Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 021400 «Журналистика»




НазваниеПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности 021400 «Журналистика»
страница1/5
Дата23.09.2012
Размер0.57 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5




программа

итогового

междисциплинарного экзамена

по специальности 021400 «Журналистика»


Для студентов факультета журналистики


Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2005

УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом

(протокол № 5 от 26.04.05)


С о с т а в и т е л и: д-р филол. наук, проф. Е.П. Прохоров,
д-р филол. наук, проф.
Л.В. Овчинникова,
д-р полит. наук, проф.
С.А. Шомова,
канд. филос. наук, проф.
Ю.В. Трошкин


Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 021400 «Журналистика». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005. – 35 с.


Подготовленa на факультете журналистики.


Программа соответствует требованиям

Государственного образовательного стандарта


© Прохоров Е.П., Овчинникова Л.В., Шомова С.А., Трошкин Ю.В., 2005

© Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, 2005


Введение


На итоговом экзамене государственная комиссия оценивает теоретическую и практическую готовность выпускника к самостоятельной работе в СМИ, своеобразие его социально-творческой позиции, профессиональные качества и умения, систему знаний и степень социальной ответственности за направленность, характер и уровень творческой деятельности.

Итоговый экзамен включает вопросы по всем преподаваемым на факультете общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Подготовка к нему требует не механического повторения полученных на разных курсах знаний, а самостоятельной завершающей систематизации материала (например, знания по теории информации, полученные на первом курсе, должны быть связаны с раскрытыми на других курсах особенностями информационной деятельности в разные исторические периоды, обогащены сведениями социологического и психологического характера, представлениями о творческом использовании общетеоретических знаний в изданиях и программах различного типа, об особенностях информационной структуры различных жанров и видов публицистики и т.д.). На экзамене просматривается творческое досье экзаменуемого, учитывается его практическая работа за все время обучения. Это позволяет экзаменаторам оценить уровень творческой реализации знаний и умений, степень развития способностей выпускника, особенности его социальной позиции, меру ответственности при постановке и решении профессиональных задач.

На экзамене студент имеет право пользоваться только программой итогового экзамена. Однако в сложных случаях с разрешения государственной комиссии он может обращаться также и к программам профилирующих учебных курсов, тематика которых затронута в экзаменационном билете. От умения системно пользоваться всеми этими документами в немалой степени зависит качество ответа на поставленные вопросы. Использование дополнительных материалов отмечается государственной комиссией.

По итогам экзамена комиссия выставляет отметку, которая системно отражает степень готовности студента к профессиональной деятельности по всем ее составляющим.


П р о г р а м м а


Раздел I. Общая теория журналистики


Тема 1. Журналистика в современном мире

Журналист и журналистика в переходном обществе. Изменения в структуре и характере деятельности СМИ. Глобализация журналистики и необходимость адаптации к новым условиям. Трансформация теоретических представлений с учетом накопленного российской журналистикой позитивного опыта, новых теоретических наработок в отечественной и зарубежной литературе. Современные подходы к структуре и формированию профессионального сознания журналиста. Формы подготовки и саморазвития в условиях социального, политического и идеологического плюрализма.


Тема 2. Журналист – творческая личность

Черты творческой личности. Структурные элементы. Ядро личности: склонности – способности – социальная позиция. Склонности как личностная приверженность и специфическая система мотиваций вхождения в мир журналистики. Выбор профессии и иерархия мотивов выбора. Личностное ранжирование мотивов: объективные и субъективные причины. Необходимое и случайное. Способности и их совокупность. Уровень способностей (от технического исполнительства до возможностей талантливого решения неординарных задач). Проблема и пути развития способностей. Социальная позиция как система общественно-политических ориентиров и содержательная основа реализации склонностей и способностей.

Личностные качества журналиста-профессионала и их совокупность (интеллектуально-креативные, эмоционально-образные, психологические и др.).

Профессиональные знания и их система. Журналист как социальный мыслитель и общественный деятель. Энциклопедизм общей подготовки и специализация в конкретной области общественной жизни. Значение социально-гуманитарных знаний. Специально-журналистская подготовка как общая, так и специализированная для выполнения конкретных творческих задач в организационной, редакторской, авторской деятельности.

Накопление профессионального опыта через практическую деятельность. Знакомство с деятельностью журналистов-современников, а также изучение зафиксированного в дневниках, мемуарах, записках и др. публикациях опыта, накопленного журналистами многих поколений. «Позитивный» и «негативный» опыт. Зависимость его осмысления и принятия от социально-творческой позиции и осознания социальной и профессиональной ответственности.


Тема 3. Журналистика как предмет изучения

Компоненты журналистики как функционирующей системы. Прямые и обратные связи. Система основных категорий теории. Теория журналистики как фундамент журналистского образования. Роль теории журналистики в профессиональном овладении всей совокупностью дисциплин учебного плана и формировании творческого облика журналиста.


Тема 4. Журналистика как сфера массово-

информационной деятельности

Многозначность термина «информация». Научное значение. Массовая и специальная информация. Информация потенциальная, принятая и реальная (отношения «действительность – журналист – текст – аудитория»). Семантика, синтактика и прагматика информации. Дескриптивная, валюативная, нормативная, прескриптивная информация. Проблема информационной насыщенности текста и его информативности. Условия и факторы информативности. Небанальность, декодируемость, релевантность. Информация и дезинформация. Понятие информированности.


Тема 5. Функции журналистики

Объективное предназначение СМИ и субъективное целеполагание журналиста. Цель – средства – деятельность – результат. Функциональная, дисфункциональная, нефункциональная, афункциональная деятельность в зависимости от интересов и потребностей аудитории, задач, поставленных учредителем (владельцем), их осознания самим журналистом.

Система функций. Взаимоотношения коммуникативной, идеологической, контрольной, непосредственно-организаторской, культуроформирующей, рекламно-справочной, рекреативной функций. Журналистика и массовое сознание в многообразии его компонентов. Отношения «журналистика – общественное мнение», «журналистика – социальные институты». Журналистика и различные области культуры. Журналистика и реклама. Журналистика и досуг аудитории. Взаимодействие функций: теория и реальность.


Тема 6. Социальная позиция журналиста

Многообразие возможных позиций в плюралистическом обществе. «Частное» (социально-групповое) и «общее» (общенациональное, общечеловеческое) в социальной позиции. Проблема их совместимости на гуманистической основе. Варианты гуманистического подхода к различным сферам действительности.

Выбор, формирование и развитие социальной позиции. Позиция по убеждению, конформизм, нонконформизм.

Социальная позиция как система принципов. Объективные основания и субъективные интерпретации. Принципиальность и формы ее проявления.


Тема 7. Свобода печати и журналистской деятельности

Социально-творческий аспект. Свобода журналистской деятельности как возможность выбора и реализации социальной позиции. Концепции свободы СМИ: авторитарная, полная, ответственная. Мера свободы: осознание социальной необходимости и способность творчески действовать в ее рамках. Свобода и «несвобода».

Юридический аспект. Права и обязанности СМИ. Их законодательное закрепление в международных и внутригосударственных документах. Государственный контроль деятельности СМИ: ограничение свободы или недопустимость злоупотребления свободой?

Экономические условия реализации свободы СМИ. Проблема экономической независимости СМИ.


Тема 8. Журналистика в системе социальных институтов

демократического общества

СМИ как «четвертая власть». Специфика ее «властных полномочий». Проблема легитимности. Отношения с «первой», «второй», «третьей» и другими властями в обществе. Медиадемократия. СМИ как «подручный» государственных и экономических структур. Проблема допустимости медиакратии («сверхвласти» журналистики).

СМИ и информационный порядок в обществе. Информационное обеспечение демократии через достижение информированности всех слоев общества. Демократический плюрализм и грубая «плюральность». Совокупность требований толерантности. Движение к «моноплюрализму» через диалог между СМИ, СМИ и властью, СМИ и аудиторией. Условия конструктивности диалога. Социальные, познавательные, психологические трудности и пути их преодоления.

Государственная политика в области СМИ. Законодательство и другие нормативные документы как пространство медиадемократии. Государственный и общественный контроль в сфере СМИ. Проблема цензуры.

Обеспечение массово-информационной безопасности. Доктрина информационной безопасности о деятельности СМИ, видах угроз и путях их устранения. Участие различных социальных институтов общества в поддержании массово-информационной безопасности. Социальные типы СМИ (государственные, «частные», общественные), принципы их деятельности и взаимодействия. Проблема национального совета по СМИ и подобных структур.


Тема 9. Действенность и эффективность журналистики

Понятие результативности журналистской деятельности. Действенность как мера реализации контрольной непосредственно-организаторской функции СМИ. Условия и факторы. Проблема законодательного регулирования действенности выступлений СМИ.

Эффективность как мера реализации гуманистически осмысленных функций СМИ, обращенных к массовой аудитории. Аудитория СМИ (расчетная, реальная, потенциальная). Знания об аудитории, необходимые для эффективной деятельности. Социальные и творческие факторы эффективности. Использование социопсихологических механизмов эффективного информирования со стороны СМИ и восприятия информации аудиторией.

Взаимозависимость действенности и эффективности. Повышение авторитета СМИ и доверия к ним.


Раздел II. Журналистика в современном
информационном пространстве



Тема 10. Журналистика в информационном пространстве

Информационное пространство как территория (региона, страны, мира) с населением как расчетной, потенциальной и реальной аудиторией различных СМИ. Деятельность СМИ различного типа и уровня в информационном пространстве. Критерии «единства» информационного пространства на основе требований информационного обеспечения демократии и информированности человека и гражданина. Зависимость меры выполнения от состояния системы СМИ.


Тема 11. Специфика различных каналов массовой информации

Использование в СМИ различных средств коммуникационной техники. Печатные СМИ: газеты, еженедельники, журналы, альманахи и др. Специфика прессы как носителя информации. Достоинства и недостатки. Пресса (газета, брошюра, массовая книга) на ранних стадиях развития СМИ как единственный тип каналов СМИ. Пресса в условиях действия радио и телевидения. Прогнозы развития прессы. Радиовещание. Специфические возможности радио и их использование в массово-информационной деятельности. Развитие радиовещания. Телевидение. Аудиовизуальный синтез. Разнообразие использования творческих возможностей. Будущее телевидения. Мультимедиа. Кибержурналистика в Интернете. Электронные версии газет и сетевые СМИ. ТВ и РВ в Интернете.


Тема 12. Инфраструктура СМИ

Агентства и другие производители печатной, аудио- и видеоинформации. Отношения с прессой, радио- и телевещательными организациями. Пресс-службы ведомств и организаций. Синдикаты прессы и их будущее. Рекламные организации. Службы паблик рилейшнз (PR). Независимые журналисты (free lance) и внештатные сотрудники (stringer). Организационно-управленческая инфраструктура СМИ, ее институты, их нормотворческая, регулирующая и контрольная деятельность. Учебно-научная инфраструктура СМИ.


Тема 13. Глобализация информационных процессов

СМИ страны в мировом информационном пространстве. Структура системы СМИ. Формирование и проблемы оптимизации. Макросистема СМИ в рамках государства и принципы ее организации. Зарубежные СМИ, включающиеся в макросистему. Мировые массово-информационные сети.


Тема 14. Типологические особенности изданий и программ РВ и ТВ

Микросистема СМИ: совокупность изданий и программ, к которым обращается конкретная аудитория (на уровне личности, семьи, малой группы и т.д.). Информационные «ниши» и динамика типологических характеристик в зависимости от определения каждым СМИ своего места в макро- и микросистемах в условиях плюрализма. Формирование и развитие информационного рынка. Система и конъюнктура на рынке. «Издательские дома», медиа-холдинги и другие объединения («империи СМИ»). Открытость и динамика системы СМИ. Критерии оптимальности. Внешние и внутренние факторы становления и развития. Влияние технологических факторов. Информационный рынок и его влияние на формирование структуры системы СМИ.


Тема 15. Структура системы СМИ

Понятие «системы СМИ» как сложно организованной совокупности изданий и программ, информационных служб, а также управленческих структур, технических служб, органов распространения и других организаций инфраструктуры СМИ.

Типоформирующие факторы различных СМИ: идейно-творческое направление, проблемно-тематическое содержание, аудиторная ориентация, регион распространения. Мировые и континентальные СМИ (CNN, Euronews, «International Gerald Tribune» и др.), общенациональные, региональные, местные. Универсальные («общественно-политические») СМИ. Специализированные по тематике, аудитории, региону и т.д. Развлекательные, рекламные СМИ. Специфика СМИ по учредителю / владельцу: государственные, ведомственные, частные, партийные, СМИ научных, культурных, просветительских организаций, творческих союзов, издания некоммерческих организаций – СМИ «третьего сектора» (для ветеранов, инвалидов, беженцев и т.д.).


Тема 16. Взаимодействие СМИ

Пресса – радио – телевидение: проблема взаимоотношений. Взаимодополнение и соревнование на рынке информации. Взаимодействие СМИ на макро- и микроуровнях. Виды взаимодействия: политическая борьба, конкуренция, кооперация, диалог. Проблема массово-информационного обеспечения различных слоев аудитории в целях достижения информированности. Информационные «поля» различных СМИ. Информационная «среда» личности, семьи, группы. Условия и факторы формирования оптимального информационного пространства и обеспечения информационной безопасности при организации функционирования системы журналистики.


Тема 17. Тенденции развития системы журналистики

Становление и развитие открытого демократического общества и формирование системы СМИ. Политические и экономические факторы, препятствующие укреплению и развитию подлинно демократической системы СМИ как «четвертой власти», реализующей возможности непосредственной демократии. Развитие гражданского общества и перспективы преобразований в системе СМИ. Требования законодательного, этического и корпоративного регулирования развития журналистики общества, развивающегося на гуманистических принципах.


Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СМИ


  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 021400 «Журналистика» iconПрограмма итогового
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 021400 «Журналистика». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2002. –...
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 021400 «Журналистика» iconПрограмма междисциплинарного государственного экзамена для обучающихся по специальности №021400 «Журналистика»
«Журналистика». Программа составлена на основании программ курсов, преподаваемых на факультете в соответствии с Учебным планом в...
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 021400 «Журналистика» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности 030601
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 030601 «Журналистика» / сост. Е. П. Прохоров, Л. В. Овчинникова,...
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 021400 «Журналистика» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507. 65
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации»: Для студентов экономического...
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 021400 «Журналистика» iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 230401. 65. «Прикладная математика»
Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена рассмотрена и утверждена на заседании умс мфюа «17» января 2011...
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 021400 «Журналистика» iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080801 «прикладная информатика в экономике»
Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена рекомендована кафедрой «Информационные технологии». Протокол заседания...
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 021400 «Журналистика» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по уголовному праву Ч. 1 Уголовное право Ч. 2 Криминология ч уголовно-исполнительное право по специальности 030501. 65 «Юриспруденция»
Каждая из этих частей является обязательной для сдачи итогового междисциплинарного экзамена по данной специальности, включая в себя...
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 021400 «Журналистика» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности 060400 «Финансы и кредит»
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 060400 «Финансы и кредит»: Для студентов экономического факультета...
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 021400 «Журналистика» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080105 «Финансы и кредит»
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080105 «Финансы и кредит»: Для студентов экономического факультета...
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 021400 «Журналистика» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности 030501. 65 «Юриспруденция»
Программа предназначена для подготовки студентов выпускных курсов к сдаче итогового междисциплинарного экзамена по гражданскому праву...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница