В. Н. Мясищев Вопрос выбора профиля обучения для старшеклассника это вопрос выбора будущей профессии и приложения своих сил в определенной сфере общественно-полезной деятельности. Проблема осмысленности, полноцен




НазваниеВ. Н. Мясищев Вопрос выбора профиля обучения для старшеклассника это вопрос выбора будущей профессии и приложения своих сил в определенной сфере общественно-полезной деятельности. Проблема осмысленности, полноцен
страница1/5
Дата19.09.2012
Размер0.77 Mb.
ТипЗадача
  1   2   3   4   5


«Изучение профориентации у девятиклассников»


ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Задача общественно-трудового воспитания

заключается в синтезе желания и обязанности

в труде, в объединении необходимости и сво-

боды труда.

В.Н. Мясищев

Вопрос выбора профиля обучения для старшеклассника – это вопрос выбора будущей профессии и приложения своих сил в определенной сфере общественно-полезной деятельности. Проблема осмысленности, полноценности существования и даже личного счастья непосредственно связана с ролью профессионального труда в жизни человека. Именно поэтому создание института ранней профессионализации школьников – профильной школы – обретает статус государственной проблемы трудовой занятости, материальной обеспеченности и личностной реализации молодежи.

Выбор направленности обучения, связанного с построением жизненного пути, приходится на старший школьный возраст 14 – 17 лет. Именно в этом возрасте возникают ведущие потребности, происходит дифференциация интересов, появляются основания для выделения жизненных ценностей, совершаются первые профессиональные пробы.

Профильное обучение давно является нормой в цивилизованном мире, и начавшийся процесс становления профильной школы в России согласуется с мировыми тенденциями образования.

В своей работе я представила теоретическое обоснование профориентационной работы со старшеклассниками, результаты диагностических исследований с девятиклассниками по профориентации и коррекционно-развивающую программу по данной проблеме.

Посетила Городскую конференцию в Префектуре Южного округа 25.08.2009г. по теме: «Подходы к формированию системы профессиональной ориентации школьников». Провела мероприятие по профориентации: «Профессия Эколог» (презентация прилагается).

К родительскому собранию 9.09.2009г. мной было подготовлено выступление по теме: «Взаимодействие родительского сообщества и образовательного учреждения по обеспечению образовательного пространства».

Целью данной работы является изучение основ профориентационной работы с подростками. Я выбрала для себя эту тему, так как школа, в которой я работаю, уделяет большое внимание данной.


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ

Профориентационная работа в школе традиционно служила делу развития трудовых ресурсов, обеспечению продуктивной, свободно избранной занятости граждан и предупреждению безработицы среди молодежи. Усиление социальной защищенности и повышение конкурентоспособности молодых людей на рынке рабочей силы всегда осуществлялись методами профессиональной ориентации, спроектированной с учетом потребностей в кадрах и динамики социально-экономического развития региона и страны.

Традиционное школьное обучение, подкрепленное воспитательной работой профориентационной направленности, помогало старшеклассникам выбрать профессии и специальности, пользующиеся спросом на рынке труда. В дальнейшем это повышало их возможности в получении достойно оплачиваемой работы или доходного занятия. Профессиональная ориентация призвана обеспечить реалистичность притязаний молодых людей, усилить их ориентацию на развитие интеллектуальных, личностных и социальных ресурсов, расширить диапазон профессиональной мобильности.

Экономический эффект профориентации неоднократно подсчитан в мире и составляет баснословный процент прибыли на каждый вложенный доллар. Прибыль получается за счет того, что после качественно проведенной профориентационной работы не приходится тратить средства на:

  • Дополнительное обучение молодых специалистов на рабочем месте;

  • Компенсацию результатов их некачественного труда;

  • Выплату пособий безработным гражданам;

  • Их психологическую реабилитацию, поиск для них новой работы;

  • Переучивание безработных, оплату труда преподавателей учебных центров;

  • Содержание штата и помещений социальных служб для безработных.

Таким образом, целью профориентационной работы в старших классах средней общеобразовательной школы всегда было просвещение молодых людей в вопросах познания своих особенностей и путей усиления тех своих качеств, которые будут способствовать успешному вхождению в современную социально-экономическую ситуацию.

Профориентационная работа – это практические мероприятия рекомендательного характера по выбору будущей профессиональной деятельности на основе информации о профессиях и требованиях к соискателю рабочего места, особенностей и способностей выбирающего и прогноза его успешности в предпочитаемом виде деятельности. Профориентация решает комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач и включает различные элементы, представленные ниже на схеме, составленной по материалам работ Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Б.А. Федоришина.

Профессиональная ориентация



П

Р

О

Ф

П

Р

О

С

В

Е

Щ

Е

Н

И

Е




П

Р

О

Ф

П

Р

О

П

А

Г

А

Н

Д

А





П

Р

О

Ф

В

О

С

П

И

Т

А

Н

И

Е





П

Р

О

Ф

Д

И

А

Г

Н

О

С

Т

И

К

А




П

Р

О

Ф

П

Р

И

Г

О

Д

Н

О

С

Т

Ь




П

Р

О

Ф

О

Т

Б

О

Р





П

Р

О

Ф

Е

С

С

И

О

Г

Р

А

Ф

И

Я




П

Р

О

Ф

А

К

Т

И

В

И

З

А

Ц

И

Я




П

Р

О

Ф

А

Д

А

П

Т

А

Ц

И

Я





П

Р

О

Ф

И

Г

Р

А





П

Р

О

Ф

К

О

Н

С

У

Л

Ь

Т

А

Ц

И

Я

Структура профессиональной ориентации

Профпросвещение – сообщение сведений о различных профессиях, их социально-экономических и психологических характеристиках, описание требований со стороны этих профессий человеку.

Профпропаганда – формирование положительной мотивации к тем профессиям, в которых общество испытывает особую потребность, в частности, к чрезвычайно необходимым, но не творческим профессиям.

Профвоспитание – развитие профессионально важных качеств личности: ответственности, чувства долга, гордости за свою профессию и др.

Профдиагностика – мероприятия, направленные на психологическое изучение личности в целях профориентации, профотбора, повышения эффективности обучения и воспитания.

Профпригодность – прогностическая характеристика возможностей человека в овладении какой-либо деятельностью, профессией.

Профотбор – научно обоснованный допуск людей к какому-либо виду профессионального обучения или деятельности в связи с требованиями со стороны профессии и соответствием человека предъявляемым требованиям.

Профессиография – разностороннее изучение профессиональной деятельности, описание профессий с определением их социально-экономического значения, перспектив роста, материального обеспечения и других условий труда, психологических и физических нагрузок, возможностей обучения, совершенствования, продвижения по службе, медицинских и других ограничений, требований к профессионально значимым качествам работника.

Профактивизация – создание условий для практической пробы сил в различных сферах трудовой деятельности.

Профадаптация – мероприятия, направленные на более быстрое достижение оптимального качества деятельности в конкретной профессии, овладение специальностью с достаточно высокими трудовыми показателями.

Профориентационная игра – моделирование процесса выбора профессии и дальнейшего профессионального самоопределения в условиях активного обучения.

Профконсультация – взаимодействие клиента и профконсультанта по поводу принятия решения о наиболее благоприятном варианте профессионального развития.

НАЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ, ПРАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

С этимологической точки зрения понятие «профильное обучение» несет в себе одновременно несколько значений.

Во-первых, профильное обучение неразрывно связано с таким видом индивидуальной работы, как построение профиля личности. Словарное определение термина «профиль» в этом случае дано как краткая биография, представленная в сообщении для широкой аудитории и дающая общее представление о человеке. Психологический профиль личности создается на основе данных ее психодиагностического исследования и служит основой для построения предварительных гипотез и заключений об индивидуальных особенностях конкретного человека. Профиль личности бывает индивидуальный и обобщенный. Обобщенный профиль представляет собой совокупность основных типических черт какой-либо квалификации, профессии, должности. Для отбора в профильные классы применяют личностные профили-модели, отражающие общие требования к характеристикам претендента на место в учебной группе.

Во-вторых, профильное обучение отражает специфику процесса организации и осуществления образования для групп людей, имеющих типические черты и сходные интересы, склонности и возможности их реализации. Профилирование при таком подходе к явлению осуществляется в виде планирования и целенаправленной реализации образовательной деятельности по отдельному направлению (естественно-математическому, гуманитарному, социально-экономическому, технологическому). В этом случае организация профильного обучения связана с мероприятиями по информированию и отбору содержания в определенном предметном направлении.

В-третьих, профильное обучение рассматривается как прогнозируемый результат планомерной деятельности по профориентационному сопровождению учащегося старших классов. Основными характеристиками этого результата являются повышенные способности конкретного человека к реальной оценке своей профессиональной и жизненной ситуации и преодолению ситуативно возникающих трудностей профессионального роста, картерных притязаний, делового и межличностного взаимодействия.

Таким образом, предпрофильная подготовка и профильное обучение рассматриваются как явление, управляемый процесс и результат планомерных образовательных мероприятий, которые служат:

  • Поддержанию позитивной направленности личности, ее целей и мотивов по отношению к собственной жизни и профессиональной карьере;

  • Укреплению имеющихся и образованию новых отношений и связей с другими людьми в группах со сходными интеллектуальными характеристиками и направленностью личности;

  • Активизации усилий человека в осуществлении собственного жизнеустройства, профессиональной и личностной реализации.

Профильное обучение, согласно нормативным документам по модернизации образования, представляет собой систему специализированной подготовки в старших классах средней общеобразовательной школы. Оно ориентировано на индивидуализацию обучения путем усиления его социализирующей направленности, напрямую связанной с реальными потребностями местного рынка труда.

Акцент в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения следует делать на усилении упреждающего воздействия профориентационной работы в профильной школе. Именно благодаря усиленной профориентационной составляющей образовательная подготовка старшеклассников направлена на решение сразу нескольких задач.

Во-первых, профильное обучение содействует процессу самоопределения школьников в плане построения долгосрочных жизненных планов, помогает им в их взрослении, в выборе профессии и освоении основ профессиональных знаний.

Во-вторых, профильное обучение предоставляет возможность углубленного изучения школьных предметов, необходимых для последующей учебы или работы, сокращая тем самым затраты на репетиторство и подготовительные курсы в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

В-третьих, профильное обучение стимулирует активность молодых людей в плане ориентации на рынке труда с учетом запросов региона, заставляет более реалистично подходить к своим способностям и возможностям – их изучению, развитию, применению.

Наконец, в-четвертых, профильное обучение является экономически выгодным вложением государственных финансовых средств в образование и профессиональную квалификацию граждан.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях профильного обучения рассматривается как двусторонний процесс развития личности в учебно-профессиональной деятельности. Профильное обучение всей системой своей организации задает целевую установку на полное задействование в учебном процессе способностей и возможностей.

Включение специалиста образования в деятельность по профессиональному самоопределению содействует поддержке процесса выбора старшими школьниками профессии в соответствии со своими возможностями. Находящийся рядом компетентный взрослый выступает условием укрепления жизненных сил молодого человека, когда тот размышляет о том, чего хочет, что может, и что же он такое есть.

Т.В. Черникова предлагает рассмотреть четыре уровня сложности профориентационной работы. В зависимости от типа профориентационного запроса школьников и уровня профессиональной компетентности консультанта определено содержание работы для каждого из типов – информационно-экспертной, эмоционально-энергетизирующей, профессионально-деятельностной, личностно-развивающей.

Информационно-экспертная поддержка старшеклассников отвечает их потребности в повышении осведомленности о профилях обучения и сферах профессиональной деятельности. Она дает возможность старшеклассникам соотнести свои возможности с требованиями выбранной сферы обучения и профессионального труда на основании этого происходит расширение вероятностного приложения своих сил в соответствии с интересами и склонностями. Целью поисковой активности молодых людей является получение информации по выбираемому профилю и о том, как это можно сочетать со своим отношением к этой информации и с направленностью своей личности. Молодые люди, находящиеся на ориентировочном этапе самоопределения, добывают сведения о профессиях и о себе, осуществляют попытки самосознания. Содержанием профориентационной поддержки в этом случае является сообщение консультантом и совместное обсуждение со старшеклассниками информации по выбору профессии и по самопознанию. От специалиста, оказывающего поддержку, требуются информационная компетентность в различных областях социальной жизни и знание нормативных документов по профильному обучению.

Эмоционально-энергетизирующая поддержка старшеклассников отвечает их потребности в эмоциональном благополучии. Эта потребность возникает при соотнесении желаемого и возможного и при рассогласовании их в сфере выбора и реализации профиля обучения. В этом случае молодые люди нуждаются в эмоциональном одобрении своих ценностей и желаний. Активность самих молодых людей также направлена на утверждение своих жизненных предпочтений. Содержанием профориентационной поддержки становятся понимание и принятие консультантом жизненных ценностей старшеклассников, а также исследование истинных и мнимых мотивов выбора профиля обучения и сферы труда, а также анализ силы волевого компонента в достижении поставленных целей. Главным требованием для оказывающего поддержку становятся, наряду с информационной компетентностью, высокая коммуникативная подготовка и педагогический такт.

Профессионально-деятельностная поддержка необходима тогда, когда перед молодым человеком возникает необходимость совершить значимый для него выбор. От этого выбора зависит, в частности, что одно из равнозначных по ценности предпочтений (спорт, музыка или иностранный язык) предстоит оставить ради другого, не менее ценного предпочтения (например, математики). Профориентационная поддержка в этом случае направлена на подтверждение или опровержение выбора. В этом случае обсуждение эмоциональных переживаний или анализ силы волевой целеустремленности могут оказаться малоэффективными. Более действенным средством поддержки выбора станут организация профессиональных проб и обсуждение их результатов на предмет перспективности приложения жизненных сил по любой из альтернатив. От оказывающего поддержку специалиста требуются, кроме информационной и коммуникативной компетентности, еде и специальные умения по использованию методов активизирующей профориентации.

Личностно-развивающая поддержка требуется тогда, когда у старшеклассника имеется потребность переосмыслить жизненный опыт в связи с изменившимися условиями жизни. Его мотивы и цели связаны с вынужденным изменением жизненных перспектив, кардинальным пересмотром ценностных ориентаций. Такая поддержка предъявляет к специалисту, ее осуществляющему, серьезные требования относительно профессиональных умений и личностных возможностей. Кроме высокого уровня информированности, педагогического такта и жизненного опыта, ему необходимы такие личностные качества, которые могут служить в качестве образцов в преодолении жизненных трудностей.

Таким образом, профессиональное самоопределение молодых людей зависит от их потребностей, ценностей, активности. Специалисты, знающие особенности юношеского возраста и имеющие достаточную информационную и коммуникативную подготовку, могут оказать молодежи существенную профориентационную поддержку.

При оказании профориентационной поддержки любого уровня главным профессиональным требованием, предъявляемым к специалисту-консультанту, считается знание им особенностей психологии юношеского возраста. На основе работ И.С. Кона о раннем юношеском возрасте А.И. Андриановым составлен опросник «Знаете ли вы юношескую психологию?», который приведен в приложении 1.


МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для исследования проблемы я использовала:

  1. Тест для проверки знаний по профессиональному самоопределению старшеклассников (психологическое сопровождение выбора профессии. Под ред. Л.М. Митиной) из дидактического приложения «Дневник профессионального самоопределения старшеклассника» к занятиям курсов профессиональной тематики. Вопросы, из которых составлен тест, конечно, предназначены для контроля знаний после прохождения курса занятий, но они-то и помогут нам определить, есть ли необходимость в занятиях, направленных на профориентацию.

Задания теста:

1. Должность – это:

  • Профессия

  • Специальность

  • Призвание

  • Служебная обязанность

  1. Учитель начальных классов – это:

  • Профессия

  • Специальность

  • Должность

  • Призвание

  1. Учащийся, который любит заниматься конкретными вещами, требующими ручных умений, ловкости, настойчивости, относится к:

  • Интеллектуальному типу

  • Практическому типу

  • Социальному типу

  • Предприимчивому типу




  1. Учащемуся с интеллектуальным типом личности более подходит профессия:

  • Программиста

  • Бухгалтера

  • Коммерсанта

  • Брокера

  1. Для усидчивого, исполнительного, дисциплинированного человека, отдающего предпочтение четко сформулированным действиям, наиболее подходящей будет профессия:

  • Художника

  • Журналиста

  • Парикмахера

  • Корректора

  1. Учащемуся, относящемуся к социальному типу личности, лучше заниматься:

  • Научной деятельностью

  • Конкретным практическим трудом

  • Воспитательной работой

  • Работой, связанной с обработкой знаковой информации

  1. Для успешной работы у юриста более всего должны быть выражены:

  • Словесные способности

  • Организаторские способности

  • Счетные способности

  • Способности к пространственному мышлению

  1. Пространственное мышление более необходимо в профессии:

  • Экскурсовода

  • Музыканта

  • Врача

  • Конструктора

  1. Руководить людьми легче человеку, имеющему темперамент:

  • Сангвиника

  • Холерика

  • Флегматика

  • Меланхолика

  1. Работу, требующую высокой чувствительности, легче выполнять:

  • Холерику

  • Флегматику

  • Сангвинику

  • Меланхолику

  1. Работа, требующая подвижности, частой смены обстановки, меньше всего подходит:

  • Холерику

  • Флегматику

  • Сангвинику

  • Меланхолику

  1. Для меланхоликов в профессии врача неудачной будет специализация:

  • Терапевта

  • Хирурга

  • Окулиста

  • Фтизиатра

  1. Для учащегося, предпочитающего профессию типа «Человек – Техника», наиболее пригодна работа:

  • Кассира

  • Оператора ПК

  • Механика

  • Секретаря-машинистки




  1. Профессия «бухгалтер» относится к типу:

  • «человек – человек»

  • «человек – художественный образ»

  • «человек – техника»

  • «человек – знаковая система»




  1. К типу «Человек – Художественный образ» относится профессия:

  • Экскурсовода

  • Цветовода

  • Медсестры

  • Дизайнера

  1. Специального профессионального отбора требует профессия:

  • Геолога

  • Летчика

  • Следователя

  • Журналиста

  1. Для успешного выбора профессии необходимо:

  • Принять решение по совету родственников

  • Получить ту же профессию, что и лучший друг

  • Принять решение, зная требования профессии и учитывая свои способности и возможности

  • Ориентироваться на популярность профессии в обществе

  1. Для успеха в деятельности наиболее существенной причиной выбора профессии является:

  • Романтичность

  • Высокая зарплата

  • Хорошие условия труда

  • Заинтересованность в деле


Многие вопросы из данного теста требуют от ребят специфических психологических знаний, которым их не обучали, поэтому, отвечали они по многим заданиям «наугад». Некоторые вопросы предполагают ориентировку на жизненный опыт и знания особенностей некоторых профессий; этих знаний у ребят также недостаточно. Поэтому целесообразно проводить с ребятами групповые профориентационные занятия, которые будут способствовать накоплению представлений о профессиях. Этому будут способствовать беседы, ролевые игры, а также различные методики, например, «Определение типа будущей профессии (по методике Е.А. Климова) или «Определение интересов и склонностей (ДДО) Е.А. Климова. К тому же, девятиклассники смогут составить свой психологический портрет, т.к. в программу включены методики на определение познавательных процессов, способностей личности, свойств личности. Используя вышеупомянутый «Дневник…», ребята смогут сами обработать методики, что придаст им уверенности в себе и убедит их в достоверности результатов.


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тестирование девятиклассников показало, что из 16 ребят ни один не выполнил работу без недочетов. Количество недочетов видно из таблицы №1

Количество учеников, допустивших одинаковое количество недочетов

Количество недочетов

1

14

3

12

1

11

3

9

1

8

2

7

2

6

3

5

Таблица №1

Наибольшие затруднения вызвали вопросы 2, 6, 9, 13 (на знание понятийного аппарата, типологию личности, особенности личности, и тип профессии). Результаты приведены в таблице №2, где по горизонтали – ученики, по вертикали - № вопроса:





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Всего недочетов

1

-

-

-




-







-













-

-




-

8

2

-




-







-

-

-

-

-

-

-

-










10

3

-










-




-




-






















4

4










-










-

-




-

-













5

5

-




-

-










-



















-




5

6




-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-




-

-

-

14

7




-

-







-

-







-



















5

8

-




-

-

-




-

-

-







-




-

-




10

9

-

-

-




-




-

-

-

-

-

-

-




-

-

13

10

-










-




-

-

-




-

-

-

-




-

10

11







-




-

-

-







-

-

-




-




-

9

12

-




-

-

-




-













-










-

7

13

-

-







-

-

-

-




-

-

-

-




-

-

12

14







-




-







-




-













-

-

6

15



















-













-













2

16













-




-

-

-







-




-

-

-

8

17



















-




























1

18







-




-

-

-

-

-

-




-













8

Всего недоч. по кажд. ученику

9

5

11

5

12

6

14

12

9

8

7

12

5

6

7

9






Очевидно, что тестируемые ученики нуждаются в профориентационных занятиях. И основное внимание на занятиях надо будет уделять тем параметрам, по которым у учащихся набралось более всего недочетов, т.е. незнания в данной области.

В наше время уже достаточно много разработано программ по профориентации. Используя несколько изданий, я разработала программу групповых профориентационных занятий с группой девятиклассников. Использованная мною литература представлена в конце данной работы. Программа построена в форме тренинга. Тесты, игровые задания, анкеты, а также «Дневник профессионального самоопределения старшеклассника» (Содержит задания, которые содействуют профессиональному самоопределению, активизации самопознания ученика. Дневник рекомендован для сопровождения программ предпрофильной подготовки учащихся и может быть использован как рабочая тетрадь).

Цель программы: приобретение участниками занятий знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии, планирования своего профессионального пути и успешного продвижения в реализации намеченного плана.

Задача: развитие профессиональной зрелости членов группы. Основные параметры профессиональной зрелости:

  • Автономность

  • Информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями

  • Умение принимать решения

  • Умение планировать свою профессиональную жизнь

  • Эмоциональная включенность в ситуацию решения

Занятия проводятся в групповой форме. Возраст членов группы – 14 -18 лет. Количество – 8-12 человек. Программа включает в себя 7 занятий по 2 часа или 14 занятий по 1 часу. Количество занятий может быть уменьшено или увеличено в зависимости от специфики образовательного учреждения и особенностей учащихся. Для проведения программы необходима материально-техническая база, которая включает в себя следующие компоненты:

    1. помещение: для проведения программы требуется помещение с большим пространством и возможностью организовывать его (актовый зал), а также учебный класс для первых трех занятий;

    2. инвентарь: бумага, бейджики, ватман, цветная бумага, фломастеры, мяч, ножницы, клей, тетрадь, «Дневник…», газеты, связанные с работой и др.



ПРОГРАММА ГРУППОВЫХ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С ПОДРОСТКАМИ

  1   2   3   4   5

Похожие:

В. Н. Мясищев Вопрос выбора профиля обучения для старшеклассника это вопрос выбора будущей профессии и приложения своих сил в определенной сфере общественно-полезной деятельности. Проблема осмысленности, полноцен iconПояснительная записка Программа курса направлена на профессиональное самоопределение школьников. Кем быть? Какую профессию выбрать? Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Ответы на эти вопросы дает данный курс.
Рассказывает о многообразном, сложном мире человека и трудностях выбора профессии, предостерегает от возможных ошибок на пути к профессиональной...
В. Н. Мясищев Вопрос выбора профиля обучения для старшеклассника это вопрос выбора будущей профессии и приложения своих сил в определенной сфере общественно-полезной деятельности. Проблема осмысленности, полноцен iconОбразовательная программа «Эколого биологического кружка» Срок реализации: 1 год Возраст детей: 13 -14 лет Авторы: учитель биологии и экологии моу «Инжавинская сош»
Одной из задач исследовательской работы является профориентационная работа, где акцентируется вопрос выбора профессии учащимися и...
В. Н. Мясищев Вопрос выбора профиля обучения для старшеклассника это вопрос выбора будущей профессии и приложения своих сил в определенной сфере общественно-полезной деятельности. Проблема осмысленности, полноцен iconПрактическая работа: 1 иерархия мотивов выбора профессии 2 тест «Мотивы выбора профессии»
Практическая работа: разделить представленный список на профессии, специальности, должности
В. Н. Мясищев Вопрос выбора профиля обучения для старшеклассника это вопрос выбора будущей профессии и приложения своих сил в определенной сфере общественно-полезной деятельности. Проблема осмысленности, полноцен iconИсследование «Социальные модели привлечения молодежи к общественно полезной деятельности» Проект «Открытая дверь»
Комплексная программа развития молодежной общественно полезной деятельности Фонда «Созидание»
В. Н. Мясищев Вопрос выбора профиля обучения для старшеклассника это вопрос выбора будущей профессии и приложения своих сил в определенной сфере общественно-полезной деятельности. Проблема осмысленности, полноцен iconПрограмма элективного курса «Процентомания» для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса
Программа элективного курса применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии, профиля в старшей...
В. Н. Мясищев Вопрос выбора профиля обучения для старшеклассника это вопрос выбора будущей профессии и приложения своих сил в определенной сфере общественно-полезной деятельности. Проблема осмысленности, полноцен iconКоми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров программа
Программа предназначена для учащихся 9 классов, перед которыми стоит проблема самоопределения относительно выбора профиля обучения...
В. Н. Мясищев Вопрос выбора профиля обучения для старшеклассника это вопрос выбора будущей профессии и приложения своих сил в определенной сфере общественно-полезной деятельности. Проблема осмысленности, полноцен iconПрограмма элективного курса клетки и ткани
Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико- биологического профиля, а также для учащихся. Проявляющих интерес к цитологии....
В. Н. Мясищев Вопрос выбора профиля обучения для старшеклассника это вопрос выбора будущей профессии и приложения своих сил в определенной сфере общественно-полезной деятельности. Проблема осмысленности, полноцен iconПрограмма элективного курса по биологии "Клетки и ткани"
Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии....
В. Н. Мясищев Вопрос выбора профиля обучения для старшеклассника это вопрос выбора будущей профессии и приложения своих сил в определенной сфере общественно-полезной деятельности. Проблема осмысленности, полноцен iconВ данной статье представлены вопросы выбора оборудования для повышения эффективности работы предприятия машиностроения в непоточном производстве
Непоточное машиностроительное производство: проблема выбора технологического оборудования
В. Н. Мясищев Вопрос выбора профиля обучения для старшеклассника это вопрос выбора будущей профессии и приложения своих сил в определенной сфере общественно-полезной деятельности. Проблема осмысленности, полноцен iconЭлективный курс по биологии для учащихся 10 11 классов «Трудные вопросы биологии. Решение биологических задач»
Он предназначен для учащихся 10 – 11 классов гимназии, классов естественно научного профиля, а также для учащихся, интересующихся...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница