Давлат Исламский фактор в политическом процессе России и Таджикистана (сравнительный анализ)




Скачать 302.27 Kb.
НазваниеДавлат Исламский фактор в политическом процессе России и Таджикистана (сравнительный анализ)
страница1/3
Дата25.02.2013
Размер302.27 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3

На правах рукописи




Усмон Давлат




Исламский фактор в политическом процессе

России и Таджикистана (сравнительный анализ)


Специальность:

23.00.02 – политические институты, этнополитическая

конфликтология, национальные и политические процессы и технологии


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук


Москва – 2008



Диссертация выполнена на кафедре политологии и политического управления Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.


Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Комаровский Владимир Савельевич


Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Васильева Ольга Юрьевна

кандидат политических наук

Рожков Сергей Владимирович


Ведущая организация: Российско-Таджикский (славянский)

университет)


Защита состоится 22 апреля 2008 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 502.006.12 при Российской академии государственной службы при Президенте РФ по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, д. 84, 2-й учебный корпус, аудитория_____.


С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Российской академии государственной службы при Президенте РФ.


Автореферат разослан ____________2008 г.





Ученый секретарь


диссертационного совета А.С. Фалина


I. Общая характеристика работы


Актуальность темы исследования. Большинство государств, возникших на постсоветском пространстве, переживают сейчас сложный и неоднозначный процесс национального возрождения, стабилизации новых социально-экономических отношений, достижения консенсуса различных общественных групп. Это в полной мере относится и к Таджикистану, представляющему собой весьма фрагментированное общество с крайне слабой национальной идентификацией и пережившему недавно период кровопролитной гражданской войны. В той или иной мере это относится и к России.

Значительную роль в процессе стабилизации и интеграции обществ, достижении политического согласия играет религия. И это вполне закономерно. Различные конфессии имеют многовековой опыт общения, как с отдельной личностью, так и с обществом в целом. Религиозные лидеры хорошо чувствуют и понимают настроения и потребности масс. Но особенно важно то, что религиозные учения располагают мощным интеллектуальным, духовным, гуманистическим потенциалом. Поэтому без исследования проблем взаимодействия и взаимовлияния религии и политики едва ли возможно понимание современного мира.

Особенную активность в современных политических процессах проявляет ислам – самая «молодая» из мировых религий. Число его приверженцев из года в год растет. Ислам оказывает серьезное влияние на умы и сердца сотен миллионов людей в странах Азии и Африки, и с ним необходимо считаться как с реальной силой. Нельзя не отметить, что политическая и интеллектуальная активность мусульман нарастает в странах не только Востока, но и Запада. Исламское возрождение идет и в России.

В то же время укрепление позиций ислама вызывает непростую реакцию в мировом общественном мнении. Масштабное социологическое исследование, проведенное в 2006 г. в 15 странах мира, показало, насколько велико взаимное недоверие в отношениях между мусульманами и представителями западного мира. Большинство опрошенных отметили, что между западным и восточным – мусульманским мирами сложились крайне негативные отношения. Тревогу бьют 55% американцев и более 63% европейцев. В России отношения между мусульманами и немусульманами в целом хорошими считают 18% опрошенных, в целом плохими – 53%.1

Данные Фонда «Общественное мнение» также свидетельствуют о том, что в общественном сознании россиян присутствует настороженное отношение к исламу: 39% респондентов полагают, что ислам играет отрицательную роль в современном мире.2 На формирование такого отношения в первую очередь повлияла деятельность исламских экстремистских организаций.

Реакция общественного мнения на деятельность таких организаций понятна. Но вполне очевидно и то, что мир ислама не един. Исследователям предстоит ответить на ряд вопросов. Действительно ли ислам содержит в себе преимущественно конфликтный потенциал, вступающий в противоречие с устоями современного общества и государства? Какие проявления ислама представляют публичный интерес и могут иметь последствия, значимые для политических процессов в Республике Таджикистан и России?

Поиск ответов на эти вопросы представляется весьма своевременным, ибо даже в России с ее развитой востоковедческой традицией ислам пока не стал предметом релевантных политико-социальных исследований. Неизвестна даже точная численность мусульман в Российской Федерации, так как существующие способы оценки основываются на этнических критериях, а собственно религиозный фактор в большинстве случаев подменяется этническим.3

Исследование указанной проблемы в компаративном ключе актуально и потому, что сохраняющаяся социальная напряженность в обществе, продолжающиеся межэтнические и межконфессиальные конфликты, настроения сепаратизма и религиозного экстремизма являются прямыми угрозами национальной безопасности и для Таджикистана, и для России.1

Степень научной разработанности проблемы. Обращение к различным источникам по политологии показывает, что, анализируя взаимоотношения политики с другими общественными сферами, авторы концентрируют свои усилия, прежде всего, на рассмотрении взаимодействия политики и экономики, политики и права, политики и морали. Соотношению же религии и политики уделяется намного меньше внимания. Об общих проблемах взаимодействия и взаимосвязи религии и политики пишет небольшое число российских исследователей – М.Мчедлов, А.Нуруллаев, К.Долгов, Л.Васильев и некоторые другие.2 Они отмечают, что религия была и продолжает оставаться одной из важнейших сфер общественной жизни, оказывающей заметное влияние на формирование мировоззренческой ориентации сотен миллионов людей, а через нее - на их политическое сознание и политическое поведение. Подчеркивается, что влияние религии обнаруживается и в процессах принятия государственной властью политических решений.

Особый интерес в данной группе научных источников представляет недавно вышедшая книга политических мемуаров Мадлен Олбрайт. В книге проанализирован уникальный опыт конструктивного взаимодействия бывшего госсекретаря США с руководителями тех стран, решающее влияние на политическую жизнь которых оказывают различные религиозные верования.3

Вопросы взаимоотношений политики и ислама нашли отражение в публикациях известных российских специалистов А.Игнатенко, А.Малашенко, Г.Мирского, Л. Сюкияйнена, Р.Абдулатипова и др. В их трудах освещаются не только вероучительные аспекты ислама как религии, но и его социальные, политико-правовые, экономические и культурные основы, ренессанс ислама в постсоветской России, взаимоотношения российских мусульман с православной церковью, государством.1

Проблемы воздействия ислама на политические процессы в центрально-азиатском регионе, истоков и перспектив его радикализации обстоятельно представлены как в российской, так и в таджикской научной литературе. Здесь следует выделить работы М.Олимова и С.Олимовой, А.Князева, В. Ахмедова, М.Раджабы, И.Звягельской, Р.Абазова и других авторитетных специалистов.2

В диссертации широко использовались работы, принадлежащие представителям не только светской мысли, но и различных течений ислама. Их авторы – имам Рухула Мусави Хомейни, Саид Кутб, Сайид Абуль А`ля Маудуди и другие богословы – излагают свое представление о задачах, которые стоят перед мусульманами в политической, социальной и культурной сферах. Разноголосица в модернистских или фундаменталистских трактовках ислама и стоящих перед ним задач определяет как сложности выстраивания отношений с исламским сообществом, так и безусловное существование исламской цивилизации.3

Большим подспорьем для диссертанта стали труды крупнейших представителей западного исламоведения – Джульетто Кьеза, Жиля Кепеля, Оливье Руа, стоящих зачастую на противоположных полюсах научного поиска. Одни из указанных авторов говорят, что политический радикализм – это пройденный этап в развитии ислама, другие, наоборот, утверждают, что политический ислам продолжает набирать силу и не исчезнет, пока большая часть населения мусульманского мира живет в нищете.1

Наличие в научной литературе взаимоисключающих точек зрения как по теоретическим аспектам взаимоотношения ислама и политики, так и в оценке перспектив политического ислама свидетельствует о нерешенности в политической науке целого ряда проблем, имеющих отношение к данной проблематике. Существенный вклад в разрешение этих проблем мог бы внести сравнительный анализ роли исламского фактора в политическом процессе различных стран постсоветского пространства.

Рабочая гипотеза исследований. Диссертант исходит из того, что в России и Таджикистане ислам стал существенным фактором общественной и политической жизни. Действие этого фактора нельзя сводить к реализации экстремистских целей определенными группами последователей ислама. Он значительно шире - включает политическую деятельность умеренных исламских сил. Таджикистан стал первой и пока единственной на постсоветском пространстве страной, легализовавшей деятельность умеренной исламской оппозиции – Партия исламского возрождения Таджикистана – и привлекшей ее представителей к управлению государством. Вследствие этого Таджикистану удалось существенно продвинуться в решении ряда национальных задач. По предположению диссертанта, таджикская модель использования конструктивного потенциала ислама, интеграции на его основе разделенного общества представляет несомненный интерес и для России, поскольку ислам является неотъемлемой частью российской истории и культуры, образом жизни миллионов граждан. В исламе заложен потенциал, работающий не на экстремистов, а на демократические силы, способствующий не дестабилизации, а консолидации общества и государства.

Основная цель исследования состоит в проведении сравнительно-политологического анализа значимости и возможностей влияния исламского фактора, прежде всего, исламских организаций на политические процессы в Российской Федерации и Республике Таджикистан, определении направлений и перспектив использования конструктивного потенциала ислама в политической жизни обеих стран.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

- охарактеризовать существующую базу научного анализа взаимоотношений политики и религии;

- выявить особенности взаимоотношений политики и религии в исламе;

- проанализировать духовные и институциональные основы активизации ислама в политических процессах Таджикистана и России;

- выявить конструктивный потенциал ислама в политике постсоветских стран Центральной Азии и России;

- проанализировать имеющиеся прогнозы развития общественно-политической ситуации в Центральноазиатском регионе и России в аспекте возрождения ислама.

Объектом исследования является исламский фактор в политической жизни постсоветских центральноазиатских государств и России.

Предметом исследования является участие исламских организаций в политических процессах России и Таджикистана.

Теоретическая основа исследования представлена светскими и богословскими теориями взаимосвязи религии и политики, ислама и политики, роли ислама в новом тысячелетии – концепциями «конца политического ислама» (О. Руа), «постисламизма» (Ж. Кепель), «над культурной международной морали» (Б. Тиби), «большого исламского проекта» (А. Малашенко), «исламского государства» (Абул Али Маудуди), «ислама как срединного пути между капитализмом и коммунизмом» (М. Кутб) и др.

Методологической основой исследований являются положения: Г.В.Ф. Гегеля, который видел в религии одно из трех проявлений абсолютного духа, увеличивающее потенциал эмансипации человека и утверждал, что «религия есть интегрирующий момент глубочайших пластов умонастроения»;1 М. Вебера, считавшего влияние религиозных и этических факторов на ход мировой истории приоритетным2; Т. Парсонса, понимавшего религию как подсистему, с помощью которой поддерживается внутреннее единство и стабильность общества, осуществляются борьба с анемией, угрозой распада социальных связей, обеспечивается эволюция к более высоким системным уровням общественного развития.3

Для обеспечения адекватности используемого методологического арсенала привлекались методологические новации крупнейшего исламского богослова Юсуфа аль-Карзави, дающего современные трактовки проблем демократии, джихада, разделения мира, халифата и др.4

Методы исследований. При написании диссертации использовались философские и общенаучные методы систематизации, классификации, восхождения от абстрактного к конкретному, выявления общего, особенного и специфического. Применялся системный подход, принципы исторического и политического сравнительного анализа, а также историко-политические принципы теоретико-концептуального моделирования, заключающегося в выстраивании на основе фрагментарных положений единой концептуальной схемы исследования.

Эмпирическая база исследования представлена официальными политическими и правовыми документами государственных органов власти, политических партий и общественных движений, выступлениями политических и религиозных лидеров, государственных и общественных деятелей Таджикистана и России, статистикой, данными социологических опросов, публикациями научных изданий общего профиля и специализированных журналов – «Мусульманские лидеры: социальная роль и авторитет», (Душанбе), «Россия и мусульманский мир», (Москва) Использовалась также информация официальных сайтов, российских и таджикских политических партий и общественных организаций, аналитических служб и центров изучения общественного мнения.



Основные положения, выносимые на защиту:

1. Религия была и остается одной из важнейших составляющих духовной жизни сотен миллионов людей, живущих в самых разных странах, на всех континентах земли. В этом своем качестве религия тесно связана не только с культурой, но и с другими сферами жизни общества, включая политику. Связь религии и политики не является одинаковой для разных вероучений. Наиболее тесная и прочная связь религии и политики характерна для ислама.

2. Связь религии и политики в отдельные исторические периоды меняется как по существу, так и по форме выражения. Исламу присущи особые формы связи с политикой, примером которых является «политический ислам». Целью современного «политического ислама» выступает не только духовное самоопределение отдельных наций и этносов, но и выработка своего рода идеологии борьбы за права и свободы исламских народов в современном мире – прежде всего, в противостоянии с западным миром.

3. Вместе с тем ислам не представляет собой единого учения. В нем присутствуют различные направления, размежевание между которыми происходит по разным основаниям. С точки зрения задач настоящей диссертации, важнейшее из них – отношение к светскому государству, методам борьбы за интересы исламских народов. Исламские течения и организации, существующие на территории бывшего СССР и признающие светский характер государства, как правило, готовы к конструктивному сотрудничеству с нерелигиозными общественными организациями, институтами государства, в то время, как так называемые фундаменталисты нередко отдают явные предпочтение силовым акциям и методам.

4. В тех странах СНГ, население которых исповедует в большинстве своем ислам, участие исламских политических организаций (включая исламские партии) в процессах управления государством на современном этапе может стать позитивным фактором и способствовать консолидации нации, установлению мира и согласия в стране. Альтернативой этому может стать радикализация ислама в целом, создание исламских партий, выступающих за разрушение существующего светского государства и создание единого унитарного государства мусульман – халифата.

5. Активизация ислама в России, значительная часть граждан которой исповедуют эту религию, была закономерной. Если создание исламских партий (по типу таджикской ПИВТ) не является сегодня для России актуальной задачей, то участию исламских организаций в политическом процессе нет альтернативы. В этом плане Россия может с успехом использовать уже апробированные в Таджикистане формы и методы, укрепляя, в том числе, правовую базу взаимодействия государства и исламских организаций. Вместе с тем между Россией и Таджикистаном в плане взаимоотношений политики и религии существуют принципиальные отличия: в Таджикистане исламские организации участвуют во власти, в России – могут влиять на власть.

Основные результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна.

Обобщены и осмыслены теоретико-методологические подходы современной политической науки к изучению проблемы активизации ислама в политическом процессе России, Центральной Азии и Афганистана; введена в научный оборот недостаточно известная в российской политологии специальная литература по вопросу.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

- уточнены особенности и характер взаимосвязи политики и ислама; в современном исламе религиозные и политические сферы связаны теснее, чем в других мировых религиях; вместе с тем более тесная связь определяется не только (и не столько) самой догматикой ислама, сколько положением исламского населения в современном мире; «политический ислам», радикальные исламские идеи разрабатываются зачастую в интересах политической прагматики и обоснования конкретных политических действий;

- систематизированы взгляды идеологов ислама на его роль в политической жизни, показано разнообразие их политических позиций (от полной лояльности до жесткой оппозиции и непринятия светского характера государства, обоснования любых форм борьбы с ним); выявлены причины, по которым политический ислам выступает, главным образом, в конфронтационной, экстремистской форме; дана характеристика тех организационных форм и методов деятельности, с помощью которых он пытается реализовать свои политические цели;

- раскрыт конструктивный политический потенциал ислама; на примере деятельности Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) показано, что исламские политические организации могут стать важным инструментом консолидации общества и нейтрализации экстремистских исламских организаций;

- предложена сравнительная характеристика ислама как фактора развития политического процесса в России и Таджикистане; показано, что, несмотря на различие организационных форм включения исламских организаций в политический процесс, общий вектор их развития совпадает, а опыт Таджикистана в регулировании отношений исламских организаций с органами власти в значительной мере может быть использован в России, в частности, это касается правового регулирования деятельности исламских организаций;

- впервые в научный оборот введены ранее неизвестные документы и факты, касающиеся деятельности партий и других исламских организаций.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что его выводы и предложения могут быть использованы для дальнейшей концептуализации феномена взаимосвязи религии и политики, более четкого представления особенностей отношений между исламом и политикой, сосуществовании деструктивных и конструктивных тенденций в процессе воздействия исламского фактора на политические процессы современного мира.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в аналитико-прогностической и организационной деятельности политических партий, структур государственной власти и управления при разработке государственной политики в отношении исламских организаций.

Положения диссертации могут найти применение при чтении курсов политологии и религиоведения в высших учебных заведениях России и Таджикистана, стать основой для подготовки актуального спецкурса и учебно-методического пособия.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на кафедре политологии и политического управления РАГС при Президенте РФ.

Различные аспекты проблемы изложены и обсуждены в ходе ряда научно-практических конференций и «круглых столов» в Центре Стратегических Исследований при Президенте РТ в 2006 г.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

  1   2   3

Похожие:

Давлат Исламский фактор в политическом процессе России и Таджикистана (сравнительный анализ) iconСравнительный анализ роли сми в политическом процессе россии и США (1991-2008 гг.)
Охватывают период с 1991 по 2008 гг. Именно в этот период, после распада Советского Союза, в России происходит процесс формирования...
Давлат Исламский фактор в политическом процессе России и Таджикистана (сравнительный анализ) iconИсламский фактор и терроризм в современном мире. Политологический анализ
Работа выполнена в Центре мировой экономики и глобальных проблем Дипломатической академии мид россии
Давлат Исламский фактор в политическом процессе России и Таджикистана (сравнительный анализ) iconВ. Н. Лебедев Сравнительный анализ
Сравнительный анализ устойчивости типовых схем следящего гидропривода с параллельными штоком и золотником. – Спб.: Химиздат, 2005....
Давлат Исламский фактор в политическом процессе России и Таджикистана (сравнительный анализ) iconМедиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008)*
Федоров А. В. Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008) // Дистанционное...
Давлат Исламский фактор в политическом процессе России и Таджикистана (сравнительный анализ) iconИсследование практики корпоративного управления в России: сравнительный анализ

Давлат Исламский фактор в политическом процессе России и Таджикистана (сравнительный анализ) iconПрограмма курса сравнительный анализ постсоветских
Программа учебного курса "Сравнительный анализ постсоветских трансформационных процессов" для магистров и студентов 4-5 курса социологического...
Давлат Исламский фактор в политическом процессе России и Таджикистана (сравнительный анализ) icon1 гоу «Мурманская база авиационной охраны лесов», пос. Мурмаши, Мурманская область, РФ 2
В данной работе рассмотрена грозовая деятельность как природный фактор возникновения лесных пожаров. Проведен сравнительный анализ...
Давлат Исламский фактор в политическом процессе России и Таджикистана (сравнительный анализ) icon«Национальные банковские системы: сравнительный анализ» Кафедра
«Национальные банковские системы: сравнительный анализ» входит в перечень дисциплин по выбору вариативной части профессионального...
Давлат Исламский фактор в политическом процессе России и Таджикистана (сравнительный анализ) iconСовременные модели партийно-политических систем Казахстана и России: сравнительный анализ
Охватывают период с 1991 по 2010 гг
Давлат Исламский фактор в политическом процессе России и Таджикистана (сравнительный анализ) iconСравнительный анализ элементов интерфейса и процедур обработки данных для системы автоматизированного формирования документации
Тизации: цели её создания и решаемые задачи. Описан процесс работы внедренного в систему инструмента для подбора аналогичных комплектов....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница