Основная образовательная программа Основная образовательная программа высшего профессионального образования




НазваниеОсновная образовательная программа Основная образовательная программа высшего профессионального образования
страница1/6
Дата24.09.2012
Размер0.72 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6



Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»

Новокузнецкий филиал-институт государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»

Система управления качеством подготовки бакалавров

Факультет информационных технологий

Кафедра математики и математического моделирования

Основная образовательная программа






Основная образовательная программа
высшего профессионального образования


Направление подготовки

_________010400.62 «Прикладная математика и информатика»____________

(указывается код и наименование направления подготовки)


Профиль подготовки

_________ Прикладная информатика___________

(указывается наименование профиля подготовки)


Квалификация (степень)


Бакалавр


Форма обучения

___________очная__________

(очная, очно-заочная и др.)


Версия 01


Новокузнецк, 2010

СОДЕРЖАНИЕ



раздела

Наименование раздела

Страница

1

2

3

1

Назначение и область применения

5

2

Нормативное обеспечение

5

3

Термины и сокращения

5

4

Общие положения

6




4.1 Основная образовательная программа подготовки бакалавра, реализуемая вузом по направлению 010400.62 и профилю Прикладная информатика

6




4.2 Нормативные документы для разработки ООП

7




4.3 Общая характеристика вузовской ООП по направлению 010400.62 и профилю Прикладная информатика

8




4.4 Требования к абитуриенту

11




4.5 Возможности продолжения образования

12

5

Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП по направлению 010400.62 и профилю Прикладная информатика

12




5.1 Область профессиональной деятельности выпускника

12




5.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника

13




5.3 Виды профессиональной деятельности выпускника

14




5.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника

14

6

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ООП

16

7

Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП

19




7.1 Годовой календарный учебный график

20

1

2

3




7.2 Учебный план

20




7.3 Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

22




7.4 Программы учебной, производственной и преддипломной практик

22

8

Фактическое ресурсное обеспечение ООП

26

9

Характеристика среды вуза, обеспечивающей развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников

30

10

Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения ООП

32




10.1 Фонды оценочных средств текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

32




10.2 Итоговая государственная аттестация выпускников

33

11

Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки бакалавров

36

12

Внесение изменений




12.1 Лист регистрации ревизий

38




12.2 Лист регистрации изменений

39

13

Лист согласования

40

14

Лист рассылки

41

15

Лист ознакомления с ООП

42




Приложения







Приложение 1 «Совокупный образовательный результат (компетенции) ООП подготовки бакалавра направления 010400.62 по профилю Прикладная информатика»




1

2

3




Приложение 2 «Профилирующие компетенции»







Приложение 3 «Матрица компетенций ООП подготовки бакалавра направления 010400.62 по профилю Прикладная информатика»







Приложение 4 «Годовой календарный график и учебный план профиля»







Приложение 5 «Список рабочих программ дисциплин и практик ООП подготовки бакалавра направления 010400.62 по профилю Прикладная информатика»







Приложение 6 «Аннотации рабочих программ ООП подготовки бакалавра направления 010400.62 по профилю Прикладная информатика






1 Назначение и область применения


Основная образовательная программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии организации и реализации образовательного процесса подготовки бакалавра по направлению и профилю, а также систему оценки качества подготовки выпускника.


2 Нормативное обеспечение


  1. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22.08.1996 с последующими изменениями и дополнениями;

  2. Федеральный закон «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 с последующими изменениями и дополнениями

  3. Письмо N 14-52-357ин/13 от 19.05.2000 О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов

  4. КемГУ-СМК-ДП-6.1.2.1-2.1.4-04 Документированная процедура системы менеджмента качества «Проектирование и разработка основных образовательных программ и учебных планов»;

  5. КемГУ-СМК-ДП-6.2.3-2.1.6-06 Документированная процедура системы менеджмента качества «Реализация основных образовательных программ»;

  6. КемГУ-СМК-ДП-8.1.2–4.1-01 Документированная процедура системы менеджмента качества «Внутренний аудит».


3 Термины и сокращения

Термины:

Основная образовательная программа вуза по направлению подготовки или по специальности представляет собой комплект нормативных документов, определяющий цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области

Модуль - часть образовательной программы (или учебной дисциплины), которая имеет определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам образования.

Образовательные технологии - совокупность организационных форм, педагогических методов, средств, а также социально-психологических, материально-технических ресурсов образовательного процесса, создающих комфортную и адекватную целям воспитания и обучения образовательную среду, содействующую формированию всеми или подавляющим большинством студентов необходимых компетенций и достижению запланированных результатов образования.


Сокращения:


ВПО – высшее профессиональное образование;

Вуз – высшее учебное заведение;

ООП – основная образовательная программа;

ПрООП – примерная основная образовательная программа;

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт;

НИР – научно-исследовательская работа;

НИРС – научно-исследовательская работа студента;

КемГУ – Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»;

НФИ КемГУ - Новокузнецкий филиал-институт Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»;

СМК – система менеджмента качества.


4 Общие положения

4.1 Основная образовательная программа подготовки бакалавра, реализуемая вузом по направлению 010400.62 и профилю Прикладная информатика

Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая Новокузнецким филиалом-институтом ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» по направлению подготовки 010400.62 «Прикладная математика и информатика» и профилю подготовки «Прикладная информатика» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по данному направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы (ПрООП).

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

ООП по направлению 010400.62 «Прикладная математика и информатика» в соответствии с ПрООП реализует профиль «Прикладная информатика».

Целью ООП по направлению 010400.62 «Прикладная математика и информатика» и профилю подготовки «Прикладная информатика» является формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра в области профессиональной деятельности, связанной с использованием прикладной математики и информатики, достижение которой позволят ему получить следующие результаты:

- ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать научно-исследовательские и практические задачи,

- участвовать в практической и прикладной деятельности, владеть основными методами сбора, обработки и анализа данных предметной области,

- владеть комплексом знаний и умений, позволяющих применять современные математические методы и программное обеспечение для решений задач науки, техники, экономики и управления и использования информационных технологий в проектно-конструкторской, управленческой и финансовой деятельности.


4.2 Нормативные документы для разработки ООП

Нормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют:

  1. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22.08.1996 с последующими изменениями и дополнениями;

  2. Федеральный закон «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992 с последующими изменениями и дополнениями;

  3. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации №71 от 14.02.2008;

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 010400 «Прикладная математика и информатика» высшего профессионального образования (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «20» мая 2010 г. №538;

  5. Письмо Минобразования РФ №14-52-988 ин/13 от 28.11.2002 «О направлении Методики расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах»;

  6. Инструктивное письмо Минобрнауки России от28.12.2009 г. № 03-2672 «О разработке примерных основных образовательных программ профессионального образования»;

  7. Инструктивное письмо Минобрнауки России от 13.05.2010 г. № 03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ»;

  8. Проект примерной основной образовательной программы (ПрООП ВПО) по направлению 010400 «Прикладная математика и информатика» (носит рекомендательный характер), разработанный УМО МГУ имени М.В. Ломоносова;

  9. Устав ГОУ ВПО «КемГУ»;

  10. Положение о Новокузнецком филиале-институте ГОУ ВПО «КемГУ»;

  11. КемГУ-СМК-ДП-6.1.2.1-2.1.4-04 Версия 01 Документированная процедура система менеджмента качества «Проектирование и разработка основных образовательных программ и учебных планов»;

  12. КемГУ-СМК-ДП-6.2.3-2.1.6-06 Версия 01 Документированная процедура система менеджмента качества «Реализация основных образовательных программ»;

  13. КемГУ-СМК-ДП-8.1.2–4.1-01 Версия 01 Документированная процедура система менеджмента качества «Внутренний аудит».


4.3 Общая характеристика вузовской ООП по направлению 010400.62 и профилю Прикладная информатика

Цели ООП.

ООП ориентирована на реализацию следующих принципов:

  • приоритет практикоориентированных знаний бакалавра;

  • не просто качественное образование в узких рамках будущей профессии, а обучение бакалавра также целому спектру деловых умений и навыков, позволяющих максимально быстро и эффективно приступить к выполнению своих обязанностей в рабочей среде;

  • ориентацию на развитие местного регионального сообщества;

  • формирование готовности принимать решения и профессионально действовать в нестандартных ситуациях;

  • формирование личности, способной к саморазвитию к изменению своего профессионального вектора и выполнению гражданских обязанностей;

  • формирование потребности к постоянному развитию и инновационной деятельности в профессиональной сфере.

ООП по направлению подготовки 010400.62 «Прикладная математика и информатика», профиль «Прикладная информатика», имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, способствующих их творческой активности, общекультурному росту и социальной мобильности: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, гражданственности, приверженности этическим ценностям, толерантности, настойчивости в достижении цели, способности принимать организационные решения в стандартных и нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность, умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних, и формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и быть постоянно востребованным на рынке труда соответствующих предприятий, компаний научно-производственных объединений, учреждений науки и образования.

Задачами ООП по направлению подготовки 010400.62 «Прикладная математика и информатика» по профилю «Прикладная информатика» являются обеспечение условий для:

  • получения полноценного и качественного фундаментального образования в области прикладной математики информатики;

  • профессиональной компетентности в области прикладной математики информатики;

  • привития навыков работы на ЭВМ, применения стандартных алгоритмических языков, использование математических методов и программного обеспечения для решения прикладных задач в различных сферах профессиональной деятельности;

  • формирования и укрепления потребности в приобретении новых знаний;

  • овладения гуманитарной культурой, этическими и правовыми нормами, регулирующими отношение к человеку, обществу, окружающей среде, культуре мышления и умения на научной основе организовать свой труд;

  • овладения русским и одним из иностранных языков в профессиональной деятельности, в сферах социально-бытового и научного общения;

  • выбора студентами индивидуальной программы образования.

  • продолжения образования в магистратуре.

ООП по направлению подготовки 010400.62 «Прикладная математика и информатика» реализует профиль «Прикладная информатика». Выбор профиля обоснован тем, что в настоящее время в области разработки и применения информационных технологий и систем имеется большая потребность в информатиках-прикладниках, обладающих развитыми компетенциями системных аналитиков и проектировщиков, которые способны формализовывать постановки задач автоматизации и информатизации прикладных процессов в различных предметных областях и участвовать в процессе создания и использования информационных систем на всех стадиях жизненного цикла.

Срок освоения ООП.

Срок освоения ООП бакалавров по направлению 010400.62 «Прикладная математика и информатика» составляет 4 года, форма обучения – очная.

Трудоемкость ООП.

Трудоемкость ООП составляет 240 зачетных единиц за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Прикладная математика и информатика», и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.

Трудоемкость ООП за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Особенности образовательной программы.

При разработке ООП учтены состояние и перспективы развития IT-отрасли, требования регионального рынка труда, отраженные в материалах семинара-совещания с представителями работодателей г. Новокузнецка «Компетентностные модели подготовки бакалавров» (30 – 31.09.2010 г., 10.– 12.11.2010 г.).

Компетенции, приобретаемые выпускниками, сформулированы в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 010400.62 «Прикладная математика и информатика» и требованиями профессиональных стандартов в области информационных технологий1, сформулированными Ассоциацией Предприятий Компьютерных и Информационных Технологий (АП КИТ).

Образовательная программа разработана на основе принципов Болонского соглашения и предусматривает реализацию системы зачетных единиц (ECTS) для признания учебных достижений студентов.

Вуз обеспечивает обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. Для этого в учебном плане предусмотрены курсы по выбору студента. При формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки.

Основными видами профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки 010400.62 «Прикладная математика и информатика», регламентированными ФГОС, являются проектная и производственно-технологическая деятельность; научная и научно-исследовательская деятельность.

С целью формирования у будущего бакалавра организаторских и исследовательских качеств, навыков работы в коллективе на протяжении всего периода подготовки студенты вовлекаются в научно-исследовательскую и проектную работу. Для этого в учебный план введена дисциплина «Основы организаторской работы в производственном коллективе». Дисциплина носит сквозной характер: начинается в 5 семестре, сразу после учебной практики, и заканчивается в 7 семестре, после чего студенты занимаются написанием выпускной квалификационной работы. В задачи курса входит практическое освоение методики и методологии научно-исследовательской работы. После изучения курса студент должен знать: основные этапы НИР, организацию научно-исследовательской работы, требования к публикации результатов НИР; уметь: работать с научной литературой по специальности, готовить обзоры литературных источников по заданной проблеме, ставить и решать частные задачи исследования для достижения поставленной руководителем цели, владеть навыками взаимодействия с руководителем и соисполнителями проекта. В каждом семестре в качестве формы самостоятельной работы студента используется курсовая работа.

Во внеучебное время студенты занимаются научно-исследовательской работой в рамках научных направлений кафедры по актуальным темам применения методов прикладной информатики в промышленности, бизнесе, образовании, медицине.

Студенты, занимающиеся научной и проектной деятельностью, группируются по интересам, выполняя коллективную работу по определенной тематике. Тема работы может быть предложена преподавателями кафедры, руководителями практик, работодателями или самими студентами. Каждая группа закреплена за преподавателем кафедры.

Как правило, темы научно-исследовательских и проектных работ, разрабатываемые студентами, служат основой для выполнения выпускной квалификационной работы. Это позволяет реализовать принцип непрерывности образования и возможности отбора лучших студентов для поступления в аспирантуру и трудоустройства в НФИ КемГУ.

Результаты научно-исследовательской работы студентов представляются в форме докладов в ходе работы секций «Математическое моделирование», «Автоматизированные системы обработки информации и управления», «Информационные технологии в экономике» в рамках ежегодной Межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, публикуются в сборнике материалов конференции.

Систематически проводится работа по подготовке одарённых студентов к участию во внутривузовских и внешних олимпиадах предметных олимпиадах по математики, программированию.

Реализация ООП осуществляется в тесном сотрудничестве с предприятиями и организациями региона и страны, ориентированных на разработку математических моделей, создание прикладных пакетов программ, их внедрение и сопровождение. К учебному процессу привлекаются ученые и специалисты-практики базовых предприятий г. Новокузнецка и других городов: НОУ РЦПП «Евраз-Сибирь» ОАО "ЗСМК", г. Новокузнецк; ООО "Плас Мобайл", г.Санкт-Петербург; ОАО "НЗРМК им. Н.Е. Крюкова", г. Новокузнецк; Администрация г. Новокузнецка, Кемеровский филиал ФГУ «Территориальный фонд геологической информации», г. Новокузнецк и др. Ежегодно представители работодателя проводят презентацию своих предприятий и организаций в НФИ КемГУ. На факультете осуществляется подготовка сертифицированных специалистов по программированию в среде «1С: предприятие» из числа наиболее подготовленных студентов по договорам о сотрудничестве с фирмами, специализирующимися на внедрении и поддержке данной системы.

Востребованность выпускников.

Бакалавры по профилю «Прикладная информатика» востребованы в банковских, государственных структурах, на промышленных предприятиях, предприятиях малого и среднего бизнеса г. Новокузнецка и Кемеровской области.

Заключены соглашения о сотрудничестве в области разработки и внедрения данной ООП с учреждением РАН Институт теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича Сибирского отделения РАН г. Новосибирск, материальным складом ст. Новокузнецк - структурное подразделение Кузбасского отдела материально-технического обеспечения – обособленная структурная единица Новосибирской дирекции материально-технического обеспечения – структурного подразделения Росжелдорснаба – филиала ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Центральный научный исследовательский институт специального машиностроения», ИП «Зубко Леонид Вячеславович», ООО «АйТи-Сервис», Нетиповое муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №62», ООО «Кузнецкие металлоконструкции», ООО «Проф-ИТ», ООО «Олмар», МОУ «Средняя образовательная школа №4 «СОНО».

Внедрение информационных технологий во все области жизни современного общества позволяет прогнозировать рост потребности в специалистах подобного профиля и высокий уровень их заработной платы.


4.4 Требования к абитуриенту

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.

Желательно, чтобы абитуриент принимал ранее активное участие в профильных предметных олимпиадах, имел опыт проведения научно-исследовательской работы, представлял материалы своих исследований на научно-практических конференциях различного уровня. Приветствуется обладание интеллектуальными, организаторскими и лидерскими способностями, стремление к личностному росту и профессиональному развитию.

Абитуриенту рекомендуется обладание основами следующих компетентностей:

- компетентностью в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных.

- профессиональной ориентированностью в области математики и информатики,

- компетентностью в сфере социально-трудовой деятельности, в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, иметь навыки самоорганизации,

- компетентностью в сфере культурно-досуговой деятельности, включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.


4.5 Возможности продолжения образования

Бакалавр прикладной математики и информатики имеет возможность продолжить обучение по магистерской программе в любом высшем учебном заведении Российской федерации по направлению «Прикладная математика информатика».

В КемГУ предоставляется возможность продолжить обучение по направлению 010400.62 «Прикладная математика и информатика» с присвоением степени «магистр».
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Основная образовательная программа Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа высшего профессионального образования (бакалавриата) по направлению подготовки 270300 Дизайн архитектурной...
Основная образовательная программа Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа, реализуемая филиалом по специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике)
Основная образовательная программа Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)
Основная образовательная программа Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)
Основная образовательная программа Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)
Основная образовательная программа Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы) 4
Основная образовательная программа Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы) 3
Основная образовательная программа Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)
Основная образовательная программа Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)
Основная образовательная программа Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы) 3
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница