Учебник Фамилия, имя, отчество




НазваниеУчебник Фамилия, имя, отчество
страница1/12
Дата18.04.2013
Размер1.59 Mb.
ТипУчебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Рабочий учебник

Фамилия, имя, отчество

Факультет

Номер контракта _____________________________________________________


КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА (КУРС 1)


ЮНИТА 3


ПРОГРАММНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ.


Разработано А.В. Воробьевым, Т.В. Воробьевой

Рецензенты: И.М. Букштынович, канд. техн. наук

В.Л. Шатохин, канд. техн. наук


Рекомендовано Министерством образова­ния Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений


КУРС: КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА (КУРС 1)


Юнита 1. Введение в компьютерную графику.

Юнита 2. Методы и алгоритмы 3D-графики.

Юнита 3. Программные и технические средства компьютерной графики.


ЮНИТА 3


В данном учебном пособии рассматриваются современные графические системы, форматы файлов графической информации. Вводятся основы программирования компьютерной графики с использованием API Windows и OpenGL. Кроме того, описываются технические средства компьютерной графики.


Для студентов Современного Гуманитарного Университета


Юнита соответствует профессиональной образовательной программе № 1

______________________________________________________________________________________

© СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2003


Оглавление

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Классификация и обзор современных графических систем. Тенденции построения современных графических систем: графическое ядро, приложения. Организация диалога в графических системах. Возможности программы Adobe Photoshop. Основы программы Corel Draw. Программы 3D-графики.

Типы графических форматов. Организация растровых файлов. Организация векторных файлов. Метафайлы. Методы сжатия данных в графических файлах. Использование графических функций API Windows.

Стандарты в области разработки графических систем. Принципы построения “открытых” графических систем. Двумерные построения в OpenGL. Построения в пространстве в OpenGL. Визуальные эффекты в OpenGL.

Эволюция компьютерных видеосистем. Устройство и принципы работы видеоадаптера. Графические процессоры. Технологии построения трехмерных сцен. Аппаратная обработка трехмерной графики в современных графических чипсетах. Понятие конвейеров ввода и вывода графической информации. Устройства ввода графической информации. Устройства вывода графической информации.


ЛИТЕРАТУРА


Базовая

*1. М.Петров, В.Молочков. Компьютерная графика. – С-Пб., 2002.

*2. М.Краснов. OpenGL графика в проектах Delphi. – С-Пб., 2000.


Дополнительная

*3. В.Мураховский. Компьютерная графика. Популярная энциклопедия. – М., 2002.

*4. В.Порев. Компьютерная графика. – С-Пб., 2002.

*5. Ю.Тихомиров. Программирование трехмерной графики. – С-Пб., 1999.

*6. Е.Шикин, А.Боресков. Компьютерная графика. Полигональные модели. – М., 2001.

*7. Д.Мюррей, У.Райпер. Энциклопедия форматов графических файлов. – Киев, 1997.

*8. В.Мураховский. Железо ПК 2002. – М., 2002.

*9. С.Попов. Видеосистема. – С-Пб., 2000.

10. А.М.Тайц, А.А.Тайц. CorelDRAW 10: все программы пакета.– С-Пб., 2002.

________________________________________________________________________________________

Примечание. Знаком (*) отмечены работы, на основе которых составлен тематический обзор.


ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ

№ п/п

Умение

Алгоритмы

1

Написать фрагмент программы на языке Паскаль для вывода группы точек с использованием библиотеки OpenGL.

  1. Открыть командную скобку.

  2. Организовать вывод точек.

  3. Закрыть командную скобку.

2

Написать фрагмент программы на языке Паскаль для вывода группы отрезков с использованием библиотеки OpenGL.

1. Открыть командную скобку.

2. Организовать вывод отрезков.

3. Закрыть командную скобку.

3

Написать фрагмент программы на языке Паскаль для вывода группы треугольников с использованием библиотеки OpenGL.

1. Открыть командную скобку.

2. Организовать вывод треугольников.

3. Закрыть командную скобку.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

(Жирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании)


1. Современные графические системы


1.1. Классификация и обзор современных графических систем. Тенденции построения современных графических систем: графическое ядро, приложения


1.1.1. Классификация графических систем

Программная часть в сфере компьютерной графики представлена универсальными и специализированными приложениями: растровы­ми и векторными редакторами, программами создания и обработки трехмерных объектов, системами автоматизированного проектирова­ния, системами имитации технических устройств (“симуляторами”), игровыми программами. Графический редактор – программа создания и редактирования графической информации.

Наибольшее распространение получили универсальные программы в трех основных областях: растровые и векторные редакторы, а также трехмерное моделирование.

Ряд программ сочетает средства создания как растровой, так и век­торной графики. В большей или меньшей степени возможность рабо­тать с “неродным” форматом присуща всем популярным графическим редакторам. Поэтому ныне жесткое деление на растровые и вектор­ные приложения весьма условно.

Помимо универсальных приложений, в сфере растровой графики прочно занимают свои ниши специализированные программы. Напри­мер, редактор Corel Painter ориентирован на создание изображений, имитирующих технику традиционной живописи. Есть программы, ра­ботающие с фрактальными элементами.


1.1.2. Программы растровой графики

Программу Adobe Photoshop по праву считают классической в своей группе. Она стала стандартом де-факто в сфере растровой графики. Основными козырями Photoshop считают принцип использования слоев и систему подключаемых программных модулей (Plug-in). Ни одна другая программа обработки растровой гра­фики не может сравниться с Photoshop в этих компонентах.

Слои служат базовым средством программы: любое изображение по умолчанию размещается как минимум на одном слое, верхний пре­дел числа слоев практически не ограничен. Используя сочетания про­зрачных и закрашенных участков, различные способы взаимодей­ствия слоев, добиваются поразительных эффектов, недостижимых никакими другими средствами.

Подключаемый модуль (Plug-in) – программное обеспечение (чаще всего фильтры), разработанное сторонними компаниями для использования с основным графическим приложением. Дополнительный модуль обычно расширяет и улучшает стандартные средства программного продукта. Как правило, подключаемые модули распространяются отдельно и устанавливаются простым копированием в специальную папку для расширений. Важным преимуществом является возможность обновления подключаемых модулей без обновления приложения целиком.

Подключаемые программные модули служат для обработки изобра­жений различными способами. Только коммерческих (платных) мо­дулей в настоящее время насчитывается несколько сотен. Среди них можно встретить как простейшие эффекты, так и мощные комплекс­ные средства сложных преобразований. В программе Photoshop вер­сии 6 появились инструменты для работы с элементами векторной графики. В первую очередь это новшество сказалось на удобстве ра­боты с текстами. Создание правильных геометрических фигур и слож­ных кривых также перестало быть проблемой.

Остальные инструменты программы достаточно стандартны и по-хо­рошему консервативны. Средствами Photoshop можно маскировать, закрашивать, обрезать, менять параметры изображения или его уча­стков. Исключительно удобны инструменты настройки цветов и пре­образования палитр. В целом Adobe Photoshop характеризуется тща­тельной проработкой, мощью и совершенством любого элемента. Неотъемлемым элементом пакета стала программа обработки Web-графики Image Ready, которая позволяет создавать простую анима­цию.

Corel Photo-Paint

Программа вхо­дит в состав пакета CorelDraw. Photo-Paint тес­но интегрирован с другими продуктами пакета CorelDraw и, прежде всего, с самим векторным редактором CorelDraw.

Благодаря концепции слоев и объектов в Photo-Paint возможно ком­бинировать растровые и векторные изображения в одной картинке, организуя взаимодействие между ними.

Очевидным преимуществом Photo-Paint является богатый выбор соб­ственных фильтров, некоторые из которых не имеют аналогов. Кроме того, к программе можно подключить фильтры, разработанные для Adobe Photoshop.

Программа обладает мощными средствами импорта и экспорта фай­лов. Во многих случаях ее удобно использовать как средство конвер­тирования файлов редких или устаревших форматов.

Jasc Software Paint Shop Pro

Графический редактор Paint Shop Pro содержит достаточно полный набор присущих графиче­скому редактору средств. Доступны различные инструменты маски­рования, кисти, заливки, стандартные фигуры, элементы управления яркостью, цветностью и т. д.

Paint Shop Pro работает со слоями такими же методами, как Photoshop, за исключением стилей слоев. Полностью поддерживаются подклю­чаемые модули, разработанные для Photoshop. Про­грамма умеет корректно открывать и сохранять файлы в “родном” для Photoshop формате PSD.

Графический пакет поддерживает имитацию “реалистичных” пара­метров кисти, а также имеет средство Picture Tube для создания за­полнения разными объектами. Отличительной особенностью Paint Shop Pro является поддержка огромного числа форматов файлов как растровой, так и векторной графики.

Во многих случаях программа служит единственным доступным сред­ством преобразования устаревших или “экзотических” форматов. До­полнительным модулем пакета является программа Animation Shop, предназначенная для создания простой анимации.

Microsoft PhotoDraw

Главная особенность Microsoft PhotoDraw состоит в том, что в нем сосредоточены как векторные, так и растровые средства со­здания и обработки изображений.

Готовых примитивов (фигур) для рисования в PhotoDraw около полусотни, что заметно облегчает жизнь начинающим пользо­вателям. То, что в Photoshop зачастую приходится рисовать вручную, в PhotoDraw создается двумя-тремя щелчками мыши. Для векторно­го объекта можно выбрать одну из более чем семидесяти форм обвод­ки. Есть кисти для рисования не только в стиле “масло”, “акварель”, “тушь”, но и “скрепка” и прочие экзотические “предметные кисти”. Вместе с тем в PhotoDraw невозможно разработать и сохранить пользовательские кисти.

Преимуществом PhotoDraw выглядит применение к векторным объек­там типично растровых фильтров и спецэффектов. Только устанав­ливаемых вместе с программой фильтров насчитывается около 180. К тому же поддерживаются внешние фильтры, совместимые с Adobe Photoshop.

Полностью унифицированы операции изме­нения размеров и деформации изображений. Не требуется обращаться к разным инструментам для подобных операций с векторными или растровыми объектами. Предлагается широкий выбор шаблонов.

Программа предлагает набор инструментов для исправления дефек­тов фотографий. В этом отношении PhotoDraw почти ничем не усту­пает профессиональным растровым редакторам.

В целом пакет оставляет впечатление продукта, простого в осво­ении, поскольку его интерфейс выполнен в традиционном для Microsoft стиле: пользователи Windows и Office к нему быстро при­выкнут. Для профессиональной работы его рекомендовать трудно.

Adobe PhotoDeluxe

Программа PhotoDeluxe фирмы Adobe относится к “легкой весовой ка­тегории”, по сравнению с продуктом Photoshop той же фирмы. “Лег­кость” выражается не только в малом объеме, занимаемом на жест­ком диске, но и в чрезвычайно упрощенном интерфейсе, рассчитанном на непрофессионалов.

В целом программа сделана в стиле “включи и работай”. PhotoDeluxe в качестве самостоятельного растрового редактора практически не продается. Обычно программа поставляется в комплекте со сканера­ми или цифровыми фотокамерами.

Corel Painter

Этот продукт предназначен для художников, желающих творить в области компьютерной графики. Из этой кон­цепции проистекают и своеобразный интерфейс, и необычный набор инструментов программы.

Программа имеет бо­гатый выбор инструментов для рисования и разнородных средств, в большей или меньшей степени имитирующих особенности различной техники живописи: масло, акварель, тушь, карандаш и т. д. Кроме того, в программе развиты и чисто компьютерные средства создания изоб­ражений: шаблоны, заливки, контуры, текстуры.

В средствах работы со слоями Painter несколько уступает пакету Photoshop, однако основные функции поддерживает на хорошем уров­не. В принципе, рисунок, созданный в Painter, можно сохранить в фор­мате PSD и окончательно “отшлифовать” в знаменитом графическом редакторе. Модули импорта и экспорта графики предлагают обшир­ный выбор форматов файлов.

Важной особенностью Painter является способность выбора типа за­полнения кисти. Здесь предлагаются десятки и сотни вариантов: тек­стуры, градиентные заливки, готовые объекты. Все эти средства мо­гут быть настроены в рамках достаточно широкого диапазона и тем самым становятся незаменимым инструментом художника. Главным недостатком программы является крайне сложный и чрезвычайно за­путанный интерфейс.


1.1.3. Программы векторной графики

Среди современных программных продуктов, традиционно относя­щихся к сфере векторной графики, на самом деле трудно встретить “чисто” векторные редакторы все приложения в большей или мень­шей мере могут работать с растровыми объектами, текстом и други­ми элементами.

Не­сомненным лидером среди других программ компьютерной графики по степени интеграции средств обработки векторной и растровой гра­фики, верстки текста, является пакет CorelDraw Graphics Suite.

Adobe Illustrator

Программа издавна является ориентиром в области векторной гра­фики для других фирм. Такая ситуация объясняется тем, что именно фирма Adobe стоит у истоков возникновения языка описа­ния страниц PostScript, являющегося основой векторной графики, в том числе векторных шрифтов.

Вместе с тем, Adobe Illustrator известен, главным образом, в профес­сиональной среде допечатной подготовки, а значительные доли мас­сового рынка заняли другие программы векторной графики. Объяс­няется такое положение некоторыми особенностями Adobe Illustrator: сложностью интерфейса, невозможностью работы с многостраничны­ми публикациями, слабой поддержкой средств верстки текста, труд­ностями в обработке растровой графики и другими.

В последних версиях программы достигнут заметный прогресс в сред­ствах работы с векторными объектами, однако в остальном Adobe Illustrator пока отстает от других приложений, особенно CorelDraw. Вместе с тем существует область, где Illustrator зани­мает главенствующее положение: допечатная подготовка изданий. В этой сфере программа является эталоном.

Macromedia FreeHand

Пакет Macromedia FreeHand привлекает внимание массового пользо­вателя простотой интерфейса и достаточными возможностями для несложного дизайна документов. Инструментарий FreeHand для ри­сования и работы с текстом отвечает повседневным требованиям, но несколько ограничен с точки зрения профессионального дизайнера. В пакете отдано предпочтение редактированию узлов, а не работе с объектом в целом.

Архитектура внешних модулей Xtra дает возможность третьим фир­мам добавлять свои средства в меню Xtra, не интегрируя их в про­грамму. Палитры внеших модулей объединяют дополнительные ин­струменты (Xtra Tools) и операции (Xtra Operations).

Такие операции, как выдавливание, перетекание, затенение и прочие сложные действия, выполняемые обычно средствами Xtra Tools, рабо­тают не всегда корректно. Вместе с тем FreeHand имеет ряд полезных инструментов, отсутствующих в более мощных редакторах. Например, средство свободной трансфор­мации контуров Freeform (Свободные формы), позволяющее простыми ме­тодами изменять траекторию любого векторного контура, в том числе и обводки фигур. Средства FreeHand для работы с текстом предоставляют достаточно широкие возможности.

Возможностей программы впол­не достаточно для выполнения несложных работ. Для создания художественных иллюстраций в программе не хватает некоторых важных средств.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Учебник Фамилия, имя, отчество iconФамилия Имя Отчество Занимаемая

Учебник Фамилия, имя, отчество iconФамилия, имя, отчество члена летного экипажа

Учебник Фамилия, имя, отчество iconФамилия, имя отчество члена летного экипажа

Учебник Фамилия, имя, отчество iconКурс Вакантные места Фамилия, имя и отчество заявителя Основание

Учебник Фамилия, имя, отчество iconРезюме фамилия Имя Отчество
Образование: Высшее: Рудненский индустриальный институт. Специальность: Автоматизация и
Учебник Фамилия, имя, отчество iconОбщеобразовательная школа
Фамилия, имя, отчество контактного лица по вопросам инновационной деятельности в образовательном учреждении
Учебник Фамилия, имя, отчество iconФамилия, имя, отчество
Заместитель начальника корпусно-сварочного цеха ОАО «ссрз имени 111 Интернационала»
Учебник Фамилия, имя, отчество iconФамилия Имя Отчество
Необходимое техническое оборудование: презентация осенних пейзажей,запись "Времен года" Чайковского
Учебник Фамилия, имя, отчество iconАнкета Ваши Фамилия Имя Отчество
Комплекс товарного выращивания осетровых в системе замкнутого водообеспечения (узв)
Учебник Фамилия, имя, отчество iconРезюме Фамилия Имя Отчество
Личными качествами считаю: добросовестность, ответственность, исполнительна, целеустремленная, хорошая работоспособность
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница