Совершенствование организационно-экономического механизма управления таможенными услугами




Скачать 401.1 Kb.
НазваниеСовершенствование организационно-экономического механизма управления таможенными услугами
страница1/2
Дата24.02.2013
Размер401.1 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2


На правах рукописи


ТЕРЕШЕНКОВА АННА ЮРЬЕВНА


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА

УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ УСЛУГАМИ


Специальность: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством:

экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Санкт-Петербург – 2012

Диссертация выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики»


Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор Лебедев Олег Тимофеевич




Официальные оппоненты:

Циганов Всеволод Васильевич, доктор экономических наук, профессор, НОУ ВПО «Северо-Западный филиал Высшей школы приватизации и предпринимательства», заместитель директора

Заборовская Ольга Витальевна, доктор экономических наук, профессор, АОУ ВПО Ленинградской области «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий», кафедра управления социальными и экономическими процессами, заведующий кафедрой

Ведущая организация: Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал «Российской таможенной академии»


Защита состоится «20» сентября 2012 г. в 17 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.225.01 при федеральном государственном бюджетном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики» по адресу: 193171, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д.7, ауд.304.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики».


Автореферат разослан «____» июля 2012г.


Ученый секретарь
диссертационного совета






Е.Е. Шарафанова

I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Перед Российской Федерацией стоит задача динамичного и устойчивого экономического роста на основе повышения качества работы государственных институтов, повышения уровня конкурентоспособности российской экономики. Вступление России во Всемирную торговую организацию, интеграция российской экономики в мирохозяйственные связи, тесное экономическое сотрудничество со странами ЕС и организация Единого таможенного пространства Таможенного союза предъявляют новые требования к гармонизации и унификации таможенной деятельности. В развитых странах большая доля валового национального дохода принадлежит сфере услуг, частью которых выступают и разнообразные таможенные услуги.

В настоящее время таможенная служба как государственный институт, оказывающий влияние на многие сферы жизни общества, страны и отдельных регионов, и сфера деятельности по оказанию услуг в области таможенного дела, изучены недостаточно, слабо развит понятийный аппарат, что ограничивает возможности качественного решения проблем дальнейшего совершенствования управления таможенным делом.

Существующие условия ведения внешнеэкономической деятельности (ВЭД), характеризуются высокой степенью динамичности, повышаются требования к качеству таможенных услуг. Возрастает необходимость ускорения процесса предоставления таможенных услуг, принятия качественных и своевременных решений по вопросам взаимодействия участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов.

Современные условия работы таможенной службы требуют как институционального развития государственных органов, так и кардинального совершенствования действующего механизма управления в сфере таможенных услуг, применения новых подходов и методов управления, что в целом переводит количественные преобразования в системные и качественные.

За 2011 г. органами Северо-Западного таможенного управления ФТС России (СЗТУ) перечислено в федеральный бюджет таможенных платежей на сумму 546,6 млрд. руб. (около 18,5 млрд. долл. США), что составляет около 25 % от всех перечислений ФТС России1. По данным 2011 г., ежедневно таможенные органы СЗТУ перечисляли в российский бюджет более 1,3 млрд. рублей2. Основная доля перечисленных в федеральный бюджет платежей приходилась на Балтийскую (55%) и Санкт-Петербургскую таможни (18%). В структуре доходов федерального бюджета доля таможенных платежей составляла около 46 %3.

По данным таможенных реестров на 2012 г., в СЗТУ зарегистрировано 109 складов временного хранения, 10 таможенных складов и 111 таможенных представителей (брокеров)4. В 2011г. в регионе деятельности СЗТУ было подано 1076 тыс. деклараций на товары, из которых около 45 % подается таможенными представителями. Специалисты, работающие в области ВЭД, сталкиваются с проблемой принятия решений при осуществлении таможенных операций в период, когда одновременно, действует около 3 тыс. нормативных документов ФТС России. Сложность таможенных операций и процедур, множество объектов и субъектов управления, большое количество элементов и связей между ними, массивы не всегда согласованных и несовершенных таможенных документов и форм в таможенной деятельности делают эту область очень сложной, что снижает доступность и качество таможенных услуг. Совершенствование организационно-экономического механизма управления в сфере таможенных услуг через развитие методов и функций управления, методического инструментария с построением информационных связей способствует гармонизации и унификации таможенных операций; систематизации информации; открытости экономики; прозрачности и однозначности процедур таможенного оформления и контроля. Повышение качества оказания таможенных услуг перспективно в свете развития государственных электронных услуг.

Разработанность темы исследования. Вопросы развития теории и методологии услуг освещены в работах таких авторов, как Боголюбов В.С., Будрина Е.В., Гришанов Г.М., Гриценко Е.В., Кирсанов С.А., Иванов Н.Н., Хайкин М.М., Шевелева Н.А. и ряда других.

Особенности развития и совершенствования государственных и таможенных услуг освещены в работах Ершова А.Д., Евдокимова А.И., Доля А.Н., Иванова Н.Н., Макрусева В.В., Сафронова А.В., Старковой О.А., Терещенко Л.К., Шаститко А.Е., Числова В. И. и некоторых других.

Перспективы развития системы «электронного правительства» освещены в работах Курносова И.Н., Пантелеева А.А., Чугунова А.В. и ряда других авторов.

Вопросы системного анализа и проблемы развития хозяйственного механизма освещены в работах Засканова В.Г., Новикова Д.А., Чистова Л.М. и ряда других.

Проблематика формирования региональных программ развития, существенно значимая для данного исследования, рассмотрена в работах Васильевой Н.В., Гранберга А.Г., Егорова Е.В., Исляева Р.А., Кузнецова О.В., Малеевой Т.В., Мотышина М.С., Родионова Д.Г., Темирова Д.С., Соколова Д.В., Чекалина В.С., Швецова А.Н. и ряда других авторов.

Среди зарубежных авторов, занимающихся анализом проблем, исследуемых в диссертации, необходимо выделить труды Диссона Л.Е., Кинга Г., Клиланда Д., Котлера Ф., Ленка K., Маркса К., Самуэльсона П., Траунмюллера Р., Чейза Р.Б., Чуа Б.Б., Эквилайна Н.Дж., Якобса Р.Ф. и ряда других авторов.

Тем не менее, в силу недостаточности исследований ряда вопросов, возникает объективная необходимость в разработке отдельных теоретических положений, позволяющих уточнить организационно-методические и экономические основы управления таможенными услугами в целях их дальнейшего совершенствования. Потребность в научном осмыслении и комплексном анализе влияния институциональной деятельности таможенных органов на экономическое развитие страны предопределила выбор направления данного диссертационного исследования, его объект и цель.

Целью диссертационного исследования является разработка научно обоснованных инструментов повышения эффективности и качества организационно-экономического механизма управления таможенными услугами.

В процессе реализации поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи:

  • выявить основные элементы организационно-экономического механизма управления таможенными услугами и предложить схему совершенствования управления таможенными услугами на базе организационно-распорядительных методов;

  • уточнить содержание понятий в области таможенных услуг: «таможенная услуга» и «государственная таможенная услуга»; дополнить перечень классификационных признаков таможенных услуг;

  • предложить состав характеристик, необходимых для развития портала государственных электронных таможенных услуг;

  • установить возможность применения инструментария теории больших систем и системного анализа для повышения степени полноты и достоверности, систематизации нормативно-правовых актов и формирования перечня направлений управленческой деятельности в целях повышения эффективности и качества таможенных услуг;

  • обосновать необходимость применения матричного принципа в реализации комплекса функций управления таможенными услугами, а также при выявлении общих связей в реализуемых целевых федеральных и региональных программах развития таможенных услуг и внешнеэкономической деятельности в Северо-Западном регионе;

  • предложить систему показателей эффектов экономической и социальной природы для анализа мероприятий в области таможенных услуг.

Объектом исследования является система оказания услуг в области таможенного дела в Российской Федерации.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения субъектов внешнеэкономической деятельности в системе оказания таможенных услуг.

Теоретической и методологической основой исследования послужили работы ученых в области теории управления, государственного управления, развития государственных услуг, управления таможенной деятельностью, теории больших систем, методики исследования функций управления, программно-целевого подхода как методологии решения задач в сфере управления услугами. При проведении исследования были использованы такие методы научных исследований, как сравнительный, системный и логический анализ, синтез, системный подход, методы экономического статистического анализа полученной информации, оценки достоверности статистических показателей, структурно-логического моделирования, а также наблюдения, аналогии, интервью.

Информационную базу исследования составили международные соглашения, законодательные акты РФ, аналитические материалы, нормативно-правовые акты Правительства и ФТС России. В работе также использованы материалы, касающиеся Всемирной таможенной организации, а также информация по теме исследования, включая сеть Интернет. Кроме этого, использованы труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, в которых освещаются вопросы теории и практики регулирования внешнеэкономической деятельности, сферы государственных услуг, вопросы совершенствования российского законодательства, концепции территориального и стратегического планирования. Эмпирическую основу исследования составили данные ФТС России, таможенной статистики, отчеты Росстата, Северо-Западного таможенного управления, публикации в средствах массовой информации, материалы научно-практических конференций.

Научная новизна результатов исследования. В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты, содержащие элементы научной новизны:

1. Разработана схема взаимосвязи элементов организационно-экономического механизма управления таможенными услугами с целью формирования стандартов и регламентов услуг, которую отличает строгая иерархия основных категорий управленческой деятельности.

2. Уточнено понятие «таможенная услуга» и сформулировано понятие «государственная таможенная услуга. Предложена дополнительная типология таможенных услуг с точки зрения основных классификационных признаков по категориям: предмету; сроку востребованности; месту оказания; способу предоставления; источникам финансирования; объекту таможенного контроля.

3. Предложена система характеристик, сформулированных на основе международных стандартов в области обеспечения качества услуг и информационных технологий, как совокупность требований, которым должны удовлетворять государственные электронные таможенные услуги с целью развития портала государственных электронных таможенных услуг.

4. Обоснована возможность применения принципа декомпозиции больших систем и элементов теории системного анализа для разработки: этапов проведения таможенных операций; процедур оказания таможенных услуг; классификации информации и нормативных документов; разработки административных регламентов, что обеспечивает упорядочивание и контроль в процедурах оказания таможенных услуг и позволило обосновать перечень направлений управленческой деятельности в сфере оказания таможенных услуг.

5. Предложен матричный принцип реализации комплекса функций управления таможенными услугами, включающего: планирование, организацию, регулирование, контроль, учёт, прогнозирование, анализ, дополненный объектами и органами управления, а также позволяющий обеспечивать разработку и реализацию целевых комплексных программ развития таможенных услуг в единстве с целевыми федеральными и региональными программами.

6. Предложен двумерный классификатор показателей экономических и социальный эффектов для анализа реализации мероприятий в области таможенных услуг на различных уровнях – от международного, национального, регионального и вплоть до уровня рабочего места специалиста в сфере ВЭД.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в обобщении, систематизации и углублении концептуальных подходов совершенствования оказания таможенных услуг путем формирования организационно-экономического механизма управления таможенными услугами через развитие организационно-правового регулирования в целом и административных регламентов, в частности; определении параметров оценки качества электронных таможенных услуг; внедрении методов декомпозиции больших систем для систематизации и развития таможенных услуг; применении матрицы функций управления таможенным делом и совершенствовании региональных программ развития; уточнении системы показателей, позволяющих определить экономический и социальный эффекты для оценки мероприятий в области таможенных услуг.

Практическая значимость исследования. Теоретические выводы
и практические рекомендации, приведенные в исследовании, могут быть использованы ФТС России для методического обеспечения и развития проектов административных регламентов государственных таможенных услуг, региональных целевых программ, связанных с внешнеэкономической деятельностью, таможенным делом и таможенно-транспортной инфраструктурой; для совершенствования доступности материалов на порталах государственных услуг; для определения приоритетов развития управления внешнеэкономической деятельностью на региональном уровне; при разработке Стандарта качества государственных таможенных услуг и показателей эффективности мероприятий по развитию таможенных услуг. Теоретические результаты и концептуальные положения диссертации могут быть использованы при разработке методического обеспечения учебных курсов «Экономика и организация сферы услуг», «Государственное управление», «Интеллектуальные информационные системы»; «Бизнес-информатика», «Реинжиниринг бизнес-процессов», «Управление качеством», «Региональная экономика», «Таможенное дело», «Таможенное регулирование», «Таможенная логистика» и ряда спецкурсов.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в ходе научно-практических конференций:

  • «Второй Международной молодежной научно-практической конференции «Актуальные проблемы таможенного дела: взгляд молодых» в Санкт-Петербургском филиале им. В.Б. Бобкова Российской таможенной академии, 22 -24 апреля 2009 г. (очная форма).

  • «Первой научно-практической конференции «Совершенствование организационного механизма обеспечения конкурентоспособности промышленных систем региона» в Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права, 20 апреля 2009 г. (заочная форма).

  • «14-ой Международной научно-практической конференции: «Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей» в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, 27-29 октября 2009 г. (очная форма).

Разработанные автором учебно-методические материалы использовались:

 при подготовке и чтении курса лекций для таможенных декларантов и брокеров по дисциплинам «Основы внешнеэкономической деятельности» и при разработке учебного пособия «Основы декларирования и таможенного оформления товаров, перемещаемых через границу РФ» в некоммерческом учреждении дополнительного профессионального образования «Общество. Информация. Право» (г. Санкт-Петербург), 2004 – 2008 гг.;

 при проведении серии семинаров в Хельсинской школе экономики при Центре малого бизнеса Восточной Финляндии и Центре делового и профессионального образования при Торгово-Промышленной палате Санкт-Петербурга, 2006-2009 гг.;

 при организации и проведении серии семинаров для предприятий-участников внешнеэкономической деятельности в проекте сотрудничества России и Европейской Комиссии «Повышение осведомлённости экспортёров об экспортном контроле товаров двойного назначения» («Awareness raising of exporters Export Control of dual use items», 2009-2011), а также при подготовке 2-го издания Справочника по Экспортному контролю в 4-х томах.

Публикации. Основные теоретические положения диссертации нашли отражение в 10 публикациях общим объемом 3,8 п.л. (личный вклад автора 3,6 п.л.); в т.ч. 4 научные статьи в журналах, входящих в перечень рецензируемых изданий ВАК Российской Федерации.

Структура диссертации определяется логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя девять параграфов, заключение, список использованных источников из 156 наименований, включая 15 на иностранных языках. Объём работы составляет 162 стр., включая 31 рис. и 26 табл., 19 приложений.

Во введении обоснована актуальность проведенного исследования, охарактеризована степень теоретической разработанности проблемы, сформулированы цели, задачи и предмет исследования, теоретическая и методическая основы исследования, изложены научная новизна и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе «Теоретические и практические аспекты современного состояния таможенных услуг» раскрываются понятия «услуги», «государственные услуги», «таможенные услуги», «государственные таможенные услуги» как экономические категории. Дана характеристика современного состояния таможенного дела. Составлена схема и сформирован список объектов таможенной и транспортно-логистической инфраструктуры, а также приведены статистические данные о состоянии рынка услуг в сфере таможенного дела. Уточнена типология таможенных услуг с точки зрения основных классификационных признаков. Обоснована взаимосвязь основных элементов механизма управления таможенными услугами.

Во второй главе «Методические основы совершенствования организационно-экономического механизма управления таможенными услугами» предложено применение принципа декомпозиции больших систем для описания таможенных операций и процедур, систематизации и классификации направлений управленческой деятельности. Построены матрицы: функций управления применительно к деятельности ФТС России; организационных структур и функций; связей объектов и органов управления региональной комплексной программы. Предложена структура и состав характеристик для развития портала государственных электронных таможенных услуг.

В третьей главе «Совершенствование системы структурно-функциональных связей в организационно-экономическом механизме управления таможенными услугами» проведен анализ информации, опубликованной на портале государственных услуг в разделе «таможенное дело» и предложена система разработки и опубликования административных регламентов. Уточнен паспорт государственных таможенных услуг. Выполнен анализ действующих концепций, федеральных и региональных программ, связанных с развитием ВЭД и таможенной деятельностью Северо-Западного региона с построением матрицы общих элементов связи между ними для разработки региональных мероприятий развития таможенных услуг. Сформулированы предложения по уточнению содержания паспорта целевой программы. Предложен двумерный классификатор показателей эффектов и уровней управления таможенной деятельностью для оценки результатов организационных мероприятий в сфере таможенных услуг.

В заключении сформулированы основные выводы и предложения автора по результатам диссертационного исследования.

Работа выполнена в соответствие с п.п. 1.6.109 Совершенствование организации и управления в сфере услуг в условиях рынка, 1.6.116. Механизм повышения эффективности и качества услуг паспорта специальности 08.00.05 - «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг)».

  1   2

Похожие:

Совершенствование организационно-экономического механизма управления таможенными услугами iconСовершенствование экономического механизма управления природоохранной деятельности предприятий (на материалах фосфорной промышленности Жамбылской области)
Совершенствование экономического механизма управления природоохранной деятельности предприятий
Совершенствование организационно-экономического механизма управления таможенными услугами iconСовершенствование организационно-экономического механизма управления эффективностью промышленного бизнеса (на примере предприятий промышленности строительных материалов краснодарского края)
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами промышленность
Совершенствование организационно-экономического механизма управления таможенными услугами icon: 331. 102: 658. 1 Организационно-экономический механизм управления интеллектуальным капиталом предприятия: сущность и принципы формирования
Разработана и обоснована концепция организационно-экономического механизма управления интеллектуальным капиталом предприятия; раскрыто...
Совершенствование организационно-экономического механизма управления таможенными услугами iconМодернизация организационно-экономического механизма обеспечения устойчивого развития малых и средних предприятий в условиях экономического кризиса (на примере московского региона)

Совершенствование организационно-экономического механизма управления таможенными услугами iconАлтынбек турлыбиулы совершенствование механизма управления инвестиционным потенциалом региона (на материалах Южно-Казахстанской области)
Совершенствование механизма управления инвестиционным потенциалом региона (на материалах Южно-Казахстанской области)
Совершенствование организационно-экономического механизма управления таможенными услугами iconСовершенствование механизма приватизации промышленных предприятий россии
...
Совершенствование организационно-экономического механизма управления таможенными услугами iconСовершенствование экономического механизма переработки зерновых культур (на материалах Южно-Казахстанской области)
Научно-исследовательский институт экономики апк и развития сельских территории ао «Казагроинновация»
Совершенствование организационно-экономического механизма управления таможенными услугами iconУчебники и учебные пособия
Формирование организационно экономичес-кого механизма управления логистическими системами в дорожном хозяйстве
Совершенствование организационно-экономического механизма управления таможенными услугами iconРазработка и обоснование организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности угледобывающих предприятий
Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами –промышленность,...
Совершенствование организационно-экономического механизма управления таможенными услугами iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме: «Совершенствование механизма проведения аттестации служащих правоохранительной службы»
К. ю н., зам заведующего кафедрой государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница