Учебно-методический комплекс дисциплины Философия Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция»




НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины Философия Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция»
страница1/14
Дата24.02.2013
Размер1.63 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовская государственная юридическая академия»

(Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «СГЮА»)


«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по учебной работе

Астраханского филиала

ФГБОУ ВПО «СГЮА»

_________ О.В. Еременко

«31» августа 2012 г.


Учебно-методический комплекс

дисциплины

Философия

Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

Квалификация (степень) «бакалавр»


Одобрен Учебно-методическим советом

«31» августа 20 12 г. протокол № 1


Обсужден кафедрой общих гуманитарных

и социально-экономических дисциплин

«27» августа 20 12 г. протокол № 1


Зав. кафедрой доцент, к.п.н. К.Р. Агаронян

Составитель доцент, к.философ.н. Л.Н. Белявская


Астрахань - 2012

СОДЕРЖАНИЕ


I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................3

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................... 3

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ...................................................................................... 6

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА....................................................... 20

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА............................................................................ 22


II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ...........................................................24

ВВЕДЕНИЕ…………………… ......................................................................................... 24

СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………...…27

ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ……………………………………......29

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ................................................................................30

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……………............................................................... 34

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………... 34

ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ ............................................................................................................ .34

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ............................................................................ 40

ПЛАНЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ....................................................................53

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ............................................................................................... 56

КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ …………………………………………………………...57


III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ .............................................60

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ...... ...........60

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ...........69

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ..........................................................70

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ................................................ 71

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ .................................................................................................... 73


IV. ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ...........103

ВВЕДЕНИЕ. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА .................................................................103

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ...............................................................................................104


IV. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ.......................... 106

ГЛОССАРИЙ .................................................................................................................... 107

Философия: учебно-методический комплекс/Сост.; доцент к.п.н. Л.Н. Белявская// afsgap [сайт], – Астрахань: Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия».– 2012. – 128 c.


I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Философия в России становится все более самостоятельной дисциплиной, освобождается от идеологической заданности и конъюктных соображений, от абсолютных истин и сугубо категорических суждений. Нет больше официальной общепринятой философии (диалектический и исторический материализм), нет единого критерия оценки, а есть философский плюрализм. Философия выступает важным средством воспитания и развития человека (темы всемирных философских конгрессов: ХVIII (1988 г.) — «Философское понимание человека»; ХIХ (1993 г.) - «Человечество па переломном этапе: философские перспективы»; ХХ (1998 г.) — «Философия в воспитании человечества»; ХХI (2003 г.) - «Философия лицом к мировым проблемам»).

В современных условиях становится совершенно очевидным, что без активизации духовно-интеллектуальных ресурсов, без привлечения людей к многообразным видам социального творчества, нельзя совершенствовать общественные отношения, строить новую жизнь. В связи с этим, формирование философской культуры мышления будущего специалиста остается на переднем плане. Понять, осмыслить реальную жизнь, вовсе не значит примириться и во всем соглашаться е нею. Напротив, философия предполагает критическое, активно- творческое отношение к жизни, умение реализовать идеи, теории.

Недавняя практика преподавания философии в российских вузах, не является адекватной современным потребностям подготовки специалистов, с учетом их специализации и участия в демократической жизни общества. В прежней вузовской программе по философии, мало уделялось внимания проблеме жизни человека, смыслу человеческого бытия, отсутствовал этико-аксиологический аспект, приоритет был отдан сциентистской направленности, идеологическим концепциям.

Предлагаемая программа по философии представляет мировоззренческо-духовную ориентацию в адаптации современного человека к постоянно-изменяющимся условиям жизни. При этом сам метод, способ освоения философских знании и применение их в социальной прикладной практике должен быть изменен. Сложившаяся в предыдущие годы система образования, преподавания, была основана на так называемой «объектной» методике, ориентированной на запоминание, пассивное освоение знаний. Основная цель и задача предлагаемой программы по курсу «философия» сводится к развитию творческих способностей студента как личности и максимальной реализации философских знаний в профессиональной и гражданской деятельности.

Цель дисциплины – формирование системы теоретических знаний в области философии. В результате обучения студент знакомится с основами философии – одной из центральных областей гуманитарного знания. Курс должен способствовать формированию у студентов представления об основных философских проблемах, умению самостоятельно мыслить над общечеловеческими проблемами. Основная цель курса – помощь в формировании целостной картины мира, основанной на философии.

Цели и задачи преподавания дисциплины:

Иметь представление о научных философских картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формирования личности.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студенты в процессе изучение данной дисциплины должны:

Знать: - основные этапы развития мировой философской мысли, важнейших философских школ и учений выдающихся философов;
- научные, философские и религиозные картины мироздания, их фундаментальные понятия и принципы;
- философские и религиозно-этические концепции человека, его назначение и смысл жизни;
- взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе;
- сущность сознания, его взаимоотношения с бессознательным, роль сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;
- условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры;
- природу эстетических ценностей, их роль в развитии культуры, в творчестве и повседневной жизни;
- историчность человеческого бытия, многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантность исторического процесса, аксиологическое измерение истории;
- роль культуры в человеческой жизнедеятельности, способы приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисные ценности культуры, специфику культуры в традиционном и современном обществах.

Уметь обосновывать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, а также применять полученные знания при решении профессиональных задач;
- работать с классическими философскими текстами, охватывающими различные мыслительные эпохи и традиции;
- ориентироваться в основных отраслях философского знания (метафизике, теории познания, логике, социальной философии).

Владеть методом логико-диалектического осмысления вещей, явлений природы, а также процессов, происходящих в обществе и человеческой жизнедеятельности.

Студенты должны обладать следующими компетенциями:

знать: предмет философии, основные философские принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи; мировоззренческие и методологические основы юридического мышления; роль философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности;

уметь: ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания и перспективах развития планетарного социума;

понимать характерные особенности современного этапа развития философии;

применять философские принципы и законы, формы и методы познания в юридической деятельности;

владеть: навыками философского анализа различных типов мировоззрения, использования различных философских методов для анализа тенденций развития современного общества, философско-правового анализа;


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Философия: сущность и предназначение

Человек в отличие от животных не рождается одномоментно. Он им становится на протяжении всей жизни. Стать человеком – значит подчинить свою жизнедеятельность осмысленности, постоянно подвергая ее критическому самоанализу. Сократ (469-369 до н.э.) перед казнью сказал: «Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы ее проживать». Поэтому роль философии состоит прежде всего в том, чтобы помогать человеку в целостном самоопределении смысла своей жизни. Античные греки осмысленную жизнь называли мудростью, постижению которой и способствовала их философия. Она ими понималась как рациональный поиск знания о смысле бытия людей в природе и обществе. Средневековые мыслители обогатили философию логикой познания. В Новое время, ознаменовавшееся расцветом науки, философские учения стали играть роль методологии в познании. Немецкие философы-классики XVIII-XIX вв. внесли в методологию познания - диалектику. А в XIX-ХХ вв. были предложены как рациональные, так и иррациональные принципы познания мира природы, общества и человека.

В связи с этим предстоит постигнуть следующие философские проблемы: Миф, религия, жизненная и философская мудрость. Философия: ее предмет, функции, метод, ключевые идеи и актуальные проблемы. Мировоззрение и мироощущение. Культурно-исторический характер различных типов мировоззрений. Особенности философского мировоззрения. Проблема смысла и ценности человеческой жизнедеятельности – стержень философского мировоззрения. Философский (критичный) способ мышления. Возникновение и специфика философской рациональности. Основные исторические типы философии. Философское самоопределение человеческого разума. Роль и значение философии в культурном развитии и совершенствовании духовного мира человека и человечества. Философия как знание, мудрость и стиль жизни. Многообразие философских взглядов. Философия как духовная квинтэссенция культуры. Становление и развитие философской культуры специалистов. Философская культура людей и ее статус в конкретно-историческом обществе. Философия философии.

Тема 2. Значение философии в жизни человечества

У человечества никогда не было, и нет более многосторонней области знания, чем философия. Это онтология и гносеология, диалектика и метафизика, логика и аксиология, этика и эстетика. По-разному понимая и оценивая естественный мир, философы свободно и критично осмысливают и переосмысливают все знания о нем и свои умения его радикального преобразования. Аристотель (384-322 до н.э.) считал, что «нет ничего лучше философии». Именно она, целенаправленно осмысливая и критично оценивая научно-творческое познание человеком мира, общества и человека, и, привнося в его сознание нравственные ценности и высокие идеалы жизни и деятельности, позволяет специалистам, всем людям лучше сориентироваться в природе и обществе. Философия учит человека жить по уму, совести, чести и достоинству. Древнеримский философ Сенека (ок. 04 до н.э - 45 н.э.) замечал: «Философия – не лицедейство, годное на показ толпе, философом надо быть не на словах, а на деле».

В связи с этим предстоит постигнуть следующие философские проблемы: Вечный философский поиск ответов на ключевые проблемы человеческого бытия. Философское раздумье о характере взаимоотношения человека с миром, с другими людьми, с самим собой. Причины становления различных духовных форм культуры в их истории саморазвития: уникальное своеобразие древних индийской, китайской, греческой, римской и других философских традиций. Историко-культурный анализ предпосылок возникновения философской культуры. Становление и развитие человека в ее недрах как процесс духовного (волевого, интеллектуального и нравственного) расцвета. Философия укрепления умственного здоровья людей. Нравственные основания гуманной философии. Философские направления мысли, определяющие тенденции научного поиска истины и характеризующие смысл художественного и творческого воображения людей. Философия и перспективы интеллектуального и нравственного развития сознания специалистов как средства гармоничного самосовершенствования человека будущей эпохи.


Часть I. История философии: мыслители и школы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины Философия Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс дисциплины социология направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция»
Рабочая программа дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс дисциплины безопасность жизнедеятельности направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция»
Учебная программа дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направление подготовки 030900 «Юриспруденция»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconРабочая программа учебной дисциплины история политических и правовых учений Уровень основной образовательной программы бакалавриат Направление(я) подготовки (специальность) 030900. 62 «Юриспруденция»
Фгос впо по направлению подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденный приказом Министерством...
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconАннотации рабочих программ дисциплин по направлению подготовки 030900. 68 Юриспруденция, профиль – конституционное право; муниципальное право философия права
Дисциплина «Философия права» относится к базовой части общенаучного цикла ооп магистратуры по направлению подготовки 030900 Юриспруденция....
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс «Права человека» Направление подготовки: 030500 «Юриспруденция»

Учебно-методический комплекс дисциплины Философия Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс москва 2011 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская правовая академия Министерства Юстиции Российской Федерации»
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Теория государства и права» подготовлен на основе требований Федерального...
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс Дисциплины Философия Специальность (направление подготовки)
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconРабочая программа (базовая программа общеуниверситетской дисциплины) дисциплины б 03. История государства и права зарубежных стран для направление подготовки 030900 «Юриспруденция»
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 030900, утвержденным приказом Минобрнауки от 04....
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2011 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская правовая академия Министерства Юстиции Российской Федерации»
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «правовая информатика» подготовлен на основе требований Федерального государственного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница