«Проектная деятельность – основа творческого развития школьников на основе информационно- коммуникационных технологий»




Скачать 97.13 Kb.
Название«Проектная деятельность – основа творческого развития школьников на основе информационно- коммуникационных технологий»
Дата19.09.2012
Размер97.13 Kb.
ТипДокументы



Муниципальное образовательное учреждение лицей №2



«Проектная деятельность – основа творческого развития школьников на основе информационно- коммуникационных технологий»


Ефремова Марина Вячеславовна

учитель физики


Проектная деятельность на основе информационно- коммуникационных технологий позволяет:

  • Внедрить проектные формы и модели учебного процесса, предусматривающих активную интеллектуально- практическую деятельность учащихся, самостоятельное осмысление целей своей работы и планирование путей их достижения, групповую и коммуникативную деятельность, новую роль учителя в качестве консультанта и партнера;

  • Обновить содержание образования, повысить роли фундаментальных современных знаний и умений междисциплинарного характера, увеличить степень интегрированности различных учебных предметов и дисциплин.

  • Cформировать и развить способности к самостоятельному поиску, сбору анализу и представлению информации, решению нестандартных творческих задач, моделированию и проектированию предметов и явлений окружающей действительности и своей деятельности.

Проектная деятельность как основа творческого развития школьников на основе информационно- коммуникационных технологий позволяет наиболее эффективно реализовать следующие функции урока:

        • Вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями;

        • Обучение учащихся самостоятельной деятельности по овладению знаниями;

        • Формирование прочных мотивов учения, самосовершенствования, самообучения, самовоспитания;

        • Формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности;

В основе программы обучения на основе проектной деятельности лежит социальный заказ, отражающий общественные и индивидуальные потребности и служащий основой для формирования системы целей образования. В этой системе можно выделить ряд компонентов:

        • готовность к деятельности в быстро меняющемся мире, способность к самостоятельному принятию и реализации решений;

        • умение пользоваться средствами новых информационных технологий для решения конкретных задач, взаимодействия с информационными потоками, информационная культура;

Одним из наиболее перспективных направлений использования информационных технологий в физическом образовании является компьютерное моделирование физических явлений и процессов. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяя учителю продемонстрировать на экране компьютера многие физические эффекты, а также позволяют организовывать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся.

Компьютер на уроках физики прежде всего позволяет выдвинуть на первый план экспериментальную, исследовательскую деятельность учащихся. Создание компьютерных моделей физических явлений и процессов является одной из эффективных форм реализации практической и исследовательской деятельности учащихся. Компьютерное моделирование на уроках физики как вид проектной деятельности учащихся способствует формированию у школьников системного естественнонаучного мировоззрения на основе опорных образовательных образов.

Компьютерное моделирование позволяет создать на экране компьютера живую, запоминающуюся динамическую картину физических опытов и явлений, изучить природу микро- и макромиров, окружающих человечество, которое с помощью физического лабораторного оборудования школы практически невозможно и открывает для учителя широкие возможности по совершенствованию уроков.

Компьютерное моделирование позволяет осуществить глубокий анализ физических процессов и явлений за счет имитации и учета существенно большего количества параметров и факторов по сравнению с возможностями физического лабораторного оборудования, применять виртуальные лабораторные практикумы на уроках физики.

Проектная деятельность способствует изучению и овладению навыками способов разработки компьютерных моделей, что предусматривает активную экспериментально- исследовательскую деятельность учащихся.

Компьютерные модели позволяют пользователю управлять поведением объектов на экране монитора, изменяя начальные условия экспериментов, и проводить разнообразные физические опыты. Некоторые модели позволяют наблюдать на экране монитора, одновременно с ходом эксперимента, построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Видеозаписи натурных экспериментов делают курс более привлекательным и позволяют сделать занятия живыми и интересными.

Компьютерное моделирование позволяет изменять временной масштаб, варьировать в широких пределах параметры и условия экспериментов, а также моделировать ситуации, недоступные в реальных экспериментах. Некоторые модели позволяют выводить на экран графики временной зависимости величин, описывающих эксперименты, причём графики выводятся на экран одновременно с отображением самих экспериментов, что придаёт им особую наглядность и облегчает понимание общих закономерностей изучаемых процессов. В этом случае графический способ отображения результатов моделирования облегчает усвоение больших объёмов получаемой информации.

В качестве примеров рассмотрим два вида проектной деятельности по работе с компьютерными моделями, опробованные на практике :

  • Урок - исследование. Учащимся предлагается самостоятельно провести небольшое исследование, используя компьютерную модель, и получить необходимые результаты. Тем более, что многие модели позволяют буквально за считанные минуты провести такое исследование. В этом случае урок приближается к идеалу, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы, ибо знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата. Учитель в этом случае является лишь помощником в творческом процессе овладения знаниями.

  • Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой. Учитель предлагает учащимся для самостоятельного решения в классе или в качестве домашнего задания задачи, правильность решения которых они могут проверить, поставив затем компьютерные эксперименты. Возможность самостоятельной последующей проверки в компьютерном эксперименте полученных результатов усиливает познавательный интерес, делает работу учащихся творческой, а зачастую приближает её по характеру к научному исследованию. В результате многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютерные модели. Учитель может сознательно побуждать учащихся к подобной деятельности, не опасаясь, что ему придётся решать "ворох" придуманных учащимися задач, на что обычно не хватает времени. Ведь для проверки правильности полученного ответа достаточно провести компьютерный эксперимент, что занимает обычно меньше одной минуты, к тому же такие эксперименты проводят сами учащиеся. Более того, составленные школьниками задачи можно использовать в классной работе или предложить остальным учащимся для самостоятельной проработки в виде домашнего задания. Авторы задач при этом могут стать активными помощниками учителя, помогая одноклассникам решать свои авторские задачи, а также проверяя работы и выставляя оценки.

Виды учебной деятельности учащихся при работе с компьютерными моделями:

  1. Прежде всего это знакомство с моделью, то есть небольшая исследовательская работа - экскурс по устройству модели и её функциональным возможностям, в которую входит знакомство с основными регулировками модели.

  2. После того как компьютерная модель освоена в первом приближении, имеет смысл предложить учащимся выполнить 1 - 3 компьютерных эксперимента. Эти эксперименты позволят учащимся научиться уверенно управлять происходящем на экране и вникнуть в смысл демонстраций.

  3. Далее, если модель позволяет, можно предложить учащимся экспериментальные задачи, то есть задачи для решения которых не обязательно производить вычисления, а необходимо продумать и поставить соответствующий компьютерный эксперимент.

  4. На данном этапе, когда учащиеся уже достаточно хорошо овладели моделью и углубили свои знания по изучаемому явлению, имеет смысл предложить 2 - 3 задачи не требующих длительного решения, которые необходимо решить без использования компьютера (некоторых учеников даже необходимо отсадить подальше от ...), а затем проверить полученный ответ, поставив эксперимент на компьютере. Задачи, правильность решения которых можно проверить, используя компьютерную модель. При составлении таких задач необходимо учитывать как функциональные возможности модели, так и диапазоны изменения числовых параметров заложенные авторами модели. Следует отметить, что, если эти задачи решаются в компьютерном классе, то их решение не должно превышать 5 -8 минут. В противном случае работа с компьютером становится мало эффективной.

  5. Наиболее способным учащимся можно предложить исследовательские задачи, то есть задачи в ходе решения которых учащимся необходимо спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов, которые бы позволили подтвердить или опровергнуть определённые закономерности.

Целью проектной деятельности учителя и учащихся является создание компьютерной лаборатории в рамках которой можно провести демонстрацию любого эксперимента из курса физики или проиллюстрировать любую задачу из школьного сборника задач, создание задачника с вопросами и задачами, условие которых будет согласовано с функциональными возможностями компьютерных моделей, а также рабочие тетради для учащихся с бланками компьютерных лабораторных работ, вовлечь учащихся в активную экспериментально- исследовательскую деятельность по созданию компьютерных моделей физических процессов и явлений.


Проект «Компьютерная модель движения тела, брошенного под углом к горизонту»


Рассмотрим создание компьютерной модели, в качестве примера взяв проектную работу «Моделирование движения тела, брошенного под углом к горизонту»

Условие задачи: Тело орошено под углом к горизонту а=300 с площадки высотой h0=100 м над поверхностью земли с начальной скоростью V0=100 м/с, g=9,8 м/с. Построить график зависимости высоты полета от времени h(t).

  1. Открываем книгу Excel и на первом листе вверху вводим заголовок работы, накладывая соответствующий формат на ячейки.




2.Вводим текст условия задачи, используя объединение ячеек и формат переноса по словам.





  1. Для моделирования понадобятся три ячейки, куда мы будем заносить данные для значения угла полета, начальной высоты, скорости и ускорения.







  1. Строим таблицу для значений времени (столбец А!) и высоты (столбец В2), заносим в ячейки столбца А1 12-15 значений времени с интервалом в 1 с. Если тело упадет на землю, то высота станет равна 0 и лишние значения времени мы потом удалим.

  2. В ячейке Е9 переводим градусы в радианы с помощью функции

Е9=радианы(D9)

  1. В ячейку В17 заносим формулу вычисления высоты:







  1. Далее в остальные ячейки столбца В вставляем соответствующие формулы и вычисляем значение высоты.






7. На следующем шаге с помощью мастера диаграмм по таблице строим график полета тела.




Список литературы:


1.     Варламов С.Д., Эминов П.А.. Сурков В.А.Использование Microsoft Office в школе. Учебно-методическое пособие для учителей. Физика. М: ИМА-пресс, 2003. – 112 с ил.

2.     Громов С.В.Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение вещества: Учеб. для 11 кл. общкобразоват. Учреждений/С.В.Громов; Под ред. Н.В. Шароновой.-3-е изд.-М.; Просвещение, 2002.-287с.

3.     Дьячук П.П., Лариков Е.В. Применение компьютерных технологий обучения в средней школе. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1996. С.167.

4.     Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений/С.Е. Каменецкий, С.В. Степанов, Е.Б. Петрова и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого и  С.В.Степанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 304с.

5.     Мастропас З.П., Синдеев Ю.Г. Физика: Методика и практика преподавания/ Серия «Книга для учителя».- Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 288с.

6.     Усова А.В., Бобров А.А.Формирование учебных навыков на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988. – 112.: ил.- (Б-ка учителя физики).

7.     Хорошавин С.А.Физический эксперимент в средней школе: 6-7 кл.-ил.: Просвещение. 1988. -175 с.: ил. – (Б-ка учителя физики).

8.     Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Сетевая версия 2003. Медиатека по физике.

9.Рекомендации научно- методического симпозиума «Компьютерное моделирование в обучении точным наукам» // Педагогическая информатика 2004, №1

10. Бутиков Е.И. Интерактивные компьютерные модели в преподавании физики// «Компьютерное моделирование 2003» : Труды 4-й Международной научно- технической конференции.СП6: Нестор, 2003.


Похожие:

«Проектная деятельность – основа творческого развития школьников на основе информационно- коммуникационных технологий» iconИнструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе
Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования...
«Проектная деятельность – основа творческого развития школьников на основе информационно- коммуникационных технологий» iconИнструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе
Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования...
«Проектная деятельность – основа творческого развития школьников на основе информационно- коммуникационных технологий» iconИнструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе
Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования...
«Проектная деятельность – основа творческого развития школьников на основе информационно- коммуникационных технологий» iconРабочая программа по курсу «Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий библиотеки вуза в современных условиях»
Программа предназначена для приобретения слушателями знаний по основам современных информационно-коммуникационных технологий, необходимых...
«Проектная деятельность – основа творческого развития школьников на основе информационно- коммуникационных технологий» iconИспользование информационно-коммуникационных технологий в преподавании предметов в моу рассказовской и Платоновской сош
Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных...
«Проектная деятельность – основа творческого развития школьников на основе информационно- коммуникационных технологий» iconИспользование информационно коммуникационных технологий в обучении математике школьников
Использование информационно – коммуникационных технологий в обучении математике школьников
«Проектная деятельность – основа творческого развития школьников на основе информационно- коммуникационных технологий» iconТехнико-внедренческая особая экономическая зона в г. Дубне создаётся для
Развитие отечественного производства в сфере информационно-коммуникационных технологий, обеспечение его конкурентоспособности на...
«Проектная деятельность – основа творческого развития школьников на основе информационно- коммуникационных технологий» iconТворческая работа тема: Проектная деятельность в начальной школе
Формирование ключевых компетентностей, к коим относится и проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего...
«Проектная деятельность – основа творческого развития школьников на основе информационно- коммуникационных технологий» iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроках химии
И конечно, необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников для целенаправленного развития...
«Проектная деятельность – основа творческого развития школьников на основе информационно- коммуникационных технологий» iconРеализация междисциплинарной программы «обучение здоровью» на уроках информатики ярцев Д. И
Большинство инноваций в системе образования в полной мере затронуло систему подготовки школьников в области информатики и информационно-коммуникационных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница