Образовательная программа по курсу «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс




Скачать 133.03 Kb.
НазваниеОбразовательная программа по курсу «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс
Дата23.09.2012
Размер133.03 Kb.
ТипОбразовательная программа
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по курсу

« БИОЛОГИЯ. БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. РАСТЕНИЯ »

6 КЛАСС.


Пояснительная записка


Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 6 классов предусматривает обучение в объёме 1 часа в неделю (всего за год 34 часа).

Рабочая программа для 6-х классов включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы (предусмотренные Примерной программой).

Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой: Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6кл. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются в качестве домашнего задания.


УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА


Учебно – программные:


  • Программа авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина В.М. Пакуловой .М.: Дрофа, 2009


Учебно – теоретические:


  • Пасечник В.В. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2010.


Учебно – практические:


  • Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6кл. М.: Дрофа, 2011.


Учебно – методические:


  • Дубинина Н.В. , Пасечник В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2010

  • Калинина А. А. Поурочные разработки по биологии. 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения М.: ВАКО, 2007

  • Пасечник В.В, Суматохин С.В.,. Калинова Г. С. Уроки биологии. 6 класс. М.: Просвещение, 2010



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Литература для учителя


  • М. А. Гуленкова Биология. Растения, бактерии, грибы. 6 класс. Методическое пособие для учителя. М.:Дрофа, 2002

  • Пономарева И. Н.,. Корнилова , О. А ,Кучменко В. С. Биология. 6 класс. Дидактические карточки М.: Вентана-Граф,2010

  • Морзунова И. Биология. Живой организм. 6 класс. Книга для учителя.М.: Дрофа, 2010

  • Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 6 класс. Дрофа, 2010

  • Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002



Литература для учащихся



  • А.Брем Жизнь растений. М.:Эксмо, 2010

  • Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994.

  • Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997.

  • Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992.

  • Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996.

  • Губанов И.А., Новиков В.С. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения М.: Дрофа, 2008

  • Губанов И.А. Лекарственные растения М.: МГУ, 2008

  • Губанов И.А., Киселева К.В., Новиков В.С. Дикорастущие полезные растения МГУ, 2008

  • Дронова О.Н. Хрестоматия по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. Саратов: Лицей, 2002

  • Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002.

  • Козлова Т. А.Твой первый атлас-определитель. Растения. М.: Дрофа, 2008

  • Козлова Т. А.. Сивоглазов В.И. Покрытосеменные растения. М.: Дрофа, 2003

  • Козлова Т. А.. Сивоглазов В.И. Голосеменные растения. М.: Дрофа, 2003




  • Коровкин О.А. Тайны растительного мира. М.: АСТ-Пресс, 2010

  • Корсун В.Ф., Корсун Е.В., Цицилин А.Н. Атлас эффективных лекарственных растений.М.:Эксмо, 2010

  • Мазуренко М.Т. Я познаю мир. Энциклопедия для детей. Удивительные растения.М.: АСТ Астрель, 2001

  • Матанцев А.Н., Матанцева С.Г. Грибы. М.:Эксмо, 2009

  • Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991

  • Сергеева М.Н. Растительный мир: Книга рекордов.М.: Эксмо ОЛИСС, 2009

  • Шептухов В.Н., Гафуров Р.М., Папаскири Т.В. Атлас основных видов сорных растений России.М.: КолосС, 2009

  • Цветы мира.Мир энциклопедий М.: Аванта+ Астрель, 2010

  • Цингер А.В. Занимательная ботаника. М.: Аванта+, 2009


Электронные издания


    • CD Ботаника. 6-7 классы. Электронный атлас для школьника. Новый диск.2004 г.



Интернет ресурсы



http://plant.geoman.ru/

Жизнь растений

http://www.plantarium.ru/

Определитель растений

http://www.ecosystema.ru/04materials/ventana/index.htm

Определитель растений

http://www.flowers.bitrix.ru/catalog/default.asp?

Классификатор растений

http://www.floranimal.ru/index.php

FLORANIMAL - растения и животные

http://gribe.ru/

Грибы

http://www.biodat.ru/db/rbp/index.htm

Красная книга России

http://www.medicherb.ru/

Лекарственные растения

http://lekrast.ru/

Лекарственные растения

http://biouroki.ru/

Уроки биологии

http://www.floralworld.ru/

Мир растений

http://homeflowers.ru/

Комнатные растения

http://iplants.ru/

Комнатные растения

http://biolka.narod.ru/botan.html

Ботаника

http://www.megabook.ru/Rubricator.asp?RNode=3847

Мхи

http://www.ebio.ru/bot11.html

Биология. Электронный учебник

http://medgrasses.ru/

Энциклопедия лекарственных растений

http://zoo.rin.ru/cgi-bin/index.pl?idr=704

Водоросли

http://zoo.rin.ru/cgi-bin/index.pl?idr=709

Папоротники

http://www.flower-design.ru/

Зелёные идеи для дома

http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/LISHANIKI.html

Лишайники

http://gimn6.ru/sites/kids/belkina/index.htm

Ботаника. Травы

http://www.megabook.ru/Rubricator.asp?RNode=3851

Цветковые (покрытосеменные) растения

http://ecocommunity.ru/rb.php?flag=2&subj=11&m=3

Растения Красной Книги

http://bio.1september.ru/

Электронная версия журнала Биология

http://tea.volny.edu/index.php

Чай



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА


В результате изучения предмета учащиеся должны:


Знать/понимать

  • признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.


Уметь

  • наблюдать влияние факторов среды на живые организмы;

  • объяснять общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека

  • изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов;

  • наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений;

  • рассматривать на готовых микропрепаратах и подписывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

  • приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;

  • сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • давать характеристику растениям различных систематических групп;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;

  • формулировать выводы на основе собранного материала;

  • прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Чувашской Республики

  • применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;

  • использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников Чувашской Республики



Умения познавательной компетентности учащихся 6 классов.


  • Находить в предложенных формулировках терминов ключевые слова и видовые характеристики.

  • Формулировать на основе опорной схемы определения основных понятий курса биологии.

  • Сравнивать биологические объекты по предложенным критериям.

  • Характеризовать по предложенному плану биологические объекты.

  • Владеть приемами сопоставления биологических объектов.

  • Проводить фенологические наблюдения за жизнью живых организмов.

  • Анализировать содержание рисунков, таблиц, схем.


Умения информационной компетентности учащихся 6 классов.


  • Отбирать необходимую информацию из различных источников: текста учебника, биологических словарей, справочников, энциклопедий, компьютерных презентаций, ИНТЕРНЕТ для выполнения учебных заданий.

  • Извлекать необходимую информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов.

  • Пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации

  • Делать сообщения объемом 2-3 листа.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БАКТЕРИИ. ГРИБЫ.РАСТЕНИЯ. 6 КЛАСС

(35часов, 1 час в неделю)


Введение. Биология – наука о живой природе (1 час)


Структура биологии. Основные биологические дисциплины. Особенности и многообразие живых организмов. Общие и отличительные черты растений и животных. Взаимосвязь живых организмов между собой и со средой обитания. Характерные признаки царства растения. «Продуценты», «фитогормоны». Роль растений в природе и жизни человека


Глава 1.

Клеточное строение организмов ( 2 часа)

Тема 1.1

Устройство увеличительных приборов (1 час)


Лабораторные работы

«Устройство микроскопа »

« Строение растительной клетки»


Демонстрация

  • Таблицы

  • - Строение клетки

  • - Строение растительной клетки

  • - Пластиды

  • - Растительная клетка


Тема 1.2.

Ткани растений (1 час)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения.


Демонстрация

  • Комплект карточек «Растительные ткани»

  • Таблицы

    • - Механическая ткань растений

    • - Основная ткань растений

    • -Образовательная ткань растений

    • - Проводящая ткань растений

    • - Покровная ткань растений

    • - Передвижение веществ по растению


Глава 2

Царства Бактерии и грибы (4 часа)


Тема 2.1

Строение , жизнедеятельность и значение бактерий (1 час)

Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространённость ,экологическая роль и медицинское значение


Демонстрация

  • Таблица Прокариотическая клетка


Тема 2.2.

Общая характеристика Грибов (2 часа)

Особенности строения клеток грибов. Особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическое значение. Шляпочные грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты: особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в природе и хозяйственной деятельности человека. Симбиотические связи грибов.

Демонстрация


  • Муляжи «Плодовые тела шляпочных грибов»

  • Карточки «Размножение шляпочного гриба»


Лабораторная работа «Строение мукора»


Глава 3.

Царство Растения (6 часов)


Подцарство Низшие растения

Тема 3.1

Водоросли (1 час)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.


Демонстрация


  • Карточки

« Размножение одноклеточной водоросли»

« Размножение многоклеточной водоросли»


Тема 3.2.

Лишайники (1 час)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников, особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.


Подцарство Высшие растения


Тема 3.3.

Мхи (1 час)

Особенности питания, размножения, распространение, значение в природе и жизни человека. белые и зелёные мхи.


Демонстрация

  • . Карточки «Размножение мха»


Тема 3.4.

Плауны. Хвощи. Папоротники ( 1час)

Происхождение и особенности организации. Жизненный цикл. Распространение в природе и их роль в природе.


Демонстрация

  • Карточки «Размножение папоротника»


Тема 3.5

Голосеменные растения (2часа)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Демонстрация

  • Карточки «Размножение сосны»

Лабораторная работа «Строение хвои и шишки хвойных растений»

Глава 4.

Строение и многообразие покрытосеменных растений (10 часов)


Тема 4.1

Строение и прорастание семян (1 час)

Многообразие покрытосеменных и причины их процветания. Особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Типы семян. Условия прорастания семян


Лабораторная работа « Строение семян »


Тема 4.2.

Корень (2 часа)

Особенности строения и функции корневых систем, значение корней в жизни растения, использование корней в пищу человеком.

Зоны корня и их функции. Видоизменения корней, их практическое значение и приспособление к условиям существования


Демонстрация

  • Корень бобового растения с клубеньками

  • Таблица Клеточное строение корня


Тема 4.3

Побег и почки ( 4 часа)

Понятие о почке и побеге, строение побега, вегетативные и генеративные почки.Типы расположения листьев и почек на побеге. Лист как важная составная часть побега. Особенности строения и основные функции листа. Простые и сложные листья. Жилкование и расположение на стебле.


Демонстрация

  • Таблицы

    • Клеточное строение листа

    • Клеточное строение стебля


Лабораторная работа «Внешнее строение, виды, видоизменение листьев»


Тема 4.4.

Цветок. Соцветия. Плоды ( 3 часа)

Цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений. Биологическое значение пестика и тычинки. Виды и биологическое значение соцветий. Разнообразие плодов. Особенности распространения плодов и семян в природе. Биологическое значение приспособлений к распространению семян


Глава 5.

Жизнь растений (3 часа)


Тема 5.1.

Химический состав семян. Передвижение питательных веществ в растении ( 1 час)

Химический состав растений на основе состава семян. Проводящая функция стебля.


Лабораторная работа «Химический состав семян»


Тема 5.2.

Фотосинтез и дыхание растений. Испарение воды растениями ( 1 час)

Различия и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Сущность и значение испарения.


Тема 5. 3.

Способы размножения растений. (1 час)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение растений. Половое размножение .Органы размножения. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.


Глава 6.

Классификация растений (8 часов)


Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства. Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация

  • Модель цветка капусты

  • Модель цветка яблони

  • Модель цветка гороха

  • Модель цветка картофеля

  • Модель цветка василька

  • Модель цветка пшеницы

  • Модель цветка тюльпана




  • Гербарии

  • «Деревья и кустарники»

  • «Дикорастущие растения»

  • «Культурные растения»

  • «Лекарственные растения»


Лабораторные работы

«Семейство Крестоцветные»,

«Семейство Розоцветные»,

«Семейство Бобовые»,

«Семейство Паслёновые»,

«Семейство Сложноцветные»,

«Семейство Злаковые»,

«Семейство Лилейные»


Тема Прокариоты, Грибы, Растения (1час)

Обобщающий урок


Резерв

Похожие:

Образовательная программа по курсу «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс iconКалендарно-тематическое планирование по курсу «Биология: Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс
Основной учебник: Пасечник В. В. "Биология: Бактерии. Грибы. Растения". 6 кл. 7-е изд. М. 2003. С. 272
Образовательная программа по курсу «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс iconПрограмма по биологическому краеведению курса «Бактерии. Грибы. Растения»
Программа предназначена для изучения биологического краеведения по курсу «Бактерии. Грибы. Растения» в 6 классе общеобразовательных...
Образовательная программа по курсу «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс iconУрока по биологии с использованием цор при изучении разделов «Бактерии. Грибы. Растения», 6 класс; «Человек, 8 класс; «Общая биология», 9 класс»
«Основы проектирования урока по биологии с использованием цор при изучении разделов «Бактерии. Грибы. Растения», 6 класс; «Человек,...
Образовательная программа по курсу «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс iconТематическое планирование по предмету биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 Класс
Комнатные растения, гербарные экземпляры растений, изображения растений,животных, лишайников
Образовательная программа по курсу «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс iconТесты ( с выводом на печать)
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. – М: 1С,2006. – (1С: Школа)
Образовательная программа по курсу «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс iconКомплект "С" математика
Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. 1-2 четверть, б класс, Пономарева И. И., КорнилЬва О. А., Куч мен ко B. C
Образовательная программа по курсу «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс iconПлан-конспект по биологии 6 класс с использованием икт
По учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс и рабочая тетрадь к учебнику»
Образовательная программа по курсу «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс iconУчебник: «Биология. Бактерии. Грибы. Растения», В. В. Пасечник. Москва «Дрофа»
Учебник: «Биология. Бактерии. Грибы. Растения», В. В. Пасечник. Москва «Дрофа» (с 2005 по 2012 г)
Образовательная программа по курсу «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс iconПрограмма по курсу «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». для 6 класса
Моу сош №3 программа является основанием для определения качества реализации общего биологического образования
Образовательная программа по курсу «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс iconВидеофильмов
И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кумченко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница