Учебная программа дисциплины




Скачать 178.58 Kb.
НазваниеУчебная программа дисциплины
Дата23.09.2012
Размер178.58 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»


УТВЕРЖДАЮ
Директор института
филологии и
языковой коммуникации


_____________/Л.В. Куликова/


«_____» _____________2009 г.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Дисциплина: ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ 2-ОГО ЯЗ. (немецкий язык)


Укрупненная группа: 030000 Гуманитарные науки

Специальность: 031202 «Перевод и переводоведение»


Институт филологии и языковой коммуникации

Отделение иностранных языков

Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации


Красноярск

2009

Учебная программа дисциплины


составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 030000 – Гуманитарные науки специальность: 031202 «Перевод и переводоведение».


Программу составила доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Л. М. Штейнгарт__________________


Заведующий кафедрой _______________ /Л.В. Куликова/

«_____»_______________2009 г.


Учебная программа обсуждена на заседании кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации «____» __________ 2009 г.,

протокол № ________


Заведующий кафедрой ________________ / Л.В. Куликова/


Учебная программа обсуждена на заседании НМС Института филологии и языковой коммуникации

«______» __________________ 2009 г. протокол № _____________


Председатель НМСИ __________________________________________

(фамилия и. о., подпись)


Дополнения и изменения в учебной программе на 200 ___/20___ учебный год.

В учебную программу вносятся следующие изменения: _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 20___г. протокол № ________


Заведующий кафедрой


Л.В. Куликова ______________


Внесенные изменения утверждаю:


Директор ИФиЯК __________________ /Л.В. Куликова/

1. Цели и задачи изучения дисциплины


1.1 Цель преподавания дисциплины


Курс «Лингвострановедение 2-ого яз. (немецкий язык)» для студентов 2 курса отделения иностранных языков, обучающихся по специальности 031202 «Перевод и переводоведение», направлен на формирование коммуникативной компетенции – способности к речевому общению, основанному на умении пользоваться языком в адекватно культурной и социальной ситуации на основе системы знаний о странах изучаемого языка.

Основная цель курса – изучение мира носителей языка, направленное на усиление эффективности межкультурной коммуникации посредством приобретения знаний об устройстве общества и базовых культурных концептах. Основное внимание уделяется реалиям, глубокое знание которых необходимо для правильного понимания явлений и фактов, относящихся к повседневной действительности народов, говорящих на немецком языке.

Составляющие коммуникативной компетенции характеризуются следующим образом:

Социокультурная компетенция – степень знакомства с социально-культурным контекстом функционирования речи.

Языковая компетенция – владение языковым материалом с целью его использования.

Речевая компетенция – способность понимать текст, предъявляемый устно или письменно и порождать речевое высказывание в соответствии с ситуацией общения.

Социолингвистическая компетенция – способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуацией общения.

Дискурсная компетенция – способность связно воспринимать и порождать отдельные высказывания в рамках коммуникативно-значимых речевых образований.

Социальная компетенция – способность и готовность общению.

Компенсационная компетенция – способность ориентироваться в различных источниках информации и использовать их в практической деятельности.

Стратегическая компетенция – способность успешно изучать иностранный язык как предмет, способность учиться.


1.2. Задачи изучения дисциплины


Задачи обучения включают:

  • формирование и развитие знаний о связи языка и культуры, о связи семантики языка и национальной картины мира, о соотношении культур родного и изучаемого языков;

  • приобщение студентов к языковой картине мира носителей немецкого языка, создание системы фоновых знаний о мировоззрении, взглядах, этических оценках, нравственных ценностях, вкусах для понимания и усвоения культурных коннотаций языковых единиц;

  • формирование и развитие знаний о географии, государственном устройстве, истории, выдающихся людях Германии и других стран изучаемого языка;

  • знакомство с культурой, обычаями, бытом, жизненным укладом, представлениями, правилами и нормами общения, речевым этикетом жителей Германии, Австрии и Швейцарии;

  • овладение приёмами анализа языка с целью выявления национально-культурной семантики, приёмами введения, закрепления и активации специфических для немецкого языка единиц и страноведческого прочтения текстов.

  • развитие качеств личности, способствующих успешной межкультурной коммуникации, таких как толерантность, гибкость, уважение к культуре и личности собеседника и др.


По окончании курса студенты должны

знать:

основные географические, исторические, экономические, политические и культурно-лингвистические особенности страны, а именно:

    • национальные символы;

    • национальное своеобразие (культурные концепты);

    • особенности деловой культуры;

    • роль Германии в мировом сообществе;

    • политические институты;

    • особенности экономического развития;

    • особенности систем образования;

    • религии;

    • политические и культурные центры.

уметь:

    • применять в практической деятельности полученные знания для построения более эффективной коммуникации с представителями немецкоязычных стран в повседневных ситуациях, проявлять компетентность в изученных темах и быть способны осуществлять профессиональную деятельность в иноязычной среде;

    • анализировать процессы, происходящие в политической, экономической и культурной жизни Германии, Австрии и Швейцарии;

    • работать с оригинальной литературой с целью получения информации для составления рефератов, презентаций, аннотаций, обзорных тематических сообщений, обсуждения новостей.



1.3. Межпредметная связь


Успешное освоение материала курса возможно при условии владения немецким языком на уровне государственного образовательного стандарта среднего образования Министерства образования Российской Федерации 2002 г. Требования к уровню немецкого языка – выше среднего.

Результатом решения задач программы является формирование у студента всех составляющих коммуникативной компетенции, интеллектуальное и эмоциональное развитие его личности, овладение когнитивными приемами познавательной деятельности, формирование умения постоянного самообразования и самосовершенствования, а также развитие способностей, позволяющих осуществлять следующие виды деятельности: организационно-управленческую, научно-исследовательскую, проектную, научно-методическую.


2. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего

часов

Семестр

1

2

3

4

5

Общая трудоемкость дисциплины

150

--

--

76

74

--

Аудиторные занятия:

70

--

--

36

34

--

практические занятия (ПЗ)

62

--

--

32

30

--

промежуточный контроль (ПК)

8

--

--

4

4

--

Самостоятельная работа:

80

--

--

40

40

--

домашние задания (ДЗ)

30

--

--

15

15

--

презентации, рефераты

30

--

--

15

15

--

письменные работы (ПР)

20

--

--

10

10

--

Вид итогового контроля

(зачет, экзамен)




--

--

зачет

зачет

--


3. Содержание дисциплины


3.1. Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)




п/п

Раздел дисциплины

ПЗ

(часов)

Промежуточ-

ный контроль

(часов)

Самостоя-тельная

работа

(часов)

Реализуемые

компетенции

1

Модуль 1

Факты о Германии. Географическое положение. Административное деление: новые и старые федеральные земли.

16 ч

4 ч

20 ч

Компетенции специалиста по направлению.

2

Модуль 1

Этапы немецкой истории. Германские племена. От раннего до позднего средневековья. Период реформации. Бисмарк и его роль в немецкой истории. Первая и вторая мировые войны. Образование ГДР и ФРГ. Объединение Германии. Портрет Германии в лицах.

16 ч

20 ч

Компетенции специалиста по направлению.

3

Модуль 2

Германия сегодня. Государственное устройство ФРГ. Политические партии. Молодежная политика. Германия в Евросоюзе. Система образования. Национальные парки. Современные средства массовой информации. Немецкое кино.

16 ч

4 ч

15 ч

Компетенции специалиста по направлению

4

Модуль 2

Австрия – «альпийская республика». Географическое положение. Страницы истории. Государственное устройство. Система образования. Экономика.

4 ч

5 ч

Компетенции специалиста по направлению

5

Модуль 2

Швейцария. Положение в Европе. Особенности немецкого языка в Швейцарии. Политическая система. Принцип нейтралитета. Города в Швейцарии.

4 ч

5 ч

Компетенции специалиста по направлению

6

Модуль 2

«Другие страны – другие нравы». Традиции и праздники в немецкоязычных странах.

4 ч

5 ч

Компетенции специалиста по направлению

7

Модуль 2

Защита рефератов. Презентация.

2 ч




10 ч

Компетенции специалиста по направлению


3.2. Содержание разделов и тем лекционного курса


Учебным планом не предусмотрено.


3.3. Практические занятия




п/п

раздела

дисциплины

Наименование практических занятий

Трудоемкость

(часы)

1

Модуль 1

Факты о Германии.

2ой курс/3ий семестр

Географическое положение: площадь; население; национальности, проживающие на территории Германии; страны-соседи; типы ландшафтов; реки; горы; озера; острова; климат; леса; животный и растительный мир; полезные ископаемые.



4 ч.

2

Модуль 1

Факты о Германии.

Административное деление: новые и старые федеральные земли. Баден-Вюртемберг, Бавария, Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Гессен, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Саарланд, Саксония, Саксония-Анхальт, Шлезвиг-Гольштейн, Тюрингия, Берлин, Бремен, Гамбург.



12 ч

3

Модуль 1

Факты о Германии.

Контрольная работа/контрольный тест.

2 ч

4

Модуль 1

Этапы немецкой истории.

Германские племена: северные германцы, восточные германцы, западные германцы. От раннего до позднего средневековья.

4 ч

5

Модуль 1

Этапы немецкой истории.

Период реформации. Тридцатилетняя война (1618-1648). Эпоха просвещения. Бисмарк и его роль в немецкой истории.

4 ч

6

Модуль 1

Этапы немецкой истории.

Первая мировая война. Веймарская республика. Нацистский режим. Вторая мировая война.

4 ч

7

Модуль 1

Этапы немецкой истории.

Послевоенное время. Образование ГДР и ФРГ. Объединение Германии. Портрет Германии в лицах

4 ч

8

Модуль 1

Этапы немецкой истории.

Контрольная работа/контрольный тест.

2 ч

9

Модуль 2

Германия сегодня.

2ой курс/4ый семестр

Государственное устройство ФРГ: президент; бундестаг; канцлер; бундесрат. Политические партии: Христианско-Демократический Союз (ХДС); Христианско-Социальный Союз (ХСС); Свободная Демократическая Партия (СДП); Социал-Демократическая Партия Германии (СДПГ); Союз 90/Партия Зеленых. Молодежная политика. Германия в Евросоюзе: Евросоюз; немецкий язык в Евросоюзе; Евросоюз и рынок труда; евро как символ Евросоюза.


6 ч

10

Модуль 2

Германия сегодня.

Система образования: основные принципы и правовые основы системы образования; дошкольное образование; начальная школа; средняя школа; высшая школа; повышение квалификации.

6 ч

11

Модуль 2

Германия сегодня.

Национальные парки Германии: национальный парк Гарц; национальный парк Мюритц и др.. Современные средства массовой информации: ежедневные газеты; еженедельные газеты; журналы; Интернет; немецкое телевидение. Немецкое кино: известные немецкие артисты и режиссеры.


6 ч

12

Модуль 2

Германия сегодня.

Контрольная работа/контрольный тест.

2 ч

13

Модуль 2

Австрия – «альпийская республика».

Географическое положение. Страницы истории. Государственное устройство. Система образования. Экономика.


4 ч

14

Модуль 2

Швейцария.

Положение в Европе. Особенности немецкого языка в Швейцарии. Политическая система. Принцип нейтралитета. Города в Швейцарии.

4 ч

15

Модуль 2

«Другие страны – другие нравы».

Традиции и праздники в немецкоязычных странах.

4 ч

16

Модуль 2

Австрия Швейцария Праздники

Защита рефератов. Презентация.

2 ч



3.4. Лабораторные занятия


Учебным планом не предусмотрено.


3.5. Самостоятельная работа


Самостоятельная работа студентов по заданию преподавателя, выполняемая во внеаудиторное время, включает выполнение домашних заданий по курсу, самостоятельную работу со специальной литературой.

Основные направления самостоятельной работы студентов:

  1. Изучение материалов учебного характера по проблематике курса, его анализ. В ходе подготовки составляются планы, конспекты текстов, схемы и таблицы по изучаемому материалу.

  2. Подготовка докладов по темам, предложенных для практических занятий, которая включает в себя работу над тематическим вокабуляром, составлением вопросов для последующей работы в аудитории.

  3. Подготовка к промежуточному и итоговому тестированию.

  4. Работа над рефератом по одной из предложенных тем. Реферат объемом 25-30 страниц (кегль – 14, интервал - 1,5), пользуясь списком предложенной литературы и ресурсами Интернет.

  5. Подготовка презентации по теме реферата (сообщение – 10 минут, 10-12 слайдов).



3.6. Формы контроля



  1. Промежуточный контроль 20%

  2. Реферат 20%

  3. Презентация по теме реферата 20%

  4. Итоговый контроль 40%


В деталях:


1. Промежуточный контроль (20%): 1 тест по 50 вопросов (множественный выбор и ответы на краткие вопросы.


2. Реферат (20%) 12 баллов за содержание

8 баллов за оформление (содержание, введение, основная часть, заключение, ссылки).


4. Презентация (20%) 5 баллов за содержание и презентацию в Power

Point,

8 баллов за владение материалом и способность

отвечать на вопросы,

7 баллов за технику (вербальную и

невербальную) презентации на немецком

языке.


5. Зачет (40%) 100 вопросов теста (множественный выбор и ответы на краткие вопросы.


Посещение занятий:

Посещение и подготовка к занятиям является обязательной. За недостаточное посещение и подготовку к занятиям может быть вычтено до 30% от суммарного количества баллов.


4. Учебно-методические материалы по дисциплине


4.1. Литература и информационные ресурсы


Основная литература

  1. Deutschland in kleinen Geschichten. – Deutscher Taschenbuch Verlag, 1997.

  2. Deutschland. Land und Leute. H. H. – J. Panassjuk. Минск: «Высшая школа», 1996.

  3. Tatsachen über Deutschland. – Societaets-Verlag: Frankfurt/Main, 1998-1999.

  4. Куликова, Л. В. Межкультурная коммуникация: теоретические и прикладные аспекты. – Красноярск: РИО КГПУ, 2004.

  5. Мирианашвили, М. Г. Лингвострановедение Германии = Linguolandeskunde Deutschlands : учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений / М. Г. Мирианашвили, Н. Ю. Северова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 224 с.: ил.


Дополнительная литература

  1. Blick auf Deutschland. Erlesene Landeskunde. Susanne Kirchmeyer. – Ernst Klett International Stuttgart, 1998.

  2. Deutschland nach der Wende. Renate Luscher. – Verlag für Deutsch, 1994.

  3. Die Bundesrepublik Deutschland. Lesetexte zur Landeskunde. – Langenscheidt KG, Berlin und München, 1993.

  4. Eurolinqua. Deutschland 1, 2, 3. – Cornelsen Verlag, Berlin, 1998.

  5. Festliche Höhepunkte im deutschen Jahreskreis. – Moskau, 1995.

  6. Landeskunde – deutschsprachige Länder: Die Schweiz. – Wolf Verlag GmbH und Co. KG: Regensburg, 1998.

  7. Landeskunde – deutschsprachige Länder: Deutschland. – Wolf Verlag GmbH und Co. KG. Regensburg, 1998.

  8. Landeskunde – deutschsprachige Länder: Österreich. – Wolf Verlag GmbH und Co. KG. Regensburg, 1998.

  9. Sichtwechsel neu 1, 2, 3. – Ernst Klett International Stuttgart, 1995.

  10. Дрожжина, Е. У. Streifzug durch die deutsche Geschichte (в 3х томах). – «Питер Пресс», 1996.



Информационные ресурсы


  1. http://de.wikipedia.org/wika/Hauptseite

  2. http://europa.eu/index_de.htm

  3. http://www.tatsachen-ueber-dtl.de/de/

  4. http://www.politik portal.eu

  5. http://www.magazine.dtl.de/


4.2. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения


  1. Географические карты Германии, Австрии и Швейцарии.

  2. Комплекты иллюстраций по темам.

  3. Флаги, гимны.

  4. Видеофильмы по темам.


4.3. Контрольно-измерительные материалы


  1. Промежуточный контроль: 1 тест с множественным выбором и кратким ответом на вопрос. Время выполнения – 40 минут.

  2. Итоговый контроль: тест с множественным выбором и кратким ответом на вопросы. Всего 100 вопросов; время выполнения – 80 минут.

  3. Банк тестов для самоконтроля.

Похожие:

Учебная программа дисциплины iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 05 Анатомия Цели и задачи дисциплины. Учебная программа дисциплины «Анатомия человека»
Учебная программа дисциплины «Анатомия человека» составлена с учетом требований к содержанию и уровню подготовки специалиста квалификации...
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент»
Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта...
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплина Учебная (вычислительная) практика для специальности 010101 Математика
Целью данной дисциплины является практическое закрепление и углубление знаний, полученных при изучении учебной дисциплины "Компьютерные...
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Информатика»
Рабочая учебная программа дисциплины «Информатика» составлена на основе госо по специальности «Вычислительная техника и программное...
Учебная программа дисциплины iconУчебная программа дисциплины муниципальное право россии рекомендовано методической комиссией юридического факультета для студентов ннгу
Муниципальное право России. Автор: Симканич О. М. Учебная программа дисциплины – Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет...
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины для студентов (Syllabus) Наименование дисциплины: «История культуры, науки и образования стран Дальнего Востока»
Рабочая учебная программа (силлабус) составлена на основании Типовой программы мон рк «История культуры Востока»
Учебная программа дисциплины iconРабочая Учебная программа дисциплины
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 100700. 68 «Торговое дело»
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «инвестиции»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика»
Учебная программа дисциплины iconРабочая Учебная программа дисциплины «Управление финансовыми рисками»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика»
Учебная программа дисциплины iconРабочая Учебная программа дисциплины «Деньги, кредит, банки»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница