девушки. (Роль и значение желез: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, зобная, околощитовидная железы, поджелудоч­ная, надпочечники, половые железы).

Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность. Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма человека и взаимосвязи организма со средой. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и мышление. Органы чувств. Сознание как функция мозга. Социальная обусловленность поведения человека. Анализаторы. Строение и функции зрительного, слухового анализаторов, органы равновесия, мышечного чувства, ося­зания, обоняния, вкуса. Взаимозаменяемость органов чувств. Гигиена и профилактика нарушений функций органов чувств.

Роль И. М. Сеченова и И. П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности.

Сон, его значение и гигиена. Изменение работоспособности в трудовом процессе. Гигиена умственного труда. Вредное влияние ни­котина, алкоголя и наркотиков на нервную систему.

Основы генетики

Генетика - наука о наследственности и изменчивости организ­мов. Основные методы генетики. Моно- и дигибридное скрещивание. Анализ потомства.

Наследственность и изменчивость - свойства организма. Методы исследования наследственности и изменчивости растений, животных и человека.

Законы наследственности, установленные Г. Менделем. Доми­нантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и гено­тип. Гомозигота и гетерозигота. Единообразие первого поколения.

Промежуточный характер наследования. Закон расщепления при­знаков. Статистический характер явлений расщепления. Цитологиче­ские основы единообразия первого поколения и расщепления призна­ков во втором поколении. Закон независимого наследования и его цитологические основы. Взаимодействие генов и их виды.

Закон сцепленного наследования Т. Моргана, его цитологические основы. Полное и неполное сцепление. Роль перекреста хромосом.

Генотип как целостная исторически сложившаяся система. Гене­тика пола. Хромосомная теория наследственности. Значение генетики для медицины и здравоохранения. Вредное влияние никотина, алко­голя и наркотиков на наследственность человека.

Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фено­типа, Модификационная

изменчивость. Норма реакции. Статистиче­ские закономерности модификационной изменчивости.

Мутации, их причины. Закон гомологических рядов в наследст­венной изменчивости, сформулированный Н. И. Вавиловым. Экспе­риментальное получение мутаций. Мутации как материал для искусственного и естественного отбора. Виды соматических и хромосом­ных мутаций.

Меры защиты от загрязнений мутагенами. Значение генетики для профилактики наследственных заболеваний у человека.


Основы селекции

Генетика - теоретическая основа селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции: учение о центрах происхождения и многообра­зия культурных растений. Методы селекции: гибридизация, искусст­венный отбор, мутагенез, полиплоидия, гетерозис.

Селекция растений. Самоопыление перекрестно-опыляемых рас­тений. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация.

Селекция животных. Типы скрещивания и методы разведения. Метод анализа наследственных хозяйственно-ценных признаков у животных-производителей. Отдаленная гибридизация домашних жи­вотных.

Биотехнология: микробиологический синтез, генная и клеточная инженерия, их значение для развития народного хозяйства, охрана природы.

Популяция и вид

Вид и его критерии. Популяция - структурная единица вида. Численность особей, возрастной и половой состав, размеры популя­ций, формы совместного существования особей.

Доказательства эволюции живой природы. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Факторы эволюции. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Возникновение приспособлений. Относительный характер приспособленности. Движущий и стабилизирующий отбор.

Искусственный отбор и наследственная изменчивость - основа выведения пород домашних животных, сортов культурных растений и пород животных.

Микроэволюция. Видообразование. Современные представления о видообразовании. Биологический прогресс и регресс. Соотношения различных направлений эволюции: арогенез, аллогенез, катагенез, ценогенез. Основные закономерности эволюции. Результаты эволю­ции.

Происхождение жизни на Земле. Развитие органического мира в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозой­скую эры. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Эволюция человека. Доказательства происхождения человека от жи­вотных. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Этапы эволюции человека. Доказательства единства челове­ческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.

Экосистемы

Экосистема и ее виды. Биогеоценоз. Структура экосистемы: ви­довая, пространственная. Доминантные и многочисленные виды, их роль в экосистеме.

Понятие «Среда обитания». Экологические факторы. Закон оп­тимума. Абиотические факторы, приспособленность организмов к ним. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Биотические факторы. Внутривидовые и межвидовые отношения: хищничество, конкурен­ция, паразитизм, симбиоз. Антропогенные факторы.

Разнообразие популяций в экосистеме, связи между ними: гене­тические, трофические. Продуценты, редуценты и консументы. Пи­щевые цепи и сети экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в них. Правила экологической пирамиды.

Саморегуляция - основа устойчивости экосистем. Колебания численности популяций в экосистемах. Изменения в экосистемах. Причины смены экосистем: внешние (естественные и антропогенные) и внутренние.

Агроэкосистемы, их разнообразие, отличия от природных экоси­стем. Сохранение биологического разнообразия как основа устойчи­вого развития экосистем.

Биосфера - глобальная экосистема. Вклад В. И, Вернадского в разработку учения о биосфере. Роль живого вещества в биосфере. Особенности распределения биомассы. Биологический круговорот.

Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы. Глобальные изме­нения в биосфере под влиянием деятельности человека. Проблема устойчивого развития биосферы.


III. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Программа по биологии.

  2. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Биология: Т. 1-3 - М, Мир, 1990.

  3. П. Кемп, К. Арме. Введение в биологию. - М., Мир, 1988 .

  4. Основы общей биологии. Под ред. Э. Либберта. - М.э Мир, 1982 .

  5. К. Вилли, В. Детье. Биология. - М., Мир, 1975 .

  6. Б. М. Медников. Биология: формы и уровни жизни. - М., Просвещение, 1994.

  7. С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Т. А. Козлова. Основы биологии: ( Книга для самообразования). - М., Просвещение, 1986.

  8. Биология: ( Для учащихся медицинских училищ ). Под редакцией профессора В. Ярыгина. - М., Медицина, 1987 .

  9. Т. Л. Богданова. Биология: Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., Высшая школа, 1991 .

10. Общая биология: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным
изучением биологии.( А. О. Рувинский, Л. В.Высоцкая, С. М.
Глаголев и др.). Под ред. А. О. Рувинского. - М., Просвещение,
1993 .

  1. Е. И. Морозов, Е. И. Тарасевич, В. С. Анохина. Генетика в вопро­сах и ответах. - Минск, 1989.

  2. Н. И. Вавилов. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. -Л., Наука, 1987.

  3. Ч. Дарвин. Происхождение видов. - М., Просвещение, 1987 .

  4. С. Прокофьев. Природа Хакасии. -Абакан. 1982 .

  5. Редкие и исчезающие виды растений Хакасии. РАСХН. Сиб. Отд-ние НИИ АПХ, Хакас, госуд. ун-т. - Новосибирск, 1999.

  6. Ю. Одум. Основы общей экологии. Экология: в 2 т. - М., Мир, 1986

Похожие:

Программа составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» iconПрограмма составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования»
Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» от 30. 06. 99 №56) с учетом Федерального...
Программа составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» iconПрограмма составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования»
Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» от 30. 06. 99 №56) с учетом Федерального...
Программа составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» iconПрограмма составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования»
«Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» от 30. 06. 99 №56) с учетом Федерального компонента...
Программа составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» iconПрограмма составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования»
...
Программа составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» iconПрограмма составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования»
...
Программа составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» iconПримерные экзаменационные билеты по географии составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования
Минобразования России от 190598 №1236 и от 30 06 99 №56) а также государственных стандартов основного общего и среднего (потного)...
Программа составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» iconПрограмма по математике составлена в соответствии с программой общеобразовательной школы
Ьным минимумом содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ мо от 30. 06. 1999 №56), Приказом Минобразования...
Программа составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» iconПриказ от 30 июня 1999 г. N 56 об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования
Российской Федерации от 28. 02. 94 N 174 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов...
Программа составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» iconПояснительная записка вступительный экзамен по математике проходит в форме письменного тестирования. Объем знаний и степень владения материалом определяется
Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» от 30. 06. 99 №56) с учетом Федерального...
Программа составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» iconПояснительная записка вступительный экзамен по математике проходит в форме письменного тестирования. Объем знаний и степень владения материалом определяется
Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» от 30. 06. 99 №56) с учетом Федерального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница