1. Предмет, методы и история психологической науки




Скачать 341.27 Kb.
Название1. Предмет, методы и история психологической науки
страница1/4
Дата21.09.2012
Размер341.27 Kb.
ТипРешение
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


«Московский государственный гуманитарный университет

Имени М.А. Шолохова»


«УТВЕРЖДАЮ»

зав. каф. Общей и практической психологии

____________Ануфриев А.Ф.

Решение заседания кафедры

протокол №1 от 08 декабря 2011


ПРОГРАММА

ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ




Составитель: д.псх.н. М.И.Розенова


Факультет: психологии

Направление: Позитивная психология

Курс: 2

Срок обучения: 2 года

Форма обучения: очная


Москва 2011

Введение

Программа государственного экзамена по позитивной психологии нацелена на проверку методологических основ и методического инструментария изучаемой отрасли науки; умений анализировать актуальные проблемы и достижения в области современной психологии и, в частности, в области позитивной психологии; их использование в практике; формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности.


Раздел 1. Актуальные проблемы теории и практики современной психологии.

Тема 1. Предмет, методы и история психологической науки.

Психология как наука. Критерии научности и основания психологической науки. Основные этапы развития психологии. Предмет психологии и его эволюция. Развитие психологии в рамках философии. Эмпирические знания о психических процессах и явлениях. Формирование эмпирической психологии. Развитие психологии как самостоятельной науки. Экспериментальный метод в психологии. Возникновение прикладных исследований и новых областей в психологии. Развитие психологии в разных областях человеческого знания. Связь психологии с другими науками. Условия и закономерности развития научных психологических знаний.

Методы психологии (наблюдение, эксперимент, лонгитюдинальный метод, монографический метод, метод анализа клинического случая, стандартизированные методы, метод анализа продуктов деятельности, проективные методы и др).

Открытый кризис психологии.

Вопросы, которые ставятся сегодня в России и зарубежных странах. Наиболее значимые аспекты характеристики советской психологии. Важнейшие аспекты состояния российской психологии после распада СССР. Перспективы развития психологии в России.


Тема 2. Система психологической науки: отрасли психологии, психологические практики, психологическая служба.

Психологии как важнейшая наука о человеке. Психология в кризисном обществе. Место психологии среди других наук. Задачи современной психологии. Структура современной психологической науки и ее межотраслевые связи. Классификация отраслей психологического знания: фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Основные отрасли современной психологии, их многообразие и связь с профессиональной деятельностью психолога.

Психологические проблемы современного человека и общества в целом. Проблема выживания в условиях все усложняющейся политической, экономической и экологической жизненной среды.

Психолог в современном мире. Психология как профессия. Понятие психологической информации и техника работы с ней. Виды психологического знания. Типы задач взаимодействия клиента с психологом. Структура профессиональной деятельности практического психолога. Эффективность труда психолога. Профессиональная позиция психолога. Профессионализм и профессиональные деформации психолога. Виды этических стандартов профессиональной деятельности психолога. Профессиограмма современного успешного специалиста-психолога.

Видные профессиональные психологи настоящего и прошлого. Основные научно-исследовательские и научно-практические центры в России и за рубежом.

Психодиагностика - основа работы практического психолога. Варианты использования психодиагностических данных. Этические аспекты в работе психодиагноста.

Структура психодиагностики по А.Ф.Ануфриеву: семиотический, технический, деонтологический и логический компоненты психодиагностики. Функции и виды психодиагностики.

Психодиагностический процесс и диагноз. Функции психодиагностического заключения и его структура. Подходы к пониманию эффективности психологического диагноза. Понятие психодиагностической ошибки и их виды.

Определение психологического консультирования как области психологических знаний. Связь психологического консультирования с другими отраслями психологической помощи. Задачи современного психологического консультирования. Разнообразие и специфические черты психологического консультирования, отличие от психотерапии.

Понятие профессиональной ответственности в психологическом консультировании. Правила установления «консультативного контакта» с клиентом или группой: осознанность, добровольность и др.

Психологическая служба. Цель и задачи психологической службы. Структура психологической службы. Виды психологических служб и специфика их деятельности.

Психологическая служба образования как неотъемлемая часть системы образования в России. Организационные структуры, в состав которых входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса. Основные задачи и функции школьной службы, модели организации.

Роль и место психологической службы в организации. Взаимосвязь кадровой стратегии и структуры службы. Современная организация подразделений по работе с персоналом. Варианты организационных структур службы управления персоналом. Выбор формы организационной структуры.


Тема 3. Проблемы и методологические основания психологии.


Функции и место методологии в научном познании. Методологический анализ психологических понятий, теорий, ситуаций.

Принцип системности в психологии.

Специфика системного познания интегральных образований действительности.

Принципы и закономерности возникновения, функционирования и развития систем: а) психики в целом; б) ее компонентов; в) образований, включающих психику в качестве своей непосредственной предпосылки или внутреннего условия (деятельности, общения и т.п.). Основные аспекты системной концепции психического отражения Б.Ф. Ломова.

Опыт междисциплинарных исследований в психологии.

Определение субъекта. Динамический, структурный, регуляторный план анализа психологии субъекта. Субъект деятельности и жизни.

Проблема индивидуальных различий. Место психологии индивидуальных различий среди других психологических дисциплин. Психология индивидуальных различий и психодиагностика. Основные направления исследований в современной психологии индивидуальных различий.

Проблема гендера в психологии. Гендерные стереотипы. Половая идентификация как социальный феномен, стадии и теории половой идентификации. Исследование гендерных различий.


Тема 4. Основные направления и школы психологии.


Вклад И.М. Сеченова и В.М. Бехтерева в психологию: экспериментальное исследование сознания, объективная психология, открытие сочетательных рефлексов, общие основы рефлексологии, триада «индивид-личность-индивидуальность». Генетический метод в психологии.

Зоопсихология: Романес, Леб, Ллойд-Морган, Вагнер. Клиническая психология: гипнотические клиники в Париже и Нанси, работы Рибо, Жанэ, Креппелина, психологическая клиника Лайтнера Уитмера. Этнопсихология: Лацарус и Штейнталь, Надеждин, Шпет, экспериментальные исследования Риверса.

Возникновение и основные достижения психотехники. Возникновение и развитие педологии. Возникновение и развитие метода тестов.

Предпосылки и источники открытого кризиса в психологии. Критика основных положений психологии сознания. Анализ кризиса в трудах современных ему психологов (Л.С. Выготский).

Психоанализ Фрейда, Юнга, Адлера. Направления неофрейдизма (Фромм, Хорни). Психоаналитическая психотерапия.

Возникновение и развитие бихевиоризма. Законы эффекта, упражнения и готовности Торндайка. Научение методом проб и ошибок. Учение Павлова о безусловных рефлексах.

Классический бихевиоризм Уотсона: предмет, методы, цели и задачи. Формула поведения. Эксперимент с маленьким Альбертом.

Возникновение необихевиоризма. Молярное определение поведения, латентное научение и когнитивные карты у Толмена. Оперантный бихевиоризм Скиннера. Теория социального научения Бандуры. Бихевиоральная психотерапия.

Французская социологическая школа. Описательная и понимающая психология Дильтея. Гештальтпсихология.

Предмет, метод, принципы гештальтпсихологии. Исследования зрительного восприятия: факторы перцептивной организации и законы восприятия. Изучение мышления, феномен инсайта, стадии творческого мышления. Основные эксперименты гештальтпсихологов.

Значимые концепции личности в отечественной психологии: мотивационно-деятельностная, субъектно-личностная, эволюционно-историческая, системно-диспозиционная концепции личности.

Гуманистическая психология. Методология гуманистического подхода. Основные положения гуманистической психологии. Теория мотивации Маслоу. Гуманистическая психотерапия. Клиент-центрированное консультирование Роджерса. Критика гуманистической психологии.

Экзистенциализм как философское основание экзистенциальной психологии. Основные узлы («вызовы») экзистенциальных проблем. Сравнение гуманистической и экзистенциальной психологии. Экзистенциальная психотерапия. Логотерапия Франкла как «Третья венская школа психотерапии». Проблема смысла. Критика экзистенциальной психологии.

Новые ценностные ориентации личности в современном обществе: проблемы потребления и отдачи, наслаждения и растраты.

Современные направления в зарубежной психологии.

Когнитивная психология. Преемственность когнитивной психологии по отношению к бихевиоризму. Основные постулаты, предмет и методы когнитивной психологии. Теории конструктивного и прямого восприятия. Три подхода к изучению внимания: внимание как 1) селекция; 2) усилие; 3) действие. Изучение мышления и разработка искусственного интеллекта. Когнитивная психотерапия. Критика когнитивной психологии.

Экологическая психология или эко-бихевиоральная наука. Изучение поведения в естественных условиях в эко-бихевиоральной психологии Баркера. Поведенческий сеттинг и его характеристики. Постулаты, практика и критика экобихевиоризма.

Постмодернизм как альтернатива философии модерна. Социальный конструкционизм Гергена, его постулаты, терапевтические процедуры и критика.

Диалектическая психология Ригеля. Изучение развития. Применение законов диалектики в психологии. Постулаты, методы практической работы и критика диалектической психологии.

Интербихевиоральная психология Кантора и оперантный субъективизм Стефенсона. Интербихевиоральное поле, постулаты, практика и критика интербихевиоризм. Q-методология Стефенсона как альтернатива R-методологии.

Вероятностно-эпигенетическая психология Куо. Основные эксперименты. Изучение адаптивного значения поведения человека в различных социальных контекстах эволюционной психологией.


Тема 5. Статистические методы в психологии.

Применение математических методов в различных областях психологии.

Принципы использования математических методов. Методологическое проблемы, связанные с применением методов математики в психологических исследованиях.

Понятие измерения в психологии. Виды измерительных шкал (номинальная, порядковая, интервалов, отношений).

Основы организации психологического исследования. Планирование исследования и эксперимента. Переменные, контроль переменных. Экспериментальные планы (межгрупповой, внутригрупповой). Факторные планы. Корреляционное исследование и его особенности. Взаимосвязь экспериментального плана со статистическим аппаратом. Выборка, стратегии ее формирования (статистические аспекты).

Статистические методы обработки данных. Описательная статистика. Статистический критерий. Параметрические и непараметрические критерии. Типология задач (экспериментальных планов) в соотнесении со статистическими методами. Корреляционный анализ. Общая характеристика многомерных моделей в психологии.

Методы математического моделирования в психологии

Моделирование когнитивных структур. Проблема искусственного интеллекта. Моделирование социальных процессов. Моделирование семантического пространства индивидуального сознания.


Тема 6. Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования

Функции и виды профессиональной деятельности преподавателя психологии.

Психологические особенности и функции педагогической деятельности (целеполагающие: ориентационная, развивающая, мобилизующая, информационная. Организационно-структурные: гностическая, конструктивно-проектировочная, коммуникативная, организаторская).

Виды деятельности преподавателя Осо­бенности обучающей деятельности. Научно-исследователь­ская деятельность, ее значение, организация и результаты. Учебно-мето­дическая деятельность, ее особенности и значение для формирования психологической компетентности школьников и студентов.

Культура самоорганизации деятельности преподавателя.

Формы учебной деятельности в ВУЗЕ. Лекции, семинары и лабораторно-практические занятия.

Основные виды лекций и их функции. Особенности школьной лекции. Технология подготовки содержания лекции. Основные требования к содержанию. Лекция как общение. Структура лекции. Речь лектора: словарный запас, методы работы с новыми терминами, логичность, образность. Невербальные компоненты лекции: мимика, взгляд, поза, жесты, образ преподавателя. Визуальная и техническая поддержка лекции. Объекты анализа оценки ее качества. Проектирование учебной лекции.

Методическое проектирование проблемных лекций разного уровня: проблемное изложение, активное вовлечение студентов в обсуждение, дискуссию, исследование. Дидактическая ценность проблемных лекций.

Виды лекций в контекстном обучении. Особенности подготовки и проведения лекций в контекстном обучении.

Семинарские занятия. Развитие учебной и профессиональной компетентности как основная цель семинарских занятий. Основные компетенции, формирующиеся в ходе семинарских занятий:

овладение приемами целенаправленного поиска информации;

анализ письменных текстов разного назначения и устной речи, сравнение, абстрагирование, обобщение, структурирование информации;

умение составлять банк информации, проводить аналитические обзоры информации;

составление текстов разного назначения (докладов, тезисов, рецензий и т.д.);

умение выступать публично;

умение обсуждать проблемные ситуации, применять конструктивные способы совместных действий и принимать решения в малых группах;

умение участвовать в дискуссии и вести ее;

умение проводить рефлексивный анализ процесса и оценку результата;

умения саморегуляции.

Виды семинаров: семинар-беседа, семинар-конференция, семинар-дискуссия, семинар-исследование, семинар-практикум, се­минар-тренинг и другие. Технология подготовки и проведения семинаров разных видов. Возможности развития на семинарах гуманистических ценностей, профессиональной мотивации педагогических способностей, самовоспитания профессионально важных качеств.

Цель и задачи лабораторных занятий по психологическим дисциплинам. Особенности лабораторных занятий. Особенности подготовка и проведения.

Виды практических занятий. Цели практических занятий. Технологии подготовки и проведения. Методы и средства формирования профессиональных умений и навыков на практических занятиях.

Контроль и самоконтроль в обучении. Функции контроля, самоконтроля и взаимоконтроля в изучении дисциплины. Проблема оценки в разных видах и системах обучения. Критерии оценок. Виды контроля. Формы и основные методы контроля. Методика проведения зачетов и экзаменов. Тестовый контроль и его дидактические функции. Особенности применения контроля в процессе развития психологической компетентности личности.


Раздел 2 . Позитивная психология.


  1   2   3   4

Похожие:

1. Предмет, методы и история психологической науки iconХарактеристика развития ребенка от рождения до младшего школьного возраста
Возрастная психология как отрасль современной психологической науки, предмет, задачи и методы исследования
1. Предмет, методы и история психологической науки iconПрограмма тем по курсу «Юридическая психология»
Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. Этапы формирования юридической психологии как прикладной...
1. Предмет, методы и история психологической науки iconПредмет психологии (область изучаемых явлений и предназначения психологии, основные этапы развития психологической науки) Предмет психологической науки это
Предмет психологии (область изучаемых явлений и предназначения психологии, основные этапы развития психологической науки)
1. Предмет, методы и история психологической науки iconПетербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы Кафедра общей и дифференциальной психологии
Психодиагностика как область психологической науки и форма психологической практики. Предмет психодиагностики. Содержание основных...
1. Предмет, методы и история психологической науки iconI предмет, методы и история науки
Вторая особенность состоит в том, что, невзирая на огромный объем собранной фактической информации, геология четвертичных отложений...
1. Предмет, методы и история психологической науки iconВ макроэкономику 2 Предмет и функции макроэкономики 2 История развития макроэкономической науки 2 Модель кругооборота 2 Расходы 4 Лекция
Ввп и внп, методы их расчета. Другие показатели дохода и продукта. Взаимосвязь между ними. 5
1. Предмет, методы и история психологической науки iconИстория психологической мысли пути и
История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Военное издательство, Типография...
1. Предмет, методы и история психологической науки iconОтечественная история (курс лекций) Учебно
Предмет науки истории, задачи курса «Отечественная история», его место в системе гуманитарных наук
1. Предмет, методы и история психологической науки icon«История психологии» Авторизованный реферат по курсу
Также несколько условно устанавливается и его длительность до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения...
1. Предмет, методы и история психологической науки iconРабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки»
Рабочая программа составлена в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки «история науки»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница