Игра в обучении школьников географии




Скачать 57.88 Kb.
НазваниеИгра в обучении школьников географии
Дата19.09.2012
Размер57.88 Kb.
ТипДокументы
Луговкина С.В.

учитель географии

Правдинская ср. шк.№2

2008/2009 учебный год

Игра в обучении школьников географии



В современной методике и практике обучения географии всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных организационных форм и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи, максимально учитывая особенности содержания географических курсов, возрастные особенности учащихся, разумное сочетание рационального и эмоционального в обучении. Одним из существенных слагаемых динамики учебного процесса, активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и формирования широких познавательных интересов у школьников является дидактическая игра.

А.С. Макаренко отмечал: «У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра».

Ещё почтительнее объясняет интерес детей к игре К.Д. Ушинский: «В игре дитя живёт, и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее ещё никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Л.С. Выготский под игрой понимает такой вид человеческой деятельности, в процессе которого создаются и развёртываются условные формы взаимосвязи субъекта и объекта. Игра – пространство «внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок.

Как мы видим игра – один из видов коллективной работы. Участие в игре оказывает сильное эмоциональное воздействие на школьников, несопоставимое с воздействием других форм обучения. Значение игры исчерпать и оценить невозможно. Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение, в игру-терапию, в игру-модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

На суд читателей предлагаю соревновательную игру «Путешествие по Евразии», которую можно провести на обобщающем уроке в 7 классе. Задания, которые должны выполнить учащиеся, направлены на творческое применение знаний и умений в новых учебных условиях.

Перед началом игры класс делят на 4-5 групп, каждая группа получает «Дневник путешественника», в котором будет фиксировать основные этапы и результаты «путешествия».

Дневник путешественника


Командир экспедиции:

Путешественники: 1.

2.

3.

4.

5.

Путешественники

«Самый – самый»

«Общее название»

Тест

«Что лишнее»

Номенклатура

«Природные

зоны»


1.



















2.



















3.



















4.



















5.




















Итого баллов ………………………………….

1 этап «Самый, самая, самое…»


Задание: объясните, почему эти объекты можно отнести к понятию «Самый, самое …»

Учитель читает название объекта, каждая группа по очереди объясняет причину выбора. Данный вид задания направлен на развитие слуховой памяти учащихся.

Евразия, Альпы, Гималаи, Тибет, Гоби, Мертвое море, Ключевская Сопка, Западно-Сибирская равнина, озеро Байкал, Каспийское море-озеро, Аравийский полуостров, река Янцзы, река Дунай.

2 этап «Общее название»


Задание: придумайте общее название к каждой тройке слов

Каждая группа получает карточку с заданием и через 2-3 минуты даёт ответ.

Карточка 1

1) Байкал, Женевское, Иссык-Куль - …. (озеро)

2) Гоби, Каракумы, Аравийская - …. (пустыня)

3) Индостан, Индокитай, Малакка - …. (полуостров)

4) Великобритания, Шри-Ланка, Сахалин - …. (остров)

Карточка 2

1) Средиземное, Красное, Южно-Китайское - ….

2) Бискайский, Бенгальский, Персидский - ….

3) Ла-Манш, Малаккский, Гибралтарский - ….

4) Дунай, Эльба, Рейн - ….

Карточка 3

1) Хуанхэ, Янцзы, Меконг - ….

2) Памир, Тянь-Шань, Гималаи - ….

3)Альпы, Карпаты, Апеннины - ….

4) Байкал, Иссык-Куль, Балхаш - ….

3 этап «Тесты»


Каждая группа получает карточку, на которой дано, пять тестовых заданий. На выполнение задания отводится пять минут. Данное задание проверяет теоретические знания учащихся по теме игры.

4 этап «Что лишнее?»


Задание: найди лишнее слово в каждой строке, ответ аргументируйте.

Карточка 1 Карточка 2

Эльба, Одра, Хуанхэ, Рейн Челюскин, Рока, Одер, Пиай

Гималаи, Памир, Альпы, Тянь-Шань Меконг, Инд, Дунай, Янцзы

Байкал, Балхаш, Женевское, Лобнор Шри-Ланка, Индостан, Малакка,

Малая Азия

5 этап «Географическая номенклатура»


Учитель выдает контурную карту, на которой цифрами обозначены географические объекты. Учащиеся должны написать названия географических объектов, обозначенных соответствующими номерами на контурной карте.

6 этап «Творческие задания»


Учитель читает понятия, термины, которые учащиеся должны соотнести с названиями двух природных зон.

Тундра. Уссурийская тайга.


Лишайник ягель, олень, глеевые почвы, утка-мандаринка, тигр, лимонник, лемминг, женьшень, маньчжурский орех, черный медведь, песец, антилопа горал, птичьи базары, карликовая береза, голубика.


Тайга. Пустыни.

Сибирская сосна, солянка, верблюжья колючка, лиственница, росомаха, верблюд, тушканчик, кедровка, куница, кулан, джейран, саксаул, подзолистая почва, Такла-Макан, тропический климат.


Широколиственный лес. Саванны.

Вяз, граб, белка, индийский тигр, кобра, дуб, зубр, красноземы, тиковое дерево, буковый лес, саловое дерево, ландыш, муссон, благородный олень, мангуст.


Степи. Влажный экваториальный лес.

Чернозем, суслик, Калимантан, пальма, сайгак, сурок, злаки, орангутанг, дикий бык, дрофа, п-ов Малакка, лианы, бамбук, раффлезия, красноземы и желтоземы. В качестве заключения хотелось бы отметить, что обучение в игре способствует развитию самостоятельного творческого мышления, подготавливает учащихся к принятию новых нестандартных решений, отучает ребят действовать по шаблону.


Литература

1. Атлас по географии материков и океанов, 7 класс. // Федеральная служба картографии и геодезии России, 2008.

2. Душина И.В. и др. География материков и океанов. Учебник для 7 класса. // М.: Дрофа, 2008.

3. Макаренко А.С. О моем опыте.// Соч.: в 7-ми т. М.: изд-во АПН РСФСР, 1958. Т. 5.

4. Ушинский К.Д. Психологические и логические основы обучения. // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1954. Т.2.

Похожие:

Игра в обучении школьников географии iconВнеклассное мероприятие по географии «самый умный»
Игра имеет познавательное и воспитательное значение. Способствует развитию познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия,...
Игра в обучении школьников географии iconПедагогические технологии в обучении географии
Педагогические технологии в обучении географии: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей географических...
Игра в обучении школьников географии iconС. Бур Катангского района Иркутской области Повышение качества образования через использование икт технологий в обучении географии Учитель географии Писаренко Наталья Александровна
Повышение качества образования через использование икт технологий в обучении географии
Игра в обучении школьников географии iconПравила проведения деловой игры для школьников города Тюмени
Деловая игра «своя игра» (далее – «деловая игра») проводится среди учащихся 9-11 классов школ города Тюмени. Организатор деловой...
Игра в обучении школьников географии iconРабочая программа по курсу «География» для 7-9 класса (базовый уровень) Учитель географии
Возрождение и расширение страноведческой основы школьной географии призвано служить укреплению комплексного подхода к изучению территориальных...
Игра в обучении школьников географии iconКурсы повышения квалификации учителей географии по проблеме «Интегративный подход в обучении географии», иро рт, г. Казань, 2008 год в том числе по компьютерным технологиям
Место работы Муниципальное образовательное учреждение «Адельшинская средняя общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального...
Игра в обучении школьников географии iconРабочая программа по географии для 7 -9 классов на 2010/2011 учебный год
Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор умственно отсталых школьников об окружающем мире
Игра в обучении школьников географии iconКраевая олимпиада школьников по географии 2005 г
Победителем среди 9-х классов стал ученик 8-го класса (Островский Дмитрий), что убедительно говорит о необходимости проведения олимпиады...
Игра в обучении школьников географии iconМетодические рекомендации учителям географии по подготовке учащихся к егэ. Для успешной подготовки школьников к егэ по географии учителям рекомендуется обратить внимание на усвоение учащимися
Для успешной подготовки школьников к егэ по географии учителям рекомендуется обратить внимание на усвоение учащимися
Игра в обучении школьников географии iconКонкурс-игра «Кенгуру математика для всех»
В настоящее время в «Кенгуру» участвует более 6 миллионов школьников из 46 стран. В россии конкурс проводится с 1994 года, в 2010-2011...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница