Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» филологический факультет




НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» филологический факультет
страница1/5
Дата25.02.2013
Размер0.52 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

имени И. Н. Ульянова»


ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА


СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «СЛУЖБА»

В ПОВЕСТИ Г. Н. ВЛАДИМОВА «ВЕРНЫЙ РУСЛАН»


КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

СТУДЕНТА 5 КУРСА ГРУППЫ РЛ-53

ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ПЛАТОНОВОЙ ЮЛИИ НИКОЛАЕВНЫ

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

КАНДИТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК,

ДОЦЕНТ

БАКАНОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА


УЛЬЯНОВСК 2007


ПЛАН.

Введение……………………………………………………………..4

Глава I. Слово и его значения .

    1. Значение слов…………………………………………………..8

    2. Роль ключевых слов в тексте…………………………………14

    3. Символическое значение слов.

      1. Понятие символа и символической значимости……..19

      2. Образность символа……………………………………23

      3. Мотивированность символа …………………………..24

      4. Комплексность содержания символа и равноправие его значений…………………………………………………26

      5. Имманентная многозначность символа……………….29

    4. Типы символов…………………………………………………32

    5. Отношение символического к языковой реальности и место символа в языке и речи ………………………………………..36

Выводы по I главе……………………………………………………39


Глава II. Слово «служба» и его символические значения в повести Г. Н. Владимова «Верный Руслан».

2.1. Общие сведения о писателе и повести……………………………41

2.2. Статистические наблюдения………………………………………48

2.3.Семантика слова «служба»…………………………………………49

Выводы по II главе……………………………………………………...58

Заключение ………………………………………………………….59

Список литературы………………………………………………..63



Введение.

Слово как элемент языка всегда обозначает известную вещь, признак или отношение, а язык состоит из системы сложных кодов, которые вводят обозначаемую вещь в системы связей и отношений.

Каждое слово или вообще языковой элемент имеют своё значение. Сема есть такой элемент языка, который совершенно очевиден и интуитивен по своему смыслу и неразложим. Никакие семы не даются в языке изолированно, все они конкретно познаются только из сопоставления с другими сема, любая сема в каждом новом контексте получает то или иное обогащение и без этого структурного соотнесения с разными её контекстами не может быть её удовлетворительного изучения.1

Структура слова сложна. Слово имеет предметную отнесённость, т.е. оно обозначает предмет и вызывает целое «смысловое поле», слово имеет функцию определённого «значения», выделяет признаки, обобщает признаки и анализирует предмет, относит его к определённой категории и передаёт общечеловеческий опыт.2

В художественных текстах встречаются значения слов, которые несут дополнительную информацию, помогающую раскрыть тему и идею произведения. Часто эти значения выступают в роли символических.

Проблема выявления символического значения слова встречается у многих исследователей. Они рассматривают понятие символа, и как он относится к языковой реальности.

Понятие символ недостаточно чётко очерчено в лингвистической литературе. Есть многочисленные работы, посвященные ему, в других областях знания, прежде всего, в философии, семиотике, психологии, филологии, мифопоэтике и фольклористике.

Целью работы является анализ контекстуальных значений слова «служба» во всех случаях его употребления в тексте и выявление среди них символических.

Данная цель определяет решение конкретных задач:

1) систематизация основной части точек зрения относительно символа с тем, чтобы отразить свойства этого многомерного явления и выявить возможности изучения его средствами лингвистики;

2 ) изучение литературоведческой , а также биографической литературы;

3) лексический анализ языка текста повести.

Цель и задачи определили выбор методов исследования:

  1. наблюдение за языковыми фактами;

  2. описание;

  3. семантический и статистический анализ.


Работа состоит из введения, основной части, которая разделена на два параграфа, заключения и списка использованной литературы. Во введении обоснован выбор темы, определены цель, задачи и методы исследования.

Основная часть включает теоретический раздел, где систематизируются основные точки зрения относительно символа с тем, чтобы отразить свойства этого многомерного явления и выявить возможности изучения его средствами лингвистики. Вторая часть, практическая, включает статистический и семантический анализ слова «служба» в тексте повести Г. Н. Владимова «Верный Руслан».

В заключении сделаны выводы по теме исследования.

Основными источниками работы стали исследования А. Ф. Лосева «Знак, символ, миф», где автор рассматривает понятия символа и символической значимости, а также типы символов; книга Цветана Тодорова «Теории символа». Отсюда взят основной тезис о том, что символическая значимость может наслаиваться на прямое значение слова; исследования Ю. М. Лотмана «Символ в системе культур». По его определению символ связан «с идеей некоторого содержания, которое служит планом выражения для другого содержания»1.

Выявить главную идею художественного текста помогают ключевые слова. «Они семантически многомерны, отсюда их образно-символическое значение»2. Поэтому важно рассмотреть их роль в тексте, как слов, помогающих раскрыть символическое значение. Для практической части выбрано произведение Г. Н. Владимова «Верный Руслан».


Глава I. Символическое значение слов.

1.1. Значение слов.

Проблема значения слова всегда была одной из сложнейших для философии, лингвистики, психологии. Различные подходы к проблеме значения во многом пересекаются.

Под значением слова в лингвистике понимается, по определению Д. И. Шмелёва, «отображение в слове того или иного явления действительности (предмета, качества, отношения, действия, состояния, и т. д.)».

В лингвистическом энциклопедическом словаре лексическое значение слова – это «содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нём представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и т. д. Лексическое значение слова – продукт мыслительной деятельности человека, оно связано с редукцией информации человеческим сознанием, с такими видами мыслительных процессов, как сравнение, классификация, обобщение. Лексическое значение слова носит обобщённый и обобщающий характер».1

Способность слова не только замещать или представлять предметы, но и анализировать предметы, вникать глубже в свойства предметов, абстрагировать и обобщать их признаки – это то, что понимается под значением слова. Слово не только замещает вещь, но и анализирует вещь, вводит эту вещь в систему сложных связей и отношений. Отвлекающую или абстрагирующую, обобщающую и анализирующую функцию слова Л. С. Выготский назвал «категориальным значением».

Обозначая предмет, слово выделяет в нём соответствующие свойства, ставит его в нужные отношения к другим предметам, относит его к известным категориям.

«Значение» есть устойчивая система обобщений, стоящая за словом, одинаковая для всех людей, причём эта системность может иметь только разную глубину, разную обобщенность, разную широту охвата обозначаемых им предметов, но она обязательно сохраняет неизменное «ядро» - определённый набор связей.1

Лексическим значением слова является, по определению В. В. Виноградова, его «предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики денного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря этого языка».2

Лексическое значение слова имеет собственно семантические специфические свойства, например, разные способы номинации предметов, понятий, явлений, признаков по характеру соотнесения с действительностью ( прямое – непрямое, или переносное ), по степени мотивированности (непроизводное – производное), по способам и возможностям лексической сочетаемости (свободные – несвободные), по характеру выполняемых функций (номинативные – экспрессивно-синонимические).

1. По способу номинации, т.е. характеру связи значения слова с предметом объективной действительности, выделяются два типа лексических значений – прямое, или основное, и не прямое, или переносное. Прямым значение названо потому, что слово, обладающее им, прямо указывает на предмет (явление, действие, качество и т.д.), т.е. непосредственно соотнесено с понятием или отдельными его признаками. Основным (или главным) называют обычно то значение слова, которое менее всех остальных значений обусловлено свойствами его сочетаемости. Основное значение чётко и определённо обусловлено парадигматически. Прямое значение, выступающее в качестве основной, устойчивой номинации предмета в современный период языкового развития, называют также первичным.

Непрямым (или переносным) называется такое значение слова, появление которого обусловлено возникновением сравнений, ассоциаций, объединяющих один предмет с другими. Переносное значение появляется в результате переноса прямого (основного) обозначения предмета на новый предмет. Переносные значения являются частными, их называют вторичными.

2. По степени семантической мотивированности выделяют два вида значений слова: непроизводное (немотивированное, первичное) и производное (мотивированное первичным, исходным значением, являющееся вторичным). Прямые и переносные значения могут быть различными по характеру и степени мотивированности (или немотивированности).

3. По возможности лексической сочетаемости, или виду синтагматических отношений между словами, выделяются значения свободные и несвободные.

Если сочетаемость слов оказывается относительно широкой, то значения, которыми они обладают, называются свободными. Однако «свобода» лексической сочетаемости – понятие относительное, ибо она ограничена предметно-логическими отношениями слов в языке.

Слова, лексическая сочетаемость которых ограничена не только предметно-логическими отношениями, но и собственно языковыми, обладают несвободными значениями. Среди лексически несвободных выделяются две группы значений слов: фразеологически связанные и синтаксически обусловленные с разновидностью конструктивно ограниченных (или обусловленных).

Фразеологически связанным называется такое значение, которое реализуется только в условиях определённых сочетаний данного слова с узкоограниченным, устойчивым кругом лексических единиц, т.е. в так называемых фразеологических сочетаниях.

Синтаксически обусловленным называется такое переносное значение, которое появляется у слова при выполнении необычной для него функции в предложении (В. В. Виноградов называет такие значения слов «функционально-синтаксически обусловленными»). Разновидностью синтаксически обусловленных значений являются конструктивно ограниченные значения. К ним относятся такие, которые реализуются только в условиях определённой синтаксической конструкции, т.е. «в сочетаниях с другими словами, количество и состав которых могут быть ничем не ограничены».1

4. По характеру выполняемых функций могут быть выделены два вида лексических значений слова: собственно номинативные и экспрессивно синонимические.

Номинативные – такие значения слов, которые используются, прежде всего, для названий предметов, явлений, качеств, действий и т.д. В семантической структуре слов, обладающих подобным значением, как правило, не находят отражения дополнительные признаки (например, оценочные). Однако в процессе последующего употребления эти признаки могут появиться.

Экспрессивно-синонимическим называется такое значение, в котором основным является коннотативный, или эмоционально-оценочный, признак. Слова с таким значением возникали как добавочные экспрессивно-эмоциональные наименования уже существующих в языке номинаций с денотативным значением. Слова с такими значениями существуют в языке самостоятельно и отражены в словарях, однако воспринимаются в сознании носителей языка, по ассоциации с их номинативными синонимами.

Слова, обладающие экспрессивно-синонимическим значением, как правило, несвободны в своих связях с другими словами.

Кроме указанных основных типов лексических значений, многие слова в русском языке имеют семантические оттенки, которые тесно связаны с тем или иным значением, но все-таки отличаются от него.

Типология лексических значений опирается на три основных вида отношений: понятийно-предметную связь (то, что составляет основу лексической пардигматики), отношения слов друг к другу (т.е. синтагматические отношения) и степень мотивированности значения (деривационные связи).1

Выделение разных типов лексических значений помогает глубже разобраться в семантической структуре слова, т. е. понять характер системных внутрисловных связей.

Среди традиционных типологий значений слов, нет символического, так как учёные не выделяют его как самостоятельный вид, хотя существуют исследования, посвященные этому вопросу, и доказано, что слово в тексте может приобретать такое значение. Символическое значение может возникать у ключевых слов текста.


1.2. Роль ключевых слов в тексте.

Термином «ключевые слова» некоторые исследователи художественной речи называют «слова, выражающие главную идею художественного текста». Они иногда выносятся в название произведения.

«От них идут невидимые нити к портретам действующих лиц и пейзажам. Они создают внутреннее единство лексической системы произведений, становясь существенным элементом его композиционного построения…

Ключевые слова в литературных произведениях одной своей, предметно-вещной, стороной обращены к деталям быта, а другой – к социальным и нравственно-этическим проблемам. Они семантически многомерны, отсюда их образно-символическое значение»1

В некоторых произведениях ключевые слова лишь изредка проступают выпукло из-под поверхности контекста; в других наоборот, отчётливо, густо пронизывают художественную ткань, заставляют читателя искать в них особый смысл.

У каждого автора свои способы создания ключевых слов. Наполняя их образно-символическим содержанием, автор устанавливает внутренние связи между обобщенным значением и предметно-бытовым значением других слов в контексте целого. Во всём проявляется особый склад художественного мышления писателя.1

Ключевые слова увеличивают смысловую ёмкость художественного произведения, расширяют изобразительные возможности художественной (поэтической и прозаической) речи, а читателю позволяют глубже проникнуть в идейно-художественную сторону произведения.

Существует такое понятие, как «ключевые слова текущего момента». Ключевые слова текущего момента – слова и обороты, актуальные именно для данного момента, текущего, сравнительно короткого исторического периода развития общества. К приметам ключевых слов текущего момента относятся: 1) резкое возрастание частотности употребления, 2) тяготение к позиции заголовка, 3) расширение формо- и словообразовательных возможностей, 4) расширение сочетаемости слова, 5) формирование новых синонимических и антонимических связей (пардигматика), 6) использование слова в качестве имени собственного (онимичность употребления) склонность включаться в высказывания типа дефиниций, 8) тенденция быть объектом вкусовых оценок и языковой игры.2

А. В. Пузырёв даёт такое определение ключевого слова: ключевое слово (элемент) – это объективно выделенный семантико-композиционный центр текста. Выделяясь из разнообразнейших средств художественной системы, ключевой элемент аккумулирует основной смысл произведения, он служит для выражения глубинной подтекстовой информации, выражая концептуальный смысл произведения.1

Использование ключевого элемента часто выступает как особый композиционный приём, суть которого может быть выражена формулой кольца: КЭ1 Рт КЭn , где КЭ1 – первое употребление ключевого элемента, Рт – развитие темы, КЭn – последнее употребление ключевого элемента, обогащенного – в результате развития темы – новым смыслом.2

В приёме композиции кольца важное значение приобретает принцип повтора. Существуют два вида повтора: ключевой и механический. Разница между ними состоит в их специфике. Механический повтор не меняет в процессе развития текста смысла слова, его понятийного содержания, и слово не приобретает в ходе текста никаких дополнительных сем. Следовательно, у него полностью отсутствует семантико-стилистическая вариативность – главнейшая характеристика, позволяющая считать его ключевым. Его первое употребление абсолютно тождественно его последнему употреблению. Ключевой же повтор непременно связан с приращиванием смысла к значению слова, и его финальное употребление значительно богаче по смыслу и коннотациям, чем начальное употребление. Данный вид повтора обогащается дополнительными семами, а также в коннотативном плане.

Исходным параметром при выделении ключевого элемента текста является понятие семантико-стилистической вариативности. С семантической точки зрения, ключевой элемент текста представляет собой единицу, семантически не равную самой себе в начале и в конце порождения (восприятия) текста: целью текста подчас и является изменение семантического объёма ключевого слова (элемента). Семантическая вариативность вытекает из процессуальности текста и проявляется в обогащении семантики ключевого слова (элемента) различными коннотациями.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно дать чёткое определение ключевого элемента текста: ключевой элемент – единица, семантически и стилистически не равная самой себе в начале и в конце порождения (восприятия) текста, единица, являющаяся семантико-композиционным центром художественного текста. Ключевые слова оказывают влияние на первоначальную читательскую проекцию текста, видоизменяя её при взаимодействии увязываемого со словом индивидуального знания и того отрезка выводного знания, который затрагивается непосредственно воспринимаемым контекстом. По мнению В. А. Балдовой, ключевые слова выступают в роли «смысловых вех», замещающих целые смысловые комплексы, посредством которых актуализируются фрагменты специальных знаний, необходимые для осмысления контекста, т. е. ключевые слова являются точками контакта воспринимаемого текста с имеющейся у индивида системой знаний.1

  1   2   3   4   5

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» филологический факультет iconДокументация об аукционе
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ульяновский государственный педагогический университет...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» филологический факультет iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению "040400 социальная работа" степень «магистр»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» филологический факультет iconФормирование компетентности будущего учителя иностранного языка в сфере межкультурного взаимодействия
Работа выполнена на кафедре педагогики в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ульяновский...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» филологический факультет iconГнездовая фауна и население птиц центральной части приволжской возвышенности
Работа выполнена на кафедре зоологии в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» филологический факультет iconФгбоу «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» информационное письмо
Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова «Молодежь в науке XXI века. Контекст: Становление...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» филологический факультет icon«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» филологический факультет iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова» Филологический факультет
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» филологический факультет iconУльяновский государственный технический университет
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» филологический факультет iconПравила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионнального образования «томский государственный педагогический университет»
Настоящие «Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (далее гоу впо) «Томский...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» филологический факультет iconУльяновский государственный технический университет цикл “Прикладная лингвистика”
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница