Личность классного руководителя и его отношения с детьми




Скачать 41.35 Kb.
НазваниеЛичность классного руководителя и его отношения с детьми
Дата20.09.2012
Размер41.35 Kb.
ТипДокументы
Личность классного руководителя и его отношения с детьми

Личностные качества классного руководителя оказывают существенное влияние на характер и форму применения раз­личных методов управления коллективом школьников. Это проявляется и в стиле деятельности руководителя, который зависит от объективных и субъективных причин. Личность ха­рактеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. В стиле деятельности классного руководителя (воспитателя) проявляются его личностные качества, прелом­ленные, в определенной мере, через призму особенностей и потребностей руководимого им коллектива учащихся.

Следует отметить, что существенное влияние на стиль дея­тельности оказывают: интеллект педагога; его общая культура; уровень профессиональной подготовки; особенности характера и темперамент; присущие педагогу нравственные ценности.

Стиль деятельности педагога во многом характеризует­ся отношениями с учениками. Сложность и разнообразие этих отношений предопределяет высокую вариативность конкретных стилей руководства, которые могут классифи­цироваться по различным признакам. Наиболее распрос­траненными являются три стиля руководства:

• авторитарный;

• демократический;

• попустительский.

Характеризуя эти стили, В.Б. Ольшанский выделяет сле­дующие особенности:

1. При авторитарном стиле руководитель полностью оп­ределяет направление действий группы, дает задания, показывает приемы работы поэтапно, сам указывает каждому, что и вместе с кем делать, продемонстриро­вав однажды прием, считает, что свое дело сделал, ос­тается оценивать успехи каждого, персонально адресуя упреки (похвалу) отдельным учащимся. Наблюдаются агрессивность, враждебность во взаимоотношениях.

2. При демократическом стиле руководства группа обсуж­дает направления своих будущих действий при участии и помощи руководителя, демонстрирует не менее двух аль­тернативных приемов каждого действия, учащиеся сами выбирают, кому и с кем работать, руководитель работа­ет почти наравне с другими; в своих замечаниях объек­тивен, оценивает действия, а не личности. Чаще употреб­ляются дружеские обращения, сочувственные замечания.

3. При попустительском стиле руководства отмечается полная свобода для индивидуальных или групповых ре­шений, при минимальном участии руководителя. В воз­никающие споры он не вмешивается совсем или толь­ко в случаях крайней необходимости. Оценивать работу или влиять на ход событий даже не пытается. Обстанов­ка скорее напоминает безалабершину.

В педагогике В.Б. Ольшанский считает, что наиболее про­дуктивна дихотомизация (от греч. dichotomia- разделение надвое, способ классификации) психологического климата первичной группы на: «угрожающий», который характери­зуется угрозами, обещаниями, руководитель обеспечивает пассивное послушание, конформизм подчиненных; «раз­вивающий», где каждому учащемуся уделяется внимание, одобрение и поддержка, что способствует укреплению че­ловеческого достоинства, стимулирует самоуважение, гор­дость, стремление к самоутверждению.

Вот некоторые признаки поведения классного руково­дителя (воспитателя), создающего развивающий климат.

  • Открытость, непринужденность общения. Никому не нравится, когда с ним хитрят, обманывают, пытаются на чем-то «поймать». Легче, когда можно не взвеши­вать каждое слово. Разумеется, такт необходим, вседоз­воленность может принести только вред.

  • Понимание, способность «войти в положение» другого. Это вовсе не означает одобрения любого поступка. Но безучастность, безразличное отношение к человеку, подчеркивание социальной дистанции вызывает подо­зрительность и недоверие.

  • Гласность. Неравенство в межличностных отношениях не­избежно. Однако одно дело, если оно основано на поло­жении в административной иерархии, и совсем другое, когда строится на известных всем нравственных качествах.

  • Не оценивание личности, а анализ фактов. Иногда оцен­ка необходима, но лучше объяснить учащемуся последствия его поступка для других и для пего лично, чем просто навесить ярлык.

  • Не приказ, а ориентация на проблему. Важно учесть мнение исполняющего, чтобы он был ответственен за результаты своей деятельности.

  • Сослагательность, а не категоричность; скорее предло­жение, чем директива. Излишняя строгость усложняет, вызывает недовольство, обрывает обратную связь руко­водителя с детьми.

Начинающие, молодые классные руководители (воспита­тели), помня о стилях руководства в начале своей деятель­ности, пытаются строить свои взаимоотношения на демок­ратической основе, но сталкиваются с тем, что учащиеся подобное отношение воспринимают как признак слабости и создают хаос. Не справляясь с ситуацией, трудностями, их блате намерения терпят крах. Необходимо помнить, что пря­мой противоположностью демократического стиля является попустительский; культивируя его, учитель демонстративно позволяет классу «сесть себе на шею», или переходит на про­веренный авторитарный стиль. Демократический стиль, это подлинное сотрудничество учителя с учениками, предпола­гает требовательность в сочетании с высоким уважением к личности ребенка. Чтобы научиться контролировать свое по­ведение, настроение, чувства и мысли, важно выработать критическое отношение к себе, умение владеть собой, чтобы управлять собственной психикой (спонтанное проявление дурного настроения — это есть распущенность, отравляю­щая жизнь окружающим). В.Г. Куценко предлагает аутотре­нинг «шесть С»:

        • самообязательство,

        • самоконтроль,

        • самоот­чет,

        • самоубеждение,

        • самоободрение,

        • самовнушение.

Похожие:

Личность классного руководителя и его отношения с детьми icon«Содействие формированию позитивных отношений родителей с детьми одна из задач работы классного руководителя»
«Содействие формированию позитивных отношений родителей с детьми – одна из задач работы классного руководителя»
Личность классного руководителя и его отношения с детьми iconПримерные требования к плану воспитательной работы классного руководителя
Большое внимание классный руководитель должен уделять своей аналитической деятельности. Аналитическая деятельность классного руководителя...
Личность классного руководителя и его отношения с детьми iconДиагностика в работе классного руководителя
...
Личность классного руководителя и его отношения с детьми iconПоложение о плане воспитательной работы классного руководителя Общие положения
...
Личность классного руководителя и его отношения с детьми iconПланирование деятельности классного руководителя
Большое значение в работе классного руководителя является проектировочная деятельность, которая строится на основе результатов педагогического...
Личность классного руководителя и его отношения с детьми iconПоложение о классном руководителе в моу «сош №20» 1
Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области об организации воспитательной...
Личность классного руководителя и его отношения с детьми iconРекомендации по составлению плана работы классного руководителя
Всем известно, что в плане работы классного руководителя определяется перечень дел с группой или с отдельными учениками, а также...
Личность классного руководителя и его отношения с детьми iconИнструкция классного воспитателя (освобожденного классного руководителя)
Должностная инструкция классного воспитателя (освобожденного классного руководителя)
Личность классного руководителя и его отношения с детьми iconКурсовая работа слушателя курсов повышения квалификации классных руководителей по программе «Повышение профессионального мастерства классного руководителя в организации работы с родителями»
«Повышение профессионального мастерства классного руководителя в организации работы с родителями»
Личность классного руководителя и его отношения с детьми iconДоклад деятельность классного руководителя по духовно нравственному воспитанию
Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница