Учебно-воспитательном процессе для формирования икт компетентностей




Скачать 469.55 Kb.
НазваниеУчебно-воспитательном процессе для формирования икт компетентностей
страница1/4
Дата23.09.2012
Размер469.55 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ учащихся учреждений НПО.


Автор: преподаватель информатики и ИКТ

ГОУ НПО ПЛ №29 п. Борисовка

Крячко Любовь Павловна


«Мало знать, надо и применять.

Мало очень хотеть, надо и делать!».

Кларк.


Сегодня конкурентоспособность выпускника лицея на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, способности адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностный подход в образовании, является метод проектов.

Метод проектов – образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у учащихся ИКТ компетентностей. ИКТ компетентности, выражающиеся в овладении учащимися определенным набором способов деятельности, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества легли в основу формирования компетенции личности. Под компетенцией в понимается готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.

ИКТ компетентности формируются в процессе обучения в лицее, под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим формирование ИКТ компетентностей зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается учащийся. Под проектом понимается специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы. Метод проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем.

Метод проектов — не новость в мировой педагогике. В России метод проектов был известен еще в 1905 году. По внедрению этого метода в образование работала группа под руководством С.Т.Шацкого. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. Затем, в 1931 г. метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов. В последние годы он стал широко внедряться в образовательную практику в России благодаря благотворительной программе Обучение для будущего. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат.

Уникальность технологии в том, что она позволяет работать над формированием у учащихся коммуникативной, информационной компетентностей и компетентности разрешения проблем (поскольку важнейшим условием реализации метода проектов в лицее является решение учащимся собственных проблем средствами проекта).

Выбор методов, средств, технологий обучения должен опираться на требования к качеству современного образования, определяющемуся образовательными достижениями учащихся, под которыми ученые и практики понимают:

  • освоение предметных знаний;

  • умение применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации);

  • овладение междисциплинарными умениями;

  • коммуникативными умениями;

  • умениями работать с информацией, представленной в различном виде;

  • овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач;

  • умения сотрудничать и работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы и др.

Формирование ИКТ компетентностей учащихся происходит в процессе работы над проектом на протяжении всех его этапов. Этапами работы над проектом является:

  • Выбор тематики проектирования

    • Выделение проблемы.

    • Постановка цели, описание исходного и желаемого состояния системы.

    • Обоснование цели.

    • Определение критериев оценки состояния системы.

    • Подбор и изучение материала по теме.

  • Проектирование.

    • Определение ресурсов, необходимых для достижения цели.

    • Декомпозиция целей системы.

    • Составление плана работ.

  • Оформление проекта средствами ЭВМ.

  • Защита проекта.

Тематика проектных заданий охватывает широкий круг вопросов программы "Информатика и ИКТ", является актуальной для практической жизни. Желательно учащихся заранее ознакомить с темами заданий. Они могут выбираться по любому разделу программы " Информатика и ИКТ ". Тем более, что программа дисциплины "Информатика и ИКТ " дает право преподавателю выбрать тему проекта для учащихся, т.к. педагог знает интересы и потенциальные возможности своих учащихся и может определить для них сложность творческой работы. При изучении тем курса учащиеся выполняют предметные проекты:

  • по теме «Устройство ЭВМ» (предмет «Информатика и ИКТ», «Аппаратное устройство ЭВМ»

  • «Защита от хакеров» (Информатика и ИКТ, тема «Защита информации» (публикация, Web сайт, презентация)

  • Предмет «Аппаратное обеспечение ЭВМ», тема «Материнская плата»

  • Проект «Кроссворд» по теме «Электронные таблицы Excel», «Электронные презентации Power Point» дисциплины «Информатика и ИКТ» и др.

Интегративный характер проектной технологии позволяет разрабатывать и защищать межпредметные проекты (предмет «С/х машины», география, культурология) и проекты для внеклассной работы, для поддержки учебного процесса.

Проектная технология нацелена на развитие личности учащегося, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. На уроке пресс-конференции «Вирусная гонка вооружений. Что дальше?» (Приложение №1) учащиеся работали над созданием мини проектов. В процессе работы над проектами учащиеся сами предложили исследовать тему «Мобильные вирусы». Важным этапом проектного метода является защита проекта. Учащиеся учатся выступать перед аудиторией, высказывать свое мнение по обозначенной проблеме, защищать свою работу и свою точку зрения.

Учащиеся эксперты на этом уроке представляли проекты «Мобильные вирусы» и «Рейтинг вирусной активности», то есть выступали в роли преподавателя, рассматривая содержательный материал темы урока. Учащиеся группы оценивали работы своих товарищей по заданным критериям, то есть из пассивных слушателей превращались в активных участников урока.

Необычный по форме, этот урок вызвал большой интерес у учащихся. Особенно важно то, что на таких занятиях создаются благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями и делового общения, а также предоставляется возможность для развития как устной, так и письменной речи учащихся, самовыражения таланта и творчества.

На уроке- акции «Нет вредным привычкам» (Приложение №2) сочетание инновационных педагогических технологий позволило активизировать творческую учебно-познавательную деятельность учащихся. Учащиеся готовили проекты по очень актуальной тематике «Нет вредным привычкам». Современные педагогические технологии открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса и повышают качество самого процесса для достижения образовательных целей и подготовки конкурентоспособных специалистов. Метод проектов способствует активизации всех сфер личности учащегося - его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а так же позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность.

Самый ответственный и волнующий момент для учащихся – защита проекта. Защищая свой проект, учащийся показывает свою работу на компьютере и озвучивает ее, делает комментарии. Обычно сначала полностью выслушивается выступление учащегося, а потом ему задаются вопросы. Однако иногда по желанию учащегося вопросы могут задаваться ему сразу по ходу защиты.

Критериями оценки проектов являются:

  • Актуальность темы исследования

  • Соответствие содержания теме

  • Глубина проработки материала

  • Правильность и полнота использования источников

  • Соответствие оформления проекта настоящим требованиям. .

Широкие межпредметные связи предмета «Информатика и ИКТ» позволяют проводить интегрированные уроки по защите проектов. Интегрированный урок информатика - культурология (Приложение №3) в полной мере продемонстрировал интегративный характер проектной технологии.

Проектная технология позволяет учащимся создавать интересные и познавательные проекты для внеклассной работы по информатике и классных часов, для учебно-методической поддержки учебного процесса (презентации, сайты, тесты, справочники, руководства, иллюстрации и т.д.).

С проектами учащиеся участвуют в лицейских и региональных научно-практических конференциях. В 2008 году В. Пурский принимал участие в областной студенческой научно-практической конференции и получил диплом III степени. Активно участвуют учащиеся лицея в лицейских, областных и международных олимпиадах. Команда лицея «Белгородочка заняла 37 место из 129 в VIII Международной интернет олимпиаде «Эрудиты планеты 2009».

Итоговая аттестация выпускников свидетельствует о том, что проектная технология позволяет добиваться высоких устойчивых результатов обучения. Уровень обученности и качество знаний выпускников составляет соответственно 100% и 61%, что соответствует высокому уровню подготовки по данному предмету.

Нашим выпускникам все чаще нужен не узкий набор знаний и умений в той или иной области деятельности, а компетентность, которая представляет собой набор разнообразных навыков, в котором сочетаются и имеющееся образование, и способность к дальнейшему получению знаний, и умение применять знания на практике, и способность адаптироваться в новой ситуации, и общеинтеллектуальные умения, и инициативность, и способность работать самостоятельно и в группе, коммуникативные способности вообще, и многое другое. При этом очень важным является именно сочетание всех указанных способностей, поскольку овладение всем этим набором позволит решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Таким образом, понятие компетентность становится более адекватным современному образованию. ИКТ компетентности становятся ведущим критерием подготовленности современного выпускника лицея к изменяющимся условиям реальной жизни.

Итоговая аттестация выпускников свидетельствует о том, что преподаватель добивается высоких устойчивых результатов обучения.

Как можно видеть, проделанная работа по внедрению проектной технологии способствует решению методической проблемы нашего лицея “Развивающее обучение – основа качественной подготовки конкурентоспособного специалиста”. Особое внимание уделяется таким задачам, как совершенствование методики преподавания, повышение эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий и внеклассных мероприятий; повышение педагогического мастерства руководящего и педагогического состава; совершенствование организации и обеспечения образовательного процесса через освоение проектной технологии.

Полученные знания и умения в области проектной деятельности помогают учащимся усваивать в органическом единстве естественнонаучные, гуманитарные и профессиональные знания, прививать им навыки исследовательского мышления на основе приобретенных ими теоретических знаний и практических умений в области информационных технологий, формировать ИКТ компетентности, адаптироваться в современной жизни и стать конкурентоспособными специалистами.

Приложение 1

Мой лучший урок.

Урок — это зеркало общей и педагогической

культуры учителя, мерило его

интеллектуального богатства, показатель

его кругозора и эрудиции»

В. Сухомлинский

В стандарте среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ изучение информатики направлено на достижение приобретения опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, информации с помощью различных программных средств, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в сферах, востребованных на рынке труда. Отсюда и формируется актуальность использования проектной технологии на уроках.

Метод проектов способствует активизации всех сфер личности учащегося - его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а так же позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная технология нацелена на развитие личности учащегося, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. На уроке пресс-конференции «Вирусная гонка вооружений. Что дальше?» учащиеся работали над созданием мини проектов. В процессе работы над проектами учащиеся сами предложили исследовать тему «Мобильные вирусы». Важным этапом проектного метода является защита проекта. Учащиеся учатся выступать перед аудиторией, высказывать свое мнение по обозначенной проблеме, защищать свою работу и свою точку зрения.

Учащиеся эксперты на этом уроке представляли проекты «Мобильные вирусы» и «Рейтинг вирусной активности», то есть выступали в роли преподавателя, рассматривая содержательный материал темы урока. Учащиеся группы оценивали работы своих товарищей по заданным критериям, то есть из пассивных слушателей превращались в активных участников урока.

Необычный по форме, этот урок вызвал большой интерес у учащихся. Особенно важно то, что на таких занятиях создаются благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями и делового общения, а также предоставляется возможность для развития как устной, так и письменной речи учащихся, самовыражения таланта и творчества.

Таким образом, использование на уроках сочетания инновационных педагогических технологий позволяет активизировать творческую учебно-познавательную деятельность учащихся. Современные педагогические технологии открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса и повышают качество самого процесса для достижения образовательных целей и подготовки конкурентоспособных специалистов.

Тема урока: Компьютерные вирусы.

Группа: №17 бухгалтеров (I курс, на базе 9 классов))

Цели урока:

Образовательные:

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Компьютерные вирусы», «Защита информации»

Приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения информационных объектов с помощью современных программных средств, коллективной реализации информационных проектов.

Знать и понимать принципы информационной безопасности.

Закрепить умения и навыки работы в программе Power Point.

Развивающие: развитие речи, мышления, памяти.

Формирование навыков логического мышления (вывод, анализ, обобщение, выделение главного).

Формирование навыков исследовательской работы.

Формирование творческого подхода к изучаемой теме.

Использовать приобретенные знания для подготовки и проведения выступления, участия в коллективном выступлении.

Воспитательные:

воспитывать умение работать с партнером, уважать чужое мнение,

дисциплинированность, проявлять толерантность.

Игровая: взять интервью и на его основе подготовить статью и выпустить газету «Вирусная гонка вооружений. Что дальше?»
  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-воспитательном процессе для формирования икт компетентностей iconОтчет по форме 01. 06
...
Учебно-воспитательном процессе для формирования икт компетентностей icon«Утверждаю» Председатель пк гбоу сош №1173
Сдача информации об учебно-воспитательном процессе по итогам 2011-2012 учебного года для формирования базы образовательной статистики...
Учебно-воспитательном процессе для формирования икт компетентностей icon01. 06. 2012 09. 00 Экзамен по выбору (билеты): Обществознание
Сдача информации об учебно-воспитательном процессе по итогам 2011-2012 учебного года для формирования базы образовательной статистики...
Учебно-воспитательном процессе для формирования икт компетентностей iconИспользование информационно-коммуникационных технологий в воспитательной работе
Диапазон использования икт в воспитательном процессе очень широк. Рассмотрим области применения икт на практике
Учебно-воспитательном процессе для формирования икт компетентностей iconКонкурс классных руководителей «Воспитать человека» по теме: «Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе»
«Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе»
Учебно-воспитательном процессе для формирования икт компетентностей iconКалендарный план работы гбоу сош №878 на июнь 2012 года №
Сбор информации об учебно-воспитательном процессе по итогам 2011-2012 учебного года школ районов Орехово-Борисово Южное, Орехово-Борисово...
Учебно-воспитательном процессе для формирования икт компетентностей iconПроблемы распространения передового педагогического опыта по использованию тик в учебно-воспитательном процессе сборник материалов Москва, 2007 Ответственный редактор
Проблемы распространения передового педагогического опыта по использованию тик в учебно-воспитательном процессе: Сборник материалов....
Учебно-воспитательном процессе для формирования икт компетентностей iconРазвитие медиакомпетентности будущих педагогов в процессе подготовки к профессиональной деятельности1
Целью данной специализации является подготовка медиакомпетентных педаго­гов, способных полноценно использовать медиа в учебно-воспитательном...
Учебно-воспитательном процессе для формирования икт компетентностей iconИспользование информационно – коммуникативных технологий в учебно – воспитательном процессе

Учебно-воспитательном процессе для формирования икт компетентностей iconКалендарный план работы гбоу сош №855 на июнь 2012 года №
По графику Экзамены по выбору в 9а классе ( традиционная форма) Школа 855 Учащиеся 9-х классов Зам директора по увр верещак Т. А....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница