Образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии»




Скачать 146.74 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии»
Дата23.09.2012
Размер146.74 Kb.
ТипОбразовательная программа
С.Н. Ковалёв1

Образовательная программа дополнительного образования детей

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Возраст обучающихся – 16-17 лет

Срок реализации – 2 года

К содержанию

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа имеет научно-техническую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области новых информационных технологий.

Программа основана на адаптации к условиям довузовского образования программ двух учебных дисциплин системы высшего профессионального образования – «Аппаратное обеспечение ПЭВМ» и «Информационные сети» – для специальности «Информационные системы и технологии», разработанных и преподаваемых автором в МИРЭА. Тем самым она соответствует решению актуальной задачи профориентации школьников путём реализации модели непрерывного образования «школа – учреждения дополнительного образования – вуз».

Необходимость приобщения старших школьников к современным информационным технологиям обусловлена быстрыми темпами появления новых устройств и технологий, радикальными изменениями технологических средств получения и обработки информации, прежде всего в части работы с аудио- и видеоинформацией, и качественно изменившейся ситуацией в области доступа молодёжи к мировым информационным ресурсам глобальной сети Internet. В настоящее время Internet стал мощным и доступным средством информационного обеспечения всех сфер жизни, включая процесс обучения.

Новизной и особенностью программы, отличающей её от других программ близкой направленности, помимо содержательной связи с вузовскими учебными дисциплинами, является ориентация на осуществление в учебно-творческих коллективах, набранных преимущественно из учащихся 10-го и 11-го классов Лицея № 1525 «Воробьёвы горы». В рамках учебной программы лицея все учащиеся изучают курс «Информационные технологии». Настоящая программа дополнительного образования опирается на знания, полученные при изучении этого курса, содержательно связана с ним, но представляет собой самостоятельную программу. Важным элементом новизны, присущим программе, также является внедрение элементов дистанционного обучения.

Цель программы – содействовать формированию у членов учебно-творческого коллектива (учащихся лицея) отчётливых представлений и базовых знаний о выбираемой специальности дальнейшего обучения, освоению форм и методов обучения, свойственных вузовскому учебному процессу.

Реализация программы предполагает решение ряда практических задач:

– углублённое знакомство учащихся с принципами аппаратного устройства и функционирования IBM-совместимого (Intel-совместимого) персонального компьютера и отдельных его узлов, обеспечивающее уверенное выполнение на нём различных работ;

– продолжение изучения характерных особенностей, возможностей и ограничений при работе в операционной среде WINDOWS 2000/XP с отдельными прикладными программами пакета MS-Office (преимущественно PowerPoint);

– освоение основных приёмов работы с графическими пакетами Corel Draw, Corel PhotoPaint, Adobe PhotoShop;

– изучение основных приёмов работы в локальных и глобальных информационных сетях с целью закрепления приобретенных навыков уверенного использования предлагаемых сетевых сервисов и практического применения обширных информационных ресурсов;

– овладение навыками экологической безопасности при эксплуатации персональных компьютеров;

– получение навыков, облегчающих последующую адаптацию школьников к условиям студенческой жизни.

Программа рассчитана на школьников 16-18 лет (учащихся 10-11 классов) и реализуется 2 года.

При реализации программы основной упор сделан на практическую работу учащихся, в том числе с учётом их индивидуальных интересов.

Обучение ведётся посменно двумя учебно-творческими группами по 6 человек (соответственно 1-го и 2-го года обучения) в форме семинаров и практических занятий, в том числе индивидуальных (с использованием технологии дистанционного обучения).

Итоговая оценка освоения программы имеет форму выполнения выпускной работы (2-й год обучения; индивидуальная тематика по интересам), её защиты и (для наиболее качесвтеннызх работ) подготовки доклада для представления на технических конференциях МГДД(Ю)Т и МИРЭА (апрель – май).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

Первый год обучения





Название темы

Количество часов

Аудиторные

Режим дистанционного доступа


Всего

Теория

Практика

1

Введение. Основы техники безопасности. Основы обслуживания типового IBM PS

3

-

-

3

2

Проблемы экологической безопасности и энергосбережения при работе с персональным компьютером

2

-

1

3

3

Настройка BIOS типового IBM PS

1

2

-

3

4

Информационно-вычислительные сети

2

4

3

9

5

Основы работы в компьютерной сети

3

18

18

39

6

Основы антивирусной защиты информации

1

5

-

6

7

Операционная система WINDOWS 2000

2

12

4

18

8

Средства мультимедиа

3

6

-

9

9

Электронная почта и Internet

1

7

10

18

10

Сканирование изображений

2

5

2

9

11

Заключительное занятие

-

3

-

3




Итого:

20

62

38

120


Второй год обучения





Название темы

Количество часов

Аудиторные

Режим дистанционного доступа


Всего

Теория

Практика

1

Введение. Основы техники безопасности

1

2

3

6

2

Работа с гипертекстом

2

8

11

21

3

Сканирование и обработка текста

1

5

-

6

4

Сканирование и обработка изображений

3

9

12

24

5

Работа в Internet

1

1

4

6

6

Оформление итоговой работы

-

7

20

27

7

Основы WEB-дизайна

2

5

8

15

8

Работа в Internet

-

2

10

12

9

Заключительное занятие

-

3

-

3




Итого:

10

42

68

120



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Первый год обучения

Тема 1. Введение. Основы техники безопасности. Основы обслуживания типового IBM PC. Структура двухгодичной дисциплины «Информационные технологии»: цели и задачи теоретических и практических занятий. Основные правила и требования техники безопасности и противопожарной безопасности при работе в помещении компьютерного класса. Основные приёмы травмо–, пожаро– и электробезопасной работы при ремонте и модернизации персонального компьютера.

Тема 2. Проблемы экологической безопасности и энергосбережения при работе с персональным компьютером. Устройство типового офисного (домашнего) IBM-совместимого персонального компьютера (IBM PC). Основы обнаружения неисправностей и ремонта; модернизация. Основные приёмы травмобезопасной работы при ремонте и модернизации персонального компьютера.

Тема 3. Настройка BIOS типового IBM PS. Индивидуальная настройка BIOS персонального компьютера; оптимизация производительности элементов компьютера. Настройка управления энергосбережением. Поддержка «Plug & Play»: некоторые возможные типовые проблемы и способы их разрешения.

Тема 4. Информационно-вычислительные сети. Информационно–вычислительные сети: локальные и глобальные сети. Общее представление о глобальной сети Internet; возможности и ограничения при использовании информационных массивов Internet. Общее представление о модели взаимодействия открытых систем. Аппаратура поддержки информационно–вычислительных сетей. Общие сведения о протоколе TCP/IP.

Тема 5. Основы работы в компьютерной сети. Работа в локальной компьютерной сети: управление доступом к «собственным» устройствам и информации на уровне ресурсов и пользователей; элементы защиты информации; разграничение доступа. Обзор основных возможностей популярных программ, обеспечивающих доступ к сервисам и информационным ресурсам Internet: Internet Explorer и Netscape Navigator. Практическая работа в сети Internet.

Тема 6. Основы антивирусной защиты информации. Общее представление о компьютерных вирусах и их воздействии на информацию. Обзор возможностей и ограничений популярных антивирусных программных пакетов: AVP; McAfee.

Тема 7. Операционная система WINDOWS 2000. Операционная система Windows 2000/XP (на основе технологии NT)): особенности инсталляции; настройка интерфейса; установка принтеров. Работа с панелью управления: анализ системных ресурсов. Возможности администрирования ресурсов и защиты информации от несанкционированного доступа.

Тема 8. Средства мультимедиа. Основы мультимедиа: звуковые карты – принцип функционирования. Акустические системы. Настройка средств мультимедиа: выбор звуковых схем оформления оконного интерфейса Windows.

Тема 9. Электронная почта и Internet. Практическая работа в Internet. Копирование текстовых и графических файлов из ресурсов Internet. Основы работы с электронной почтой: приём, просмотр и отправление сообщений. Освоение приёмов работы в интерактивном режиме в форме дистанционного обучения.

Тема 10. Сканирование изображений. Сканирование изображений. Практическая работа со сканером: настройки, режимы сканирования. Сканирование текста с последующим распознаванием: работа с программой FineReader.

Тема 11. Заключительное занятие. Подведение итогов работы учебно-творческого коллектива за год. Выполнение профилактических работ по подготовке компьютерного класса к следующему учебному году.


Второй год обучения

Тема 1. Введение. Основы техники безопасности. Введение: содержание второй части дисциплины. Основы техники безопасности и противопожарной безопасности. Обсуждение и согласование тем итоговой работы.

Тема 2. Работа с гипертекстом. Работа с документами, выполненными в формате HTML. Основные приёмы работы с гипертекстом. Конвертирование текстовых документов в формат HTML с использованием встроенных возможностей MS-Office2000/XP. Практическая работа с текстовыми и графическими файлами в сети Internet.

Тема 3. Сканирование и обработка текста. Практическая работа со сканером: сканирование текста с последующим распознаванием и оформлением в виде текстового файла; работа с программой FineReader.

Тема 4. Сканирование и обработка изображений. Сканирование изображений: режимы сканирования; разрешающая способность и цветовая палитра: рациональный выбор между качеством сканируемых изображений и размером графического файла; выбор графического формата. MS PhotoEditor – простейший редактор обработки растровых изображений. Общий обзор возможностей популярных программ обработки растровых изображений – Corel PhotoPaint и Adobe PhotoShop. Практическая работа по редактированию растровых изображений: цветовая коррекция; создание эффектов; ретушь.

Тема 5. Работа в Internet. Общее представление о проблеме надёжности каналов связи при работе в глобальных сетях.

Тема 6. Оформление итоговой работы. Обработка материалов и оформление итоговой работы. Защита работы для представления на научно-технические конференции МГДД(Ю)Т и МИРЭА.

Тема 7. Основы WEB-дизайна. Общие требования к оформлению WEB-страниц. Редактирование WEB-страниц с использованием встроенных возможностей MS-Office. Практическая работа с программой создания WEB-страниц Front Page.

Тема 8. Работа в Internet. Практическая работа в Internet. Копирование текстовых и графических файлов из ресурсов Internet. Работа с электронной почтой: приём, просмотр и отправление сообщений. Освоение приёмов работы в интерактивном режиме в форме дистанционного обучения.

Тема 9. Заключительное занятие. Подведение итогов работы учебно-творческого коллектива за год. Выполнение профилактических работ по подготовке компьютерного класса к следующему учебному году.

Примечание. В дни школьных каникул занятия учебно-творческого коллектива проводятся в соответствии с расписанием. Желательно привлечение обучающихся к активному участию в презентационных мероприятиях МГДД(Ю)Т – МИРЭА (тематические семинары, конференции, выставки и т.п.), совпадающих по времени с периодом каникул.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Данная образовательная программа реализуется в форме аудиторных занятий и индивидуально в режиме дистанционного доступа через глобальную сеть Internet.

В свою очередь, аудиторные занятия носят характер лекций и практических занятий на компьтеризированных рабочих местах. Основной упор сделан именно на практические занятия, в ходе которых учащиеся приобретают устойчивые навыки работы с компьютерной техникой и поиска требуемой информации в мировом информационном пространстве.

Навыки самостоятельной работы развиваются в ходе заочного интерактивного взаимодействия учащихся с преподавателем и между собой посредством удалённого доступа к учебному WEB-серверу www.learning.mirea.ru.

Составлению и реализации программы предшествовало освоение в течение девяти лет её предшествующих версий, а также опыт автора по ведению базового курса «Универсальный пользователь ПЭВМ» и реализации авторской программы дополнительного образования учащихся старших классов лицея для членов учебно-творческих коллективов системы дополнительного образования с разработкой соответствующих методических материалов.

Реализация программы осуществляется на площадях кафедры технических и информационных средств систем управления (ТИССУ) МИРЭА в компьютерном классе (11 ПК уровня PIII/IV, оснащённых средствами мультимедиа, объединённых в сегмент локальной информационной сети кафедры) с возможностью выхода в Internet с каждого рабочего места. Все рабочие места располагают необходимым программным обеспечением.

Технологическую поддержку программы обеспечивают технологи Центра НИТ МИРЭА - МГДД(Ю)Т – студенты 3-5 курсов дневного отделения МИРЭА.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

(литература предназначена преподавателям и учащимся)

Первый год обучения

Основная

Колесниченко О., Шишигин И. Аппаратные средства на PC. Наиболее полное руководство в подлиннике. 5-е изд. – СПб., 2005.

Дополнительная

1. Леонтьев В. Новейшая энциклопедия Интернет 2003. – М., 2003.

2. Гусев В.С. Поиск в Internet: Самоучитель. – М., 2004.

3. Яворских Е.А. Звук на персональном компьютере: Самоучитель. – СПб., 2004.

Второй год обучения

Основная

Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. 3-е изд. – СПб., 2005.


Дополнительная

1. Гук М. Аппаратные средства локальных сетей. Энциклопедия. – СПб., 2000.

2. Гурский Ю. Эффективная работа: трюки и эффекты в CorelDRAW 11 (+CD). – СПб., 2003.

3. Милчев М. Цифровые фотоаппараты. 2-е изд. – СПб., 2004.

3. Пауэлл Т. WEB-дизайн. 2-е изд. – СПб., 2003.

3. MICROSOFT POWERPOINT XP 2002. Шаг за шагом + CD (Русская версия): Практическое пособие с подробными пошаговыми описаниями и учебными файлами. – М., 2002.


К содержанию


1 © Ковалёв С.Н., 2007.

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей 11 12 лет). Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии»
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» iconПрограмма кружка "Подготовка к егэ, программирование" (всевозрастная) Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии»
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» iconПрограмма кружка "Компьютерный колллаж" (2-4 класс) Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии»
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эрудит» Детского объединения «Эрудит»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей "Ровесник"
Образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей Кружок декоративно-прикладного искусства
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Дом творчества детей и юношества» Урмарского района
Образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Робототехник» Возраст учащихся 10 -17 лет Срок реализации 3 года
Образовательная программа дополнительного образования детей радиоклуба «Робототехник»
Образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» iconОбразовательная программа центра дополнительного образования детей «Малая академия»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Малая академия»...
Образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы с детьми и подростками
Образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный журналист»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «районный центр детского творчества»
Образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр внешкольной работы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница