Методические указания по прохождению и проведению производственной и предипломной практики (специализация «Туризм») Для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»




Скачать 493.46 Kb.
НазваниеМетодические указания по прохождению и проведению производственной и предипломной практики (специализация «Туризм») Для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
страница1/4
Дата21.09.2012
Размер493.46 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4





САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ


Новосибирский филиал


А.В. МЕНЧИКОВА


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПРЕДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ (специализация «Туризм»)


Для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»


НОВОСИБИРСК

2011


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ


Новосибирский филиал


А.В. МЕНЧИКОВА


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ (специализация «Туризм»)


Для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»


НОВОСИБИРСК

2011


ББК

УДК


Менчикова А.В.

Методические указания по прохождению и проведению производственной и преддипломной практики – Новосибирск: НФ НОУ ВПО «СПУУиЭ», 2011. – с.

Рецензент:


Издается в соответствии с планом учебно-методической работы Новосибирского филиала «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ» Учебно-методический комплекс рассмотрен и утвержден на заседании кафедры Менеджмент и социально-культурного сервиса и туризма. Протокол № от .


В методических указаниях представлены обязанности студентов-практикантов, требования к отчету, его структуре, порядке защиты, перечень индивидуальных заданий и методические рекомендации к их выполнению, а так же требования к внешнему виду и выполнению должностных обязанностей студента во время прохождения производственной и преддипломной практики.

Предназначены НФ НОУ ВПО СПУУиЭ для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»


СОДЕРЖАНИЕ


Общие положения………………………………………………………….5

Цели и задачи практики……………………………………………….…..6

Содержание практики……………………………………………………...8

Организация и руководство практикой……………………………….…18

Требования к отчету по практике………………………………………..20

Процедура защиты отчетов…………………………………………...….24

Список литературы…………………………………………………...…..25

Приложения………………………………………………………….……29


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Производственная практика студентов Университета является составной неотъемлемой частью основной образовательной программы ВПО и представляет собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке студентов.

Преддипломная практика является обязательной частью и завершающим этапом профессионально-практической подготовки студента и проводится после освоения им программ теоретического и практического обучения, основной целью, которой является: закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентом в процессе обучения в вузе, приобретение профессиональных навыков самостоятельной работы в туристском предприятии.

Преддипломная практика является подготовительным этапом к выполнению квалификационной работы, и, исходя из этого, главным направлением практики является сбор, изучение и анализ данных по теме дипломной работы.

Программа практики разработана на основе ГОС ВПО и на основе Положения по организации и проведению практики студентов, действующее в НФ НОУ ВПО «СПУУиЭ», с учетом рабочих учебных программ для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» по специализации «Туризм».

Структура производственной практики зависит от содержания практического обучения и должна обеспечивать целостную подготовку студента к профессиональной деятельности, то есть, способствовать приобретению определенных навыков по выполнению профессиональных функций согласно квалификационной характеристике. Структура преддипломной практики зависит также от темы квалификационной работы, выбранной студентом, в соответствии с заданием, полученным от научного руководителя.

Сроки проведения практики устанавливаются вузом, с учетом теоретической подготовленности студентов, в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком.

За время прохождения практики студентом готовятся следующие документы: дневник производственной (преддипломной) практики, отчет о выполнении программы практики, характеристика работы студента на практике.

В дневник заносится весь комплекс сведений и материалов, полученных при прохождении практики (календарный план прохождения практики, наименование предприятия, где проходила практика, содержание разрабатываемых вопросов в практике, выполненная работа за каждый день практики, характеристика руководителя практики). Дневник подписывается руководителем практики от организации.

В ходе практики студент составляет итоговый письменный отчет. Цель отчета – определение степени полноты изучения студентом программы практики. В отчете должны быть отражены итоги деятельности во время прохождения практики. Структура отчета включает: титульный лист, содержание, введение, основная часть, включающая, как минимум 2-3 раздела, в соответствии с поставленными задачами, заключение, список литературы, приложения. Отчет предоставляется руководителю практики не позднее пяти дней со дня завершения практики, который дает отзыв с оценкой, о приобретенных практических знаниях студента. Отчет после предоставления руководителю сдается сразу в деканат в противном случае за студентом будет числиться академическая задолженность, из-за чего студент не будет допущен до защиты выпускной квалификационной работы.

Производственная практика по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» проводится:

- для 4 курса очного отделения в течение 4 недель (28 календарных дней);

- для 5 курса заочного отделения 6 лет обучения в течение 4 недель (28 календарных дней);

- для 5 курса заочного отделения 3,5 года обучения в течение 2 недель (14 календарных дней).

Преддипломная практика по специальности 100103 (Социально-культурный сервис и туризм» проводится:

- для 5 курса очного отделения в течение 6 недель (42 календарных дня);

- для 6 курса заочного отделения 6 лет обучения в течение 6 недель (42 календарных дня);

- для 6 курса заочного отделения 3,5 года обучения в течение 6 недель (42 календарных дня).


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ


Практика студентов Новосибирского филиала «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ» является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Целями ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практики являются формирование профессиональных умений и навыков; закрепление, обобщение и систематизация знаний путем их применения в реальной деятельности; расширение и углубление знаний.

Задачи производственной практики заключаются в следующем:

  • закрепить, углубить и расширить теоретические знания, умения, полученные студентами в процессе теоретического обучения;

  • овладеть профессионально-практическими умениями и навыками в организации процесса производства, приемами и методами труда;

  • постигнуть культуру межличностного общения;

  • изучить приказы, инструкции и иные материалы, используемые туристским предприятием в своей работе;

  • овладеть технологией делопроизводства на предприятии;

  • обучиться сбору, первичной обработке и анализу справочных материалов по туризму;

  • изучить процесс производства (создания, разработки) продукта туристских предприятий;

  • овладеть технологией обслуживания клиентов;

  • изучить технологию продаж продукта туристского предприятия;

  • овладеть новейшими технологиями, навыками работы на одном из рабочих мест в туристском предприятии;

  • изучить мероприятия по охране труда и технике безопасности;

  • получить навыки самостоятельного решения задач, стоящих перед штатными работниками предприятия, деятельность которых изучалась;

  • обобщить собранный материал с последующим предоставлением отчета о практике.

Студенты не прошедшие производственную практику или получившие отрицательную оценку будут иметь академическую задолженность и могут быть отчислены из Университета в порядке, предусмотренном Уставом.

Целями ПРЕДДИПЛОМНОЙ практики является подготовка студента к выполнению выпускной квалификационной работы, формирование у него умения рационально использовать теоретические и практические знания, полученные в процессе обучения.

Задачи преддипломной практики заключаются в следующем:

  • изучить структуру туристского предприятия, основных функций и их структурных подразделений;

  • получить целостное представление о работе туристского предприятия посредством изучения функционального взаимодействия их подразделений и связей с «внешней средой»;

  • приобрести навыки организационно-управленческой деятельности в трудовом коллективе;

  • проанализировать информационное обеспечение туристского предприятия;

  • проанализировать систему управления на основе критериев и показателей эффективности;

  • закрепить и углубить знания, полученные в период прохождения учебной и производственных практик;

  • изучить и проанализировать нормативно-правовые акты и нормативные документы по исследуемому вопросу, действующие в настоящее время и регламентирующие работу туристского предприятия;

  • собрать и проанализировать материал, сделать необходимые выписки из служебной документации предприятия, ознакомиться с другой информацией, необходимой для выполнения выпускной квалификационной работы;

  • изучить практические методы анализа и организации работы специалистов того или иного подразделения туристского предприятия и возможности их оптимизации (совершенствования) на основе полученных теоретических знаний;

  • обобщить собранный материал, определить его достаточность и достоверность для выполнения выпускной квалификационной работы с последующим оформлением отчета по практике, в соответствии с полученным индивидуальным заданием.

Студенты, не прошедшие преддипломную практику вне зависимости от причин не допускаются к защите выпускной квалификационной работы.


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Производственная практика используется студентами для закрепления в практической деятельности знаний, умений и навыков, полученных ими в процессе обучения. Студент в период прохождения производственной практики должен собрать первичную информацию: статистический материал, выписки из служебной документации предприятия, инструктивных материалов, методических указаний, нормативных документов, постановлений, должностных инструкций и других источников, действующих в настоящее время и регламентирующих работу фирм, предприятий организаций.

Местом прохождения производственной практики может быть выбрано любое туристское предприятие (туроператор, турагент, экскурсионное бюро) любой организационно-правовой формы на должностях таких, как офис-менеджер, помощник менеджера, менеджер по туризму (туристского (конкретного) направления), менеджер по рекламе, менеджером транспортного отдела, менеджер по рекламе и т.д. Студенты также могут пройти практику в различных государственных или муниципальных учреждениях, занимающихся вопросами развития, регулирования, координации туристской деятельности туристкой деятельности, в структуре органов власти или в некоммерческих организациях различных организационно-правовых форм, занимающихся вопросами туризма, например, Межрегиональная Ассоциация «Сибирское соглашение».

Студент заочного отделения находит место прохождения практики самостоятельно. Если студент не имеет возможности устроиться на практику самостоятельно, он должен сообщить об этом руководителю практики от кафедры и руководству Филиала. В этом случае кафедра окажет студенту посильную помощь в поиске места практики.

Студенту очного отделения место прохождения практики находит Университет.


Программа прохождения производственной и преддипломной практики состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.


Подготовительный этап практики

На данном этапе студентов знакомят с вопросами прохождения практики, оформления дневника практики и защиты отчета. Руководитель практики проводит знакомство с программой практики (Приложение 6), инструктаж по технике безопасности, о ведении дневника практики, составлении письменного отчета и выдает индивидуальное задание (в зависимости от вида, места практики и объема должностных обязанностей студента на месте прохождения практики). В дневнике должен быть отражен ход ознакомления с практикой. По окончании практики студент обязан предоставить письменный отчет о прохождении практики.


Основной этап практики (практическая работа на туристском предприятии)


На данном этапе, в соответствии с индивидуальным заданием, происходит знакомство студента с процессом организации работы на туристских предприятиях, знакомство с документооборотом туристского предприятия, правилами внутреннего распорядка, структурой туристского предприятия и т.д., также происходит закрепление знаний, полученных студентом в процессе обучения в Университете на основе глубокого изучения деятельности туристского предприятия, приобретение опыта работы, а также применение полученных за период обучения знаний в области туристской деятельности.

В процессе преддипломной практики, в соответствии с индивидуальным заданием, происходит сбор и анализ всех материалов необходимых для написания отчета и выпускной квалификационной работы. Помимо выполнения индивидуального задания, также собирается и анализируется информация о деятельности туристского предприятия в целом. При этом на всех туристских предприятиях в той или иной мере реализуется следующий примерный набор основных направлений, которые необходимо изучить в процессе производственной (преддипломной) практики (Приложение 6).

В момент прохождения студентами производственной и преддипломной практики на них распространяется правила внутреннего распорядка, правила охраны труда, правила техники безопасности на предприятии, с чем студенты должны быть ознакомлены в первый день прохождения практики. При прохождении практики продолжительность ежедневной работы (смены) составляет для студентов в возрасте от 16 до 18 лет - не более 7 часов в день (ст. 94 ТК РФ), в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю (ст. 94 ТК РФ).

При наличии вакантных должностей студенты могут быть зачислены на них, если работа соответствует требованиям практики. На студентов, которые приняты на должность, распространяется действие Трудового кодекса РФ и иных норм трудового законодательства.

В конце данного этапа студенту должен быть дан отзыв-характеристика с места прохождения практики (Приложение 1) за подписью руководителя туристского предприятия или иного должностного лица, непосредственно курирующего работу студента на предприятии, заверяется печатью. В отзыве-характеристике должно содержаться общее заключение о работе студента, оцененной по четырехбалльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Отзыв прилагается к отчету по практике.


Заключительный этап практики


На данном этапе по окончании производственной практики студент обязан представить письменный отчет о прохождении практики. Письменный отчет должен состоять из: введения, основной части, в которой должен содержаться анализ проделанной работы студентом во время практики с анализом теории в соответствии с полученным индивидуальным заданием, заключение. При этом в отчете должна фигурировать не первичная, а обработанная и проанализированная информация в виде таблиц, графиков, рисунков, схем и т.д. с соответствующими ссылками и комментариями.

На заключительном этапе преддипломной практики студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достаточность и достоверность для выполнения выпускной квалификационной работы, оформить отчет по практике (структура отчета аналогична структуре отчета по производственной практики).

На защите руководитель практики оценивает отчет. Оценка заносится в зачетную книжку.

Оценка по практике приравнивается к оценке (дифференцированному зачету) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов. После защиты отчет сдается в обязательном порядке на кафедру.


Примерный перечень индивидуальных заданий по производственной практике по программе «Туризм»


  1. Технология ведения деловой переписки в турфирме.

  2. Техника приема и переговоров с клиентами и партнерами.

  3. Процедура соблюдения протокола и этикета в фирме.

  4. Культура межличностного общения.

  5. Организация рабочего места работника турфирмы.

  6. Организация работы с запросами клиентов.

  7. Технология работы с базами данных и компьютерными системами бронирования.

  8. Соблюдение требований к стандартам и качеству обслуживания клиентов.

  9. Организация подготовки специализированной туристской информации.

  10. Анализ использования рекламных материалов, каталогов, брошюр, путеводителей, публикаций по туристской тематике.

  11. Оформление туристской документации: правила, техника учета и хранения, контроль правильности оформления.

  12. Технология бронирования и оформления туристских услуг.

  13. Организация и проведение деловых переговоров.

  14. Анализ создания системы мотивации и дисциплинарной ответственности работников.

  15. Организация работы с жалобами клиентов: техника работы, процедуры применения мер по жалобам, учет и анализ жалоб.

  16. Анализ трудовой дисциплины работников на предприятии.

  17. Анализ проблем безопасности на туристских маршрутах.

  18. Выявление и анализ проблем в работе турфирмы.

  19. Организация и проведение рекламных компаний.

  20. Разрешение производственных проблем на предприятии.

  21. Распределение обязанностей и определение степени ответственности работников.

  22. Система стимулирования на предприятии.

  23. Управление конфликтными ситуациями на предприятии.

  24. Планирование безопасной организации туров.

  25. Методические разработки новых форм и методов проведения экскурсий.

  26. Анализ нормативно-правовой базы, на основе которой действует туристское предприятие.

  27. Организация транспортных услуг на предприятии (экскурсионном бюро).

  28. Учет потребностей туристов при организации экскурсий, путешествий, при подборе тура.

  29. Организация проведения стандартной обзорной экскурсии.

  30. Анализ организации проведения экскурсии по специальной программе.

  31. Обеспечение мер безопасности туристов.

  1   2   3   4

Похожие:

Методические указания по прохождению и проведению производственной и предипломной практики (специализация «Туризм») Для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconУчебно-методический комплекс дисциплины мировая культура и искусство для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания по дисциплине...
Методические указания по прохождению и проведению производственной и предипломной практики (специализация «Туризм») Для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconРабочая программа по дисциплине «Математика и информатика» для специальности 100103 Социально-культурный сервиз и туризм
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности...
Методические указания по прохождению и проведению производственной и предипломной практики (специализация «Туризм») Для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconМетодические указания для студентов всех форм обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» новосибирск
Министерство образования и науки Российской Федерации новосибирский государственный технический университет
Методические указания по прохождению и проведению производственной и предипломной практики (специализация «Туризм») Для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconКафедра «туризм и сервис» методические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам для студентов 5 курса заочной формы обучения (специальность 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», на базе среднего общего образования)
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей, интересующихся вопросами туристской деятельности
Методические указания по прохождению и проведению производственной и предипломной практики (специализация «Туризм») Для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов специальности 100103 «Социально–культурный сервис и...
Методические указания по прохождению и проведению производственной и предипломной практики (специализация «Туризм») Для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconРабочая программа по междисциплинарному экзамену для студентов направления 100103 «Социально культурный сервис и Туризм»
Целью мдэ является выявление и объективная (экспертная) оценка уровня теоретической подготовки выпускника относительно общих требований...
Методические указания по прохождению и проведению производственной и предипломной практики (специализация «Туризм») Для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconПрограмма учебной дисциплины «Мировая культура и искусство» для специальности 230 500 «социально-культурный сервис и туризм»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «социально-культурный сервис и...
Методические указания по прохождению и проведению производственной и предипломной практики (специализация «Туризм») Для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconРабочая программа дисциплина Мировая культура и искусство специальность 23050 «Социально-культурный сервис и туризм»
При разработке программы в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности 23050 – «Социально-культурный...
Методические указания по прохождению и проведению производственной и предипломной практики (специализация «Туризм») Для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconРабочая программа комплексного государственного экзамена специальность 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
При разработке программы в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности 100103 «скс и Т»
Методические указания по прохождению и проведению производственной и предипломной практики (специализация «Туризм») Для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» icon2 Кафедра «Социально-культурного сервиса и туризма» осуществляет обучение по специальностям и направлениям: 100103. 65 Социально-культурный сервис и туризм
Кафедра «Социально-культурного сервиса и туризма» осуществляет обучение по специальностям и направлениям: 100103. 65 Социально-культурный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница