Образовательная программа «Я и мир вокруг меня»




Скачать 345.71 Kb.
НазваниеОбразовательная программа «Я и мир вокруг меня»
страница1/4
Дата23.09.2012
Размер345.71 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

станция юных техников

Копейского городского округа



Согласовано:

Методистом «МОУ ЦМО УО»

___________О.Ю.Аксенова

«____»___________ 20___г.


Утверждаю:

Директор МОУДОДСЮТ

____________Г.Г. Тутатчикова

«____»___________20____г.



Образовательная программа

«Я и мир вокруг меня»

по формированию этико-правовой культуры и умения жить в мире, дружбе и согласии

с окружающими людьми

у воспитанников творческих объединений художественно-эстетической направленности МОУДОД СЮТ


Срок реализации: 3 года

Возраст обучающихся: 11-15 лет



Разработал:

Турбачева Т.Ф.

педагог МОУДОД СЮТ

Научный руководитель:

Рубцова О.В.



Копейск. Челябинская область.

2009

Пояснительная записка


1.Адресная (целевая группа) группа программы. Программа «Я и мир вокруг меня» является дополнительным блоком к образовательным программам творческих объединений художественно-эстетической направленности, построенным на изучении декоративно-прикладного и народного творчества и гармонично сочетается с их основным содержанием, ориентирована на средний школьный возраст.

Условия освоения программы.

Программа рассчитана на детей, проявляющих интерес к традициям декоративно-прикладного и народного искусства, желающих уметь ориентироваться в современном социуме.

Образовательные и воспитательные задачи программы тесно связаны с задачами основных блоков образовательных программ, использующих в своем арсенале мудрые методы этнопедагогики, воспитывающих в детях вечные ценности, нравственное поведение, доброе, уважительное отношение к людям, уважение и любовь к народному мастерству, любовь к Родине, родному краю, родному городу, окружающему миру.

Особое внимание уделяется требованиям, предъявляемым к педагогу. Он должен не только иметь личную внутреннюю мотивацию и интерес к преподаванию курса, но также иметь необходимые знания по культуре России, традициям народов, населяющих уральский округ, декоративно-прикладному искусству, праву и психологии, знания педагогических технологий воспитания. В соответствии, с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, педагоги, работающие над данной программой, должны быть образцами нравственного и гражданского поведения.

  1. Краткая аннотация к программе.

Программа «Я и мир вокруг меня» является одним из компонентов инновационного экспериментального проекта «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» по теме «Формирование этико-правовой культуры и толерантности средствами медиаобразования» в Копейском городском округе.

Данная программа разработана на основе городской программы инновационной экспериментальной деятельности, технического задания и программ этико-правового курса «Я И МОЙ МИР», «Социальная практика» группы педагогов Санкт-Петербурга во главе с Н.И. Элиасберг, на основе работ научного руководителя проекта О.В. Рубцовой.

В наши дни все больше внимания уделяется формированию правосознания и воспитания коммуникативных знаний и умений у детей и молодёжи. По мере взросления у подростков расширяется их самостоятельность, круг общения, уменьшается возможность контроля со стороны взрослых. Дети переоценивают свой жизненный опыт, стремятся самоутвердиться, заявить о себе активными действиями, часто противоправными, унижающими честь и достоинство своих сверстников, пробуют наркотические вещества.

Все это говорит о том, что необходимо своевременно направлять младших подростков адаптироваться к окружающей жизни не путем проб и ошибок, а путем приобретения необходимых знаний, положительного социального опыта. Это поможет им уберечься от непоправимых ошибок, уверенно действовать в различных жизненных ситуациях, не выходя за рамки закона, уважая права и интересы окружающих людей.

Для сохранения самобытности России как многонационального государства у подростков необходимо формировать осознание того, что они живут в многоконфессиональном обществе, где каждая народность имеет свой язык, веру, уклад, обычаи, менталитет, где все народности равны и интересны, где нет «своих» и «чужих». В нашем городе, как и во всем Уральском регионе, проживают люди самых разных национальностей и вероисповеданий, поэтому сама жизнь диктует необходимость строить взаимоотношения между представителями разных конфессий по принципу уважения и доверия. В нашей стране давно сложилась традиция дружеских отношений между народами, поэтому перед нами стоит задача не воспитывать толерантное, терпимое отношение между народами, а сохранять уже имеющиеся традиции дружеских отношений на основе уважения.

Необходимо акцентировать внимание детей на факторах, объединяющих людей разных национальностей и культур, а не разъединяющих их.

Наш мир наполнен медиатекстами: теле и радиопередачами, интернетом. Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира и является инструментом поддержки демократии. Знакомство с культурным наследием народов России, и в частности уральского региона и родного города, сопровождается в программе наглядным материалом, выполненном в виде электронных презентаций, что соответствует условиям современного информационного общества. Программа только знакомит с основами информационной культуры и пониманием ее места в общечеловеческой культуре, ее соотношения среди других видов культуры. Для формирования информационной культуры кабинеты педагогов не имеют необходимой материальной базы (достаточного числа компьютеров, выходов в сеть интернет). В программе делается акцент на проблеме построения отношений современного человека с окружающим миром и людьми. Не смотря на то, что правовое воспитание в данной программе не носит самостоятельного характера, а всего лишь подкрепляет нравственное воспитание детей, оно играет большую роль в создании базы знаний для более глубокой дальнейшей работы по правовому воспитанию в школе.

Курс носит интегративный характер и предполагает использование данных различных наук: культурологии, социологии, психологии, этнопсихологии, права, истории, искусства, этнопедагогики, медиаобразования. Каждый из этих компонентов является одной из сторон общей проблемы становления культурной, доброжелательной личности, гражданина своей страны.

Продолжительность курса рассчитана на 3 года изучения по 12 часов в год.

Программа построена по блочно-модульной системе. Состоит из 11 модулей. Каждый модуль содержит новый информационный материал, практические задания, ролевые игры и упражнения, способствует раскрытию одной из этических ценностей или правовых знаний. Компоненты правовой информации связываются по смыслу с гуманистическими, этическими ценностями.


Целевое назначение программы.

Основной целью программы является формирование у воспитанников ответственного отношения к своим правам и обязанностям и правам других людей, доброжелательного, уважительного отношения к людям через привлечение к художественно-эстетической и декоративно-прикладной деятельности и использование средств медиаобразования.

Задачи:

1.Становление гуманистически ориентированной, законопослушной личности.

2. Формирование:

- гражданских чувств;

- чувства собственного достоинства;

- умения отстаивать свои права;

- адаптироваться к условиям быстро меняющейся жизни;

- нравственных ценностных ориентиров;

- мотивов нравственного поведения;

- гуманных отношений со сверстниками и взрослыми людьми;

-доброжелательного, уважительного отношения к людям других национальностей и вероисповеданий;

- опыта самооценки;

- оценки поведения окружающих с позиций добра и зла;

Ожидаемый результат


  • К концу первого года обучения воспитанник должен знать:

- все граждане России имеют равные права;

- права граждан защищает государство в соответствии с Конституцией России, Всеобщей Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка;

- в случае необходимости он может обратиться за помощью и защитой к инспектору по охране детства в отделе образования города;

- правила поведения, которые помогают людям жить вместе, общаться, действовать;

- правила вежливости, основанные на уважении человека,

- правила дорожного движения для пешеходов;

- правила поведения при пользовании городским транспортом, посещении театров, исторических мест, загородной зоны;

- защита Родины от врагов - Священная обязанность каждого человека;

- Отечество – это страна, где ты родился, с народом которой ты связан общей историей, языком, традициями;

- на Урале живут в мире и согласии люди разных национальностей;

- природа (растительный и животный мир) нуждается в бережном отношении и заботе.

  • должен уметь:

- вежливо вести себя со сверстниками, малышами и взрослыми людьми;

- выполнять правила дорожного движения;

- выполнять правила поведения при пользовании общественным транспортом, посещении общественных мест, загородной зоны;

- уметь контролировать и корректировать свое поведение;

- с уважением относиться к защитникам Родины;

- уметь с уважением относиться к людям других национальностей и вероисповеданий.

- бережно относиться к природе.


  • К концу второго года обучения воспитанник должен знать:

- права граждан защищает государство в соответствии с Конституцией России, Всеобщей Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка;

- мир между людьми, основанный на уважении - это главная ценность человечества;

- правила поведения, которые помогают людям жить вместе, общаться, действовать;

- соблюдение человеком правил вежливости, основанных на уважении, вызывают к нему доброе отношение;

- закон – это важный документ, содержащий правила поведения обязательные для выполнения;

- как анализировать собственные поступки и черты характера, корректировать свое поведение;

- родной город – это малая Родина, с богатой историей и культурными традициями;

- Отечество – это страна, где ты родился, с народом которой ты связан общей историей, языком, традициями;

- разница в культурных традициях и цвете кожи людей разных национальностей не должны мешать их общению;

- мир между государствами, основанный на взаимном уважении – самая главная ценность человечества;

  • должен уметь:

- вежливо вести себя со сверстниками, малышами и взрослыми людьми;

- налаживать добрые отношения с людьми с помощью уважительного к ним отношения;

- соблюдать правила поведения, установленные законом;

- анализировать и корректировать свое поведение;

- с уважением относиться к истории, традициям, культурным ценностям своего города – малой Родины;

- с уважением относиться к истории, традициям, культурным ценностям своего Отечества;

- с уважением относиться к людям других национальностей, другого цвета кожи;

- с уважением относиться к другим государствам мирового сообщества.


  • К концу третьего года обучения воспитанник должен знать:

- права граждан защищает государство в соответствии с Конституцией России, всеобщей Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка;

- отношения в школе регулируются не только моральными установками, но и нормами права, законами нашей страны;

- соблюдение человеком правил вежливости, основанных на уважении, вызывают к нему доброе отношение;

- закон – это важный документ, содержащий правила поведения обязательные для выполнения;

- как анализировать свое поведение, его положительные стороны и недостатки;

- славную историю своего города, исторические и просто красивые и любимые горожанами местечки своего родного города;

- что жить на Родине, заботиться об ее будущем и настоящем не просто долг каждого человека, но и счастье;

- важным условием для успешного развития нашей Родины является мир и согласие между людьми разных национальностей;

- в интересах международного согласия важно, чтобы отдельные люди, общины, нации уважали культурное разнообразие человеческого сообщества, чтобы не допустить на Земле военных действий, сохранять мир и согласие между народами;

- необходимо с уважением относиться к территориальным границам соседних государств;

- основы этического кодекса информационного общества.

- навыки критического мышления при работе с медиатекстами.


  • должен уметь:

- в школе и вне школы соблюдать правила поведения, установленные законом;

- регулировать свое поведение, изменять себя к лучшему;

- проводить экскурсии по своему родному городу для родных и друзей, приехавших в гости;

- с уважением относиться к истории, традициям, культурным ценностям своего города – малой Родины;

- с уважением и терпением относиться к людям других национальностей;

- с уважением относиться к другим государствам мирового сообщества.

- соблюдать корректность при работе с информацией в сети интернет».


5. Ведущие идеи и ключевые понятия программы.

Формирование в нашей стране дееспособного гражданского общества будет успешнее, если молодые люди будут чувствовать свою неразрывную связь с Отечеством и, зная свои права и обязанности, трудиться для его процветания. Огромную роль в воспитании достойного гражданина своей страны играет школа, немалый вклад в это важное дело могут внести и творчески работающие педагоги дополнительного образования.

Программа «Я и мир вокруг меня», базируется на концепциях воспитания, предлагаемых передовыми современными учеными и педагогами, чьи идеи близки и понятны педагогам – участникам эксперимента.

В конце 80-х гг. прошлого века Л.И. Новиковой, А.Т. Куракиным, В.А. Караковским, Н.Л.Селивановой, А.М. Сидоркиным была создана версия системного подхода к воспитанию детей в школе, получившая название «Теория воспитательных систем». Строить воспитательную систему на основе гуманистического, развивающего всечеловеческое в ребенке, подвигающем его к свободному саморазвитию, обеспечивающему его личностный рост воспитания, предлагают последователи вышеназванных авторов, группа педагогов: Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П. В. Степанов.

Они учитывают естественный характер развития человека, обусловленный природными и социальными факторами: внешними (климат, ландшафт, рельеф, государство, этнос, культура, религия, семья, образовательные учреждения)) и внутренними (генотип индивида, собственный опыт человека и коллективный опыт человечества, а также сознательное саморазвитие, определяющие его самобытность, уникальность и выделенность из общества). Воспитательная система строится и на использовании искусственного характера развития человека, определяющегося возможностью управлять развитием – как извне, так и изнутри, саморазвиваясь.

Психолог И.А. Зимняя также выделяет как основную задачу образования в процессе обучения, развитие и саморазвитие человека как личности, и подчеркивает важность согласованности всех факторов многокомпонентного состава образовательного процесса в педагогической практике. От нее зависит эффективность учения: то есть «от того, чему обучают, от того, кто и как обучает, и от того кого обучают». При этом И.А. Зимняя подчеркивает равную важность всех составляющих образовательного процесса.

Н.Е. Щуркова считает приоритетной в образовательном процессе идею эмоционального развития детей. Она доказывает, что учителю необходимо взаимодействовать с учениками на равных, что способствует раскрытию творческих и индивидуальных особенностей детей. Учитель не должен вторгаться в личное пространство ребенка, давить на него сверху. Оптимальная дистанция в общении, воспринимаемая, как правило, бессознательно, благоприятно влияет на самочувствие субъектов, взаимодействующих друг с другом.

Коллективом педагогов под руководством Н.И. Элиасберг, доктора педагогических наук, профессора Санкт-Петербургского Университета педагогического мастерства, был разработан инновационный проект «Этика и право», который внедрен в учебный процесс 70% школ Санкт-Петербурга. Многолетний опыт реализации образовательными учреждениями Санкт-Петербурга системы образования «Петербургская школа 2005-2010» свидетельствует о возможности эффективного решения задач формирования у учащихся четких нравственных ориентиров, основ правовой культуры, гражданственности, патриотизма, толерантности. Значимость этого направления постоянно подчеркивается в документах Министерства образования и науки Российской Федерации.

В связи с реализацией Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, проектом Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приобретает проблема медиаобразования, создающая новые условия для личностно-ориентированного образования.

Ключевые понятия:

- нравственность,

- свобода и ответственность,

- социальная реклама,

- правовая культура,

- конфликт,

- самооценка,

- информационная культура,

- информационное общество.


  1. Проблемные вопросы теоретического характера, которые будут решены в процессе освоения курса.

Ведущие идеи программы могут быть охарактеризованы через проблемные вопросы.

Основные проблемные вопросы курса:

- культурное разнообразие окружающего мира;

- информация и нравственность;

- правовые аспекты поведения человека в социуме;

- межличностные и межэтнические отношения,

- нравственное отношение к окружающей природе, животному миру;

- нравственное отношение к жизни и здоровью человека;

- нравственные отношения между людьми;

-необходимость уважения чести и достоинства человека, его индивидуальности;

- нравственный долг человека перед Родиной, родным краем, родным городом.


Содержательная характеристика программы

(тематический план)


1 года изучения




  1   2   3   4

Похожие:

Образовательная программа «Я и мир вокруг меня» iconПрограмма окружающий мир плешаков «мир вокруг нас»
Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной школы
Образовательная программа «Я и мир вокруг меня» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей
Программа «Мир вокруг нас» направлена на организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия...
Образовательная программа «Я и мир вокруг меня» iconОбразовательная программа «мир вокруг нас» Возраст детей: 7-11 лет Срок реализации: 2 года Программа выполнена на основе следующих программ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Станция юных натуралистов города Данилова
Образовательная программа «Я и мир вокруг меня» iconУтверждаю: школы 20 г
Модульная программа по курсу «Окружающий мир» 4 класса составлена по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» из расчёта 2 часа...
Образовательная программа «Я и мир вокруг меня» iconОбразовательная программа курса по выбору «Химия вокруг нас»
Программа курса «Химия вокруг нас» рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) и разработана в рамках Концепции профильного обучения,...
Образовательная программа «Я и мир вокруг меня» iconПрограмма Плешаков А. А. Окружающий мир. М: Просвещение, 2008 Учебники: Плешаков А. А. Мир вокруг нас,2кл ч. 1 ч М: Просвещение, 2006 Методическая литература: Е. М. Тихомирова«Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»
Программно-методическое обеспечение учебного плана основной общеобразовательной программы начального общего образования
Образовательная программа «Я и мир вокруг меня» iconНазвание предмета
Вахрушев А. А. Окружающий мир «Я и мир вокруг» 1 класс. Учебник – тетрадь ч 1,2,3,4 А. А. Баласс 2011
Образовательная программа «Я и мир вокруг меня» iconОкружающий мир: Мир вокруг нас. 4 класс
Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется
Образовательная программа «Я и мир вокруг меня» iconУчебников в библиотеке
Вахрушев А. А. Окружающий мир. Я и мир вокруг 1 кл Самостоятельные и итоговые работы. + тетрадь «Твои первые опыты»
Образовательная программа «Я и мир вокруг меня» iconПрограмма и т д
Умк «Вокруг тебя – мир…» 5-8 классы: в помощь учителю. Сборник. И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В. Ю. Выборнова, Ю. Ф. Гуголев. М.:...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница