Методическое письмо о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2009-2010 учебном году




Скачать 477.38 Kb.
НазваниеМетодическое письмо о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2009-2010 учебном году
страница1/4
Дата21.09.2012
Размер477.38 Kb.
ТипМетодическое письмо
  1   2   3   4
Приложение к письму Рособрнадзора

от 29.03.2010 № 01-51/10-01

Методическое письмо

о проведении государственного выпускного экзамена по русскому

языку и математике в 2009-2010 учебном году

Государственный выпускной экзамен проводится в соответствии с

Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой)

аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные

программы среднего (полного) общего образования, утвержденного

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

28.11.2008 г. N 362 (зарегистрирован Минюстом РФ 13.01.2009 г.,

регистрационный N 13065). В соответствии с п.п. 4 и 6 указанного

Положения освоение основных общеобразовательных программ среднего

(полного) общего образования в образовательном учреждении, имеющем

государственную аккредитацию, завершается обязательной

государственной (итоговой) аттестацией выпускников по русскому языку и

математике. Она проводится в форме единого государственного экзамена,

а для ограниченной категории выпускников – в форме государственного

выпускного экзамена.

Государственный выпускной экзамен проводится для обучающихся,

освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного)

общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях

закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно

опасным) поведением, образовательных учреждениях уголовно-

исполнительной системы, а также для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья (лиц, имеющих недостатки в физическом и (или)

психическом развитии, в том числе глухих, слабослышащих, слепых,

слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-

двигательного аппарата и других), освоивших основные

общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования.

Правила организации и проведения государственного выпускного

экзамена, в том числе порядок проверки экзаменационных работ, подачи и

рассмотрения апелляций устанавливаются Порядком проведения

государственного выпускного экзамена (утвержден приказом

Минобрнауки России от 03.03.09 №70).

В аттестат выпускнику, получившему удовлетворительные результаты

на государственном выпускном экзамене, выставляются итоговые отметки.

Следует обратить внимание на то, что удовлетворительная отметка за

государственный выпускной экзамен не оказывает влияния на итоговую

отметку по предмету. Итоговая отметка как по русскому языку, так и по

математике определяется «как среднее арифметическое годовых отметок

выпускника за X, XI (XII) классы и выставляется в аттестат целыми

числами в соответствии с правилами математического округления» (п. 27

Положения).

Выпускнику, получившему на государственной (итоговой) аттестации

неудовлетворительные результаты по русскому языку и математике,

предоставляется право пройти государственную (итоговую) аттестацию по

соответствующим общеобразовательным предметам не ранее чем через

год. Если выпускник получил на государственном выпускном экзамене

неудовлетворительный результат по русскому языку или математике, он

допускается повторно к государственной (итоговой) аттестации по

данному предмету в текущем учебном году в дополнительные сроки. При

получении неудовлетворительного результата по русскому языку и

математике или повторном получении неудовлетворительного результата

по одному из названных предметов выпускнику выдается справка об

обучении в образовательном учреждении (п.п. 25, 31 Положения).

Обеспечение субъектов Российской Федерации экзаменационными

материалами для проведения государственного выпускного экзамена

организует Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Тексты экзаменационных работ направляются в органы управления

образованием субъектов Российской Федерации по линии спецсвязи в

соответствии с поступившей от них заявкой.

В данном Методическом письме даются разъяснения по вопросу

отбора содержания экзаменационных материалов для государственных

выпускных экзаменов по русскому языку и математике в 2009-2010

учебном году, по формам проведения экзамена, комментируются типы

заданий, формулируются требования по организации и проведению

экзамена, даются рекомендации по оцениванию экзаменационных работ

выпускников, приводятся образцы заданий и экзаменационных вариантов.

О проведении государственного выпускного экзамена по русскому

языку В 2009/10 учебном году второй год проводится обязательный

государственный выпускной экзамен по русскому языку для выпускников,

освоивших общеобразовательные программы среднего (полного) общего

образования.

В течение нескольких десятилетий обязательным был экзамен,

который назывался экзаменом по литературе, а фактически был экзаменом

по литературе и русскому языку (за экзаменационную работу

выставлялись две отметки по двум предметам). С 2003 года произошла

смена названия обязательного экзамена, он стал называться экзаменом по

русскому языку и литературе.

С 2009 года обязательным является экзамен по русскому языку,

который проводится в форме сочинения или в форме изложения с

творческим заданием (выбор одной из форм письменного экзамена

предоставляется выпускнику).

Данные формы экзамена не противоречат традициям,

сложившимся в системе государственного (итогового) контроля по

русскому языку.

При разработке экзаменационной модели соблюдалась

преемственность с традиционными и новыми формами экзамена по

русскому языку для выпускников 9 и 11(12) классов общеобразовательных

учреждений. Образцы заданий для проведения государственного

выпускного экзамена по русскому языку даны в Приложении 1.

Продолжительность государственного выпускного экзамена по

русскому языку составляет 6 часов (360 минут).

На экзамене проверяется умение выпускников понимать текст,

создавать собственное письменное аргументированное высказывание на

заданную тему, а также оценивается орфографическая и пунктуационная

грамотность экзаменуемых. Экзаменационный материал соответствует

федеральному компоненту государственного стандарта общего

образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

В экзаменационный комплект тем сочинений включаются

пять тем разной проблематики, которые должны быть раскрыты в жанре

сочинения. Экзаменационный комплект сформирован в соответствии с

определенной структурой, к каждому экзаменационному комплекту тем

сочинений прилагаются разъяснения (см. Приложение 1).

Две первые темы комплекта связаны с изученными в рамках

курса «Литература» художественными произведениями (они подобраны

таким образом, чтобы в экзаменационном материале были представлены

две литературные эпохи: литература XIX века и XX века, а также разные

литературные роды и жанры. Темы сочинений, связанные с поэзией,

раскрываются на примере не менее 2 стихотворений. Темы сочинений,

связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на

примере 1-2 произведений (их число может быть увеличено по

усмотрению выпускника).

Три другие темы традиционно называются «свободными» и

предполагают написание сочинения по философской и этико-нравственной

проблематике. При написании сочинения-рассуждения на одну из этих тем

аргументы могут быть приведены с опорой как на содержание

художественных произведений, так и на жизненный опыт выпускника

(личные впечатления, собственные размышления на тему и т.п.).

Темы сочинений, сформулированные в форме цитаты,

представляющей собой высказывание одного из представителей

отечественной культуры, нацеливают на свободное рассуждение, которое

может включать как аргументы, подтверждающие справедливость

суждения, так и контраргументы, доказывающие право на существование

иной точки зрения.

Комплект изложений с творческим заданием (см. Приложение

1) содержит два варианта текста – художественный и публицистический.

Выбор текста из предложенных вариантов изложений осуществляет

учитель (конверт с экзаменационным материалом, содержащим изложения

с творческим заданием, вскрывается уполномоченным учителем за 30

минут до начала экзамена для ознакомления с текстами и принятия

решения о выборе одного из них). К каждому тексту прилагается два

творческих задания (выпускник выбирает одно из них).

Тексты для изложений не превышают объем 350-460 слов.

Художественный текст представляет собой фрагмент художественного

произведения, названного в государственном образовательном стандарте,

публицистический текст - фрагмент (или законченный текст) статьи,

очерка, рассказа, связанный с философской, социальной, нравственной

проблематикой.

Выпускникам предоставляется право писать как подробное, так

и сжатое изложение. Подписывая работу, выпускник должен указать,

какой вид изложения (подробное или сжатое) он избрал. Это, в свою

очередь, определит подходы к оценке ученической работы.

Задачей подробного изложения является максимально полное

воспроизведение содержания исходного текста с сохранением авторского

стиля.

Сжатое изложение требует навыков отбора существенной

информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения

содержания исходного текста. Излагая текст сжато, выпускники

проявляют коммуникативные способности, связанные с умением

перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать

однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При

написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского

стиля, однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова

и словосочетания.

Выпускникам предоставляется (как было сказано выше) право

выбора одного из творческих заданий, размещенных после текста.

Творческие задания к двум типам текста различны по своей

структуре и содержанию.

Оба задания к художественному тексту сформулированы в

виде вопросов. Первое задание в большей степени, чем второе, связано с

содержанием текста и нацеливает на его анализ. Второе творческое

задание предполагает бульшую независимость от предложенного текста

(он рассматривается как стимул для создания собственного

аргументированного высказывания на близкую к проблематике текста

тему).

Первое задание к публицистическому тексту формулируется в

виде вопроса и предлагает выпускникам самостоятельно поразмышлять

над поднятой в тексте проблемой (или общей темой), т.е. текст

рассматривается как стимул для создания собственного высказывания.

Второе задание в бульшей степени связано с содержанием текста и

нацеливает на комментарий одного из утверждений автора и

аргументацию собственной позиции.

При организации экзамена следует учесть, что выбор формы

экзамена (сочинение или изложение с творческим заданием) выпускник

может осуществить в день экзамена. Чтобы сделать этот выбор

осознанным со стороны учащегося, учитель должен познакомить всех

выпускников как с содержанием комплекта тем экзаменационного

сочинения, так и с экзаменационным материалом для проведения

изложения (с этой целью кратко определяется тема изложения и

зачитываются формулировки творческих заданий). Для проведения

экзамена потребуются разные помещения для тех, кто будет писать

сочинение, и для тех, кто будет работать над изложением с творческим

заданием.

Творческие задания должны быть прочитаны и записаны на

доске. При необходимости на доске записываются имена собственные,

упомянутые в тексте изложения.

Предложенный для изложения текст читается дважды. Первое

ознакомление с текстом предполагает обычный темп чтения, позволяющий

учащимся воспринять смысл фрагмента в целом, второе прочтение должно

быть медленным, позволяющим выпускнику зафиксировать главные

смысловые особенности текста.

При проведении государственного выпускного экзамена для выпускников

с ограниченными возможностями здоровья на этапе чтения текста

изложения допускается привлечение учителя-словесника, работавшего с

данными выпускниками в течение учебного года

Наличие плана письменной экзаменационной работы не

является обязательным требованием. На экзамене учащимся разрешается

пользоваться орфографическими словарями.

Рекомендации по оцениванию выполнения заданий государственного

выпускного экзамена по русскому языку.

При проверке сочинения (в том числе и творческого

задания) оценивается уровень сформированности следующих умений:

- создавать текст в соответствии с заданной темой;

- обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в

художественном произведении, в прослушанном тексте (при

выполнении творческого задания), в иных источниках информации,

привлекаемой для написания сочинения;

- логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть

сочинения-рассуждения;

- подбирать убедительные аргументы, создавая аргументированное

высказывание;

- выявлять отношение автора к поставленным проблемам,

сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения;

- осуществлять выбор языковых средств в соответствии с заданием;

- оформлять текст в соответствии с орфографическими,

грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского

литературного языка.

При проверке и оценке сочинений или выполнения

творческого задания следует учитывать, что их объем строго не

лимитируется.

При проверке изложения оценивается уровень

сформированности следующих умений:

- адекватно воспринимать информацию, заложенную в

прослушанном тексте;

- точно и полно (или лаконично) излагать содержание

прослушанного текста, вычленять его главную мысль;

- осуществлять выбор и организацию языковых средств,

использовать разнообразные грамматические конструкции и

лексическое богатство языка при передаче содержания

прослушанного текста;

- оформлять текст в соответствии с орфографическими,

грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского

литературного языка.

При оценке изложения необходимо учитывать полноту

изложения исходного текста (подробное изложение) или точность

воспроизведения основных микротем исходного текста (сжатое
  1   2   3   4

Похожие:

Методическое письмо о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2009-2010 учебном году iconО проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2010 2011 учебном году
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методическое письмо о проведении...
Методическое письмо о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2009-2010 учебном году iconМетодическое письмо о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2010-2011 учебном году
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28. 11. 2008 г. №362, зарегистрированного Минюстом РФ 13. 01. 2009...
Методическое письмо о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2009-2010 учебном году iconО проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2009-2010 учебном году
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление
Методическое письмо о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2009-2010 учебном году iconО проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2010-2011 учебном году
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление
Методическое письмо о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2009-2010 учебном году iconО проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2010-2011 учебном году
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление
Методическое письмо о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2009-2010 учебном году iconРоссийская Федерация Белгородская область департамент образования, культуры и молодежной политики белгородской области
Белгородской области направляет Вам методическое письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 28 февраля 2011...
Методическое письмо о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2009-2010 учебном году iconО проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2010-2011 учеб­ном году
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управлениев сфере образования
Методическое письмо о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2009-2010 учебном году iconО проведении годовых итоговых контрольных работ по русскому языку и математике в IV,IX, XI (ХII) классах в 2011-2012 учебном году
Управления образования г о. Кинешма «О проведении годовых итоговых контрольных работ по русскому языку и математике в IV,IX, XI (ХII)...
Методическое письмо о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2009-2010 учебном году icon«9» марта 20 11 г. №
О проведении пробного экзамена по русскому языку в новой форме в 9 классах общеобразовательных учреждений города Когалыма в 2010-11...
Методическое письмо о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2009-2010 учебном году iconИтоги Единого государственного экзамена по русскому языку 2009 года
Российской Федерации, участвовавших в егэ по русскому языку 2009 года. По количеству сдававших егэ по русскому языку в 2009 году...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница