Программа дисциплины социология рекламы  для направления 040200. 62 «Социология»




Скачать 246.22 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины социология рекламы  для направления 040200. 62 «Социология»
страница1/3
Дата23.09.2012
Размер246.22 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3
Правительство Российской Федерации


Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»


Факультет социологии


Программа дисциплины

социология рекламы




для направления 040200.62 «Социология»


Автор программы:

Ариф Э.М.


Одобрена на заседании кафедры социологии «_4_»_____марта___ 2011 г

Зав. кафедрой Омельченко Е.Л.


Согласована УМО «___»____________ 201_ г

Председатель ________________________


Утверждена Советом факультета «___»_____________201__ г.


Ученый секретарь __________________ ___________________


Санкт-Петербург, 2010

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.



  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью курса является изучение студентами реального функционирования института рекламы в современном социуме, социологических методов обеспечения этой деятельности и формирование системного комплекса знаний, навыков и умений по данному направлению обучения. Курс «Социология рекламной деятельности» позволяет обучающимся знать систему функционирования рекламной коммуникации, использовать социологические данные о практике осуществления рекламной деятельности в настоящее время, результаты опросов общественного мнения по проблематике рекламы, владеть навыками социологического анализа, выступать в качестве заказчика социологических исследований, необходимых любой организации, занимающейся продвижением к потребителю товара, услуги, идеи, уметь анализировать количественные данные, полученные в таких исследованиях.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

    • иметь представление о системе функционирования рекламной коммуникации

    • знать основные социологические методы, обеспечивающие рациональное осуществление рекламной деятельности;

    • уметь осуществлять экспертизу рекламной кампании;

    • приобрести навыки изучения социологических факторов развития рекламы как массового явления;

    • владеть основными социологическими знаниями в процессе принятия решения в сфере рекламной деятельности, иметь опыт анализа влияния рекламы на индивида, социум, общественное мнение.




  1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:



  1. Тематический расчет часов




№ п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Самост. работа

Всего часов

Лекции

Сем. занят.

Всего

1

Реклама как социальный институт и форма коммуникации

4




4

6

10

2

Новейшая история рекламы: от борьбы за чистоту к сегментированию потребительского рынка

2




2

6

8

3

История «базара»: десятилетие российского рекламного рынка

2




2

6

8

4

Адресант и адресат рекламной коммуникации

2

2

4

6

10

5

Коммуникативная функция рекламы

2

4

6

10

16

6

Фатическая (контактоустанавливающая) функция рекламы

2

2

4

6

10

7

Конативная функция рекламы

2

2

4

6

10

8

Рекламные коды и мета-уровень рекламы

2




2

6

8

9

Эстетическая функция рекламы

2




2

6

8

10

Эссе










20

20




Всего

20

10

30

78

108




  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Социология рекламы

Тема 1. Социологические условия появления рекламы как массового явления.

Появление социального слоя производителей товаров и услуг, заинтересованных в продвижении их к потребителю.

Появление на рынке товарной массы, нуждающейся в рекламе как гаранте выхода к индивидуальному потребителю.

Возникновение системы средств массовой коммуникации, нуждающейся в продаже информационного пространства как основы экономической независимости.

Мобильность вкусов, потребностей, ценностей индивида как отражение экономической, социальной, политической мобильности масс — условие обращения к рекламе со стороны потребителя.

Процессы урбанизации и необходимость информационного обеспечения усложняющейся городской инфраструктуры.

Вопросы к теме:

  1. В чем смысл социологии рекламы? Для чего важно применять социологические знания?

  2. Причины мобильности вкусов, потребностей, ценностей индивида как отражение экономической, социальной, политической мобильности масс — условие обращения к рекламе со стороны потребителя.

  3. Процессы урбанизации и необходимости информационного обеспечения усложняющейся городской инфраструктуры.


Тема 2. Реклама и ценностные ориентации общества

Сознание индивида и массовое сознание. Формы и способы влияния группового и общественного мнения на личность.

Ценностные ориентации: соотношение структурной, фундаментальной и оперативной информации. Реклама и ценностные ориентации общества: конфликт или консенсус?

Транснациональные экономические и информационные потоки в современном обществе, влияние их на национальные культуры, на национальные ценности.

Инновационные процессы в обществе и их механизмы. Роль рекламы в инновационных процессах.

Современное общество и потенции адаптации населения к нововведениям.

Социологические методики, отслеживающие соответствие ценностей рекламного потока и ценностных ориентаций общества.

Вопросы к теме:

  1. Опишите современное общество и потенции адаптации населения к нововведениям.

  2. Назовите социологические методики, отслеживающие соответствие ценностей рекламного потока и ценностных ориентаций общества.


Тема 3. Общество и реклама: способы регуляции

Закон, профессиональные кодексы и «неписаные» законы человеческого общежития – основные способы регуляции.

Коммерческая, социальная и политическая реклама как предметы регуляции

Время, место, предмет рекламы, субъект рекламирования как переменные регламентации.

Вычленение социальных групп, «уязвимых» с точки зрения продукта, как предмет все возрастающего общественного внимания.

Вопросы к теме:

  1. Назовите основные законы, регулирующие отношения общества и рекламы

  2. Проанализуйте социальные группы, «уязвимые» с точки зрения продукта


Тема 4. Стратегия рекламной деятельности и исследования аудитории СМК

Смыкание исследовательских интересов социологов и рекламодателей.

Методы изучения аудитории.

Исследования аудитории: анализ «количества» и «качества».

Определение механизмов взаимодействия аудитории с информацией СМК.

Выход на сегменты аудитории в соответствии с задачами стратегии рекламной деятельности: создание познавательной структуры, побудительной структуры, создание структуры поведения.

Вопросы к теме:

  1. Определение механизмов взаимодействия аудитории с информацией СМК.

  2. Выход на сегменты аудитории в соответствии с задачами стратегии рекламной деятельности: создание познавательной структуры, побудительной структуры, создание структуры поведения.


Тема 5. Рейтинг телепередач и телереклама

Технические и «вербальные» способы получения информации о потреблении аудиторией разных телепередач.

Индустрия получения информации о размерах аудитории: опора на постоянство спроса.

Место рекламодателей в корпусе заказчиков.

Аудиметры: плюсы и минусы качества полученной информации.

Основные единицы измерения телеаудитории.

Наиболее известные в мире исследовательские структуры, занимающиеся мониторинговым измерением аудитории СМК. Российские профессиональные организации на рынке теле- и радиометрии.

Вопросы к теме:

  1. Аудиметры: плюсы и минусы качества полученной информации.

  2. Основные единицы измерения телеаудитории.

  3. Наиболее известные в мире исследовательские структуры, занимающиеся мониторинговым измерением аудитории СМК. Российские профессиональные организации на рынке теле- и радиометрии.


Тема 6. Анализ содержания рекламы как способ ее изучения

Анализ содержания как социологический метод изучения информационных потоков.

Использование анализа содержания в исследованиях рекламы: научный и прагматический интерес.

Цели обращения к анализу содержания в исследованиях рекламы – выход на рекламодателя и потребителя рекламы.

Анализ рекламы как этап разработки рекламной кампании: определение идеи и выработка словесного обрамления.

Вопросы к теме:

  1. Анализ рекламы как этап разработки рекламной кампании: определение идеи и выработка словесного обрамления.



Раздел 2. Социологические исследования и факторы в рекламной деятельности


Тема 7. Социологические факторы восприятия рекламы

Факторы, влияющие на отношение к рекламе.

Оценки рекламы с эстетической, информационной и потребительской точек зрения – позиция потребителя товара.

Социально-демографические характеристики аудитории и ее характеристики сознания как фильтры восприятия рекламы.

Вопросы к теме:

  1. Опишите социально-демографические характеристики аудитории и ее характеристики сознания как фильтры восприятия рекламы.

  2. Оценка рекламы с эстетической и потребительской точек зрения

Тема 8. Социальное влияние рекламы

Влияние рекламы на экономику; интернациональная реклама как показатель глобализации рыночных процессов; связь между отношением к стране-импортеру и ее визитной карточкой – образу товара в рекламе.

Зависимости между рекламой и потребительским поведением.

Реклама и образ (стиль) жизни.

Реклама и общественные вкусы и ценности; речевые модели.

Реклама и политика.

Реклама и визуальное пространство.

Вопросы к теме:

  1. Опишите зависимости между рекламой и политикой

  2. Опишите зависимости между рекламой и образом жизни


Тема 9. Влияние рекламы на содержание прессы

Реклама и содержание СМК: взаимосвязи и зависимости.

Формы давления рекламодателей на прессу.

Перебивка рекламой телевизионных материалов: монтаж и авторское право.

Критические материалы и реклама; редакционные материалы и реклама; косвенная, «скрытая» реклама.

Вопросы к теме:

  1. Формы давления рекламодателей на прессу

  2. Рекламная телевизионная материал


Тема 10. Социальная реклама

Социальная реклама как современный способ создания социально одобряемого и социально неодобряемого действия.

Отличие социальной рекламы от комплекса просветительских, агитационных способов борьбы с аномальными явлениями в социуме.

Организационные формы учета интересов разных социальных институтов в процессе создания социальной рекламы.

Вопросы к теме:

  1. Сущность социальной рекламы

  2. Задачи социальной рекламы


Тема 11.Политическая реклама

Политическая деятельность и место в ней политической рекламы.

Политическая реклама как отражение заинтересованности общества в соревновательности альтернатив политического и социального развития.

Формы политической рекламы: зависимость от этапов избирательной кампании и электоральных групп.

Диагностика общественного мнения как элемент политической коммуникации и рекламной кампании политика.

Осуществление политической рекламы — проблемы этики и эффективности политической деятельности.

Вопросы к теме:

  1. Диагностика общественного мнения как элемент политической коммуникации и рекламной кампании политика.

  2. Осуществление политической рекламы — проблемы этики и эффективности политической деятельности.

  3. Опишите формы политической рекламы


Тема 12. Социологическое обеспечение рекламной кампании

Факторы объективной готовности общества для продвигаемого товара.

Факторы, влияющие на выбор рекламоносителя (традиции размещения рекламы в разных информационных источниках, особенности национальной инфраструктуры, «природные» характеристики средств размещения рекламы, задачи рекламодателя, размер бюджета, характеристики процесса существования товара на рынке, характеристики процесса принятия решения индивидом при покупке товаров, характеристики самого товара).

Социологические исследования на этапе создания рекламного текста.

Вопросы к теме:

1. Социологические исследования на этапе создания рекламного текста.


  1   2   3

Похожие:

Программа дисциплины социология рекламы  для направления 040200. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Программа дисциплины социология рекламы  для направления 040200. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Программа дисциплины социология рекламы  для направления 040200. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Программа дисциплины социология рекламы  для направления 040200. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Концепции современного естествознания» Для направления: 040200. 62 Социология квалификация «бакалавр»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 040200. 62...
Программа дисциплины социология рекламы  для направления 040200. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины социология потребления для направления 040200. 62 Социология подготовки бакалавра Автор программы
Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области экономической теории в объеме «Микроэкономика-1» и...
Программа дисциплины социология рекламы  для направления 040200. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины [сравнительные исследования массовой коммуникации и массовой культуры] для направления [ 040200. 68 «Социология» ] подготовки магистра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки [040200....
Программа дисциплины социология рекламы  для направления 040200. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины [сравнительные исследования массовой коммуникации и массовой культуры] для направления  fillin \* mergeformat [ 040200. 68 «Социология» ] подготовки магистра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки [040200....
Программа дисциплины социология рекламы  для направления 040200. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Философия»  для направления 0402000. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Программа дисциплины социология рекламы  для направления 040200. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины Социология финансового поведения населения для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра Автор Кузина О. Е
Теория абсолютного дохода Дж. Кейнса и неоклассические экономические модели сберегательного поведения домохозяйств
Программа дисциплины социология рекламы  для направления 040200. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Компьютерно-информационные технологии сбора и представления данных» для направления 040200. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040200. 62 «Социология»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница