Зоология позвоночных Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям




Скачать 208.62 Kb.
НазваниеЗоология позвоночных Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Дата20.09.2012
Размер208.62 Kb.
ТипПрограмма




Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение вузов РБ по естественнонаучному образованию

Учебно-методическое объединение вузов РБ по экологическому образованию


УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

________________ А.И. Жук


_25_ _____05______ 2009 г.


Регистрационный № ТД-G. _197_/тип.

Зоология позвоночных


Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальностям:

1-31 01 01 Биология;

1-33 01 01 Биоэкология



СОГЛАСОВАНО


Председатель УМО вузов РБ по естественнонаучному образованию

_______________ В. В. Самохвал


_30__ _____12______2009 г.


Председатель УМО вузов РБ по экологическому образованию

_____________ С. П. Кундас


_12__ _____01______2009 г.



СОГЛАСОВАНО


Начальник Управления высшего и среднего специального образования

Министерства образования

Республики Беларусь

________________ Ю. И. Миксюк

__25__ ______05_____ 2009 г.


Ректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»

________________ М. И. Демчук

_19__ _____05______ 2009 г.


Эксперт-нормоконтролер

________________ С. М. Артемьева

_19__ _____05______ 2009 г.









Минск 2009

Составители:

Лилия Васильевна Камлюк – профессор кафедры общей экологии и методики преподавания биологии Белорусского государственного университета, доктор биологических наук, профессор;


Леонид Дмитриевич Бурко – доцент кафедры зоологии Белорусского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент.


Рецензенты:

Кафедра зоологии Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка»;


Владимир Борисович Петухов – директор Учреждения «Межведомственный центр проблем национальных парков и заповедников» Белорусского государственного университета, доктор биологических наук.


Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой зоологии Белорусского государственного университета

(протокол № 6 от 21 октября 2008 г.);


Научно-методическим советом Белорусского государственного университета

(протокол № 1 от 01 декабря 2008 г.);


Научно-методическим советом по специальности 1-31 01 01 Биология

Учебно-методического объединения вузов РБ по естественнонаучному образованию (протокол № 6 от 23 декабря 2008 г.);


Научно-методическим советом по специальностям 1-33 01 01 Биоэкология и
1-33 01 02 Геоэкология Учебно-методического объединения вузов РБ по экологическому образованию (протокол № 5 от 23 декабря 2008 г.).


Ответственный за редакцию: Леонид Дмитриевич Бурко.

Ответственный за выпуск: Леонид Дмитриевич Бурко.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Зоология позвоночных, как составная часть курса зоологии, является дисциплиной общебиологической. В процессе изучения позвоночных животных студенты должны составить научные представления о морфобиологических особенностях, путях и направлениях эволюционных изменений систем органов и об адаптивной реакции существующих филогенетических групп позвоночных животных на различные экологические условия. Кроме того, в процессе обучения у студентов должны сформироваться представления о многообразии различных систематических групп позвоночных животных, их биоценотической роли, о хозяйственном использовании и об основных направлениях деятельности человека по сохранению и устойчивому использованию их разнообразия.

Полученные в результате изучения курса зоологии позвоночных знания необходимы студентам для усвоения таких общих курсов, как «Экология», «Теория эволюции» и ряда специальных дисциплин.

В результате изучения теоретического курса «Зоология позвоночных» студенты должны

знать:

- особенности морфо-биологической организации представителей всех так-сономических групп животных типа Хордовые (подтипов, классов), включая современные представления об уровнях их развития и основы их систематики;

- термины и понятия, позволяющие не только дать общую характеристику таксона, но и оценить уровень его организации, место в системе животного царства;

- особенности индивидуального развития животных (онтогенез), необхо-димые для понимания исторического развития таксономических групп (филогенез);

- основные экологические ниши, занимаемые животными различных групп, для правильного понимания их роли в природных сообществах;

- роль позвоночных животных в хозяйственной деятельности человека – основные объекты и районы промысла рыб, объекты рыборазведения, рыболовства и охоты.

уметь:

- использовать полученные теоретические знания на практике и в экспе-риментальных исследованиях;

- использовать полученные знания при прохождении смежных дисциплин и специальных курсов;

- на лабораторных занятиях освоить разнообразные методы и приемы для изучения морфологии, анатомии (препарирование) и экологии животных разных систематических групп;

- пользоваться микроскопической техникой, измерительными приборами, использовать микропрепараты и тотальные препараты, постоянные и временные;

- освоить технику выполнения биологического рисунка.

При чтении лекционного курса и проведении лабораторных занятий рекомендуется использование демонстрационных материалов: влажных и микропрепаратов, разнообразного раздаточного фиксированного материала, таблиц, слайдов, презентаций, мелового рисунка.

Преподавание «Зоологии позвоночных» проводится по блочно-модульному принципу. В курсе выделено 5 модулей, объединяющих основные группы позвоночных животных: модуль I – низшие хордовые (подтипы Acrania и Urochordata) их происхождение, развитие, и основные систематические группы; модуль II – подтип Vertebrata, раздел Agnatha, их происхождение, особенности развития и распространения; модуль III – раздел Gnathostomata, надкласс Pisces (Anamnia), многообразие видов, рыболовство и рыбоводство; модуль IV – надкласс Tetrapoda, класс Amphibia, выход позвоночных животных на сушу, перестройки систем органов; модуль V – Amniota, класс Reptilia и теплокровные амниоты – классы Aves и Mammalia, приспособления к освоению различных природно-климатических зон биосферы, биоценотическая роль и хозяйственное значение.

Для организации самостоятельной работы студентов по курсу следует использовать современные информационные технологии: разместить в сетевом доступе комплекс учебных и учебно-методических материалов (программа, методические указания к лабораторным занятиям, список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов, задания в тестовой форме для самоконтроля и др.).

Контроль самостоятельной работы студентов целесообразно проводить в форме: текущего контроля знаний на лабораторных занятиях, коллоквиумов, тестового компьютерного контроля по темам и разделам курса. Для общей оценки усвоения студентами учебного материала рекомендуется введение рейтинговой системы.

Программа учебного курса рассчитана максимально на 230 часов, в том числе 100 часов аудиторных: 48 – лекционных, 52 – лабораторных занятий.


Примерный тематический план


№ разделов и тем

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Всего

Лекции

Лабораторные занятия

1

2

3

4

5

1.

Введение

2

2

-

2.

Тип Хордовые (Chordata)

2

2

-

2.1.

Подтип Личиночнохордовые, или Оболочники (Tunicata, seu Urochordata)

4

2

2

2.2.

Подтип Бесчерепные (Acrania)


4

2

2

1

2

3

4

5

3.

Подтип Позвоночные, или Черепные (Vertebrata, seu Craniota)

2

2

-

3.1.

Раздел Бесчелюстные (Agnata)

6

2

4

4.

Раздел Челюстноротые (Gnathоstomata)

2

2



4.1.

Надкласс Рыбы (Pisces)

2

2



4.1.1.

Класс Хрящевые рыбы (Chondrichthyes)

8

4

4

4.1.2.

Класс Костные рыбы (Osteichthyes)

14

6

8

4.2.

Надкласс Четвероногие (Tetrapoda)

2

2



4.2.1.

Класс Земноводные, или Амфибии (Amphibia)

8

2

6

4.2.2.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (Reptilia)

10

4

6

4.2.3.

Класс Птицы (Aves)

20

8

12

4.2.4.

Класс Млекопитающие, или Звери (Mammalia)

14

6

8

ИТОГО:

100

48

52


1. ВВЕДЕНИЕ

Предмет и задачи зоологии позвоночных, ее положение в системе биологических наук. Основные этапы развития зоологии позвоночных, начиная от Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и до настоящего времени. Вклад в мировую науку Н. А. Северцова, И. И. Шмальгаузена, И. И. Мечникова, А. О. Ковалевского, Е. Н. Павловского. История зоологических исследований в Беларуси. Научные работы В. Н. Шнитникова, А. В. Федюшина, И. Н. Сержанина, П. И. Жукова и М. М. Пикулика, как основа для развития современных направлений зоологии позвоночных в республике.

Современное состояние зоологии позвоночных как комплексной науки о многообразии животного мира (хордовых), его происхождении, эволюции, роли в биосфере и жизни человечества. Зоология позвоночных как синтез систематики, сравнительной анатомии, физиологии, биохимии, эмбриологии, популяционной генетики, экологии, этологии, зоогеографии.

Основные разделы и научные направления зоологии позвоночных, актуальные проблемы и прикладные аспекты. Современные методы исследований в области зоологии позвоночных (биохимические, серологические, кариологические и др.), их роль в развитии систематики, детальном и всестороннем изучении проблем адаптаций и т. д. Значение зоологических исследований в решении вопросов рационального ведения охотничьего, рыбного, лесного и сельского хозяйства, целенаправленного формирования сообществ животных (зооценозов), борьбы с вредителями, переносчиками возбудителей заболеваний.

2. ТИП ХОРДОВЫЕ (CHordata)

Общая характеристика типа и его положение в системе животного мира. Взаимоотношения и связи с другими типами вторичноротых: иглокожими, погонофорами и, в особенности, с полухордовыми. Наиболее важные морфологические, физиолого-биохимические и эколого-этологические характеристики хордовых. Различие между хордовыми и беспозвоночными животными. Первичные хордовые- сидячие или малоподвижные донные морские формы с пассивным кормлением. Миохордальный комплекс как благоприобретенный признак хордовых. Интенсификация жизненно важных функций, усложнение локомоторного аппарата, нервной системы и органов чувств - первостепенные условия прогресса в филогенетическом ряду хордовых.

Система хордовых: подтипы личиночнохордовых, бесчерепных, позвоночных. Теоретические и прикладные аспекты изучения хордовых. Их роль в функционировании природных экосистем и жизни человека.

2.1. ПОДТИП ЛИЧИНОЧНОХОРДОВЫЕ, или ОБОЛОЧНИКИ

(Tunicata, seu UROCHORDATA)

Особенности биологии и организации личиночнохордовых.

Класс Асцидии (Ascidiae). Внешнее и внутреннее строение. Особенности питания, размножения. Метаморфоз асцидий, роль личинки в расселении, ее строение. Разнообразие асцидий: одиночные и колониальные, сидячие и свободноплавающие.

Класс Сальпы (Salpae). Сальпы и боченочники. Одиночные и колониальные формы. Особенности строения и поведения как свободноплавающих морских животных. Формы размножения и развития. Метагенез и его биологическое значение.

Класс Аппендикулярии (Appendiculariae). Аппендикулярии как своеобразная группа личиночнохордовых: строение, биология, поведение. Основные гипотезы о происхождении и эволюции личиночнохордовых. Низшие хордовые, или беспозвоночные хордовые (личиночнохордовые, бесчерепные и полухордовые) как промежуточная группа между беспозвоночными и позвоночными. Вклад А. О. Ковалевского и И. И. Мечникова в изучение биологии развития, выяснение истинного систематического положения, филогенетических связей личиночнохордовых с другими подтипами. Гипотеза неотении. Регресс и прогресс в эволюции личиночнохордовых.

2.2. ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (Acrania)

Класс Головохордовые (Cephalochordata). Морфо-физиологические особенности организации, биологии и экологии ланцетника как классического объекта изучения низших хордовых. Индивидуальное развитие. Теоретическое значение изучения бесчерепных для выяснения эволюции позвоночных.

3. ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ, или ЧЕРЕПНЫЕ

(Vertebrata, seu Craniota)

Общий обзор организации позвоночных: арены жизни, многообразие жизненных форм, внешнее строение, наружные покровы, мускулатура и типы локомоций, скелет, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, мочеполовая системы, органы чувств. Система крови, ее преобразование в филогенетическом ряду позвоночных. Дыхательный пигмент - гемоглобин и его роль в эволюции позвоночных животных. Отличие гемоглобина от дыхательных пигментов беспозвоночных (гемоцианина, гемэретрина, хлорокруорина). Органы внутренней секреции. Роль гормонов в адаптации организмов к среде обитания. Нервно-гуморальные регуляции у позвоночных и их отличия от таковых у беспозвоночных. Усложнение поведенческих актов (биокомплексов поведения) и появление внутривидовой организации как важного фактора морфо-биологического прогресса позвоночных. Деление позвоночных на анамний и амниот, гомойотермных, гетеротермных и пойкилотермных. Геологическая история и филогения позвоночных. Современная система подтипа; деление на разделы, надклассы, классы и подклассы.

3.1. РАЗДЕЛ БЕСЧЕЛЮСТНЫЕ (Agnata)

Класс Круглоротые (Cyclostomata). Обзор организации круглоротых как низших позвоночных. Особенности наружных покровов, скелета, мускулатуры и движений, пищеварительной системы и характера питания, дыхательной системы и акта дыхания, кровеносной, нервной, мочеполовой систем и развития.

Современные отряды и семейства круглоротых. Морфо-физиологические и биологические различия между миногами и миксинами, их происхождение и эволюция. Паразитизм и полупаразитизм как исключительные явления в мире позвоночных. Особенности распространения и хозяйственное значение круглоротых.

4. РАЗДЕЛ ЧЕЛЮСТНОРОТЫЕ (Gnathostomata)

4.1. НАДКЛАСС РЫБЫ (Pisces). Происхождение рыб. Рыбы как первичноводные челюстноротые позвоночные животные. Общий очерк организации и экология рыб. Гидродинамические и биомеханические принципы строения рыб. Многообразие жизненных форм: пелагические, донные, литоральные, мирные, хищные и т.д. Ориентация рыб. Внутривидовая организация (одиночные, стайные).

4.1.1. Класс Хрящевые рыбы (Chondrichthyes). Происхождение и эволюция хрящевых рыб. Морфо-физиологические особенности систем органов, биологическая характеристика хрящевых рыб. Появление парных конечностей (плавников), формирование челюстного аппарата. Типы черепа. Специфика поведения, размножения и развития. Различие в строении акул, скатов и химер. Система класса.

4.1.2. Класс Костные рыбы (Osteichthyes). Морфо-физиологические и биологические особенности костных рыб - самой крупной систематической группы позвоночных. Размножение (нерест) рыб. Поведение. Звуковое общение. Миграции, их типология. Внутривидовая организация. Современная система класса.

Подкласс Лопастеперые (Sarcopterygii). Живое ископаемое — латимерия как характерный представитель подкласса. Особенности биологии, строения, распространения. Кистеперые рыбы как предки наземных позвоночных. Особенности морфологии, физиологии, экологии двоякодышащих рыб. Географическое распространение.

Подкласс Лучеперые (Actinopterygii). Общая морфо-физиологическая характеристика. Разнообразие биологических типов. Современная классификация лучеперых — наиболее крупной систематической группы костных рыб (деление на надотряды и отряды). Роль лучеперых рыб в водных экосистемах и хозяйственной деятельности человека.

Надотряд Ганоидные (Ganoidomorpha). Отряд Осетрообразные. Морфологическая и экологическая характеристика осетрообразных (архаичные и прогрессивные черты организации). Особенности строения переходного характера между хрящевыми и костными рыбами. Географическое распространение осетрообразных, их экономическое значение. Представители, их характеристика. Мероприятия по сохранению ресурсов осетровых рыб. Сущность метода гипофизарной инъекции (метод Гербильского). Гибридизация осетровых.

Костистые рыбы (Teleostei)

Общий очерк организации. Происхождение и эволюция.

Надотряд Клюпеоидные (Clupeomorpha). Морфо-физиологические, биологические и экологические особенности клюпеоидных (на примере сельдеообразных и лососеобразных). Промысловое значение клюпеоидных. Географическое распространение. Основные объекты промысла, охраны и акклиматизации.

Надотряд Ангвиллоидные (Anguillomorpha). Отряд Угреобразные. Морфологическая и биологическая характеристики отряда (на примере речного угря, мурены). Жизненный цикл речного угря. Хозяйственное значение.

Надотряд Циприноидные (Cyprinomorpha). Морфо-физиологические особенности (на примере карпообразных и сомообразных). Биология, экология, распространение, промысловое значение. Объекты промышленного рыборазведения, аквариумистики. Промысловые и охраняемые виды Беларуси.

Надотряд Параперкоидные (Parapercomorpha). Отряд Трескообразные. Морфология, биология, особенности географического распространения, промысловое значение, представители.

Надотряд Перкоидные (Percomorpha). Морфологические и биологические характеристики самой крупной систематической группы современных рыб. Основные отряды (окунеобразные, кефалеобразные, колюшкообразные и др.). Представители, особенности их распространения. Хозяйственное значение.

Основные объекты и районы промысла рыб. Рыбоводство и рыболовство в Беларуси.

4.2. НАДКЛАСС ЧЕТВЕРОНОГИЕ (tetrapoda).

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗЕМНЫХ ПОЗВОНОЧНЫХ.

Палеозойские амфибии - стегоцефалы, или панцирноголовые. Значение работ И. И. Шмальгаузена, А. Ромера и др. Перестройка систем органов (дыхания, кровообращения, водно-солевого обмена, локомоции). Изменение структуры наружных покровов. Адаптивные изменения центральной нервной системы, органов чувств, ориентации и навигации, поведения.

4.2.1. Класс Земноводные, или Амфибии (Amphibia). Общая морфо-биологическая и физиолого-биохимическая характеристика амфибии как первопоселенцев суши. Специфика строения в связи с двойственным характером приспособлений к водной и воздушно-наземной средам. Сравнительно-анатомический обзор организации различных групп амфибий. Размножение, развитие амфибий. Метаморфоз. Основные экологические группы современных амфибий: водные, наземные, древесные, роющие. Питание. Особенности распространения амфибий как класса (лимитирующие факторы). Поведение. Суточная ритмика активности. Роль амфибий в природных экосистемах и хозяйственной деятельности человека. Современная система класса (деление на подклассы, отряды, семейства). Характеристика (видовое разнообразие, морфология, экология, распространение, представители) безногих, хвостатых и бесхвостых амфибий.


4.2.2. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (Reptilia).

АНАМНИИ (ANAMNIA) И АМНИОТЫ (AMNIOTA).

Экологические и морфо-физиологические отличия анамний и амниот. Особенности эмбрионального развития амниот, появление новых зародышевых оболочек и органов. Основные характерные признаки взрослых амниот (кератинизация наружных покровов, дифференцировка скелета и его частей, систем органов).

Происхождение и эволюция рептилий. Котилозавры. Краткая характеристика основных групп ископаемых рептилий. Дальнейшая эволюция рептилий. Пути адаптации к наземному, водному и воздушному образу жизни. Вымирание древних рептилий и возможные причины этого явления.

Морфологическая и биологическая характеристика современных рептилий. Специфика газообмена, кровообращения, водного и солевого обмена. Элементы терморегуляции (понятие об экологической терморегуляции, гелиотермии). Адаптивные типы рептилий. Питание и ядовитый аппарат. Размножение (яйцекладущие, яйцеживородящие, живородящие формы). Географическое распространение рептилий. Экономическое значение и их роль в природных экосистемах. Современная классификация рептилий.

Подкласс Анапсиды (Anapsida). Отряд Черепахи (Testudines). Особенности морфологии, биологии, размножения, экологии. Классификация современных черепах. Представители, их краткая характеристика, распространение. Экономическое значение черепах.

Подкласс Лепидозавры (Lepidosauria). Отряд Клювоголовые (Rhynchocephalia). Морфологические и биологические особенности гаттерии. Реликтовый характер ареала. Отряд Чешуйчатые (Squamata). Морфо-физиологическая и экологическая характеристика чешуйчатых как наиболее прогрессивной и процветающей группы современных рептилий. Деление на подотряды: ящерицы, змеи, хамелеоны. Видовое разнообразие чешуйчатых, их биология, распространение, хозяйственное значение.

Подкласс Архозавры (Archosauria). Отряд Крокодилы (Crocodylia). Морфо-физиологическая и биологическая характеристика отряда (особенности строения черепа, зубов, наружных покровов, системы кровообращения и др.). Географическое распространение, видовое разнообразие, экономическое значение.

4.2.3. Класс Птицы (Aves). Обзор морфо-физиологической организации птиц как амниот, приспособленных к полету. Относительное однообразие птиц (строение и экология) как монолитность класса в связи с ведущей специализацией - полетом. Особенности эмбрионального и постэмбрионального развития птиц. Понятие о выводковых (матуронантных), полувыводковых и птенцовых (имматуронантных) птицах. Основные экологические группы птиц (деление по характеру питания, движения, среды обитания). Аэродинамика и биомеханика полета. Типы полета. Теплообмен птиц. Понятие об обратимой гипотермии (торпидности). Миграции птиц как биологическое явление. Ориентация и навигация. Этология птиц (работы К. Лоренца, Н. Тинбергена, Л. Крушинского и др.). Популяционная и внутрипопуляционная организация у птиц. Особенности размножения. Брачные игры (ритуал). Брачная песня как маркер территории. Гнездование. Типология гнезд и мест их расположения. Географическое распространение птиц. Роль птиц в природных и искусственных экосистемах, хозяйственной деятельности человека. Домашние птицы, их происхождение. Современная система птиц (деление на подклассы, надотряды, отряды, семейства).

Надотряд Плавающие (Impennes). Морфо-физиологические и экологические особенности пингвинов. Биология размножения, постэмбриональный рост и развитие в экстремальных условиях. Питание. Особенности распространения пингвинов. Представители.

Надотряд Типичные, или Новонебные птицы (Neognathae). Общая характеристика надотряда и отрядов (число видов, особенности морфологии, биологии, экологии, поведения, хозяйственное значение, современное состояние популяций, охраняемые виды). Адаптивная радиация птиц. Современная систематика птиц (отряды и семейства).

4.2.4. Класс Млекопитающие, или Звери (Mammalia). Общая характеристика класса. Его многообразие в связи с адаптацией к различным условиям жизни. Морфо-физиологический очерк организации (дифференцировка зубной системы, волосяного покрова; млечные железы, совершенствование терморегуляции, строение нервной, кровеносной систем, размножение). Особенности эмбрионального развития. Типы плацент. Забота о потомстве. Внутрипопуляционная и популяционная структура. Социальное поведение. Основные экологические группы млекопитающих (выделение по среде обитания, питанию, характеру передвижения в пространстве). Особенности распространения млекопитающих. Адаптации к переживанию неблагоприятных периодов года; миграции, зимний сон, спячка, запасание корма и др. Хозяйственное значение млекопитающих и их роль в природе. Охотничьи виды зверей Беларуси. Акклиматизация и реакклиматизация, ее результаты. Понятие о биотехнических мероприятиях. Млекопитающие - вредители сельского хозяйства и переносчики эпидемических заболеваний. Меры борьбы с ними. Домашние млекопитающие, их происхождение. Редкие и исчезающие виды зверей, их охрана. Система класса и обзор современных групп.

Подкласс Первозвери, или Клоачные (Prototheria). Морфо-физиологическая. и биологическая характеристика однопроходных как наиболее примитивных из современных млекопитающих. Представители семейств, особенности их строения, экологии, распространения,

Подкласс Звери (Theria). Инфракласс Сумчатые (Metatheria). Обзор организации, биологии, географического распространения, систематики и происхождения сумчатых, или низших зверей. Разрывы (дизъюнкция) ареалов сумчатых и их возможные причины. Параллелизм сумчатых с плацентарными млекопитающими.

Инфракласс Высшие звери, или Плацентарные (Eutheria). Общая морфологическая и биологическая характеристика высших зверей, или плацентарных. Особенности географического распространения. Обзор отрядов высших зверей (число видов, деление на семейства, представители, их экология, поведение). Происхождение млекопитающих. Место человека в системе типа хордовых. Роль биологических и социальных факторов в становлении человека. Законодательные основы охраны животного мира. Роль охраняемых территорий, питомников и зоопарков в восстановлении популяций редких и исчезающих видов. Охраняемые природные территории Беларуси (заповедники, национальные парки, заказники). Красная книга Республики Беларусь (история и принципы создания).


Литература

О с н о в н а я:

1. Наумов, Н. П. Зоология позвоночных / Н. П. Наумов, Н. Н. Карташов. М.: Высшая школа, 1979.-Ч. 1, 2.

2. Курс зоологии. / Под ред. Б. С. Матвеева. – М.: Высшая школа,1966. - Т.2.

3. Ромер, А. Анатомия позвоночных. / А. Ромер, Т. Парсонс. М.: Мир, 1992. - Т.1,2.

4. Бурко, Л. Д. Зоология позвоночных: курс лекций / Л. Д. Бурко.– Мн.: БГУ, 2006.

5. Зоология позвоночных: Практикум для студентов биол. фак. спец. 1-31 01 01 «Биология», 1-33 01 01 «Биоэкология» / Авт.-сост.: Л. Д. Бурко, А. В. Балаш, Н. Е. Бурко. − Мн.: БГУ, 2004.

6. Систематика хордовых животных: Ч. 1, 2: Учеб. пособие для студентов биол. фак. спец. G 31 01 01 «Биология», H 33 01 02 «Биоэкология» / Авт.-сост.: Л. Д. Бурко, А. В. Балаш, Н. Е. Бурко. − Мн.: БГУ, 2003.

7. Бурко Л. Д. Позвоночные животные Беларуси. / Л. Д. Бурко, В. В. Гричик. Учеб. пособие для студентов биол. фак. спец. 1-31 01 01 «Биология» и 1-33 01 01 «Биоэкология» – Мн.: БГУ, 2005.


Д о п о л н и т е л ь н а я:


1. Жизнь животных. - М.: Просвещение, 1988. – Т. 4-7.

2. Жуков П. И. Рыбы Белоруссии. / П. И. Жуков. Мн.: Наука и техника, 1965.

3. Карташев Н. Н. Систематика птиц. / Н. Н. Карташев. М.: Высшая школа, 1974.

4. Красная книга Республики Беларусь: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных. – Мн.: Бел. Эн., 2004.

5. Лопатин И. К. Зоогеография. / И. К. Лопатин. Мн.: Вышэйшая школа, 1989.

6. Национальная стратегия и план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия Республики Беларусь. – Мн.: Центр «Конкордия», 1997.

7. Никифоров М. Е. Птицы Белоруссии. / М. Е. Никифоров, Б. В. Яминский, Л. П. Шкляров. Мн.: Вышэйшая школа, 1989.

8. Никифоров М. Е. Птицы Беларуси на рубеже ХХI века. / М. Е. Никифоров, А. В. Козулин, В. В. Гричик, А. К. Тишечкин. Мн.: Изд. Королев, 1997.

9. Савицкий Б. П. Млекопитающие Беларуси. / Б.П. Савицкий, С. В. Кучмель, Л. Д. Бурко. Мн.: Изд. центр БГУ, 2005.

10. Соколов В. Е. Фауна мира. Млекопитающие. / В. Е. Соколов. М.: Агропромиздат, 1990.

11. Соколов В. Е. Систематика млекопитающих: в 3 т. / В. Е. Соколов. М.: Высшая школа, − Т. 1. 1973; Т. 2. 1977; Т. 3. 1979.

12. Фауна мира. Птицы. / Под ред. В. Д. Ильичева. М.: Агропромиздат, 1991.

13. Федюшин А. В. Птицы Белоруссии. / А. В. Федюшин, М. С. Долбик. Мн.: Наука и техника, 1967.





Похожие:

Зоология позвоночных Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям iconЗоология беспозвоночных Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Первый проректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»
Зоология позвоночных Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям iconТиповая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по экологическому образованию
Зоология позвоночных Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям iconТиповая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
Зоология позвоночных Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям iconВысшая математика Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по естественнонаучному образованию
Зоология позвоночных Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям iconТопография с основами геодезии типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по экологическому образованию
Зоология позвоночных Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям iconИстория русской литературы (XХ век) Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
Зоология позвоночных Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям iconИстория русской литературы (XIX век) Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
Зоология позвоночных Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям iconСистематика высших растений Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Ректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»
Зоология позвоночных Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям iconИстория журналистики Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь
Зоология позвоночных Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям iconТеория эволюции Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Председатель Учебно-методического объединения по естественно-научному образованию
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница