Рабочая программа Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «Литература»




НазваниеРабочая программа Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «Литература»
страница1/3
Дата26.02.2013
Размер0.51 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3

Согласовано

Руководитель МО

___________Чурносова И.В.

Протокол № ___ от


«____»____________2011 г.


Утверждаю

Директор МОУ «Должанская ООШ»_

________Ломакина Т.М. Приказ № _59__от


«__31_»_августа___2011 г.




Рабочая программа

Юрьевой Натальи Владимировны

II квалификационная категория

по учебному курсу «Литература»

7 класс

Базовый уровень


2011-2012 учебный год

Пояснительная записка


Данная рабочая программа по литературе разработана для обучения в 7 классе МОУ «Должанская ООШ» на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 г., Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе 2004 года и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.- 4-е изд., испр. и доп.- М: ООО « ТИД«Русское слово - РС»,2008.

Рабочая программа разработана к линии УМК и материалам авторского учебно-методического комплекса, рекомендованного Минобрнауки РФ и департаментом образования, культуры и молодежной политики Белгородской области к использованию в образовательном процессе на 2011-2012 уч. году

В состав УМК входит учебник (Литература 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-частях./Автор-составитель Г.С. Меркин - 8-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010),. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.

Программа рассчитана на 70 часов учебного времени (из расчета 2 учебных часа в неделю), в т.ч. количество часов для проведения письменных контрольных работ – 5: из них классных сочинений – 4, домашних – 1. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.


Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

. воспитание духовного развития личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены двумя катего­риями: воспитательной и образовательной.

Формирование эс­тетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и состра­дания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование уме­ний творческого углубленного чтения, читательской самостоя­тельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.


Требования к уровню подготовки учащихся


Важнейшими умениями в 5—9 классах являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан­ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение определять принадлежность произведения к од­ному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драмати­ческие тексты);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характери­стику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произве­дении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного про­изведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемо­го произведения;

—умение объяснять роль художественных особенностей
произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине­ния на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопо­ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение высказывать собственное суждение об иллю­страциях.



Календарно- тематическое планирование уроков литературы в

7 классе

на 2011-2012 учебный год


количество часов на год: 70 количество письменных контрольных

сочинений: 5

в неделю: 2 часа классных - 4, домашних – 1





п/п

Наименование раздела и

тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Фактически

Изучаемые

теоретические

понятия

Подготовка

к ГИА

I

Введение

1













1

Литературные роды (лирика, эпос, драма). Личность автора










Литературные роды




II

Устное народное творчество

6













1

Былины как эпический фольклорный жанр. Своеобразие художественного мира былин.









Эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня).




2

«Святогор и Микула Селянинович». Художественные особенности былины.










Былина. Гипербола.




3

«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Своеобразие характера и речи персонажа, конфликт.










Эпический герой.




4

Административная контрольная работа (тестирование) по теме «Повторение изученного в 6 классе»
















5

Р./р. отражение в былинах народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
















6

Русские народные песни: обрядовые, лирические,лироэпические.










Песенные жанры в фольклоре. Обрядовая поэзия. Лироэпическая песня.




III

Древнерусская литература

3













1

Древнерусская литература. Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»)










Эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).




2

Поучительный характер древнерусской литературы. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».










Символ




3

Нравственный облик человека в древнерусской литературе.
















IV

Русская литература XVIII века

8













1

М. В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия на престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Особенность поэтического языка оды.










Ода; тема и мотив.




2

Теория М.В. Ломоносова о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории.










Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение.




3

Г.Р. Державин. «Властителям и судиям». Тема поэта и власти в стихотворении.










Лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды.




4

Классицизм как литературное направление (создание первичных представлений). Д.И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе.










Литературное направление; классицизм.




5

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика.










Драма как литературный род; комедия; «говорящие» фамилии.




6

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли, язык).










Ирония, юмор, сарказм.




7

Образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
















8

Р.Р.Классное сочинение по комедии «Недоросль» Фонвизина
















V

Русская литература XIX века

30













1

А.С. Пушкин. Лицей в жизни поэта. Свободолюбивые мотивы в стихотворении «К Чаадаеву».
















2

Свободолюбивые мотивы в стихотворении А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд». Человек и природа в стихотворении «Туча»
















3

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном повествовании и в балладе Пушкина.







.

Баллада.




4

Поэма А.С. Пушкина «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме.










Поэма, отличие поэмы от баллады, антитеза




5

Р.р.Классное сочинение на тему «Петр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава».
















6

М.Ю. Лермонтов. «Родина». Образ Родины в стихотворении.










Градация. Расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения.




7

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Творческая история произведения. Проблематика и основные мотивы «Песни…»
















8

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Центральные персонажи повести и художественные приемы их создания.









Прием контраста




9

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…».










Фольклорные элементы в авторском произведении




10

Р.р. Классное сочинение-рецензия на эпизод из «Песни...»










Рецензия




11

Н.В. Гоголь в Петербурге. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека». «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое в повести.










Сатирическая повесть, «говорящие» фамилии.




12

Образ Акакия Акакиевича в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Авторское отношение к героям и событиям.
















13

И.С. Тургенев. Общая характеристика книги «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».










Портрет и характер




14

И.С. Тургенев «Певцы». Основная тема рассказа, отношение автора к героям.
















15

Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения.










Стихотворение в прозе (углубление представлений)




16

Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Доля народная – основная тема произведений поэта.
















17

Н.А. Некрасов «Русские женщины». Основная проблематика произведения.










Диалоговая речь




18

Н.А. Некрасов «Железная дорога». Основная проблематика стихотворения.
















19

М.Е .Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Знакомство с сатирической сказкой. Своеобразие сюжета; проблематика сказки.










Аллегория, гротеск, сатира.




20

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Приемы создания характера в сатирическом произведении.
















21

М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
















22

Р.р. Классное сочинение. Письменный отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.










Отзыв




23

Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». «Севастополь в декабре месяце». Основные темы рассказа.










Рассказ




24

Н.С. Лесков. Краткие сведения о биографии писателя. «Левша». Своеобразие стиля произведения.










Сказ




25

Сказ Н.С. Лескова «Левша». Особенности проблематики и центральная идея повести.
















26

Сказ Н.С. Лескова «Левша». Образный мир произведения.
















27

Обобщающий урок по произведениям Н.С. Лескова.
















28

Природа и родина в стихотворениях русских поэтов XIX-XX вв.
















29

А.П. Чехов «Хамелеон». Смысл названия рассказа. Позиция писателя.










Художественная деталь, психологический портрет




30

Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника». Идейно-художественное содержание рассказа.
















III

Русская литература XX века

18













1

М. Горький. О писателе. Повесть «Детство», ее автобиографический характер. Знакомство с героями.










Автобиографическая проза (развитие представлений)




2

Становление характера главного героя повести М. Горького «Детство»
















3

Проблематика повести М. Горького «Детство».
















4

Р.р. Домашнее сочинение-характеристика литературного героя.
















5

«Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция.










Легенда, герой-романтик, прием контраста




6

И.А. Бунин. Рассказ «Кукушка». Смысл названия. Проблематика. Основные образы.
















7

А.И. Куприн «Куст сирени»: основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.










Анекдот




8

В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Проблематика стихотворения. Приемы создания образов.










Автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры.




9

С.А. Есенин «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора.










Образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис)




10

И.С. Шмелев «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа, его проблематика. Национальный характер в изображении писателя.










Рассказчик и его роль в повествовании.




11

М.М. Пришвин «Москва-река». Тема и внутренний смысл. Родина, человек и природа в рассказе.










Подтекст, градация




12

К.Г. Паустовский «Мещерская сторона» (отдельные главы). Человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.










Пейзаж как сюжетообразующий фактор.




13

Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…». Тема стихотворения и его художественная идея.
















14

А.Т. Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Основные мотивы военной лирики А.Т.Твардовского










Композиция лирического стихотворения




15

А.Т. Твардовский «Василий Теркин» (главы из поэмы). Образ главного героя.
















16

Б.Л. Васильев «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного.










Рассказчик и его роль в повествовании




17

В.М. Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.










Способы создания характера




18

Русские поэты XX века о России.
















III

Зарубежная литература

4













1

У. Шекспир. Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы сонетов.










Сонет




2

Р.Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. «Остров сокровищ»(часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов.










Приключенческая литература




3

Р.Бернс. Краткие сведения об авторе. «Возвращение солдата». Основные мотивы стихотворения.










Баллада,

аллегория




4

А. Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. «Планета людей»(избранные главы). Основные события и позиция автора.

Обобщение изученного в VII классе

















  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «Литература» iconРабочая программа Шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная категория) по учебному курсу «История»
Рабочая программа предназначена для учащихся 7 класса и рассчитано на 40 часов (2 часа в неделю)
Рабочая программа Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «Литература» iconРабочая программа фио … квалификационная категория по учебному курсу «Английский язык»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №»
Рабочая программа Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «Литература» iconРабочая программа фио … квалификационная категория по учебному курсу «Английский язык»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №»
Рабочая программа Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «Литература» iconРабочая программа педагога бариновой Натальи Ивановны, первая квалификационная категория по учебному курсу «История»
Государственного стандарта, Примерной программы Основного общего образования по истории для 10 11 классов и на основе программы для...
Рабочая программа Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «Литература» iconРабочая программа педагога мыльниковой Ольги Эдуардовны, высшая квалификационная категория по учебному курсу «Алгебра» 7-9 класс Базовый уровень
...
Рабочая программа Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «Литература» iconРабочая программа педагога хусаиновой Анисы Фаритовны, I квалификационная категория по учебному курсу «Биология»
Мбоу «Беденьговская основная общеобразовательная школа» Тетюшского муниципального района Республики Татарстан
Рабочая программа Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «Литература» iconРабочая программа Балдиной Любови Сергеевны I квалификационная категория по учебному курсу «Английский язык»
...
Рабочая программа Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «Литература» iconРабочая программа Балдиной Любови Сергеевны I квалификационная категория по учебному курсу «Английский язык»
...
Рабочая программа Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «Литература» iconРабочая программа Устьянцева Любовь Владимировна, I квалификационная категория по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс Базовый уровень
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам...
Рабочая программа Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «Литература» iconРабочая программа Кондратьевой Светланы Ивановны высшая квалификационная категория по учебному курсу «Английский язык»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница