Отчет о работе научно образовательного центра




Скачать 134.39 Kb.
НазваниеОтчет о работе научно образовательного центра
Дата23.09.2012
Размер134.39 Kb.
ТипОтчет
ОТЧЕТ О РАБОТЕ

НАУЧНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

психолого-педагогических исследований личности

за 2011 г.


Научно-исследовательская работа


В 2011 г. в НОЦ велась работа по семи НИР.

1. ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» по теме Межкультурная адаптация иностранных студентов в России: диагностика и пути оптимизации. (5-6 этапы). Рук. А.И. Крупнов.

В исследовательский коллектив входило 82 человека: 39 преподавателей, 26 студентов и 17 аспирантов.

В ходе выполнения данной НИР осуществлялось внутрифакультетское и внутриуниверситетское сотрудничество: в работе принимали участие сотрудники, аспиранты и студенты других кафедр филологического факультета и других факультетов РУДН.

Также в исследовательский коллектив входили ученые из Института психологии РАН, МГУ, МосГУ, Института психологии, педагогики и социальной работы Рязанского гос. ун-та им. С. Есенина, практические психологи из разных организаций.


В 2011 г. по данной НИР выполнен следующий объем работ.

  • Проведен анализ и обобщение результатов научного исследования. Обобщены результаты теоретического исследования проблем межкультурной адаптации иностранных студентов. Охарактеризованы основные подходы к изучению данной проблемы, выделены критерии ее успешности, формы, уровни, этапы развития. Описаны различные стили межкультурной адаптации, проанализированы основные факторы. Представлен анализ специфики межкультурной адаптации иностранных студентов, выделены наиболее ванные проблемы и подходы к их решению.

Обобщены данные анализа российских и зарубежных методик диагностики межкультурной адаптации. Приводится описание сути и преимуществ целостно-функциональной модели диагностики межкультурной адаптации иностранных студентов. Предлагается перечень методик, специально отобранных и апробированных для исследования межкультурной адаптации иностранных студентов из разных регионов.

Представлены основные результаты эмпирического исследования. Описываются и основные особенности межкультурной адаптации иностранных студентов из Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и Средней Азии.

Описаны основные способы оптимизации межкультурной адаптации иностранных студентов. Освещены основные методологические проблемы этой области, показана ведущая роль тренинга межкультурной компетентности, как интерактивной краткосрочной формы групповой работы, направленной на получение знаний, умений, навыков, на изменение установок, необходимых для эффективной и адекватной межкультурной коммуникации. Обоснована эффективность метода культурного ассимилятора. Выявлены наиболее типичные для иностранных студентов из разных регионов проблемные ситуации в области межкультурного взаимодействия. Разработаны культурные ассимиляторы для представителей исследуемых регионов.

Обобщен российский и зарубежный опыт организации поликультурного образования, методы повышения межкультурной компетентности студентов и сотрудников международных вузов. Разработаны и апробированы программы обучения межкультурному взаимодействию для студентов и для сотрудников университета.

  • Выполнены апробация, анализ эффективности и доработка тренинга межкультурной компетентности в группах студентов из разных регионов. По результатам проведенной на предыдущем этапе апробации базовой программы тренинга межкультурной компетентности данная программа доработана с целью устранения выявленных недочетов и с учетом специфики разных регионов. Переработанные программы апробированы в 5 монокультурных группах студентов из Китая, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и Средней Азии. Проведены замеры удовлетворенности участников тренинга и уровня межкультурной компетентности до и после тренингов. Статистически доказана эффективность разработанных программ и их привлекательность для иностранных студентов из разных регионов.

  • Разработаны методические рекомендации по проведению тренинга межкультурной компетентности для студентов из разных регионов. На основе результатов теоретических и эмпирических исследований, опыта разработки и апробации тренингов были сформулированы методические рекомендации, включающие теоретическое и методологическое обоснование тренинга, методические основы тренинга, рекомендации по составлению базовой программы тренинга и ее модификации для иностранных студентов из разных регионов. Сформулированы рекомендации по тренинговому взаимодействию с представителями разных культур, предложен перечень ключевых компетенций межкультурного тренера.

  • Разработаны учебно-методические материалы для учебно – методического комплекса по межкультурной адаптации иностранных студентов в России. Теоретические материалы, разработанные на предыдущих этапах, дополнены результатами эмпирического исследования и практических разработок; с учетом результатов апробации уточнена структура учебно-методического комплекса; доработана структура балльно-рейтинговой системы контроля знаний, в которую включены задания для самостоятельной работы студентов. Составлены списки основной и дополнительной литературы. Составлен глоссарий основных терминов и понятий.

  • Подготовлен оригинал-макета коллективной монографии по проблеме адаптации иностранных студентов в России в объеме 500 страниц. Монография содержит обзор современных российских и зарубежных подходов к исследованию межкультурной адаптации иностранных студентов, анализ проблем ее диагностики и методов оптимизации. Теоретические положения подкрепляются результатами эмпирического исследования и опыта проведения тренингов межкультурной компетентности, спецкурса для студентов и семинара для сотрудников международноориентированных университетов.

  • Разработана и частично реализована долгосрочная программа внедрения результатов НИР в образовательный процесс. В частности, составлен план разработки новых программ для бакалавриата, магистратуры, дополнительного профессионального образования; запланированы мероприятия по модификации имеющихся программ бакалавриата и магистратуры. В разработанный план вошло издание уже разработанных учебно-методических материалов и подготовка новых. Описаны планируемые мероприятия по оптимизации процесса обучения иностранных студентов на основе результатов реализации данного проекта.

  • Программа тренинга межкультурной компетентности, разработанная и апробированная на предыдущих этапах, на данном этапе была скорректирована и дополнена с учетом всех, полученных в ходе исследования результатов. В отчете представлена подробная программа тренинга межкультурной компетентности. Описание упражнений, вызывавших трудности в ходе адаптации, сопровождаются рекомендациями тренеру. Некоторые упражнения даются в нескольких возможных модификациях, которые следует применять в зависимости от ситуации.

  • Скорректированы программы культурно-специфических тренингов для рассматриваемых в данном проекте регионов. Приведены рекомендации по модификации базовой программы тренинга для разных этнических групп, советы тренерам по работе с представителями определенных культур.

  • Проведен статистический анализ эффективности психологического воздействия по разработанной нами программе. Обнаружена этническая специфика во влиянии тренингового воздействия на личность студентов и успешность их адаптации.


За отчетный период 2 докторанта и 7 аспирантов, выполнявших исследования по данной теме, представили свои диссертации к защите, шесть студентов, участвующих в НИР поступили в аспирантуру.

В 2011 г. был опубликован специальный выпуск Вестника РУДН. Серия «Психология и Педагогика» - №3, 2011г., посвященный проблеме межкультурной адаптации иностранных студентов в России. В данном номере опубликовано 10 статей по результатам НИР. В других журналах перечня ВАК опубликовано еще 13 статей. Сделано 43 доклада по результатам НИР на различных международных конференциях и семинарах. В том числе результаты НИР представлялись на конгрессе Восточного сектора Американской психологической ассоциации. На секции «Российская психология сегодня: современные тенденции» сделано 5 докладов по теме НИР. На мастер-классах конгресса проведены презентации практических разработок, выполненных в рамках НИР.

По материалам НИР подготовлены к изданию одна монография, одно учебное пособие. Разработана одна программа для ЭВМ, которая в настоящее время оформляется для государственной регистрации.


Члены НОЦ выполняли исследования по трем грантам РГНФ:


2. «Межэтническая напряженность в полиэтнической образовательной среде: психолого-педагогические аспекты» - рук. А.И. Крупнов.

Результаты исследований представлены в серии научных статей и тезисов выступлений на конференциях. Участниками проекта была опубликована одна статья в журнале перечня ВАК, 1 научная статья в сборнике, 3 тезисов выступлений на международных конференциях.

Принято к печати 11 публикаций, подготовленных в рамках проекта, в том числе, 5 статей в журналы перечня ВАК, 5 тезисов выступлений на международной конференции, 1 статья – в сборник научных трудов.


3 «Экологическая компетентность личности: сущность, гендерные и межкультурные аспекты, особенности развития» - рук. А.В. Гагарин (каф. Психологии и педагогики РУДН, РАНХиГС).

В ходе исследования осуществлена теоретико-методологическая и практическая разработка проблемы экологической компетентности личности; сущностно-функциональных, структурно-содержательных, критериально-типологических, гендерных и межкультурных ее аспектов; технологий и методов ее продуктивного развития на разных этапах становления личности, прежде всего - на этапе личностно-профессионального становления будущих специалистов в многонациональной и многоконфессионной профессинально-образовательной среде. По результатам НИР подготовлена серия научных статей.


4. Международный проект - совместный конкурс РГНФ - НЦНИ PICS 2011 года «Потребность в овладении и использовании языков на перифериях языковых пространств: психолингвистический и социолингвистический аспекты», совместно с лабораторией SRE 3392 Национального центра научных исследований (НЦНИ) Франции, Университет Бордо 3 им. Мишеля де Монтеня. Рук. С.А. Москвичева (каф. общего и русского языкознания), отв. исп. Е.Ю. Чеботарева.

Сотрудниками НОЦ в рамках данного проекта проведен анализ и обобщение научной литературы по проблемам этнической, социокультурной и личностной идентичности, психологическим проблемам овладения и использования языка; выполнен отбор и модификация психодиагностических методик в соответствии с программой исследования; проведено пилотажное эмпирическое исследование. По результатам теоретического анализа подготовлена научная статья, принятая к публикации в журнал ВАК.


5. Темплан РУДН Тема «Особенности самореализации современной молодежи в разных культурах: идеалы, ценности, стратегии» Рук. А.И. Крупнов.

Был проведен теоретический анализ научной литературы, в результате которого выявлены сущность, структура, механизмы, стили самореализации. Проанализированы имеющиеся в литературе данные о культурной специфике данного явления; обобщен российский и зарубежный опыт эмпирического исследования самореализации, разработки и применения программ психологической поддержки самореализации студентов, тренингов самореализации. По итогам подготовлена серия научных статей.


6. Участие в НИР в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» по теме «Организационно-техническое обеспечение проведения международной летней школы-семинара «Журналистика и наука»: подготовка и реализация научно-образовательной программы для ученых и журналистов». Рук. Ел.В. Мартыненко (кафедра теории и истории журналистики).

В ходе выполнения работ была организована и проведена Международная научная летняя школа-семинар. По результатам НИР опубликован сборник научных статей молодых ученых и учебное пособие.


7. Инициативная НИР филологического факультета «Социально-психологическая адаптация и самореализация личности в межкультурном пространстве». Рук. С.И. Кудинов.

В результате: выделены основные современные тенденции к исследованию социально-психологической адаптации и самореализации личности в поликультурном обществе в российской и зарубежной науке; выявлены основные факторы самореализации и межкультурной адаптации личности в ходе межкультурного взаимодействия; описана сущность, механизмы и закономерности развития межкультурной компетентности, ее общекультурные и культурно-специфические аспекты; раскрыты основные механизмы взаимодействия социально-психологической адаптации и самореализации личности; показана роль межкультурных стереотипов и культурной дистанции в межкультурной коммуникации. Подготовлено к публикации 5 научных статей и коллективная монография. Разработана программа ДПО.


Общий объем финансирования выполняемых в НОЦ НИР составил 6485 тыс. руб., в том числе из внешних источников – 4935 тыс. руб.


Коллектив НОЦ стал победителем в конкурсе ведущих научно-педагогических коллективов РУДН на 2012 г.


Подготовка заявок для участия в конкурсах на финансирование НИР


В НОЦ за 2011 г. подготовлено 16 заявок на финансирование НИР. Помимо выигранных конкурсов:

    • 2 заявки на гранты РГНФ,

    • 8 заявок на конкурсы ФЦП.

    • 1 заявка на конкурс НПК международного уровня.



В настоящее время оформляется заявка на конкурс Темпус по созданию программы двойных дипломов на английском языке в области психологии межкультурного взаимодействия на уровнях магистратуры и аспирантуры. Создан консорциум из 7 Российских и 6 Европейских университетов.


Организация научно-технических мероприятий


Сотрудниками НОЦ организовано 4 конференции:


  • 14- е Межвузовские психологические чтения студентов, аспирантов и молодых ученых «Личность в природе и обществе». 21 апреля 2011 г.

  • Межвузовская конференция студентов, аспирантов, молодых ученых «Актуальные проблемы этнической и социальной психологии». 30 марта 2010 г.

  • IV Международная научная конференция «Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы» 19-20 апреля 2011 г.

  • Международная научно-практическая конференция «Адаптация и саморегуляция личности» 4-5 октября 2011 г.


По итогам проведенных конференций опубликовано 4 сборника материалов конференций.


  • Также НОЦ принимал участие в организации и проведении международной летней школы-семинара «Журналистика и наука», 4 - 8 июля 2011 г.




  • Общефакультетской международной научной конференции «Личность в межкультурном пространстве» 17-18 ноября 2011 г.


Коллективом НОЦ подготовлена программа семинара «Проблемы обучения иностранных студентов в российских университетах», которая включена в программу работы Съезда Восточного сектора Американской психологической ассоциации (APA), 1 – 4 марта 2011 г., Питтсбург (США), секция «Международное образование». Доклады 7 участников данного проекта, в т.ч. 2 студентов (С.И. Кудинов, С.С. Кудинов, О.В. Маслова, И.А. Новикова, Е.Ю. Чеботарева, О.А. Кадильникова, К.А. Шкварило), представляющие результаты их исследований, включены в программу семинара. Также в программу Съезда включен постерный доклад И.А. Новиковой, Е.Ю. Чеботаревой, О.А. Кадильниковой «Психологические факторы этнической напряженности в поликультурном образовании».


Участие в подготовке кадров высшей квалификации

В НОЦ проводились предзащиты кандидатских диссертаций по специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии аспирантов и соискателей, выполнявших исследования по тематике НОЦ.


Кулагина И.В. «Влияние творческой самореализации на психологическую адаптацию студентов »;

Жарикова А.С. «Соотношение инициативности и креативности личности»;

Зарембо Г.В. «Особенности общительности личности успешных и менее успешных в освоении иностранного языка учащихся»;

Замалдинова Г.В. «Соотношение индивидуально-типических особенностей уверенности с уровнем самоактуализации сотрудников коммерческих организаций».

Шурухина Г.А. «Индивидуально-типические особенности проявления и гармонизации инициативности старших школьников и студентов»,

Дмитриева Л.А. «Становление профессионально важных качеств психолога».

Дузькрятченко А.В. «Соотношение общительности с социальным интеллектом и креативностью».


Работа научных кружков


Сотрудники НОЦ руководят 8 научными кружками студентов, большинство из которых посвящено проблемам кросскультурной психологии, межкультурной коммуникации и адаптации. В них участвуют в основном студенты магистратуры и аспиранты, а также студенты бакалавриата, выполняющие курсовые работы по данной тематике или интересующиеся ей. На заседаниях данных кружков студенты и преподаватели докладывают о текущих результатах своих научных исследований, обсуждают актуальные проблемы, согласуют программы исследований. По результатам работы кружков студенты готовят научные доклады, с которыми выступают на конференциях и публикуют в сборниках научных работ. Члены кружков привлекаются к участию в финансируемых НИР.


В 2011 г. 30 студентов, участниковнаучных кружков, (в т.ч. 4 иностранных студента) представляли результаты своих исследований на различных научных мероприятиях. По результатам их выступлений за отчетный период опубликовано 57 тезисов, в том числе 37 – в материалах международных конференций, 11 – в межвузовских и 3 – во всероссийской. 6 студентов опубликовали свои научные статьи в журналах перечня ВАК.


Руководство научной работой студентов

НОЦ участвовал в обсуждении и утверждении индивидуальных планов, тем и программ научных исследования студентов (курсовых и ВКР). В течение года проводились консультации для студентов по их научно-исследовательской работе.


В рамках деятельности НОЦ осуществлялась подготовка научных студенческих работ к участию в различных конкурсах. 42 научных работы участвовали в конкурсах РУДН, в том числе - 5 - в финале, 4 - во внешних конкурсах.

Журавлева Алена Сергеевна заняла третье место в конкурсе курсовых работ по гуманитарным специальностям.


В настоящее время ведется работа по организационному оформлению психологического научного студенческого общества. Проведены переговоры с представителями американской психологической ассоциации о возможности последующего вступления этого общества в Международное почетное психологическое общество PSI CHI, оформляется заявка на вступление в Общество.


Дополнительное образование


Коллективом НОЦ в 2011 г. реализовывалась 1 программа дополнительного образования, разработанные на основе результатов научных исследований «Мастерская навыков психологического консультирования».

Разработано еще 4 программы. В настоящее время ведется разработка новых программ дополнительного образования. В частности, в рамках НИР ФЦП разработана и апробирована программа спецкурса для сотрудников университетов по межкультурной адаптации иностранных студентов.


Государственная регистрация результатов интеллектуальной деятельности


Получено свидетельство Гос. регистрации №2011611983 на программу для ЭВМ «Психодиагностические методики измерения базовых свойств личности» (Крупнов А.И., Чеботарева Е.Ю., Тулисов И.А.)

В рамках выполняемых НИР коллективом НОЦ разработана программа для ЭВМ «Психодиагностическая методика оценки успешности межкультурной адаптации» (А.И. Крупнов, Е.Ю. Чеботарева, Р.Д.Захаров). Оформляются документы для государственной регистрации программы.


Коммерционализация результатов научной деятельности


Для внедрения научных разработок в практику коллективом НОЦ создано и зарегистрировано инновационное малое молодежное предприятие «Логос». В настоящее время ведется активная работа по привлечению студентов к деятельности данного предприятия.


Директор НОЦ Е.Ю. Чеботарева

Похожие:

Отчет о работе научно образовательного центра iconОтчет о научно-исследовательской работе разработка технологии наномодифицирования композиционных строительных материалов с использованием уникального комплекса исследовательского оборудования научно-образовательного центра по направлению «Нанотехнологии»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Отчет о работе научно образовательного центра iconОтчет о работе научно образовательного центра имагологии и мониниторинга сми
В 2011 г в Ноц велась работа в соответствии с ведущей темой исследований: «Системное изучение средств массовой коммуникации стран...
Отчет о работе научно образовательного центра iconОтчет о работе научно образовательного центра
В 2011 году ноц межкультурной коммуникации выполнял работу над темой: «Межкультурная коммуникация и перевод. Отражение межкультурной...
Отчет о работе научно образовательного центра iconВ. А. Умняшкин, К. С. Ившин Модель научно-образовательного центра в подготовке высококвалифицированных дизайнеров
Определена типовая модель научно-образовательного центра в подготовке высококвалификационных дизайнеров и реализация данной модели...
Отчет о работе научно образовательного центра iconРеферат Отчет о научно-исследовательсой работе состоит
Отчет о научно-исследовательсой работе состоит из 8 разделов, 9 подразделов, 22 рисунков, 17 формул и 16 источников. Общий объем...
Отчет о работе научно образовательного центра iconПрограмма по работе с педагогами и специалистами Центра «Психологическое здоровье педагога»
Целью деятельности Научно-методического отделения (нмо) Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения является обеспечение...
Отчет о работе научно образовательного центра iconРешение №418 от 19. 05. 2005г. "Об отчете о работе Центра физического воспитания и спорта в 2004-2005 уч г."
Заслушав отчет о работе Центра физического воспитания и спорта в 2004-2005 уч г., ученый совет решил
Отчет о работе научно образовательного центра iconРешение №417 от 19. 05. 2005г. "Об отчете о работе Проектно-аналитического центра в период с 2003 по 2005гг."
Заслушав отчет о работе Проектно-аналитического центра в период с 2003 по 2005гг., ученый совет решил
Отчет о работе научно образовательного центра iconОтчет о работе Томского областного Центра нит
Кадровое обеспечение
Отчет о работе научно образовательного центра iconОтчет по научно исследовательской работе
Агаркова А. А., специалист по работе с молодёжью отдела информационно – методической работы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница