«обращение, вводные слова и вставные конструкции» в 8 «А» классе составитель Браверманн С. А




Скачать 211.82 Kb.
Название«обращение, вводные слова и вставные конструкции» в 8 «А» классе составитель Браверманн С. А
Дата23.09.2012
Размер211.82 Kb.
ТипДокументы
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «ОБРАЩЕНИЕ, ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ» в 8 «А» КЛАССЕ


Составитель Браверманн С.А.





содержание


теория

словарь

материалы к уроку

контроль

дом.задание

1

Обращение


Повторить сведения об обращении.

Основное назначение обращения в речи - звательная, оценочная и изобразительная функции.

Правило стр117-118

№188- отличие предложений с обращениями от похожих слов- членов предложения,

№197(устно)- обратить внимание на орфоэпию- правило на стр.122-123.

№198 –придумать по одному примеру.

Задание - подчеркнуть выделенные слова как члены предложения.

Образец: 1.Москва-столица нашей Родины.

2.Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось…

3.Москва! Люблю тебя как сын, как русский искренно и нежно.

4.Центр многих государственных учреждений - Москва.

5.Город Москва возник на месте небольшого поселения.

Ответы

1.Подлежащее в двусоставном предложении. 2.Подлежащее в номинативном предложении.

3.Обращение. 4.Часть составного именного сказуемого. 5.Приложение.




§28

190(6-12)

№199(устно)

письменно грамматич.задание

1и2.

Повторить §22-назывные предложения,

§10-составное именное сказуемое.

2

Обращение

Синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.

1.Орфографический и пунктуационный анализ предложения

На всём: на заросших травою плитах, на караванных дорогах, широких и пыльных,

на персидских коврах, разбросанных в пустынной чайхане, на сожжённых солнцем лицах - вы, мой друг, видите тысячелетнюю пыль.

2.№193- устно. Наблюдения над смысловой, интонационной и пунктуационной стороной предложений с обращениями.

3.Комментируемое письмо.

а) И, умилёнными очами

их озирая, говорит:

«Простите, мирные долины,

И вы, знакомых гор вершины,

И вы, знакомые леса».

б) Любезный именинник,

О Пущин дорогой!

в) Ты, солнце святое, гори!

г) Товарищ, верь: взойдёт она,

Звезда пленительного счастья.

Синтаксический разбор предложений.





185

3

Предложения с вводными конструкциями

Понятие вводности как речевой категории.

Интонация вводности. Роль вводных слов в речи.

Правило стр.124-125

1.Упр.№202- наблюдение над изменением

смысла предложения в результате замены вводного слова. Устно.

2.Упр.№203.Обратить внимание на орфоэпию.





§29

204

4

Вводные слова

Основные группы вводных слов по значению

Рассмотрение таблицы стр.127-128

№212- объяснить постановку знаков препинания, определить значение вводных слов.


Мини-диктант

Кажется

1.Когда наблюдаешь, как ведёт себя человек наедине сам с собою, то он кажется безумным.

2,Что ты? Разве больно? Ну потерпи. Это тебе только кажется.

3. Впрочем, судьба наша,

кажется, везде одинакова, и родились мы, видно, под единым созвездием.

4. Здесь столько снега, что он, кажется, никогда не растает.

Учебник таблица стр.127-128

По справочнику Розенталя §

Сравнить с материалом учебника.

№210

5

Знаки препинания в предложениях с вводными словами,

1.Отличие вводных слов от омонимичных членов предложений(видно, к счастью, может, право и др.)

Д.Может, скажешь что-нибудь.

Что может краткое свиданье мне в утешенье принести?

2.Вводное слово не отделяется запятой от союза а, если образует с ним единое целое.

Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал ещё энергичнее.

В данном случае ни опустить, ни переставить вводное слово невозможно.

1.Правило стр.131

217 - устно. Вводные слова или члены предложения. Письменно 3-е и 6-е.

2.Правило стр. 133.

3.Тренировочные предложения:

Времени осталось мало, а следовательно, надо торопиться.

Река по соседству отнюдь не мелкая, а, наоборот, глубокая.

4.Никита угадал верно, это был не лес, а ряд невысоких лозин.

Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем.

Задание. Составить схемы предложений.




221

6

Вводные предложения

Знаки препинания при вводных предложениях.

1.Д.Вечор, ты помнишь,

вьюга злилась…

-Откуда дровишки?

-Из лесу, вестимо.

Отец, слышишь, рубит,

а я отвожу. (В лесу раздавался топор дровосека.)

2.Тире во вводных предложениях.

Мой приход – я это мог заметить - сначала несколько смутил его.

Значение интонации при произношении вводных предложений.

Из теории. Вводными предложениями могут быть: 1) двусоставные: слыхал я, я в этом убеждён, я уже об этом говорил, как вы сами можете об этом догадаться, я помню, я думаю, 2) неопределённо-личные: говорят, ему сказали, 3) безличные: помнится, ему показалось, нельзя не согласиться, мне думается, как известно, 4) определённо-личные: верь мне, скажу тебе.

2.Вместе с оборотом выделяются вводные слова например, в частности,

главным образом, допустим, положим, скажем в начале оборота.

Книга понравилась многим, в частности мне.

3.Выделяются вместе с обособленным оборотом, если стоят в начале или в конце его.

Ребёнок, очевидно испугавшись посторонних, бросился к матери.

Ребёнок, испугавшись посторонних очевидно, бросился к матери.





1.№222, 224

2.О знаках препинания прочесть по справочнику

Э.Д.Розенталя.

3.Повторить виды односоставных предложений.

§18, 19, 21.

7

Вставные конструкции

Смысловые отличия вставных конструкций от вводных слов и вводных предложений.
Совершенствовать умение распознавать междометие и расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями и словами да и нет.

1.Правило стр. 135

№226-устно. Смысловое различие слов невежа и невежда.

№228-устно

2.Правило стр. 137-138 .Предложения с междометиями и словами да и нет.

3.Значение предложений с междометиями и частицами.

а )-Который теперь час?

-Половина второго.

-Да ну!

б) Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

в) «Давай!- кричал он гармонисту. - А ну ещё!»

Нет, никогда призыв страстей

Так не терзал души моей.

Вывод. Эти предложения выражают: а) эмоциональное отношение говорящего,

б) побуждение, согласие, несогласие.





§30-31

231

237- составить рассказ о словах и словосочетаниях,

грамматически

не связанных с членами

предложения

Устно.

8-9

Диктант и его анализ







Диктант с грамматическим заданием

(«На охоте». По Тургеневу

стр.145. Пособие Соколовой)




10-11

12

Развитие речи.

Сжатое изложение.

Работа над ошибками в

изложении.



Обучение написанию сжатого изложения.

Знакомство со способами сжатия.




Сжатое изложение
























ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ




СОДЕРЖАНИЕ

ТЕОРИЯ

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

КОНТРОЛЬ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1

Понятие обособления


Дать представление об обособлении как способе придать второстепенному члену самостоятельность.

Повторить известное об обособлении причастных и деепричастных оборотов.


Интонация в предложениях с обособленными членами –

241 –устно.

1.Таблица

причастный

оборот

Художник, увидевший на выставке картину, был возбуждён.

распространённое определение


два определения

Ведёрко, полное росы, я из лесу принёс.

Тучи, мрачные и тяжёлые, висели над нами.


деепричастный оборот

Утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя.

одиночное деепричастие

Подъезжая, мы увидели всадников.

приложение

Мой сосед, бывший студент, оказался весьма разговорчивым.

распространённое обстоятельство с предлогом

Несмотря на усталость, мы продолжили свой путь.




Словарный диктант

Патроны, расстрелянные вчера; никем не потревоженные чайки;

по-осеннему стелющийся туман, выкаченная из подвала бочка, расстилающиеся до горизонта равнины, изжелта–оранжевое облако

Проверить знание правописания чередующихся гласных в корнях слов, правописание суффиксов причастий и правописание частиц.

§32

ЗСП-9

№244 –

морфологический разбор причастий и деепричастий

2.

Обособление определений

Повторить и обобщить сведения об определении, его разновидности - несогласованном определении - и обособлении определения.

Виды определений

берег

песчаный (определение

согл., нераспр.)

из песка (опр. несогл.,

нераспр.)

видимый (опр. согл.,

нераспр.)

видимый издалека (опр.

согл., выраженное

прич. оборотом)

который виден

издалека (определител.

придаточное предлож.)

249 - №250-устная работа

249- найти несогласованное определение

таблица

1.Трудами ночи изнурён, я лёг в тени.

Согласованное определение, относящееся к личному местоимению.

2.Она, в тяжёлой меховой шубе, не могла идти дальше.

Несогласованное определение, относящееся к личному местоимению.

3.Ребяческий крик, повторяемый эхом, с утра и до ночи гремит по лесам.

Причастный оборот

4.Последний луч, и жёлтый, и тяжёлый, застыл в букете ярких георгин.

Два или несколько одиночных прилагательных

5.Лучезарным теплом очарованный, в полусне я лежу у костра.

Значение причины или уступки







§33 стр.147 – 148

(1-3)

252 – по картине

3

Обособление приложений


Дать понятие об обособлении приложений. Повторить одиночные приложения и знаки препинания при них.


Повторение темы «Дефис в одиночных приложениях»

Зима-волшебница, инженер-конструктор, Москва-река

но

река Москва,

красавец мужчина,

дерево дуб, газ кислород,

гражданин судья, господин посол

Правило стр.157

267, 269- устно


268- самостоятельная работа

таблица



1.Относится к личному местоимению

Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам.

2.Относится к нарицательному существительному

Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья.

3.Приложение с добавочным обстоятельственным значением

Смышлёные звери, бобры зимуют разумно.

4.Одиночное нариц. согласованное приложение, стоящее после имени собств.

Старик Прохор, рыболов и корзинщик, рассказывал мне сказку об осени.

5.Приложение с союзом как, имеющее оттенок причинности (так как), после имени собств.

Ростов, как заботливый командир, желал прежде французов воспользоваться провиантом.

6.Слова по прозвищу, по фамилии, или, по имени, родом и др.

Есть озеро, по имени Кайдор, всё в звёздах лилий и в кудрях осоки.







стр.148 (4-5)

273

4


5

Обособление приложений


Тире при выделении распространённых приложений

Чтение правила – учебник стр.153

270- творческая работа

№272 – письменно

работа над интонацией,

Повторение фонетики - №262


Тире при выделении распространённых приложений.

1.Если перед приложением можно вставить слова а именно, то есть.

Он очень любил эту игру – шахматы.

2.Если подчёркивается самостоятельность приложения, находящегося в конце предложения.

Въехали в Ивантеевку – большое просторное село с широкими улицами.

3.С двух сторон выделяется приложение, имеющее пояснительный характер.

Ясень – теплолюбивое дерево, страдающее от весенних заморозков.

4.Для внесения ясности, если приложение относится к одному из однородных членов.

На террасе собрались хозяин дачи, его сын - мой приятель, соседи и их дети.

1.Восстанови пушкинские строки, вставив в них приложения (несчастья верная сестра, моя душа, любимец богов,

звезда пленительного счастья).

а)…надежда в мрачном подземелье, разбудит бодрость и веселье.

б)Вдруг она, …, пошатнулась не дыша.

в)Скажи мне, кудесник, … , что сбудется в жизни со мною?

г)Товарищ, верь, взойдёт она, … .

2.Объяснительный диктант

Жасминовый куст, весь в белом цвету, мокрый от росы, рос у самого окна.

Княжна Марья, расстроенная и бессильная, сидела в зале.

Он увидел своего друга, охотника, и повеселел. (Одиночное нераспространённое приложение относится к нариц. сущ., имеющему пояснительные слова)

Моя сестра Таня, художница, очень талантлива. (Приложение стоит после имени собственного)

Русский химик Менделеев прославился на весь мир. (Нет дополнительного обстоятельственного значения)

Химик по образованию, Ломоносов много сделал в этой области. (Много сделал, потому что был химиком)

Вывод: перед именем собственным приложение обособляется, если только имеет добавочное обстоятельственное значение.




266- выписать предложения с приложениями и несогласованными определениями

6


7

Знаки препинания перед союзом как


Объяснительный диктант

Орфографическая зарядка

Запись предложения, его синтаксический анализ.

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух.

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретений.

А.С.Пушкин

В анализе отметить особенность предложения – однородные подлежащие, соединённые повторяющимся союзом и, у трёх подлежащих – обособленные приложения.

Анафора и полисиндетон.


Орфографическая зарядка (повторение «Правописание частиц и суффиксов причастий»)

Некоторые люди считали её простой, недалёкой, неглубокой, потому что не сыпались с языка её ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе.

таблица

.Запятая ставится, если есть

1.Уточняющее приложение со значением причины (можно заменить придаточным).

А.С.Пушкин, как гениальный поэт, известен всему миру.

2.Вводное предложение. Кое-где по мху, как я уже говорил, попадались круглые окна-колодцы.

3.Обстоятельство образа действия, выраженное сравнительным оборотом. Потом я срезал широкие, как сабли, листья аира.

4.Сложноподчинённое предложение с придаточным. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

5. В союзе так… как и…

Звёзды сверкали так, как и вчера.

Запятая не ставится, если есть

1.Устойчивый фразеологический оборот. Вертится как белка в колесе.

2. Часть именного составного сказуемого. Поле пшеницы как огромное огненное море. (Поле пшеницы – огромное огненное море.)

3.Приложение со значением «в качестве».

Ленский везде был принят как жених.

4.Соединительный двойной союз как…,

так и …(перед первой частью запятая не ставится). В наших лесах водятся как зайцы, так и лисицы.

5.Оборот с оттенком обстоятельства образа действия (возможна замена существительным в творительном падеже). Посыпалась как град картечь.
(Посыпалась
градом.)


Объяснительный диктант

стр.79 «История открытия планеты Нептун». Разумовская (2-е полугодие).





275


ЗСП-10

265

8

Контрольная работа.

Тестирование

Проверить уровень усвоения изученного




Тестирование

1

1.Снеговая туча,

огромная, как небо, обтянула весь горизонт.

2. Усталые и продрогшие, мы вяло тянулись по раскисшей дороге.

3. Взволнованные встречей, братья долго не могли заснуть.

4. Юный лес, в зелёный дым одетый, тёплых гроз нетерпеливо ждёт.

2

  1. Теперь один старик седой, развалин страж полуживой, сметает пыль с гранитных плит.

  2. Грозой оторванный листок, я вырос в сумрачных стенах.

  3. …порой в глубокой скважине стены, дитя неведомой страны,

прижавшись, голубь молодой,

сидит, испуганный грозой.

  1. Я видел горные хребты, причудливые, как мечты.

  2. М.Ю.Лермонтов известен как поэт-романтик.

Задание

Подчеркнуть обороты как члены предложения. Объяснить обособление графически.

276


Повторить §15-виды обстоятельств

9

Работа над ошибками в тестировании













10

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами

Повторить сведения об обстоятельстве и разных способах его выражения


Виды обособленных обстоятельств

Таблица стр.163-164


Знать основные условия

обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.


Культура речи. Ошибки в

построении предложений с деепричастными оборотами.

Найдя адресата, грамота была вручена. (Кто нашёл адресата? – грамота??)

Вывод. Деепричастие- добавочное действие – должно относиться к действующему лицу, то есть к подлежащему.

Упр.№286- устно

1.Определить виды обстоятельств.

Он скоро уедет отдыхать (зачем? цели).

Человек дышит лёгкими (как? – образа действия).

Отказаться от полета из-за тумана (почему?- причины).

Отложить поездку в случае ухудшения погоды (при каком условии? – условия).

Несмотря на трудности, выполним задание (уступки).

Памятка. Уступительный оборот всегда обособляется.

2.Обратим внимание:

а) если деепричастие (деепричастный оборот) стоит после союза, то между ними чаще всего запятая ставится, так как деепричастие можно оторвать от союза и переставить в другое место. Мы добрались до лагеря засветло, но, очень устав, решили осмотреть окрестности завтра;

б) если союз и соединяет два деепричастия или деепричастных оборота, являющихся однородными членами, то запятая между ними не ставится. Наклонив голову и шевеля губами, он прочитал первую фразу;

в) союз и может стоять между двумя деепричастиями (деепричастными оборотами), но соединять будет не их, а два сказуемых или два простых предложения, то запятая может ставиться и перед союзом. На фронте шли бои, и, сидя в классе, он мучительно думал о фронте. Эти птицы дремлют, не пряча голову под крыло, и, заметив опасность, будят криком товарищей.

г) Если в качестве зависимого слова выступает союзное слово который, то деепричастие от него не отделяется запятой и после слова который запятая не ставится. Вот результаты эксперимента, проведя который я был удивлён.

д) Не являются деепричастными оборотами и не обособляются выражения со словами смотря по, начиная с, исходя из, если эти слова можно опустить без ущерба для смысла предложения. Начиная с вечера шёл дождь.





§34

№290

11

Особые случаи постановки

знаков препинания и их отсутствия при деепричастиях и деепричастных оборотах

Работа над двумя положениями.

1.Отличие деепричастий и деепричастных оборотов от наречий стоя, лёжа, молча, сидя, нехотя, не глядя и др.

2.Необособление фразеологических оборотов спустя рукава. сломя голову, разиня рот, потупя взор, повесив нос и др.

Чтение статьи учебника

стр.171


Тренировочные упражнения

1.Он работал сидя.

Ужинали не спеша и почти молча.

Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя.

2.Гирей сидел потупя взор (опустив голову).

Кричать не переводя духа (долго).

Упр.учебника №293, №297-устно




стр.171

299

12

Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогом.

Обособляются обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах с предлогами, особенно если эти обороты распространены, в них выражаются время, условие, причина или другие значения. Обычно перед сказуемым.

В лесу я бессознательно, в силу с детства приобретённой привычки, направился к озеру.


Обычно эти конструкции образуются производными предлогами:

ввиду несмотря на

вследствие за неимением

по причине согласно

благодаря с согласия

при условии при наличии вопреки во избежание

в соответствии с

в силу в случае

Обязательно только обособление оборотов с предлогом несмотря на


301- рассмотрение таблицы «Употребление производных предлогов с определёнными падежами»



Тренировочное упражнение

Возвратясь, он велел подавать свою карету и, несмотря на усиленные просьбы остаться ночевать, уехал тотчас.

Однажды, в силу сложившихся обстоятельств, он ушёл.


Чтение статьи учебника «Возьмите на заметку» стр.173

Упр.№303 – устная работа.




302- выборочная работа

13

Повторение по теме «Обособление обстоятельств»

Стилистическая роль обособленных членов в тексте. №296







304,

307(устно)

ЗСП-11

14

Тестирование по теме «Обособление обстоятельств»







Тестирование

300(3 предложения),

301































































































































Похожие:

«обращение, вводные слова и вставные конструкции» в 8 «А» классе составитель Браверманн С. А icon17 готовых сочинений на лингвистическую тему
...
«обращение, вводные слова и вставные конструкции» в 8 «А» классе составитель Браверманн С. А iconУрок: «Что такое синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в конце предложения». 5класс 15 2 урок: «Обращения и вводные слова»

«обращение, вводные слова и вставные конструкции» в 8 «А» классе составитель Браверманн С. А iconМатериалы к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему гиа русский язык
Они вносят добавочную информацию в текст и сообщают ему эмоциональное личностное начало. На письме вводные слова выделяются запятыми,...
«обращение, вводные слова и вставные конструкции» в 8 «А» классе составитель Браверманн С. А iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 05. 23. 01 «Строительные конструкции, здания и сооружения» по техническим наукам
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: строительная механика, металлические конструкции, конструкции из дерева...
«обращение, вводные слова и вставные конструкции» в 8 «А» классе составитель Браверманн С. А iconПрограмма курса составитель: проф. В. В. Красных вводные замечания курс «Основы психолингвистики и теории коммуникации»
Данный курс призван не только заложить основы и сформировать базовые представления о самой психолингвистике, но и подготовить слушателей...
«обращение, вводные слова и вставные конструкции» в 8 «А» классе составитель Браверманн С. А iconРабочая программа среднего (полного) общего образования
Г. я мякишева, Б. Б. Буховцева, Н. Н. Сотского в 10 классе автор-составитель В. А. Попова издательство «Глобус» 2008 год, авторской...
«обращение, вводные слова и вставные конструкции» в 8 «А» классе составитель Браверманн С. А iconКодекс ткп 45 03-236-2011
Ключевые слова: сварка, ванная сварка, стальные конструкции, сборные железобетонные
«обращение, вводные слова и вставные конструкции» в 8 «А» классе составитель Браверманн С. А iconФормирование координационных способностей яхтсмена-гонщика в классе швертботов «лазер»
«Лазер». В связи с этим массовые и популярные во всем мире гонки в данном классе швертботов отличаются экспрессией и зрелищностью....
«обращение, вводные слова и вставные конструкции» в 8 «А» классе составитель Браверманн С. А iconМатематическое моделирование воздействия детонации на тонкостенные конструкции
Ключевые слова: математическое моделирование, взрывное нагружение, упругопластическая среда
«обращение, вводные слова и вставные конструкции» в 8 «А» классе составитель Браверманн С. А iconСоставитель Т. А. Бурмистрова
Алгебра. 7-9 классы. Составитель Т. А. Бурмистрова. М.: Просвещение, 2009. При разработке рабочей программы были использовано методическое...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница