Межличностные конфликты в педагогическом процессе конфликт «ученик — ученик» • Конфликт «ученик — учитель» • Конфликт «педагог — педагог» • Конструктивное разрешение кон­фликтов в педагогическом процессе • Межличностные конфликты в высшей школе




Скачать 36.02 Kb.
НазваниеМежличностные конфликты в педагогическом процессе конфликт «ученик — ученик» • Конфликт «ученик — учитель» • Конфликт «педагог — педагог» • Конструктивное разрешение кон­фликтов в педагогическом процессе • Межличностные конфликты в высшей школе
Дата25.02.2013
Размер36.02 Kb.
ТипРешение
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Конфликт «ученик — ученик» • Конфликт «ученик — учитель» • Конфликт «педагог — педагог» • Конструктивное разрешение кон­фликтов в педагогическом процессе • Межличностные конфликты в высшей школе

Конфликт «ученик — ученик»

В педагогической практике основными видами межличност­ных конфликтов являются конфликты:

  • ученик — ученик;

  • ученик — учитель;

  • учитель — учитель.

Большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конф­ликты могут возникать между устоявшимся лидером и набира­ющим авторитет лидера членом микрогруппы. Конфликтные ситуации могут возникать при взаимодействии лидеров микро­групп, каждый из которых может претендовать на признание его авторитета всем классом. Лидеры могут втягивать в конф­ликты своих сторонников, расширяя масштабы межличностно­го конфликта. Конфликтные ситуации между учениками уст­раняются руководителем класса, который должен найти каждому лидеру свою специфическую сферу лидирования, иногда вместе с родителями.

Случайные межличностные конфликты встречаются между девочками и мальчиками из-за демонстрации личного превос­ходства, цинизма, отсутствия сочувствия к другим, а также между отдельными учениками младших классов.

Конфликт «ученик — учитель»

Межличностные конфликты между учениками и учителями возникают в старших классах. В младших классах учитель для ученика — такой же непререкаемый авторитет, как и родите­ли, поэтому межличностных конфликтов не возникает. В подро­стковом возрасте происходит изменение личности, отстаивается позиция «Я — взрослый», которая способствует созданию конф­ликтных ситуаций с преподавателем.

В старших классах школьники стремятся к автономии, от­крыто отстаивают право быть самим собой, самостоятельно ре­шают вопросы, касающиеся лично его, имеют собственные при­вязанности, а также собственные взгляды на происходящее во­круг него. В этом возрасте реакция на нетактичные замечания становится гораздо острее и может приводить к конфликтам в любой форме.

Конфликты между учителем и учениками могут возникать из-за несправедливых оценок. В таких случаях в конфликт мо­жет втянуться весь класс, выступая на стороне ученика. Некото­рые учителя придерживаются двух противоположных стратегий в оценке знаний учеников. Одна выражается в заниженных тре­бованиях для установления благоприятных отношений с учени­ками, другая — в завышенных требованиях с целью подготовки учеников для поступления в институт. Обе стратегии потенци­ально конфликтны. Завышенные оценки отучают хороших уче­ников от активной учебы, заниженные оценки воспринимаются классом как произвол учителя. Необходима справедливая оцен­ка знаний учеников.

Конфликт «педагог — педагог»

Конфликтные ситуации в среде педагогов возникают не толь­ко из-за своеобразия темперамента и характера, но и в случаях невысокого уровня развития личности. Выделяют несколько ва­риантов поведения в среде преподавателей:


  1. соперничество учителя, только достигающего высокого уров­ня профессиональной деятельности, с ранее признанными авторитетами. Он может распространять негативную информа­цию о признанных авторитетах, которые давно и успешно рабо­тают с учениками. Начинается нездоровое соперничество, чре­ватое межличностными конфликтами;

  2. поведение, подчеркивающее степень превосходства опыт­ных преподавателей над молодыми, когда они позволяют себе снисходительно поучать их, выражать недовольство их метода­ми, навязывать в виде образца свою методику;

  3. создание некоторыми преподавателями благоприятного

  4. впечатления о себе не продуктивной деятельностью, а имитацией ее, участием в различных общественных мероприятиях, саморекламой и т. п.

Конструктивное разрешение конфликтов в педагогическом процессе

Конфликты в педагогическом процессе неизбежны. Профес­сия педагога признана в числе самых тяжелых, по своей психо­физиологической напряженности она стоит на уровне летчиков-испытателей и альпинистов. Поэтому одной из проблем в пе­дагогике является вопрос конструктивного разрешения конф­ликтов.

Учитель, который не избегает конфликтов, а стремится их разрешить, приобретает неоценимый личный опыт управления ими. К нему приходит понимание мотивов поведения учеников, постепенно вырабатываются навыки прогнозирования и управле­ния ими. Понимание этих проблем дает реальную возможность преподавателю направлять энергию межличностных конфлик­тов на совершенствование процесса образования н воспитания школьников.

Педагогика имеет на вооружении ряд алгоритмов поведения, необходимых для успешной работы учителя:

  • в школе должно быть только рабочее настроение, отрица­тельные эмоции, связанные с личными проблемами, оста­ются за порогом школы;

  • не избегать конфликтов, направлять процесс их разреше­ния в конструктивное русло, не затягивать их разреше­ния;

  • одинаковое, справедливое отношение ко всем ученикам;

  • вся деятельность учителя сосредоточивается на процессе обучения и воспитания;

  • не унижать учеников, а поднимать их до своего уровня;

  • учить школьников умению учиться;

  • в отношениях с коллегами демонстрировать только ассертивную форму поведения.

Похожие:

Межличностные конфликты в педагогическом процессе конфликт «ученик — ученик» • Конфликт «ученик — учитель» • Конфликт «педагог — педагог» • Конструктивное разрешение кон­фликтов в педагогическом процессе • Межличностные конфликты в высшей школе iconЦентр повышения квалификации и переподготовки кадров менеджмент «конфликты в процессе управления» Выполнил ст-т 4-зв ванетик Е. И. 25. 09. 02
В организации конфликт, в том числе и возникающий в процессе управления, всегда выливается в определённое поведение
Межличностные конфликты в педагогическом процессе конфликт «ученик — ученик» • Конфликт «ученик — учитель» • Конфликт «педагог — педагог» • Конструктивное разрешение кон­фликтов в педагогическом процессе • Межличностные конфликты в высшей школе iconБилет №21 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Под психологической несовместимостью понимается неудачное сочетание темпера­ментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие...
Межличностные конфликты в педагогическом процессе конфликт «ученик — ученик» • Конфликт «ученик — учитель» • Конфликт «педагог — педагог» • Конструктивное разрешение кон­фликтов в педагогическом процессе • Межличностные конфликты в высшей школе iconПедагог-психолог
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Конфликт – это «ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости...
Межличностные конфликты в педагогическом процессе конфликт «ученик — ученик» • Конфликт «ученик — учитель» • Конфликт «педагог — педагог» • Конструктивное разрешение кон­фликтов в педагогическом процессе • Межличностные конфликты в высшей школе iconКурсовая работа по дисциплине: «Управление персоналом» на тему: «Конфликты в трудовых коллективах»
Конфликт сам по себе не есть проблема, проблема в том, что нам делать с нашими различиями. Лучший способ предупредить конфликт не...
Межличностные конфликты в педагогическом процессе конфликт «ученик — ученик» • Конфликт «ученик — учитель» • Конфликт «педагог — педагог» • Конструктивное разрешение кон­фликтов в педагогическом процессе • Межличностные конфликты в высшей школе iconСоциальный конфликт
Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь общества. Все это обуславливает...
Межличностные конфликты в педагогическом процессе конфликт «ученик — ученик» • Конфликт «ученик — учитель» • Конфликт «педагог — педагог» • Конструктивное разрешение кон­фликтов в педагогическом процессе • Межличностные конфликты в высшей школе iconРеферат Тема: Пути предупреждения и разрешения конфликтов на ранних стадиях его развития. Приемы выхода из конфликтных ситуаций, возникающих в процессе деятельности специалиста
Конфликт часть нашей жизни, необходимый результат несходства потребностей, целей и устремлений индивидов и обществ. Конфликт часть...
Межличностные конфликты в педагогическом процессе конфликт «ученик — ученик» • Конфликт «ученик — учитель» • Конфликт «педагог — педагог» • Конструктивное разрешение кон­фликтов в педагогическом процессе • Межличностные конфликты в высшей школе icon«Конфликт это хорошо или плохо?»
Поделитесь впечатлениями о том, изменилось ли что-то в ваших взглядах на конфликт? (групповая работа)
Межличностные конфликты в педагогическом процессе конфликт «ученик — ученик» • Конфликт «ученик — учитель» • Конфликт «педагог — педагог» • Конструктивное разрешение кон­фликтов в педагогическом процессе • Межличностные конфликты в высшей школе iconДоклад на тему «Разрешение конфликтных ситуаций»
В результате сложилось мнение, что конфликт всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей,...
Межличностные конфликты в педагогическом процессе конфликт «ученик — ученик» • Конфликт «ученик — учитель» • Конфликт «педагог — педагог» • Конструктивное разрешение кон­фликтов в педагогическом процессе • Межличностные конфликты в высшей школе iconОтчет о социально-педагогической работе
Моу «вош №1» 1 ученик, Никифоров Александр ученик 9 класса, состоящий на опдн, вшу
Межличностные конфликты в педагогическом процессе конфликт «ученик — ученик» • Конфликт «ученик — учитель» • Конфликт «педагог — педагог» • Конструктивное разрешение кон­фликтов в педагогическом процессе • Межличностные конфликты в высшей школе iconЗайцев А. К. Социальный конфликт. – М.: Academia, 2000. – 464 с. Содержание введение 5
Вторая. Рынок и социальный конфликт в России 68 Глава третья. Типология социальных конфликтов 95
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница