Рабочая программа дисциплины «философско-методологические проблемы биологии, экологии» Автор программы




Скачать 165.53 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «философско-методологические проблемы биологии, экологии» Автор программы
Дата22.09.2012
Размер165.53 Kb.
ТипРабочая программа
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Философский факультет

Кафедра философии и методологии науки

УТВЕРЖДАЮ

Декан философского факультета

__________ С.С. Аванесов

« » 2007г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

БИОЛОГИИ, ЭКОЛОГИИ»


Автор программы

д.ф.н., проф. И.В. Черникова


Рекомендовано методической комиссией философского факультета

Председатель методической комиссии

________ В.В. Петренко

« » 2007г.

Томск 2007


Организационно-методический раздел

1. Цель курса:

В процессе изучения материалов курса важно понять специфику биологии как науки, ее место в системе современного естествознания и роль в развитии человечества.

2. Задачи курса:

Ставится задача ознакомить студентов с основными методологическими и мировоззренческими проблемами биологии и экологии.

3. Требования к уровню освоения курса:

От студентов требуется освоение ряда специальных понятий биологии, генетики, экологии. Приобретение навыков работы с теоретическим материалом современной биологии и экологии с целью понимания закономерностей развития человека и социума. Осмысление мировоззренческих проблем, актуализированных наукой о живом, проблем этики науки.

Содержание курса

Тема 1 ФИЛОСОФИЯ БИОЛОГИИ. ПРЕДМЕТ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ЗНАНИЯ (2ч.)


Предмет философии биологии. Место биологии в системе естественных наук. Концептуальный смысл понятия «естествознание». Естествознание как единая наука о природе. Вig History - универсальная история и общенаучная картина мира. Естествознание не как отражение бытия, а как его часть. Ведущие естественнонаучные концепции, современная естественнонаучная парадигма, общая характеристика. Философия естествознания, ее специфика по отношению к метафилософской и конкретнонаучной проблематике. Формы организации знания в философии естествознания: натурфилософия, философский реализм научное мировоззрение, стиль мышления. Принципы преемственности, соответствия, непрерывности в изучении природы. Необходимость смены адекватного языка описания по мере усложнения природных систем. Роль образовательного процесса в формировании перехода от дисциплинарной формы организации естественнонаучного знания к системному, холистическому мировидению. Междисциплинарные исследования в современной науке. Биология и ее значение в экологическом образовании.

Коллоквиум к теме1.

Обсудите статьи:

  1. Огурцов А.П. Биологические метафоры, в которых живет культура // Биология и культура. М. 2004.

  2. Философия экологического образования (отв. ред. И.К. Лисеев.) М.2001.

Тема 2. СПЕЦИФИКА БИОЛОГИИ КАК НАУКИ.


Жизнь и ее эволюция — основная проблема биологии. Сущность жизни, проблема происхождения живого. Два аспекта живого как целостности: организация и эволюция. Жизнь как непрерывный поток изменений — обмена веществом, энергией, информацией, и как система уровней организации. Уровни организации живого, различные концепции уровней. Молекулярная биология и ее предмет. Изучение надорганизменных систем (популяция, вид, биосфера).

Важнейшие принципы теоретической биологии: о наличии генотипа и фенотипа в каждом живом организме; принцип ковариантной редупликации генотипа как основы процессов самовоспроизведения и эволюции на всех уровнях его организации, естественный отбор как фактор эволюции, о других факторах эволюции.

Проблема целостности в биологии. Диалектика части и целого в эволюции. Микро и макроэволюция. Соотношение целостности с системностью и иерархичностью. Целостность и целесообразность эволюции жизни. Критика холизма и витализма.

Коллоквиум к теме 2

Обсудите статью:

Волькенштейн М.В. Современная физика и биология // Вопросы философии. 1989. №8.


Тема 3. ПУТИ ПОСТРОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В БИОЛОГИИ.


Гетерогенность живого как объекта научного познания. Разнообразие методов, принципов эмпирического и теоретического исследования в биологии. Основные направления теоретического исследования в биологии: физико-химический, системный, эволюционный.

Характеристика многоаспектности эволюции и многообразие концепций биологической эволюции. Борьба идей в биологии. Противоречивость механицизма и витализма, преформизма и эгтигенеза, финализма и тихогенеза. Концепции номогенетического толка и селекционизм как выражение противоречивости современного видения эволюции. Борьба между различными теоретическими подходами и направлениями как источник и. движущая сила развития биологической науки.

Синтетическая теория эволюции как биологическая основа биологической науки. Проблемы эволюционной теории. Проблемы формы и систематики эволюции. Две основные теории биологической эволюции как взаимодополняющие типы описания и объяснения развития живого. О концепциях номометрического толка и их изменении в процессе развития. Типы номогенетических теорий эволюции, борьба концепций номогенетического толка и селекционизм как основной источник развития биологической науки.

Тема 4. БИОЛОГИЯ И ЭВОЛЮЦИОННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ.


Целостность и целесообразность эволюции живого. Критика холизма и витализма (Г. Дриш, К. Бэр, Э. Коп). Финалистские теории в биологии, идея жизненного порыва (А. Бергсон), современное объяснение направленности биологической эволюции. Теоретическая биология на пути к общей теории жизни. Этапы становления теории эволюции: теория эволюции Ч. Дарвина как основа современной теоретической биологии, генетика популяций С.С. Четверикова, Синтетическая теория эволюции. Эволюция надорганизменных систем: популяции, виды, биосфера. Проблема целостности в биологии. Микро и макроэволюция. Характеристика многоаспектности эволюции и многообразие концепций биологической эволюции. Борьба идей в биологии. Синтетическая теория эволюции и номогенез (Л.С. Берг, Лима де Фариа). От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму. Проблема объяснения в биологии, редукционизм как метод познания. Глобальный эволюционизм и коэволюция. Соотношение биологического и социального. Концепция геннокультурной коэволюции. Биология и эволюционная эпистемология (К. Поппер, К. Лоренц). Биологические корни человеческого понимания (У. Матурана и Ф. Варела)


Тема 5. ДЕТЕРМИНАЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ.


Взаимодействие, детерминизм, типы и формы детерминации. Каузальная, функциональная, системная детерминация.

Особенности органического детерминизма и принцип целесообразности. Целесообразность живой природы как результат специфической организации и функционирования живых систем. Целесообразность как методологический принцип биологического познания, как способ объяснения. Многообразные трактовки детерминизма в биологии( механический детерминизм, органический детерминизм, финализм…)

Объяснение биологической целесообразности как объективного проявления связей в биологических системах (П.К. Анохин, И.Т. Фролов.)-

Особенности объяснения в историческом естествознании, в частности, в биологии. Ограниченность каузального объяснения в биологии. Самостоятельность структурного объяснения. Об использовании различных типов объяснения в эволюционных концепциях биологии. Каузальное объяснение в дарвинизме, структурное объяснение в концепциях номогенетического типа как преобладающие в них объяснения.

Историческая форма принципа целесообразности. Принцип целесообразности в идеалистических, теологических, антропоморфных концепциях жизни. Витализм и финализм (концепции Г. Дриша, К. Бэра, Э. Копа) и их философское обоснование в доктринах А. Шопенгауэра (учение о воле), А. Бергсона (жизненный порыв), Гартмана (учение о бессознательном). Финализм в концепции глобальной эволюции Тейяра де Шардена. Современное объяснение направленности биологической эволюции. Необратимость как одна из основных характеристик живых систем. (И. Пригожин).

Коллоквиум к теме 5

Обсудите статьи:

Майр Э. Причина и следствие в биологии // На пути к теоретической биологии. М. 1970.

Тема 6. ГЕНЕТИКА И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. БИОТЕХНОЛОГИИ И ЭТИКА.


Генетика как лидер современного естествознания. Проблемы воспроизводства живого, тайны генетического кода. Биополитика и евгеника. Новые биомедицинские технологии в ракурсе антропологии. Биотехнология и этика. Социобиология и источники ее методологической ориентации (абсолютизация генетического знания, эволюционное значение поведения, аналогия поведения человека и животных...) Этика науки и проблема клонирования человека. Исследование взаимосвязи физического, биологического, духовного аспектов бытия. Генетика и психофизиология человека. Гены и мыщление. Биологические корни человеческого понимания. Гуманитарные аспекты психофизики. Функциональная асимметрия человека и особые состояния сознания.

Коллоквиум к теме 6.

Обсудите статьи:

Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. 1992. № 3.

Рьюз М. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление. // Вопросы философии 1989 №8.

Тищенко П.Д. Философия биоэтики. // Вопросы философии. 1992. №3.

Кордюм В.А. Биоэтика - ее прошлое, настоящее и будущее // Практическая философия. 2001. № 3. С.5-20.

Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика. Аксиологические альтернативы // Вопросы философии. 1994. № 3.


Тема 7. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ.


Глобальные проблемы современности. Экологическая проблема и современный цивилизационный кризис. Становление экологии как общенаучного знания: от экологии биологической к экологии человека, социальной экологии, глобальной экологии. Понятие экофилософии. Наука и поиск путей развития цивилизации. Философия и ее роль в разрешении экологической проблемы. Философия природной среды. Динамика отношений «человек-природа» от античности до современности. Экологический императив, Глубинная экология. Пути формирования экологической культуры Человек и биосфера. Критический анализ основных сценариев экоразвития человечества: антропоцентризм, техноцентризм, биоцентризм, космоцентризм, экоцентризм. Понятие экологического императива.

Коллоквиум к теме 7.

Обсудите следующие работы:

Предмет экологии человека. М. 1991.

Основания цивилизации: философский анализ. М. 2001.

Моисеев Н.Н. Нравственность и феномен эволюции: экологический императив и этика ХХ в.// Общественные науки и современность. 1994. № 6, С. 131-139.

Экология и образование (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 2001.№ 10. С.3-27.

Рефераты

1. Структура восприятия и биологические корни понимания.

2 .Экология человека.

3. Специфика биологического познания.

4. Эмерджентная концепция сознания в современной философии науки.

5. Философские проблемы биоэтики.

6. Постчеловеческое будущее и проблемы «конструирования» человека.

7.От натурфилософии к биофилософии.

8. Биоэтика: принципы, правила, проблемы.

9. Генетика — основа научного мировоззрения.

10. Эволюционное учение и биология.

11. Социобиология и человеческое поведение.

Распределение часов курса по темам и видам работ




Наименование тем


Всего часов


Аудиторные занятия (час.)


Самостоятельная работа (час.)


в том числе


лекции


коллоквиумы


1

2

3

4

5

6

1


Тема 1. Философия биологии. предмет и место в системе знания.

4


2

2


4


2


Тема 2. Специфика биологии как науки.

4


2


2


4


3

Тема 3. Пути построения теоретических знаний в биологии

3

4




6

4

Тема 4. Биология и




4










эволюционная методология.

4







4

5

Тема 5. Детерминация
















биологических систем.

4

2

2

4

6

Тема 6. Генетика и




4










психофизиология человека.

4




2

4




Биотехнологии и этика.













6

Тема 7. Философские

4

4

2

4




проблемы экологии.
















итого

64

22

10

32

Форма итогового контроля

зачет

Вопросы к зачету


1. Особенности живого как объекта биологии. Проблема биологической «реальности».

2. Специфика познания живых объектов. Антиредукционизм и биология.

3. Этапы развития эволюционных идей в биологии.

4. Идея глобального эволюционизма, коэволюция.

5. Современная теория биологической эволюции как синтез идей теории эволюции

Ч. Дарвина и генетики.

6. Экологическая проблема и современный цивилизационный кризис.

7. Принципы развития и системности в биологии. Историзм и органицизм.

8. Проблема детерминизма в биологии.

9. Проблема соотношения биологического и социального. Социобиология.

10. Биотехнологии и этика.

11. Этические проблемы применения генетических знаний. Концепции генно-культурной коэволюции.

12. Проблема целостности в познании живого. Критика холизма, витализма.

13. Основные направления теоретического мышления в биологии. Законы биологии.

14. Эволюция жизни как процесс познания. Эволюционная эпистемология.

15. Экология биологическая и экология человека. Экологический императив.


Учебно-методическое обеспечение курс

Учебники:

1. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата философских наук. Под ред. В.В. Миронова М..2006. С. 261-317.

2. Философия современного естествознания. М.. 2004. С.

3. Философия естественных наук. Под ред. С.А. Лебедева М. 2006. С. 213-287.

4. Борзенков В. Г. Биофилософия сегодня. М.2006.

Основная литература:

  1. Биофилософия. М.1997.

  2. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М.1998.

  3. Борзенков В.Г. Биология: современные концепции // Философия современного естествознания. М. 2004 С.118-155.

  4. Борзенков В.Г. Философские основания теории эволюции. М. 1987.

  5. Брызгалина Е.В. Индивидуальность человека. М. 2000.

  6. Введение в биоэтику. М.1999.

  7. Волькенштейн М.В. Современная физика и биология // Вопросы философии. 1989.№8.

  8. Воронцов Н.Н. История эволюционных идей в биологии. М. 1999.

  9. Корочкин Л.И. Религиозно-этические и методологические проблемы современной биологии и генетики // Наука. Философия. Религия: в поисках общего знаменателя. М. 2003. С. 200-218.

  10. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М. 2000.

  11. Майр Э. Причина и следствие в биологии // На пути к теоретической биологии. М. 1970.

  12. Матурана У. Варела Ф. Древо познания: биологические корни человеческого понимания. М.2001. 224 с.

  13. Никитин А.Ф. Современный курс биологии. СПб. 2006.

  14. Поттер ван Ранселер. Биоэтика: мост в будущее. Киев. 2002.

  15. Рьюз М. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление.// Вопросы философии 1989 №8.

  16. Тищенко П. Д. Новейшие биомедицинские технологии: философско-методологический анализ.// Вызов познанию. М. 2004. С.309-333.

  17. Тищенко П.Д. Философия биоэтики.// Вопросы философии 1992 №3.

  18. Тищенко П.Д. Что такое биоэтика? Биоэтика :вопросы и ответы. М Юнеско. 2005.

  19. Фролов И.Т. Философия и история генетики. Поиски и дискуссии. М. 1988.

  20. Философские проблемы биологии. РС ИНИОН. М.1984.

  21. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск. 2001. С. 176-249.

  22. Юдин Б.Г. Биоэтика: принципы, правила, проблемы // Принципы биоэтики. М. 1998. 472 с.

  23. Юдин Б.Г. От утопии к науке: конструирование человека // Вызов познанию. М. 2004. С.261-282.

  24. Юлен М. Чувственные качества (квалиа) - вызов материалистическим теориям познания // Вопросы философии. 2005. №3.С. 81-92.

Дополнительная литература:

  1. Барнетт А. Род человеческий. М. 1968.

  2. Бек У. Что такое глобализация? М. 2001.

  3. Беккер Г.К. Манипулируя природой: Вызов современных биотехнологий традиционной концепции природы // Наука - Философия - Религия: в поисках общего знаменателя. М. 2003. С. 218-227.

  4. Гарвер К., Гарвер Б. Геном человека и евгенические проблемы // Усовершенствование и вырождение человеческого рода. Томск. 1995.

  5. Гнатин Е. Человек и его перспективы в свете антропогенетики. Философский анализ. М.2005. 603 с.

  6. Гершензон С. Буксневская Т. Евгеника: 100 лет спустя // Человек 1996 №1.

  7. Гершензон С.М., Бужиевская Г.И. Евгеника: 100 лет спустя // Человек. 1996. № 1.

  8. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. М. 1998

  9. Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования. М. 2002.

  10. Глобализация и философия. М. 2001.

  11. Глобализация: синергетический подход. М. 2002.

  12. Глушкова В.Г. Макар С.В. Экономика природопользования. М. 2003.

  13. Делокаров К.Х. Глобализация и законы нелинейного мира // Единство и этнокультурное разнообразие мира. Диалог мировоззрений. Нижний Новгород. 2001.

  14. Деннет Д. Виды психики: на пути к пониманию сознания. М. 2004.

  15. Дубинин М.П. История и традиции советской генетики. М. 1992.

  16. 15.Егоров В.С. Философия открытого мира. М; Воронеж. 2002.

  17. Ичас М. О природе живого: механизмы и смысл. М. 1994.

  18. 17.Карпинекая Р.С. Лисеев И.К. Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М. 1995.

  19. 18.Кордюм В.А. Биоэтика- ее прошлое, настоящее и будущее // Практическая философия. 2001.№ 3. С.5-20.

  20. 19. Корочкин Л.И. Биология индивидуального развития. М. 2002.

  21. 20. Корочкин Л.И. Гены, онтогенез и проблемы эволюционного развития // Эволюционная биология. Томск. 2001.С. 49-72.

  22. 21. Кутырев В. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород. 1994.

  23. 22. Лима де Фариа А. Эволюция без отбора. М. 1991.

  24. 23. Любищев А.А. О постулатах современного селектогенеза // Проблемы эволюции. Новосибирск. 1973. Т. 3. С. 31-56.

  25. Мейен С.В. Заметки о редукционизме // Методология биологии: новые идеи. М. 2001. С. 5-14.

  26. Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М. 1999. С.34-69.

  27. Методология биологии: новые идеи. М. 2001.

  28. Мещерякова Н.А. СТЭ и номогенез: логические возможности и эволюционистские притязания // Методология биологии: новые идеи. М. 2001. С. 131-151.

  29. Минард Е. Эволюция богов. М. 1996.

  30. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. М. 1998.

  31. Олескин А.В. Биополитика. М. 2001.

  32. Павленко А.Н. «Экологический кризис» как псевдопроблема // Вопросы философии. 2002. №7.

  33. Природа биологического познания. М. 1991.

  34. Пузырев В.П. Генетика населения, геногеография и геномная медицина // Эволюционная биология. Томск. 2001.С. 342-358.

  35. Реймерс Н.Ф. Концептуальная экология. М.1992.

  36. Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика. М. 2002. 414 с.

  37. Силуянова И.В. Нравственная типология профессиональной биомедицинской этики // Наука - Философия -Религия: в поисках общего знаменателя. М. 2003. С. 262-283.

  38. Стратегия выживания: космизм и экологизм. М. 1997.

  39. Тищенко П. Био-власть в эпоху биотехнологий. М. 2001.

  40. Тищенко П.Д. Геномика - мир «другого модерна» // Философия науки. М. 2003. Вып. 8. С. 201-220.

  41. Философия экологического образования. М. 2001.

  42. Фогель Ф., Мотульский А. Генетика человека. Т. 1,2,3.

  43. Фролов И.Т. Избранные труды. Т.1, 2. 2001.2002.

  44. Фукуяма У. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции. М. 2004. 349 с.

  45. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике. М. 2002.

  46. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. М.

  47. Черникова И.В. Постнеклассическая наука и философия процесса. Томск. 2007

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «философско-методологические проблемы биологии, экологии» Автор программы iconПримерные программы дисциплин базовой части общенаучного цикла 1
Содержание: Актуальные проблемы, методологические достижения и перспективные направления наук о биологическом многообразии, физиологии,...
Рабочая программа дисциплины «философско-методологические проблемы биологии, экологии» Автор программы iconПроблемы применения магнитострикции в нанотехнологии
Круглый стол «Философско-методологические проблемы когнитивных и компьютерных наук»
Рабочая программа дисциплины «философско-методологические проблемы биологии, экологии» Автор программы iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Рабочая программа составлена с учётом образовательной программы школы на основеФедерального Государственного стандарта, Примерой...
Рабочая программа дисциплины «философско-методологические проблемы биологии, экологии» Автор программы iconРабочая программа по курсу биологии 6 класс
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.), Примерной программы...
Рабочая программа дисциплины «философско-методологические проблемы биологии, экологии» Автор программы iconРабочая программа по биологии 7
Рабочая программа по биологии 7 класс составлена на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) по...
Рабочая программа дисциплины «философско-методологические проблемы биологии, экологии» Автор программы iconБиологии и экологии материалы
Всероссийская молодежная научная конференция «Актуальные проблемы биологии и экологии»
Рабочая программа дисциплины «философско-методологические проблемы биологии, экологии» Автор программы iconПояснительная записка рабочая программа курса биологии для 10-11- классов
Рабочая программа курса биологии для 10-11- классов составлена на основе «Программы курса биологии для 10-11- классов общеобразовательных...
Рабочая программа дисциплины «философско-методологические проблемы биологии, экологии» Автор программы iconСистема семиотических аксиом информатики как фундаментальной науки
Круглый стол «Философско-методологические проблемы когнитивных и компьютерных наук»
Рабочая программа дисциплины «философско-методологические проблемы биологии, экологии» Автор программы iconРабочая программа дисциплины «основы экологии и природопользования»
Целью дисциплины «Основы экологии и природопользования» является ознакомление студентов с основными научными направлениями в экологии...
Рабочая программа дисциплины «философско-методологические проблемы биологии, экологии» Автор программы iconРабочая программа по курсу биологии 10 класс
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.), Программы основного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница