Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»




Скачать 297.89 Kb.
НазваниеМеждународная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Дата16.09.2012
Размер297.89 Kb.
ТипРеферат


Международная научно-практическая конференция

«Первые шаги в науку»


«Бёрдинг»

Биология


Выполнили: ученики 11 а класса

Кибека Дарина, Фетисова Валерия

Руководители проекта: учитель биологии Бородуля А.А., учитель биологии и географии Данченко Л.С.


МБОУ «Брянский городской лицей № 2 имени М.В.Ломоносова»


Брянск 2012 год

I. Введение

«Я начал с удовольствием следить за жизнью птиц

и в своей простоте удивлялся, как это каждый

джентльмен не делается орнитологом».

Чарльз Дарвин

Бердвочинг (от английского birdwatching) или бердинг (birding) - название популярного в мире хобби, наблюдения за птицами в природе. Бердвочинг появился в Британии несколько столетий назад как увлечение знати. Массовый бердвочинг стал возможен после появления иллюстрированных определителей птиц, и доступной по ценам оптики (биноклей и телескопов), которая делает наблюдение за птицами зрелищным и удобным. Бердвочингом увлекаются около 300 миллионов людей во всем мире, наиболее известные примеры - британский принц Чарльз и Билл Гейтс. В самом уважаемом и старинном Королевском обществе охраны птиц в Великобритании состоит свыше миллиона членов – а это больше, чем в любой политической партии страны.

II. Основное содержание

Постановка проблемы

В современном обществе, учащимися, ведущим малоподвижный образ жизни, испытывающим дефицит общения со сверстниками, отдаленных стенами компьютерных залов от живой природы и наблюдающих птиц только по слайдам, трудно воспитать интерес ко всему живому, понять этот многогранный мир, самоопределиться в нем. Путь «школа-дом» и обратно мешает всестороннему развитию личности, развитию талантов и способностей. На уроках многие не имеют навыков самостоятельной работы, слабо анализируют и систематизируют свои знания, не умеют отстаивать свою точку зрения и как итог – не имеют активной жизненной позиции. Экскурсии в лес, походы стали редкими явлениями. Инициативная группа лицея № 2 предложила создать биологическое объединение среди учащихся разных возрастных групп с целью изучения птиц, как наиболее распространенных животных наших лесов, о которых мы очень мало знаем, но пение многих из них вызывает истинное наслаждение.

Цели и задачи:

  • Охарактеризовать видовую структуру орнитофауны различных биоценозов в районе города Фокино (Брянская область);

  • Определить доминантные виды орнитофауны различных биоценозов в районе города Фокино (Брянская область);

  • Изучить влияние изменений абиотических факторов среды на этологические адаптации птиц;

  • Выявить преимущества полета, как способа передвижения в наземно-воздушной сред обитания, описать основные адаптации к полету;

  • Исследовать пищевую специализацию близких видов птиц как результат экологического видообразования;

Методы решения проблемы

Есть мнение, что птицы – самое заметное и яркое проявление жизни на Земле. Действительно, пернатые – замечательный объект для изучения, для развития слуха, зрения, наблюдательности, воли, силы, выносливости, воспитания эстетических чувств. Птицы живут повсюду, они, как правило, ведут дневной открытый образ жизни, их мир разнообразен – на Земле существует почти 10 000 видов птиц, в России — около 800. Многие пернатые обладают красивой окраской, интересной формой тела, сложным поведением, издают чудесные звуки. А чего стоит их способность летать! Именно на птицах, как на модельном объекте, начала развиваться экология как наука. Птицы – один из важнейших элементов экологических систем и привлекательный для людей компонент биоразнообразия. Обеспечивая сохранение мест обитания птиц, люди сохраняют живую природу в целом. Видовой состав птиц, которых несложно наблюдать самостоятельно, сильно различается по регионам России.

Поэтому актуальной задачей исследования пернатых является описание видового и популяционного разнообразия птиц определенного региона нашей страны. Результаты массового единовременного учета, который проводится силами волонтеров-любителей природы, имеют большое научное значение: на основе полученных данных эксперты смогут строить программы по сохранению птиц. Кроме того, многие новые главы зоологии, которые представляют авангард современной науки, своим возникновением и развитием обязаны прежде всего орнитологии. Вопросы биоэнергетики, регуляции фаз годового цикла, теория пространственной ориентации и территориального поведения, «язык» животных и теория звукового общения, явление голосовой имитации, функциональные основы движения, вопросы авиационной орнитологии, проблемы роли животных как агентов борьбы с вредными насекомыми. Изучение редких и исчезающих видов птиц оказывает содействие работе по созданию «Красной книги» животного мира планеты и подобных изданий характеризующих фауну отдельных регионов.

Почему мы занимаемся бёрдингом: бёрдинг очень удобный способ удовлетворения врожденной потребности в связях человека с окружающей средой; доступен и демократичен - каждый находит свою собственную, оптимальную для себя форму бёрдинга; можно совершать ближние экскурсии, можно дальние; многие бердвочеры быстро перерастают уровень самодеятельных наблюдателей, и, как волонтеры, принимают активное участие в исследовательских программах или акциях по охране птиц.

В бёрдинге используются преимущественно эмпирические методы исследования птиц: наблюдение и смежные с ним методы сравнения и измерения. При организации наблюдений за птицами в естественных условиях нужно начинать с определения вида птицы. Для этого можно воспользоваться наглядными пособиями - цветными определителями с изображениями птиц, например, классическими "Птицы СССР" под редакцией В.Е. Флинта (1968), или недавно вышедшей "Птицы европейской части России" под редакцией М.В. Калякина (2009). Книги можно дополнить ознакомлением с тематическими ресурсами и многочисленными фотографиями птиц в интернете. Поиск русско-английских соответствий, если возникает такая необходимость, лучше вести через латинское название птицы. Если увиденную птицу определить не удается, нужно подробно записать ее приметы в "пяти измерениях": размер (в сравнении с хорошо известными видами, такими как воробей, скворец, голубь), окраску (обращая внимание на подробности - горло, грудь, "шапочка", крылья, бока, надхвостье, хвост), повадки (поведение, характерные позы или движения), голос (в сравнении с известными звуками, или же в простой записи буквами типа "тень-тень", "чвирк") и, наконец, место, где встречена птица (например, на дереве или кусте определенной породы).

Обнаружив гнездо, следует определить, кому оно принадлежит, выследив обитателя, и составить его описание. Удобнее всего также действовать по определенной схеме. Нужно упомянуть видовую принадлежность пернатого хозяина, "адрес" гнезда, описать место его расположения (поле, хвойный или лиственный лес, пойма реки и т.д.), диаметр дерева, высоту гнезда над землей, материал, из которого оно сделано и параметры в трех измерениях (глубина, диаметр по внутреннему и внешнему краю).

В нашем исследовании принимали участие 22 ученика средней и старшей параллели лицея. Исследование проводилось на базе детского оздоровительного лагеря «Искорка». В ходе исследования были найдены, определены и описаны следующие виды птиц:

Белая трясогузка (16 наблюдений). Описание: у длинного узкого, прямо обрезанного хвоста два средних пера немного длиннее боковых; 1-е маховое перо короче 2-го и 3-го; слабоизогнутый коготь заднего пальца короче самого пальца. Образ жизни: перелётная птица, большинство трясогузок держится возле воды отдельными семьями или небольшими стайками; гнездятся трясогузки на земле или в дуплах. В отличие от большинства мелких птиц по земле передвигается не прыжками, а бегом. Питание: Они питаются исключительно насекомыми, в том числе и стрекозами, которых ловят на лету. Охотясь за насекомыми, трясогузки быстро бегают по земле назад и вперёд и во время остановок покачивают вверх и вниз своим удлинённым хвостом (трясут гузкой). Последняя особенность объясняет название трясогузок.

Пеночка (19 наблюдений). Описание: небольшая приземистая, неярко-окрашенная птица с коротким хвостом и округлыми крыльями. Длина тела 10—12 см. Неяркая буровато-оливкая окраска верхней части тела и слабо желтоватая грудь и брюшко. На брови неясная короткая беловатая полоса. Образ жизни: предпочитает опушки леса, встречается в садах и парках, реже в кустарниковых зарослях. Пеночка-теньковка — характерная обитательница хвойного леса, главным образом ельников. Гнездится и в смешанных лесах, но придерживается хвойных островков. Питание: питается насекомыми и ягодами бузины.

Певчий дрозд (8 наблюдений). Описание: крупный дрозд, 26 см в длину. Самец полностью черный с оранжевыми клювом и кольцом вокруг глаза, самка и молодые бурые с темным хвостом, поперечным рисунком на груди и светлыми горлом и брюшком. Образ жизни: обитает в смешанных и лиственных лесах, садах и парках. Раньше был чисто лесным обитателем, сейчас становится “горожанином”. Излюбленными местами гнездования черного дрозда являются хвойные и смешанные леса с хорошим подлеском и сыроватой почвой, лесные овраги, а также заросшие сады и парки. Питание: питается беспозвоночными, а также ягодами и другими сочными плодами.

Соловей (32 наблюдения). Описание: немного крупнее воробья, сверху буровато-коричневый, снизу буровато-серый, хвост довольно длинный, закругленный, одного цвета со спиной. Образ жизни: обитает в светлых лесах, поймах рек, садах и парках, обычно по сырым местам. Излюбленными местами гнездования соловья являются заросли кустарников по сырым лесным оврагам, тенистые кустарники среди лиственного леса, парки, рощи, сады, густые лиственные молодняки. Предпочитает места, расположенные вблизи водоема или по крайней мере с сырой почвой. Питание: питается насекомыми.

Ворон (3 наблюдения). Описание: окраска однотонная. Оперение чёрное, с синеватым или зеленоватым отливом. У молодых оперение матово-чёрное без металлического отлива. У взрослых окраска чёрная; на голове, шее и крыльях фиолетовый или пурпуровый. Перья зоба заострены. Радужная оболочка глаза тёмно-бурая. Клюв острый и сильный, чёрного цвета. Образ жизни: в гнездовом отношении ворон связан с лесом, но глухих участков тайги обычно не придерживается. В безлесных местах держится у скал, береговых обрывов речных долин. Гнездится на разнообразных деревьях: на осинах, липе и на дубе. Перед тем как подняться на крылья, ворон делает несколько прыжков. Питание: в большинстве своём всеядны — питаются как растительной, так и животной пищей: насекомыми и другими беспозвоночными животными, яйцами других птиц, мелкими млекопитающими, ягодами, плодами и семенами растений.

Славка (19 наблюдений). Описание: короткий тонкий клюв, мелкие шелковистые пёрышки и неброский окрас. Небольшие, стройные, дружные птички. Образ жизни: живут в лесах, но могут встречаться и в рощах, парках, садах. Дважды за лето выводят птенцов, если их не потревожат. Славки очень пугливые птицы. Птенцы славок растут очень быстро и еды им надо много. Поэтому взрослые особи трудятся, чтобы прокормить своих детёнышей. Питание: питаются мелкими насекомыми, которых собирают на земле. Славки являются санитарами леса поэтому истребляют вредящих насекомых.

Малиновка (2 наблюдения). Описание: окраска верхней стороны у неё оливково-бурая, лоб, бока головы, шея и зоб красновато-рыжие. Брюшко и подхвостье чисто белые, а хвост оливково - ржавчатых тонов. Образ жизни: живут зарянки или малиновки в лесу. Гнездятся малиновки на земле под корнями деревьев, в кустах. Отыскивает место для гнезда самец. Питание: питаются зарянки насекомыми, которых собирают на земле. Поэтому птицы хорошо бегают и скачут.

Лесной конёк (9 наблюдений). Описание: верхняя часть тела бледного буровато – оливкового цвета с тёмными пятнами на перьях, низ тела желтоватый с чёрными пятнами вокруг горла, на зобе и груди. Крылья и хвост бледнобурые. Образ жизни: живут в лесу. Скрытные, малозаметные птицы. Питание: рацион состоит из семян различных растений, насекомых и червей.

Зяблик (38 наблюдений)У самца весной верх головы синевато-серый, спина каштановая, щеки и брюхо красновато-коричневые, надхвостье зеленоватое; осенью верх головы буроватый. Самка и молодые птицы серые с зеленоватым надхвостьем. Хорошо заметны белые полосы на крыльях. Образ жизни: проживают в лесах, садах и парках. Гнёзда находятся в негустых ельниках и участках смешанного леса, а также сухих светлых сосновых борах, особенно если поблизости имеются группки лиственных деревьев и кустарников. Питание: насекомыми и растительной пищей, в первую очередь маслянистыми семенами.

Дятел большой пёстрый (18 наблюдений). Описание: черная шапочка с красным затылком, или сплошь черная, или красная. Черные «усы», белые щеки, подхвостье ярко-красное. Образ жизни: по стволу дерева передвигаются рывками по спирали снизу вверх, при опасности срываются и с характерным звуком перелетают на другое дерево. Питание: летом питается, в основном, древесными насекомыми, зимой — семенами хвойных деревьев.

В ходе исследования были разработаны следующие маршруты для бердинга: 1)От центрального входа в лагерь «Искорка» вдоль шоссейной дороги в северо-западном направлении, протяженность 400 м, тропа поворачивает в юго-западном направлении 300 м. Наблюдение за птицами хвойного леса с примесью лиственных пород. Наблюдение за птицами и их пением: дрозда-дерябы, горихвостки, мухоловки-пеструшки, кукушки, сойки. 2) 600 м по трассе от главного входа на северо-запад под А = 300 0 с переходом на грунтовую дорогу, протяженностью 300 м. Ночное слушание горлового пения соловьев, дневные наблюдения за поведением большого пестрого дятла, описание гнезд, кормление птенцов самкой, поведение тревоги. Проводились видеосъемки. 3) От бокового вхожа на восток 50 метровый путь вдоль грунтовой дороги с поворотом на тропу в северо-восточном направлении до шоссейной дороги протяженностью 350 м, переходом ее в направлении на север от шоссе. В смешанном лесу, состоящем из ели с примесью тополя, березы, осины обнаружены гнезда малиновки, зяблика; луговой конек и славка. Недалеко от лагеря проведена видеосъемка пения малиновки. 4) От главного входа по трассе на северо-запад, протяженностью 550 м с поворотом на север, 300м, повернув на восток, пройти 100 м. Обнаружена популяция семейства врановых, прослушивание голосовых сигналов, встревоженных птиц. 5) Боковой выход на восток, движение вдоль восточной стены ограждения лагеря в 30 м, затем поворот на север до шоссе и 300 м по шоссе на запад со смещением на юго-запад. Изучение птиц смешанного леса: дятла, пеночки, мухоловки, лесного конька. 6) От главного входа в северо-западном направлении 550 м с поворотом под углом 900 по грунтовой дороге в направлении к Мемориалу Виноградова. Обнаружен представитель семейства ястребиных (ястреб-перепелятник). Наблюдали за поведением славки и мухоловки-пеструшки. 7) (по территории лагеря) Обнаружены дрозд певчий, трясогузка белая (самец и самка), зяблик, зарянка. Наблюдения за питанием птиц, изучение полового диморфизма.

Собранные нами данные можно систематизировать и передать в местную организацию, которая занимается исследованием и сохранением птиц. В России работают самые разные орнитологические организации, среди них Русское общество сохранения и изучения птиц имени Менсбира - Birds Russia (РОСИП), партнерство "Птицы и люди", Союз охраны птиц России (СОПР), а также инициативные группы в институтах и университетах. В практическом отношении результаты исследования могут быть использованы для учебной работы учителей начальной школы и среднего звена по биологическим дисциплинам; как эмпирический материал для научных исследований в области орнитологии учителям профильных медико-биологических классов.

III. Выводы

1. Установлен список типичных представителей орнитофауны в районе города Фокино (Брянская область). Изучена морфология и экология, найденных птиц.

2. Обнаружены местообитания двух редких птиц Брянской области: ворона и малиновки.

3. На основе приведенных исследований составлен фотоальбом птиц, являющихся компонентом биоценозов, расположенных вблизи п. Шибинец.

4. Используемые в нашем исследовании методики показали свою эффективность, научную и практическую ценность. Полученные результаты продемонстрировали, что бердинг является лучшим методом исследования птиц:

- «погоня» за птицами развивает целеустремленность: умение поставить цель – и достичь ее (найти новый вид, научиться его определять с одного взгляда).

- интеллектуальное развитие, развитие памяти, любви к чтению, приобретение навыков поиска нужной информации. Для успешного бердинга нужно знать и определительные признаки видов птиц, и их голоса, особенности поведения, экологию, систематику, географию.

- полевые наблюдения позволяют приобрести навыки контролировать окружающее пространство зрительно и на слух, ориентироваться.

- все участники бердинг-выездов в природу расширяют кругозор и приобретают дополнительные знания.

IV. Список литературы

  1. Банников А.Г., Михеев А.В. Летняя практика по зоологии позвоночных. – М., Просвещение, 1956.

  2. Зауэр Ф. Птицы – обитатели лугов, полей и лесов. / Пер. с нем. С. Мещеряковой. –М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 286 с.: ил.

  3. Зауэр Ф. Птицы – обитатели озер, болот и рек / Пер. с нем. С. Мещеряковой. – М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 287 с.: ил.

  4. Птицы европейской части России: Атлас-определитель /Под общей редакцией д.б.н. М.В. Калякина. М., ЗАО «Фитон+», 2009. 352 с.

  5. Флинт В.Е., Беме Р.Л. Птицы СССР. – М., Мысль, 1986.

Список рекомендуемых сайтов:

birder.ru – сайт Клуба «Птицы и люди»

mybirds.ru – информационный портал «все о птицах»

virtual-bird.com/birdsounds.htm – голоса птиц (англоязычный сайт)

birds.cornell.edu/AllAboutBirds/ – «Всё о птицах» (образцовый) англоязычный сайт с исчерпывающей информацией по азам бёрдинга и множеством полезных ссылок.


Похожие:

Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconМеждународная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» качество пищевых продуктов: микробиологический и химический анализ
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconМеждународная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Часто науку математику характеризуют как «сухую» логическую дисциплину, развивающую интеллект, но не душу
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconНазвание работы
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconКомплексный анализ качества питьевой воды в
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconМеждународная научно-практическая конференция "Первые шаги в науку"
Эффективность использования игровых технологий на занятиях объединения "загадочный мир природы"
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconОценка экологической составляющей туристско-рекреационного потенциала брянской области
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconМеждународная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» г. Брянска
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconНаучно-исследовательская работа по теме «Исследование коэффициента трения подошв школьной сменной обуви о различные поверхности»
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconМеждународная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Эта любовь постепенно расширяясь, переходит в любовь к своей стране к ее истории, ее прошло­му и настоящему, а затем ко всему чело­вечеству,...
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconМеждународная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» История улицы Большой Московской в конце XIX нач. XX века
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №52 с углубленным изучением отдельных предметов»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница