Толкования гендера




Скачать 366.85 Kb.
НазваниеТолкования гендера
страница1/4
Дата24.02.2013
Размер366.85 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
http://www.genderstudies.info/social/s19.php


Светлана Шакирова

ТОЛКОВАНИЯ ГЕНДЕРА


Опубликовано: Пол женщины Сборник статей по гендерным исследованиям. Алматы: Центр гендерных исследований. 2000


Данная статья посвящена истории понятия гендер. Как оно возникло, почему и с каким эффектом менялось, что представляется наиболее проблематичным в его теоретизации, почему оно до сих пор не получило адекватную лингвистическую и философскую оценку в отечественном феминизме?

Американский термин "гендер", как известно, породил противоречивый комплекс идей и концепций феминистской ориентации. Однако там, где все понятно социологам, возникло много вопросов у философов и культурологов. С тем, что проповедует феминистская Америка, не соглашается феминистская Европа и третий мир. Нельзя с уверенностью утверждать, что напряжение между американскими теориями гендера и европейскими теориями сексуальных различий возникло только из-за гипертрофированного увлечения первых собственным неологизмом. В том, что многие не-англоязычные феминистские теоретики упорно не принимают гендер, кроется другая причина - различие в объяснении природы пола, половых различий и неравенства женщин.

В последнее десятилетие гендер укрепился и в кругу феминисток СНГ. Идет медленная институализация гендерных исследований в науке, университетах. Женское движение, не задумываясь о высоких материях, активно распространяет идеологию гендерного равенства. На фоне единодушия практиков появляются однако скептики от теории, говорящие как о лингвистической неуместности английского слова гендер в русском языке, так и о концептуальных пределах гендера.

Эта статья задумывалась как более или менее беспристрастный экскурс по феминистским теориям с целью выявления многообразия толкований гендера. В процессе работы оптимизм по поводу этого термина угасал, но приходило понимание того, что когда исчерпаны все возможные смыслы гендера, для теоретизации полового неравенства применяются другие концепты и подходы.

Гендерный скепсис подогревается также и осознанием текущего состояния феминизма как идеологии.

Феминизм в последнее время переживает системный кризис идентичности.

Симптомами этого кризиса в политической сфере можно считать неудачи глобального феминизма в политике, отторжение женского элемента политическим истеблишментом, какими бы успешными и своевременными ни казались усилия ООН по "гендерному мэйнстримингу», гендерной сензитивности» и т.п. В практике женского движения кризис идентичности проявляется в том, что несмотря на многообразие форм и течений феминизма (я смогла идентифицировать 22), на Западе и у нас феминизм продолжает ассоциироваться с либеральным и радикальным течениями. Если следовать мысли Зиллы Айзенстайн о "радикальном будущем либерального феминизма" в Америке (заметим, и повсеместно, где он актуализировался), в практике женского движения все равно существует устойчивый мыслительный образ некоего нормального, правильного, умеренного женского движения и внутри него особенно радикального феминизма. Почему феминизм неэквивалентен всякой организованной целенаправленной деятельности по улучшению положения женщин? И хотя в последнее время наши журналисты упорно именуют всех активисток феминистками, далеко не всем общественницам близок феминизм. О чем это говорит? Упорство невосприимчивости к феминизму, к его, так сказать, всеобщности, общечеловеческой направленности (хотя об общечеловеческом говорить в эпоху постмодернизма просто неприлично), видимо, вызвано серьезными заявлениями самого феминизма о природе своих ценностей.

Американские феминистки признают, что помимо гуманитарного, демократического и культурного потенциала, феминизм обладает довольно скверным свойством. Он есть часть глобальной колониалистской политики в условиях, когда мир перестал быть двухполюсным и у нас на глазах устанавливается единый мировой порядок. Порядок, которому уже, очевидно, ни Россия, ни, естественно, Казахстан, воспрепятствовать не в силах.

В условиях рынка феминизм лишается своего воинственного голоса: на рынок поставляются сглаженные, нормализованные образцы западного феминизма, лишенные прежде всего политического содержания, На дискурсивном уровне феминизм функционирует прежде всего как борьба за равноправие и протекционизм со стороны государства женскому населению во всех сферах его активности: за квоты в политике, пособия в социальном обеспечении, создание благоприятного климата на работе против сексуальных домогательств и пр. Создается образ феминистки в политике, который удивительным способом показывает, как можно обезвредить феминизм, если придать ему вполне рыночные, популярные черты.

Хиллари Клинтон олицетворяет сегодня успех американского (читай глобального) феминизма: "она белая, умная, решительная, она-профессионал; у нее есть дочь, но она уделяет ее воспитанию не всё свое свободное время; она действует независимо и сосредоточена на власти, она сохраняет свою девичью фамилию"1. Семь нелегких лет существования под своим стеклянным потолком - быть женой



президента, научили ее стремлению к покорению больших высот. Ничего, что она холодная гордячка и не знает жизнь простых людей...

Успешная женщина и феминистка нередко на языке масс медиа работают как синонимы, хотя нам известно, что, как правило, нигде, ни в одной стране мира феминизм не ассоциируется в обыденном сознании с достижением общепринятого жизненного успеха. Скорее с маргинальными или альтернативными формами существования.

3. Айзенстайн утверждает: "Я не думаю, что можно найти сегодня такое место на земле, где феминизм был бы доминирующим дискурсом. В масс медиа США более всего засвечиваются дерадикализованный радикальный феминизм и неоконсервативная версия либерального феминизма, /а сама/ феминистская активность проявляется в виде большого числа разнообразных маргинальных политик"2.

Коммерциализация феминизма привела к чрезмерной виктимизации женщин. Закрепление статуса жертвы, многократно умноженное СМИ через дискуссии об изнасилованиях, сексуальных домогательствах, порнографии и сексизме, дает обратный эффект. Многие женщины говорят, что их тошнит от запугиваний и напоминаний позаботиться о своей безопасности. Виноват ли феминизм в том, что он взят в заложники масс медиа? Что он подается на экраны ТВ в претенциозных форматах программ "Я сама" или нашего "Бабьего царства"?

Нередко раздаются голоса о том, что пора строить феминизм силы, а не феминизм жертвы. К сожалению, феминизм часто представляется обществу как серьезная, озлобленная или просто тоскливая теория. Думаю, не обязательно, занимаясь феминизмом, сохранять выражение вселенской боли, страдания или отчаяния. Боевитость, задор, оптимизм, яркие эмоции, спонтанность и непредсказуемость, пассионарность и как божий дар - харизма, наверное, этого сегодня не хватает имиджу феминисток.

Кризис идентичности феминизма проявляется также в эпистемологическом плюрализме, прежде всего в умножении смыслов ключевого понятия феминистской методологии - гендер. В "Энциклопедии феминизма" Татл, как помнится, говорится о трехстах определениях феминизма. Думаю, при желании и усердии можно было бы набрать не меньше определений гендера, вернее не самих определений, а подходов к его пониманию.

Несколько примеров. Всё начиналось с самой простой дихотомии sex/gender, далее гендер понимается как социальный конструкт пола, затем - как социальный институт, шире - сеть властных отношений, затем специфичнее - идеологическая система, поддерживающая принудительную гетеросексуальность. Постмодернизм вносит новое понимание гендера как технологии, репрезентации или составного эффекта дискурсивных и визуальных репрезентаций и, наконец, гендер понимается как перформанс, не связанный ни с биологическим, ни с социальным полом.

Феминизм как идеология и как политика представляет собой мозаику, собираемую разными представительницами, или лоскутное одеяло, выполняемое разными мастерицами. Собранный из противоречивых и часто конкурирующих элементов, этот конгломерат в итоге можно назвать интеллектуальным и социальным продуктом высокой пробы. С точки зрения демократии и плюрализма идей.

Кризис идентичности феминизма усугублен мощным влиянием постмодернизма. Чуть ли не плохим вкусом и теоретической невинностью считается сейчас в продвинутом гендерном сообществе употребление в единственном числе таких существительных, как феминизм, женщина, женская сущность, женское движение. Это эффект эпистемологического спора между эссенциализмом и постмодернизмом, проблематизировавшего различия. В эпоху постфеминизма, когда не найдены материальные носители женской идентичности, женского интереса, женской природы и сущности, когда празднуется индивидуализм, с одной стороны, и признается, что идентичность личности определяется целым набором статусов, таких как преимущественно врожденные признаки:


класс

пол

раса

этничность

религия

индивидуально достигнутый статус:

уровень образования

род занятий

профессия

семейное положение

родительские функции

престиж

богатство

власть      
                                

затруднительно объявлять в политической повестке достижение справедливости для всех женщин, улучшения положения всех женщин. Равенство для всех неосуществимо. Феминизм сознательно сужает рамки, признавая, что в принципе он не выражает интересов всего женского населения, так как оно неоднородно и, как правило, безразлично к феминизму. Это стратегический уровень мышления. Тактически же феминизм вынужден артикулировать потребности всего женского коллективного субъекта.

Внутри американского женского движения классические конфликты относительно всеобщности целей, как известно, проявились сначала в виде недовольства черных феминисток и лесбиянок, не вписавшихся в конвенциональный круг привилегированного субъекта феминистской деятельности. Первые обвинили феминизм в "белом солипсизме", вторые - в гетеросексизме; вдобавок женщины индейского происхождения отрицали культурное основание феминистского мировоззрения - критику бинарности женщина/мужчина, природа/ культура, хаос/порядок, эмоциональное/рациональное. В их культуре, как оказалось, отсутствует сущностное неравенство полов.

Проблема самоидентификации и мультикультурализма в определении феминистских задач привела к умножению как форм женского активизма, так и специализации внутри гендерных исследований.

Идентификация феминистки вообще всегда была острым вопросом. Как ответить на простой вопрос: что для вас феминизм? Как Ребекка Уэст, "когда не даёшь вытирать о себя ноги" или как пошутили минские студенты, "когда не даёшь"?.. Моё собственное определение феминизма таково: это осознанная необходимость (= свобода) доказывать своё Я в мужском мире.

Несомненно следующее: принятие нами смешанности, многозначности самооценок созвучно демократическому плюрализму. Нестабильность и гибридность представляют больше свобод. В политике конкретная идентификация общественного движения определяет и содержание, и форму его практических действий. Но ригидность в защите самоидентификации часто трагична (Чечня, Югославия).

Не менее противоречивым и сложным, чем политическая корректность и мультикультурализм, является вопрос о сексуальности. Что означает сексуальность для феминизма и гендерных исследований? Что она для конкретной личности? Сегодня сексуальность понимается как спектр возможностей проявления индивидуальности, а не просто как выбор между гетеро-, би- или гомосексуальностью. Все соглашаются, что сексуальность не менее социально сконструирована, чем гендер.

Первая критика в адрес "гетеро-феминисток" прозвучала в начале 70-ых так: "она спит с врагом". Возникло понятие "политически корректной сексуальности"; многие женщины экспериментировали с бисексуальностью. Это не только ослабляло их "вину" быть "служанкой врага", но и укрепляло само понятие равенства. Развенчав "миф о вагинальном оргазме", они выступили в защиту женского тела, апофеозом чего стала массовая кампания в СМИ против порнографии. Эти активистки придавали иной смысл сексуальной революции того времени и понятию сексуальности в целом. В начале 70-ых годов женская сексуальность рассматривалась как секс между женщинами или как секс без пенетрации. Открытие клиторального оргазма и политически окрепшая идеология лесбийства позволили говорить о сексуальности без участия мужчин. Более того, сексуальное желание дополнилось новыми смыслами: лесбиянки, практиковавшие садомазохизм, и пары "butch-fernme" задавали вопрос: Чего хочет женщина? Что такое женщина? Существует ли понятие "женщина"?

Понятия женственности и мужественности не менее проблематичны. М. Гарбер, представляющая позиции культурного феминизма, в своей книге о трансвеститах и транссексуалах "Запасные части. Хирургическое конструирование гендера" замечает, что границы феминности определяются намного легче, чем границы маскулинности. Например, "стать мужчиной" означает стать взрослым, а "стать женщиной" - отдать, подчинить свою сексуальность мужчине. М. Виттиг утверждала, что поскольку быть женщиной в традиционном понимании неизбежно означает обслуживать мужчину, принадлежать ему, все женщины должны хотеть быть лесбиянками.

Дихотомия пол биологический/пол социальный постепенно вызывает сомнение. Успехи медицины свидетельствуют о неверности тезиса о том, что общество изменчиво, а биология неизменна. Мужчины, оказывается, могут вынашивать детей, дети - рождаться из пробирок. Радикальный подрыв всякой сексуальной идентичности лежит в дискуссии о транссексуальности. Дж. Раймонд утверждает, что если такие операции производят, значит, различия между полами все же существуют, и они значимы. М. Гарбер, наоборот, верит, что медицина в конечном итоге может разрушить понятие пола.

Дениз Райли в книге "Мое ли это имя?" заметила, что невозможно быть каждую минуту женщиной. Женщина наедине с собой, вне общения, вне чужого взгляда, вне контроля - кто она? - женщина или личность без идентификации по полу? Ведь женщина или мужчина - это не все, чем является человек.

Таким образом, можно сказать, что политическая, культурная и сексуальная самоидентификация женщин деконструирует основное, генеалогическое понятие феминизма - женщина/ы. На логически вытекающий вопрос "Если более не существует женщин, как же нам быть с женской политикой?" есть достаточно циничный, как все в политике, ответ: "Притворяйтесь, что вы женщины, даже если вы верите в то, что это неустойчивая или несуществующая категория"3. Вот так. Теоретическое самоубийство? Поздравьте себя, феминистки, что вы зачеркиваете себя как реальность. Однако попробуйте сказать кому-либо вне контекста теоретизирования, что слово "женщина" - пустая абстракция... На это Лаура Ли Дауне резонно заметила названием своей статьи "Если женщина всего лишь пустая категория, тогда почему я боюсь гулять одна по ночам?"4.

В 90-ые годы в гендерные исследования пришли мужчины. Их волнуют параллельные темы: социально сконструированная маскулинность, множественность маскулинностей за пределами так называемой гегемонной маскулинности, описываемой распространенным образом: белый гетеросексуальный мужчина среднего класса. Оспариванию и дестабилизации подвергается уже мужественность. Остается один шаг к завершению ло!ической схемы; если понятие "женщина проблематично, значит конструкт "мужчина" так же эфемерен? И всё? И что это даёт для практики? Вспоминаются слова Вольтера о том, что ни один философ не изменил нравов даже на своей улице. Или изречение Витгенштейна "Философия оставляет все, как есть".

Перейдем теперь собственно к эпистемологической истории гендера5.

Появлению в 60-70-ых годах собственно гендерной концепции предшествовало длительное развитие идей и понятий в европейской и американской психологии, медицине, сексологии, антропологии. С конца прошлого века разные ученые задавались вопросом, как человек приходит к осознанию своей половой принадлежности, какова природа половых различий, связан ли пол с гениальностью, сумасшествием и прочими психическими характеристиками. Основной вклад в эти области сделаны Фрейдом, Крафт-Эбингом, X. Эллисом. В 20-ые годы началось развитие биохимической и физиологической эндокринологии; из сравнительной психологии выделилась психобиология половых различий. В 50-ые годы появилась гипотеза о гормональном, хромосомном и нейро-диморфизме полов. С 60-ых годов начали практиковать хирургические операции по смене пола.

В феминизме дискуссии о половой идентичности оформились в спор между биологическим детерминизмом и социальным конструктивизмом. Фраза Симоны де Бовуар "Женщиной не рождаются, ею становятся" ("Второй пол", 1949) стала точкой отсчета в истории феминистского применения гендера.

  1   2   3   4

Похожие:

Толкования гендера iconПонятие и особенности толкования международных договоров
Философско-правовое содержание процесса толкования нормативных актов
Толкования гендера iconНазвание. Гендер в массовой коммуникации
Целью данного модуля является рассмотрение особенностей конструирования и восприятия гендера в масс-медиа. Приоритетными теориями...
Толкования гендера iconДипломная работа «Сотворение Евы: традиция толкования»
Традиция толкования Священного Писания была и остается приоритетом мужчин. Они мудры, их знание и логика безупречны. Труды Святых...
Толкования гендера iconА. Г. Балакай о принципах толкования слов в авторском словаре
Естественно, что большинство вопросов касалось толкования значений слов в авторском словаре. Не претендуя на полноту, я попытаюсь...
Толкования гендера iconРекламные технологии гендера И. В. Грошев
Грошев Игорь Васильевич кандидат психологических наук, доцент Тамбовского государ- ственного университета им. Г. Р. Державина
Толкования гендера iconПризрак гендера” в исследованиях по этнографии и фольклору коми
Гендерная теория и историческое знание: материалы международной научно-практической конференции. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2003....
Толкования гендера iconПрограмма дисциплины социология гендера для направления 521200 Социология
Студенты должны также обладать навыками теоретизирования в логике количественного и качественного исследования
Толкования гендера iconПрограмма курса «гендерная социология»
«Гендер» и пол: проблема социокультурного конструирования биологического пола. «Женщиной не рождаются, ею становятся» (С. де Бовуар)....
Толкования гендера iconБемС. Б 45 Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему нера­венства полов / Пер с англ
О. А., Гениева Е. Ю., Дубин Б. В., Дробижева Л. М., Зверева Г. И., Казавчинская Т. Я., Кон И. С., Кочкина Е. Б., Ливергант А. Я.,...
Толкования гендера iconБемС. Б 45 Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему нера­венства полов / Пер с англ
О. А., Гениева Е. Ю., Дубин Б. В., Дробижева Л. М., Зверева Г. И., Казавчинская Т. Я., Кон И. С., Кочкина Е. Б., Ливергант А. Я.,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница