Программа дисциплины Концепции современного естествознания




НазваниеПрограмма дисциплины Концепции современного естествознания
страница1/4
Дата30.08.2012
Размер0.53 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»


Кафедра Естествознания и философии образования


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

__________________________ ________________________

декан __________ факультета проректор по учебной работе


__________________________

зав. кафедрой ______________

« » ____________ 20__ г. « » ____________ 20__ г.


Программа дисциплины


Концепции современного естествознания

Специальность/направление подготовки (цикл – ГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС, ДН, Ф):

521100 Социальная работа и

350500 Социальная работа / Социальная работа с семьями и детьми __________________________________




Составители:

Плугина Н.А.

Ф.И.О (степень, звание)




Кандидат педагогических наук,




доцент



Магнитогорск, 2009


I. Организационно-методический раздел


    1. Цель курса:

Подготовка студентов по курсу Концепции современного естествознания в соответствии с требованиями «Государственного образовательного стандарта ВПО социальная работа».


1.2. Задачи курса:


1.3. Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы:

Данный курс является обязательной частью естественнонаучного комплекса предметов в подготовке специалистов и бакалавров с высшим образованием в программе подготовки студентов социального факультета по специальности/ направлению подготовки – социальная работа. Дисциплина «Концепции современного естествознания» изучается на 1 курсе (1 и 2 семестр).


1.4. Требования к уровню освоения содержания курса:

Критерием успешного освоения программы курса является:

Контролируемое

содержание

дисциплины

Перечень контролируемых учебных элементов

Студент должен:

Раздел

Тема

1

2

3


I. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира

  1. Научный метод

знать: понятия метод, научный метод познания; уровни научного познания: эмпирический, теоретический; критерии научного знания; определения (суть) методов научного познания; свойства научного знания; требования к научным гипотезам; функции науки; принцип соответствия, соотношение абсолютной и относительной истин, область применимости теории.

  1. Естествознание и его роль в культуре

знать: понятие о естествознании; естественные науки, их иерархию; процесс интеграции и дифференциации наук; различия естественнонаучного и гуманитарного знания; суть проблемы двух культур, взаимосвязь между ними.

  1. Естественнонаучные картины мира

знать: названия и периодизацию основных естественнонаучных картин мира; отличие научной картины мира от научной теории и от художественного  образа; фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная картина мира; развитие представлений о материи, о движении, о взаимодействии, о   причинности и закономерности, космологических представлений  в научных картинах мира;

уметь: сопоставлять основные элементы исторических и современной научных картин мира (синхронически и диахронически), анализировать их различия и взаимосвязи.

  1. Этика научных исследований. Псевдонаука

знать: этические принципы научных исследований; различия между наукой и псевдонаукой; разновидности псевдонауки; понятия о биоэтике, евгенике, генной инженерии, клонировании, трансплантации, эвтаназии.

  1. Формирование научных программ

знать: основы формирования трех научных программ – атомистической, континуальной и математической;

уметь: выстраивать цепочки развития идей этих научных программ от античности до современности.

  1. Развитие представлений о материи




знать: понятие о материи; формы материи; понятие о веществе в механической картине мира; атомно-молекулярное учение; учение о составе; учение о строении вещества; представления о материи в исторических и современной картинах мира

  1. Развитие представлений о движении

знать: формы движения материи, их взаимосвязь; основные характеристики механического движения; 1 и 2 законы Ньютона; представления о движении в исторических и современной картинах мира.

  1. Развитие представлений о взаимодействии

знать: 3-й закон Ньютона; виды и характеристики фундаментальных взаимодействий, принципы дальнодействия, близкодействия; полевой и квантово-полевой механизм передачи взамодействия; принцип суперпозиции

уметь: указывать вид взаимодействия в конкретной системе.

II. Пространство, время, симметрия

  1. Принципы симметрии, законы сохранения

знать: определение симметрии, виды симметрий, понятие инвариантности пространственно-временных преобразований; Простейшие симметрии (асимметрии) пространства, времени и связанные с ними законы сохранения (несохранения), теорему Нетер

уметь: видеть симметрию и асимметрию на уровне живой и неживой материи.

  1. Эволюция представлений о пространстве и времени

знать: пространство и время Аристотеля, понятия абсолютного пространства и абсолютного времени Ньютона, исторической концепции мирового эфира, следствие из опыта Майкельсона-Морли, инвариантность скорости света, единство пространства и времени как формы существования движущейся материи в современной научной картине мира.

  1. Специальная теория относительности

знать: динамические симметрии пространства и времени, основные положения специальной теории относительности (СТО), особенности проявления причинно-следственных связей в СТО, понятие пространственно-временного континуума.

  1. Общая теория относительности

знать: принцип эквивалентности гравитационного поля и сил инерции, основные положения теории относительности (ОТО), понятие кривизны пространства, понятие гравитационного коллапса, черных дыр как следствия из общей теории относительности.

уметь: находить эмпирические доказательства ОТО

III. Структурные уровни и системная организация материи

  1. Микро-, макро-, мегамиры

знать: основы принятого разделения на мега-, макро- и микромиры; единицы измерений пространства и времени; основные структурные единицы мегамира: метагалактику, скопления галактик, галактики; нашу Галактику - Млечный Путь;  типы звезд и основу классификации; состав Солнечной системы, иерархию структур.

  1. Взаимосвязь структурных уровней организации материи

знать: системность, целостность, иерархичность природы; аддитивные и интегративные свойства (интегративность), витализм, редукционизм, взаимосвязь уровней организации материи.

  1. Организация материи на физическом уровне

знать: основные методы получения знания о строении веществ; основные принципы и законы физики, определяющие строение и взаимодействие веществ; иерархию частиц в микромире; элементарные частицы, их классификацию.

  1. Процессы на физическом уровне организации материи

знать: явления естественной и искусственной радиоактивности; радиоактивные элементы; основной закон радиоактивного распада и понятие периода полураспада; открытие и строение атомного ядра, устойчивость атомных ядер, понятие дефекта массы; типы фундаментальных взаимодействий в масштабах атомных ядер; ядерные реакции деления, цепная реакция деления урана; термоядерные реакции синтеза; типы термоядерных реакций в звездах и эволюция звезд.

  1. Организация материи на химическом уровне

знать: современные понятия: «химический элемент, атом, изотопы, молекула, вещество, полимеры»; строение атома, периодический закон и периодическую систему.

  1. Процессы на химическом уровне организации материи

знать: понятия «химический процесс, экзо-, эндотермические процессы, химическая кинетика, энергия активации, катализ, автокатализ, ферментативный катализ»; свойства катализаторов; влияние факторов на скорость: концентрации - закон действующих масс, температуры - правило Вант-Гоффа; динамическое равновесие (химическое и фазовое), принцип Ле Шателье;

уметь: устанавливать связь реакционной способности вещества со строением и структурой вещества, кинетическими и термодинамическими закономерностями, уровнем организации реакционной системы.

  1. Особенности биологического уровня организации материи

знать: иерархическую организацию уровней живого; признаки и свойства живых систем; химический состав живого, особенности атома углерода, биополимеров, воды; хиральность молекул живого; целостность живых систем; каталитический характер химии живого

  1. Молекулярные основы жизни

знать: важнейшие биополимеры – белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты, их функции; аминокислоты и нуклеотиды как мономеры биополимеров; принцип комплементарности, комплементарные пары азотистых оснований; процессы редупликации, транскрипции, трансляции; генетический код, его свойства;

уметь: находить комплементарные триплеты нуклеотидов; число нуклеотидов, шифрующих конкретный белок.

IV. Порядок и беспорядок в природе


  1. Механический детерминизм. Хаотическое поведение динамических систем

знать: суть концепции механического детерминизма и ее обоснование; понятия  детерминизм,  состояние,  физическая величина,   устойчивость,  (динамический) хаос; примеры систем с детерминированным, хаотическим и беспорядочным   поведением;

уметь: понимать причину несостоятельности механического детерминизма даже для динамических систем; причины непредсказуемого поведения, возникающего в простейших системах; принципиальное различие между беспорядочным и хаотическим   поведением.

  1. Динамические и статистические теории

знать: понятия  случайность,  вероятность,  флуктуация, фундаментальная теория,  динамическая теория,  статистическая теория; способ описания состояния в динамических и статистических теориях; основные динамические и статистические фундаментальные теории и  последовательность их возникновения в истории науки;
уметь: понимать связь, устанавливаемую принципом соответствия между динамическими и   статистическими теориями; фундаментальную роль категорий случайности, неопределенности, непредсказуемости для объективного описания реального мира.

  1. Корпускулярно-волновой дуализм.

Соотношения неопределенностей

знать: основные экспериментальные доказательства волновой и корпускулярной   стороны микрочастиц; формулировку концепции корпускулярно-волнового дуализма; понятие  физический вакуум

уметь: понимать фундаментальность ограничений, накладываемых соотношениями   неопределенности.

  1. Принцип дополнительности

знать: формулировку принципа дополнительности в узком  (квантовомеханическом) смысле; основные пары дополнительных величин: координата и импульс, энергия   и время; описание состояния в квантовой механике; философское значение принципа дополнительности в узком смысле:   неотделимость познающего субъекта от познаваемого объекта; примеры проявления принципа дополнительности в широком смысле:   необходимость несовместимых точек зрения для полного понимания;
уметь: понимать невозможность невозмущающих измерений; необходимость широкого, стереоскопического взгляда на любой предмет   или явление

  1. Принцип возрастания энтропии

знать: предмет термодинамики; основные формы энергии, их качественные различия; макроскопическое определение энтропии как приведенной теплоты; различные формулировки второго закона термодинамики; основные свойства энтропии (измеряемая физическая величина, мера некачественности энергии, мера молекулярного беспорядка, мера отсутствия информации); как разрешается основной парадокс эволюционной картины мира; термодинамические условия существования и эволюции жизни на Земле;

уметь: понимать фундаментальный характер второго закона термодинамики; эквивалентность различных формулировок второго закона термодинамики; связь между свойствами энтропии и различными формулировками второго   закона термодинамики; статистический характер понятия энтропии; суть основного парадокса эволюционной картины мира энтропийный баланс живых и других развивающихся систем (приходные   статьи - производство энтропии в системе и приток извне; расходная   статья - выброс энтропии вовне)

  1. Закономерности самоорганизации

знать: предмет и основные термины синергетики; примеры самоорганизации в различных природных и социальных системах; необходимые условия самоорганизации; основные закономерности самоорганизации; цели и принципы универсального эволюционизма;

уметь: понимать универсальность законов самоорганизации для всех уровней  материального мира; диалектический характер взаимодействия случайного и закономерного в   ходе самоорганизации.

V. Эволюционное естествознание

  1. Космология

знать: понятия и методы космологии; наблюдаемые явления во Вселенной, составляющие задачи для космологических теорий (расширение Вселенной, реликтовое излучение, крупномасштабная структура Вселенной, распространенность легких элементов, анизотропия реликтового излучения); основные физические теории, составляющие фундамент космологии; модель стационарной Вселенной Эйнштейна; модель нестационарной Вселенной Фридмана – Эйнштейна; теория Большого Взрыва; различные эпохи Вселенной; происхождение химических элементов; оценку возраста Вселенной; основные нерешенные проблемы; устойчивость Вселенной и антропный принцип.

  1. Космогония. Геологическая эволюция

знать: задачи космогонии, предмет исследования; эргодическую гипотезу; данные наблюдений, позволяющие получить характеристики объектов; характеристики звезд и варианты их эволюции в зависимости от массы звезды; гипотезы эволюции Солнца и его планетной семьи; эволюцию нашей планеты и ее геосфер; современную теорию геотектоники; фрактальную геометрию природы; явления самоорганизации при образовании структур

  1. Происхождение жизни

знать: исторические концепции происхождения жизни (креационизм, постоянное самозарождение, стационарное состояние, гипотеза панспермии, однократный абиогенез); предпосылки и этапы возникновения жизни (химическая эволюция, начальные этапы биологического обмена –коацерватная гипотеза, биологическая эволюция); методологические подходы в вопросе происхождения жизни (голобиоз, генобиоз)

  1. Биологический эволюционизм

знать: эволюционные взгляды Ж.Б. Ламарка; теорию эволюции Дарвина; период синтеза генетики и классического дарвинизма; формирование синтетической теории эволюции, ее основные положения; микро-, макроэволюции; элементарные явления и факторы эволюции; формы отбора

  1. История жизни на Земле и методы исследования эволюции

знать: понятия о геологических эрах и периодах, связь границ между эрами с геологическими и палеонтологическими изменениями; основные понятия, связанные с эволюцией жизни; важнейшие ароморфозы в истории жизни; основные таксономические группы растений и животных; методы исследования эволюции (палеонтологические, биогеографические, морфологические, эмбриологические, генетические, экологические, методы молекулярной биологии и биохимии)

  1. Генетика и эволюция

знать: основные понятия генетики; изменчивость, ее типы: ненаследуемая (модификационная, фенотипическая), наследуемая (генотипическая, мутационная); мутации, их свойства, причины, роль в эволюционном процессе; популяционную генетику.

VI. Биосфера и человек

  1. Экосистемы

знать: понятие и признаки экосистемы, структуру экосистемы, виды природных экосистем, принципы функционирования, понятия пищевых цепей, пирамид, направления энергетических потоков в экосистемах;

уметь: различать биотические, абиотические и антропогенные факторы.

  1. Биосфера

знать: биосферу как экосистему высшего ранга; состав и границы биосферы; живое вещество и его геохимические функции; геохимическую энергию живого; биогенную миграцию химических элементов в биосфере; влияние космических факторов на биосферу; понятие о гелиобиологии

  1. Человек в биосфере

знать: антропогенез; место человека в животном мире; методы изучения эволюции человека; предков человека; основные этапы развития человека разумного; отличия человека от животных; предпосылки возникновения социального человека; внутривидовая дифференциация человечества, расы и расогенез; возможные пути эволюции человека; роль социальных и биологических эволюционных факторов; коэволюция человека и биосферы; экологический статус человека

  1. Глобальный экологический кризис

знать: понятия экологического кризиса, глобального экологического кризиса, его признаки и следствия, основные направления преодоления; понятие ноосферы, устойчивого развития;

уметь: определять вид загрязнения окружающей среды (ингредиентное, физическое, деструктивное), оценивать его возможные последствия



II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


2.1. Разделы курса:


Раздел I. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира

Раздел II. Пространство, время, симметрия

Раздел III. Структурные уровни и системная организация материи

Раздел IV Порядок и беспорядок в природе

Раздел V Эволюционное естествознание

Раздел VI Биосфера и человек


2.2. Темы и содержание занятий

Раздел I. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира


  1   2   3   4

Похожие:

Программа дисциплины Концепции современного естествознания iconПрограмма дисциплины «Концепции современного естествознания»
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к ф м...
Программа дисциплины Концепции современного естествознания iconПрограмма дисциплины Концепции современного естествознания
Подготовка студентов по курсу Концепции современного естествознания в соответствии с требованиями «Государственного образовательного...
Программа дисциплины Концепции современного естествознания iconРабочая программа дисциплины (модуля) Концепции современного естествознания
Главная цель дисциплины «Концепции современного естествознания» – дать студентам наиболее полное представление о картине Мира в рамках...
Программа дисциплины Концепции современного естествознания iconПрограмма учебной дисциплины «Концепции современного естествознания»
Программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» / Сост.: С. Х. Карпенков, В. В. Логвинов; гуу. М., 2002. 20...
Программа дисциплины Концепции современного естествознания iconПрограмма дисциплины концепции современного естествознания для студентов 3 курса очной формы обучения по специальности «Финансы и кредит» Факультета финансов
Поэтому дисциплина «Концепции современного естествознания» является важным звеном в обучении студентов
Программа дисциплины Концепции современного естествознания iconКомплекс дисциплины концепции современного естествознания москва
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» / сост. А. И лобачев. М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Программа дисциплины Концепции современного естествознания iconПрограмма дисциплины Концепции современного естествознания для специальности 080506. 65 -«Логистика и управление цепями поставок»
Изучение курса «Концепции современного естествознания» способствует формированию у студентов научного мировоззрения, основы для понимания...
Программа дисциплины Концепции современного естествознания iconПрограмма дисциплины Концепции современного естествознания Специальность/направление подготовки (цикл гсэ, ен, опд, сд, дс, дн, Ф): 080507 «Менеджмент организации»
Подготовка студентов по курсу Концепции современного естествознания в соответствии с требованиями «Государственного образовательного...
Программа дисциплины Концепции современного естествознания iconПрограмма курса «Концепции современного естествознания»
Курс «Концепции современного естествознания» является одной из дисциплин, преподаваемых на первом курсе факультета Политологии мгимо...
Программа дисциплины Концепции современного естествознания iconПрограмма курса «концепции современного естествознания» Пояснительная записка Дисциплина «Концепции современного естествознания»
Печатается по решению учебно-методической комиссии Института педагогики, психологии и управления
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница