Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс




Скачать 280.89 Kb.
НазваниеРабочая программа по изобразительному искусству 5 класс
страница1/3
Дата23.02.2013
Размер280.89 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

д. Пушкино Яранского района

Кировской области






УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете школы:

Директор школы

__________________ Л.Т.Ерошкина

«______» _________________ 20 __ г



Рабочая программа

по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

5 класс

на 2011-2012 учебный год.


Автор-составитель:

Ерошкина Л.Т.,

учитель 1 категории


Пушкино

2011

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена с учётом межпредметных связей, возрастных особенностей школьников на основе

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству,

  • Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений;

  • Программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» автора Горяева Н. А. / под ред. Б. М. Неменского, издательство «Просвещение» 2010 г.

  • Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ 2006 г.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.

Для изучения раздела программы :

  • «Древние корни народного искусства»-8ч.

  • «Связь времен в народном искусстве»-9ч.

  • «Декор-человек, общество, время»- 8ч.

  • «Декоративное искусство в современном мире»- 10ч.

Для реализации рабочей программы используется учебно- методический комплект:

учебник: – Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010 г.

дополнительные пособия для учителя:

– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2009г.;

– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2009;

– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;

– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;

– О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;


дополнительные пособия для учащихся:

– Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008,


Формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом способствуют разнообразные типы уроков, фор­мы и методы проведения занятий, которые соответствуют совре­менным требованиям педагогики сотрудничества. Так, например:

  1. Урок - сообщение новых знаний, где кроме уроков-лекций можно широко использовать уроки с элементами выступлений учащихся о результатах поисковой работы на заданную тему (урок «Народные промыслы родного края»). На таких уроках учащиеся получают навыки публичного выступления, учатся отбирать мате­риал, отстаивать свои взгляды, слушать друг друга.

  1. Комбинированные уроки:

а) сообщение новых знаний + практикум: повтор с вариациями.

Учащимся предлагается работа по определенному образцу (урок «Искусство Городца», где выполняются тренинговые упраж­нения по отработке выполнения основных элементов городецкой росписи).

б) сообщение новых знаний +практикум: импровизация.

При изучении темы «История костюма» учащиеся изготавли­вают одежду определенной эпохи для сделанной ими самими бу­мажной куклы. Эта «игра в куклы» позволяет при изучении сле­дующей темы «Интерьер» не только познакомить учащихся с об­становкой замка, дворца и т. п., но и организовать коллективную композицию «Бал во дворце Синей Бороды», «на улицах Города Мастеров» и т. п. с использованием музыкального и литературного материала.

3. Обобщающие уроки:

а) уроки-викторины. Например:«Роль декоративного искусст­ва в жизни человека и общества».

б) урок-игра.

в) урок-путешествие позволяет обобщать большое количество материала и используется часто при изучении объемных тем, на­пример, «Народные промыслы и ремесла», урок-праздник «Красота
земли родной».

Для формирования основ творческой деятельности учащихся на уроках стоит использовать следующие этапы работы:

  1. Знакомство с произведениями искусства должно быть впе­чатляющим. Это достигается их эмоциональной характеристикой, построенной на образных сравнениях, литературно-музыкальных ассоциациях. Примером может служить использование литератур­ного и музыкального ряда при проведении урока по теме «Декора­тивное искусство Древней Греции».

  2. После создания хорошей эмоциональной атмосферы можно переходить к творческой работе. Для этого используется литера­турный ряд: загадки, стихи и отрывки из литературных произведе­ний, сказки, легенды.

  3. Проверку качества знаний и усвоенного на уроке или по те­ме целесообразно проводить в игровой форме: игра «Вниматель­ный слушатель» по итогам урока-лекции; решение тематических кроссвордов.

  4. В домашнее задание стоит включать игровые моменты и творческие задания: поисковая работа, самостоятельное составле­ние кроссвордов по теме, например, «Народный костюм», или

со­ставление вопросов для КВН.

На обобщающих уроках ярко просматриваются элементы диа­лога. Чтобы диалог с учениками состоялся, можно включать в учебный процесс элементы театрализации и создавать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся. Эмоциональ­ным и содержательным дополнением при этом является введение музыкального и литературного ряда.

В процессе работы количество наглядного и иллюстративного материала, созданного руками учащихся, год от года растет. Этому способствуют ежегодные творческие отчеты в рамках общешколь­ного праздника «Город мастеров». Он позволяет повысить качество работ учащихся, так как они выполняют их для общешкольного просмотра. Расписные доски, поделки, игрушки, макеты, апплика­ции как результаты художественного труда наряду с выставками рисунков дают наиболее полное представление о предмете ИЗО.

Особую ценность представляют коллективные виды работ, на­пример, изготовление панно по теме «История костюма» («Вы по­едете на бал?», «Наш хоровод», «На улицах средневекового горо­да» и т. п.)

Общие усилия, направленные на решение творческой задачи, раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличност­ные отношения. Распределяя работы и обязанности между членами коллектива, дети оказывают помощь друг другу, чувствуют ответ­ственность за порученное дело.

Важно при этом добиваться хорошей и доверительной атмо­сферы в общении с учащимися.

Очень важно приложить усилия к тому, чтобы знания и навыки способствовали развитию уверенности, самоутверждению, чтобы не потерялась индивидуальность ребенка, для этого нагрузка и за­дания для детей дифференцируются с учетом способностей лично­стных пристрастий и возможностей учащихся.

В конце каждого урока анализируется проделанная работа, рассматривается степень продвижения к цели и решение задач уро­ка; проводится итоговая выставка и обсуждение работ учащихся. Желающих высказаться и выбрать лучшие работы всегда очень много. Дети сами оценивают, находят ошибки. Если работы можно исправить, предлагают, как это сделать. Учащиеся наглядно видят свои успехи и недоработки, видят результаты работы своих това­рищей, всего класса. Это способствует развитию художественного вкуса и правильной самооценке результатов работы.

Знания и умения учащихся

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).

Учащиеся должны уметь:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);

  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);

  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

  • передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.


Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  4. Тестирование

Тематическое планирование




Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)

Кол-во часов

Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся. Форма занятий)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля.

Измерители.

Дата проведения

план

факт

Древние корни народного искусства (8 часов)

1.

Древние образы в народном искусстве

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков Рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву. Материалы: уголь, сангина, тонированная бумага

Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символичес­кий характер

Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства

Ответить на вопрос: «Как отразились в древних образах народного искусства по-







2.

Орнамент как ос­нова декоратив­ного украшения

1

Урок формирования новых знаний; умений, навыков

Работа над укра­шением элемен­тов избы (фрон­тон, наличники, причелина, лобо­вая доска) соляр­ными знаками, растительными и зооморфными мо­тивами, геомет­рическими эле­ментами, вы­страивание их в орнаментальную композицию. Ма­териалы: уголь, сангина, тониро­ванная бумага

Орнамент как ос­нова декоративного украшения.

Выра­зительные средст­ва и виды орнамен­та (геометриче­ский, раститель­ный, смешанный). Типы орнаменталь­ных композиций: линейная, сетча­тая, рамочная, ге­ральдическая










3.

Конструкция, де­кор предметов на­родного быта и труда

1

Урок формирова­ния новых знаний, умений, навыков

Выполнение эски­за выразительной формы предмета крестьянского бы­та и украшение его орнаменталь­ной композицией (прялка, посуда). Материалы: гу­ашь, кисти, нож­ницы, бумага

Органическое един­ство пользы и кра­соты, конструкции и декора предметов народного быта, вы­явление символиче­ского значения де­коративных элемен­тов

Уметь выстраивать декоративную ком­позицию, используя выразительные средства приклад­ного искусства: пло­скостность, обоб­щенность и лако­ничность изображе­ния, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы


Ответить на во­прос: «Что род­нит различные произведения крестьянских мастеров?». Про­смотр, анализ и оценивание работ







4.

Образы и мотивы в орнаментах рус­ской народной вышивки

1

Комбинированный

Эскиз узора вы­шивки на поло­тенце в традициях народных масте­ров (фломастеры, восковые мелки, бумага)


Крестьянская вы­шивка -сокровищ­ница древних обра­зов и мотивов. Ус­ловность языка ор­намента, его симво­лическое значение.

Уметь использовать в практической ра­боте графические материалы и образ­ную символику (цвета и изображе­ния) народного ис­кусства, условность языка орнамента

Обмен кроссвор­дами, решение и взаимопроверка (оценивание). Анализ результа­тов собственного * художестве нного творчества







5.

Народный праздничный костюм

1

Комбинированный Выполнение эски­зов народного праздничного костюма с ис­пользованием различных техник и материалов

Народный празд­ничный костюм -целостный художе­ственный образ

Уметь работать с выбранным мате­риалом, используя выразительные воз­можности языка ДПИ: символика цвета и орнамен­тальных мотивов, целостность худо­жественного образа

Просмотр и ана­лиз работ







6

Декор русской избы

1

Комбинированный Коллективная работа «В русской избе». Материал глина (пласти­лин), стеки, фоль­га, упаковочная коробка, ткань

Единство пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян

Понимать взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда кре­стьян, значение ор­намента как носите­ля эстетического и символического значения. Уметь применять различ­ные материалы в художественно-творческой работе

Самоанализ этапов работы.







7

Внутренний мир русской избы

1

Комбинированный Коллективная работа «В русской избе». Материал глина (пласти­лин), стеки, фоль­га, упаковочная коробка, ткань

Единство пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян

Понимать взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда кре­стьян, значение ор­намента как носите­ля эстетического и символического значения. Уметь применять различ­ные материалы в художественно-творческой работе


Эстетическая оценка результата коллективной композиции







8

Народные

праздничные обряды. Масленица

1

Повторительно-обобщающий урок

Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, со лома или мочало нитки, палочка, ткань

Роль декоративно- прикладного искус- ства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б. М. Кустодиев, «Масленица»; В. Суриков, «Взятие снежного городка»


Иметь представление о роли декора тивно-прикладного искусства в укладе жизни русского на рода

Просмотр и анализ работ






  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству 5 8 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8-х классов составлена на основе Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы для 1-4 классов общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству 5, 6, 7 классы Программа разработана на основе федеральной программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №21»
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс iconРабочая программа по изобразительному искусству
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной программы по изобразительному...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс iconРабочая программа по изобразительному искусству 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Меленки Владимирской области
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс iconПо изобразительному искусству
Авторская программа В. М. Неменский по изобразительному искусству для 5-7 классов // Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс iconРабочая программа по изобразительному искусству 5 класс
...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс iconРабочая программа по изобразительному искусству 6 класс
...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса
Т. Я. Шпикаловой. В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены некоторые изменения (в пределах 20 %), в частности, сделаны изменения...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной
Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница