Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной




Скачать 175.98 Kb.
НазваниеРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной
Дата25.02.2013
Размер175.98 Kb.
ТипРабочая программа

Пояснительная записка



Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой. (М., Просвещение, 2009год)

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) и предназначена для обучающихся 3 классов (общеобразовательного класса четырёхлетней начальной школы).


Рабочая программа составлена в соответствии с Обязательным минимумом содержания начального (четырёхлетнего) общего образования.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Общая характеристика учебного предмета (согласно Примерной программе начального общего образования)

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы уроков формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.


ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Основные содержательные линии

В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения:

  • «Мир изобразительных (пластических) искусств»;

  • «Художественный язык изобразительного искусства»; «

  • Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

Цели обучения

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи, реализуемые в 3 классе:

  1. Познакомить с таким видом пластических искусств как архитектура, закрепить знания о таких видах изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.

  2. Познакомить с произведениями анималистического жанра. продолжать знакомить с произведениями, выполненными в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта.

  3. Познакомить с такими народными промыслами как Жостово, Павловский посад.

  4. Познакомить с понятиями «свет и тень» в произведениях живописи и графики.

  5. Познакомить с одним из выдающихся музеев России (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) и некоторыми картинами и скульптурами зарубежных художников, представленных в музее.

  6. Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

Приемы, методы и формы работы:


  1. Сообщения, тематические презентации

  2. Индивидуальная, парная, групповая работа

  3. Рисование с натуры, по представлению.

  4. Лепка, аппликация.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


В результате изучения изобразительного искусства в 3 классе ученик должен

знать/понимать

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

  • известные центры народных художественных ремесел России (Полохов-Майдан, Гжель, Хохлома, Каргополь, Жостово);

  • ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. Пушкина);

уметь

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);

  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

КОНТРОЛЬ за уровнем обучения учащихся 3 класса

Осуществляется по трём направлениям:

1. Учитываются умения овладения художественно – творческим опытом в рисовании с

натуры, по памяти и представлению.

2. Освоение приёмов создания художественных образов с использованием средств

художественной выразительности.

3. Накопление творческого опыта по освоению образного языка народного искусства.


Основное содержание

(35 час)

Наименование раздела

3 кл

1. Мир изобразительных (пластических искусств)

10

2. Художественный язык изобразительного искусства

10

3. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

15

Всего часов:

35



3 класс (35 часов)

Мир изобразительных (пластических) искусств

(10 часов)

Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.

Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений Леонардо да Винчи); пейзаж (на примере произведений И.А. Шишкина, Айвазовского); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений А.А.Дейнеки, и др.).

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Русским музеем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Художественный язык изобразительного искусства

(10 часов)

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.


Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

(15 часов)

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Овладение разными техниками бумажной мозаики. Изготовление атрибутов новогоднего праздника (маска и т.д.).

Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, посудную, текстильную фабрику или комбинат, в краеведческий музей, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).


Тематический план




Тема урока

Практическая работа

Дата (план)

Скорректи

рованная дата

1.

Чужие цветы краснее, а свои милее.

Рисование с натуры осенних цветов (акварель, гуашь)







2.

В Жостовском подносе все цветы России.

Знакомство с искусством Жостова.

Повтор узоров Жостова (гуашь)

Рисование веточки с листьями и цветок лилии







3.

В Жостовском подносе все цветы России

Композиция в декоративной росписи. Круг, овал.

Роспись подноса (гуашь)







4.

Каждый художник урожай своей земли хвалит.

Передача формы предметов с помощью цвета в живописи.

Рисование с натуры натюрморта (гуашь, акварель, цветные мелки)







5.

Лети, лети бумажный змей.

Связь формы и орнамента в декоративно-прикладном искусстве.

Эскиз украшения воздушного змея (материалы по выбору)







6.

Живописные просторы Родины.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, орнамента, материала.

Пейзаж (акварель, гуашь, фломастеры)







7.

Изображение по воображению пейзажа. Пространство и цвет в живописном пейзаже. Творчество И.И.Шишкина.

Композиция «Родные просторы» (акварель, гуашь)







8.

Особенности изображения гжельского пейзажа. (гжельская майолика)

Украшение тарелочки (акварель)







9.

Что ни город, то норов. Деревянное зодчество России. Рисование узоров речного узорочья.

Повтор узоров резьбы по дереву (карандаш, тушь, перо)







10

То ли терем, то ли царев дворец. Использование в коллективной деятельности различных художественных техник и материалов.

Изображение терема для сказочных героев (материалы по выбору)







11

Каждая птица своим пером красуется.

Рисование по памяти птиц в разных поворотах. Форма и фактура в графике.

Наброски птиц (карандаши)







12

Основы изобразительного языка живописи. Свет и тень.

Натюрморт из предметов крестьянского быта (акварель)







13

Русская зима. Пейзаж в графике. Передача образа заиндевелых растений.

Зимний пейзаж (перо, тушь, белая гуашь)







14

Орнамент в украшении народной одежды. Связь декора с формой.

Эскиз украшения из бисера (материалы по выбору)







15

Передача настроения в творческой работе с помощью композиции.

Карнавальное шествие (материалы по выбору)







16

Зима за морозы, а мы за праздники. Образ зимы в карнавальной маске. Связь образа и декора.

Эскиз карнавальной маски (материалы по выбору)







17

В каждом посаде в своём наряде. Узоры-обереги в народном костюме. Символика цвета.

Орнаментальная полоса (фломастеры, карандаши)







18

Жизнь костюма в театре. Взаимосвязь изобразительного искусства с театром.

Эскиз театрального костюма (пастель, мелки, фломастеры)







19

Герои сказки глазами художника.

Сюжетное рисование на заданную тему (акварель, гуашь)







20

Основы изобразительного языка. Декоративная композиция.

Старинный русский город-крепость (материалы по выбору)







21

«Город чудный, город славный».Отражение патриотической темы в произведениях художников. Защитники земли Русской. Творчество А.Дейнеки.

Сюжетна – декоративная композиция на заданную тему (материалы по выбору)







22

Жанры изобразительного искусства. Портрет. Творчество Рафаэля и Леонардо да Винчи.

Женский портрет (материалы по выбору)







23

Сюжетная композиция «Широкая масленица».

Декоративная композиция (обрывная аппликация)







24

Знакомство с промыслами по изготовлению деревянной игрушки.

Зарисовки народных деревянных игрушек (материалы по выбору)







25

Взаимосвязь изобразительного искусства и кино.

Иллюстрация сказки (бумажная аппликация)







26

Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой.

Иллюстрация сказки (бумажная аппликация)







27

Водные просторы России Изображение по памяти морского пейзажа. Творчество Айвазовского.

Морской пейзаж (акварель, карандаш, фломастер)







28

Знакомство с искусством русской набойки.

Повтор узоров (акварель, гуашь, фломастер)







29

Знакомство с искусством павлово-посадских платков.

Импровизация на тему платков (гуашь, аппликация)







30

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла. «Салют Победы».

Декоративная композиция на заданную тему (акварель, фломастеры)







31

Символическое изображение. Гербы городов России.

Герб родного города (гуашь, фломастер)







32

Рисование с натуры натюрморта. Цвет и свет.

Натюрморт с букетом сирени (акварель, гуашь, мелки)







33

Зооморфные орнаменты в искусстве народов мира.

Импровизация по мотивам образов-символов (тушь, фломастер)







34

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры мира. Музей изобразительных искусств им. Пушкина.

Импровизация по мотивам образов- символов (тушь, фломастер)







35

Восприятие, эмоциональная оценка произведений русского искусства

Экскурсия в музей или виртуальная экскурсия









Перечень учебно – методического обеспечения


- мультимедийные пособия

  • Электронные плакаты для начальной школы (изобразительное искусство)

  • Презентации учителя и учащихся



образовательные Интернет-ресурсы

Страна мастеров http://stranamasterov.ru/node/2168

Копилка детских ресурсов – «Всё лучшее – детям»

Детский портал «Солнышко».


Согласовано.

Заместитель директора по НМР

_____________

Наумова Л.В.

«____»__________2010 года


Согласовано.

Протокол № 1

от «___»_________2010 года

Руководитель УВЦ

учителей начальных классов


_____________________

Щербакова Л.Г.






Похожие:

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной  iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству 5 8 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8-х классов составлена на основе Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной  iconРабочая программа по изобразительному искусству
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной программы по изобразительному...
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной  iconПрограмма по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство. 1-4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной  iconРабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,
Также сделаны изменения формулировок тем уроков (с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение государственного образовательного...
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной  iconГ. Железногорск Красноярского края «утверждаю»
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по изобразительному искусству, составленной на основе федерального компонента...
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной  iconРабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта профильного общего образования.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента...
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной  iconРабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству начального общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство» под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.
«Изобразительное искусство» под редакцией доктора педагогических наук, профессора В. С. Кузина, утверждённой Министерством образования...
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной  iconРабочая программа по история Средних веков (6 класс) по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории,
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной...
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной  iconПримерная программа основного общего образования по изобразительному искусству пояснительная записка
Примерные программы по изобразительному искусству для V-VII и VIII-IX классов составлены на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной  iconПримерная программа основного общего образования по изобразительному искусству пояснительная записка
Примерные программы по изобразительному искусству для V-VII и VIII-IX классов составлены на основе федерального компонента государственного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница