И культурный феномен монография Санкт-Петербург Издательство «Союз» 2006




НазваниеИ культурный феномен монография Санкт-Петербург Издательство «Союз» 2006
страница1/13
Дата16.09.2012
Размер2.35 Mb.
ТипМонография
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования


Кафедра гуманитарного образования


ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ —

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ

И КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН


Монография


Санкт-Петербург

Издательство «Союз»

2006

ББК 74.200.51

Г 75


Научный редактор д-р пед. наук, проф. Н. И. Элиасберг


Рецензент д-р пед. наук, проф. С. Г. Вершловский


Г 75 Гражданское образование — педагогический, социальный и культурный феномен: Монография. — СПб.: Изд-во «Союз», 2006. — 167 с.


ISBN 5–94033–204–8


Монография подготовлена на кафедре гуманитарного образования, и ее содержание отражает результаты проводившихся на кафедре многолетних исследований по проблемам гуманизации образования, гуманитарной культуры, этико-правового и гражданского образования.

В монографии принимают участие и представители других учреждений науки (СПбГУ) и культуры (программа ЮНЕСКО «Информация для всех», Санкт-Петербургский общественный благотворительный фонд «Культура и творчество»).

Книга издана на средства Санкт-Петербургского общественного благотворительного фонда «Культура и творчество».




ISBN 5–94033–204–8

ББК 74.200.51

© Коллектив авторов, 2006

© Издательство «Союз», 2006



Содержание


Феномен гражданского образования: проблемы и перспективы (П. А. Баранов)

Формирование правовой и информационной культуры личности — важный фактор построения гражданского общества (А. А. Демидов)

Ценностно-ориентационная функция формирования личности в современной системе образования (Г. П. Выжлецов)

Проблема нравственно-правовых ориентиров личности в условиях информатизации образования (Н. И. Элиасберг)

Проблема гражданственности в русской литературе XIX века (Д. Н. Мурин)

Формирование нравственных убеждений учащихся как компонент гражданского воспитания (Т. Г. Браже, И. И. Шатилова)

Петербургская модель гражданско-правового образования и воспитание гражданина России (Н. И. Элиасберг)

Становление гражданской позиции личности как педагогическая проблема (на примере изучения школьного курса истории России) (О. Н. Журавлева)

Образовательные возможности истории повседневности как фактор, способствующий воспитанию гражданственности (Н. Н. Осипенко)

Роль школьного театра в духовно-нравственном воспитании учащихся (Т. Н. Полякова)

Добровольчество как форма социальной активности личности ребенка (С. Б. Дворко)


NO


П. А. Баранов,

доктор педагогических наук,

заместитель председателя

Комитета по образованию

Правительства Санкт-Петербурга


ФЕНОМЕН ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ


В условиях реформирования российского общества особое значение приобретают перспективы развития личности и реализации ее прав. Эта проблема не только имеет академически-познавательный характер, но и напрямую связана с практическим вопросом современного общества: каким путем пойдет Россия, и какая при этом роль будет отведена личности. Преобразование устаревшей системы социального управления, как правило, неразрывно сопровождается дегуманизацией и дезинтеграцией, разрушением фундаментальных общественных институтов. Поэтому наиболее актуальным становится гражданское образование, ориентированное на обращение к гражданским чувствам, нравственным ценностям, значимым для россиян как носителей исторической традиции, осознающих свое место в стране и современном мире, воспринимающих идеи и механизмы гражданского общества и правового государства.

Анализ содержания и форм гражданского образования в российской школе позволил сформировать ряд объективных факторов, препятствующих реализации этого стратегического направления совершенствования системы образования.

Прежде всего, огромное негативное влияние оказывает переходный период развития нашего общества, выражающийся не только в глубоких экономических и социальных изменениях, но и в идеологическом вакууме, в коррозии базовых ценностей. Позитивные и негативные тенденции, характерные для данного периода, оказывают неоднозначное воздействие на сознание и поведение молодежи. Кроме этого, невозможно добиться реальных результатов в гражданском образовании без осмысления особенностей исторического развития страны, национального менталитета ее граждан, присущей им политической культуры; исходя из этого, можно задаться вопросом: на каком фундаменте мы собираемся формировать гражданскую личность? Необходимо отметить, что у нас нет гражданского общества с присущими ему институтами самоорганизации и саморазвития. Для нашей исторической традиции были характерны сильное государство и авторитарное правление. Следует указать на то, что права человека не только никогда не лежали в основе внутренней государственной политики, но и не являлись приоритетом на уровне общественного сознания (достаточно вспомнить беседу с чиновником, поездку на общественном транспорте, посещение районной поликлиники и т. д.). Как показывают опросы, у подавляющей части населения страны отсутствуют элементарные знания основных положений Конституции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка. В этой связи возникают вопросы типа: как соотносятся с этой реальностью наши учебники по граждановедению, в которых сформулированы идеальные модели осуществления прав человека; можем ли мы учить учеников тому, что отсутствует в нашей сегодняшней жизни; не ставим ли мы в очередной ряд утопическую задачу по формированию нового человека, на сей раз — гражданскую личность?

Не претендуя на полноту ответа, отметим, что гражданская личность является одновременно не только следствием, но и предпосылкой становления гражданского общества и правового государства. С этой точки зрения содействие гражданскому образованию становится одной из самых значимых задач современной школы.

Если нет возможности опираться на исторические традиции, сложившиеся в нашей стране, определим другие факторы гражданского образования.

Во-первых, это семья, в которой дети получают первые уроки политических знаний и стереотипов поведения, обретают чувство любви к родине. Не случайно известный английский философ Ф. Бэкон писал: «Любовь к Родине начинается с семьи». Однако в современных условиях мы можем констатировать такое явление, как межпоколенный культурный разрыв, когда родители и дети, старшие и младшие братья и сестры в одной семье оказываются включенными в совершенно разные культурно-ценностные страты, что приводит их к непониманию друг друга. Что актуально и значимо для одних, совершенно безразлично для других. Поэтому переоценивать роль семьи в гражданском образовании, по нашему мнению, не следует.

Во-вторых, важным фактором в гражданской социализации ребенка являются группы сверстников, детские и юношеские общественные организации, которые существовали в советский период истории нашей страны. Сегодня, как правило, дети предоставлены сами себе и рассчитывать на эффективную помощь данных организаций в гражданском образовании не представляется возможным. Между тем, классик американской политической науки Мерриам отмечал продуманность советской системы формирования политической культуры гражданина, хотя и не разделял и не принимал многие принципы, лежащие в ее основе.

В этих условиях школа может оказаться наиболее устойчивым институтом гражданской социализации и гражданского образования, блокируя негативные тенденции в сознании и поведении учащихся, используя присущие ей средства для утверждения в обществе гражданской культуры.

В базисный учебный план, начиная с детского сада и начальной школы, были включены различные гражданско-правовые учебные курсы, адекватные возрастным особенностям учащихся. Построена вертикаль гражданско-правовых знаний, направленная на обеспечение формирования у учеников устойчивого правознания и гражданской позиции.

Эффективность данных курсов во многом зависит от современной методологии образовательного процесса, обусловленной новой философией и психологией человека, понимаемого как «существо самопреодолевающее, преобразующее себя самого». Образование переходит, по мнению А. Маслоу, к «модели вскрывающей и раскрывающей терапии вместо терапии лепящей, создающей, формирующейся».

Исходя из названных методологических положений, сформулируем важнейшие принципы конструирования содержания учебных курсов по граждановедению.

Во-первых, создание необходимых условий для типичной деятельности любого человека и гражданина, то есть содержание гражданского образования должно включать знания, способы деятельности, ценностные ориентации, без которых невозможно выполнять типичные социальные роли в современном обществе.

Во-вторых, объектный подход к построению курсов по граждановедению, предполагающий рассмотрение каждого объекта социальной действительности одновременно с позиций различных наук (например, политологии, экономики, философии, социологии, этики, права и др.), то есть комплексно. Общеобразовательная школа должна предоставить учащимся научные знания, но необязательно в системе каждой из общественных наук, а в другой — педагогически целесообразной системе, которая соответствует рассмотрению объектов действительности обыкновенным человеком, воспринимающим их в целостности, в единстве всех их сторон.

В-третьих, целесообразно отказаться от чрезмерной абсолютизации принципа антропоцентризма при изучении вопросов граждановедения. Следует помнить, что гуманизм в его классическом, антропоцентрическом понимании ограничен. В условиях нарастающего экологического кризиса на первый план выходят задачи, связанные с выживанием человека, которые требуют, чтобы личность осознавала себя частью социума, частью природы, понимала ответственность за их развитие. Поэтому в процессе обучения необходимо формировать у учащихся понимание того, что человек — не центр.

В-четвертых, личный опыт учеников выступает эффективным средством гражданского образования, что предполагает обращение к реальной политической, экономической, социальной действительности, ее тенденциям и противоречиям. Индивидуальный опыт учащихся, включающий здравый смысл, заблуждения, мифы, требует научного осмысления, поскольку только научные знания позволяют понять глубинные механизмы развития, подлинный смысл происходящих в мире событий. Исходя из этого, необходимо осуществлять синтез личного опыта и научной информации, что будет способствовать формированию не только востребованных гражданином знаний, но и отношений, ценностных ориентаций, принятых личностью образцов гражданственности.

В-пятых, ведущую роль в конструировании содержания граждановедческих курсов играет деятельностный компонент учебного процесса, ориентированный на систематическое моделирование и анализ жизненных ситуаций, требующих применения учащимися знаний и умений и т. п. В такую деятельность вовлекают учеников игротехнические технологии.

В-шестых, обучение гражданина предполагает развитие умений и отношений, необходимых для прямого участия в политических делах, но не в меньшей степени значима та система гражданских ценностей (отношение к правам и свободам как высшей ценности, гражданский мир и согласие, государственное единство, любовь и уважение к Отечеству и др.), которые лежат за политическими институтами и процедурами. Как показывает практика изучения курсов граждановедения, стремление учителей активизировать познавательную деятельность учащихся приводит в ряде случаев к фетишизации учебных форм, что вступает в противоречие с необходимостью формировать гражданские ценности. В этой связи следует заметить, что содержание анализируемой учениками проблемной задачи важно не тем, какой пример конкретно разбирается, а тем, какая нравственная и правовая установка будет зафиксирована в сознании ребенка в результате ее решения.

Перечисленные принципы построения содержания граждановедческих курсов станут эффективными лишь при условии продуктивного общения между учителем и учеником, основанном на диалоге. Учебный диалог, как показывает практика, может быть успешным, если реализуется ценностно-смысловое равенство педагога и учащегося, разумеется, не в смысле объема знаний или жизненного опыта, но в своем прирожденном праве неограниченного познания мира в тех формах, которые органичны и комфортны на личностном уровне.

Введение в учебный план школы различных вариантов гражданско-правовых курсов создает лишь некоторые предпосылки для формирования гражданской культуры учеников. Для осуществления целей гражданского образования учебную деятельность следует дополнить преобразованием социально-педагогической среды образовательного учреждения. Речь идет о приобретении учащимися конкретного опыта толерантности, партнерства, солидарности, консенсуса. Жизнь школы должна представлять собой источник становления у молодого поколения взглядов и образцов поведения через организацию ученических ассоциаций, органов школьного самоуправления, развитие кооперативных связей. Именно работа по изменению школьной среды направлена на осуществление цели гражданского образования — формирования у учащихся готовности участвовать в совершенствовании общественного механизма и лично влиять на общественно-политическую жизнь страны. Для этого ученики должны понимать отношения между гражданами, гражданами и обществом, гражданами и государством; должны уметь жить в современном мире с его многообразием культур, владея способами деятельности, практическими умениями, моделями гражданского поведения. Учащимся следует также уметь преодолевать собственный эгоизм и осознавать последствия своей деятельности.

Таким образом, осуществление цели гражданского образования требует системного подхода в плане интеграции урочной и внеурочной деятельности. Весь образовательный процесс призван служить гражданской социализации личности.


Список использованной литературы


  1. Баранов П. А. Современный гуманизм и гражданская позиция личности // Гражданское образование. Материалы международного семинара. СПб., 1997.

  2. Бацын В. К. Гражданское образование в России: вызов и ответ // Там же.

  3. Боголюбов Л. Н. Изучение социально-гуманитарных дисциплин как необходимое условие формирования у учащихся гражданской культуры // Социально-политический журнал. 1997.

  4. Гражданское образование в Российской школе / Сост. Т. И. Тюляева. М., 2003.



А. А. Демидов,

заместитель председателя

Российского комитета Программы

ЮНЕСКО «Информация для всех»


Формирование правовой и информационной

культуры личности — важный фактор построения гражданского общества


Трудный и противоречивый процесс построения в России гражданского общества неразрывно связан с качественными изменениями в сознании российских граждан. Важная роль в этом процессе принадлежит гражданскому образованию населения России. Оно должно способствовать формированию политической и правовой культуры личности, гуманистических нравственных ориентиров и демократической гражданственности.

На значение образования для становления гражданских свойств личности и развития гражданского общества постоянно обращается внимание в международных документах.

Так, Генеральной Ассамблеей ООН принята Всемирная программа образования в области прав человека. В документах пятьдесят девятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН раскрывается содержание понятия «образование в области прав человека»: «…образование в области прав человека может быть определено как усилия по образованию, обучению и информированию, которые предпринимаются для создания всеобщей культуры прав человека путем обмена знаниями, привития навыков и формирования позиций, которые направлены на:

  • укрепление уважения прав человека и основных свобод;

  • всестороннее развитие человеческой личности и чувства человеческого достоинства;

  • содействие взаимопониманию, терпимости, равенству мужчин и женщин и дружбе между нациями, коренными народами и расовыми, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами;

  • обеспечение для всех людей возможности эффективно участвовать в жизни свободного и демократического общества, в котором господствует право;

  • строительство и поддержание мира;

  • обеспечение устойчивого развития в интересах общества и социальной справедливости.

4. Образование в области прав человека охватывает:

  • знание и навыки — изучение прав человека и механизмов обеспечения их защиты, а также приобретение навыков применять их в повседневной жизни;

  • ценности, мировоззренческие подходы и поведенческие модели — развитие ценностей и укрепление мировоззренческих подходов и поведенческих моделей, отстаивающих права человека;

  • действия — принятие мер по защите и поощрению прав человека1».

2005 г. был объявлен Советом Европы европейским годом гражданственности через образование. В документе Совета Европы подчеркивалось:

«Цель года — познакомить людей с фактом, что гражданственность — всеобъемлющее, а не только юридическое и политическое понятие. С одной стороны, гражданственность подразумевает, что все граждане, женщины и мужчины, должны в полной мере пользоваться правами человека и чувствовать свою защищенность со стороны демократического общества. С другой стороны, гражданственность также подразумевает, что каждый должен вовлечься в вопросы, касающиеся жизни в обществе, и действовать на протяжении своей жизни в качестве активного и ответственного гражданина, уважающего права других.

Образование, направленное на воспитание демократической гражданственности (EDC), и образование в области прав человека (HRE) могут помочь развитию критического мышления и обучению жить вместе. Они поощряют взаимопонимание, межкультурный диалог, солидарность, гендерное равенство и гармоничные отношения внутри народов и между народами. Они пробуждают чувство принадлежности к ценностям Совета Европы и принципам свободы, политического плюрализма, прав человека и верховенства закона и содействуют пониманию этих ценностей.

Год не рассматривается как кампания, которая должна закончиться в конце 2005 г. Скорее это политические рамки действий, которые должны быть предприняты на уровне государств-членов и станут началом устойчивого процесса, который, как ожидается, продолжится и в последующие годы2».

Одной из самых сложных проблем проводимой в Российской Федерации правовой реформы является повышение правовой культуры населения. Без квалифицированного и эффективного решения этой проблемы трудно говорить о стабилизации социально-правовой ситуации в государстве. Без правовой культуры в государстве и обществе вряд ли будет достигнута цель правовой реформы — создание правового государства в общепринятом его понимании.

Нельзя сказать, что Союз Советских Социалистических Республик был неправовым государством, в котором отсутствовала система правового воспитания. Она существовала. Но зависимость судебных и правоохранительных органов от партийной и хозяй-ственной номенклатуры в правоприменительной деятельности создавала в восприятии населения установку на возможность решения социально-экономических вопросов неправовыми методами. В связи с этим самым эффективным в СССР было «телефонное право», которое породило специфичную правовую культуру в советском обществе.

Также необходимо отметить, что многие отношения, рассматриваемые в странах с рыночной экономикой как правовые, урегулировались в СССР неправовым путем — через товарищеские суды, партийные организации, профессиональные и молодежные союзы, другие общественные организации. Целый ряд реальных правоотношений находился вне права и решался административно-полити-ческим путем.

С возникновением рыночных отношений в современной России неправовые регуляторы социально-экономических отношений были исключены из общественных отношений, но специфичный правовой менталитет остался. В результате чего возникшие «пустоты» в урегулировании отношений начали заполняться не только неправовыми, но зачастую и противоправными, криминальными, механизмами. Произошла замена «авторитета» партии, авторитетом нового российского чиновничества и криминальным авторитетом, при этом авторитет права снова оказался невостребованным.

Проведенные в 1996–1997 гг. социологические исследования показали, что в повседневной жизни российские граждане постоянно ощущают свою правовую незащищенность и крайне неуверенно чувствуют себя в правовом пространстве. Значительная часть россиян считает, что существующие законы недостаточно защищают имущественные права граждан и плохо исполняются. Под правовой незащищенностью люди подразумевают прежде всего:

  • нарушение государством своих обязательств по отношению к гражданам (в частности — задержка выплаты заработной платы, потеря вкладов и страховок);

  • зависимое, а зачастую бесправное положение работника от произвола работодателя;

  • недостаточное обеспечение защиты прав потребителей;

  • рост преступности на фоне снижения противодействия со стороны правоохранительных органов;

  • отсутствие гарантий по судебной защите прав граждан;

  • низкую информированность населения о своих правах и обязанностях, а также о полномочиях правоохранительных и правоприменительных органов.

В то же время российские граждане имеют весьма устойчивые и схожие представления о правовом государстве. С их точки зрения, правовым государством является государство, где:

  • существуют качественные законы;

  • существует отлаженный механизм выполнения этих законов;

  • существует высокий уровень информированности населения о своих правах и обязанностях;

  • судебные и правоохранительные органы независимы и высоко квалифицированны.

Проецируя эти положения на российскую ситуацию, люди не могут признать правовым государством государство, где законы противоречивы и зачастую некачественны, нормативно-правовая база нестабильна, инфраструктура выполнения законов явно недостаточна, деятельность судебных и правоохранительных органов неэффективна, а их кадры некомпетентны и коррумпированы, правовая информированность и правовое самосознание населения оценивается низко.

В то же время отмечается, что отдельные группы населения (в частности предприниматели) ощущают некоторое улучшение своего правового положения по сравнению с ситуацией трех-четырехлетней давности. Видимо, некоторая общая экономическая стабилизация, наметившаяся в стране, пока не отразилась на правовом самоощущении большинства граждан, но улавливается отдельными адаптировавшимися социальными группами.

Можно утверждать, что правовая активность населения в последние годы возросла (что следует хотя бы из перегруженности судов). Изменение экономической ситуации, появление собственников, сильное расширение правового поля, демократические свободы — все это способствует тому, что люди чаще вступают в правовые отношения и вынуждены отстаивать свои права. Подается все больше исков, в том числе по поводу компенсации морального вреда, что ранее было практически невозможно. При этом необходимо напомнить, что этот процесс происходит на фоне недоверия населения к судебным и правоохранительным органам и отметим также, что в самих этих органах сложилось объективно трудное положение.

Необходимо отметить, что правовое поведение российского гражданина обладает следующими особенностями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

И культурный феномен монография Санкт-Петербург Издательство «Союз» 2006 iconСанкт-петербург 2001
К53 Практические основы перевода. English Russian. Серия: Изучаем иностранные языки. Спб.: «Издательство Союз», 2001, 320 с
И культурный феномен монография Санкт-Петербург Издательство «Союз» 2006 iconСанкт-петербург 2001
К53 Практические основы перевода. English Russian. Серия: Изучаем иностранные языки. Спб.: «Издательство Союз», 2001, 320 с
И культурный феномен монография Санкт-Петербург Издательство «Союз» 2006 iconЛагерлёф С. Перстень Лёвеншёльдов.//Предисловие
Москва), Станислава Мереминского (Москва), команду «мур-лэти» (Санкт-Петербург), команду «Salvatore» (Санкт-Петербург), Александра...
И культурный феномен монография Санкт-Петербург Издательство «Союз» 2006 iconПрограмма воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью санкт-петербург издательство «союз»
О. П. Гаврилушкина, канд пед наук, профессор мгппи, Москва; А. П. Зарин, канд пед наук, доцент ргпу им. А. И. Герцена
И культурный феномен монография Санкт-Петербург Издательство «Союз» 2006 iconМонография Санкт-Петербург
Монография предназначена в первую очередь для научных работников, аспирантов, а также для тех, кто интересуется развитием современной...
И культурный феномен монография Санкт-Петербург Издательство «Союз» 2006 iconФеномен санкт-петербурга 1
По оценкам Всемирной туристской организации в середине 90-х годов прошлого века 37% всего международного туризма приходилось на культурный...
И культурный феномен монография Санкт-Петербург Издательство «Союз» 2006 iconКогут Е. П. и соавт Особенности клинического течения внебольничной пневмонии в зависимости от детекции вирусного агента в бронхиальных смывах// Сборник трудов
Сборник трудов XVI национального конгресса по болезням органов дыхания. Санкт-Петербург, 14-17 ноября 2006 г. Санкт-Петербург,2006....
И культурный феномен монография Санкт-Петербург Издательство «Союз» 2006 iconР. М. Валеев, И. В. Кульганек Казань Санкт-Петербург Издательство «Таглимат» иэуп 2005-2006
Печатается по решению ученых советов Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения ран, Института востоковедения Казанского...
И культурный феномен монография Санкт-Петербург Издательство «Союз» 2006 iconТехнологии в информационном обществе материалы всероссийской научно-практической конференции 4-5 ноября 2003 года, Санкт-Петербург Санкт-Петербург Издательство спбгпу 2003
Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 4-5 ноября 2003 г. Спб.: Изд-во Спбгпу, 2003. 214 с
И культурный феномен монография Санкт-Петербург Издательство «Союз» 2006 icon«Фундаментальные проблемы оптики» «фпо 2006» Санкт Петербург, Россия, 16 октября 20 октября 2006 г
Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (СПбгу итмо)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница