Пояснительная записка. Данный курс рассчитан на 34 часа по 2 часа в неделю. Данный курс является




Скачать 186.44 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Данный курс рассчитан на 34 часа по 2 часа в неделю. Данный курс является
Дата23.09.2012
Размер186.44 Kb.
ТипПояснительная записка
Тематическое плнирование

элективного (предпрофильного) курса

по мировой художественной культуре

«ФАБРИКА ГРЕЗ»


Пояснительная записка.

Данный курс рассчитан на 34 часа по 2 часа в неделю.

Данный курс является обобщающим и ориентационным, т.е. содержание направлено на развитие специальных способностей и практических умений (познавательная деятельность и эстетическая активность, умение сравнивать, сопоставлять, делать самостоятельные выводы и уметь высказаться по поводу прочитанных, увиденных или услышанных произведений искусства, анализ произведения искусства, развитие эмоций и чувств, воображения и интуиции, способности к сопереживанию, к художественному обобщению, выстраивание ассоциативных связей; творческое самовыражение и т.д.);

- ориентирован на учащихся, имеющих высокий и средний уровень интеллектуального развития. В данном случае возможно формирование способов учебной деятельности, ОУУН (работа с различными источниками информации: научной, научно-популярной, художественной литературой, использование компьютерных технологий, можно планировать интересные практические и творческие работы, опираясь на специальные знания и умения учащихся (музыкальная, художественная школы/ и др.)

- способ развертывания материала дедуктивный

Исходя из этого, отбор содержания курса по МХК «Фабрика грез» осуществлялся на основе ряда факторов, стимулирующих развитие творческих способностей и познавательных интересов у школьников в области культуры и искусства. Важный фактор, учитывающийся при отборе содержания курса, - разнообразие изучаемого материала, возможность показать многообразие культуры XX века (различные точки зрения на те или иные культурные процессы, массовая культура и культура элитарная и т.д.) Поэтому в содержание курса включен ряд вопросов, которые исследуются в современной культурологии и широко освещаются в средствах массовой информации.

Кроме того, учитывался тот факт, что при выборе предпрофильного курса по тому или иному учебному предмету, учащихся прежде всего заинтересует название курса, его содержание, проблемность. Поэтому название курса «Фабрика грез» и название отдельных занятий, сформулированных определенным образом (постановка проблемы, скрытый вопрос), нацелены на формирование интереса, желания получить ответы на множество вопросов, возникающих у ребят. Помимо этого, содержание большинства занятий носит проблемный характер благодаря рассмотрению вопросов, вызывающих у учащихся особый интерес, а порой и неприятие (в силу незнания и непонимания).

В значительной мере формирование познавательного интереса стимулирует связь изучаемого материала с жизнью и приобретенным уже жизненным опытом самого школьника, практической значимостью тех или иных сведений.

Данный курс предполагает наличие различных творческих работ (игровых), направленных на то, чтобы учащиеся 9-х классов смогли больше узнать о профессиях, связанных с какой-либо отраслью культуры и искусства(искусствовед, реставратор, дизайнер, экскурсовод, стилист, модельер и др.), и соответствующего профиля обучения. Здесь же будет рассмотрен вопрос о престижности тех или иных профессий и удовлетворенность профессиональной работой, а также востребованность их в обществе (заработная плата: кто и за что получает деньги?)

Работа с учащимися построена следующим образом: перед каждым новым разделом учитель читает обзорную лекцию, это позволяет ученикам на практических и творческих работах (а они составляют основную долю всего курса) чувствовать себя комфортно, т. е. не нужно каждый урок усваивать новую информацию, данную учителем, есть возможность применить полученные знания на практике, самому решить, какие еще сведения необходимы для выполнения той или иной работы.

Курс не дублирует базовый учебный курс, т.к. предполагает в основном практическую и художественно-творческую деятельность учеников, а учебный теоретический материал является в данном случае вспомогательным.

В качестве учебного пособия на данном элективном курсе будут У многих учащихся имеется дома большое количество различных энциклопедий, пособий, компьютерных дисков, доступ в Интернет, что существенно облегчает работу (да и найденная самостоятельно информация более ценна для ребенка), именно этот момент позволит исключить «монополию учителя на информацию».

Немаловажный фактор, который учитывался при составлении данного курса – это свобода действий учителя в выборе: отбора содержательного материала по той или иной теме, разделу; форм работы, методов и методических приемов (с учетом интересов, интеллектуального потенциала, творческих возможностей и способностей учеников данной группы)

Программа курса носит примерный характер, она ориентирована на конкретных учеников, поэтому в зависимости от умений, знаний и интересов данной группы и будет строиться вся работа ( на чем-то задержались (если это заинтересовало учеников или возникли трудности ), от чего-то отказались и т.д.)

Для этих курсов нет обязательной успеваемости, поэтому оптимальной формой итоговой аттестации по курсу лучше всего выбрать проектную, т.к. в данном случае важен не объем полученных знаний, а исследовательская творческая деятельность ребенка, тем более что программа данного курса предполагает использование информационных технологий и групповые формы работы.


Календарное планирование


элективного курса

по мировой художественной культуре

Художественная культура XX века.

«Фабрика грез»


9 класс (34 часа, 2 часа в неделю)



1.

1.1

Введение. XX век и мировая художественная культура.

Понятия и названия: антикультура, кризис культуры, массовая культура, элитарная культура.







Многогранность художественного гения. Модернизм. ( 8 ч )

2.

2.1

Модернизм. Обзорная лекция.

Понятия и названия: импрессионизм, постимпрессионизм, модерн, авангардизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, конструктивизм, сюрреализм, дадаизм, поп-арт и др.

3.

2.2

«Новыми глазами. Гиганты современного искусства (Сезанн, Пикассо, Матис, Дали)» . Видеофильм.

4.

2.3

Практическая работа № 1. «Иллюзия реальности».

5.

2.4

Практическая работа № 2. «Гармония беспредметности».

6.

2.5

Практическая работа № 3. «Черный квадрат».

7.

2.6

Творческая работа № 1. «Проба пера…»

8.

2.7

Творческая работа № 2. «Проба пера…»

9.

2.8

Творческая работа №3. «Ах, вернисаж, ах…аукцион»







Поиск новых форм. ( 5 ч. )

10.

3.1

Архитектура XX века. Поиск новых форм, конструкций и стилей. Обзорная лекция.

Понятия и названия: архитектурные конструкции, рациональная архитектура, органичная архитектура, мотив изогнутой линии, стилизация, динамика и ассиметрия, русский модерн; Вальтер Гропиус, «Баухауз», Ле Корбюзье, Фрэнк Ллойд Райт, Ф.Шехтель, Г.Гимар, Гауди, , особняк С.Рябушинского и др.

11.

3.2

Практическая работа № 1. «Рациональная и органичная архитектура».

12.

3.3

Практическая работа № 2. «Русский модерн».

13.

14.

3.4

3.5

Творческая работа № 1. «Я - архитектор»

Творческая работа № 2. «Я - архитектор»







Дизайн – искусство XX века.( 7 ч. )

15.

4.1

Дизайн – искусство организации целостной эстетической среды. Обзорная лекция.

Понятия и названия: художественное проектирование, утилитарная направленность, промышленный дизайн, графический дизайн, книжный дизайн, арт - дизайн, дизайн одежды, фитодизайн, дизайн среды(интерьер, экстерьер, ландшафтный).

16.

4.2

Практическая работа № 1. Дизайн и Фэн-шуй.

17.

4.3

Практическая работа № 2. Дизайн среды.

18.

4.4

Творческая работа № 1. Дизайн интерьера.

19.

4.5

Практическая работа № 3. Мир моды.

20.

4.6

Творческая работа № 2. «Салон красоты»

21.

4.7

Творческая работа № 3. Боди – арт.







«Индустрия развлечений». ( 6 ч. )

22.

5.1

Мир кино. Обзорная лекция.

Понятия и названия: Голливуд, комедии, приключенческое кино, мелодрамы, мюзикл, фантастическое кино, вестерн, исторические фильмы, криминальные фильмы, детективы, боевики, триллеры, мультипликация.

23.

5.2

Практическая работа № 1. История кино.

24.

5.3

Практическая работа № 2. История театра.

25.

5.4

Практическая работа № 3. Кино и театр.

26.

5.5

Практическая работа № 4. Индустрия развлечений.

27.

5.6

Творческая работа № 1. «Русская сказка»







Музыкальные маршруты. ( 3 ч.)

28.

6.1

Практическая работа № 1. «На перекрестках национальных традиций»

29.

6.2

Практическая работа № 2. Поп – музыка на экране и в жизни.

30.

6.3

Практическая работа № 3. «Музыкальный ринг»

31-

32




Практическая работа. Оформление проекта. Подготовка к защите.

33




Защита проектов.

34




Подведение итогов. Обсуждение проектов.



Формы и методы работы при освоении различных разделов элективного курса «Фабрика грез», а также организации познавательной творческой деятельности учащихся в процессе освоения культуры XX века.

Основной теоретический материал предлагается ученикам в виде лекций с элементами беседы. Такие лекции направлены на освоение базовых знаний по каждому разделу курса. Здесь уместно использовать не только слайды, иллюстрации, но и видеофильмы (интервью с художниками; сюжеты о создании художественного полотна; репортажи с выставок и др.)

Лекционные занятия способствуют формированию и развитию следующих умений и навыков:

- составление конспекта лекции

- усвоение и отбор материала

- включение в диалог, высказывание собственного мнения

- восприятие и анализ различных точек зрения на проблему

- краткая и четкая формулировка собственной позиции, вопросов, ответов

- усвоение различных способов анализа художественного произведения

Формы и методы практических и творческих работ направлены на то, чтобы помочь ученикам в сознательном самоопределении относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности, а так же, чтобы учащиеся учились:

- работать с информацией;

- работать в группе;

- говорить ярко, образно, лаконично, точно подбирая необходимые понятия и термины;

- самостоятельно анализировать произведения искусства;

-самостоятельно трактовать содержание произведения современного искусства;

- использовать ЗУН, полученные на уроках;

- развивать способность к ассоциативному мышлению;

- осваивали проектные формы работы;

- творческому самовыражению;

Обязательным условием для данного курса является сочетание урочно-внеурочных форм работы. Посещение выставок современного искусства, экскурсии (современная живопись, архитектура модерна). Посещение театра, кинотеатра(или просмотр фильмов, театральных телепостановок в школе).


Необходимо отметить, что каждый поток учащихся на спецкурсе (по полугодиям) отличается от других своими предпочтениями, способностями, и т.д., поэтому и занятия строиться будут по-разному. Вот один из вариантов такого поурочного планирования для ребят с художественными способностями.


Рекомендации к организации занятий на элективном курсе.


ФАБРИКА ГРЕЗ.

Практические и творческие работы.

Практические

и творческие работы


Содержание


Виды деятельности

«Иллюзия реальности»

Авангардизм II пол. ХХ века. Новые формы, приемы и направления.

Работа с источниками:

Подготовить виртуальную экскурсию в музей авангардизма.


Работа проводится с использованием Интернета и программы Power point


«Гармония беспредметности»

Абстракционизм. П.Клее, П.Мондриан, Дж.Поллок.

  1. Просмотр видеосюжета: рабочие моменты создания худ.полотна Дж.Поллоком.

  2. Анализ творчества одного из художников

  3. Подведение итогов: Что есть абстракция?




«Черный квадрат»

Творчество К.Малевича. Супрематизм.

  1. Интервью с К.Малевичем (в роли художника –учитель или хорошо подготовленный ученик)

  2. Задание: попробуйте воплотить идею «Черного квадрата» в своем рисунке.




«Проба пера…»

Направления живописи ХХ века.

Творческие работы: (варианты)

1. Под музыку (3 различных по ритму мелодии) нужно создать свое произведение, назвать его и предложить для обсуждения в группе.


2. Создать свое произведение на заданную тему (Эмоции, природа, люди, городская жизнь, движение, политика, религия, сны, война и др.)/темы даются заранее/ . Если группа выбирает одну или близкие темы, возможно создание экспозиции выставки (концептуальный подход: чем объединяются все работы, почему отобраны именно они, размещены именно так. Главная идея.) Если темы выбраны разные, то работа строится на дальнейшем обсуждении.


3. Профессия – художник-оформитель. Задание: оформить стену (в любом из направлений живописи XX века) в школьном вестибюле, школьной столовой, школьной библиотеке, школьном актовом зале. (тема школы выбрана не случайно: ребята смогут реально представить себе, будут ли востребованы их идеи и предложения в школе, а учитель сможет лучше узнать потребности детей.

Возможны групповые работы.


«Ах, вернисаж, ах, …аукцион»

Что такое аукцион?

  1. Знакомство с правилами проведения аукциона, с профессиями (эксперт, арт-дилер), которые можно освоить в этой сфере.

  2. Сообщение учителя: Факторы, определяющие коммерческую стоимость произведения искусства

  3. Работа с источниками: Подготовка репортажа «Вести с аукциона» -каждый ученик получает информацию о различных аукционах (каждый свою), а затем, выбрав наиболее интересные сведения, знакомит с этой информацией всех остальных.




«Рациональная и органичная архитектура»

Творчество выдающихся архитекторов ХХ века: Ле Корбюзье; Л.Райт; В.Гропиус

Работа с источниками:

  1. Подготовка энциклопедической статьи о творчестве архитектора (по выбору)

  2. Подготовка познавательной статьи «История одного шедевра» в детский журнал

Работа проводится с использованием программы Power point


«Русский модерн»

Знакомство с творчеством русского архитектора К.Мельникова

Составление виртуальной экскурсии «Архитектурные жемчужины К.Мельникова»

Работа проводится с использованием Интернета и программы Power point


«Я - архитектор»

Загородные дома Подмосковья

  1. Архитектурные стили, их особенности (обзор готовит ученик заранее)

  2. Задание: придумать и нарисовать(или составить словесное описание) загородного дома в стиле модерн;

Работу можно провести в виде игры «Архитектор - Заказчик», где Заказчик составляет словесный образ желаемого дома, а Архитекторы выполняют заказ. Выигрывает тот Архитектор, работа которого понравится Заказчику больше всего.


«Дизайн и

Фен-Шуй»

Искусство Фен-Шуй

Работа проводится в виде игры. Каждый ученик становится консультантом в фирме «Дизайн. Путь к себе».

Задача: используя литературу, фото, иллюстрации, энциклопедии и предметы Фен-Шуй предложить потенциальным клиентам (ребятам в группе) предметы Фен-Шуй, способствующие привлечению счастья и удачи. На подготовку – 10-15 мин., время презентации: 3-5 мин.

Выигрывает тот участник, которому удалось продать большее количество предметов.


«Дизайн среды»

  1. Психология цвета;

  2. Проектирование интерьеров;

  3. Ландшафтный дизайн

Работа с источниками:

  1. Анализ подготовленных учителем иллюстраций различных интерьеров;




  1. Составление таблицы «Психология цвета»;




  1. Анализ подготовленных учителем иллюстраций различных вариантов ландшафтного дизайна




«Дизайн интерьера»

Проектирование интерьера

Каждому ученику выдается лист А4 с нарисованным, но не раскрашенным фрагментом интерьера комнаты (фрагмент у всех одинаковый).

Используя цвет и дорисовывая различные предметы и аксессуары, ученики выполняют задание (по выбору):

  1. Вариант: Общее для всей группы - создать интерьер комнаты (например: детской, гостиной, спальни, для подростка и т.д.) После выполнения задания обязательное обсуждение всех работ.

  2. Вариант: Каждый оформляет свой интерьер, а при обсуждении группа должна догадаться, для каких целей был создан этот интерьер.




«Салон красоты»

Визаж

  1. Вариант: «Мастер-класс» (приглашение на занятие визажиста или стилиста)

  2. Вариант: Занятие можно провести в виде игры «Салон красоты». Ученики делятся на две группы: Визажисты и Модели. Каждая пара совместно придумывает и выполняет фантазийный макияж, дает название и представляет свою работу.

В помощь ученикам необходимо предложить иллюстрации различных видов макияжа и информацию по технике его нанесения.


«Боди-арт»

Боди-арт. Искусство татуажа.

  1. «Что такое боди-арт?»(краткое иллюстрированное сообщение)

  2. Игра «Салон ТАТУ». Вариантов игры может быть несколько: работа в паре Модель-Мастер; создание тату по заданной теме на листе А4; выбирается Модель, Мастер, а группа придумывает, что можно изобразить.

В помощь ученикам необходимо предложить иллюстрации различных видов татуажа и информацию по технике его нанесения.


«Мир моды»

Дизайн одежды. Стилевые направления в моде. Ведущие дома моды ХХ столетия.

Задание: Для тележурнала «В мире моды» необходимо подготовить 5-минутный сюжет «От «прет-а-порте» к моде «от кутюр». Ребята должны отобрать необходимый материал, составить текст для диктора, подобрать необходимые иллюстрации, музыкальное сопровождение. Если есть возможность, то выступление лучше записать на видео, чтобы потом проанализировать работу.

Работа проводится с использованием Интернета и программы Power point


«История кино»

Развитие кино в разных странах

Работа с источниками:

Ребята получают задание составить учебный фильм (слайд - шоу) «История кино». По группам или индивидуально ученики готовят информацию о развитии киноискусства в разных странах (Россия, США, Китай и т.д.), затем знакомят друг друга с подготовленной информацией и составляют очередность сюжетов для фильма.

Работа проводится с использованием Интернета и программы Power point


«История театра»

История театра

Работа с источниками:

Ребята получают задание составить учебный фильм (слайд - шоу) «Такой разный театр».

По группам или индивидуально ученики готовят информацию о различных видах театра (театр теней, театр кукол и т.д.), затем знакомят друг друга с подготовленной информацией и составляют очередность сюжетов для фильма.

Работа проводится с использованием Интернета и программы Power point


«Кино и театр»

Кино и театр. Специфика жанра.

  1. Учащимся для сравнения и анализа предлагается 2 отрывка: из кинофильма и театральной постановки.

  2. Теперь ученики сами выбирают сюжет (могут придумать его самостоятельно или взять отрывок из произведения ) и продумывают, как поставить его на сцене и снять в кино.




«Индустрия развлечений. Диснейленды»

Различные формы веселого досуга для взрослых и детей.

  1. Рассказ учителя «Индустрия развлечений»

  2. Работа с источниками: Ученики готовят рекламный буклет «Прогулки по Диснейленду».




«Русская сказка»

Традиции русской культуры

Задание:

Придумать и описать парк развлечений для взрослых

(на основе традиций русской культуры)


«На перекрестках национальных традиций»

Музыкальные направления ХХ века и их истоки.

Работа с источниками:

Составление таблицы «Музыкальные направления ХХ века и их истоки» для журнала «Музыкальный вестник».


«Поп-музыка на экране и в жизни»

Поп-музыка

Ток-шоу «Хиты? Хиты!? Хиты!».

Ведущий готовит заранее вопросы, статьи, интервью, видеосюжеты о поп-звездах. Группа делится на 2 части: поклонники и противники (в зависимости от предпочтений).

Задача: Рассказать о поп-музыке и выразить свое отношение к ней.


«Музыкальный ринг»

Концерты, фестивали, вечера авторской песни

Задание: Составить программ концерта, фестиваля, вечера авторской песни (по выбору)

Оформление проекта

Оформление проектов. Презентация проектов и их обсуждение

В процессе работы каждый учащийся выбирает интересующую его тему и готовит творческий проект. Над проектом можно работать группами или всем спецкурсом.




Работы учащихся, созданные на практических и творческих занятиях в рамках элективного курса «Фабрика грез»:

Творческая работа «Я - архитектор»


Задание: придумать и нарисовать(или составить словесное описание) загородного дома с элементами стиля модерн:





Практическая работа «Дизайн среды.

Элементы ландшафтного дизайна. »


Задание: придумать оригинальный элемент ландшафтного дизайна для загородного дома.


Декор чугунной

решетки Фонтан Фонарь Фонарь




Творческая работа «Проба пера».

Придумать витраж в школьном актовом зале.





Практическая работа «Дизайн интерьера»

Каждому ученику выдается лист А4 с нарисованным, но не раскрашенным фрагментом интерьера комнаты (фрагмент у всех одинаковый).

Используя цвет и дорисовывая различные предметы и аксессуары, ученики выполняют задание:

Каждый оформляет свой интерьер, а при обсуждении группа должна догадаться, для каких целей был создан этот интерьер.


Исходный вариант Комната в черно-белых Комната

тонах «Город» «Девичьи грезы»




Гостиная Гостиная «В гармонии

Гостиная «Элегия» «Уютный вечер» с природой»




Практическая работа «Гармония беспредметности»

Задание: Создать свое произведение на тему: Эмоции (не изображая никаких предметов, символов, знаков, используя только цвет)

«Нежность» «Радость» «Растерянность»

Похожие:

Пояснительная записка. Данный курс рассчитан на 34 часа по 2 часа в неделю. Данный курс является iconПояснительная записка к кружку «Юный исследователь»
Истинный исследователь – это ребёнок, удивляющийся и задумывающийся над самыми «очевидными» для окружающих вещами. «Почемучкам»,...
Пояснительная записка. Данный курс рассчитан на 34 часа по 2 часа в неделю. Данный курс является iconЭлективный курс Физика: путь поисков и открытий
Данный курс предназначен для учащихся 10-х классов, обучающихся в индустриальном классе, проявляющих интерес к физике, желающих познакомиться...
Пояснительная записка. Данный курс рассчитан на 34 часа по 2 часа в неделю. Данный курс является iconЭлективный курс по химии 10-11 класс для профильного обучения
Данный курс рассчитан на 34 учебных часа для учеников 10-11-х классов химического профиля
Пояснительная записка. Данный курс рассчитан на 34 часа по 2 часа в неделю. Данный курс является icon-
Данный элективный курс. Курс «История России в лицах» рассчитан на 60 часа изучения в 10 классе и предполагает изу­чение жизни и...
Пояснительная записка. Данный курс рассчитан на 34 часа по 2 часа в неделю. Данный курс является iconПояснительная записка Данный элективный курс «Азбука подготовки к гиа» рассчитан на 34 часа и является предметно-ориентированным для 8-9 классов
В связи с сокращением количества часов уроков математики на решение некоторых типов задач не хватает времени: задачи содержащие модуль...
Пояснительная записка. Данный курс рассчитан на 34 часа по 2 часа в неделю. Данный курс является iconПояснительная записка. Программа
Данный курс является курсом базового уровня и рассчитан на изучение учащимися 11 классов в течение 68 часов (2 час в неделю). Про­грамма...
Пояснительная записка. Данный курс рассчитан на 34 часа по 2 часа в неделю. Данный курс является iconКурс по выбору «Численные методы решения уравнений» Пояснительная записка
Данный курс является межпредметным, так как объединяет в себе знания основ вычислительной математики и информатики. Однако данный...
Пояснительная записка. Данный курс рассчитан на 34 часа по 2 часа в неделю. Данный курс является iconРабочая программа по учебному курсу
Курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 102 учебных часа, в том числе в VIII классе...
Пояснительная записка. Данный курс рассчитан на 34 часа по 2 часа в неделю. Данный курс является iconПрограмма курса «Информатика и икт» для 8-9 классов
Курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 102 учебных часа, в том числе в VIII классе...
Пояснительная записка. Данный курс рассчитан на 34 часа по 2 часа в неделю. Данный курс является iconПрограмма патриотического воспитания «я туапсинец» пояснительная записка
Срок реализации программы 2 года. Курс рассчитан на 2 года. Программа первого года обучения составляет 144 часа. Второго также 144...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница