Балтийская педагогическая академия




НазваниеБалтийская педагогическая академия
страница1/20
Дата21.09.2012
Размер3.51 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Региональная общественная организация учёных

БАЛТИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

--------------------

Отделение трансперсональной психологии и педагогики

НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ

---------------------------------------------------------------------


ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ


Вып. 80 - 2008 г.





СОЗНАНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, ИСКУССТВО: ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2008

Редакционная коллегия выпуска:


Волков И.П., Курис И.В.,

Сойдла Т.Р., Бурановская Н.А,

Ответственный за выпуск: проф. Курис И.В.


РЕДАКЦИЯ ВЕСТНИКА:

Главный редактор – И.П. Волков

Зам. главного редактора по выпуску – И.В. Курис

Секретарь – Н.А.Бурановская


Адрес редакции:

190121, Санкт-Петербург, ул. Декабристов, 35.

Кафедра психологии им. проф. А.Ц. Пуни.

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Физической Культуры им. П.Ф. Лесгафта

Тел. (812) 714-66-27 Факсы: (812) 714-10-84; (812) 550-02-11

www.baltacademy.ru


В 36


Печатается на средства авторов и взносы членов БПА

по отделению трансперсональной психологии и педагогики и Регионального Северо-Западного отделения Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии

(Руководитель отделения – член-корр. БПА, проф. И.В. Курис)


© РООУ БПА

© И.В. Курис

(E-mail:


«ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ»

Научное издание (сокращенное название: «Вестник БПА»)

Основано в июле 1995 года, в г. Санкт-Петербурге. Лицензия № 00-5832.

Международная регистрация:

ISSN 1818-6467 (Vestnik BPA)

-----------------------------------

Подписано к печати 23.03. 2008 г. Печать ризографическая

Зак. 04. Тираж 150 экз. Формат бумаги 60х90 РООУ БПА

СОДЕРЖАНИЕ стр

От редколлегии вестника……………………………………………………………..6

ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Дрогалина Ж В.В. Налимов и трансперсональная психология…………………… 8


НАВСТРЕЧУ 7-й КОНФЕРЕНЦИИ АТПП


ТЕЗИСЫ ПЛЕНАРНЫХ ДОКЛАДОВ

Майков В. Безумие и творчество: трансперсональный взгляд……………………….

Козлов В. Творчество как состояние сознания…………………………………….......

Крупицкий Е. и соавт. Рандомизированное исследование психоделической психотерапии героиновой зависимости……………...................................

Петренко В. Сопоставление практик работы с образом в тантрическом

буддизме и в современной гипнотерапии………………………………..

Ровнер А. Тропа восхищенности………………………………………………………...

Файдыш Е. Творчество как трансперсональный опыт.Тезаурус архетипов.…………


Кушнер А. Дневные сны…………………………………………………………………

Николаева О. Поэзия как энергия………………………………………………………

Груздев В. Искусство живописи…………………………………………………………

Курис И. Танец как трансперсональный творчество …... …….………………………

Сойдла Т. Кладовая солнца………………………...…...……………………………….

Сойдла Т. Стрела, лотос и бракосочетание миров: сказка о Иване-Царевиче и

Царевне-Лягушке……………………………………………………………..


Адамович Г. Народное песенное творчество и тренировка дыхания

в славянских психофизических гимнастиках ……………………………

Белокурова М. Телесно-ориентированная инсайт-терапия…………………………….

Белокуров А. Психическое отражение процесса эмбрионального развития

Богданович В. Искусство пользоваться искусством

Бревде Г. Станиславский – Арто – Морено – Минделл

Бурановская Н. Размышления о надличностных переживаниях………………….…

Волченко М. Творческий подход к кошмарным сновидениям…………………………

Кенга В. Творчество и Бог………………………………………………………………..

Лабковская Г. Блуждания кентавра…………………………………………………….

ОшурковМ. Ложка практической герменевтики в бочку трансперсонального мейнстрима

Охайв Й. (Дания-США) Круги на полях….. ………………………………………….

Равдоникас Ф. Повод к некартезианской хронологии……………………………………

Серов Н. Идеальное в трансперсональной психологии……………………………….

Трусов В. Связь процессов восприятия и творческой активности личности…………

Экспериментальные исследования

Дульнев Г., Стражмейстер И. Влияния арттерапии на энергоинформационные процессы…………………………………………………………………….

Коротков К. Экспериментальное исследование индивидуальных и коллективных состояний сознания ………………..………………………………………

Изварина Н. Ленсман М. Психофизиологические аспекты творчества………………

Секционные доклады

Белокурова М. Что такое «Плейбек»……………………………………………………..

Голдовский Б. Прикладные аспекты «реинкарнационной медитации»……………….

Лопатина Н. Работа с символами и архетипами сознания……………………………..

Кононов В. Регрессия в прошлые жизни или Кармическая психология……………

Огненко Н. Я не сплю: сновидения и осознания, изменяющие жизнь»……………….

Рыжова В. О чем танцуют ИКС′овцы?.........................................................................

Соловьев В. Получение ресурсных состояний и раскрытие творческого потенциала в системе Усуи Рэйки Риохо (Японская форма обучения)………………..

Тетерников Л. Взаимоотношения Мужчины и Женщины – совместное творчество

Хрущева Н. Концепция в музыке ХХ - начала ХХI века…………………………….

Чупятова В. Реинкарнационная психотерапия и истоки уголовных преступлений…..

Шевченко В. Музыка Л.А. Грабовского и  психонетика. ……………………………

Элькин В. Гармонизация цветовых программ жизни…………………………………


Мастер-классы

Адамович Г. Ритуальная славянская гимнастика «Крыжам ляжаць»………………..

Анисимова О., Парфенова Г. Голос и творчество. Медитативная работа с голосом…

Бахтияров О. Активизация воли и технические приемы формирования безобъектного сознания…………………………………………………………………..

Белокуров А., Кучинский М. Символы и их роль в сознании человека ……………

Белокурова М. Работа с мифом………………………………………………………...

Богданович В. Проективная методика «Картина Мира»………….……………………

Волченко М. Сновидение как творчество. Прапамять ………………………………..

Волченко М., Курис И. Сны Одина……………………………………………………..

Голдовский Реинкарнационная медитация и раскрытие творческого потенциала

Даур А. Монотипия – графическая техника свободного сознания……………………..

Изварина Н. Путь к расширению творческого потенциала…………………………….

Кононов В.В. Карма – одна из составляющих сегодняшней судьбы………………

Кудряшов Николай Системный подход в волновой нейродинамике………………..

Курис И.В. Спонтанные танцы как путь к творчеству………………………………….

Лопатина Н. Работа с символами и архетипами сознания……………………………..

Ошурков М. «Коды доступа к энергии творчества: спонтанность, осознанность и технологии успеха»………………………………………………………..

Рыжова В. Символ и образ в гурджиевских танцах……………………………………..

Рязанова И., Васильева Э. Раскрытие творческого потенциала ребенка……………

Соловьев В. Получение ресурсных состояний и раскрытие творческого потенциала

Тетерников Л. Йога или единство с партнером………………………………………

Титова Н.. «Жизнь и Смерть как творческий процесс»…………………………………

Трусов В. «Освобождение голоса»……………………………………………………..

Чертова Л. Методика ДФС как инструмент творчества. Язык души………………...

Чупятова В. Феномен прошлых и будущих жизней…………………………………..

Элькин М. Цветовая философия; интуитивная биолокация…………………………

Сведения об авторах……………………………………………………………………..

О ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Термин “трансперсональная психология” дословно обозначает “выход за пределы своей персоны”.(“Транс” - “через, сквозь”).

Трансперсональную психологию нередко называют называют психологией ХХI века… Это одно из направлений современной психологии, прямо занимающееся исследованием вопросов влияния духовного развития на жизнь человека. Официальная наука и психология, в том числе, несмотря на безусловные достижения, далеко не всегда способна ответить на самые животрепещущие вопросы, которые ставит перед собой любой мыслящий человек. Трансперсональная психология, в значительно большей степени, чем любая другая наука о душе способна удовлетворить желание познать себя, расширить возможности саморазвития, самосовершенствования, помочь выйти за пределы обыденного. Это и является предметом трансперсональной психологии.

Спектр её возможностей очень широк и разнообразен. Здесь мирно сосуществуют множество различных практик, которые самоценны и в то же время взаимодействуют и вписываются друг в друга. Существует отдельное понятие - интегративная психология, в которой, как правило, синтезируются несколько модальностей (направлений), каждая из которых, при этом, является вполне самостоятельной практикой. Одни из них, психотелесные, связаны с дыханием, движением и ментально-медитативной практикой. В процессе этих занятий происходит интеграция техник по вертикали и горизонтали, то есть методов как внутри одного направления, так и в совокупности. Например, движение и дыхание, с одной стороны, интегрируются с теоретическими и практическими основами эзотерических знаний, с другой. Объединяющим началом являются релаксация, медитация и дыхательные техники.

С помощью осознанной работы с дыханием и телом человек может снять последствия психологических травм, избавиться от последствий стрессов, научиться входить в целительные и необычные состояния, находить ответы на вопросы. Эти техники позволяют индуцировать глубокие трансперсональные переживания мистического и трансцендентного характера, способствующие позитивным личностным изменениям, личностному росту и самопознанию. Дыхательные психотехники способствуют важным инсайтам (внелогическим прозрениям) в отношении проблематики обретения смысла жизни. Они помогают кардинальной трансформации взглядов на собственное «Я» и окружающий мир, жизнь и смерть, повышению творческой активности, расширению духовного горизонта, гармонизации взаимоотношений человека с окружающим его миром и другими людьми.

Особое место в трансперсональной методологии занимают динамические и статические медитации, трансовые танцы, ша­манские ритуалы и прочие техники, которые в сочетании с современными методами самоисследования и терапии позволяют трансформировать невротический или проблемный материал в процессе самоинтеграции. Работа в измененных состояниях сознания имеет не только психотерапевтическое значение, но и направлена на самопознание, духовный рост и максималь­ную реализацию потенциала. В конечном итоге широкое использование интегративных эмпирических психотехник может привести к созданию новой фор­мации homo spiritus - человек духовный.

Трансперсональная методология представляет собой наиболее целостное и эффективное направление в современной психологии. Трансперсональные методы можно считать промежуточной зоной между психотерапией и опытом мировых религиозно - философских учений по исследованию сознания. Современный сплав научных исследований и мощь психотехник позволяют получить опыт переживаний, выходящих за рамки личности, чтобы привнести этот опыт в повседневную жизнь для повышения своего творческого потенциала, достижения успешности и гармонии в различных областях жизни.

В этом номере журнала, посвященного 7-й Конференции Российской Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии освещены самые разные вопросы. Но их объединяет одна тема, которая является так же и темой конференции:

СОЗНАНИЕ, ИСКУССТВО, ТВОРЧЕСТВО: ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ.

Мы очень надеемся, что каждый из наших читателей найдет в представленных публикациях интересные и, возможно, неожиданные идеи, или мысли, которые созвучны ему самому. И вполне вероятно, что они явятся тем импульсом, который необходим для погружения в трансперсональное поле собственного творчества.


Жанна Дрогалина–Налимова

Москва, МГУ


В.В. НАЛИМОВ И ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Our knowledge is a torch of smoky pine

That lights the pathway but one step ahead

Across the void of mystery and dread.

George Santayana [1992, p. 91].


В июне 2005 г. в Москве проходила конференция Европейской ассоциации трансперсональной психологии (EUROTAS), в программе которой был указан доклад Трансперсональные аспекты в концепции В.В. Налимова. Но мне показалось, что следует сместить акценты и назвать доклад иначе: В.В. Налимов и трансперсональная психология, потому что последняя – только один из аспектов в контексте разработанной им целостной модели мира.

По специальности Василий Васильевич Налимов прикладной математик, многие годы занимавшийся применением математической статистики и планированием эксперимента (также математической дисциплиной) в различных задачах научной и технической направленности. В течение последних двух десятилетий жизни он расширил поле своей деятельности и начал заниматься применением математики, ее вероятностного1 направления, в рассмотрении задач философского характера. Целью для него стало построение вероятностной модели языка [Налимов, 1979, 2003], а затем и сознания в целом [Налимов, 1989, 1991а, 1991 б, 1993, 2000], [Nalimov, 1992, 1995, 1996], [Nalimov, Drogalina, 1995], [Налимов, Дрогалина, 1995].

Основатели трансперсональной психологии, пишет американский психолог и философ Самьюэл Шапиро2 в статье, посвященной В.В. Налимову [там же, с. 384], видели свою цель в том, чтобы раскрыть и легализовать ту область человеческого сознания и опыта, которой современная западная психология пренебрегает. Они подчеркивали необходимость исследований «более глубоких свойств человеческой природы», включая духовные, мистические и трансперсональные состояния сознания (ссылка на Maslow, 1969). По словам Налимова, трансперсональная психология – это попытка изучать сознание человека за пределами его дискретной капсулизации [Nalimov, 1985, c. 70; Налимов, 2000, с. 157]; и здесь, в его терминологии, оказывается возможным интерпретировать личность как некоторую проявленность семантического поля. Через это поле сознание взаимодействует с самим собой и целостностью мира.

Определение Налимова вполне соотносится с позицией основателей и охватывает все ракурсы его вероятностного видения единой Вселенной.

В рецензии на книгу Налимова Realms of the Unconscious: The Enchanted Frontier3 С. Гроф отмечал [Grof, 1982]:

Значение работ Налимова выходит за рамки чисто научных трудов. Его мировоззрение объемлет и объединяет многообразие опыта, накопленного человечеством. Оно преодолевает узость провинциальных, национальных, политических воззрений, расистский и религиозный шовинизм, идеологические клише соперничающих систем, которые игнорируют тот факт, что реальность целостна по самой своей природе. В контексте воззрений Налимова единственная надежда человечества обращена с созданию совершенно новой, очеловеченной культуры путем радикального преображения сознания (c. 188).


Эта мысль вполне могла принадлежать самому Налимову. Он, к примеру, писал так [1993]:

От новой культуры мы ожидаем... возвращения к поискам самого себя в масштабах вселенского звучания, достигающих запредельной реальности... Удовлетворение мы можем найти только в свободном творчестве, расширяющем горизонты реальности...

Провоцирующие наше сознание вопросы могут... прозвучать так: Какова природа человека? Что есть смысл? В чем смысл Мироздания? Какова причастность человека к Природе, к Мирозданию?...

Эти вопросы... «предполагают наличие активного персонального поиска предельной реальности» (с. 134).

Чтобы коснуться трансперсональных аспектов в работах Налимова, можно прибегнуть к его приему – фрагментарной характеристике. Трансперсональное движение интересно, с его точки зрения, прежде всего своим «противостоянием традиционно принятому представлению о природе человека» [1993, с. 116]. Существенные характеристики этого противостояния следующие:

признание трансличностного начала человека и его иррациональной природы [1993, с. 129];

космическая природа сознания [1989, с. 29];

трансличностные состояния сознания [1989, с. 114];

космическое или вселенское сознание: в карте сознания это уровень метасознания [1989, с. 29];

новое понимание природы человека – в широком мировоззренческом контексте [1989, с. 78–81], вне рамок позитивизма [2000, c. 49];

новая философия человека, основанная на эксперименте [1989, с. 78–81];

экспериментальное изучение внеличностного – трансперсонального состояния сознания [1989, с. 78–81];

созерцание как метод изучения [1989, с. 78–81];

доктринальная свобода (трансперсональная психология впитывает в себя как опыт, достигнутый религиями прошлого так и некоторые теоретические представления современной физики) [1989, с. 78–81];

поиск новых форм существования культуры (врачевание, основанное на новом понимании смысла и существа жизни) [1989, с. 78–81];

новая, философски ориентированная терапия, стремящаяся заменить ранее существовавшие формы религиозной терапии [1989, с. 78–81];

бунт против существующей парадигмы (трансценденция личностного начала, выход за его границы) [1989, с. 78–81];

вызов традиционно принятому представлению о природе человека [1993, с. 116];

попытка трансперсонального направления стать трансдисциплинарным разделом знания о человеке [1993, с. 129];

медитация [1989, с. 192–193; с. 212–213], [1995, c. 118–119], почему медитация в наше время вдруг стала такой популярной? [1995, с. 122] 4. В.В. Налимов первый в нашей стране начал писать о медитации в научных работах еще в конце 70-х гг.;

реинкарнация (создание надвременной гиперличности) [1989, с. 214], [2000, с. 246]5.

Все это, отвергаемое действовавшей парадигмой науки и философии, самым естественным образом устраивалось в вероятностной модели В.В. Налимова.

Что составляло идейный стержень его подхода? В книге «Спонтанность сознания», которую, как указывалось выше, он считает своей главной философской работой, читаем:

Опираясь на систему герменевтических представлений, мы можем думать, что Мир во всех своих проявлениях – физическом, биологическом или психологическом – устроен некоторым одинаковым образом. Его сердцевиной является некая изначально заданная данность, раскрывающаяся через число. И, наверное, все неудачи в попытке построить содержательную модель сознания кроются в страхе прослыть идеалистом. Нельзя сказать что-либо серьезное о сознании, не постулировав изначальное существование непроявленной семантики. Это, пожалуй, и есть главный вывод наших многолетних размышлений над проблемой сознания (с. 229–230).

Работы Василия Васильевича в русле трансперсональной психологии, пишет С. Шапиро, появились в основных англоязычных журналалах этого направления: The Journal of Humanistic Psychology, The Journal of Transpersonal Psychology, ReVision, The International Journal of Transpersonal Studies. Последний журнал особенно способствовал представлению его работ международной аудитории, опубликовав 22 материала, подготовленные им самим или при его участии (см. Bibliography and Website: http://panigada.hypermart.net). «Англоязычные публикации Василия Налимова внесли в трансперсональное движение интеллектуальную мощь, широту и прозорливость» [2005, с. 385].

С. Шапиро также отмечает, что не менее важными для понимания трансперсональных взглядов Налимова оказались его четыре книги, опубликованные усилиями Юджина Гарфилда в США в издательстве ISI Press: In the Labyrinths of Language [1981], Faces of Science [1981], Realms of the Unconscious [1982], Space, Time, and Life [1985]. Шапиро считает, что «публикация этих обращенных в будущее работ способствовала интернационализации трансперсонального движения и соотнесению этой области исследований с другими дисциплинами» [там же, с. 385].

Он также отмечает, что Налимов был «вероятно первым исследователем, который на основе наукометрии проанализировал и охарактеризовал область трансперсональной психологии [там же, с. 385].

Налимов приветствовал трансперсональное движение прежде всего потому, что оно противостоит традиционно принятому представлению о природе человека. В этом движении он видел бунт, вызов, брошенный современной науке в целом. И хотя, «строго говоря, это движение... не научно, но в то же время его существование оправдано свежестью мысли и успешной терапевтической практикой» [1993, с. 116].

А то обстоятельство, что взбунтовавшееся направление опирается в цитировании на признанные научные журналы, свидетельствует о том, что в самой ортодоксальной науке есть нечто, противостоящее ее парадигме. И это, с его точки зрения, – естественно, поскольку во всякой логически достаточно богатой системе должны быть высказывания, выходящие за ее границы (теорема Гёделя, о ней он много писал, в частности в [1979]).

Вероятностное видение мира стало для Налимова знаком контркультуры, поскольку язык вероятностных представлений – это переход к поведенческому описанию явлений без аппеляции к причинам их вызвавшим, отказ в рамках этого понимания от причинно-следственной трактовки наблюдаемых явлений [1995, с. 16]. В книге Space, Time, and Life (1985; русский вариант – Мир как геометрия и мера, 2000, гл. 6), прослеживая существование бейесовского (вероятностного) русла в эволюции культуры, он отмечает, что в недалеком прошлом, граничащим с нашими днями, мы наблюдаем такие внутренне близкие, но внешне отчужденные друг от друга направления мысли как позитивизм, классическая физика, дарвинизм, фрейдизм, бихевиоризм, которые развивались с опорой на глубокую веру во всесильный формализм логики, в простоту и механистичность природы, во всемогущество ее законов – безусловную осязаемость материи и абсолютность пространства и времени [2000]:

Но старое направление еще не успело изжить себя, как началась новая волна мысли: в физике возникло представление о неопределенности и нелокальности (в квантовой механике) и усилилось вероятностное начало; расшатались сами представления о существовании элементарных – далее не делимых частиц материи; исчезла самоочевидность в понимании времении и пространства; в логике и математике глубокий резонанс вызвала теорема Гёделя; в психологии появилось новое, хотя еще и не вполне признанное трансперсональное направление; наука согласилась признать принцип дополнительности; философия прошла через искушение проблемой экзистенциализма. Возник серьезный интерес к древним философским представлениям Востока – даже у физиков (с. 133–134).


Налимов отслеживает возникновение новой ценностной ориентации в русле старой парадигмы, которая во многом еще не уступила своих позиций, и особенность нашего времени, в его понимании, состоит в том, что мы живем в мире перекрывающихся парадигм.

Трансперсональное движение как новое видение природы человека интересовало его еще и в контексте экологии человека. «Такая направленность позволяет оценивать среду интеллектуального обитания и включить в нее все то, что раньше оставалось в “подвалах” сознания. Расширение духовной среды обитания меняет облик самого человека. Человек выходит из своей личностной капсулизации. Трансличностность человека становится объектом его изучения...» [1993, с. 117].

Характеризуя трансперсональное направление, Налимов отмечает, что сложившийся подход, имеющий три ипостаси – мировоззренческую, терапевтическую и научную – опирается на близкие ему исходные посылки: признание трансличностного начала человека и его иррациональной природы, которые и определяют особенности новой терапии; доктринальную свободу, привлекающую исследователей из разных областей знаний; попытку трансперсонального направления стать трансдисциплинарным разделом знания о человеке [там же, с. 129]. Это соотносилось с его стремлением создать программу комплексного изучения человека (в его домашнем архиве сохранилась целая серия докладных записок по этой проблеме).

Здесь уместно вспомнить и о Тейяре де Шардене, и о В.И. Вернадском, и о мистиках прошлого, пытавшихся войти в контакт с иными, несравненно более мощными, сознаниями. Теперь мы понимаем, пишет Василий Васильевич, что такая возможность, по крайней мере в принципе, не исключена – сознание может быть планетарным, если не вселенским. Отметим и еще одно обстоятельство: стремление к развитию многомерных личностей, так же, как и общая устремленность трансперсональной психологии, – все это опять-таки есть попытка (может быть, и не осознанная до конца) воплотить мечту о едином трансличностном сознании [Налимов, 1989, с. 228]. Во всяком случае, считает Налимов, со всей серьезностью мы должны отнестись к словам Тейяра де Шардена [1987]:

Не означает ли это (вполне возможная вещь), что ткань универсума, став мыслящей, еще не закончила свой эволюционный цикл и что, следовательно, мы идем к какой-то новой критической точке впереди? (с. 199).

Развиваемый Налимовым философский подход – принципиально трансдисциплинарен. И не только потому, что, занимаясь проблемой смыслов (их проявленности в Мире и одновременно их вневременной трансценденции), он рассматривал многообразие проявленности смыслов – через биосферу и через человека в таких сферах его деятельности, как язык, воображение и наука. (Смыслы распаковываются всегда через тексты. Человек — это тоже текст, или, точнее, многообразие текстов, грамматику и семантику которых Налимов хочет охватить единым, вероятностно задаваемым взглядом [1989, с. 6]. Его исходная позиция состояла в утверждении, что смыслы изначально заданы в своей потенциальной непроявленности [2000, с. 14], изначально существуют.) Его подход трансдисциплинарен еще и потому, что человек, как он был убежден, не может быть понят вне его сопричастности целостности мира; отсюда естественным образом следовало использование спектра знаний, накопленных человечеством, включая не только математику, физику, психологию, философию, но также религиоведение, антропологию, лингвистику, теологию. Это оказалось возможным, потому сам Василий Васильевич – ученый энциклопедических знаний, что, конечно, «явление чрезвычайно редкое в современной науке... Однако работы Налимова показывают, что времена энциклопедистов не прошли» – это отмечает Е.В. Золотухина-Аболина в своем эссе Философский универсум В.В. Налимова [2005, с. 126–127].

Коротко остановимся теперь на вежливом возражении Налимова в книге «Спонтанность сознания» в адрес буддийского идеала трансперсональной психологии [1989]:

И если медитация на низших своих стадиях раскрывает воображение, раскрепощает внутренний опыт, то на более высоких стадиях возникает ощущение безмолвия, безбрежности, Великого Молчания.... На высшей стадии достигается выход из всех конфликтов, и всякого страдания. Это полное освобождение от смыслов. Возвращение их в исходное – нераспакованное состояние. Это действительно высшая форма интеграции со вселенским началом – интеграция без каких-либо предпочтений. Здесь глубокое понимание того, что всякая система предпочтений преходяща, конфликтна, иллюзорна. Но здесь и отказ от признания творчества жизненным началом мира.

С этим, по существу буддийским, идеалом смыкается и устремленность некоторых мыслителей трансперсональной психологии. Но опасность потери активного творческого начала в жизни не может не вызывать возражения (с. 214–215).

Позже в книге «В поисках иных смыслов» [1993] он сформулировал следующее пожелание, завершая наукометрический анализ журнала трансперсональной психологии:

Хочется думать, что в будущем границы трансперсонального подхода существенно раздвинуться – он должен будет ближе сомкнуться с философской мыслью Запада (прошлого и настоящего), с современной наукой, и прежде всего с математикой, теоретической физикой и, может быть, даже с космогонией. Если мы хотим подойти к решению пресловутой проблемы сознание–материя, то нужно будет найти язык, на котором можно было бы описывать как семантический Мир, так и Мир физических явлений. Развитие физики уже давно идет по пути геометризации ее представлений... Отсюда естественно обращение к геометризации и семантических представлений [Налимов, 1989], а следовательно, к математике [Nalimov, 1989] и теоретической физике (с. 130).


Ему было бы очень интересно узнать, как обстоят дела сейчас. У него на глазах возникала и утверждалась новая дисциплина, с которой в идейном плане оказался соотнесенным его собственный научный бунт. Он всегда любил еретиков и часто мыслью переселялся в великую эпоху между II и III веками после рождения Христа, вдохновляясь тем, что расцветало в то время в средиземноморском бассейне. Здесь надо процитировать пассаж, отмеченный им в книге Умберто Эко Маятник Фуко[1995]:

...Была в полном расцвете эпоха Апулея, мистерий Изиды, этого великого возрождения духовности, какими были неоплатонизм, гностицизм6...

Благословенны времена, когда христиане еще не завоевали власть и не затравили насмерть еретиков. Прекрасны времена присутствия Nous, озаренные экстазом... (с. 215)

В.В. Налимов не раз задавался вопросом: возможно ли новое Средиземноморье в наши дни? Он серьезно относился к мистицизму, особенно к гностическому его проявлению. Мистицизм для него – это прежде всего осознание причастности человека всему Мирозданию; вера в то, что человеку открыта не только посмертная земная реинкарнация, но и странствие в мирах и веках, связанное с дальнейшим духовным раскрытием человека [Налимов, 2000, с. 246]. Таким образом, гностицизм оказался также в ряду трансперсональной размерности его мировидения.

Это непосредственно связано с личностью Василия Васильевича. В своем эссе о нем С. Шапиро обратил на это внимание [2005]:

Будучи одним из ранних участников трансперсонального движения, обогативших его своей личностью, мыслью и опытом, Василий сам мог бы служить воплощением трансперсональной перспективы такого уровня, которого это движение прежде не знало. Уже в юности он увлекся идеями мистического анархизма, духовного движения России, идеалы которого вдохновляли его на протяжении всей жизни. Позднее он многие годы провел в ГУЛАГе и ссылке, где прошли проверку и выдержали испытание его трансперсональный дух и отвага (с. 385).

Действительно, «трансперсональный дух» коснулся жизни Василия Васильевича еще в молодости не только обучением, но еще и событием рыцарского посвящения в движении МА. И это была не просто орденская процедура, но результат длительного совершенства ума и сердца, соотнесенного с интуитивным пониманием тех тайн «которые разум не может объяснить, – это глубинный процесс, медленное изменение ума и тела, которое может привести к познанию добродетелей высшего порядка, вплоть до завоевания бессмертия... но это что-то интимное, тайное. Оно не выливается наружу, оно целомудренно» [Эко, 1995, с. 249] 7.

Отсюда проистекает внимание Налимова к иррациональному, медитации, реинкарнации, к величию тайн («Величие человека измеряется величием тайн, которые его занимают»). В его трудах философской направленности мы находим разработку этих тем. Более того, все его творчество, «научная экспериментальная, интегративная интеллектуальная деятельность» вдохновлялись идеями, воспринятыми им в движении МА.

Это особая страница в биографии Василия Васильевича и говорить об этом надо подробнее, но здесь только замечу, что свой лагерный срок он получил в связи с принадлежностью к этому движению, в котором участвовал с 16 до 26 лет, вплоть до своего ареста в 1936 г.

Анархизм, писал Налимов, не какая-то социально-политическая структура, а мировоззрение. В него следует вдумываться, а не поносить, потому что его изначальный преобладающий смысл состоит в праве личности сопротивляться насилию в любой его форме и защите права на свободу решений во всех сферах бытия – личной, социальной, научной, духовной [2000, c. 53].

Философски ориентированные анархисты-мистики делали попытку построить транскультурное мировоззрение, опирающееся на все многообразие духовного опыта прошлого, не противопоставляя его современной науке. Прошлое интерпретировалось в культуре настоящего. Но в 30-е годы XX века началось тотальное истребление всякого инакомыслия в нашей стране [Налимов, 1993, с. 121].

С медитацией Налимов познакомился еще в юношеском возрасте в движении анархистов-мистиков, и на Колыме это умение оказывалось мостом к звездному небу над бездной лагерной тьмы. Подробно обо всем этом Василий Васильевич пишет в биографической книге «Канатоходец» [1994].

Что здесь существенно?

В этой книге есть глава под названием В защиту анархизма, заключительная часть которй передает главный пафос этого раздела – Ненасилие как идеал социальной святости. Думаю, что это квинтэссенция духовной позиции Налимова, в основе которой лежит глубокое понимание смысла идеала. Идеал в реальной жизни недостижим, но «если он отчетливо разработан и достаточно осмыслен, он помогает благоустройству жизни» [1994, с. 352].

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Балтийская педагогическая академия iconБалтийская педагогическая академия
Регионального Северо-Западного отделения Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии
Балтийская педагогическая академия iconБалтийская педагогическая академия балтийский трансперсональный институт
Регионального Северо-Западного отделения Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии
Балтийская педагогическая академия iconБалтийская педагогическая академия
Ученый секретарь опп и ст, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии спбгасу артемьева В. А
Балтийская педагогическая академия iconБалтийская педагогическая академия балтийский трансперсональный институт
Подписано к печати 18. 03. 2010 г. Печать ризографическая Заказ 04. Тираж 150 экз. Формат бумаги 60х90 рооу бпа
Балтийская педагогическая академия iconБалтийская педагогическая академия
Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы/ Сборник научных...
Балтийская педагогическая академия iconБалтийская педагогическая академия балтийский трансперсональный институт
Печатается на средства авторов и взносы членов бпа по отделению трансперсональной психологии и педагогики и Регионального Северо-Западного...
Балтийская педагогическая академия iconБалтийская педагогическая академия центр непрерывной подготовки руководителей
Администрация и профессорско-преподавательский коллектив Центра непрерывной подготовки руководителей Балтийской педагогической академии...
Балтийская педагогическая академия iconБалтийская педагогическая академия центр непрерывной подготовки руководителей
Администрация и профессорско-преподавательский Центра непрерывной подготовки руководителей Балтийской педагогической академии свидетельствует...
Балтийская педагогическая академия iconБалтийская педагогическая академия центр непрерывной подготовки руководителей
Администрация и профессорско-преподавательский коллектив Центра непрерывной подготовки руководителей Балтийской педагогической академии...
Балтийская педагогическая академия iconАлтайская государственная педагогическая академия Рекомендации по оцениванию заданий гиа-9 с развёрнутым ответом: математика б арнаул 2011
Рецензент: Брейтигам Э. К., доктор педагогических наук, профессор кафедры математического анализа государственного образовательного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница