Учебник по экономическим, социальным и культурным правам женщин




Скачать 253.65 Kb.
НазваниеУчебник по экономическим, социальным и культурным правам женщин
Дата23.09.2012
Размер253.65 Kb.
ТипУчебник






Учебник по экономическим, социальным и культурным правам женщин


Подготовлено Центром по правам, связанным с жильем и выселением (анг. The Centre on Housing Rights and Evictions: COHRE), Международной сетью по экономическим, социальным и культурным правам (анг. The International Network for Economic, Social and Cultural Rights: ESCR-Net) и Международным наблюдательным советом по правам женщин «Азия-Тихоокеанский регион» (анг. International Women’s Rights Action Watch Asia-Pacific: IWRAW Asia-Pacific).


Введение

На сегодняшний день в мире из 1,2 миллиардов людей, живущих за чертой бедности, около 70% составляют женщины. Неравенство в пользовании экономическими, социальными и культурными правами характерно для женщин всех регионов земного шара и вызвано дискриминацией женщин и их подчиненным положением в патриархальном обществе.

Во всем мире вклад женщин в экономику и их доля на рынке труда достаточно существенны, так как женщины работают как на платной, так и на бесплатной основе в частном и государственном секторах.

Существующее неравенство в экономической, социальной и культурной сферах остается причиной подчиненного положения женщин в обществе, а также увеличивает вероятность того, что женщины могут стать жертвами насилия, эксплуатации и других форм жестокого обращения. Реализация экономических, социальных и культурных прав женщин может иметь различные формы и заключаться не только в обеспечении насущных материальных потребностей, но также в коренном изменении уклада общественных отношений, который стал причиной неравенства. Обеспечение экономических, социальных и культурных прав женщин должно стать приоритетной стратегией в борьбе за преодоление неравного положения женщин в обществе.

В течение последнего десятилетия экономические, социальные и культурные права женщин привлекли к себе пристальное внимание международного сообщества. Все возрастающее признание существенного вклада женщин в мировую экономику, а также осознание факта их продолжающейся социальной маргинализации (которая принимает новые формы в социальной и культурной сферах, например, такие, как стремление ограничить участие женщин в политической жизни) выдвинули экономические, социальные и культурные права женщин на передний план. Утверждение, что все права женщин неделимы (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные), которое и раньше имело большое значение, сегодня обрело новую грань: для реализации всего спектра прав женщин ключевое значение имеет реализация их экономических, социальных и культурных прав.

Вне всякого сомнения, правозащитники по всему миру признают тесную взаимосвязь между такими явлениями, как насилие в отношении женщин, их неравные права, касающиеся собственности и наследства, дискриминация женщин в сферах здравоохранения, образования, трудоустройства, участия в политической жизни, ущемление их репродуктивных прав, принудительное выселение женщин из жилищ, негативное влияние пандемии ВИЧ/СПИД на права женщин и девочек, неравный доступ к воде и продовольствию. Экономические, социальные и культурные права абсолютно необходимы женщинам, а их нарушение особым образом отражается на жизни женщин и ведет к неравному положению в семье и в обществе.


Экономические, социальные и культурные права женщин в системе международных стандартов защиты прав человека

Международные стандарты защиты прав человека, включающие в себя равенство прав женщин и мужчин, а также защиту экономических, социальных и культурных прав, установлены как международными конвенциями о правах человека, так и Международной Организацией Труда и Всемирной Организацией Здравоохранения. Кроме того, для установления новых стандартов имеют значение отчеты различных специальных докладчиков в системе Совета ООН по правам человека, как, например, Специального Докладчика по вопросу о достаточном жилище и Специального Докладчика по вопросу о праве на здоровье. Также при установлении упомянутых стандартов в сфере экономических, социальных и культурных прав женщин ведущую роль продолжают играть Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин и Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам.

Оба Комитета признают, что для достижения гендерного равенства требуется, чтобы способы толкования прав женщин и их реализации на практике обеспечивали женщинам возможность равного пользования своими правами. Действительное равенство прав женщин не может быть достигнуто только путем принятия законов или национальных стратегий, в которых декларируется гендерное равенство. Подобные законы или стратегии – как это не парадоксально звучит – могут даже способствовать гендерному неравенству, если они не будут учитывать исторически сложившуюся дискриминацию женщин, которая и привела к их экономическому и социальному неравенству. Если эти законы или стратегии не учитывают вышеупомянутого фактора, то они просто закрепляют существующее положение вещей. Равенство де-юре (или формальное равенство) само по себе не приводит к равенству де-факто (или равенству по существу). Равенство по существу достигается путем такого толкования норм права и таких практических стратегий и программ, которые учитывают социально обусловленное неравное положение женщин. Эти стратегии и программы должны обеспечивать женщинам равный доступ к материальным ресурсам. Адекватность и эффективность принимаемых мер должна всегда оцениваться с точки зрения реальных условий, в которых находятся женщины.


Стандарты, установленные Конвенцией ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Конвенцией)

Конвенция гласит, что «дискриминация женщин нарушает причины равноправия и уважения человеческого достоинства, препятствует участию женщины наравне с мужчиной в политической, социальной, экономической и культурной жизни своей страны, мешает росту благосостояния общества и семьи и еще больше затрудняет полное раскрытие возможностей женщин на благо своих стран и человечества…». Конвенция содержит как гражданские и политические, так и экономические, социальные и культурные права. Согласно Конвенции, пользование одними правами зависит от возможности пользоваться другими – все права в Конвенции взаимосвязаны и взаимозависимы. Дискриминация женщин в одной сфере жизнедеятельности неизбежно влечет за собой дискриминацию в другой. Например, в соответствии со статьей 5 Конвенции необходимо принять все меры для того, чтобы искоренить предрассудки и упразднить обычаи и всю прочую практику, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов, с тем, чтобы женщины могли пользоваться всеми своими правами, включая экономические, социальные и культурные. Конвенция основана на принципе, согласно которому государства-участники обязаны безотлагательно искоренить все формы дискриминации в отношении женщин, применяя для этого все необходимые меры. Конвенция также содержит особые стандарты, касающиеся достижения равенства в сфере образования, здравоохранения, трудоустройства, а также в других областях общественной жизни.

В своих заключительных замечаниях и общих рекомендациях Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (далее именуемый Комитет) дал важные указания, показывающие связь между основными экономическими, социальными и культурными правами и равенством женщин. Например, в своих заключительных замечаниях Комитет неоднократно рекомендовал государствам-участникам изменить социальные и культурные стереотипы, которые дискриминируют женщин, тем самым негативно влияя на все сферы их жизни, включая пользование экономическими, социальными и культурными правами. Например, Комитет признал существование связи между дискриминацией женщин в обществе (в том числе такие ее формы, как ранние или принудительные браки или обусловленные традициями общественные роли женщин и мужчин) и низким уровнем образования девочек, который может помешать им впоследствии улучшить свой экономический статус. Кроме того, Комитет рекомендовал государствам-участникам принять все соответствующие меры с целью искоренения социальных и культурных стереотипов, касающихся традиционных ролей мужчин и женщин. Эти стереотипы влияют, кроме всего прочего, на способность женщин свободно и без дискриминации выбирать себе род занятий. Конвенция также содержит прямое указание на правильное понимание материнства как социальной функции, которую для достижения равноправия женщин необходимо признавать и ценить (статья 5(b)).

Общие рекомендации Комитета демонстрируют проведенный им анализ взаимосвязи между дискриминацией в отношении женщин и осуществлением их экономических, социальных и культурных прав. Говоря о правах женщин в области занятости, Комитет основывается на принципе «равное вознаграждение за труд равной ценности» (Общая рекомендация № 13).

По вопросу насилия в отношении женщин Комитет отметил, что «насилие по признаку пола является формой дискриминации женщин, и серьезно препятствует им пользоваться правами и свободами наравне с мужчинами». Комитет также обратил особое внимание на нарушение права женщин на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, а также права на справедливые и благоприятные условия труда (Общая рекомендация № 19). Комитет обратил внимание и на другие аспекты взаимосвязи между дискриминацией в отношении женщин и осуществлением их экономических, социальных и культурных прав, например, на то, что «нищета и безработица способствуют расширению возможностей торговли женщинами»; «нищета и безработица вынуждают многих женщин, в том числе молодых, заниматься проституцией»; «принципу равенства в области занятости может быть причинён серьёзный ущерб в тех случаях, когда женщины подвергаются насилию в силу своей принадлежности к соответствующему полу, например сексуальным домогательствам на работе» (Общая рекомендация № 19).

Комитет обратил также внимание на тесную связь между осуществлением экономических, социальных и культурных прав женщин и их равенством в браке и семейных отношениях. Комитет отметил, что «в статье 15 (1) гарантируется равенство женщин и мужчин перед законом. Право в отношении владения, управления, пользования и распоряжения имуществом имеет основополагающее значение для осуществления права женщины на финансовую самостоятельность: во многих странах оно определяет возможности женщины зарабатывать на жизнь и обеспечивать надлежащим жильём и питанием себя и свою семью» (Общая рекомендация № 21). По вопросу собственности в браке Комитет отметил, что «во многих странах имущество, накопленное за время фактического брачного союза, рассматривается в законодательстве иначе, чем имущество, приобретённое за время брака. При расторжении такого союза женщина неизбежно получает значительно меньшую долю имущества, чем проживавший с ней мужчина. Регулирующие имущественные права законы и обычаи, в которых предусмотрена такого рода дискриминация в отношении замужних или незамужних женщин, при наличии или без детей, должны быть отменены» (Общая рекомендация № 21). Вышеуказанное утверждение Комитета касается прежде всего осуществления права женщины на надлежащее жилье.

Комитет также отметил, что «выполнение возложенных на женщин обязанностей по воспитанию детей сказывается на их праве доступа к образованию, занятости и другим видам деятельности, обеспечивающим их развитие как личности. Кроме того, на женщин ложится в этой связи непомерно тяжёлая ноша. На положении женщин, а также их детей, на их физическом и психическом здоровье сказываются такие факторы, как число детей и промежутки между их рождениями» (Общая рекомендация № 21).

По вопросу участия женщин в политической и общественной жизни Комитет отметил, что «освобождение женщин от определённого груза бремени домашней работы позволило бы им в более полной мере участвовать в жизни их общин. Экономическая зависимость женщин от мужчин часто не позволяет им принимать важные политические решения и активно участвовать в общественной жизни. Лежащее на них двойное бремя работы и их экономическая зависимость, наряду с продолжительным или негибким графиком работы, как в общественной, так и в политической жизни, не позволяют женщинам действовать более активно». (Общая рекомендация № 23). Комитет обратил внимание на то, что «хотя демократические системы улучшили возможности женщин в плане их участия в политической жизни, многие экономические, социальные и культурные барьеры, с которыми они по-прежнему продолжают сталкиваться, серьёзно ограничивали их участие». В связи с этим он призвал участников Конвенции «обеспечить преодоление препятствий, мешающих достичь равенства, в том числе препятствий, обусловленных неграмотностью, плохим знанием языка и нищетой, и препятствий, ограничивающих свободу передвижения женщин» (Общая рекомендация № 23).

Высказываясь по проблеме охране здоровья женщин, Комитет указал, что «неравноправные отношения между женщинами и мужчинами дома и на работе могут отрицательно сказываться на питании и здоровье женщин. Они могут также подвергаться различным формам насилия, что может сказываться на их здоровье. Девочки младшего и подросткового возраста зачастую подвержены сексуальным домогательствам со стороны более старших мужчин и членов семьи, что подвергает их риску получения физических и психологических травм и нежелательной или преждевременной беременности. Некоторые аспекты культурной или традиционной практики, такие, как калечащие операции на женских половых органах, также сопряжены с высоким риском смерти и инвалидности» (Общая рекомендация № 24).

Статья 16 Конвенции гарантирует право женщины принимать самостоятельные решения по вопросам своего репродуктивного здоровья, включая право решать вопрос о числе детей и промежутках между их рождениями. Комитет отметил особенности охраны здоровья женщин и призвал участников Конвенции уделять приоритетное внимание обеспечению на основе равенства мужчин и женщин доступа к медицинскому обслуживанию, а также устранять препятствия, затрудняющие получение женщинами этого доступа. Также Комитет рекомендовал принять меры по обеспечению своевременного доступа к услугам, которые связаны с планированием семьи, половой гигиеной и репродуктивным здоровьем в целом, в том числе меры по обеспечению надлежащего обслуживания женщин в период беременности, родов и послеродовой период (Общая рекомендация № 24).

Комитет призвал участников Конвенции искоренять «практику обрезания женщин и других обычаев, вредных для их здоровья» (Общая рекомендация № 14). Он также рекомендовал, «чтобы в программах по борьбе со СПИДом особое внимание уделялось правам и нуждам женщин и детей и факторам, связанным с ролью женщин как матерей, и их подчиненному положению в некоторых обществах, которое делает их особенно уязвимыми перед инфицированием ВИЧ» (Общая рекомендация № 15).

Комитет также напомнил государствам-участникам, что они должны принимать все соответствующие меры для обеспечения права пользоваться надлежащими условиями жизни, особенно жилищными условиями, санитарными услугами, электро-и водоснабжение, а также транспортом и средствами связи, - всё это имеет крайне важное значение для профилактики заболеваний и обеспечения хорошего медицинского обслуживания (Общая рекомендация № 24).


Стандарты, установленные Международным пактом ООН об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП)

Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) закрепляет основные социальные, экономические и культурные права, включая право каждого человека на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, в том числе достаточное питание и жилище, право на труд, право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, право на социальное обеспечение, в том числе социальное страхование, право на образование. Пакт признает «равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными и культурными правами». Он также запрещает дискриминацию по признаку пола.

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП) выработал важные стандарты, касающиеся вышеперечисленных прав, и истолковал их в контексте прав женщин. Например, высказываясь по вопросам права на надлежащее жилище и запрета принудительного выселения КЭСКП отметил, что «от практики принудительного выселения особенно страдают женщины, дети, молодёжь, престарелые, коренное население, этнические и иные меньшинства и другие уязвимые лица и группы. Во всех этих группах в особо уязвимом положении находятся женщины: это обусловлено широкой распространённостью статутных и иных форм дискриминации, которые часто применяются в связи с правами собственности (включая собственность на жилище) или правами доступа к собственности или жилищу, а также тем фактом, что, оказавшись бездомными, они становятся особо уязвимыми для актов насилия и сексуальных притеснений» (Замечание общего порядка № 7). Кроме того, во времена суровых экономических потрясений, которые имеют место в настоящее время в связи с мировым экономическим кризисом, государства обязаны обеспечить соблюдение экономических, социальных и культурных прав наиболее уязвимых лиц и групп, в том числе женщин (Замечание общего порядка № 3; Замечание общего порядка № 6).

Высказываясь по проблеме соблюдения права на достаточное питание, КЭСКП рекомендовал государствам-участникам Пакта создавать и внедрять стратегии для обеспечения вышеуказанного права. В стратегиях должно обращаться особое внимание на «необходимость предупреждения дискриминации в отношении доступа к продуктам питания или продовольственным ресурсам. Это должно включать: гарантии полного и равного доступа к экономическим ресурсам, в особенности для женщин, в том числе право наследования и собственности на землю и другое имущество, кредиты, природные ресурсы и соответствующие технологии; меры по уважению и охране работы в порядке самозанятости и работы за вознаграждение, которое обеспечивает удовлетворительное существование работников, получающих зарплату, и их семей» (Замечание общего порядка № 12). Говоря о праве на образование, КЭСКП отметил, что «образование играет жизненно важную роль в укреплении прав женщин, защите детей от непосильного и опасного труда и сексуальной эксплуатации, в поощрении прав человека и демократии, охране окружающей среды и контроле за ростом населения» (Замечание общего порядка № 13). КЭСКП также указал на обязанность государств-участников «устранить гендерные и иные стереотипы, затрудняющие доступ к образованию для девушек, женщин и других уязвимых групп» (Замечание общего порядка № 13).

Затрагивая проблему соблюдения права на наивысший достижимый уровень здоровья, КЭСКП повторил многое из постулатов Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин, касающихся здоровья женщин. Например, КЭСКП утверждает, что для ликвидации дискриминации в отношении женщин «необходимо разработать и осуществить всеобъемлющую национальную стратегию поощрения права женщин на здоровье в течение всей их жизни. Такая стратегия должна охватывать мероприятия по профилактике и лечению женских заболеваний, а также политику обеспечения доступа ко всему комплексу высококачественных и доступных медицинских услуг, включая сферу полового и репродуктивного здоровья. Одной из главных целей должно быть уменьшение опасности для здоровья женщин, особенно снижение уровней материнской смертности и защита женщин от бытового насилия. Для осуществления права женщин на здоровье необходимо устранить все препятствия на пути их доступа к медицинскому обслуживанию, просвещению и информации, в том числе в сфере полового и репродуктивного здоровья. Кроме того, важно принимать превентивные, стимулирующие и корректирующие меры по защите женщин от воздействия обусловленных культурными традициями пагубных видов практики и норм, которые лишают женщин возможности в полной мере пользоваться своими репродуктивными правами» (Замечание общего порядка № 14).

По вопросу права на воду КЭСКП отметил, что «поскольку право на воду применяется к каждому человеку, государствам-участникам следует уделять особое внимание тем лицам и группам, которые традиционно сталкиваются с трудностями в деле осуществления данного права, в том числе женщинам…В частности, государства-участники должны принимать меры по обеспечению того, чтобы (…) женщины не отстранялись от процесса принятия решений, касающихся водных ресурсов и права пользования ими, и облегчить выпадающее на их долю несоразмерно тяжкое бремя, связанное с добыванием воды» (Замечание общего порядка № 15).

По вопросу права на труд КЭСКП «подчеркивает необходимость создания всеобъемлющей системы защиты в целях борьбы с гендерной дискриминацией и для обеспечения равных возможностей и обращения с мужчинами и женщинами в связи с осуществлением их права на труд посредством гарантирования равного вознаграждения за труд равной ценности. В частности, беременность не должна являться препятствием для трудоустройства и не должна служить основанием для увольнения. И наконец, следует подчеркнуть взаимосвязь между тем фактом, что женщины зачастую имеют более ограниченный доступ к образованию, чем мужчины, и тем, что некоторые культуры традиционно ограничивают возможности женщин в плане трудоустройства и профессионального роста» (Замечание общего порядка № 18).

По вопросу социального обеспечения КЭСКП считает, что “оплачиваемый отпуск по беременности и родам должен предоставляться всем женщинам, а за соответствующий период должны выплачиваться пособия” (Замечание общего порядка № 19). Кроме того, КЭСКП отметил (как в случае с другими основными правами), что «поскольку каждый человек имеет право на социальное обеспечение, государствам-участникам следует уделять особое внимание тем лицам и группам, которые традиционно сталкиваются с трудностями в осуществлении этого права, в том числе женщинам» (Замечание общего порядка № 19). КЭСКП призвал участников Пакта «уравнять обязательный возраст выхода на пенсию мужчин и женщин; обеспечить, чтобы женщины получали равные пособия по линии как государственных, так и частных программ пенсионного обеспечения; и гарантировать надлежащий отпуск по беременности женщинам, отпуск по уходу за ребенком для мужчин и отпуск по уходу за ребенком как для мужчин, так и для женщин» (Замечание общего порядка № 19). Кроме того, «в связи с программами социального обеспечения, в которых пособия увязываются со взносами, государствам-участникам следует принять меры для устранения факторов, мешающих женщинам вносить равные взносы в такие программы (например, учитывать перерывы в работе, связанные с выполнением семейных обязанностей, или неравенство в уровне зарплаты), или обеспечить учет в программах таких факторов при установлении размеров пособий (например, учитывать при начислении пенсии периоды вскармливания ребенка или периоды ухода за взрослыми-иждивенцами). Различия в средней ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин также могут прямо или косвенно вести к дискриминации при представлении льгот (особенно в случае пенсии) и, следовательно, должны приниматься в расчет при разработке соответствующих программ. В случае программ, не требующих предварительной уплаты взносов, должен также приниматься во внимание тот факт, что женщины с большей долей вероятности оказываются в состоянии нищеты, чем мужчины и зачастую вынуждены в одиночку ухаживать за ребенком» (Замечание общего порядка № 19).

Несколько Замечаний общего порядка КЭСКП посвящены осуществлению основных экономических, социальных и культурных прав наиболее уязвимыми группами населения, в том числе женщинами. В частности, КЭСКП отметил трудности, с которыми сталкиваются женщины-инвалиды: «часто на лиц с какой-либо формой инвалидности смотрят как на бесполых существ. В результате этого зачастую упускается из вида тот факт, что женщины-инвалиды испытывают двойную дискриминацию…Поэтому Комитет настоятельно призывает государства-участники заниматься вопросами, касающимися положения женщин-инвалидов, в будущем уделяя первостепенное внимание осуществлению программ, связанных с экономическими, социальными и культурными правами» (Замечание общего порядка № 5). Говоря о правах пожилых людей, КЭСКП считает, что «государства-участники должны уделять особое внимание женщинам старшего возраста, которые, посвятив всю свою жизнь или её часть заботам о семье, при этом не занимаясь какой-либо оплачиваемой деятельностью, дающей им право на получение пенсии по старости, а также не имея права на получение пенсий по случаю потери кормильца, зачастую оказываются в критической ситуации» (Замечание общего порядка № 6).

Пользование правами человека на основе равенства мужчин и женщин следует понимать комплексным образом. Гарантии недискриминации и равенства в международных договорах о правах человека закрепляют равенство как де-факто, так и де-юре. Равенство де-юре (или формальное равенство) и равенство де-факто (или равенство по существу) являются разными, но взаимосвязанными концепциями (Замечание общего порядка № 16). КЭСКП отметил, что “гендерные посылки и ожидания, как правило, ставят женщин в невыгодное положение по отношению к пользованию по существу такими правами, как право на свободу действий и право быть признанными в качестве самостоятельных, полностью дееспособных взрослых людей, право на всестороннее участие в экономическом, социальном и политическом развитии и право принимать решения, касающиеся обстоятельств и условий их жизни. Гендерные посылки относительно роли в экономической, социальной и культурной жизни исключают разделение ответственности между мужчинами и женщинами во всех сферах, что необходимо с точки зрения равенства” (Замечание общего порядка № 16).

Высказываясь по вопросу насилия в отношении женщин, КЭСКП отметил существующую связь между правом женщин, ставших жертвами домашнего насилия, искать безопасное убежище, и их правом на жилище. По мнению КЭСКП, осуществление норм Пакта требует от государств-участников “предоставления жертвам насилия в семье, каковыми являются чаще всего женщины, доступа к безопасному жилью” (Замечание общего порядка № 16).

Недавно (в мае 2009 года) КЭСКП, высказываясь по проблеме недискриминации при осуществлении экономических, социальных и культурных прав, отметил, что “просто решение проблемы формальной дискриминации не обеспечит равенство по существу...Государства-участники должны незамедлительно принять необходимые меры по недопущению создания, ограничению и ликвидации условий и взглядов, которые вызывают или способствуют сохранению дискриминации по существу или фактической дискриминации” (Замечание общего порядка № 20).

КЭСКП отметил, что не только дискриминация по признаку пола оказывает влияние на пользование экономическими, социальными и культурными правами женщин, но также наоборот: соблюдение этих прав будет способствовать преодолению дискриминации в отношении женщин. Например, “обеспечение того, чтобы у всех людей был равный доступ к достойному жилью, воде и санитарии, будет способствовать преодолению дискриминации в отношении женщин и девочек и лиц, живущих в неформальных поселениях и сельской местности” (Замечание общего порядка № 20).


Усиление связи между равноправием женщин и их экономическими, социальными и культурными правами

Вышеприведенные стандарты показывают основные достижения в понимании прав женщин и их равноправия. Также они демонстрируют взаимосвязь между дискриминацией в отношении женщин и барьерами, которые препятствуют женщинам пользоваться их экономическими, социальными и культурными правами. Несмотря на все достижения, указанные права все еще часто нарушаются, особенно в условиях нищеты, глобализации, несправедливых торговых соглашений и вооруженных конфликтов. Требуется проделать серьезную работу, чтобы исследовать и выявить связь между экономическими, социальными, культурными правами женщин и действительным равенством их прав. На сегодняшний день разрыв между общепринятыми стандартами вышеперечисленных прав и их соблюдением в отношении женщин продолжает оставаться существенным.

Важная работа по исследованию существенных элементов экономических, социальных, культурных прав и их гендерного аспекта была проделана Комитетом ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, а также Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Следует также отметить роль Универсального Периодического Обзора (анг. Universal Periodic Review - UPR) и отчетов, принятых в ходе специальных процедур, действующих в рамках Совета ООН по Правам Чeловека. Защитники прав женщин продолжают усиленно работать над тем, чтобы показать, какие из экономических, социальных и культурных прав наиболее важны с точки зрения достижения равноправия женщин и фактического соблюдения их прав. Это делается с целью передачи соответствующей информации в международные органы, которые вырабатывают стандарты соблюдения прав человека, с тем, чтобы при выработке данных стандартов учитывались интересы женщин. Это направление работы правозащитников является приоритетным на ближайшие годы.

При разработке норм, регулирующих экономические, социальные и культурные права женщин, необходимо принимать во внимание множественность оснований дискриминации. Иными словами, дискриминация по признаку пола дополняется дискриминацией по признаку расы/этнической принадлежности, языка, возраста, сексуальной ориентации или гендерной идентификации, культуры, религии, инвалидности или социально-экономического положения. Инвалиды, мигранты, перемещенные лица, инородцы или беженцы становятся жертвами дискриминации одновременно как из-за принадлежности к определенному полу, так и своей расовой/этнической принадлежности или же обладания/необладания гражданством определенного государства. Женщины могут также стать жертвами дискриминации из-за своего возраста или рода занятий, семейного положения (например, матери-одиночки или вдовы), состояния здоровья (больные ВИЧ/СПИД), сексуальной ориентации (лесбиянки) или же потому, что оказывают услуги сексуального характера. Поэтому, чтобы гарантировать соблюдение экономических, социальных и культурных прав вышеуказанных категорий женщин, необходимо учитывать множественность оснований дискриминации и принимать специальные меры для борьбы с дискриминацией такого рода.

Также для достижения серьезных результатов в деятельности по преодолению дискриминации в отношении женщин необходимо продолжать учитывать тот факт, что все права женщин нераздельно связаны между собой. Нарушения прав человека, особенно прав женщин, чаще носят комплексный характер, то есть нарушение одного права влечет за собой нарушение другого (так как права не функционируют изолированно), что становится причиной неравенства полов и дискриминации. Как уже было сказано выше, существует глубокая циклическая связь между осуществлением основных прав женщин и достижением их равноправия. Это утверждение особенно значимо в контексте гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав. Чтобы достичь равноправия полов, необходимо понимать, выявлять и осмысливать существование связи между правами, принадлежащими женщинам во всем мире.


Усиление признания и защиты экономических, социальных и культурных прав женщин при определении международных стандартов: рекомендации для международных органов по защите прав человека

  1. Продолжать четко и со всей возможной полнотой определять содержание понятия равенства в контексте соблюдения экономических, политических и культурных прав женщин во всех Общих рекомендациях и заключительных замечаниях. Иначе говоря, проводить гендерный анализ основных экономических, политических и культурных прав и исследовать их взаимосвязь с достижением равноправия женщин.

  2. Подчеркнуть важность осуществления экономических, политических и культурных прав женщин в целях преодоления дискриминации по признаку пола и достижения равноправия в Общих рекомендациях и заключительных замечаниях, а также при формулировке вопросов, адресованных представителям государств-участников пактов и конвенций во время рассмотрения периодических отчетов. Это подразумевает определение значения понятий “соблюдение”, “защита” и “осуществление” прав данной категории в случае, когда речь идет о женщинах, а также указание, какие специальные меры должны быть приняты государствами-участниками в целях реализации прав женщин, включая меры по преодолению дискриминации по множественным признакам.

  3. Продолжать изучать заключительные замечания других международных органов по защите прав человека (а также доклады Совета ООН по правам человека и отчеты, принятые в ходе специальных процедур, действующих в рамках Совета ООН по Правам Чeловека) и ссылаться на них. Учитывать их при оценке деятельности государств-участников, направленной на обеспечение соблюдения экономических, политических и культурных прав женщин и преодоление дискриминации по признаку пола и неравенства.

  4. Продолжать изучать Общие рекомендации всех тех международных органов по защите прав человека, которые действуют на основе договоров, участником которых является данное государство, и ссылаться на них при анализе пределов ответственности государств за соблюдение экономических, политических и культурных прав женщин и за преодоление дискриминации по признаку пола и неравенства.


Усиление признания и защиты экономических, социальных и культурных прав женщин при определении международных стандартов: рекомендации для неправительственных организаций


  1. Представлять детальную информацию, касающуюся экономических, социальных и культурных прав женщин, различным международным органам по защите прав человека, в том числе Комитету ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин и Комитету ООН по экономическим, социальным и культурным правам. На основе этой информации данные органы смогут сформулировать весомые рекомендации для государств по проблеме соблюдения экономических, социальных и культурных прав женщин и обеспечения защиты этих прав.

  2. Показывать четкие связи между нарушением экономических, социальных и культурных прав женщин и препятствиями, мешающими им осуществлять другие права.

  3. Использовать рекомендации других международных органов по защите прав человека, Совета ООН по правам человека и отчеты, принятые в ходе специальных процедур, касающиеся экономических, социальных и культурных прав, с целью усиления значения рекомендаций каждого из международных органов и обеспечения обязанности государства внедрять эти рекомендации.


Похожие:

Учебник по экономическим, социальным и культурным правам женщин iconОбъединенных наций
Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам, Комитетом по правам человека, Комитетом по ликвидации расовой дискриминации,...
Учебник по экономическим, социальным и культурным правам женщин iconСтатья 19 ограничивается лишь запрещением огран
Письмо Европейского центра по правам цыган (errc) в Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам о ситуации в Российской...
Учебник по экономическим, социальным и культурным правам женщин iconПлан мероприятий по реализации рекомендаций Комитета Организации Объединенных Наций по экономическим, культурным и социальным правам № п/п
Разработать и внести на рассмотрение Мажилиса Парламента проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные...
Учебник по экономическим, социальным и культурным правам женщин iconОбъединенных наций
Третий периодический доклад о правах, изложенных в статьях 1-15 Пакта (E/1994/104/Add. 8), был рассмотрен Комитетом по экономическим,...
Учебник по экономическим, социальным и культурным правам женщин iconГосударственная архивная служба чувашской республики: история реорганизации и функционирования в
Охватывают Чувашскую Республику в ее современных административно-территориальных границах. Происходившие в изучаемый период изменения...
Учебник по экономическим, социальным и культурным правам женщин iconОрганизация объединенных наций
Комитетом по правам человека, Комитетом по ликвидации расовой дискриминации, Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин,...
Учебник по экономическим, социальным и культурным правам женщин iconMismun 2012 Комитет по экономическим и социальным вопросам Председатель
В «Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности 1996г.» говорится об обязанности любого государства обеспечивать...
Учебник по экономическим, социальным и культурным правам женщин iconПрофессиональный состав женщин-офицеров
Место молодых уклонистов сейчас занимают женщины. Что же заставляет женщин идти в армию? Каковы мотивы их военно-профессиональной...
Учебник по экономическим, социальным и культурным правам женщин iconРеферат По «Правам человека» Тема: «Права женщин»
Одним из основных достижений уходящего столетия можно считать изменение социального статуса женщины, признание того факта, что женщина...
Учебник по экономическим, социальным и культурным правам женщин iconОтчет управления по социальным вопросам по итогам 2009 года (полный
Для достижения указанных целей управлением по социальным вопросам решались следующие задачи
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница