Паньшина И. А., учитель немецкого языка, моу сош 32 с углубленным изучением иностранных языков Использование интерактивных методов обучения для формирования у учащихся устойчивого интереса к изучению иностранного языка




Скачать 52.49 Kb.
НазваниеПаньшина И. А., учитель немецкого языка, моу сош 32 с углубленным изучением иностранных языков Использование интерактивных методов обучения для формирования у учащихся устойчивого интереса к изучению иностранного языка
Дата23.09.2012
Размер52.49 Kb.
ТипДокументы
Паньшина И.А., учитель немецкого языка,

МОУ СОШ 32 с углубленным изучением

иностранных языков

Использование интерактивных методов обучения для формирования у учащихся устойчивого интереса к изучению иностранного языка


«Aktive Schüler lernen besser»

Едва ли кто-либо станет оспаривать данное утверждение. Вопрос в том, каким образом можно развить и постоянно поддерживать интерес школьников к учебе в целом и к немецкому языку в частности? С одной стороны в последние годы владение иностранными языками является все более важной предпосылкой профессиональной и личностной успешности человека, с другой стороны интерес к изучению немецкого языка несомненно снижается. Это объясняется актуальной значимостью английского языка (интернет, компьютер, музыка) и неспособностью учащихся строить долгосрочные жизненные планы и прогнозы. Хотя экономические и культурные связи у Свердловской области и Нижнего Тагила наиболее развиты с немецкоязычными странами.

В силу возрастных особенностей для учащихся наиболее важными являются личностные мотивы обучения, поэтому самыми главными задачами учителя становятся формирование внутренней мотивации школьников к учению, развитие у них потребности и способности к автономному обучению.

При автономном обучении речь идет о праве учащегося самому регулировать процесс обучения и его ритм, самостоятельно принимать решения и перенимать ответственность за процесс и результат обучения. Три составляющих автономного обучения: самостоятельное регулирование процесса приобретения знаний, мониторинг собственного роста и самооценка. Поскольку автономное обучение предусматривает самостоятельную внеурочную работу, то возможно оно лишь при наличии устойчивого постоянного интереса к работе над языком.

Для эффективности такой организации учебной работы учитель должен стать менеджером, помощником, советчиком и равноправным собеседником учащихся. Необходимо смещение акцентов работы на уроке в пользу заданий, которые подготавливают процесс говорения и направлены на создание и отстраивание процесса коммуникации. Нужно находить возможность отказываться от фронтальных и индивидуальных форм учебной деятельности и активнее использовать задания, выводящие на свободное говорение и собственно коммуникацию.

Если в центре речевой деятельности стоит содержание высказывания, а обучение происходит в совместной деятельности (как совместное решение задач и проблем), требуются ответы на реальные вопросы реальных речевых партнеров (учащихся или настоящих носителей языка, а не только учителя), то естественнее и легче происходит персонализация процесса обучения: привнесение в высказывание собственного мнения, опыта; связь с собственными интересами и переживаниями.

Какие рекомендации по созданию условий для поддержания высокой мотивации можно предложить преподавателям?

1. на начальной ступени обучения немецкому языку стоит учить школьников инициативному речетворчеству, создавая ситуации общения, в которых ученик испытывает насущную потребность в практическом применении немецкого языка (ученик в роли учителя, театрализация, привлечение в учебный процесс носителей языка);

2. учитывать психологический аспект обучения и нейтрализовать «аффектный фильтр» через лучшее узнавание речевых партнеров, использование различных социальных форм работы: парной, групповой, интерактивной, проектной;

3. использовать имеющийся или создавать новый контекст ситуации; осуществлять презентацию языковых явлений в ситуациях с использованием языковых и общих знаний об окружающем мире;

4. знакомить учащихся с возможностями медийных технологий: аудио-, видео-, телевидение, компьютер, интернет и предлагать им задания, связанные с необходимостью самостоятельного поиска информации;

5. как можно раньше привлекать учащихся к участию во внеклассной работе по немецкому языку: конкурсы стихов, рисунков, кружки (разговорной речи, вокальный, драматический), олимпиады самого разного уровня, участие в работе лингвистических лагерей;

6. развивать у школьников креативность, эрудированность и так называемое чувство языка, а также умение самостоятельно анализировать лингвистический и социокультурный материал и применять свои языковые и коммуникативные компетенции в нестандартных условиях.

Если говорить о конкретных шагах, можно назвать некоторые примеры поступательного развития коммуникативной компетенции на основе постоянного акцентирования внимания на мотивационной сфере. Одним из возможных эффективных направлений работы считаю вовлечение учащихся в подготовку проектов, связанных с драматизацией и использованием аудио - и видеозаписывающей техники.

Поскольку для учащихся начальной школы наиболее важной является внешняя мотивация, уже к концу первого полугодия 2 класса мы готовим для родителей сказку «Теремок», полностью построенную на изученном материале. Ценно в данной работе то, что в ней принимают участие абсолютно все учащиеся группы (играют 2 состава актеров) и то, что костюмы и декорации готовят родители. В 3и 4 классе учащиеся также готовят небольшие выступления для классных праздников: песни и сказки, они уже могут участвовать в конкурсе чтецов на немецком языке, традиционном для нашей школы. В 5 классе учащиеся сами пишут сценарий для постановки сказки. Обычно это - одна из немецких сказок, изученных на уроках домашнего чтения: «Бременские музыканты», «Лягушонок-король» и другие. В 7 классе при изучении темы «Телевидение и кино» мы организуем кинопробы для съемок предполагаемого фильма. При этом учитель в «съемочной группе» берет на себя роль продюсера, все остальное выполняют учащиеся самостоятельно: распределяют обязанности в съемочной группе, пишут сценарий для сцены кинопроб, готовят реквизит и декорации… Проект готовится в течение 2 недель как на уроках, так и во внеурочное время. Сами кинопробы записываются на кинокамеру и впоследствии обсуждается на одном из уроков. Завершается работа в данном направлении уже перед окончанием школы. Работа над темой «СМИ и мультимедийные технологии» позволяет подготовить еще один интересный проект: запись передачи теленовостей. Выбор сюжетов корреспондентов предоставляется самими учащимися, они подбирают информацию, готовят запись, а во время урока все сюжеты просматриваются, обсуждаются; затем составляется общий план передачи новостей, сочиняются так называемые «подводки» и делается монтаж передачи.

Подобная целенаправленная работа помогает постепенно приучать учащихся к свободному непринужденному поведению в самых разных ситуациях общения. Поскольку цель таких проектов - видеозапись, то все без исключения учащиеся очень ответственно подходят к подготовке и используют все свои языковые и коммуникативные возможности. По традиции на последнем уроке немецкого языка в выпускном классе устраивается просмотр самых интересных проектов, а каждый учащийся получает в подарок все записи.

Основная цель обучения иностранному языку в средней школе: формирование практических навыков неподготовленной речи, необходимых в собственно коммуникативных ситуациях. Предложенные формы работы по драматизации и подготовки видеосъемок позволяют постоянно поддерживать у учащихся мотивацию к изучению языка и развивать их креативность и творческие способности.


Aktive Schüler lernen besser


Dass aktive Schüler besser lernen, ist natürlich unbestritten. Heutzutage kann man sich das Leben eines modernen Menschen ohne Fremdsprachen Kenntnisse kaum vorstellen. Doch die Schüler verstehen das noch nicht, und wenn schon- dann finden sie Englisch viel wichtiger als Deutsch. In dieser Situation muss sich der Lehrer immer bemühen die Schüler zum Lernen und - was noch wichtiger ist- zum autonomen Lernen zu motivieren.

Es gibt verschiedene Möglichkeiten, den Lernprozess für die Lernenden interessant und spannend zu gestalten.

In erster Linie sind die Lernstrategien wichtig, die die innere Motivation der Lernenden entwickeln.

Wenn gezielt an der Entwicklung der kommunikativen und interkulturellen Kompetenz in Verbindung mit angenehmen Situationen und Gefühlen gearbeitet wird, kann der affektive Filter abgehoben werden. Besonders empfehlenswert wären

da handlungs- und produktorientierte Aufgaben.

Interessant finden alle Schüler Projekte, die mit Dramatisierung, Computer- und Videotechnologien verbunden sind. Sowohl kleine Kinder, als auch Jugendliche nehmen gern an Theater- und Filmprojekten teil. Wenn solche Arbeit regelmäßig organisiert wird, kommt man am Ende der Schulzeit zu ganz guten Ergebnissen beim kreativen bereitwilligen Einsatz der Lernenden.

Literaturverzeichnis

  1. Drecke M., Lind W. (1986): Wechselspiel. Sprachanlässe für die Partnerarbeit im kommunikativen Deutschunterricht. Landengscheidt, Berlin, München

  2. Fernstudieneinheit 20: Fertigkeit Sprechen. Heide Schatz unter Mitarbeit v. E. Jenkins, G. Neuf-Münkel, R. Roland. (2006) Landengscheidt, Berlin







Похожие:

Паньшина И. А., учитель немецкого языка, моу сош 32 с углубленным изучением иностранных языков Использование интерактивных методов обучения для формирования у учащихся устойчивого интереса к изучению иностранного языка iconПлан по самообразованию учителя немецкого языка
Образование высшее, в 1990 году окончила Ленинабадский государственный педагогический институт им. Кирова, факультет иностранных...
Паньшина И. А., учитель немецкого языка, моу сош 32 с углубленным изучением иностранных языков Использование интерактивных методов обучения для формирования у учащихся устойчивого интереса к изучению иностранного языка iconОтчет о работе мо иностранных языков
В состав мо входят 6 учителей английского языка. 1 учитель немецкого языка и 1 учитель французского языка
Паньшина И. А., учитель немецкого языка, моу сош 32 с углубленным изучением иностранных языков Использование интерактивных методов обучения для формирования у учащихся устойчивого интереса к изучению иностранного языка iconПрактикум по теме: «Демократический политический режим» Учитель обществознания гоу сош №1354 с углубленным изучением иностранного языка города Москвы Марченко М. О
Учитель обществознания гоу сош №1354 с углубленным изучением иностранного языка города Москвы Марченко М. О
Паньшина И. А., учитель немецкого языка, моу сош 32 с углубленным изучением иностранных языков Использование интерактивных методов обучения для формирования у учащихся устойчивого интереса к изучению иностранного языка iconДоклад моу «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением немецкого языка»
Публичный доклад моу «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением немецкого языка» г. Калуги за 2008-2009 гг является...
Паньшина И. А., учитель немецкого языка, моу сош 32 с углубленным изучением иностранных языков Использование интерактивных методов обучения для формирования у учащихся устойчивого интереса к изучению иностранного языка iconПрограмма развития Государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №191 с углубленным изучением немецкого языка Красногвардейского
Совета гоу со школа №191 с углубленным изучением немецкого языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Паньшина И. А., учитель немецкого языка, моу сош 32 с углубленным изучением иностранных языков Использование интерактивных методов обучения для формирования у учащихся устойчивого интереса к изучению иностранного языка iconРоль межпредметной внеурочной деятельности в формировании иноязычной коммуникативной среды в школе с углубленным изучением английского языка сивкова Светлана Ивановна, заместитель директора моу «сош №77 с углубленным изучением английского языка» г. Перми
Сивкова Светлана Ивановна, заместитель директора моу «сош №77 с углубленным изучением английского языка» г. Перми
Паньшина И. А., учитель немецкого языка, моу сош 32 с углубленным изучением иностранных языков Использование интерактивных методов обучения для формирования у учащихся устойчивого интереса к изучению иностранного языка iconУрок английского языка в 3 классе
Учитель: Сайбель И. Ф., учитель немецкого и английского языков, моу «Лазурненская сош»
Паньшина И. А., учитель немецкого языка, моу сош 32 с углубленным изучением иностранных языков Использование интерактивных методов обучения для формирования у учащихся устойчивого интереса к изучению иностранного языка iconНа уроках немецкого языка посредством использования элементов интенсивного обучения
Обобщение опыта учителя немецкого языка филиала моу сосновской сош №2 в с. Вирятино Пфенинг Н. И. (2008-2009г)
Паньшина И. А., учитель немецкого языка, моу сош 32 с углубленным изучением иностранных языков Использование интерактивных методов обучения для формирования у учащихся устойчивого интереса к изучению иностранного языка iconПрограмма развития «Социокультурная компетентность участников образовательного взаимодействия как фактор повышения качества образования в условиях школы с углубленным изучением английского языка»
Паспорт программы развития моу «сош с углубленным изучением английского языка №27»
Паньшина И. А., учитель немецкого языка, моу сош 32 с углубленным изучением иностранных языков Использование интерактивных методов обучения для формирования у учащихся устойчивого интереса к изучению иностранного языка iconСамообследование по направлениям деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением иностранного языка №1233 Центрального административного округа города Москвы
Средняя школа с углублённым изучением иностранного языка №1233 зарегистрирована Отделом по регистрации некоммерческих организаций...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница