Программа по физике пояснительная записка




Скачать 272.79 Kb.
НазваниеПрограмма по физике пояснительная записка
страница1/3
Дата21.09.2012
Размер272.79 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3

  1. ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




Программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор лабораторных работ, выполняемых учащимися. В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности. Содержание программы содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации подготовки к единому государственному экзамену.

Содержание программы физико-математической школы направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия технических устройств для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В результате изучения дисциплины школьники должны:

знать:

- основные понятия, законы, теории по всем разделам курса физики;

- устройство и принципы действия основных физических приборов;

- примеры из современной техники для иллюстрации явлений и законов.

уметь:

- применять законы физики к решению задач;

- применять основные алгоритмы решения задач;

- ориентироваться в справочниках, основной литературе;

- использовать физические приборы для решения практических задач.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Тема № 1. Основы кинематики (3 ч)


Механическое движение. Относительность механического движения. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение.

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. №№ 5, 9, 10, 11, 12.

Мгновенная скорость. Ускорение. Равномерное движение. Равнопеременное прямолинейное движение.

Графики зависимости кинематических величин от времени в равномерном и равноускоренном движении.

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. №№ 22(20), 25(23), 38(37), 39, 47(46), 48, 54, 58, 59, 64, 67, 73, 84, 85, 87, 88.


Решение тестовых заданий.

  1. На рис.1 представлены графики зависимостей координаты х от времени t для двух движущихся тел. Определите по этим графикам расстояние между телами Δх в момент начала движения второго тела.




  1. Моторная лодка движется со скоростью v относительно реки. Скорость лодки направлена перпендикулярно берегу, скорость течения реки u. Определить модуль скорости лодки относительно берега.

  2. Тело прошло треть пути со скоростью 6 м/с, а оставшуюся часть пути со скоростью 8 м/с. Средняя скорость тела на всём пути равна

  3. Камень, брошенный вертикально вверх с поверхности Земли, упал на Землю через 4 с. Сопротивление воздуха мало. Начальная скорость камня равна

  4. Пуля, летящая со скоростью 141 м/с, попадает в доску и проникает на глубину 6 см. Если пуля двигалась в доске равнозамедленно, то чему равна ее скорость на глубине 3см?

  5. Тело, брошенное вертикально вверх, побывало на высоте 25 м дважды через промежуток времени 4 с. С какой начальной скоростью было брошено тело?

  6. Снаряд, выпущенный под углом 300 к горизонту, находился в полёте 1,5 мин. Определите, какова величина скорости, с которой снаряд упал на землю.



Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Угловая скорость. Период, частота. Связь линейной и угловой скоростей.

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. №№ 91, 94, 98, 99, 103, 110.


Решение тестовых заданий.

  1. Ветряное колесо радиусом 3 м делает 40 об/мин. Каково центростремительное ускорение концевых точек лопастей колеса?

  2. Материальная точка движется по окружности радиусом R с линейной скоростью v и центростремительным ускорением ац. Каким станет центростремительное ускорение точки после того, как радиус окружности, по которой она движется, увеличится в два раза, а ее линейная скорость уменьшится в 2 раза?



Тема № 2. Основы динамики (3 ч)


Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея.

Масса. Сила. Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона.

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. №№ 133(294), 134, 148(138).

Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость.

Силы упругости. Закон Гука.

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. №№ 164(152), 168(157), 170(158), 173(161),174(163), 176(164), 178(165).


Решение тестовых заданий.

1. Два маленьких шарика массой m каждый находятся на расстоянии r друг от друга и притягиваются с силой F. Чему равна сила гравитационного притяжения двух других шариков, если массу каждого увеличить в 2 раза, а расстояние между ними уменьшить в 2 раза?


Движение тела под действием силы тяжести. Движение искусственных спутников. Расчет первой космической скорости.

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. №№ 184(216), 185, 188(219), 198(227), 204(187), 205(188), 207(190), 211(194), 213(196), 215(198).

Силы трения. Коэффициент трения скольжения.


Решение тестовых заданий на 2 закон Ньютона.

  1. Два тела массами m1 и m2 , связанные невесомой нитью, лежат на гладкой горизонтальной поверхности. Нить обрывается, если сила её натяжения превышает значение Тm.С какой максимальной горизонтальной силой F можно тянуть второе тело, чтобы нить не оборвалась?

  2. Какую скорость должен иметь вагон, движущийся по закруглению радиуса 100 м, чтобы шар, подвешенный на нити к потолку вагона, отклонился от вертикали на 450?

  3. Тело равномерно движется по плоскости. Сила давления тела на плоскость равна 20 Н, сила трения 5 Н. Чему равен коэффициент трения скольжения?

  4. Брусок массой 1,41 кг находится на наклонной плоскости, расположенной под углом 450 к горизонту. Коэффициент трения скольжения между бруском и поверхностью составляет 0,5. На брусок действует сила 10 Н, направленная вниз вдоль наклонной плоскости. Определите минимальную силу, с которой нужно прижимать брусок к поверхности для того, чтобы он покоился.


Давление. Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Гидравлический пресс.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Изменение атмосферного давления с высотой.

Архимедова сила. Условия плавания тел.

Зависимость давления жидкости от скорости ее течения. Уравнение Бернулли.


Решение тестовых заданий.

  1. Плотность воды 1000 кг/м3, а плотность камня 2500 кг/м3. Какую работу следует совершить при медленном подъёме камня массой 100 г в воде на высоту 80 см, если не учитывать сопротивление воды при движении тела.

  2. Четыре одинаковых листа фанеры толщиной L каждый, связанные в стопку, плавают в воде так, что уровень воды приходится на границу между двумя средними листами. На сколько уменьшится глубина погружения стопки, если из стопки убрать один лист?

  3. Водный бассейн шириной а = 4 м разделен перегородкой. С одной стороны уровень воды относительно дна h1 = 3 м, с другой h2 = 1 м. Найти силу F, действующую на перегородку.

  4. Кубик массой 40 г и объёмом 250 см3 плавает на поверхности воды. Чему равна выталкивающая сила, действующая на кубик?

  5. Было установлено, что при полном погружении куска меди в керосин, вес его уменьшается на 160 Н. Каков объём этого куска меди? Плотность меди 8,9 г/см3, плотность керосина 0,8 г/см3.



Тема № 3. Законы сохранения (3 ч)


Импульс силы. Импульс тела. Связь между приращением импульса тела и импульсом силы. Понятие замкнутой системы тел. Импульс системы тел. Закон сохранения импульса.

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. №№ 318(343), 320(344), 322(346), 326(353), 327(354).


Решение тестовых заданий на закон сохранения импульса.

  1. Если при действии тормозящей силы 150 кН тормозной путь поезда до полной остановки равен 50 м, то с какой скоростью двигался поезд массой 150т перед торможением?

  2. Лодка массой 60 кг и длиной 2 м стоит в неподвижной воде. Рыбак массой 40 кг переходит с кормы на нос лодки. На какое расстояние при этом передвинется лодка? Сопротивлением воды пренебречь.

  3. Пружинный пистолет стреляет вертикально вверх. Чему равна масса m пули, если высота её подъёма в результате выстрела равна h, жёсткость пружины k, а деформация пружины перед выстрелом l? (Трением и массой пружины пренебречь, а также считать l<< h. )

  4. Свинцовая пуля летит со скоростью 260 м/с. На сколько градусов повысится её температура, если пуля сразу остановится и вся энергия пойдёт на её нагревание? Удельная теплоёмкость свинца 130 Дж/кг·К.

  5. На покоящееся тело массой 3 кг начала действовать постоянная сила. Каким должен быть импульс этой силы, чтобы скорость тела возросла до 6 м/с?



Механическая работа. Мощность. Кинетическая и потенциальная энергия.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида энергии в другой. Закон сохранения энергии.

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. №№ 333(359). 334(360), 335, 338, 341(363), 344(366).


Решение тестовых заданий.

  1. Какую работу нужно совершить, чтобы вертикально забросить камень массой m на высоту h, если средняя сила сопротивления воздуха постоянна и равна F-?

  2. На подножку вагонетки массой m, которая движется по рельсам со скоростью v, прыгает человек, масса которого равна 0,4 массы вагонетки в направлении, перпендикулярном ходу вагонетки. Чему стала равна скорость вагонетки вместе с человеком?

  3. Чему равна кинетическая энергия пули массой 20 г, выпущенной под углом 600 к горизонту с начальной скоростью 600 м/с, в верхней точке траектории?

  4. Велосипедист, разогнавшись, въезжает на гору, имеющую уклон 0,5 и проезжает до полной остановки 40 м. Какова была скорость велосипедиста перед началом подъёма. Трением пренебречь.

  5. С какой скоростью вылетает из пружинного пистолета шарик массой m = 200 г, если пружина сжата на x0 = 8 см. Известно, что для сжатия этой пружины на x = 10 см, требуется сила F = 5 Н.



Лабораторные работы

  1. Определение ускорения тела по величине действующей на него силы и массе тела. (1 ч)

  2. Изучение закона Архимеда. Условия плавания тел. (1ч)

  3. Изучение закона сохранения механической энергии. (1ч)



Тема № 4. Основы молекулярно-кинетической теории (4 ч)


Основные положения молекулярно-кинетической теории вещества и их опытное обоснование. Броуновское движение. Масса и размеры молекул.

Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Температура и ее измерение. Скорость молекул газа.

Уравнение Менделеева-Клапейрона. Изопроцессы в газах.

Насыщенные и ненасыщенные пары. Зависимость температуры кипения жидкости от давления. Влажность воздуха.


Решение тестовых заданий.

  1. Газ при температуре 200 К и давлении 2∙105 Па имеет плотность 3,85 кг/м3. Что это за газ?

  2. В одном из опытов стали нагревать воздух в сосуде постоянного объёма. При этом температура воздуха в сосуде повысилась в 3 раза, а его давление возросло в 2 раза. Оказалось, что кран у сосуда был закрыт плохо и через него просачивался воздух. Во сколько раз изменилась масса воздуха в сосуде?

  3. Определите такое число молекул в 1м3 газа, чтобы при температуре давление газа равнялось бы 4,14∙105 Па.

  4. При увеличении давления идеального газа в закрытом баллоне на 1% от первоначального значения температура газа возросла на 30 С. Найти первоначальную температуру газа (в СИ).

  5. Во сколько раз изменится давление одноатомного газа в результате уменьшения его объёма в 3 раза и увеличения средней кинетической энергии его молекул в 2 раза?

  6. В одном из опытов стали закачивать воздух в стеклянный сосуд, одновременно охлаждая его. При этом температура воздуха в сосуде понизилась в 2 раза, а давление возросло в 3 раза. Во сколько раз увеличилась масса воздуха в сосуде?

  7. В цилиндре под поршнем находится воздух при давлении 200 кПа и температуре 270С. Какой груз надо положить на поршень после нагревания воздуха до температуры 500С, чтобы объём воздуха в цилиндре был равен первоначальному? Площадь поршня 30 см2 .(Ответ округлить до целых.



Тема № 5. Основы термодинамики (4 ч)


Тепловое движение. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества.

Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Удельная теплота сгорания топлива.

Испарение и конденсация. Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования.

Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Адиабатный процесс.

Необратимость тепловых процессов.

Принцип действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия тепловых двигателей.

Кристаллические и аморфные тела. Механические свойства твердых тел и материалов: упругость, прочность, пластичность.


Решение тестовых заданий.

  1. Для измерения удельной теплоёмкости материала цилиндра его сначала нагревают в горячей воде, а затем переносят в холодную. Масса цилиндра 0,2 кг, масса холодной воды 0,1 кг. В результате теплообмена температура цилиндра уменьшается на 840С, а температура холодной воды увеличивается на 100С. Чему равна удельная теплоёмкость материала цилиндра?

  2. 20 молей одноатомного идеального газа нагреем на . Процесс изобарический. Какое количество теплоты получил газ?

  3. Один моль идеального одноатомного газа сначала изобарно нагрели, а затем изохорно охладили до первоначальной температуры 300 К, уменьшив давление в 3 раза. Какое количество теплоты сообщено газу при нагреве?

  4. При изобарном расширении хлора газ совершил работу, равную 100 Дж. Какое количество теплоты было сообщено хлору? Молярная масса хлора .

  5. Идеальный одноатомный газ в количестве 1 моля, сначала изотермически расширили при температуре Т1 =300 К, затем газ изохорно охладили, понизив давление в 3 раза. Какое количество теплоты отдал газ при изохорном охлаждении?



Лабораторные работы

  1. Изучение изохорного и изобарного процессов. (0,5 ч)

  2. Измерение относительной влажности воздуха. (0,5 ч)



  1   2   3

Похожие:

Программа по физике пояснительная записка iconПрограмма по физике I. Пояснительная записка
На вступительных экзаменах по физике основное внимание обращается на понимание абитуриентом сущности физических явлений и законов,...
Программа по физике пояснительная записка iconПримерная программа основного общего образования по физике пояснительная записка
...
Программа по физике пояснительная записка iconПояснительная записка к курсу физики 7 9 классов
Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания образования по физике в 7 – 9 классах
Программа по физике пояснительная записка iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по Физике (профильный уровень) пояснительная записка
Примерная программа по физике на профильном уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Программа по физике пояснительная записка iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по Физике (базовый уровень) пояснительная записка
...
Программа по физике пояснительная записка iconПояснительная записка Программа элективного курса «Методы решения задач по физике»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шихазанская средняя общеобразовательная школа им. М. Сеспеля»
Программа по физике пояснительная записка iconПояснительная записка Данная рабочая программа по физике для 11-го класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по физике (Касьянов В.
Касьянов В. А., «Физика-11», базовый уровень сборник нормативных документов «Дрофа»2006 год
Программа по физике пояснительная записка iconРабочие программы по физике 10-11 классы на основе программы гя мякишева Пояснительная записка
Данная рабочая программа по физике составлена на основе программы гя мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений:...
Программа по физике пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе авторской программы «Физика. 7-11 классы» 2009 г
Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе авторской программы «Физика. 7-11 классы» 2009 г под редакцией А. В....
Программа по физике пояснительная записка icon1. Пояснительная записка
Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. Представленная программа составлена в соответствии с новым, утвержденным в 2004 г федеральным компонентом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница