I. История становления специального детского дома 10




НазваниеI. История становления специального детского дома 10
страница1/5
Дата22.09.2012
Размер0.81 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5




CОДЕРЖАНИЕ стр

Введение 2

ГЛАВА I. История становления специального детского дома 10

г. Кондрово (1942 – 1954 гг)

    1. Первые шаги

    2. Функционирование учреждения в послевоенное время

ГЛАВА II. Кондровский детский дом с 1955 г. по 1987 г. 24

2.1. Успехи педагогического коллектива

2.2. Время перемен

2.3. Судьбы выпускников

ГЛАВА III. Влияние личности директора на процесс становления 35

семейного детского дома

3.1. Строительство нового корпуса

3.2. Визит Президента РФ Б. Н. Ельцина

3.3. Внедрение семейного варианта

Глава IV. Функционирование детского дома на современном этапе 50

развития

4.1. Деятельность педагогического коллектива

4.2. Профориентация воспитанников

4.3. Будни детского дома

4.4. Устройство детей на воспитание в семью

Заключение 67

Источники 72

Литература 73

Приложение 76


Введение

Каждый родившийся ребёнок имеет право на счастливое детство, но прошли те времена, когда ребёнок был элитной частью общества. В условиях экономического кризиса, ухудшения уровня жизни населения, безработицы, нравственной деградации родителей усиленно заявляет о себе важная социально – экономическая проблема – сиротство.

Сиротство как общественное явление на Руси имеет многовековую историю. Судьба детей – сирот издавна решалась на Руси путём призрения. С этим понятием ассоциировалось прежде всего устройство подкидышей, незаконнорожденных. Именно они составляли контингент отвергнутых детей, от которых родители пытались избавиться любым путём.

Позднее к сиротам относились дети рабочей бедноты, разорившихся крестьян и ремесленников. Понятие «сирота» в советское время определялось как ребёнок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя. Фактически же с конца 60 – х годов речь идёт о таком антиобщественном явлении как социальное сиротство, опасность которого становится всё более очевидной: число детей – сирот растёт с каждым годом.

В XX в. наша страна пережила три волны сиротства. Первая волна была вызвана Первой мировой войной и последовавшей за ней войной гражданской; вторая волна сиротства явилась следствием Великой Отечественной войны; третья волна, наблюдаемая сегодня, связана с социально – экономическими и морально – психологическими проблемами нашего общества.

Горькая примета третьей волны – рост социального сиротства. Среди всех сирот (на момент 1995 г. их около 500 тысяч) только 5 % детей не имеют родителей, остальные имеют одного или обоих родителей, но не могут жить совместно с ними. До XX в. причиной сиротства почти всегда была смерть родителей. Двадцатый век породил новое явление – социальное сиротство, дети, брошенные родителями.

Одной из форм государственного попечения осиротевших детей является детский дом (далее – д/дом). Через эти образовательные учреждения прошли сотни тысяч детей, потерявших родителей.

В последние годы государственная политика по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, направлена прежде всего на улучшение их материального обеспечения, обучения, воспитания. Приняты ряд постановлений Правительства Российской Федерации, утверждена целевая программа «Дети – сироты».

Усилиями замечательных педагогов, руководителей, отдающих все свои силы этим детям, д/дома из казарменных учреждений всё больше становятся семейными, тёплыми домами.

Вопросами защиты детства сегодня занимаются Министерство образования РФ, Министерство социальной защиты населения РФ, Комитет по делам женщин, охране семьи, материнства и детства, определенные структуры в Государственной Думе РФ.

Статистика 1995 г. показывает, что сегодня в России насчитывается свыше 500 тысяч детей – сирот. Число д/домов ежегодно увеличивается из – за постоянного притока детей, лишившихся семейного тепла. В 676 д/домах, 297 школах – интернатах для детей – сирот, других образовательных учреждениях обучается и воспитывается более 400 тыс. человек.

Вместе с тем социально – политические процессы, происходящие ныне в России, заставляют искать новые пути и формы воспитания детей – сирот, менять режим работы интернатных учреждений, ориентировать их в сторону семейственности и гуманизации. Серьёзные перемены произошли в последние годы в деятельности учреждений дл детей – сирот в России.

Данная работа посвящена изучению истории становления и формирования одного из таких учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Кондровского д/дома Калужской области Дзержинского района, признанного образцово – показательным учреждением в России. Рассмотрен и детально изучен каждый этап в истории д/дома начиная с даты открытия (1942 г.) до сегодняшнего времени (2005 г.). Подобного материала в нашей прессе и литературе недостаточно, существуют лишь обрывочные упоминания по работе отдельных служб д/дома или статистический материал об учреждениях подобного типа. Например, статья Одинцовой Л. и Шамаховой Н. раскрывает истоки зарождения и принципы перехода д/домов к семейному варианту1.Организации воспитания и трудового образования в д/домах посвящена статья Попова В. И.2. Социальному аспекту посвящена книга Бреевой Е. Б.: использование представленных в ней материалов поможет в деятельности работников социальных служб д/домов3. Проблемы оздоровления воспитанников (из опыта работы д/домов) решаются в материалах Всероссийского семинара4. Подробной информации, касающейся исторического аспекта развития учреждения подобного типа, в литературе не найдено.

Отдельных работ или подробных изданий по вышеуказанному д/дому тоже нет. Но это не значит, что прошлое д/дома совсем не интересовало исследователей. Историк – краевед Артизов А. Н. (ныне д. и. н., первый заместитель начальника Федерального архивного агентства) в своих очерках о районном центре упоминал о первых шагах становления д/дома. Красочными фотографиями фасада д/дома и внутреннего убранства сопровожден рекламный буклет «Кондрово 1615 - 2000»5, выпущенный к юбилею города. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что степень изученности самой истории, организации и формирование принципов деятельности д/дома, истоков прошлого минимальна.

Цель данной работы – воссоздать историю образования, проанализировать и выявить этапы становления и развития Кондровского д/дома как специального учреждения для детей – сирот в годы Великой Отечественной войны для создания целостного представления о принципах деятельности и функционирования данного заведения на сегодняшний день. Задачи работы:

1) выделить основные этапы в становлении учреждения для детей – сирот;

2) охарактеризовать основные моменты жизнедеятельности, быта, учебно – воспитательного процесса д/дома по отдельным периодам (согласно архивным документам);

3)выявить специфику развития и функционирования на современном этапе, отличительные черты Кондровского д/дома от других домов подобного типа.

Источниковую базу работы составили опубликованные и неопубликованные источники.

Неопубликованные источники можно разделить на две группы:

1) архивные документы;

2) воспоминания педагогов, завучей, выпускников.

Первую группу составляют документы, предоставленные Дзержинским районным государственным архивом и архивом Кондровского д/дома:

- «Штатное расписание и сметы административно – управленческого аппарата и подведомственных учреждений» на 1965 – 1971 г.г.

- бюджет по учреждениям просвещения на 1979 г.;

- приказы по основной деятельности 1974 г., 1981 г.

Благодаря первой подгруппе документов, включающих в себя приходно – расходные сметы на 1963 – 1967 гг. по подсобному хозяйству, распределение нештатных фондов, сметы расходов по всему д/дому ( с 1961 по 1971 г.), было подтверждено наличие и выявлен масштаб развития приусадебного хозяйства, занимаемые им площади, разведение скотоводства и домашней птицы. О развитии материальной базы д/дома по отдельным статьям расходов за 1961г. и 1963 г. можно судить из статистического сравнения с Полотняно – Заводским д/домом ( Ф. 1. Оп. 1.). Распоряжения по Кондровскому РОНО позволили установить процесс внутреннего взаимоперекрытия расходов по отдельным статьям в зависимости от сложившейся ситуации.

С помощью материалов бюджета по учреждениям просвещения, удалось установить распоряжения о передвижении кредитов в д/дом, увеличении или уменьшении ассигнований на содержание контингента, своды расходов на д/дом и мероприятия Министерства Просвещения РСФСР по бюджету Дзержинского района. Наличие цифр и фактического материала позволили обрисовать картину интенсивности местного финансирования д/дома.

Благодаря немногочисленным приказам по основной деятельности стало возможным установление количества личного состава, занимаемых должностей и окладов, полученного образования педагогического состава. Эти ценные сведения легли в основу одной из глав.

Таким образом, документы Дзержинского районного государственного архива стали точкой опоры при подборе информации о периоде с 1954 по 1981 г.г. Наличие архивных материалов именно по этому периоду позволило найти массу достоверных и полезных сведений.

Немаловажную информацию содержат материалы архива в самом д/доме. Сохранилось некоторое число старой документации: книги приказов по специальному д/дому с 1944 г. по 2005 г. , книги движения воспитанников, журналы педагогических советов и протоколы совещаний. Современный этап в развитии д/дома представлен отчётами служб, руководителей методических объединений педагогов, информацией педагогов дополнительного образования. Статистические данные по личному составу помогли в подборке сведений об образовании трудового коллектива, наградах, заслугах.

Этот вид архивных документов представляет наибольший интерес, т.к. только в них можно почерпнуть фактический достоверный материал о самом давнем и главном периоде жизни д/дома – становление его как специального учреждения для детей – сирот. Приказы, распоряжения директоров и администрации содержат скупую, но необходимую информацию, позволившую собрать материал об основном функционировании и перестройке старого здания, по составу воспитанников и педагогов, установить яркие моменты прошлого, воссоздать картину быта и культурной жизни обитателей, выявить насущные проблемы, стоявшие перед коллективом.

Внимательное изучение хранящихся в Дзержинском районном архиве и архиве Кондровского д/дома документов позволило уточнить и подтвердить многие исторические факты и события, осветить новые грани прошлого.

Вторую группу источников составляют воспоминания. Этот вид источников – незаменимый материал в исследовании. Он позволил окунуться в атмосферу давних дней и событий, увидеть прошлое глазами бывших выпускников д/дома, воспитателей, завучей и директоров. Из личных бесед с бывшими воспитанниками ( Ганьшин В. В., Стрелкова В. С., Семёнова А. М.) составлена полная картина послевоенного быта, условий проживания и обучения. Ценные сведения об истоках строительства и шефской помощи корпорацией «Трансстрой», связях бывшего директора Шалаевой Г. А. удалось почерпнуть от завуча тех лет Горбачёвой М. Н. , которая была непосредственным участником и свидетелем событий, связанных с переходом д/дома к семейному варианту. Поделилась информацией о годах своего правления Зуева В. А., бывший директор д/дома.

Таким образом, указанные две группы неопубликованных источников являются главными поставщиками ценной информации по составлению общей картины оформления учреждения для детей – сирот и установлению принципов формирования учебно – воспитательного процесса.

Вторую группу составляют опубликованные источники:

1) периодическая печать;

2) журнальные статьи;

3) материалы Всероссийского совещания директоров д/домов и школ – интернатов для детей – сирот.

Материалы по исследуемой теме периодически освещались в местной прессе. Публикации о д/доме можно найти в Дзержинской районной газете «Новое время» (издаётся с 12 августа 1930 г.), «Кондрово за неделю», где освещаются важные события и высказываются точки зрения по возникающим проблемам. Помощь в подборе материала оказала воспитатель Якушина Т. Ф., предоставившая газетные вырезки и публикации из личного семейного архива известной педагогической династии семьи Рыжовых – Якушиных.

В работе использованы подборки из ежемесячного научно – технического производственного журнала, учреждённого шефами Кондровского д/дома АО Корпорацией «Минтрансстрой» (основан в 1931 г. на базе Общественного объединения Научно – технической ассоциации учёных и специалистов транспортного строительства). Помимо поздравлений транспортным строителям, исчерпывающую информацию о ходе строительства нового здания и о работе шефов по благоустройству быта и хозяйства воспитанников содержит юбилейный выпуск 2004 г.

В работе использована брошюра, где собраны выступления участников Всероссийского совещания директоров д/домов, посвящённые решению проблем детей, находящихся в особо сложных условиях, состоявшегося 17 – 19 октября 1995 г. в г. Москве (инициатор и организатор совещания – Министерство образования Российской Федерации. Практическая направленность материалов делает их интересными и полезными для всех, чья деятельность тесным образом связана с судьбами российских детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В материалах совещания изложены вопросы эффективного функционирования учреждений интернатного типа в разных областях страны, рассмотрены проблемы допрофессиональной подготовки и занятости выпускников д/домов, освещён опыт работы школ – интернатов, вопросы развития личности в условиях семейного д/дома и ряд др. проблем. Широко представлен статистический материал (современный период времени). Данные сведения использованы в качестве дополнительной информации, подтверждающей глобальность данной проблемы в условиях нынешнего развития России.

Структура – настоящая дипломная работа состоит из введения, 4–х глав, заключения, списка используемых источников и литературы, приложения. Таким образом, используя вышеупомянутые источники можно сделать попытку воссоздать историю д/дома от истоков образования до сегодняшнего времени. В преддверии 65–летия д/дома данная работа послужила бы прекрасным дополнением к имеющимся сведениям и могла бы стать своеобразной «летописью» этого учреждения.


ГЛАВА I.

История становления специального детского дома Кондрово (1942 – 1954 гг)

1.1. Первые шаги

В XVII - XVIII в.в. в европейских государствах усиливается эксплуатация детей как наиболее дешевой рабочей силы. Из истории педагогики мы знаем, что детей, оставшихся без внимания семьи и общества, помещали в приюты. Во второй половине XVIII – начале XIX в.в. самые значительные исследования проблем детей, брошенных родителями, принадлежат Г. Песталоцци (1746 - 1827). На территории своего разорившегося хозяйства Г. Песталоцци на небольшие деньги, собранные за счет пожертвований, открыл в 1774 г. в Ньюхофе приют для сирот и беспризорных детей.

Дело по созданию приютов в Германии продолжил Й. В. Басседоу (1724 - 1790). Свои идеи Басседоу пытался воплотить в частном приюте в Дассау.

Теоретиком и организатором общественного воспитания в царской России был И. И. Бецкой (1704 - 1795). Для детей, брошенных родителями, и сирот И. И. Бецкой основал в Москве воспитательное учреждение и написал для него пособие «Генеральный план воспитательного дома». Главной целью он считал подготовку детей к жизни, их образование, обучение сельскохозяйственному и ремесленному труду.

Последствия Второй мировой войны заставили правительство стран, общественные организации и добровольные общества разработать мероприятия, направленные на защиту сирот, брошенных и беспризорных детей. Прототипом первого семейного детского дома стала построенная в 1946 г. в швейцарском городе Троген опекунская деревня. В Австрии, в Имсте, в 1949 г., была открыта «детская деревенька». Ее основал Г. Хмайнер. В ней, как правило, было 18-20 отдельных домиков. В каждом таком «семейном доме» жили 9-10 детей разного возраста и пола. О них заботилась воспитательница, часто – мать-одиночка. Она готовила, чинила одежду, вела хозяйство, помогала детям готовить уроки. В такой семье дети живут до тех пор, пока не станут взрослыми.

В Бельгии и Люксембурге детские дома совместного воспитания предназначены для детей от 3 до18 лет. Это детские дома семейного типа. Каждая семья в нем имеет свой дом. В нем живут воспитатели-супруги и 8-10 подопечных. В Дании детские дома отличаются меньшим количеством воспитанников (в самом большом д/доме живет 20 человек). Руководит д/домом всегда женщина, ей помогает кухарка, а иногда еще одна воспитательница. В Швеции, по данным 1969 г., в отличие от других стран, дети помещаются в д/дома максимум на 2 года, до тех пор, пока попечительские органы не подберут для каждого из них опекуна.

Империалистическая война ухудшила и без того тяжелое положение детей трудящихся в России. Детские приюты, существовавшие на средства благотворительности или в системе министерства государственного призрения, созданного незадолго до революции, были реорганизованы в новый тип учебно-воспитательных учреждений – детские дома (далее везде – д/дома).Они находились в ведении Народного комиссариата просвещения и стали органической частью системы народного образования. Однако, созданная сеть д/домов не в состоянии была охватить всех осиротевших детей и подростков. С тревогой отнеслась Н. К. Крупская, инициатор созданной системы общественного воспитания, к резкому сокращению сети д/домов в конце 20-х годов, когда беспризорность пошла на убыль. Она считала, что и впредь число детей, нуждающихся в полной заботе и содержании со стороны государства, будет значительным. Д/дома - не только учреждения для беспризорных – они в будущем превратятся в такие учреждения, куда наряду с сиротами, которых содержит государство, будут приниматься дети вне зависимости от социального положения их родителей, и содержание их будет оплачиваться или родителями, или коллективами организаций1.

Одной из утвердившихся форм воспитания осиротевших детей в последние годы стали детские дома семейного типа. Их ныне в России 343, и воспитывается в них более 2 тысяч детей и подростков. Действует положение о них, однако развернуть эту систему не удается прежде всего по экономическим соображениям. Практически с 1994 года таких семей не прибавилось.

Одним из таких д/домов стал Кондровский д/дом Дзержинского района Калужской области (до 1944 г. район относился к Смоленской области). Территория Дзержинского района была оккупирована немецкими захватчиками в первых числах октября 1941 г. Под пятой завоевателей 102 дня находился г. Кондрово. И хотя город внешне почти не изменился, немецко-фашистская оккупация нанесла огромный ущерб жителям города. Полуразрушенными оказались 4 средние и неполные средние школы, в одной из которых немцы устроили конюшню. Целиком сожжена восьмилетняя школа. Фашисты уничтожили оборудование и инвентарь районной больницы, хлебокомбината, торга, двух рабочих клубов, Дома пионеров, библиотеки. Оккупанты зарезали или увели почти весь принадлежавший населению скот и птицу, оставив многие семьи без средств к существованию1.

Уже на третий день после освобождения Кондрова (22 января) собралось бюро районного комитета партии. На повестке дня стоял один главный вопрос – о мероприятиях по ликвидации последствий немецкой оккупации. Решено было немедленно провести инвентаризацию уцелевшего имущества с одновременным учетом причиненного оккупантами ущерба; восстановить в кратчайший срок мост через р. Шаня; помочь с жильем оставшимся без крова2.

Особые страдания выпали в то время на детей, которые в страшной битве потеряли самых близких – родителей. Эта ноша тяжким грузом легла на хрупкие, неокрепшие детские плечи.

Немецкие самолеты совершали ночные полеты на Москву, их маршрут лежал через Кондрово. Защитники Москвы не допускали к столице немецких бомбардировщиков, и на обратном пути они сбрасывали свой смертоносный груз, куда им вздумается, не щадя мирные селения, эшелоны с эвакуированными жителями, детские сады, школы.

Во время отступления наших войск в районную больницу было доставлено много раненых, пострадавших во время бомбардировки и обстрела у железнодорожной станции Вязьма эшелона с эвакуированными жителями из Смоленска, Ярцева, Дорогобужа и др. городов, оставляемых нашими войсками. Среди раненых было много женщин с малыми детьми. Многие из них не оправились от ран и умирали прямо в больнице, а их дети оставались сиротами. После изгнания немецких оккупантов из района, таких сирот войны оказалось немало1.

По инициативе женщин г. Кондрово, после освобождения города, в середине марта 1942 г. было организовано первое собрание, а котором участвовало 120 человек. На нем выступила жительница города Галицкая Нина Павловна, которая горячо говорила о детях, оставшихся без родителей и лишившихся крова в период оккупации. Она призывала позаботиться о них. На этом же собрании возник вопрос о создании д/дома.

В заключении жительницы г. Кондрово единодушно приняли обращение ко всем женщинам Смоленской области, опубликованное на первой странице областной газеты «Рабочий путь» (печаталась в г. Москве), в котором говорилось: «Матери, сестры, дорогие подруги наши. В районах Смоленской области не должно быть ни одного ребенка, оставшегося без надзора. Приютим детей, примем их в свою семью. Их родители погибли от рук фашистов. Честь и слава советской матери, взявшей на воспитание детей-сирот!»1.

По распоряжению районного исполнительного комитета в старом одноэтажном деревянном здании с верандой, выходящей в парк, именуемом в Кондрово «Жуковкой», было решено открыть специальный д/дом. Специальным он должен был стать потому, что его создали по решению правительства страны только для детей - сирот офицеров Советской Армии и партизан Великой Отечественной войны2. До революции в здании, на месте которого сейчас находится д/дом, жила помещица Жукова, впоследствии эмигрировавшая за границу. После 1917 г. в этом доме поселились рабочие семьи. С 1928 г. по 1934 г. здесь размещалась больница. А с 1934 г.- Дом пионеров, директором которого назначили Егорова Ивана Петровича3.

Официальное открытие д/дома состоялось в мае 1942 г. Открыли его скромно, без речей. Привезенные из Калужского дет/приемника 45 детей (от 6 до 13 лет) впервые переступили порог своего нового дома. Первые воспитатели детского дома Мария Прокофьевна Меняйлова, Оксана Васильевна Борзыкина, а чуть позднее Клавдия Васильевна Горбикова и Галина Петровна Авдеева радушно, по матерински, взяли под свою опеку осиротевших детишек, старались заменить им своей заботой и участием тех, кого они потеряли4. Возглавить работу этого детского учереждения было поручено Тихомировой Анне Семеновне, опытному педагогу и воспитателю5.

К ноябрю 1942 года в детском доме насчитывалось более 100 детей (1932 – 1940 г. рождения).6 Практически ежемесячно д/дом пополнялся вновь прибывающими детьми из Калужского дет.приемника или Мосальского д/дома. Не взирая на трудности военного времени, для детей-сирот создавались необходимые условия жизни, учебы и воспитания. А условия эти были не из лучших. Дом отапливали дровами (т.к. в здании было печное отопление), которые приходилось заготавливать самим же воспитанникам вместе с завхозом. Для этих целей регулярно выделялась лошадь с телегой. При неправильной эксплуатации отопления существовала опасность воспламенения. Хорошим уроком послужил случай халатности в 1949 г. – в 20 ч 15 мин в спальне первой группы начался пожар (загорелся матрац Глазова Павла от сильного перегрева печи), т.к. воспитатель разрешил топить печи вечером, вопреки установленному в д/доме порядку топить печи до 14 ч дня. Силами воспитанников и воспитателей пожар был ликвидирован, а виновные сурово наказаны1.

Групповые комнаты служили и столовой, и классом одновременно. Позже первые воспитанники вспоминали: «Мы всей семьей приехали в Кондровский детский дом в октябре 1943г.,- вспоминает бывшая воспитанница Анастасия Михайловна Семенова. - Родителей с нами не было. Маму фашисты расстреляли как жену командира партизанского отряда. В бою погиб и папа. Мы, пятеро детей, остались сиротами. Мне – тринадцать лет, была самой старшей. Младшей шел второй годик от роду. Все пятеро, мы выросли в детском доме. У всех теперь свои семьи. Даже представить себе не могу, что с нами было, если бы не оказалась здесь, в окружении добрых, сердечных, неутомимых кондровчанок…2.

Дети семьи Бирюлиных попали в д/дом в 1943 г., после того, как отец погиб, а мама была расстреляна фашистами как жена командира партизанского отряда. Осиротевшие дети (их было пятеро от полутора до 13 лет) более года жили одни без средств к существованию. Галина Михайловна Бирюлина, младшая сестра, вспоминает: « Когда оказались в Кондровском детском доме - это было в 1943 г. в октябре, как рассказывала потом Настя, чувствовали себя в раю. Я то была малая совсем, ничего не понимала. В этом доме и выросла. Здесь моя семья, здесь моя родня»1.

Кондровчане несли сюда все, что могли выделить из своей семьи-чашки, кружки, ложки, вилки, платьица, пальто, ботиночки. Одним словом, лишь бы сгодилось детям, лишь бы нашло применение в хозяйстве детского дома.

Большим подспорьем у д/дома было небольшое приусадебное хозяйство, где работали и взрослые, и дети, обеспечивая себя самым необходимым – питанием. Картофель, капуста, свекла, морковь – вот малый перечень того, чем богат был огород. Позже, когда встанет вопрос о благоустройстве близ лежащей территории, будет принято решение о посадке плодово-ягодных деревьев и кустарников, разработке гряд и клумб под цветы.

В 1942-1943 г. думали о насущном – о хлебе. Получение хлебных и промтоварных карточек было предписано бухгалтеру Кожовой М. Г.2.Со стороны администрации проводился четкий контроль за его разделом. Такие меры были приняты с целью недопущения случаев расхищения продуктов, которые имели место. За допущенное сокрытие или хищение продуктов нарушители наказывались (строгий выговор либо увольнение с работы)3. В обязанности старшего воспитателя было вменено присутствие при выдаче хлеба из кладовой в столовую4. Поступающие на д/дом продукты (кроме хлеба) доставлялись с базы торга5. Разнообразием продуктов для сирот похвастаться было нельзя, но в рационе детей было и сало, и масло, и печенье. В послевоенное время, когда страна и область постепенно оправятся от последствий войны, с продуктами стало легче. Уже в 1946 г. согласно письма ОБЛОНО было получено от Облторготдела 105 оздоровительных пайков, следствием чего стало введение полдника с 7 июня 1946 г.1. Позже, уже в 1954 г., по распоряжению Облоно за №11/1357 стоимость питания в день на одного ребенка составляла 7 р. 36 коп.(для сравнения – оклад уборщицы в 1944 г. был всего 75 р.)2. Питание персонала работников д/дома проводилось путем приготовления пищи в отдельном котле по отдельно выписанной накладной. Плата за питание сотрудников взималась по фактической стоимости продуктов, отпущенных со склада (приказ №110 от 21/08-50г.)3. Позднее, в 1952 г., была начата поставка скота для мяса из колхоза «Победа Сталина» Кургановского сельсовета4. Для отдельных воспитанников (по рекомендации медицинских работников) вводилось дополнительное питание.

1.2. Функционирование д/дома в послевоенное время

Контингент воспитанников д/дома постоянно пополнялся за счет прибывающих детей из разных районов области. Бурное прибытие детей (по рекомендации Облоно) началось уже с 1947 г. 5. В большинстве случаев это были воспитанники Калужского детприемника, Мосальского д/дома, д/дома «Павлищев Бор». Данные анализа роста числа воспитанников легко проследить по отчетам тех лет: 1948 г.- 110 чел., 1949 г. – 100 чел., 1950 г. – 93 чел., 1951 г. – 72 чел., 1952 г. – 72 чел., 1953 г. – 91 чел., 1954 г. – 94 чел. В зависимости от возраста (а он колебался от 1932 до 1940 г. рождения) воспитанников делили на 4 группы: «нулевка», младшая, средняя и старшая. Старшие следили за малышами, помогали им, если это было необходимо. Воспитатели младшей группы Пахомова М. П., а вслед за ней и Позднякова М. Б. с благодарностью принимали заботу старших о младших детях.

Время было трудное. Но и в это время дети были окружены заботой и вниманием местных жителей. Помощь оказывали и Кондровская, и Троицкая бумажные фабрики, хотя их коллективам и самим работалось нелегко.

В д/ доме была создана своя пионерская организация, которая носила имя Зои Космодемьянской. Руководил ею старший пионервожатый Воейков Марк Сергеевич. Под его руководством ребята построили корабль, который назвали «Зоя». Председателем совета дружины в то время была Ляховкина Рима. Пионеры выполняли все возложенные на них обязательства, активно участвовали в общественной жизни детского дома. Ежедневно выпускалась газета «Дружба», рассказывающая о жизни д/дома. За добросовестное отношение к своим обязанностям и активное участие в общественной жизни редколлегия газеты (воспитанники Гуров И., Хорошкова З., Соловьев А., Кузнецова З.) и ее идейный вдохновитель старший пионервожатый Воейков М.С. не раз получали благодарность за свою деятельность1.В целях улучшения качества газеты и регулярного выпуска были установлены ответственные воспитатели2.

С целью изучения родного края организовывались туристические походы (на 2 дня в количестве 34 человек в г. Юхнов)3. В дни празднования первомайских праздников колонна воспитанников д/дома признавалась лучшей по организации и оформлению4. Увлекательно и по деловому проходили пионерские сборы под руководством Марка Сергеевича (например, сбор «Мир победит войну!)5 . В 1949 г. детский дом перешел на полное самоуправление. Весь обслуживающий персонал в 18.00 ч уходил домой, а вся ответственность ложилась на совет дружины, который прекрасно справлялся со своей работой.

Малышами занимались воспитатели «нулевок», а деятельность старших детей необходимо было тщательно планировать и организовывать. Это прекрасно понимала администрация д/дома и уже с 1946 г. началось функционирование столярной мастерской, руководил которой Баринов А. И.

Воспитанникам старшей группы ежедневно отводилось 4 часа для работы в мастерской. Именно там стали появляться новенькие табуреты для столовой, скамьи для малышей. Под руководством Баринова А. И. ребята осваивали мастерство изготовления полочек, разделочных досок, вешалок. Так день за днем д/дом обзаводился кое-каким инвентарем. В октябре 1946 г. открылась швейная мастерская, которую возглавила портниха Ксенофонтова. Приказом №3 от 23/09-1946 г. производственную работу обеих мастерских перевели на сдельную оплату1. В целях упорядочения и уточнения расходов мануфактуры на пошив различного обмундирования была назначена постоянная комиссия, без присутствия которой раскрой не производился.

Ребята умело сочетали учебу с трудом и отдыхом. Своими силами поставили оперу «Ночь в лесу», проводили интересные тематические вечера, ставили сценки из спектаклей, готовили костюмы для них, исполняли хоровые и сольные песни. В детском доме работали многие кружки: хоровой, литературный, танцевальный, кружок рукоделия, духовых инструментов. Лучшие воспитанники награждались путевками в пионерский лагерь «Артек».

Одно из первых мест в жизни ребят занимал спорт. В1951 г. д/дом посетил мастер спорта по шахматам Михаил Ботвинник. Вот как описывает это событие в своих воспоминаниях Марк Воейков : «Все были на реке, купались. Вдруг дежурный по детскому дому скатывается с горы и кричит с испугом, что на красивой легковушке приехал дядя – чемпион. В один миг все воспитанники и воспитатели, одеваясь на ходу, были у парадного крыльца нашего жилого корпуса. На ступенях стоял Михаил Моисеевич Ботвинник, тогдашний чемпион мира по шахматам. Проезжая мимо г. Кондрово, он завернул к нам. Такой плотный, красивый, в очках золотой оправы, он тут же дал сеанс игры с тринадцатью юными шахматистами. Все страшно болели и переживали за наших. А Михаил Моисеевич, играючи, почти не думая, шагал от одной доски к другой, и через полчаса 12 наших знатоков шахмат сдались. Остался только один Толя Докучаев из 7 класса. В шутку или всерьез, но наш гость стал задумываться и наконец предложил «ничью», которая под бурные аплодисменты 150 воспитанников детского дома была принята Толей. Ничья с самим чемпионом мира М. Ботвинником!? Была ли она настоящая, честная ничья или ее подарил нам Михаил Моисеевич – так никто точно и не знал»1.

А в 1952 г. в гости к детям детского дома приезжала мама двух героев Отечественной войны Зои и Александра Космодемьянских – Любовь Тимофеевна Космодемьянская, которая рассказала об итогах Всемирного конгресса сторонников мира. В один из холодных февральских вечеров к крыльцу основного корпуса подъехала лошадка с простыми санями. В длинной шубе, вся в снегу, в дом вошла красивая высокая пожилая женщина. Это и была Любовь Тимофеевна Космодемьянская, мать двух Героев Советского Союза. Узнав, что в г. Кондрово есть специальный детский дом, а в нем пионерская дружина, носящая имя Зои Космодемьянской, она после выступления в Калуге, отложив все, приехала на пригородном поезде, а затем на перекладных и попутных.

Встреча с ребятами была трогательной и незабываемой. Рассказ о подвигах ее дочери и сына потряс всех. Любовь Тимофеевна говорила и плакала, замолкала и вновь рассказывала, и опять горько, по-матерински всхлипывала. Ребята поужинали вместе с дорогой гостьей, потом пили чай и уже поздно-поздно вечером уложили Любовь Тимофеевну спать на лучшую кровать2.

И педагоги, и обслуживающий персонал (прачки, уборщицы, ночные няни) прилагали максимум усилий, чтобы учреждение соответствовало принятым стандартам. В целях организации контроля за деятельностью воспитанников введено плановое дежурство воспитателей. Дежурный воспитатель обязан был производить прием и передачу смен, расписываться в специальной тетради, где фиксировались нарушения. Прием смен производил ночной дежурный1. До начала работы воспитатели предоставляли дневные планы завучу для просмотра; не имеющих плана могли не допустить к работе либо наказать дисциплинарным взысканием. Назначенный директором старший воспитатель присутствовал при взвешивании продуктов в столовой, контролировал подготовку домашних заданий учащимися по основным группам, отвечал за соблюдением санитарных условий быта, чистоты и дисциплины. При формировании штата педагогов д/дома предпочтение отдавалось имеющим соответственное образование. С 1947 г. наличие педагогического образования стало обязательным условием приема на работу, не имеющих его – предупреждали, а впоследствии освобождали от занимаемой должности2. Администрацией приветствовалась заочная форма обучения. Сессии будущим педагогам не оплачивались, учились в то время за свой счет3. В целях повышения квалификации педагогов впервые в 1950 г. в г. Калуге, на базе Института усовершенствования учителей, были организованы курсы воспитателей, куда были откомандированы и педагоги д/дома 4 .

Вскоре спальный корпус, стены которого уже обветшали, не мог вмещать в себя постоянно увеличивающееся число детей. В 1952 г. директор д/дома Курганов Юрий Герасимович встретился с руководством Облоно по вопросу строительства нового дома5. Одобренное свыше и начатое строительство не раз приостанавливалось из-за отсутствия строительных материалов. Завхозу Ващенко П. Н. приходилось ездить за ними в г. Верхний Волочек6. Лишь к концу 1953 г. удалось завершить строительство спального корпуса.

Ежеквартально проводилась инвентаризация твердого и мягкого имущества, для чего из сотрудников д/дома создавалась комиссия (бухгалтер, завхоз и представитель МК)1. Кастеляншей велся общий учет белья, его движение по спальням, группам и прачечной. Новое белье получали со склада. В целях сохранения имущества, предотвращения воровства и подмены белья со стороны работников, было принято решение на каждого воспитанника завести бельевые арматурные карточки. Все белье закрепляли за воспитанниками, на нем дети вышивали свои инициалы и №, записанный в книге движения2. Строгое наказание несли те, кто позволял себе воспользоваться казенными вещами без разрешения директора (будь то валенки или лошадь – нарушителя могли снять с работы)3.

Новые тенденции в жизнь внес 1954 г. Решением Калужского Облоно, на основании распоряжения Министерства Просвещения РСФСР, д/дом из специального перевелся на штат д/домов общего типа. Эти перемены нашли свое отражение в привычном укладе жизни дома. По приказу директора все воспитанники укомплектовывались не в 4 группы, как это было всегда, а только в 3: 1 группа (ст. воспитатель Борзыкина ) – 31 человек (2 кл. – 19 чел., 8 кл. – 6 чел., медшкола – 3 чел., пед.училище – 3 чел.); 2 группа( ст. воспитатель – Горбикова К. Н. и Меняйлова) – 32 человека (4 кл. и 5 кл.); 3 группа (ст. воспитатель – Бирюлина и Бычкова)-31 человек (6 кл. и 7 кл.) 4.Такое распределение воспитанников по группам позволило коллективу д/дома достичь немалых успехов в 1954 г. Во второй четверти резко повысилась успеваемость в школе (построенная в 1938 г. новая школа по ул. Советской после более чем полугодовалого перерыва во время оккупации вновь распахнула свои двери для школьников5, число которых пополнили воспитанники д/дома) –все это благодаря напряженной работе сотрудников и воспитателей.

Таким образом, к концу 1954 г. закончился первый этап в формировании Кондровского д/дома как специализированного учреждения закрытого типа. Полностью укомплектован состав воспитанников. Подобран квалифицированный педагогический кадровый состав, обслуживающий персонал, тем самым обеспечив работой и постоянным заработком жителей города – работников д/дома. Улучшилась материальная база, что позволило осуществить строительство спального корпуса. Благодаря напряженной работе коллектива сотрудников и воспитанников резко повысилась успеваемость учащихся, посещающих учебные учреждения, дисциплина. Были оформлены положения о внутреннем порядке. С 1954 г. решением Калужского Облоно на основании распоряжения Министерства Просвещения РСФСР д/дом переведен на штат д/домов общего типа1 .


  1   2   3   4   5

Похожие:

I. История становления специального детского дома 10 iconДипломная работа по предмету: «Педагогика» на тему: «Опыт православного воспитания детей Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих»
История Сергиево-Посадского детского дома и храма пр. Сергия Радонежского, находящегося на его территории 15
I. История становления специального детского дома 10 iconА. Ю. Просеков технология продуктов детского питания
«Технология детского и функционального питания» направления 260500 «Технология продовольственных продуктов специального назначения...
I. История становления специального детского дома 10 iconМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дом детского творчества» п. Ханымей согласовано На педагогическом совете
Дополнительное образование – сложная и динамичная социальная структура. В стенах Дома детского творчества взаимодействуют педагоги,...
I. История становления специального детского дома 10 iconОбразовательная программа элективного курса художественной обработки разных материалов (предметный дизайн) методическая разработка 2009 г Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества «Истоки»
Администрация муниципального общеобразовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества «Истоки»
I. История становления специального детского дома 10 iconIssn 1994-85-81 Общие вопросы образования 5
Психолого-педагогические особенности становления учебной мотивации студентов технического среднего специального учебного заведения...
I. История становления специального детского дома 10 iconПояснительная записка Уже несколько лет воспитатели нашего детского дома работают в направлении воспитания чувства патриотизма и толерантного отношения воспитанников к культуре и быту коми народа.
Уже несколько лет воспитатели нашего детского дома работают в направлении воспитания чувства патриотизма и толерантного отношения...
I. История становления специального детского дома 10 iconКоррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта Выпуск 1
Авторы-составители З. И. Алексеева, А. П. Подгорная, учителя детского дома-интерната №1 г. Петродворца
I. История становления специального детского дома 10 iconИстория средних веков в двух томах под п общей редакцией
Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебника для студентов университетов, обучающихся...
I. История становления специального детского дома 10 iconВзаимодействие социальных и правовых аспектов в процессе становления информационного общества в россии (социально-философский анализ)
...
I. История становления специального детского дома 10 iconПрограмма развития
Моу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Детского дома щмр мо на 2011 -2016 учебные годы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница