Рабочая программа курса «Естествознание». 10-11 классы. Пояснительная записка




НазваниеРабочая программа курса «Естествознание». 10-11 классы. Пояснительная записка
страница1/6
Дата24.02.2013
Размер0.56 Mb.
ТипРабочая программа курса
  1   2   3   4   5   6
Рабочая программа курса «Естествознание». 10-11 классы.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета

Новые федеральные государственные образовательные стандарты не только предполагают реализацию Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, но и построены в полном соответствии с этой концепцией. В ней в качестве важнейших требований выдвигается формирование у старшеклассников готовности и способности выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и действия; способности совершать самостоятельные поступки на основе морального выбора. Эти поступки и действия человек совершает на основе естественнонаучной компетентности и гуманистических идеалов в их единстве, так как природа, общество и человек представляют собой целостную взаимосвязанную систему. В достижении этих требований большую роль играет естествознание, которое призвано формировать у учащихся не фрагментарное, а целостное восприятие окружающего мира.

Ведение курса естествознания в старшей школе диктуется следующими объективными причинами.

1. В области в области естественнонаучного образования предлагается альтернатива на выбор: или изучение химии, физики и биологии на базовом уровне из расчета 1 час в неделю, или интегрированный курс естествознания из расчета 3 часа в неделю. Как известно, одночасовые курсы давно доказали свою несостоятельность и неэффективность.

  1. На выходе из школы в сознании у подавляющего большинства выпускников формируются частные научные картины мира: химическая, физическая, биологическая, - но отсутствует единая естественнонаучная картина, которую и призвана формировать такая дисциплина, как естествознание.

  2. Нарушается преемственность между средней и высшей школами. В гуманитарных ВУЗах обязательным является изучение курса «Естественнонаучная картина мира», синонимом которого являются «Концепции современного естествознания».

  3. Введение курса естествознания позволяет реализовать такой механизм гуманитаризации естественнонаучного образования, как интеграция, что, в свою очередь, позволяет гуманизировать это образование для старшеклассников, выбравших для обучения в 10-11 классах гуманитарный профиль.

5. В ряде зарубежных стран накоплен немалый опыт изучения естествознания на заключительном этапе обучения в средней школе, который доказал свою эффективность. Имеется многолетний опыт обучения основам естествознания и в отечественной начальной школе. Это хорошо зарекомендовавшие себя учебные предметы «Природоведение» и «Окружающий мир» различных авторов.

Изучение интегрированного предмета, каковым является естествознание, не может проводиться на содержании, которое является простой суммой физики, химии и биологии базового уровня.

Во-первых, в этих предметах имеется содержание, которое повторяется. Например, строение атома и агрегатное состояние вещества изучается и в курсе физики, и в курсе химии, равно как основные положения молекулярно-кинетической теории, газовые законы и законы электролиза и др. Органические соединения, их классификация, свойства и биологическая роль дается и в курсе химии, и в курсе биологии, равно как и биологически активные вещества (витамины, гормоны, лекарства). Очевидно, такой материал в курсе естествознания должен изучаться на другом, интегрированном содержании.

Во-вторых, содержание курса естествознания не может быть результатом интеграции содержания только таких естественно-научных дисциплин, как физика, химия и биология. Естественно-научная картина мира (ЕНКМ) формируется также на основе географической картины мира, экологической картины мира, астрономической картины мира.

В-третьих, целостная, многогранная ЕНКМ не может быть сформирована без участия гуманитарной составляющей, тем более, что курс естествознания предназначен, в первую очередь, для школ и классов гуманитарного профиля.

Концепция предлагаемого курса состоит в рассмотрении объектов и явлений естественного мира в гармонии физики, химии, биологии, физической географии, астрономии и экологии. Соответственно, в основу курса положены не логика и структура частных естественнонаучных дисциплин, а идея антропоцентризма, т.е. построение курса в логике и структуре восприятия учеником естественного мира в синтезе физических, химических и биологических представлений.

Этот курс естествознания отличает основательный охват важнейших понятий, законов и теорий частных учебных дисциплин, их синтез в обобщенные естественнонаучные понятия, законы и теории, а также приоритетное внимание к важнейшим прикладным аспектам, связи изучаемого материала с жизнью, знакомство с важнейшими достижениями современного научно-технического прогресса (биотехнологии, нанотехнологии и др.).

И не только. Идея антропоцентризма предопределила органичное включение в курс содержания гуманитарных дисциплин: истории, экономической географии, мировой художественной культуры, родной литературы и языка.

Ниже в таблице показано доля отдельных предметов в содержании курса.

Таблица

Доля отдельных предметов в содержании курса«Естествознание- 10,11»

Предмет

Доля предмета в содержании курса (%)

Биология и экология

30

Химия

22

Физика и астрономия

22

Физическая и экономическая география

14

История

3

МХК

5

Родная литература и язык

4

Большое внимание в курсе уделяется эксперименту – более 25% учебного времени, - отводится на лабораторные и практические работы. ФГОС в качестве обязательного элемента при обучении в старших классах школы предусматривает выполнение каждым старшеклассником индивидуального проекта. Без исследовательских умений и навыков создать такой проект будет сложно. Чтобы совершенствовать эти умения и навыки, в курсе предусмотрена целая глава «Практические работы для индивидуальной проектной деятельности». Работы, предложенные в ней, могут послужить основой для выполнения индивидуального проекта старшеклассниками.

Формирование научной картины мира (НКМ) является важнейшей задачей обучения старшеклассников. Она дает возможность им не только иметь истинные представления об окружающей их действительности, но также позволит утвердиться в правильности выбора профиля обучения в 10-11 кл. и определиться с выбором профессионального обучения в дальнейшем. Кроме этого, такая картина является важнейшим компонентом в мировоззрении современного члена гражданского общества, необходимым атрибутом ответственного поведения человека в окружающем мире, неотъемлемой частью его профессиональной состоятельности, какой бы сферой деятельности он не занимался. В любой, и, в первую очередь, гуманитарной области человек будет успешен, если окружающий мир, в том числе и естественный, воспринимается им не только эмоционально, но и рационально.

Место учебного предмета в учебном плане

«Естествознание», хотя и относится к предметам по выбору, тем не менее, является обязательной частью базовых общеобразовательных учебных предметов на ступени среднего (полного) образования. На его изучение отводится 210 учебных часов, по 3 часа в неделю в 10-11 классах.

«Естествознание» предназначено для обучения в школах и классах непрофильных по отношению к естественнонаучным дисциплинам, и, в первую очередь, в профилях гуманитарной направленности. Введение «Естествознания» позволит значительно экономить учебное время, высвободившийся резерв которого целесообразнее использовать на расширение и углубление профильных учебных предметов (литературы, языков, истории и т.д.).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Учебный предмет «Естествознание», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет формировать у старшеклассников не только целостную естественнонаучную картину мира. Введение этого предмета побуждает у старшеклассников эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создает условия для формирования системы ценностей, позволяющей формировать у них готовность к выбору действий определенной направленности, критически оценивать свои и чужие действия и поступки.

Основным результатом познавательного отношения к естественному миру в культуре является установления смысла и значения содержания объектов и явлений природы. Таким образом, познавательная функция учебного предмета «Естествознание» заключается в способности его содержания концентрировать в себе как знания о естественном мире, так и познавательные ценности:

- освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук, знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания позволяют раскрыть его роль на представления человека о природе, развитии техники и технологий;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, критической оценки использования естественнонаучной информации, полученной из различных источников для осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам (экологических, энергетических, сырьевых и др.);

- развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации полученных при этом результатов;

- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использование достижений естественных наук для развития цивилизации; стремление к обоснованности высказываемой позиции и уважения к мнению оппонентов при обсуждении проблем; осознанного отношения в возможности опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями естественных наук;

- использование естественнонаучных знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения.


Распределение учебных часов по разделам программы





Тема

Примерное количество часов

1.

Введение

4

2.

Естественнонаучные методы познания мира

17

3.

Мегамир

12

4.

Оболочки Земли

13

5.

Макромир. Биосфера

21

6.

Абиотические факторы и приспособленность к ним живых организмов

26

7.

Пространство и время

4

8.

Защита исследовательских работ

3

9.

Резервное время

2




Всего

102
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Рабочая программа курса «Естествознание». 10-11 классы. Пояснительная записка icon1. Пояснительная записка
...
Рабочая программа курса «Естествознание». 10-11 классы. Пояснительная записка iconРабочая программа по технологии 5 класс пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 5–7 классы (вариант для мальчиков)»
Рабочая программа курса «Естествознание». 10-11 классы. Пояснительная записка iconРабочая программа Предмет: информатика Класс: 8 Учитель: Шаброва Ольга Александровна 2011 2012 учебный год Пояснительная записка Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика»
«Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Бином. Лаборатория...
Рабочая программа курса «Естествознание». 10-11 классы. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. / авт сост. Т. А. Бурмистрова – М.: Просвещение, 2010; Программы....
Рабочая программа курса «Естествознание». 10-11 классы. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «Алгебра. 7-9 классы» разработана для учащихся 7 9 классов на основе
Рабочая программа учебного курса «Алгебра. 7-9 классы» разработана для учащихся 7 – 9 классов на основе
Рабочая программа курса «Естествознание». 10-11 классы. Пояснительная записка iconУчебного курса биологии 11 класс Пояснительная записка рабочая программа учебного курса по биологии для 11 класса
Программы курса биологии для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) по учебнику «Общая биология....
Рабочая программа курса «Естествознание». 10-11 классы. Пояснительная записка iconРабочая программа составлена: доц. Бова Э. Ю. Брянск 2007 рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом спф (заочное отделение) и учебной Программой курса «Естествознание»
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом спф (заочное отделение) и учебной Программой курса «Естествознание»...
Рабочая программа курса «Естествознание». 10-11 классы. Пояснительная записка iconРабочая программа составлена: доц. Бова Э. Ю. Брянск 2007 рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом спф (заочное отделение) и учебной Программой курса «Естествознание»
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом спф (заочное отделение) и учебной Программой курса «Естествознание»...
Рабочая программа курса «Естествознание». 10-11 классы. Пояснительная записка iconРабочая программа составлена: доц. Бова Э. Ю. Брянск 2007 рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом спф (заочное отделение) и учебной Программой курса «Естествознание»
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом спф (заочное отделение) и учебной Программой курса «Естествознание»...
Рабочая программа курса «Естествознание». 10-11 классы. Пояснительная записка iconРабочая программа составлена: доц. Бова Э. Ю. Брянск 2007 рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом спф (заочное отделение) и учебной Программой курса «Естествознание»
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом спф (заочное отделение) и учебной Программой курса «Естествознание»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница