Тематическое планирование по общей экологии ' Класс




Скачать 393.49 Kb.
НазваниеТематическое планирование по общей экологии ' Класс
страница1/3
Дата26.02.2013
Размер393.49 Kb.
ТипТематическое планирование
  1   2   3
Учебно-тематическое планирование

по общей экологии '

Класс : 9

Учитель: Садовников Н.П.

Количество часов:

Всего: 34 часа ; в неделю 1 час.

Административных контрольных уроков 2 ч.

Промежуточный контроль проводится в виде тестов.

Планирование составлено на основе:

Региональной программы для общеобразовательных учреждений ,5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. - Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005. - 48 с. Авторы Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов

Учебник:

Чернова М.И. и др. Основы экологии: Учеб. Для 10 (11) кл. общеобразоват. Учеб. Заведений/Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; Под ред. Н.М. Черновой. -

6-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2007. - 304с: ил.

Литература для учителя:

Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: Учеб. Для10-11 кл.

проф. Шк. - М.: Просвещение, 1998. - 270 с: ил., карт.

Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов - на - Дону: Феникс, 1996.

Город-экосистема. М.:ИГРАН,1996.

Денисов В.В., Денисова И.А. Экология: 100 экзаменационных ответов,

экспресс-справочник для студентов вузов. Издание 2-е, испр. И доп. -

Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.- 288 с.

Миркин Б.М. , Наумова Л.Г. Экология России. Учебник из Федерального

комплекта для 9-11-х классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е,

перераб. И доп. - М.: Устойчивый мир, 1999. - 272 с: с ил.

Коротнян А.В. Ноосфера: духовный мир человека /Сост. Коротнян А.В. - Л.:

Лениздат, 1987. - 223 с.

Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы: Учебн.

Пособ.для вузов.СПб: Химия,1977.

Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. Пособ. Саратов: Изд-во

Саратов.ун-та, 1995.


Литература для учащихся:

Алексеев СВ. Экология: Учебн. пособие для уч-ся 10-11 кл.

общеобразовательных учреждений разных видов. Спб.: СМИО Пресс, 1997.

Алексеев СВ. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 классов

общеобразовательных учреждений разных видов, Спб: СМИО Пресс, 1998.-

352 с; ил.

Величковский Б.Т.Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье .человека и

окружающая среда: Учебн.пособие. М.: Новая школа, 1997.

Вронский В.А. Экология. Словарь-справочник. Ростов -на-Дону: Феникс;

М.:3евс,1997.

Камерилова Г.С. Экология города: урбоэкология: Учебн. Для 10-11 кл. шк.

Естеств.-науч. профиля. М.: Просвещение, 1997.

Криксунов Е.А. и др. Экология: 9 класс: Учеб. Для общеобразоват. Учеб.

Заведений / Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, А.П.Сидорин. - М.: Дрофа,1995. -

240 с: ил.

Природопользование: Проб.учеб.для 10-11 кл. профильных

шк./Н.Ф. Винокурова, Г.СКамерилова, В.В.Николина и др. М.:

Просвещение, 1995.Ратанова М.П., Сиротин В.И. Рациональное

природопользование и охрана окружающей среды: Пособ. Для учащихся. М:

Мнемозина, 1995.

Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология. Краткий справочник школьника. 9-11

кл.М: Дрофа, 1997.

ЧуйковЮ.С, Чуйкова Л.Ю.,Сигатова М.В. Основы экологических знаний:

Учебн.пособ. по экологии для 7 кл. средней школы. Астрахань, 1999.

Экология. Школьный справочник. Ярославль: Академия развития, 1998.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. /Авт.-сост. А.Е.Чижевский.

М.:Изд-во ACT, 1997.

Кроме того, в целях повышения информационной культуры учащихся

предусмотрены такие средства обучения, как демонстрация и обсуждение

презентаций учителя и учащихся.

Образовательные диски:

CD-ROM «1 С: Школа. Экология. 10-11 классы». Учебное пособие. Под
редакцией А.К.Ахлебинина , В.И.Сивоглазов Дрофа, 2004.

CD-ROM «1С: Репетитор. Биология»

CD-ROM «Экология. Учебное электронное издание. Московский Государственный институт электроники и математики, 2004.


ПРОГРАММА КУРСА

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

9 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планирование составлено на основе:

Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. -Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005. - 48 с.

Настоящий календарно-тематический план по экологии для 9 класса ориентирован на использование учебника:

Чернова М.И. и др. Основы экологии: Учеб. Для 10 (11) кл. общеобразоват. Учеб. Заведений/Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; Под ред. Н.М. Черновой. -

6-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2007. - 304с: ил.

Согласно действующему учебному плану и с учетом естественнонаучной направленности календарно-тематическое планирование предусматривает обучение экологии в объеме 1 часа в неделю.

В связи с этим реализуется региональная программа по экологии для 9 класса (всего 34часа,), составители Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов.

С учетом уровня специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), включающие в себя три уровня: воспроизведение и описание учебной информации, интеллектуальный уровень, творческий уровень.

При изучении курса учитываются различные стратегии включения старшеклассников в учебно-познавательную деятельность на уроке (пошаговая при изучении конкретной информации; диалоговая при изучении проблемных вопросов в курсе экологии; стратегия отстранения при изучении материала, требующего размышления и проявления к нему ценностно-смыслового отношения).

Основная цель курса: (основного общего образования) - формирование у учащихся представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.

Задачи курса:

- создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными
закономерностями общей экологии;

  • овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний; опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально- ценностных отношений - в форме личностных ориентации. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:

1 .Ценностно-смысловую (ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности).

  1. Общекультурную (Опыт освоения учащимися научной картины мира. Курс общая экология включает в себя основы экологии в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, считающихся фундаментальными достижениями человечества).

  2. Учебно-познавательную (самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно- следственного и структурно- функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза).

  3. Информационную (умение выделять основную и второстепенную информацию, оценивать информацию критически и адекватно поставленной цели - сжато, полно, выборочно. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, в том числе от противного. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем - текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую - из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности).

5.Коммуникативную (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений-высказывание, монолог, дискуссия, полемика; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута).

6.Социально-трудовую (овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).

7.Компетенцию личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).

Программа курса рассчитана на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Всего 34 часа, 1 час в неделю.

Промежуточный контроль проводится в виде тестов. Административных контрольных - 2 часа.

Условные обозначения:

УОНМ - урок ознакомления с новым материалом

УПЗУ - урок применения знаний и умений

КУ - комбинированный урок, К - урок контроля


ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);

- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей;
количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и
хозяина;

законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного
исключения, его значение в регулировании видового состава природных
сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и
акклиматизации видов; ,

- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);

  • о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);

  • законы биологической продуктивности (цепь питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки
энергии в биосфере);

Учащиеся должны уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

-использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;

  • объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;

  • строить графики простейших экологических зависимостей;

применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;





Наименование разделов и тем

Ко

личе

ст

во

ча

сов

Вид заня тия

Содержание тем учебного курса

Требования к уровню подготовки учащихся

Наглядные

пособия

и технические

средства

Кален дар ные сроки

При

меча

ние

ВВЕДЕНИЕ (2часа)

1

Предмет экологии. Ее разделы.

1

УОНМ

Предмет экологии как науки. Ее разделы. Экология как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни современного общества.

Знать: что изучает экология; уровни экологического познания, их своеобразие и значение; методы исследования экологии, связь экологии с другими науками.

Уметь: давать определения «экология», знать классификацию экологии как науки, формулировать задачи экологии.

Таблицы, слайды

«Методы

«Уровни развития

жизни»

Схема:

«Иерархия

природных

систем» (по

А.А.Горело

ву)







2

История развития экологии

как науки.

Значение экологического

образования в настоящее

время.

1

КУ

тест

Экология как

теоретическая основа

деятельности человека

в природе.

Роль экологии в жизни

современного

общества.

Знать: краткую историю экологии и осознавать значение экологического образования. Знать основоположников экологии. Уметь: характеризовать основные экологические проблемы.

Портреты ученых Презентации учащихся об ученых







ТЕМА№1. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (10 часов)

3 -

Потенциальные возможности размножения организмов.

1

УОНМ

Решени е

экологи ческих

Геометрическая прогрессия

размножения. Кривые потенциального роста численности видов.

Знать: понятие

«потенциальная

возможность размножения

организмов»;

о зависимости видов от

ДЕМ: схем роста

численности

видов ;

Кривые

выживаемости






  1   2   3

Похожие:

Тематическое планирование по общей экологии \Тематическое планирование по ландшафтной экологии Класс
Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост....
Тематическое планирование по общей экологии \Тематическое планирование 1 класс (62 ч) Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся 1 класс
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами...
Тематическое планирование по общей экологии \Тематическое планирование 1 класс (66 ч) Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся 1 класс
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами...
Тематическое планирование по общей экологии \Тематическое планирование по общей биологии Класс
Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М.:...
Тематическое планирование по общей экологии \Тематическое планирование для 5 класс
Программно-тематическое планирование для 5 класса. Автор: учитель истории и обществознания Серегина Г. И
Тематическое планирование по общей экологии \Тематическое планирование по изобразительному искусству Класс
Планирование составлено на основе программы «Изобразительное искусство», 1-4 класс (автор Б. М. Неменский). Москва, «Просвещение»,...
Тематическое планирование по общей экологии \Календарно-тематическое планирование по курсу «Обществознание» 11 класс
Тематическое планирование составлено на основе программы Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеева «Обществознание...
Тематическое планирование по общей экологии \Тематическое планирование по истории для 10 класс
Тематическое планирование для 10 классов составлено в соответствии с нормативными документами
Тематическое планирование по общей экологии \Тематическое планирование по литературному чтению, 1 класс
Учебно-тематическое планирование по литературному чтению, 1 класс, автор учебника В. Г. Горецкий
Тематическое планирование по общей экологии \Тематическое планирование для 8 класс
Календарно – тематическое планирование для 8 класса по биологии по линии Н. И. Сонина
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница