Балтийская педагогическая академия балтийский трансперсональный институт




НазваниеБалтийская педагогическая академия балтийский трансперсональный институт
страница1/24
Дата23.09.2012
Размер3.09 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Региональная общественная организация ученых

БАЛТИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

БАЛТИЙСКИЙ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Отделение трансперсональной психологии и педагогики

НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ

ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОЙ

педагогической академии

Вып. 93 — 2009 г.

СИМВОЛ

Санкт-Петербург 2010


В ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОМ ОПЫТЕ







Редакционная коллегия выпуска:

Д.п.н., проф. Волков И. П., к.п.н., проф. Курис И. В.,

Д.б.н., проф. Сойдла Т. Р., Бурановская Н. А,

Ответственный за выпуск: проф. Курис И. В.

РЕДАКЦИЯ ВЕСТНИКА:

Главный редактор — Волков И. П. Зам. главного редактора по выпуску — Курис И. В.

Адрес редакции:

190121, Санкт-Петербург, ул. Декабристов, 35.

Кафедра психологии им. проф. А. Ц. Пуни.

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Физической Культуры им. П. Ф. Лесгафта.

Тел.: (812) 714-66-27

Факс: (812) 714-10-84, (812) 550-02-11

www.baltacademy.ru

Печатается на средства авторов и взносы членов БПА

по отделению трансперсональной психологии и педагогики и

Регионального Северо-Западного отделения Ассоциации

Трансперсональной Психологии и Психотерапии.

(Руководитель отделения — член-корр. БПА, проф. Курис И. В.)

ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

АКАДЕМИИ

Научное издание (сокращенное название: Вестник БПА)

Основано в июле 1995 года в г. Санкт-Петербург.

Лицензия 00-5832.

Международная регистрация:

ISSN 1818-6467 (Vestnik BPA)

© РООУ БПА © Курис И. В.


Содержание

От редакции 5

В. В. Налимов. Экзистенциальный вакуум и

пути его преодоления: на пороге третьего тысячелетия —

что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку 6

Навстречу 2-й конференции СЗРО АТПП. Статьи и доклады

Бурановская Н. А. Миф и цивилизация 17

Богданович В. Н. Иерофания Символа 27

Курис И. В. Символ в трансперсональном опыте 30

Равдоникас Ф. В. Метаязыки трансперсонального 38

Кушев В. В. О Психее 47

Сойдла Т. Р. Хатхор и Баба Яга: Рогатая Богиня, плывущая

на Восток на ладье Солнца 55

Серов Н. В. Трансперсональный смысл цветовой символики 61

Комова М. Е. Женская природа и женское предназначение,

проявленные в символических жестах Богородицы в иконописи . 67

Берова А.Г. Серьезно об апельсине. Сакральное в любви 69

Бревде Г. М. Символ как образ мифа; миф как образ жизни 76

Гинзбург Т. И. Объект и его символ 79

Терешкин С. Н. Знак и символ в заговоре 84

Егоров А. А., Рязанова И. Е., Васильева Э. А. Образ как основа

символа в театральном творчестве 88

Ефимов В. А. Лабиринт и измененные состояния сознания 94

Ивановская Н. Е. Антропологический дизайн. Работа

с индивидуальными символами в дизайне и архитектуре 101

Изварина Н. Л. Ленсман В. М. Психофизиологические аспекты

символики чакр как основа саморегуляции с использованием

метода акустической нейромодуляции 104

Лебедько В. Е. Мифологическое сознание (трансперсональная

модель Души и способ общения с архетипами коллективного

бессознательного путем «сгущения» суперпозиции Символов) . 108

Стрекалов С. А. Архетипы четырех сторон света 114

Хащанская М. К. Символы и смыслы в контексте

социокультурной динамики Питирима Сорокина 125


Канищева Т. М. Динамика системных семейных процессов
и изменение картины соматического нарушения у подростка в
процессе полимодальной терапии диады «мать — ребенок» 127

Тезисы докладов и мастер-классов

Адамович Г. Э. Традиционные славянские символы — ответы на
вопросы 133

Парфенова Г. Ю., Анисимова О. М. Звук и символ —

практические навыки 135

Беляшов Н. В. Символы и знаки в практике массажа 138

Ивановская Н. Е. Антропологический дизайн. Семантика стилей
в архитектуре и изобразительном искусстве как выражение
перинатального опыта 143

Изотов Э. А. Танец как символ жизни.

Танцевально-процессуальный подход 144

Лебедько В. Е. Магический театр: трансперсональный метод

созидания и исследования души 147

Лопатина Н. П. ТАРО — международный язык символов 148

Маркович А. Л. Святкин А. П. Символ эннеаграммы 155

Пилатик Р. Я. Безопасность использования символов

в повседневной практике 158

Сойдла Т. Р. Что мог бы рассказать трансперсоналисту

его (ее) собственный геном 160

Соловьев В. В. Практика использования символов

в японской системе развития Усуи Рэйки Риохо 163

Наколюшкин И. Ю., Стрекалов С. А. Работа

со сновидениями с помощью метода диалога с голосами 165

Хорсанд Д. В., Выбор символов фэн-шуй

как духовное переживание 170

Курис И. В. Работа с символами в Йога-Данс 172

Ошурков М. Работа с символами как археология смысла 175

Иванова И. Е. Символика иконы Божьей Матери

«Неопалимая Купина» 176

Информация. Новости. Реклама. . 179


От редакции

Уважаемые читатели! Вы держите в руках очередной номер нашего журнала. Он посвящен проблемам современной трансперсональной психологии (ТПП), а именно — символу в трансперсональном опыте. Эта тема выбрана не случайно. 9–10 января грядущего 2010 года состоится конференция «Символ в трансперсональном опыте». Мы рады, что эта идея, возникшая после нашей первой конференции в 2008 году «Сознание, искусство, творчество — трансперсональный опыт», не просто заинтересовала наших авторов, но и в определенной степени мобилизовала членов нашего трансперсонального сообщества. Она заставила углубиться в саму проблему, рассмотреть символ с самых разных позиций, расширить свои представления о нем и его роли в трансперсо­нальной психологии, а главное — понять, для чего это нужно всем нам, практикующим и переживающим опыт транса.

Стремясь сохранить преемственность, в дополнение к темам, заявлен­ным в конференции мы оставили и темы, представленные в предыдущем журнале: техника безопасности при работе и пребывании в измененном состоянии сознания (ИСС), грамотная интерпретация получаемой информации; что необходимо знать и учитывать при работе в трансо-вом состоянии, специфика интерпретации символов сакрального Знания, их роль в ТПП, подводные камни ТПП, как духовной практики и т. д. Но сейчас они рассматриваются нашими авторами более пристально, через призму символа.

Символ как понятие, символ как Знак, символ как носитель информации, символ как инструмент перехода в другое измерение, как инструмент транс­формации сознания; специфика работы с символом в модальностях транс­персональной психологии… На страницах журнала Символ предстает в самых разных ипостасях, раскрывая перед нами новые возможности для взаимодействия с ним через знак-букву, которая тоже является символом.

Многие авторы, являющиеся активными тренерами, исследователями, создателями направлений и авторских методик, взглянули на свою практи­ческую деятельность с новых позиций. Кто-то пересматривает свое отноше­ние к трансперсональному опыту, трансперсональной психологии. Кто-то пытается подойти к ней с философских, культурологических позиций, кто-то — с терапевтических, а кто-то и с эзотерических.

Особенно приятно, что мы имеем возможность представить несколько поколений трансперсонологов: от тех, кто стоял когда-то у колыбели питерской трансперсоналистики, до молодых исследователей, начинающих

6

Налимов В. В.

свой путь в этой области. Сохранение преемственности — одно из условий развития. Именно поэтому тексты докладов здравствующих авторов пред­варяет статья одного из величайших русских ученых, имеющих всемирное признание — В. В. Налимова, много сделавшего для развития и становле­ния отечественной трансперсональной психологии. Она — как своеобразная точка отсчета, как музыкальная форма — рондо, в которой присутствует развитие и возвращение к началу, и новое дальнейшее развитие — та самая спираль, как мировой трансперсональный символ.

Налимов В. В.

Экзистенциальный вакуум

и пути его преодоления:

на пороге третьего тысячелетия —

что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку

Возрождение нашей эпохи должно начаться

с возрождения мировоззрения.

А. Швейцер [1992, c. 73]

Введение

Мы приближаемся к зарождению единой культуры, решая вопрос о том, как сможет выжить наша планета Земля, зараженная одной бо­лезнью — техникой, порабощающей человека.

Среди задач сегодняшнего дня я вижу как одну из главных — критику современной культуры, без чего невозможно наметить пути в Будущее и понять задачи образования, которое является не просто составной частью понятия «культура», но, по существу, синонимом этого понятия, ибо латинское cultura и есть «образование, воспитание, развитие, возделы­вание».

Поэтому о культуре я и буду говорить в первую очередь.

I. Несостоятельность культуры наших дней. Экзистенциальная пустота

Приближаясь к третьему тысячелетию, мы невольно вглядываемся в будущее, одновременно оценивая пройденное [Налимов, 1994 (а), 1994 (б)].

Экзистенциальный вакуум и пути его преодоления

7

Двадцатый век — век, залитый кровью, — заставляет нас остановиться и задуматься. Наше бытие не может больше выдерживать нарастающего насилия. С развитием техники появляются все новые и новые средства насилия. К ним обращается не только государство, но и отдельные лица. Обществу приходится защищаться, прибегая к узаконенному насилию. Посмотрите на тюрьмы — в России в них находится около миллиона заключенных, а в процветающей Америке и того больше. Но защищает ли эта мера возмездия должным образом само общество?

Насилие совершается не только над другими людьми, не только над природой и нашей гостеприимной планетой Землей, но и над самими собой. По имеющимся данным в России ежегодно официально регистрируется 3,5 миллиона абортов, а это значит 98 операций на каждую тысячу женщин в возрасте от 14 до 49 лет или 225 не рожденных детей на 100 появившихся на свет [Известия, 24.06.95]. По новым данным в сегодняшней России ежегодно прерывается абортами 4 миллиона жизней — численность населения Норвегии [Известия, 14.12.95].

А войны — они по-прежнему решают межнациональные проблемы, порожденные обидами, накопленными веками. Каждая победа создает лишь новый конфликт. И так до тех пор, пока стороны не устанут враждовать. А оружие все совершенствуется и продается по всему миру.

Человек теряет уверенность в жизни. Может быть, отсюда и небывалое для западного мира устремление к наркотикам, как последнему утешению?

Вот так — грустно — подходим мы к третьему тысячелетию.

Становится ясно, что культура западного мира исчерпала себя. Не может она больше порождать мир и взаимопомощь, без которых невозможно существование общества.

Смена культур — естественный процесс. Все живое, видимо, должно обновляться. Еще в школе нам говорили о смене периодов в Биосфере. В сфере человека все процессы протекают быстрее. Почти на наших глазах исчезла культура Средиземноморья, а вслед за ней и культура Древнего Рима. Творческий процесс, где бы он ни происходил, всегда суров. Он неизменно расчищает дорогу новому, идущему вперед.

Посмотрим на то, что обессилело в нашей культуре.

  1. Утеряны смыслы жизни. Доминирующее значение стала обретать устремленность к комфорту. А каково Природе переносить тяготы нашей нарастающей потребности в комфортности жизни?

  2. Смыслы утрачены потому, что мы перестали владеть культурой как целостным образованием. Как правило, каждый из нас, интел­лектуалов, движется лишь по одной тропинке. Культура стала лоскутной. Лоскутки не стыкуются. Следовательно, единое мировоззрение становится

8

Налимов В. В.

невозможным. А другие, непричастные к интеллектуальной элите, ока­зываются и вовсе вне культуры. Сами «лоскутки» культуры, в силу их сложности, тоже малодоступны. Появился даже унизительный термин — mass communication media. Кажется, что в культурах прошлого такого разграничения все же не было, несмотря на нарочито задаваемый эзотеризм (вспомним хотя бы Платона).

Сейчас эзотеризм возникает автоматически в силу переосложненности культуры. Попробуйте понять что-либо серьезное в математике — для этого необходимо стать математиком. Но можно ли стать еще и физиком, и биологом, и психологом, и философом — всем? А популяризация — это все же только пародия на науку. Что же остается простолюдину. Ддля него современная культура — это, прежде всего, возможность взаимодей­ствовать с техникой, непрестанно «разрастающейся».

  1. Технизация всех проявлений культуры, так хорошо понятая еще Хайдеггером [Seubold, 1985], заслонила от нашего восприятия те аспекты Бытия, которые были доступны человеку в культурах прошлого. Хайдеггер говорил о современной технике как о некотором «мироустройстве», ведущем к наступлению «технологической пустыни». Последователем (и критиком) Хайдеггера стал немецкий философ Ромбах [Rombach, 1985]. Словосочетание «критика эпохи» становится новым философским термином. Французский философ Ж. Эллюль [1986] говорит о социальном прогрессе в новом времени как о неизбежном порабощении человека техникой. Хочется думать, что наблюдаемые сейчас негативные явления объясняются не тем, что человек не удовлетворяет свои потребности, а тем, что сами эти потребности перестают удовле­творять человека.

  2. Исчерпалась и философия. Кажется, Хайдеггер и Гадамер оказа­лись последними представителями традиционной философии. Об этом свидетельствует ряд публикаций [Baynes, Bohman, McCarthy, 1987], [McCarthy, 1990], [Налимов, 1993 (а)]. Казалось бы, в наши дни философия должна слиться с наукой. Но не перестанет ли тогда философия быть философией? И как возможно такое слияние, если само научное мировоззрение носит лоскутный характер?

Как ученый я все же пытаюсь в своих философских работах опираться на веер наук — математику, теоретическую физику, лингвистику, психо­логию и биологию. Но отклика со стороны философов нет. Может быть, усилия напрасны?

5. В начале века громко прозвучали слова Ницше: «Бог умер». Слова
ужасные. Мне думается, говорить надо иначе — не о смерти Бога,
а о затухании религиозности в нашей культуре.

Экзистенциальный вакуум и пути его преодоления

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

Балтийская педагогическая академия балтийский трансперсональный институт iconБалтийская педагогическая академия балтийский трансперсональный институт
Регионального Северо-Западного отделения Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии
Балтийская педагогическая академия балтийский трансперсональный институт iconБалтийская педагогическая академия балтийский трансперсональный институт
Подписано к печати 18. 03. 2010 г. Печать ризографическая Заказ 04. Тираж 150 экз. Формат бумаги 60х90 рооу бпа
Балтийская педагогическая академия балтийский трансперсональный институт iconБалтийская педагогическая академия
Регионального Северо-Западного отделения Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии
Балтийская педагогическая академия балтийский трансперсональный институт iconБалтийская педагогическая академия
Регионального Северо-Западного отделения Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии
Балтийская педагогическая академия балтийский трансперсональный институт iconБалтийская педагогическая академия
Ученый секретарь опп и ст, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии спбгасу артемьева В. А
Балтийская педагогическая академия балтийский трансперсональный институт iconБалтийская педагогическая академия
Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы/ Сборник научных...
Балтийская педагогическая академия балтийский трансперсональный институт iconБалтийская педагогическая академия центр непрерывной подготовки руководителей
Администрация и профессорско-преподавательский коллектив Центра непрерывной подготовки руководителей Балтийской педагогической академии...
Балтийская педагогическая академия балтийский трансперсональный институт iconКонцепция образовательной деятельности вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования
Работа выполнена в фгбоу впо «Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота». Институт профессиональной педагогики
Балтийская педагогическая академия балтийский трансперсональный институт iconБалтийская педагогическая академия центр непрерывной подготовки руководителей
Администрация и профессорско-преподавательский коллектив Центра непрерывной подготовки руководителей Балтийской педагогической академии...
Балтийская педагогическая академия балтийский трансперсональный институт iconБалтийская педагогическая академия центр непрерывной подготовки руководителей
Администрация и профессорско-преподавательский Центра непрерывной подготовки руководителей Балтийской педагогической академии свидетельствует...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница