Программы




Скачать 369.21 Kb.
НазваниеПрограммы
страница1/3
Дата16.09.2012
Размер369.21 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

г. Астрахани

«Центр дополнительного образования детей № 2»


Модифицированная образовательно- развивающая программа




«ЮНЫЙ КРАЕВЕД»

(Для системы дополнительного образования)




Представлена на утверждение «Утверждена»

Методическим советом Педагогическим советом

МБОУДОД ЦДОД № 2 МБОУДОД ЦДОД № 2

Протокол № ________________ Протокол № ___________

«____» ______________200___г. «_____»___________200__г.

Заместитель директора по ВКДР И.о. директора

_______________/ Н.Ф. Лазырина/ ________/Ф.Ф. Муратов/


Астрахань 2011 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ




Название программы - «Юный краевед»


Ф.И.О. автора - Сероглазкина Анна Владимировна


Направленность - туристско - краеведческая


Тип программы - модифицированная


Цель обучения - познавательная, спортивно-оздоровительная

Возраст обучающих - 9-11 лет


Срок реализации - 2 года


Типы ОУ, Учреждения дополнительного

предназначенные образования детей

для реализации -


Утверждена - Педагогическим Советом ЦДОД №2

«16 декабря» 2008 года, протокол № 2


Рецензенты - 1. Шакиров Игорь Анварович

кандидат педагогических наук АГУ.

2. Караваева Наталья Леонидовна,

педагог дополнительного образования ЦРТДиЮ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся

разъяснению. Что такое родина знает лишь

тот, кто утратил её или вернулся на родину

после долгого отсутствия.

(Ф.Гансберг)


   Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера  устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства. Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому воспитанию обучающихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Современная система дополнительного образования вместе со всем обществом переживает сегодня период обновления. И одной из главных проблем становится нравственно-патриотическое воспитание обучающихся. И именно учреждения дополнительного образования играют важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой и именно в нем должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает обучающегося, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Образовательная программа  по краеведению «Юный краевед» является актуальной т.к. занимается решением проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. К удовлетворению общественной потребности в краеведческом воспитании обусловило создание модифицированная программа по краеведению « Юный краевед».

Программа «Юный краевед» направлена на расширение краеведческих знаний у обучающихся, пополнение их новым содержанием, побуждение у детей интереса к краеведению, ознакомление с доступными документами и памятниками старины, с различными племенами и народами астраханского края, с историей и культурой всей страны, с историческими личностями края.

По типу программа модифицированная и создана на основе типовой «Оздоровительно-познавательный туризм» Д.В. Смирнов, Москва, «Советский

спорт», 2003 г. Программа разработана с учетом современных требований, предъявляемых к программам дополнительного образования и опыта работы педагога.

Программа составлена с учётом «Закона об образовании», «Конвенции о правах ребёнка», «Типового положения о дополнительном образовании».

Новизна и отличительные особенности программы:

- значительная роль в программе «Юный краевед» отводится выполнению творческих заданий: составлению и разгадыванию кроссвордов, составлению панно, альбома; экскурсиям, просмотру видео фильмов; игровым ситуации в рамках тематики, предложенной программы;

- в модифицированной программе «Юный краевед» внесены новы темы: « Разин: черный вихрь над Поволжьем», « Митрополит Астраханский Иосиф», «Православие в жизни Астрахани», « Храмы и монастыри», «Страницы Великой Отечественной войны в истории Астрахани», «Герои астраханцы»;

- программа «Юный краевед» рассчитана на два года обучения: 144 часа по 2 часа 2 раза в неделю;

- возрастная категория 9 – 11 лет;

- широко использованы все новшества в области педагогики и психологии, которые помогут решить поставленные цели и задачи;

- в программе предусмотрена гибкая система оценивания и отслеживания результатов обучающихся по критериям (уровневая);

- большой акцент сделан на воспитательный аспект, в связи с чем, введен воспитательный модуль.

- при приеме в объединение не требуется специальной физической подготовки, поэтому принимаются все желающие дети, имеющие разрешение от врача педиатра о допуске на занятия;

- преобладание практических занятий, закрепление получаемых знаний на практике: на экскурсиях.


Цель: Создание условий для приобщения обучающихся к историческому и культурному наследию астраханского края в системе дополнительного образования.


Задачи 1 года обучения

Обучающие:

- создавать положительную мотивацию для изучения краеведения и поддержание интереса к деятельности, организуемой на занятии;

- способствовать овладению правила техники безопасности;

- способствовать освоению нового содержания образования, целостному восприятию данных областей науки (краеведение, история, география);

- способствовать ознакомлению обучающихся с природой России и родного края, ориентированию на физико – географической карте;

- способствовать овладению растительного и животного мира края, водных объектов края их использование и значение;

- способствовать ознакомлению с городами области, улицами и скверами, памятниками и памятными местами Астрахани;

- способствовать овладению историей и современностью Астраханского края;

- способствовать овладению именами великих людей и их вклад в историю и развитии края;

- формировать умения приобретать, анализировать, усваивать и применять знания; планировать свою деятельность; работать с иллюстрациями, таблицами, схемами, проводить опыты, наблюдения; наблюдать и объяснять происходящие процессы и явления;

- способствовать формированию определенных умений, навыков и закрепить их на практике.

Развивающие:

- развивать внимание, умение сравнивать и делать выводы;

- развивать память, логическое мышление, воображение, пространственное представление, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость и др.

Воспитывающие:

- формировать потребность в самореализации через творчество;

- формировать потребность в здоровом образе жизни в условиях природной среды;

- формировать культуру межнационального общения

- формировать у обучающихся чувство любви к Родине, восхищение ее героической историей, мужественностью и храбростью патриотов.


Задачи 2 года обучения

Обучающие:

- систематизировать и закрепить имеющиеся знания;

- обеспечивать непрерывный процесс в изучении родного края;

- способствовать освоению поверхности и климата, полезных ископаемых, нефтегазовые месторождения, освоению национального состава, культуры и образования, говоры нашего края;

- способствовать освоению страниц Великой Отечественной войны;

- способствовать освоению Астраханского ханства и Астраханской губернии;

- способствовать овладению взаимодействия с различными объектами окружающего мира, края с учетом их своеобразия и особенностей;

- способствовать осознанию зависимости благополучия среды от поведения человека;

- раскрывать важнейшие грани истории, морально-духовную культуру;

Развивающие:

- развивать внимание, умение сравнивать и делать выводы;

- развивать память, логическое мышление, воображение, пространственное представление, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость и др.;

Воспитывающие:

- формировать потребность в самореализации через творчество;

- формировать потребность в здоровом образе жизни в условиях природной среды;

- формировать культуру межнационального общения

- формировать у обучающихся чувство любви к Родине, восхищение ее героической историей, мужественностью и храбростью патриотов.


При реализации программы в образовательном процессе используются следующие методы:

Методы обучения:

-наглядный (иллюстративный, демонстрация );

-практический (упражнения);

-словесный (рассказ, беседа, объяснение, разъяснение);

- эвристический

Методы преподавания

-информационно - сообщающий;

-объяснительно - побуждающий;

Методы учения

репродуктивный;

-исполнительский;

-частично-поисковый

- исследовательский

Методы воспитания

- убеждение;

- личный пример

Использование разнообразных форм занятий способствует развитию мотивации обучающихся к познанию и творчеству: занятия: занятия – путешествия, занятия – экскурсия, занятия – воображения, творческие задания, составление и разгадывание кроссвордов. Особое место в программе занимают следующие формы организации учебно-воспитательного процесса:

- экскурсия: коллективный поход с целью знакомства с окружающей средой, какой – то достопримечательностью нашего края;

- практическая работа: воспитывает уважение к процессу труда, закрепляет творческие навыки;

- творческое задание, коллективная творческая деятельность: ²耀зволяет

ощутить радость от выполненной работы, проявить выручку и взаимопомощь друг к другу;

- игровые занятия, поддерживающие интерес и желание заниматься в данном творческом объединении.

Организационно – педагогические основы обучения

Программа «Юный краевед» предполагает работу с детьми 9 – 11 лет. Программа рассчитана на 2 года: 1 год обучения - 144 часа по 2 часа 2 раза в неделю; 2 год обучения – 216 часов по 2 часа 3 раза в неделю.


Предполагаемый результат 1 года обучения

Обучающиеся должны знать:

- правила по технике безопасности;

- что изучает краеведение, историческое краеведение;

- географическое положение Астраханского края;

- растительный и животный мир, памятники природы, значение воды и ее охрана,

водные объекты их использование и значение почвы Астраханского края;

- города области, улицы и скверы, памятники и памятными местами Астрахани;

- историю и современность, именами великих людей и их вклад в историю и

развитии Астраханского края.

Обучающийся должен уметь:

- ориентироваться по физико-географической карте России и края;

- пользоваться основными источниками знаний (пособия, коллекции, гербарии,

Красная книга);

- обрабатывать материалы экскурсий;

- объяснять взаимосвязи флоры, фауны и окружающей среды родного края;

- роль биоразнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты

растительного и животного мира Астраханского края;

- распознавать и описывать наиболее распространенных представителей флоры и

фауны;

- анализировать и оценивать последствия деятельности человека на природу,

влияние собственных поступков на растительный и животный мир.

- оценивать те или иные исторические события;

- постигать причины непонимания, враждебности, возникающих между людьми,

чувствовать свою ответственность за будущее своего края, народа;

- работать с иллюстрациями, таблицами, схемами, проводить опыты, наблюдения;

наблюдать и объяснять происходящие процессы и явления;

- приобретать, усваивать и применять знания; планировать свою деятельность;


Предполагаемый результат 2 года обучения

Обучающиеся должны знать:

- правила по технике безопасности;

- поверхность и климат нашего края, различные объекты окружающего мира, края

с учетом их своеобразия и особенностей;

- важнейшие грани истории, морально-духовную культуру;

- о Великой Отечественной войне в нашем крае;

- национального состав, культуру и образование, говоры нашего края;

- о Астраханском ханстве, о Астраханской губернии:

- полезные ископаемые области, нефтегазовые месторождения;

Обучающийся должен уметь:

- взаимодействовать с различными объектами окружающего мира края с учетом их

своеобразия и особенностей;

- осознавать зависимость благополучия среды от поведения человека;

- сравнивать и делать выводы;

- приобретать, анализировать, усваивать и применять знания;

- планировать свою деятельность;

- работать с иллюстрациями, таблицами, схемами, проводить опыты, наблюдения;

наблюдать и объяснять происходящие процессы и явления;

- систематизировать и закрепить имеющиеся знания;

- обеспечивать непрерывный процесс в изучении родного края.


Педагогический контроль

Для эффективной и действенной организации УВП ведется отслеживание результативности обучения, развития и воспитания. Поэтому проводится мониторинг обученности, развития и воспитанности, который позволяет определить уровень теоретической подготовки детей, степень сформированности практических и общеучебных умений и навыков, уровень воспитанности: сформированность нравственных качеств личности, коммуникативной культуры, творческой активности.

Диагностика уровня реализации образовательной программы проводится в несколько этапов (первичный, промежуточный, итоговый), в соответствии с поставленной целью и задач конечному результату и выражается в разнообразных формах:

- опрос;

- наблюдение;

- опрос родителей;

- анкетирование;

- тестирование;

- творческие задания

- изучение творческих работ

- наблюдение за выполнением творческих работ

- контрольные задания

- экскурсии с проверкой полученных навыков.


Для отслеживания результатов реализации программы необходимы следующие показатели и критерии:

Критерий: «Уровень сформированности знаний, умений и навыков»

Для характеристики данного критерия выделяются следующие уровни развития ребенка:

Высокий: ребенок знает основные понятия программы, отвечает самостоятельно на теоретические вопросы без подсказок, хорошо знает терминологию, умеет проходить без ошибок технические этапы, выполняет практические задания, проявляя сообразительность и смекалку, участвует систематически в соревнованиях по краеведению, показывая хороший результат, систематически ходит на экскурсии и в походы.

Средний: ребенок знает не точно основные понятия программы, отвечает на теоретические вопросы с подсказками, хорошо знает терминологию, умеет проходить с незначительными ошибками технические этапы, выполняет практические задания, участвует систематически в соревнованиях по краеведению, систематически ходит в походы, на экскурсии.

Низкий: ребенок путается в основных понятиях программы, отвечает на теоретические вопросы со значительными подсказками, путается в терминологии, умеет проходить со значительными ошибками технические этапы, выполняет практические задания с трудом, не систематически участвует в соревнованиях краеведению, не систематически ходит в походы, на экскурсии.


Критерий: «Уровень творческих и коммуникативных навыков»

Для характеристики данного критерия выделяются следующие уровни развития ребенка:

Высокий: выполняет практические задания с элементами творчества. Легко и быстро увлекается творческим делом. Адекватно воспринимает информацию идущую от педагога. Легко вступает в контакт с детьми, с педагогом, со взрослыми.

Средний: выполняет задания в основном на основе образца. Идет на общение с помощью педагога и родителей.

Низкий: ребенок в состоянии выполнять лишь практические задания педагога. Интерес к творчеству не проявляется. Испытывает трудности в общении как с детьми, так и с педагогом, со взрослыми. Нуждается вы помощи педагога.

Критерий: «Уровень сформированности собранности, умение концентрировать свое внимание»

Для характеристики данного критерия выделяются следующие уровни развития ребенка:

Высокий: ребенок предельно собранный и внимательный. Владеет умением концентрировать свое внимание. Правильно выполняет практические задания, уверенно справляется с более сложными заданиями.

Средний: ребенок может быть собранным и внимательным. Выполняет задания, но обращается за помощью педагога. Недостаточно владеет умением сосредотачиваться, часто отвлекается, допускает ошибки.

Низкий: несобранный, внимание рассеянное. Редко справляется с выполнением задания самостоятельно. Не владеет умением концентрировать свое внимание (может справиться с помощью педагога).

Диагностика саморазвития ребенка осуществляется при реализации программы совместно с психологом.

Неотъемлемым компонентом названной системы является организация диагностики наблюдения и фиксирования изменений в саморазвитии детей. В качестве инструмента для получения конкретных срезов движения ребенка от одной стадии к другой используется карточка диагностики и развития индивидуальных способностей детей.

Введением карточки в процесс работы с детьми преследуется цель систематизировать и наглядно оформить представления педагога о своих обучающихся, а также научно организовать деятельность педагога по выработке у детей навыков саморазвития в ходе занятий.

Формы подведения итогов реализации программы: открытые занятия, утренники, походы и экскурсии в родную природу, мониторинг (первичный, промежуточный, итоговый).


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I ГОДА ОБУЧЕНИЯ




п/п

Тема занятий

Форма контроля

Всего

часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Задачи т/о. Правила по т/б.

Анкета

2

2

-

2.

Природа Астраханского края. Наш край на карте Родины.

Наблюдение, опрос

26

8

18

3.

Голубая кровь Земли


Наблюдение

22

8

14

4.

Юный краевед в растительном и животном мире.

Опрос

19

6

13

5.

История Астраханского края.

Наблюдение

24

10

14

6.

Имена великих людей.

Опрос

22

8

14

7.

Города области. Улицы и скверы. Промышленность.

Наблюдение, тест

25

8

17

8.

Итоговое занятие.

Наблюдение, опрос

4

-

4

Итого:

144

50

94


ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема: Вводное занятие

Теория: Знакомство с кружковцами. Рассказ о целях и задачах в т/о. Выяснение интересов кружковцев. Формы и методы работы в т/о. Программа т/о. Правила по технике безопасности.


Тема: Природа Астраханского края. Наш край на карте Родины.

Теория: Знакомство с природой и родного края. Наш край на карте Родины и Географическое положение Астраханской области. Климатические условия. Рельеф, типы почв. Растительный и животный мир Астраханской области.

Памятники природы (озеро Баскунчак, гора Большое Богдо, озеро Тинаки, Астраханский заповедник).

Родной город – маленькая частица планеты Земля. Что мы называем родным краем (область, район). Прикаспийская низменность, ее особенности и уникальность.

Практика: Работа с картой Астраханской области. Конкурс рисунков «Мой любимый уголок края».

Тема: Голубая кровь Земли.

Теория: Поверхности и подземные воды области. Водные объекты края (р. Волга, Каспийское море, озеро Баскунчак, Каспийское море), города (Лебединое озеро, р. Кутум, микрорайона Казачий ерик).

Важнейшие водоемы края, их значение (транспортное, бытовое, промышленное). Река Волга в литературных произведениях, песнях.

Практика: Экскурсия на реку Волгу «Краса моего края». Просмотр видеофильма «Великая игра».


Тема: Юный краевед в растительном и животном мире.

Теория: Растения разных мест обитания края, их разнообразие. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Красная книга Астраханской области. Разнообразие животного мира края. Их значение в жизни человека и природы. Насекомые. Рыбы. Птицы и животные, живущие у воды, в засушливых территориях. Ядовитые животные, меры предосторожности. Животные Красной книги. Охрана животного мира. Животные края, занесенные в Красную книгу.

Практика: Дидактическая игра «Узнай растение». Работа с гербарием. Презентация «Растения и животные Астраханской области, занесенные в Красную книгу». Конкурс рисунков «Животные края». Экскурсия в краеведческий музей, отделы «Природа края», «Животный мир пустынь и полупустынь», в ОЭБЦ на панорамную экспозицию «Животные засушливых территорий».В парковую зону. Видеофильм «Вода в жизни человека». Экскурсия по водоемам города и микрорайона.


Тема: История Астраханского края.

Теория: Древнейшие поселения на территории края. Присоединение к русскому государству Астраханского ханства в XVI веке. Основание новой Астрахани и ее защита от внешних врагов. Жизнь города в XVI – XVII веках. Деятельность астраханских воевод.

Практика: Выпуск газеты «История Астраханского края». Конкурс рисунков «Чем занимались наши предки». Экскурсия в краеведческий музей, отдел «Наш край в древности». Астраханский Кремль, храмы г. Астрахани, дом – музей Ульяновых, картинная галерея им. Кустодиева, дом-музей Кустодиева. Демонстрация видеофильма, презентация.

Тема: Имена великих людей.

Петр I и его вклад в историю и развитие края. Губернаторы Астраханского края.
  1   2   3

Похожие:

Программы iconНазначение программы 3 Требования к оборудованию 3 Установка программы 4
Данное руководство содержит описание программы Omega View 2D: информацию о назначении программы, сведения об интерфейсе пользователя...
Программы iconСодержание программы. 1 Пояснительная записка: Обоснование необходимости разработки и внедрения программы воспитания в учебно-воспитательный процесс класса. 2 Актуальность и новизна программы классной работы «СемьЯ»
Преемственность и согласованность программы с воспитательной программой предыдущих лет «я россиянин»
Программы iconУчебно-тематический план 19 3 год обучения 19 Результаты освоения программы и методика их оценки 24 Условия реализации программы 30 Литература 31 Приложения 34 Информационная карта образовательной программы «Северные узоры»
Вид программы: модифицированная, созданная, на основе программы Т. Я. Шпикаловой, для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического...
Программы iconДоклад Национального исследовательского университета о ходе реализации программы развития
Реализованные в отчетном году мероприятия Программы в их взаимосвязь с достижением задач Программы
Программы iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные»
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...
Программы iconУчебной программы
Для реализации лицейской образовательной программы используются типовые учебные программы углубленного изучения отдельных предметов,...
Программы iconВопросы государственного междисциплинарного экзамена по дисциплине
Работа правильной программы. Размер программы. Системные файлы и настройки. Хранение настроек. Уважение пользователя. Заставки программы....
Программы iconПаспорт программы развития Наименование программы Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы №15 на период с 2011 по 2015 годы Основание для разработки программы
Требования общей политики государства в сфере образования. Документы, послужившие основанием для разработки программы
Программы iconПлан образовательной программы Негосударственного образовательного учреждения общего образования
Краткая аннотация программы (назначение образовательной программы, ее структура и модель)
Программы iconАктуальность программы Цели и ценности образовательной программы. Краткая справка о школе. Адресность образовательной программы
Организация социального партнерства с учреждениями и общественными организациями
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница