Решение педсовета протокол №1




Скачать 375.95 Kb.
НазваниеРешение педсовета протокол №1
страница1/2
Дата30.08.2012
Размер375.95 Kb.
ТипРешение
  1   2
______________г. Краснодар Прикубанский округ______________

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)


____________Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 95 г. Краснодара_________

(полное наименование образовательного учреждения)


УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от 30.08.2010 года

Председатель педсовета

_____________ Лиснянская Н.Н.

Директор МОУ СОШ № 95 Ф.И.О.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




По _________биологии ____________________________________________

(указать предмет, курс, модуль)


Ступень обучения (класс) _среднее (полное) общее образование 10-11класс_

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)


Количество часов ____70_____ Уровень ____базовый_____________

(базовый, профильный)

Учитель _Сидоренкова Галина Ивановна______________________________


Программа разработана на основе авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень)

И. Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова

// Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2009. _________________________________________________________________

__________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа 2009, - 256 с.), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

На изучение биологии на базовом уровне отводится 70 часов, в том числе: в 10 классе - 35 часов, в 11 классе - 35 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-11-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):

  • освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри-предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизацию биологического образования. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе рабочей программы «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.


Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий. гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

• выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

• определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

• отличать научные методы, используемые в биологии;

• определять место биологии в системе естественных наук;

• доказывать, что организм - единое целое;

• объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;

• обосновывать единство органического мира;

• выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

• отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

• определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

• приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

• объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

• указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

• отличать биологические системы от объектов неживой природы.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.


  1. Содержание обучения

Перечень лабораторных и практических работ по предмету соответствует примерной (авторской) программе по предмету.


Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с примерной (авторской) программой по предмету.


Основное содержание


Разделы, темы программы

Количество часов

В авторской программе

В рабочей программе

Основных

Дополнительных




Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания

3




3

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук

1




1

Тема 1.2. сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы

2




2

Раздел 2. Клетка

10

1

11

Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория

1




1

Тема 2.2. Химический состав клетки

4




4

Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток

3




3

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке

1




1

Тема 2.5. Вирусы

1




1

Обобщение по теме «Клетка»




1

1

Раздел 3. Организм

18

3

21

Тема 3.1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов

1




1

Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии

2




2

Тема 3.3. размножение

4




4

Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

2




2

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость

7

1

8

Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология

2

1

3

Обобщение по теме «Организм»




1

1

Раздел 4. Вид

19

2

21

Тема 4.1. История эволюционных идей

4




4

Тема 4.2. Современное эволюционное учение

8

1

9

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле

3




3

Тема 4.4. происхождение человека

4

1

5

Раздел 5. Экосистемы

11

2

13

Тема 5.1. Экологические факторы

3




3

Тема 5.2. Структура экосистем

4




4

Тема 5.3. Биосфера – глобальная экосистема

2




2

Тема 5.4. Биосфера и человек

2

2

4

Заключение

1




1

ИТОГО

62

8

70


Перечень лабораторных и практических работ в примерной (авторской) программе

КЛЕТКА


№.


Название лабораторной работы





Название практической работы


1.


Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах


1.


Сравнение строения клеток растений, животных


2.


Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений








ОРГАНИЗМ


3.


Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.


2.


Составление простейших схем скрещивания








3.


Решение элементарных генетических задач




4.


Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка их влияния на организм





5.


Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии


ВИД


4.


Описание особей вида по морфологическому критерию


6.


Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле


5.


Выявление изменчивости у особей одного вида


7.


Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека


6.


Выявление приспособлений у организмов к среде обитания








ЭКОСИСТЕМЫ


7.


Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)


8.


Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)


8.


Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности


9.

*


Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем

своей местности








10.


Решение экологических задач








11.


Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения


Итого: 8 лабораторных работ


Итого: 11 практических работ



Перечень лабораторных и практических работ в рабочей программе

№ п\п

Название лабораторной работы

№ п/п

Название практической работы

КЛЕТКА



Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом







ОРГАНИЗМ



Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач









Изучение изменчивости







ВИД



Описание особей вида по морфологическому критерию



Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни



Выявление изменчивости у особей одного вида









Выявление приспособлений организмов к среде обитания









Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства







ЭКОСИСТЕМЫ



Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме



Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности



Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях



Решение экологических задач



Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде



Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения


Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с пособием авторов К.П. Казарян, А.Н. Криштопа, В.И. Голикова «Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных работ по биологии (10-11 классы) - Краснодар, ККИДППО, Кафедра естественнонаучного и экологического образования, 2008, 7с. В данных Методических рекомендациях практическая часть состоит из обязательных лабораторных и практических работ, экскурсий, которые являются этапами комбинированных уроков. Рекомендуется оценивать все обязательные лабораторные и практические работы и экскурсии. Все необязательные лабораторные и практические работы могут оцениваться по усмотрению учителя.

Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, могут быть рекомендованы в качестве домашнего задания.

В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы.
В 10 классе:

• увеличено на 1 час количество часов на раздел «Клетка»;

• увеличено на 3 часа количество часов на раздел «Организм».

В 11 классе:

• увеличено на 2 часа количество часов на раздел «Вид»; увеличено на 2 часа количество часов на раздел «Экосистемы».

Увеличение количества часов осуществлялось за счет распределения предусмотренного авторской программой резервного времени.

Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.


3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы


Рабочая программа ориентирована на использование

  • Учебника:


Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005. -368 с.

  • Методических пособий для учителя:

1) Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2006. - 140 с.;

2) Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа 2009, - 256 с.)

3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006.



  • Дополнительной литературы для учителя:

1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3) Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;

4) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

5) Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;

6) Фросин В. Н., Сивоглазов 6. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.:Дрофа, 2004. - 216с.

  • Дополнительной литературы для учащихся:

1) Батуев А.С.,Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004; v

2) Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.

3) Адельшина Г. А., Адельшин Ф. К. Генетика в задачах. Учебное пособие по курсу биологии. – М.: Глобус, 2009, - 194 с.

4) О.В. Гончаров, Генетика. Задачи. – Саратов, «Издательство «Лицей», 2008, - 350 с.


Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:

1) Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997. - 240с.;

2) Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с.: ил.- («Универсальное учебное пособие»); ''

3) Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии; пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н.Мягкова. -М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);

4) Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. - 96с.;

5) Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;

6) Сухова Т. С., Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учебнику. -М.:Дрофа, 2005. - 171с.;

7) Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. с углубленным изучением биологии в шк./Л. В. Высоцкая, С. М. Глаголев, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. В. К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001.- 462 с.: ил.

8) 1600 задач, тестов и проверочных работ по биологии для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 199 с.


Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.


МULТIМЕDIА- поддержка Курса «Общая биология»

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание),
Республиканский мультимедиа центр, 2004

• Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006

• Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ

Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся


Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1sерtember.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature/ru - научные новости биологии

www.edios/ru- Эйдос - центр дистанционного образования

www.km/ru/education- учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Специальные обозначения: Знаком * в графе «Требования к уровню подготовки» отмечены требования высокого уровня сложности (предъявляются учащимся по желанию).

В квадратных скобках [ ] в графе «Информационно-методическое обеспечение» указано электронное учебное издание

«Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина».


СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания МО учителей заместитель директора по УМР

предметов естественного цикла

от «____» августа 2010 г. ______ Ворошилова И. С.


Заведующий МО «30» августа 2010 г.

_____________ Слюсаревская О.А.


Согласовано

заместитель директора по УМР

Ворошилова И.С.

«30» августа 2010 года


_______________г. Краснодар Прикубанский округ_____________

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

______________________МОУ СОШ № 95_____________________

(наименование образовательного учреждения)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ


по ______________________ биологии__________________________________________

(указать предмет, курс, модуль)
Класс ________11- АБ_______________________________________________________



Учитель ____________Сидоренкова Г.И.________________________________________


Количество часов: всего _____34______ часов; в неделю ______1_____ часов;
  1   2

Похожие:

Решение педсовета протокол №1 iconРешение педсовета протокол №1 от «31» августа
Программа разработана на основе авторской программы О. С. Недельской «Введение в социологию 10-11 классы», утвержденной решением...
Решение педсовета протокол №1 iconРешение педсовета протокол №1

Решение педсовета протокол №1 iconРешение педсовета протокол №1 от 31. 08 2010

Решение педсовета протокол №1 iconРешение педсовета протокол № от 30. 08. 2010

Решение педсовета протокол №1 iconРешение педсовета протокол №1 от 30. 08. 2010

Решение педсовета протокол №1 iconРешение педсовета протокол №1
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №95 г. Краснодара
Решение педсовета протокол №1 iconРешение педсовета протокол №1 от «30»
Программа разработана на основе методических рекомендаций ккидппо семенко Е. А. 2010-2011
Решение педсовета протокол №1 iconРешение педсовета протокол №1 от «30»
Программа разработана на основе методических рекомендаций ккидппо семенко Е. А. 2010-2011
Решение педсовета протокол №1 iconРешение педсовета протокол №1 от 30 августа
Краснодара составлена на основе авторской программы Т. В. Черновой «Практикум по математике 5-6 классы»
Решение педсовета протокол №1 iconРешение педсовета протокол №1 от 29. 08. 2011 года
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница