Андрей тарковский и томас манн глава из кн.: Корни, крепи, зеркала. Андрей Тарковский и мировая




НазваниеАндрей тарковский и томас манн глава из кн.: Корни, крепи, зеркала. Андрей Тарковский и мировая
страница1/22
Дата23.09.2012
Размер1.65 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


Федор Ермошин

АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ И ТОМАС МАНН

Глава из кн.: «Корни, крепи, зеркала. Андрей Тарковский и мировая литература»


2010 г.

Федор Ермошин 1

АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ И ТОМАС МАНН 1

Предисловие 3

Метод 4

1. Замыслы фильмов по произведениям Манна на страницах «Мартиролога» 16

«Хорошо бы поставить "Иосифа"…» 17

«Ливеркюн – фигура очень и очень понятная…» 21

Значимое отсутствие 34

2. Кинематографическая практика Тарковского и творчество Т. Манна 37

2.1. Дитя сидит у бездны: «Иосиф и его братья» и образная структура «Иванова детства» и «Зеркала» 37

2.2. Творчество Манна и «Андрей Рублев»: жанровые переклички 39

2.3. Творчество Манна и «Андрей Рублев»: сюжетные и мотивные переклички 43

2.4. Влияние творчества Манна на поэтику «Соляриса» и «Сталкера» 49

Время 50

Пространство 50

Местный идиолект 53

«Страна, Откуда Никогда Не Возвращаются» 54

Воздействие среды 56

«Поливание науки» 58

Музыка и шум 62

2.5. Творчество Манна и элементы мотивной структуры «Зеркала» 65

Прекрасное – безобразное 66

Тонио Крегер и Алексей 68

«Вернуться туда невозможно, и рассказать нельзя» 70

Память как боль 72

2.6. Манн и «Гофманиана» 73

Болезненный гений. Здоровый бюргер 74

Любовь – смерть – музыка 77

На грани слышимости 78

2.7. «Надоели все ваши красоты…»: творчество Манна и фильм «Ностальгия» 82

Сосновский – Горчаков – Доменико – Леверкюн 83

«Так называемые здоровые» 85

2.8. Творчество Манна и «Жертвоприношение» 88

Ницше 91

«Странные люди, эти актеры…» 92

3. Тарковский и Манн: концепция художника и творчества 95

Женские образы 97

Художественная философия времени 98

Проблема творческого рационализма 103

Заключение 106

Библиографический список 108

Источники 108

Рерберг Г., Чугунова М., Цымбал Е. Фокус на бесконечность. Разговор о «Сталкере» // Искусство кино. - 2006. - №4. С. 107-125 [Интернет-ресурс]: http://www.kinoart.ru/magazine/04-2006/pabl0406/Rerberg0406/ 108

Исследования 110

Summary 112



Предисловие


Томас Манн (1875-1955) входил в круг писателей, наиболее любимых и ценимых Андреем Арсеньевичем Тарковским. Прямые и косвенные отсылки к произведениям немецкого писателя пронизывают творчество русского режиссера.

«Но разве "Фауста" Гете читают все подряд? "Волшебную гору" Томаса Манна или "Преступление и наказание" Достоевского? Все знают, но читают немногие»1, – так Тарковский не раз говорил в ответ на вопрос, почему он не желает идти на уступки «простому» зрителю. Произведения Т. Манна в таких случаях оказывались одним из примеров неподкупного искусства, которое существует, «как часть природы, часть истины независимо ни от их автора, ни от публики»2.

Существенно, что Тарковский неоднократно ставил Манна в один ряд с Ф.М. Достоевским и В. Гете. Например, в интервью 1985 г.:

Вот, скажем, "Фауст", можно ли его прочитать? Ну, конечно, можно – достаточно заплатить деньги и купить "Фауста". Но ведь ты никогда не купишь Гете! Ты пойдешь в книжный магазин и купишь фотороман или какой-то бестселлер, который принято покупать. <…> У тебя не возникнет потребности приобрести Томаса Манна или Гессе, Фолкнера или Достоевского. Хотя все это можно купить3.

Тем не менее, несмотря на значимость для Тарковского творчества Манна, анализ того, как именно это влияние проявлялось, до сих пор не был произведен. Впрочем, можно назвать многочисленные попытки сопоставительных работ подобного рода, посвященных Тарковскому в его взаимодействии с теми или иными художниками.

Это направление исследований вполне оправданно, ведь изучение интертекстов и влияний помогает обозначить творческие ориентиры режиссера. Тем более, что сам Тарковский считал понятие культурной преемственности основополагающим для духовной жизни: «Мне необходимо ощущать свою преемственность и неслучайность в этом мире, – говорил он. – <…> Для меня всегда было очень важно установить свою принадлежность традиции, культуре, кругу людей или идей»4.

Уже в этой черте можно усмотреть сходство с концепцией творчества Манна. Как пишет известный германист Т.Дж. Рид, “tradition is an obvious guiding concept for a study of Thomas Mann. There can be few writers whose concern with the legacy of the past good and ill, was so conscious and intensive, and very few in whose works the materials of a cultural tradition are so prominent”5 [«Традиция – очевидный ориентир при изучении Томаса Манна. Не много найдется писателей, чье внимание к наследию прошлого, хорошему и дурному, было столь сознательным, острым, и очень мало таких, в чьих произведениях принадлежность культурной традиции была бы настолько заметной»].

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Андрей тарковский и томас манн глава из кн.: Корни, крепи, зеркала. Андрей Тарковский и мировая iconЛогика учебно-методическое пособие
Тарковский В. Н. Логика: учебно-методическое пособие/В. Н. Тарковский. – Кострома: Изд-во кгту, 2006. 20 с
Андрей тарковский и томас манн глава из кн.: Корни, крепи, зеркала. Андрей Тарковский и мировая iconКонцепции современного естествознания Учебно-методическое пособие
Тарковский В. Н. Концепция современного естествознания: учебно-методическое пособие. В. Н. Тарковский.– Кострома: Изд-во кгту, 2006.–...
Андрей тарковский и томас манн глава из кн.: Корни, крепи, зеркала. Андрей Тарковский и мировая iconУзники славы Из послесмертия говорят Марлен Дитрих, Николай Гоголь, Владимир Высоцкий, Элвис Пресли…
Флинт, Николай Гоголь, Марлен Дитрих, Хамфри Богарт, Кэри Грант, Мирна Лой, Уильям Пауэлл, икона американской массовой культуры Элвис...
Андрей тарковский и томас манн глава из кн.: Корни, крепи, зеркала. Андрей Тарковский и мировая iconАндрей Ермолаев, директор Центра социальных исследований «София»
Андрей Васильевич, как бы Вы оценили роль Конституции в становлении современного украинского государства?
Андрей тарковский и томас манн глава из кн.: Корни, крепи, зеркала. Андрей Тарковский и мировая iconАндрей Викторович, как вы оцениваете работу нынешнего съезда арб?
Андрей Крысин, президент Европейского трастового банка, председатель Комитета арб по ипотечному кредитованию
Андрей тарковский и томас манн глава из кн.: Корни, крепи, зеркала. Андрей Тарковский и мировая icon03. 09. 2007 Андрей Волков, Дмитрий Ливанов, Андрей Фурсенко высшее образование: повестка 2008-2016
Только одновременная структурная, институциональная и содержательная модернизация высшего образования может дать системный эффект...
Андрей тарковский и томас манн глава из кн.: Корни, крепи, зеркала. Андрей Тарковский и мировая iconАндрей Савельев Последний век Белого мира
Савельев Андрей Николаевич — политолог и публицист. Родился в 1962 году. Доктор политических наук. Депутат Государственной Думы,...
Андрей тарковский и томас манн глава из кн.: Корни, крепи, зеркала. Андрей Тарковский и мировая iconФлиер Андрей Яковлевич
Флиер Андрей Яковлевич – доктор философских наук, профессор, директор Высшей школы культурологии Московского государственного университета...
Андрей тарковский и томас манн глава из кн.: Корни, крепи, зеркала. Андрей Тарковский и мировая iconАндрей Викторович Рубанов Жизнь удалась Андрей Рубанов Жизнь удалась Часть первая Уехал
Второй звонит часто, но я беру трубку, только если абонент – Разблюев. В других случаях записываю номера входящих…
Андрей тарковский и томас манн глава из кн.: Корни, крепи, зеркала. Андрей Тарковский и мировая iconКурс «управление проектами» Авторы: Сооляттэ Андрей Юрьевич (Раздел I) Шулимов Андрей Владимирович (Раздел II) Кац Анна Борисовна (Раздел III)
Тем не менее, некоторые приведенные в тексте примеры и рассуждения несут неизбежный отпечаток «традиций», сложившихся в какой-либо...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница